Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: Образ Чацкого




Скачать 101.75 Kb.
Дата28.06.2017
Размер101.75 Kb.
ТипБиография
Класс: 9

Тема: Образ Чацкого.

Цели:- обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии;

- дать развёрнутую характеристику образа в историческом и культурном контексте;

- через историко-функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

Задачи: - учить делать выводы, создавать связное монологическое высказывание;

- стимулировать познавательную активность учащихся;

- воспитывать любовь к русской литературе.

Тип урока: повторение пройденного материала.

Вид урока: семинар.

Оборудование: текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», портрет А.С. Грибоедова, иллюстрации к комедии, музыкальное сопровождение.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Приезд не в пору мой?

А.С. Грибоедов.
II. Вступительное слово учителя.

(звучит вальс А.С. Грибоедова)

А.С. Грибоедов соединил в себе талант поэта и дипломата, музыканта-композитора и государственного деятеля. Он был щедро одарён от природы, но полнее и ярче всего выразил себя в своём главном поэтическом труде – «Горе от ума».

«Горе от ума» - одно из самых загадочных произведений в русской литературе. И главной задачей является образ Чацкого? Герой неоднозначный, яркий, колоритный.

«Приезд не в пору мой?» - задаётся вопросом Александр Андреевич Чацкий.

- Почему же не в пору?

- Не его ли воспитывали в доме Фамусова?

- Не здесь ли зародилась любовь к Софье?

- Так каков же он, Чацкий?

Давайте по тексту восстановим биографию Чацкого до того момента, как он переступит порог фамусовского дома.

III. Биография Чацкого.
(Сообщение ученика)

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодёжи 1810-1820 годов.

Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, «когда всё мелко так, и нежно, и незрело», юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух «века минувшего», «низкопоклонничества» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых.

… уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

Рассказывает Софья.

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Всё это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда ещё взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него,-

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.

Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение «либералистов», сначала ещё неопределённое по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого.

Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодёжи. Многие из декабристов были литераторами.

Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министром связь». Однако не надолго… В комедии ясно сказано, что, «с министрами связь» закончилась у Чацкого разрывом.

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, это «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением, означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и прогрессивные хозяйственные реформы.

Затем Чацкий отправился за границу. На «путешествия» стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После тех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.


IV. Слово учителя. Неоднозначность характера героя. Беседа по вопросам.

- Каков он, Чацкий?

- Какие противоречия его натуры вы увидели?

(- смеющийся над другими, он сам бывает смешон, при этом не чувствует насмешки над собой и глубоко страдает;

- достаточно проницателен, а сам находится во власти самообмана;

- обвиняя других, никогда не чувствует себя виноватым)
- Неоднозначность характера героя вызывает и неоднозначность оценок. Какие это оценки? Что испытывают другие герои комедии к Чацкому.

(и иронию, и сострадание, и страх) мотив сумасшествия.

- Несмотря на противоречивость его натуры, у Чацкого есть твёрдые убеждения. Он готов отстаивать их.

Каковы его убеждения7

(Слушаем монолог Чацкого «А судьи кто?..», отвечает на вопрос.)

(- протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;

- борьба с невежеством, необходимость просвещения;

-осуждение чинопочитания и карьеризма;

- призыв к свободе мысли и высказывания против преклонения перед иностранщиной).
- Чьи взгляды высказывает А.Чацкий? (герой-резонёр)

- Скажите, актуален ли Чацкий со своими взглядами в XXI веке?
V. Слово учителя. Русская критика о А.А.Чацком?

Русская критика, начиная с А.Григорьева и А.Герцена, образ Чацкого стала сближать с декабристами. Этому способствовали не только взгляды героя, но и определённые биографические параллели:

Чацкий не хочет служить, оставили службу Муравьёв и Рылеев; путешествие по Европе как признак вольнодумства; высокий строй речи, ораторские интонации («говорит, как пишет»), свойственные декабристам.
VI. Обзор учащимися. «Чацкий в зеркале критики».

А.А.Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинное лицо нашей литературы. Чацкий прежде всего – честная и деятельная натура в высшей степени страстная. Чацкий – порождение первой четверти русского XIX столетия, прямой наследник Радищева, товарищ людей вечной памяти 12 года; упрямая сила, готовая погибнуть в столкновении с средою. Ему нет дела до того, что Среда, с которой он борется, положительно не способна не только понять его, но даже и отнестись к нему серьёзно.»

Ю.М.Лотман: «Фамусов имел основание сказать, что Чацкий «говорит как пишет». В данном случае это не только поговорка: речь Чацкого резко отличается от слов других персонажей именно своей книжностью. Он говорит, как пишет, поскольку видит мир в его идеологических, а не бытовых проявлениях».

И.Гончаров: в статье «Мильон терзаний» подчёркивал, что Чацкий – герой, проявляющийся при смене одного века другим. Он «передовой воин, застрельщик, но всегда жертва».

И.Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачён гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

В современных трактовках Чацкий – личность, несомненно, яркая, человек передовой, образованный, честный, но при этом во многом заблуждающийся и совершающий промахи. Его образу присущ трагический конфликт между умом, идеями с одной стороны, и сердцем, нравственной природой человека, с другой.

Б.Голлер: «Горе от ума» - это пьеса Софьи. Софья – прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против неё. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, - это тоже она!
Вопрос: Согласны ли вы с критикой?
VII. Итоги урока:

- Есть ли единомышленники у Чацкого в пьесе? Или он одинок?



(единомышленники есть: внесценические персонажи брат скалозуба, князь Фёдор)
- В чём трагизм судьбы Чацкого?

(«двойной» трагизм воплощён в его судьбе: он отвергнут Софьей и обществом. Трагедия Чацкого – это трагедия умного человека, когда его ум, талант, честность не востребованы)

Учитель: А умён ли Чацкий? А.С. Пушкин считал, что Чацкий неумён. Но об это мы будем говорить на следующем уроке.
VIII. Домашнее задание.

- Как вы понимаете значение ставшего крылатым выражения «Ум с сердце не в ладу»?



Класс: 7 б

Тема: Р.Р. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь».

Цели:- подготовить учащихся к написанию сочинения;

- продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.



Задачи: - прививать культуру ведения диалога;

- способствовать развитию интереса к родному языку.



Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – беседа с элементами игры.

Оборудование: репродукция картины С.Григорьева «Вратарь», музыкальное сопровождение.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Страница 87, упражнение 185.

- Как вы считаете, на какую тему подобраны предложения?

- В каких предложениях характеризуется манера нападающего атаковать футбольные ворота?
III. Подготовка к сочинению.

Слово учителя.

Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 году. В творчестве художника важную роль играет тема молодости, физического и духовного здоровья человека. Особенно часты у Григорьева детская и школьные темы. Картина «Вратарь» принесла Григорьеву заслуженную славу.

Итак, вы приглашаетесь на футбол.

(звучат позывные футбольного матча)
Игра «Футболист».

Предлагается, разделившись на две команды, провести игру «Футболисты», в которой судья (ученик) будет вести подсчёт очков – голосов в ворота соперника: необходимо назвать слова, обозначающие действия.

Победитель – команда, назвавшая больше слов и словосочетаний, т.е. забившая большее количество голов.

(можно использовать материалы упражнений 185, 186)

1) Название команды

2) Приветствие «Физкульт. привет»

3) Игра (схема футбольного поля на доске)

4) Вручение грамоты (звучат позывные)
Рассматривание картины С.Григорьева «Вратарь».

1) Каков сюжет картины?



(Осень, пасмурное небо, желтеющая и опадающая листва. Ребята возвращались из школы и зашли на пустырь поигратьв футбол. Ребята соорудили ворота из портфелей и школьных сумок, просто бросив их на землю, и завязалась увлекательная игра. О том, что игра азартна, свидетельствует неприкрытый интерес болельщиков. Зрители сидят на штабеле из досок..)
2) Кто является центральным персонажем картины?

(Центральным персонажем картины является мальчик-вратарь. Вратарь стоит, согнувшись, поза его напряжена, он сосредоточенно следит за игрой. По его позе можно предположить, что мяч пока далеко от ворот. Но в любой момент мальчик готов вступить в игру и защищать свои ворота.)
3) Опишите позу вратаря.

(У него профессиональная поза вратаря, на руках перчатки. Замотанная бинтом коленка свидетельствует о том, что не впервые вратарь стоит на футбольном поле, и всегда он защищал ворота даже ценой собственных коленей.

На ногах у мальчика спущенные чулки и подвязанные тесьмой калоши. Видно, что вратарь храбрый, бесстрашный мальчик, увлечённый своим делом.)
4) Кто с замиранием сердца следит за ним?

(а) За вратарём стоит, заложив руки за спину, маленький мальчик в красном костюме.

Ребёнок с видом знатока следит за игрой. Но в команду его пока не принимают.

б) Мужчина в шляпе и пиджаке слишком захвачен зрелищем игры и словно бы хочет принять в ней участие. Он сидит, слегка расставив ноги, опёршись ладонями о колени и подавшись вперёд и вбок, туда, где бьются за мяч.

в) Мальчик в лыжном костюме и красном галстуке смотрит, вытянув голову вперёд и приоткрыв рот.

г) Мальчик с малышом на руках и девочка в школьной форме, с красным бантом в волосах также внимательно смотрят за игрой.

д) Другие девочки, сидящие на досках – с куклой, в капюшоне, в красной шапке, - более спокойно относятся к игре, но тем не менее внимательно следят за ней.

е) Самые спокойные – малыш в пуховом платке и белый лохматый пёс с чёрным ухом.)
5) Какой момент матча отобразил Григорьев?

(Кульминационный. Наиболее острый момент игры. Это чувствуется и в позе вратаря – напряжённой, исполненной ожидания, и в явном интересе зрителей.)
(план по вопросам)
IV. Итог урока.

Игра «Передай мяч»



Пользуясь планом на доске, расскажите по цепочке, что изображено на картине Григорьева. (передавая мяч другому).
V. Домашнее задание.

- Какие цвета использует в картине художник? Выпишите их.

  • Тип урока
  • Межпредметные связи
  • III. Биография Чацкого.
  • VI . Обзор учащимися. «Чацкий в зеркале критики».
  • VII . Итоги урока
  • VIII . Домашнее задание.
  • Цели
  • III . Подготовка к сочинению.
  • IV . Итог урока.