Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема опыта




страница1/5
Дата04.07.2017
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4   5


Начальная школа
Тема опыта: «Формирование читательской компетентности младших школьников через систему комплексной работы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

Автор опыта: Морозова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина.

Рецензенты:

Серых Л.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», к.п.н., доцент.

Белова О.В., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области (далее Школа), в которой работает автор опыта - многопрофильное образовательное учреждение, обучаются дети из разных районов города, из семей разного социального уровня. Школа оснащена современным оборудованием и компьютерной техникой, электронной мобильной библиотекой. Школьная библиотека имеет необходимое количество учебной, художественной, научно-популярной литературы в соответствии с реализуемой образовательной программой Школы.

В учреждении созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их самореализации в выбранном направлении деятельности. За время работы педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы, сложились традиции, которые способствуют поиску эффективных путей направленных на развитие личности младших школьников.

Удобное месторасположение школы позволяет ей активно сотрудничать с Центральной детской библиотекой муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система № 1», муниципальным автономным учреждением культуры «Губкинский театр для детей и молодёжи», муниципальным автономным учреждением культуры «Дворец культуры «Строитель», муниципальным бюджетным учреждением культуры «Дворец культуры «Форум», муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Станция юных туристов». В Школе и ее микрорайоне созданы условия для организации комплексной работы по формированию читательской компетентности младших школьников.

Началом работы по теме опыта стало проведение в 2012 году диагностики исходного состояния уровня развития читательских интересов. Опрос первоклассников и родителей по выявлению читательских интересов показал низкую мотивацию к чтению в период поступления в первый класс. Среди первоклассников 20%-читают, интересуются,50%-читают мало, интересуются мало, 30%-не читают, не интересуются. Среди родителей 15%-читают, интересуются,15%-читают мало, интересуются мало, 70%- не читают, не интересуются. Опрос родителей по проблеме семейного чтения показал, что роль семьи в организации чтения детей находится на низком уровне.15% семей - читают с детьми книги, 20% семей - читают редко с детьми, 75% семей - не читают с детьми книги. Причиной сложившегося положения является неправильная организация семейного досуга, занятость родителей.

В связи с этим возникла идея включения в учебный процесс системообразующего комплекса по формированию читательской компетентности, создание условий для формирования читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.



Актуальность опыта

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников приобретает особое значение. В центре школьной образовательной и воспитательной систем ставятся вопросы развития всей целостной совокупности качеств личности в целях обеспечения полного и свободного развития учащихся. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию и воспитанию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

ФГОС начального общего образования ориентирует на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у младших школьников знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Автор опыта считает, для того чтобы ребенок стал полноценным читателем, нужны определенные условия. Первое условие – отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность, и второе – организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения.

Школа совместно с другими структурами способствует формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.

Исходя из этого, автором опыта выдвинуты противоречия:

- между необходимостью много читать и количеством часов по литературному чтению;

- между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и отсутствием интереса детей к чтению.



Ведущая педагогическая идея опыта заключается во включении в учебный процесс системообразующего комплекса мероприятий по формированию читательской компетентности в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Длительность работы над опытом

1этап – начальный – 2012г. – выявление проблемы, подбор диагностического инструментария, диагностика уровня сформированности читательских интересов первоклассников.

2 этап – основной – 2013-2014 гг. – определение целей и задач образования, разработка и проведение уроков, занятий внеурочной деятельности по теме опыта; апробация и реализация содержания проекта «Библиотека плюс школа».

3 этап – заключительный – 2015г. – обобщение результатов исследования.



Диапазон опыта

Данный опыт является единой системой «урок – внеурочная деятельность», построенной с учетом психологических особенностей и потребностей детей, охватывающей весь период обучения ребенка в начальной школе.

.Теоретическая база опыта

Основное ключевое понятие в опыте - «читательская компетентность». Читательская компетентность учащихся начальных классов - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

В теоретическом плане учитывались научные работы Тихомировой И.И. «Как воспитать талантливого читателя», Омороковой М.И. «Совершенствование чтения младших школьников», «Преодоление трудностей», Романовской З.И. «Чтение и развитие младших школьников»,

Методологической основой опыта являются:

-технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н.Н.Светловской);

- исследования о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений;

- методика развития зрительного восприятия текста,

-система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста;

- система упражнений на развитие восприятие текста.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в комбинировании различных приемов, методов, форм работы, которые составляют систему по формированию основ читательской компетентности младших школьников и для развития потребности в чтении, использовании «технологии формирования типа правильной читательской деятельности», посредством которой происходит развитие читательской компетентности. Автор опыта считает, что становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия учителя, библиотеки и семьи.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Системообразующий комплекс, представленный в опыте, может быть использован педагогами 1-4 классов с учетом особенностей образовательного учреждения, класса, учащихся



Раздел II. Технология описания опыта
  1   2   3   4   5

  • Автор опыта: Морозова Светлана Викторовна
  • Рецензенты: Серых Л.В.
  • Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
  • Ведущая педагогическая идея опыта
  • Длительность работы над опытом
  • Теоретическая база опыта
  • Новизна опыта Новизна опыта
  • Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
  • Раздел II. Технология описания опыта