Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: М. М. Зощенко




Скачать 99.27 Kb.
Дата29.06.2017
Размер99.27 Kb.
Тема: М. М. Зощенко «Ёлка»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного, выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, развивать речь, мышление, память, чувство юмора, воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
УУД: предметные- умения работать с текстом( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова( ключевые);

Метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П- умение ориентироваться в учебной книге, К- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( умение договариваться о совместных действиях), Л- осмысление понятий "ложь", "неправда", "вранье" (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного осуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: аудиоприложение к учебнику, презентация к уроку и презентация "Биография М. М. Зощенко", карточки для работы учащихся в паре и группе.

Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:

Орг. момент.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел звонок.

Начался урок

Назад повернемся,

Гостям улыбнемся.

Обратно вернемся

Друг другу улыбнемся.

И с хорошим настроением

Уроком чтения займемся.




  1. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 3)

Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.
Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее.

  1. Речевая разминка. Слайд 3




  1. Подготовка к основному этапу.

Самоопределение к деятельности: определение темы урока.

Отгадайте загадку (ёлка)- Слайд 4


Подумайте, какова будет тема следующего произведения?

Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.

Откройте следующую страницу и прочитайте название следующего произведения.

Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко). Слайд 5
V Постановка цели и задач к уроку.

Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением.

Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.



Давайте поставим задачи на урок?

  • Вспомнить биографию и творчество Зощенко.

  • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

  • Познакомиться с произведением.

  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.


VI Актуализация знаний.

Знаком ли вам этот автор? Какие рассказы Зощенко вы читали?

Мы читали рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова».(При затруднении показать иллюстрации).



Давайте вспомним, в чем особенности этих рассказов? (кто являются героями этих рассказов?)

Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.




  1. Усвоение нового материала. Биография автора ( презентацию подготовила Тишкина А ).

Вопросы к классу по биографии:

Когда родился? Где? Что запомнили о семье писателя?

Что вы можете сказать о нём как о гражданине?

Какие качества характера можете ещё перечислить?




  1. Прогнозирование.

Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?

О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.




  1. Словарная работа :

Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….

Длинновязая – высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена


  1. Знакомство с произведением (аудиозапись к учебнику).




  1. Анализ произведения.

Подтвердились ли ваши предположения?

Назовите жанр данного литературного произведения?

Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?




  1. Анализ произведения. Приём «Мозаика вопросов»

Работа в парах (самостоятельная постановка вопросов по тексту произведения).
Назовите главных героев произведения?

Лёля и Минька, и их родители.



Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?

5 лет.


Как отмечали Новый год в их семье?

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.



Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?

Выборочное чтение.



Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.


1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки: ( работа в группах)
Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами.

Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.



 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел



Вопросы:

Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите – выборочное чтение)

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.



Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.



Чем закончился праздник? И почему?

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.



Что руководило ими в этот раз?

Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых



Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?

Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.


Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения

Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? Как вы понимаете эти слова?

Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться.

Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.

Всё это сказывается на их настроении, здоровье.


3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?



(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:


  1. На что и клад, если в семье лад.

  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.


Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок.

Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)

Как ему удалось стать добрым?

Он никого не обижал, не брал чужих вещей…



Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?

Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло.


Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству


Оценка детьми заданных вопросов.

Чьи вопросы вам понравились больше и почему?

Уточняющие вопросы. Почему? Заставляли нас задуматься о причинах поступков.

Оценочные вопросы. Побуждали нас к оценке героев.
Д / З Творческое задание: пересказ от лица Миньки.

Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.




  1. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?

Лёля и Минька испортили подарки и угощения.


Интересно, в чем проблема?

Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям .

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Если ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как осуществить это на практике?
Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?

Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.



Итог урока

Все ли поставленные задачи выполнили?

А какие умения мы отрабатывали, выполняя третью задачу?


  • Ставили самостоятельно вопросы к тексту,

  • Анализировали информацию, делали выводы,

  • Отвечали на вопросы,

  • Высказывали своё мнение,

  • Доказывали свою точку зрения,

  • Определяли главную мысль,

  • Учились работать в паре без конфликтов, слушать и слышать друг друга,

принимать разные мнения, договариваться.


  1. Самооценка.

Оцените себя, как вы работали на уроке.
З – поднимает тот, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.

Ж – тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.

С – тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.


  1. Рефлексия.

Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.
Урок интересный, потому что…

взволновал…

заставил задуматься…

дал понять…



навел меня на мысль...
Благодарю всех за работу. Мне было очень приятно с вами сегодня общаться. Надеюсь, он был полезным и поможет вам в жизни.
Самостоятельная работа ответить на вопросы:


  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

  5. Что хотела мама подарить Миньке?  (Паровозик)

  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)