Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема. Любовь и счастье в романе




Скачать 152.73 Kb.
Дата01.07.2017
Размер152.73 Kb.
Тема. Любовь и счастье в романе.

Цель. Сопоставить разные истории любви и сделать выводы о том, какова концепция любви в романе.

Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.Тургенев

Чувство любви может быть истинно хорошо

только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно

составляет начало и залог того общественного благоденствия,

которое обещается нам в будущем развитиичеловечества

водворением братства и личной равноправности между людьми.

Н.Добролюбов
Обратите внимание на то, что главные герои романа «проходят испытание» любовью. Все они влюблены, и у каждого своё отношение к любви. В романе четыре сложившиеся пары, при этом не­трудно заметить, что в жизни каждого из них присутствует (или присут­ствовала) ещё одна женщина.

  • Николай Петрович и Мария, Фенечка;

  • Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка;

  • Аркадий и Одинцова, Катя;

  • Базаров и Фенечка, Одинцова.

Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями?

Что для каждого из героев — любовь? Реальное чувство или мечта?

Аркадий: «Я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней», «...я не богат и чувствую, что готов на все жертвы..»

Базаров: «Ты придаешь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал». «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщи­ной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдём лучше жука смотреть». «Свободно мыслят между женщинами только уроды». «База­ров бьш великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл бели­бердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал своё удивление: почему не посадили в жёлтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и труба­дурами? «Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», «...что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать— прекрасно, а не выйдет, — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал», «...лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». «Мужчине некогда заниматься та­кими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испан­ская поговорка», «...да притом любовь... ведь это чувство напускное». «Сам себя не сломал, так и бабёнка меня не сломает».

Павел Петрович: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!» «Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подаётся тобою, лучшим' из людей!.. Женись на Фенечке... Она тебя любит, она — мать твоего сына», «...станем исполнять свой долг; и посмотри, мы ещё и счастье получим в придачу».

Николай Петрович: «Но.,, те сладостные, первые мгновения, отчего бы не жить им вечною, неумирающею жизнью?» «Ты это говоришь, Па­вел! ты, которого я считал всегда самым непреклонным противником подобных браков!»

Одинцова: «По-моему, или всё, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо». «Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, му­зыкой, хорошим вечером, разговором с симпатическими людьми, отчего всё это кажется скорее намёком на какое-то безмерное, где-то сущест­вующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, которым мы сами обладаем?» «Нет... бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете».

Катя: «О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова поко­ряться, только неравенство тяжело. А уважать себя и покоряться — это я понимаю; это счастье; но подчинённое существование... Нет, доволь­но и так».

Фенечка: «Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо!».

Княгиня Р.: «Крест — вот разгадка».
Для Николая Петровича любовь это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же как бы примирение с жизнью. Для Павла Петровича это загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь. Для Аркадия любовь и се­мья синонимы; любовь это взаимопонимание, уважение друг к дру­гу, общие интересы. Базаров считает, что любовь это пустяки, ро­мантизм. Оказывается, что онасила, природная и естественная, способная сломать любого человека. Для Фенечки любовь это служе­ние «благодетелю» Николаю Петровичу. Для Одинцовой любопытст­во, чувство, которого она боится и так и не решается познать. Для Ка­ти семья и равенство в браке. Для княгини Р. прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.

Вы видите, что декларации о любви и истинное значение её в жиз­ни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их. Заполним таблицу, используя знания текста романа и ответим на вопрос.


Женщины, которых любят герои. Истории любви


Герои

Истории любви и характеристики возлюбленных

Ответ на вопрос

Николай Петрович


Ещё при жизни родителей влюбился «в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, мило­видную и, как говорится, развитую девицу: она в журна­лах читала серьёзные статьи в отделе «Наук». Он же­нился на ней, как только минул срок траура, и... блажен­ствовал со своею Машей... Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вме­сте, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством. А Ар­кадий рос да рос... Десять лет прошло как сон. В 47 же­на... скончалась». Он вспоминает её «не домовитою, доброю хозяйкою, а молодою девушкой с тонким ста­ном, невинно-пытливым взглядом и туго закрученною косой над детской шейкой».

Три года назад, т.е. в 1856 году, в отдалённом уездном городе, он ночевал на постоялом дворе, где хозяйкой была мать Фенечки. Ему понравилась её рассудитель­ность и аккуратность, и он пригласил её в дом эконом­кой. Фенечке тогда минул семнадцатый год. Через год он лечил Фенечку и долго ему «всё мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувст­вовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Понем­ногу она привыкла к нему. Вскоре умерла её мать. Она наследовала от неё «любовь к порядку, рассудительность и степенность». Но «она была так молода, так


одинока; Николай Петрович был такой добрый и скромный...» К моменту приезда Аркадия их сыну Мите седьмой месяц. Для Фенечки он «благодетель». Через погода после смерти Базарова они поженились.


Добрый и скромный человек, Николай Петрович дважды выбирает один и тот же тип женщин. Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие— настоящие матери и жёны. Ма­рия более образо­ванна, Фенечка более проста. Он любит му­зыку, поэзию, приро­ду, красоту. Одним словом, романтик, как сказал бы Базаров. Тяга к красоте и мо­лодости, неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выбору. Для него главное в жизни — семья. Он не общественный человек

Павел Петрович


Когда Павлу Петровичу было 28 лет, он встретил, княгиню Р. Она была замужем, у неё не было детей. Она «вела странную жизнь». «Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась
по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем... Она была удивительно сложена; её коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал; во всём её лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза — они были невелики и серы, — но взгляд, их, быстрый, глубокий, беспечный до удали, и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нём даже тогда, когда язык её лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил её на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в неё страстно». Он подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. Она чуть не свела с ума его своей странной любовью, но она охладела к нему. Он терзался и ревновал, таскался за нею повсюду. Она уехала за границу. Он вышел в отставку и отправился за ней. «Её образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу». Дружба с нею была невозможна. Она избегала его. Он вернулся в Россию, прожил десять лет «бесцветно, бесплодно». Через десять лет он узнал о её смерти. Она вернула ему кольцо, проведя по сфинксу крестообразную черту, и «велела ему сказать, что крест— вот разгадка». Это случилось в начале 1848 года. Он поселился в деревне. Находил, что в Фенечке есть что-то общее с Нелли, в верхней части лица

Две женщины, кото­рые поразили Павла Петровича, слишком непохожи. Объединя­ет их не сходство ме­жду собой, а отноше­ние к нему: княгиня слишком непредска­зуема в своих чувст­вах, а Фенечка даже не знает о его привя­занности. Невозмож­ность семьи, ответно­го чувства— вот что их объединяет. Ста­рый холостяк, он вряд ли готов к семейной жизни. Он самодоста­точен. Для него лю­бовь — прекрасная загадка, которую не­возможно разгадать.


Аркадий


«Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в чёрном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали вдоль блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица»... «Она посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев». «Ей пошёл двадцать девятый год, но в её присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком...» «...Аркадий решил, что он никогда ещё не встречал такой прелестной женщины». Аркадий «принимался болтать, весь проникнутый счастием находиться в её близости, говорить с ней, глядеть в её глаза в её прекрасный лоб, во всё её милое, важное и умное лицо». «Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в её словах...»

Аркадий ещё увлечён Одинцовой, когда она знакомит его с сестрой Катей: «Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розо­вые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и бы­стро переводила дух». «Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий... неохотно пошёл за ней». Он испытывает к Одинцовой «томительное ощущение, по­хожее на предчувствие любви». Катя «ушла в себя... она нескоро выходила наружу... Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею её сест-рой»...Катя «не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой друж­бы», «...хорошо ему было с одной Катей». «С Катей Ар­кадий был как дома; он обращался с ней снисходитель­но, не мешал ей высказывать впечатления, возбуждён­ные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали». «Катя обожала природу, и Ар­кадий её любил, хоть и не смел признаться в этом...» Кате: «Вы одинаково умны; у вас столько, же, если не больше характера, как у ней...» «Катерина Сергеевна!.. вам это, вероятно, всё равно: но знайте, что я вас не только на вашу сестру, — ни на кого на свете не про­меняю».




Аркадий очень похож на отца. Он любит тоже: природу, красоту, поэзию, музыку. Его увлечение Анной Одинцовой понятно: она прекрасна, значи­тельна. Но с Катей у него много общего, а для него важно, что­бы у мужа и жены были общие интере­сы. Сам он слабый человек, поэтому с радостью поддаётся воле Кати. Для него семейная жизнь — главная ценность жизни

Базаров


Он встретил Одинцову на балу у губернатора. Первона­чальные его отзывы достаточно циничны: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». «Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа— ой-ой-ой...» «Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?», «...у ней такие пле­чи, каких я не видывал давно». «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». При встрече с ней в номере гостиницы он «как будто сконфу­зился». Её биография свидетельствует о нелёгкой жиз­ни: мать её из обедневшего рода князей, отец— афе­рист и игрок. Он умер, оставив дочерям крошечное со­стояние. Она вышла замуж за очень богатого человека, намного старше её, который, умирая через шесть лет, оставил ей всё своё состояние. Она поселилась с сест­рой в прекрасном доме с садом в Никольском, «...характер у неё был свободный и довольно решитель­ный». Ей льстило смущение Базарова. Она умела под­держать беседу и поговорить о ботанике, медицине, му­зыке. Базаров отозвался о ней: «Вишь, как она себя за­морозила... Герцогиня, владетельная особа. Ей бы толь­ко шлейф носить да корону на голове». И тут же: «Эта­кое богатое тело!... хоть сейчас в анатомический театр». Позже он замечает: «Какой я смирненький стал». Один­цова о себе: «Я ужасная спорщица... нетерпелива и на­стойчива... легко увлекаюсь». Девиз Одинцовой: «Во всём нужен порядок». Базаров: «...баба с мозгом. Ну и видала же она виды... Но чудо— не она, а её сестра... Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь... Из этой ещё что вздумаешь, то и сде­лаешь, а та — тёртый калач». Базаров тоже понравился Одинцовой «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нём что-то новое, с чем её не случалось встретиться, а она была любопытна». «Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время... Не будь она богата и независима, она, может быть, броси­лась бы в битву, узнала бы страсть». «Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего». Базаров изменился, в нём «стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, гово­рил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало». «...Одинцова была к ней (к природе) довольно равнодушна, так же как и Базаров». Чувство к Одинцовой «мучило его и бесило... Одинцова нравилась ему... он скоро понял, что с ней «не добьёшь­ся толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». «.,.что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмуща­ло всю его гордость». «Вам хочется полюбить, а полю­бить вы не можете: вот в чём ваше несчастье», «...я люблю вас, глупо, безумно...» «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...» «..-она заставила себя дойти до из­вестной черты, заставила себя заглянуть за неё— и увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или без­образие». «"Я боюсь этого человека",— мелькнуло у ней в голове». Одинцова: «...с вами говорить весело... точно по краю пропасти ходишь».


Базаров объясняет свой интерес к жен­щинам физиологиче­скими причинами, по­этому для него глав­ное, чтобы женщина была молода и пре­красна. Остальное неважно. Между Фе-нечкой й Одинцовой нет ничего общего. Базаров не признаёт брака, считая его яв­лением обветшалым, и для себя не мыслит судьбы семейного человека. Любовь для него — неожидан­ность, потрясение, страсть, которой он захвачен. Он хочет, но не может освобо­диться от неожидан­ного и непривычного чувства. Не сразу, но постепенно он осоз­наёт, что «спасовал» перед женщиной, пе­ред чувством, и эта «слабость» глубоко травмирует его, при­водит в состояние депрессии. Он отрицал любовь как не­нужное чувство, а сам «рассыропился». Убеждения, которые он проповедовал, пошатнулись на прак­тике, не выдержав испытания жизнью -



Сколько бы мы ни анализировали условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, идеи, ими декларируемые, мы неизбежно придём к одному выводу: главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Без­условная и неоспоримая ценность для Тургенева семья. Даже непри­миримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их се­мейному согласию, к семейным устоям, к дому как месту отдохнове­ния, где живут истинно родные люди, хотя и не близкие по духу. Их близость нечто большее, чем близость идейная.. При этом для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл их жизни в другом, они соз­даны для великих дел.

Какую же судьбу уготовляет для себя каждый из героев?

Проанализируйте содержание романа.



Каким видят своё будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверен­ный в своём праве, самый интересный герой Тургенева умира­ет, а самый незаметный, неуверенный, «размазня» становится активным и полезным членом общества? В чём же счастье «по Тургеневу»?

Герои

Мечты о будущем

Реальное будущее




Николай Петрович

Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенеч-кой. О дружбе с Аркадием, о том, что Арка­дий займётся хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить.

Ещё лучше, чем он себе пред­ставлял: женится на Фенечке, живут вместе с семьёй сына, обожает невестку, да ещё и по­пал в мировые посредники — чувствует свою нужность людям.




Павел Петрович

Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тур­генев в одном из писем, «на краю чужого гнезда» и радуясь счастью брата.

Уехал в Дрезден, где придержи­вается прежних взглядов, «всё делает добро, сколько может... всё ещё шумит понемножку». Его уважают «туземцы».




Аркадий

Мечтает заниматься хозяйством в семье от­ца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей.

Сделался «рьяным хозяином, и «ферма уже приносит довольно значительный доход».




Базаров

Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая «напрасно болтать» о будущем, которое «не от нас зависит».

Умер, заразившись от больного тифом.
















Базаров был прав, говоря о том, что будущее «большею частью не от нас зависит». Но помимо логики героя существует ещё и логика ху­дожественного произведения, а она не всегда совпадает даже с замыс­лами автора: в настоящем произведении искусства герои живут своей жизнью, подчиняясь логике истории, характеров.

Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался впоследствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог 'не чувство­вать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение а именно эту перспективу готовит нигилист Базаров губительно для неё и не поможет в разре­шении тех острых социальных проблем, которые стояли перед страной накануне реформ. Тургеневские размышления, которые он приписывает Аркадию в начале романа, чрезвычайно всю/сны для понимания этого ге­роя и его места: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни до­вольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобра­зования необходимы... но как их исполнить, как приступить?» В конце же романа, без всякой иронии, автор пишет о том, что усилия героя дали хороший результат.

Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой и что такое счастье, помысли автора?

Тургенев даёт нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, нравствен­ных, тем более что не было ни одного человека, который не спасовал бы перед ним, именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины (мы помним его неуважительные, истинно «материалистические» отзывы о женщинах!). Его вера нигилизм не оправдала себя. Как ни отрицай любовь (читай природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает. «Скука да злость» Базарова сменяются «глухим беспокойством», почти депресси­ей. Последнее открытие Базарова печально: «Да, поди попробуй отри­цать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Так может ли быть сча­стлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая Отомстить за его отрицание. Так, складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночест­ва, потому что любовь стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.

Он умирает от неверия: вера это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убе­ждений. Последнее, что «мгновенно отразилось на помертвелом лице» Базарова в момент соборования, «когда святое миро коснулось его гру­ди», было «что-то похожее на содрогание ужаса». Почему? Осозна­ние своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был побеждён?

Можно ли согла­ситься с тем, что роман Тургенева — о любви?
Встреча Базарова и Одинцовой на балу. ("Отцы и дети", фильм 2008) https://www.youtube.com/watch?v=qMBF_BM3qsM

Объяснение Базарова с Одинцовой.("Отцы и дети", фильм 2008). https://www.youtube.com/watch?v=NYlByqe7yys

Прощание Базарова с Одинцовой https://www.youtube.com/watch?v=YexGLUu1DoQ


Дом. задание:

Выполните тест:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfDRctS3bqn233WxBgsEKgygoR6oY9-BL2uB0fcm5ZUvlDySQ/viewform

  • Что для каждого из героев — любовь Реальное чувство или мечта Аркадий
  • Фенечка
  • Женщины, которых любят герои. Истории любви
  • Какую же судьбу уготовляет для себя каждый из героев
  • Мечты о будущем Реальное будущее
  • Можно ли согла­ситься с тем, что роман Тургенева — о любви
  • Дом. задание: Выполните тест