Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема. Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»




Скачать 53.64 Kb.
Дата28.05.2017
Размер53.64 Kb.
Тема. Картина сельского быта. А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева, обучать правильному, выразительному чтению; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. Н. Плещеева

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихов Е.А. Баратынского.)

Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком в них сказано. (О птице.)



Всякая она сети боится.

Всякая она своим пером красуется.

Где она ни летает, а свое гнездо знает.

Ей даны крылья, а человеку — разум.

Восстановите пословицы и объясните их смысл. (Всякая птица сети боится. Всякая птица своим пером красуется. Где птица ни летает, а свое гнездо знает. Птице даны крылья, а человеку — разум.)

Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева

Расшифруйте, что здесь написано. (Алексей Николаевич Плещеев.)




5

а

б

в

г

д

е

4

ж

з

и

й

к

л

3

м

н

о

п

р

с

2

т

у

ф

ч

ц

ч

1

ш

щ

ь

э

ю

я




1

2

3

4

5

6


1,5; 6, 4; 6, 5; 5, 4; 6,3; 6, 5; 4, 4

2, 3; 3, 4; 3, 3; 6, 4; 1, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2

4,3; 6, 4; 6, 5; 2, 1; 6, 5; 6, 5; 3, 5

Определите задачи урока.

Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Дети и птичка», а написал его Алексей Николаевич Плещеев.

( краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)

2. Работа над стихотворением «Дети и птичка» (Учитель читает стих. Затем проводится словарная работа.)

Подберите синонимы к словам «детки», «подруга».

Подберите антоним к слову «звонкий». (Глухой.)

Ваши впечатления от услышанного?

Какие чувства выражает поэт в этом стихотворении?

Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?



(Выразительное чтение стихотворения на с. 145 учебника. )

Физкультминутка

Работа по теме урока

- Выразительное чтение стихотворения. Учащимся дается время на подготовку.)

- Чтение по ролям

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

Подведение итогов урока

Помогают ли строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

Вспомните, что удивительного вы замечали в природе.

Домашнее задание с.145 ( наизусть)
Материал для учителя

Краткий обзор биографии А.Н. Плещеева

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в Костроме. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет на восточное отделение историко-филологического факультета.

В студенческие годы значительно расширился круг знакомств А.Н. Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии.

Он писал стихи, а во второй половине 1840-х гг. довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.

Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель, начавший свой творческий путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни Плещеев провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей, однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить творческие планы

Краткий обзор биографии И.С. Никитина



Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем все более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.

Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника семинариста». Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

  • Планируемые результаты
  • Ход урока