Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: «Прошу слова!»




Скачать 57.92 Kb.
Дата04.07.2017
Размер57.92 Kb.
Тема: «Прошу слова!» Современная русская проза. Традиции и новаторство современной прозы. «Человек и природа» ( к 75-летию со дня рождения В. Распутина – круглый стол).

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского писателя, помочь учащимся осмыслить прочитанное, выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения; воспитывать гуманные чувства, пробуждать любовь к природе, помогая формулированию экологического мышления, интерес к творчеству писателя; развитие связной речи учащихся.

Оборудование:

книги В.Распутина, карточки с текстом В.Распутина.

Ход круглого стола:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы.

В. Федоров.

Запись на доске:



«Что-то случилось, словно бы оборвалась какая-то невидимая нить, до того связывающая большую семью».

Михаил Алексеев.

На доске - фамилии писателей:



В. Распутин

В. Астафьев

В. Шукшин

Б. Васильев

Г. Троепольский

Ф. Абрамов

Учитель:

1) Чувство природы – это самое богатое чувство. Оно делает человека настоящим хозяином земли. Природа остается «душою» людей. С ней связано становление личности, с нею связано искусство, история, память. Она – ценность эстетическая и нравственная. Ценность неоценимая.

2) Как места тургеневские, есенинские, блоковские откликаются в душе не только естественной своей красотой, но и воскрешают и обновляют мир любимых образов, так и явления приметные, незначительные освежают память чувств, возрождают пережитое нашими соотечественниками. Поэтому-то ответственность перед природой в современной литературе сливается с ответственностью перед всеми, кто творил на Земле, и перед всеми, кто буде жить после нас. Вот об этой ответственности мы сегодня и поговорим.

3) Наш круглый стол называется «Прошу слова!» Время, в котором мы живем – время новых открытий, и в жизни, и в литературе. Сегодня у нас звучит голос Эпохи, голос нашей совести.

1) Мужественные писатели С. Залыгин и В. Белов спасли реки Северо-Запада от поворота на юг.

Широко известна упорная борьба В. Распутина за сохранение неисчерпаемых богатств Сибири и чистоту ее жемчужины – Байкала.

2) Тревожно зазвучали голоса целого поколения российских поэтов и писателей.

«Нам не привыкать к потерям, - говорит С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент природы, после этого терять уже будет нечего.»

3) Произведения В. Распутина, В. Астафьева, Б. Васильева, В. Шукшина, Г. Троепольского, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова открывают перед нами «природы очистительную силу». Писатели рассматривают экологические проблемы с разных сторон, прослеживают внутренние связи между матерью-природой и порожденным ею человеком.

1) Прислушаемся же к природе. Сердцем приникнем к ней, узнаем о ее заботах, поделимся своими печалями. Сегодня уже мало красивых слов о спасении природы, нужны активные действия.



Слово просит писатель В. Распутин:

Страница №1 «Из истории»

  1. К концу 60-х г. 20 века наступил кризис технократического сознания: недоверие к НТР, интерес к материальной и духовной культуре русского крестьянства, к лирике С. Есенина и «новокрестьянских» поэтов (Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина и т.д.).

В литературу пришли писатели, не утратившие связи с деревней, озабоченные ее проблемами.

  1. Произошло зарождение «деревенской прозы», характерными чертами которой стали интерес к русскому национальному характеру; идеализация общинных ценностей; неприятие современного города, «цивилизации», ощущение духовного кризиса, разрыва в преемственности поколений, экологическая проблематика.

  2. Активную позицию в борьбе за сохранение природы занимают герои повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Сюжет повести как будто прост: старинная деревня на острове посреди Ангары ожидает затопления водами искусственного водохранилища. «Царский листвень» стойко выдерживал и топор, и пилу, и огонь пожогщиков. И когда, отчаявшись свалить его, мужики отступились, он «один выстоявший, непокоренный продолжал властвовать надо всем вокруг». «Царский листвень» - символ вечно живой природы, одолеть которую человек не властен.

Страница №2 «Из биографии В. Распутина»

  • Слово о В. Распутине

  • Заочная экскурсия по местам, где родился и жил В. Распутин.

6 класс В. Распутин «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

12 класс «Прощание с Матерой» .

Страница №3 «Листая повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»

  • Прочитаем сцену прощания с домом Настасьи (глава 7)

  • Гибель дома Катерины Зотовой (глава 8)

  • Глава 20. Подумаем, что вкладывает В. Распутин в понятие «Дом».

Глава 18. «Из веку почитали… и суждено закрыть Матеру».

  1. В. Распутин представляет нам гармоничный мир Матеры как бы самым святым местом на земле. На острове Матера уцелел царственный листвень, «ось мира». Его обитательницы – старухи – праведницы привечают неузнаваемого нигде, гонимого везде в мире Богодула странника, юродивого, «Божьего человека». Как ожесточилась, огрубела жизнь на Руси, если нынешняя Русь не узнает в Богодуле тех, кто извечно молился за нее, кто избирал для себя ради народа идеал «святого нищенства», вечной молитвы, страдания. Богодул – это именно «юродивый», т.е. презревший суету, богатство, все виду внешнего успеха, умертвляющей плоть ради причастности к Христу, искупления вины перед вечностью всех слепых счастливцев… Таких героев не было в русской постреволюционной прозе.

  2. Фактически, кроме Матрены-праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» (1963 год) – не было и таких величавых в своей обреченности старух-праведниц, которых вывел В. Распутин. Они живут в особом «времени – пространстве» - времени прощания, тревоги, начертания последних знаков, пророческих заветов. Это последние праведницы на земле. По ночам остров обходит «хозяин» - вымышленное существо, добрый дух земли. И как священный китеж-град, остров Матера у В. Распутина окружен хаотично жестоким, агрессивным миром, от воздействия которого он как бы и погружается на дно.

- Как вы понимаете мотивы «голосов», звучащих в сознании Дарьи?

1) Глава 18 – В повести не раз возникает мотив «голосов», которые управляют поступками Дарьи: на кладбище – это голоса родителей, звучащие словно из глубин Дарьиной памяти.

2) Глава 20, конец главы 15 – В доме – ощущение своей причастности к неким высшим силам. Эти «голоса» задают темы принадлежности человека к неким высшим силам.

«Люди забыли, что каждый из нас не один, потеряли друг друга и не было сейчас друг в друге надобности» (глава 8)



Страница № 4 «Экскурсия в библиотеку»

Вывод:

  1. Во все времена человек находил в природе вдохновение и успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты.

  2. Нелегко изменить мировоззрение человека, с огромным трудом идет формирование нового экологического мышления. И то, что человек признает свою вину перед природой – уже первый шаг к возрождению.

  3. Второй шаг – отстаивать то, что первозданно, не нарушать гармонии.

  1. И третий шаг к нравственному совершенствованию человека – в любви к родной земле, бережном и заботливом отношении к своей кормилице.

Домашнее задание: составить обращение к людям по защите природы «Экологический кодекс природы»


  • Оборудование: книги В.Распутина, карточки с текстом В.Распутина. Ход круглого стола
  • Страница №1 «Из истории»
  • Страница №2 «Из биографии В. Распутина»
  • Страница №3 «Листая повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»
  • Страница № 4 «Экскурсия в библиотеку» Выступление библиотекаря о книгах В. Распутина. Вывод
  • Домашнее задание