Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: К. Паустовский «Теплый хлеб». Постигая «трудность добра» «Он не был сказочником… Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра »




Скачать 321.89 Kb.
Дата04.07.2017
Размер321.89 Kb.
Тема: К. Паустовский « Теплый хлеб». Постигая «трудность добра»

« Он не был сказочником…

Он был рассказчиком, который

облегчал рассказом трудность добра…..»


Цели:

- развивать умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения;

- воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения

Ход урока:


1.Слово учителя о К. Паустовском.

2.Анализ сказки « Теплый хлеб»


* Кто такой Филька?
* История раненого коня.
* Чтение по ролям эпизода «Конь возле Филькиной калитки»
* Каким был Филька? Почему его прозвали « Ну тебя»?
* Какой Филька в сцене с раненым конем? Какой поступок совершил? ( жестокий, злобный, неприятный)
*Что случилось в деревне Бережки после Филькиного поступка?
* Почему обезумела метель? Что слышал он сквозь ее рев?

* Чтение рассказа бабки о злом мужике по ролям

-Можно ли поправить злодейство?

-В чем ее мудрость? Переохлаждение сердца…. Как это понять?

* Когда Филька понял, что поступил плохо?

(когда заплакал над рассказом бабки)



  • Что можно сказать о Филькиной бабке? Какая она?




  • А какова роль Панкрата? Почему в деревне его прозвали колдуном? В чем его колдовство? ( зачитать фрагменты сказки )

  • Каково его видение мира , природы? (Он любил природу, оберегал ее, помогал людям. Мудрый , потому что не навредит)




  • Зачем Филька побежал к Панкрату?




  • Чтение разговора с Панкратом по ролям.

-Что посоветовал он Фильке?

  • Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат отмахнулся? (Значит, « да ну тебя» может позволить себе только плохой человек)

  • Как пришло спасении, вырастет Филька? (обобщение)

- « Теплый хлеб» - сказка. А что здесь сказочного и что реального? (учащиеся находят реальные и сказочные мотивы в сказке)

*Значение слова « теплый»

-дающий тепло

- защищающий тело от холода

- внутренняя теплота, согревающая душу, ласка

* в каком значении употреблено слово?

*В чем мудрость сказки, смысл ее названия?

(- Злое дело надо обязательно исправить, но лучше зла не делать никогда и никому.

-Детское сердце не должно « охлаждаться»,ибо все- и хорошее, и плохое – начинается с детства.

-Все от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом.)
Итог урока:


  • Эпиграф урока. Объясните его смысл.

  • Что значит « трудность добра» ? Неужели творить добро труднее? (совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. )

Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец
Дом. задание: Ответить на вопрос: « Как вы , ваши друзья и взрослые относятся ко всему, что нас окружает»? Ответ свяжите с произведениями Паустовского.
Тема: А. Платонов « Корова»» « Формула жизни» А. Платонова.
Цели:

1) обсудить проблему человека и окружающего мира;

2) воспитывать чувство сострадания ко всему живому;

3) выявить « слагаемые» формулы жизни А. Платонова;

ЖИЗНЬ

?

? ? ? ?



Ход урока:
1.Слово учителя.

Данный рассказ заставляет нас задуматься о том, насколько связан человек с окружающим миром ,о том ,как надо относиться ко всему живому, о назначении человека на земле.

А. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир. Он одушевляет , очеловечивает природу. Е го волнует каждый цветок, травинка,он чувствует их неповторимость.

Нежностью наполнено описание этого мира: цветка ,коровы, человека.

« Весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей- я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце»,- писал А. Платонов.

Спаяно его сердце и с героем рассказа « Корова» Васей Рубцовым.
2.Аналитическая беседа

-Что вы знаете о герое рассказа?

-Какое впечатление он произвел на вас?

(Вызывает симпатию участием ко всему живому, трудолюбием.

-Подтвердим это эпизодами из текста.

а) Первые сцены разговора с коровой. Как он к ней относится? Докажите неравнодушие Васи, умение любить живое. Как сочувствовал ее горю?

б) Что вы можете рассказать об отношении Васи к миру , о его любви к нему? Почему подробно рассказывается о встрече мальчика с незнакомым человеком, промелькнувшим в окне поезда? ( мальчику интересен весь мир, чувствует связь с окружающим миром)

в) Давайте попробуем вывести первые « слагаемые» , необходимые для формулы жизни.
ЖИЗНЬ

Любовь


ко всему Трудолюбие

живому любознательность


г) Встреча Васи с паровозом- пересказ эпизода.

- Что нового узнали о герое? Какая черта характера подчеркивается в описании этой встречи? (любознательность, трудолюбие , интерес к миру)

-Как автор передает свою любовь, восхищение мальчиком? ( оценка машиниста)

-Какой смысл заключен в словах машиниста?



(Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим- творить добро для других людей.)

Вася Рубцов обладает этим качеством настоящего человека,и потому он уже сейчас полноценный человек, достигший полного нравственного развития.

-Добавим еще «слагаемые» формулы жизни А. Платонова. (трудолюбие, умение делать добро)

ЖИЗНЬ


Взаимопомощь Единство всего

живого на земле

Любовь


ко всему Трудолюбие Добро

живому любознательность


-Вспомните эпизоды, в которых рассказывается о горе коровы. Как она выражала его?

-Почему корова погибла? ( Потерян смысл жизни, лишилась воли)

-Почему машинист добавляет денег на покупку коровы, ведь он не виноват?(Им движет чувство взаимопомощи)

А. Платонов выделяет мысль о единении людей. « Твой сын мне помогал, а я вам помогу…..»

-Какие составные « формулы жизни» еще можно добавить? (единство всего живого на земле)

-Прочитайте сочинение Васи . Какие мысли заключены в этом сочинении? Где, по- вашему, основная мысль сочинения? (Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорощо)

В сочинении мальчика Платонов обобщил свои мысли о мире, о человеке, о предназначении человека на земле. И чтобы всем «от меня была польза и хорошо», надо следовать формуле жизни Платонова.

-Что же, по Платонову, включает в себя понятие « жизнь» ?




ЖИЗНЬ








Итог урока: напишите сочинение- миниатюру по одной из тем:


1 Милосердие, любовь ко всему живому- основа жизни.

2. Чему учит меня рассказ Платонова « Корова»?

3.Что же ,по Платонову, включает в себя понятие « жизнь»?
Домашнее задание


Александр Солженицын «Матрёнин двор»

План-конспект урока
Цели урока: помочь учащимся почувствовать силу и красоту исконно русского языка; показать,

что А. Солженицын – продолжатель гуманистических традиций русской

классической литературы; разобраться в философском смысле рассказа; подвести

учащихся к мысли, что Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором должна

основываться жизнь общества.

Оборудование: 1. Портрет А. Солженицына

2. Иллюстрации к произведению, сделанные учащимися



Ход урока





  1. Рассказ учителя или ученика об А. Солженицыне.

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.

Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем. Будто по закону жития судьба посылает ему два испытания. Сначала была война. В октябре 1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация. В 1955г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А. Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича»(1962), «В круге первом»(1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ»(1973-1980)

Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ А. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус»)

Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. А. Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970г. А. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. В 1974г. после ожесточенной компании против А. Солженицына в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию.

С 1976 по 1994г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по 10-12 часов в сутки, создаёт многотомный роман «Красное колесо», в котором ищет ответ на вопрос: Что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет.

В 1994г. А. Солженицын вернулся на родину


2.Аналитическая беседа.

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив»- отмечалось в критике.

Рассказ был написан в 1959г, впервые опубликован в 1963 г. в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) изменён автором на 1953 (до «хрущёвской оттепели»). Цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.

В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» прозу от первых прозведений В.Овечкина, Ф. Абрамова, В.Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В.Астафьева о том, что наша «деревенская проза» вышла из «Матрёнина двора». В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики».

Рассказ «Матрёнин двор» автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево Владимирской области. Люди старшего поколения из Мильцево хорошо помнят о страшной катастрофе на железнодорожном переезде в феврале 1957г. Этот рассказ А. Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956г. «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».


  • Как вы понимаете словосочетание «нутряная Россия»?

- Почему именно в «нутряной России» захотелось затеряться рассказчику?

Игнатич (под таким именем предстаёт перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы. У него были другие желания: «А меня тянуло – учительствовать». И в строении этой фразы с её выразительным тире, и в выборе слов передаётся настроение героя, выражается самое заветное.



  • Давайте вспомним эпизод во Владимирском облоно. Какая строка передаёт ощущение времени?

(«Но что-то начинало уже страгиваться». Эта строка даёт ход дальнейшему повествованию, раскрывает смысл эпизода в облоно. Мы видим иронию писателя: перещупали каждую букву в документах, походили из комнаты в комнату, позвонили – и место учителя дали).

  • Как вы думаете, почему автор упоминает два населённых пункта – Высокое Поле и Торфопродукт? Какие качества героя раскрываются здесь?

(Душа не приняла населённый пункт с названием «Торфопродукт»: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Опять авторская ирония. В совершено иной тональности написаны строки, идущие перед этой иронической фразой: («От одного названия веселела душа.-…и всё в мире молчит»). Игнатич «просветлел», услышав народный говор. Его приятно поразила речь крестьянки: «она не говорила, а напевала умильно, и слова её были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии».Автор предстаёт перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. «Ветром успокоения, потянуло» на него от названий. Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово. И далее мы видим проникновенные лирические зарисовки-описание «высыхающей речушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу.)

Так автор подводит нас к дому, где живёт Матрёна.

Волей обстоятельств писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины.


  • Нарисуйте словесный портрет Матрёны.

(Писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания героини (как, например, описывается внешность Фаддея). Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Прямая авторская характеристика дана в словах: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»).

  • Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Найдите художественные детали, важные для понимания гл. героини.

(Всё в её доме органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далёкий шум океана»; и колченогая, подобранная из жалости Матрёной кошка; и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Неоднократно упоминаются любимые Матрёной фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы»).

  • Историю «колотной житёнки» Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу. Расскажите о нелёгком жизненном пути героини.

(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть 6 детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжёлая болезнь – немочь, житьё без пенсии).

В судьбе одной Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.



  • В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. Расскажите об этом

(Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки», она не получила пенсии. Пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией А.Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе. На склоне лет, тяжело больная, Матрёна не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать кусок хлеба. Автор рассказывает, как бесконечно долго и упорно эта женщина почти ежедневно преодолевает путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Причина бесплодности её усилий самая обычная: «в ту осень много …- … одной пачкой сколоты».

У Матрёны одна - единственная коза, но и для неё собрать сена «труд великий». Сама она объясняла нежелание держать корову так: «Э-эх, Игнатич …-… навильник».

«Новый председатель, присланный из города (!), первым делом обрезал всем инвалидам огороды. 15 соток песочка оставил Матрёне, а 10 соток так и пустовало за забором».

Трудно было старой женщине разжиться торфом.



  • Почему именно торфом, а не дровами?

( «А и на этом месте … - … Героя Социалистического Труда») Торфу жителям не продавалось: «Да, это было так …-… с санками по ночам»)

- Испытывая такие трудности, обозлилась ли Матрёна на этот мир?

(Нет, она сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». «Сердилась Матрёна на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу (вспомним, как приказывала жена председателя) шла помогать колхозу, не получая ничего за работу»).

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казёнными. А когда Матрёна, наконец, добивается пенсии за потерю кормильца (а не за себя!), более опытные в жизни соседки подвели итог её пенсионным мытарствам: «государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина. Но следует заметить: писатель не только осуждает власть, его голос полон сострадания.

А.И. Солженицын разделил рассказ о Матрене на три части. Каждая часть открывает что-то новое в облике главной героини:

1 часть – Матрёна предстает в восприятии рассказчика.

2 часть – Матрёна сама рассказывает о своём прошлом.

3 часть – И после смерти Матрёны. к ее образу добавляются новые грани.



  • Почему Матрена Васильевна была нужным человеком в деревне?

(Это редкий человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Она не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием)

Стоит обратить на саму форму «приглашения», все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, просто констатируют факт: «Завтра, Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать,», «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!»

- Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера героини?

(1.Матрёна способна на самоотверженный поступок: она остановила коня, когда тот, испугавшись, понес сани к озеру. Молодая, сильная, красивая, Матрёна была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит»

2. Когда приходит очередь кормить пастухов, Матрёна готовит от души

3. Воспитывает племянницу Киру.)

- Каково отношение окружающих к Матрене? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга – вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну., что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам). Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это).

- Кому из героев рассказа была близка Матрена?

(Много общего у нее с постояльцем. Оба деликатны: вспомните, как Матрёна старалась не шуметь, пока Игнатич утром спит. Оба нелюбопытны к жизни другого человека. Их объединяют благородство души, сострадание, сочувствие. Они – единомышленники, во много совпадают их мировоззрения. Вспомните, как Матрёна варит картошку: лучшую – для Игнатича, себе и козе – помельче. Больше отдать ей нечего).

Полнее всего раскроется Матрёна во II части, когда придет «высокий черный старик» Фаддей. Пришел Фаддей не к Матрёне., а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. С прихода Фаддея начинается развитие событий. До него Игнатич и Матрёна живут настоящим, не тревожат прошлого друг друга, не расспрашивают о нем. Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе. Горячее, незабытое, оно не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел.

- Что рассказала Матрёна об отношениях с Фаддеем?

(Матрена не дождалась своего любимого, пропавшего на войне без вести. Смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата Ефима определили ее судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась ее душа. И все же не о себе думала тогда Матрёна: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало».).

- Понял ли ее жертвенность Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?

(Нет, из его уст мы слышим страшную и жестокую угрозу: «Если б то не брат мой родной-я бы вас порубал обоих». Эта угроза спустя десятилетия нагонит Матрену).

- С каким чувством рассказывает Матрёна историю своего замужества?

(Обилие многоточий выдает крайнее волнение Матрёны. Не случайны и глаголы: «прошептала», «уронила», «обернулась к двери, как живой», «закрыла глаза». Матрёна не просто излагает события, она вновь переживает их. Сила этого переживания столь велика, что Игнатичу кажется, что всё, что рассказывает Матрена, происходит сейчас, здесь – он невольно оглядывается, зримо представляя события, происходившие более 40 лет назад).

- В чем чувствовала свою вину М.?

(Фаддей в юности был другим – не случайно же его полюбила Матрёна. И в том, что он изменился – есть вина Матрёны. Поэтому Матрёна, чувствуя это, многое ему прощала. Обозленный Фаддей вымещал свою обиду и злость на жене - найденной второй Матрёне).

- Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое. Почему не спит две ночи Матрёна?

(Ей тяжело решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Матрене не жалко саму горницу: ломка дома воспринимается как ломка всей ее жизни. Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка).

- Почему читатель верит ей? Почему мы чувствуем, что события закончатся трагически? Когда и где автор успел подготовить нас к такому финалу? Найдите подсказки автора.

(1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов

2. Страх Матрёны перед поездом.

3. Пропажа святой воды на Богоявление – плохое предзнаменование.

4. Исчезновение колченогой кошки)

- Кто виноват в гибели Матрёны?

(Фаддей. Ему нужно было захватить горницу, участок земли.

Тракторист – хотел получить плату за перевоз, поэтому он не хотел другого тракториста. К тому же он взял трактор тайком, поэтому мог сделать только один рейс, чтоб успеть к утру поставить трактор на место. Но самое главное, что убило Матрёну, - это чужая корысть, алчность – вечная разрушительница жизни, человечности. Через 40 лет Фаддей выполнил угрозу. «Перебрав тальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один»).

- Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств?

(Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Смерть выбирает лучших. И если не придерживаться реального факта, то в этом виден какой- то символ: уходит из жизни именно Матрёна – праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. Разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну с другими жителями деревни. Ее смерть – начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрёна).

- Погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от происшедшего на железной дороге. А что же Фаддей?

(Стр. 30-31 «А первые сани… - «Матрениных сестер». Фаддей – самая страшная фигура в рассказе, этот «ненасытный старик» потерял элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Только что мы говорили о том, что Матрёну столько лет грело не погасшее к Фаддею чувство. А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрёны).

- Наблюдение за поведением жителей на похоронах Матрёны дает возможность показать ту среду, в которой она существовала. Кто искренне переживает ее горе?

(Людей, искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало: близкая подруга (не забывшая кстати спросить ее кофту), «вторая Матрена» и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. После смерти Матрёны тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили (!) 200 похоронных рублей».

Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство. Плач превратился в своего рода политику. На поминальном ужине много пили, громко говорили «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, никто в эту вечную память не вкладывал чувства»).

Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника» - имеет глубокий смысл.

Праведник – в позапрошлом веке это понятие было в чести. Так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Более того, оно приобрело иронический оттенок. Читаем «Словарь русского языка» С.Ожегова (1987): «Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Точная характеристика Матрёны!). И все бы нормально, если бы рядом с этим определением не стояла в словаре пометка – «ирон.». Действительно, отношение окружающих к Матрёне вполне соответствует такому толкованию. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Так логически выстраивается цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Л.Толстой и Ф.Достоевский. Но гибнет Матрёна – и рушится этот мир: растаскивается по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке.

- Горек финал рассказа. Прочитаем его (стр.33 «А она не имела… - до конца)

Увидеть в простой деревенской старушке праведницу, великую душу мог только А.Солженицын. И дело не столько в ее высокой образованности, тонкой интеллигентной проницательности, сколько в его духовном родстве с Матрёной.



  1. Домашнее задание

Творческое задание. Вольная интерпретация произведений Н.С. Лескова и А.И. Солженицына в свете русской народной пословицы «Не стоит село без праведника»

Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Урок-размышление

План-конспект урока

Цель урока: вызвать и сохранить у учащихся личностные впечатления, переживание

прочитанного; совершенствовать умение анализировать текст; воспитывать у

учащихся патриотические чувства и нравственные качества – замечать

страдания других и стремиться помочь им; вырабатывать у учащихся умения

размышлять над теми проблемами, которое несёт в себе художественное

произведение.



Оборудование: 1. Портрет писателя и иллюстрации к его произведениям.

2. Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии



Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много честных и талантливых книг написано на эту тему. Это и произведения В.Быкова, и романы В.Астафьева, и повести В.Некрасова, К.Воробьева, В.Кондратьева.

Но горько становится нам от наблюдений, сделанных американским журналистом Хенриком Смитом в его книге «Русские»: «Люди Запада… подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь… Такая историческая глухота… привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной «рок-музыки».

Не можем мы смириться и с тем, что порой внуки и правнуки фронтовиков стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами. Да и сами ордена, медали и знаки воинской доблести превращаются в предметы купли-продажи. К сожалению, не во всех семьях хранят память о воевавших родных.

- Подумайте, а смогли бы вы рассказать о том, как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких и родных?

(Выступления учащихся по теме «Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии»)

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

- Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение о писателе.


II. Сообщение (Примерное выступление)

Об авторе «Сашки» коротко, но емко сумел сказать К.Симонов в статье «Доброго пути, Сашка!» ((«Дружба народов», 1972, №2). Мы узнаем, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как вы помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. От тяжести доставшихся бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают стихотворение «Я убит подо Ржевом» А.Т.Твардовского:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке

Речка травы прядет,-

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев, наконец?.. (отрывок)


Убит – эта чаша миновала автора «Сашка», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» - за отвагу подо Ржевом. Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Достаточно вспомнить размышления маршала Жукова. В его воспоминаниях приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них жесткая правда, предрешенная гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому потери огромны. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1941 г. Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: «только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии».

О страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом, рассказал также Рокоссовский: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии, боеприпасов, танков осталось единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, по пояс в снегу».

После отпуска по ранению В. Кондратьев вновь едет на фронт, служит в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», - так заканчивает повествование о военной судьбе писателя-фронтовика К.Симонов.

III. Путь писателя к «Сашке».

Однажды В.Кондратьева спросили, как случилось, что в немолодые годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признается писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже шестидесятые годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих Ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг! И вот «поехал весной 62-ого подо Ржев. Протопал 20 км пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками Ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, те, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при лишенном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

На одной из читательских конференций Кондратьеву был задан вопрос: «Что было толчком к появлению «Сашки»? Написан ли он раньше других Ваших произведений, или есть более ранние вещи?»

Ответ Кондратьева: «Сашку» я начал писать с середины, то есть с ранения героя, а когда уже в этой части выявился его характер, я вспомнил рассказанную мне после войны, в году, наверное, сорок седьмом, одним ветераном историю с немцем. Правда, этот человек поступил по-другому – выполнил приказ, не рассуждая. Но и через 5 лет после происшедшего он все прокручивал и прокручивал мысленно свой поступок, искал выходы из создавшегося положения, которые не мог найти тогда.

Он говорил: «Не пойму, как не догадался я тогда обратиться к комиссару батальона или к начштаба – они наверняка сразу отменили бы приказ …» Видите, сколько лет мучил человека поступок, в котором он формально не был виноват, потому что просто выполнил приказ, пусть даже с внутренним сопротивлением. И вот, вспомнив эту историю, я подумал: а как поступил бы в такой ситуации Сашка? Но я усложнил Сашкину задачу, лишив его возможности обратиться к начштаба или к комиссару, которых я « увел на совещание.». поставив своего героя в эти обстоятельства, я не знал еще финала. У меня, как в шахматной задаче, на этом ржевском поле было 3 фигуры – комбат, Сашка и немец; но каждый – со своим характером. Что произойдет с ними, как развяжется этот узел, я не знал. В одной из своих статей критик Людмила Иванова писала, что я облегчил себе задачу, заставив комбата отменить собственный приказ. Нет, это не я его заставил! Его заставил сам Сашка! Своим поведением он поставил капитана в условия, при которых было только 2 выхода: либо расстрелять Сашку за невыполнение приказа, либо отменить приказ. Расстрелять хорошего солдата, взявшего в бою в плен врага, комбат не мог! Он же у меня не изверг какой-то, а просто подавленный горем человек, в этом ослепленном состоянии отдавший необдуманный приказ…».

- О чем свидетельствует рассказанная самим автором история?

( Об очень сложном взаимодействии слагаемых творческого процесса – факта жизни и художественного воображения.)


IV Аналитическая беседа по прочитанному.

Перенесемся же мысленно в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниями военачальников и прочли в повести «Сашка».



  • Время повести – ранняя весна 1942 года, место –подо Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже 2 месяца находится на «передке». На ваш взгляд, много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные художественные детали и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

(1. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц (стр.116). читаешь и видишь танки – махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад Сашка рявканью сорокапятки, потому что они отгоняют смерть.

2. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. (стр. 115).

3. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца 1891 года дробь 30…»

4. Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах». Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик, рота ютится в шалашиках – все подчеркивает ненадежность положения.

5. Когда капитан велел расстрелять пленного, Сашка пробовал возразить. Между ними произошел следующий разговор (стр.140). Значит, за 2 месяца из каждых десяти погибли девять. Вот в чем смысл этого диалога. Ржавая земля пропиталась их кровью. Сашка все время помнит, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших»,- скажет он.

6. На передовой с хлебом было плохо, навару никакого. По несколько раз в день охватывало ощущение пустоты в желудке. «Начальника продснабжения без матерка не поминали, но, когда в апреле концентрат – пшенку получили с отметкой на этикетке, что выпущена она в марте месяце, задумались». Да и полкотелка пшенки делили на двоих.

7. Если с хлебом плохо, то не лучше со снарядами, а немцы все бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего 1000 метров.

8. Нет курева, боеприпасов. Есть грязь, вши.)



  • В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытание властью, любовью и дружбой. Какие эпизоды вы возьмете для доказательства?

  1. Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать.

  1. Встреча с Зиной.

  2. Сашка выручает лейтенанта Володю; добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; во время атаки отдает ротному свой запасной диск для автомата, а сам остается без патронов).

  • Сжато перескажите, как Сашка взял в плен немца и как это повлияло на его дальнейшую судьбу.

(Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, напоролась на немецкую разведку. Она захватила «языка» и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины, Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка знал, поэтому не колебался ни минуты.) (стр.121-123).

  • Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка рассказывает немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Почему?

(1. Он обещал немцу жизнь: дал ему листовку, в которой было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попалась, а как в безоружного? Как?»

2. Очень уж много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь. Он знает, чего стоит человеческая жизнь.

3.Он чувствует себя ответственным за судьбу пленного немца. Ведь именно он, Сашка, взял его в плен.

4. Сашка понимает свою почти неограниченную власть над немцами, понимает, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью (стр. 131-132)).



  • Когда Сашка ведет немца в штаб, мы видим его страшное чувство ответственности за все то, что его окружает. Докажите эту мысль.

(Стыдно ему перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старается вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных еще бойцов. А когда они все-таки натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то был виноват).

Именно этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию: Сашка отказался расстрелять пленного.



  • А как бы в этой ситуации поступил Толик?

( «Наше дело телячье»,- рассуждает он и, позарившись на часы, готов расстрелять немца).

  • Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

(Комбат сумел перебороть себя, отбросил свои личные обиды и понял Сашку как человека).

Гуманизм Сашки естественен по отношению к пленному немцу, и когда читаешь эти страницы, невольно себе задаешь вопрос: а немец проявил бы такой гуманизм?

На этот вопрос так ответил писатель в интервью по Всероссийскому радио в январе 1985 года: «… Были какие-то отдельные случаи проявления человечности. Я вот хочу рассказать случай, который мне рассказал один инженер из Омска. Было так, что источник воды где-то находился на нейтралке ,и, в общем, по молчаливому согласию ни немцы, ни мы, когда люди идут за водой, не стреляют. И посылали его все время. Он самый маленький, такой юркий был, и самый молоденький. И вот он с термосом ползал к ручейку этому за водой.

И вдруг видит завернутое в бумажку что-то лежит. Он побоялся взять, потом пополз туда с минером – не заминировано ли, раскрывает – там лежит шоколадка.

Ну представляете, наверное, какой-то пожилой немец, который видел этого мальчишку, может, он напомнил ему сына или младшего брата, вот сделал ему презент. Если бы это рассказал не воевавший, никто бы не поверил, потому что война действительно была жесточайшая. Но ведь и на войне есть люди и хорошие, плохие, и интеллигентные, которые, в общем-то, не принимали эту войну, но они вынуждены были воевать…»


  • Мы сказали, что Сашка – человек с огромным чувством ответственности. В каких эпизодах еще он раскрывается в этом качестве?

(1. Услышав в лесу стоны тяжелого раненого человека, Сашка обещает ему прислать из санвзвода санитаров и даже начертил штыком глубокую стрелу и написал «раненый». Но когда добрался, раненый сам, до санвзода и растолковал санитарам, где найти раненого, сам пошел провожать их: «…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащить. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»

2. Уходит в госпиталь Сашка, а автомат своей роте отдает.)

Для героев В.Кондратьева характерно то, что, подчиняясь «надо», они думают и действуют «сверх» надобного. Этим они и привлекательны.


  • Вспомним сцену, когда неожиданно прорываются немцы, а наши отступают (для политрука главное – не рассуждая, выполнять приказ, пусть даже – ценой жизни (и своей, и еще чужой). Для Сашки – как лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдан приказ! Ведь, укрывшись за оврагом, наши окажутся в более выгодном для боя положении, чем идущие по открытому полю немцы.

Сашка все, что делает, делает не слепо, а с умом и расчетом.

Итак, следующее испытание – испытание любовью – встреча с Зиной.



  • Что значит Зина в жизни Сашки?

(Сашка спас ей жизнь. Это его первая любовь, потому он с таким нетерпением ждет встречи с ней: «…понял, что роднее и ближе нет у него сейчас никого, а когда она, спрыгнув с вагона, подбежала к нему, прижалась холодным мокрым лицом и шепнула, чтоб возвращался он обязательно, что будет ждать его, то прищемило сердце какой-то сладкой больно и понял он, что готов для этой девчушки в шинели сделать все, что угодно, лишь бы было ей хорошо и покойно».) (стр. 165-166).

И вот новая встреча с Зиной, которую он так ждет. Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, «…а кого-то беспременно сегодня шлепнет».



  • Какое чувство у Сашки вызывает предстоящая вечеринка?

(Гнев. Зина видит, как у него подрагиваются губы, а лицо будто почернело: «Веселиться нельзя, когда все поля в наших». А потом обрушивается на него известие, что Зина- там, танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь переживает Сашка, горько ему, больно).

  • Что понимает Сашка, увидев Зину и лейтенанта в окне?

( Он слышит голос Зины: «Не надо, Толя!» - и замечает, как она мягко и несердито отвела его руку. «Вздыбилась рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот этот жест покойный, даже ласковый… поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них», - так передает В.Кондратьев состояние Сашки).

Поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость, да к тому же узнав, что она любит другого, Сашка, не попрощавшись, уходит из госпиталя.

- Осуждает ли он Зину «за измену», за то, что «за такое краткое время успела разлюбить Сашку и полюбить лейтенанта?»

(Нет. Позже он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: «Хорошо, что Зину эту не хулишь. Справедливый, значит. Вошел в ее женское положение. Понял…» Прежде всего, он подумал о ней, не о себе. Сумел понять и простить).



Сашка остается Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.

  • Теперь вспомним эпизоды, связанные с дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

(Они встретились по дороге к госпиталю. Вместе протопали 100 км, ночуя в деревнях, получая приют от деревенских женщин. В госпитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володьки. Вину на себя принял Сашка. Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдет – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если накажут, то «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать.

  • Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

(В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди – людьми. «Ну, Сашок, ты человек…», - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты»,- доскажет Сашка просто. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Из книги В.Быкова «Сотников» мы уже знаем, что человек может и не выдержать это испытание быть Человеком.

V. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.

  1. «Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще друг, полюбившийся мне человек,» - так оценил значение повести В. Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваешь ее ты?

  2. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской», - в этом высказывании К. Симонова трижды повторяется слово «трудный!», однокоренное со словом «труд». Как ты считаешь, за какой труд ценит писателя своего героя? Разделяешь ли ты эту позицию?

  3. Мое впечатление от повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».


Каталог: articles
articles -> Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт сост
articles -> Приложение к уроку
articles -> Урок литературы в 5 классе «Библия-памятник культуры»
articles -> Кроссворд «Творчество и биография А. А. Фета»
articles -> Пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся 10 классов г. Салават, 2003 г
articles -> История Казахстана
articles -> С этим нельзя не согласиться
articles -> Алексей Лосев Проблема символа и реалистическое искусство
articles -> В порядке разминки
articles -> Сатпрема и Суджаты посвящается

  • Тема: А. Платонов « Корова»» « Формула жизни» А. Платонова
  • Данный рассказ заставляет нас задуматься о том, насколько связан человек с окружающим миром ,о том ,как надо относиться ко всему живому, о назначении человека на земле.
  • А. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир. Он одушевляет , очеловечивает природу. Е го волнует каждый цветок, травинка,он чувствует их неповторимость.
  • Нежностью наполнено описание этого мира: цветка ,коровы, человека.
  • Спаяно его сердце и с героем рассказа « Корова» Васей Рубцовым. 2.Аналитическая беседа
  • 1 Милосердие, любовь ко всему живому- основа жизни. 2. Чему учит меня рассказ Платонова « Корова»
  • Рассказ учителя или ученика об А. Солженицыне.
  • Вячеслав Кондратьев «Сашка» Урок-размышление План-конспект урока Цель урока
  • Оборудование
  • I. Вступительное слово учителя.
  • II. Сообщение (Примерное выступление)
  • III. Путь писателя к «Сашке».
  • IV Аналитическая беседа по прочитанному.
  • V. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.