Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема Хлестаков и «миражная интрига» (8 класс)




Скачать 159.25 Kb.
Дата06.07.2018
Размер159.25 Kb.
Тема Хлестаков и «миражная интрига» (8 класс) (Подготовила учитель русского языка и литературы школы № 63 г Донецка Пашенцева В.М.) Цель: получить целостное представление об образе Хлестакова и его характере, развивать критическое мышление, через анализ информации, способствовать развитию речи учащихся, воспитывать интерес к чтению; сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге» в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» и способах ее раскрытия; обогащать литературоведческий словарный запас учащихся; развивать речь учащихся, развивать образное и аналитическое мышление, эстетические и творческие способности учащихся, воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, воспитывать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры. Задачи: систематизировать знания учащихся об образе Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»; продолжить формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев; Оборудование: тексты комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», иллюстрации, афиши спектакля, презентация Тип урока: усвоение знаний, умений, навыков. Технология: критическое мышление. Приемы критического мышления: ролевое чтение, сопоставительная таблица, синквейн. Методические приёмы: аналитическая беседа, инсценирование, слово учителя, работа в группах. Формы работы: индивидуальная, парная Словарная работа: мираж, интрига, фантастика, гипербола, гротеск. Ход урока: Эпиграфы: Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы… В.В.Набоков Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят. Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”. Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца. Ю. Манн. Организационный момент. Объявление цели и задач урока. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос – беседа по тексту комедии Где, в каком месте, происходит действие комедии ( В безымянном уездном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».) В этом безымянном уездном городе, как в зеркале, отражена вся Россия, все стороны общественной жизни и управления. Кому принадлежит власть в захолустном гоголевском городке (Городничему. Характеристика городничего.) Как обстоят дела в здравоохранении (Характеристика А.Ф. Земляники.) Кто заведует судопроизводством в городе (Характеристика А.Ф. Ляпкина-Тяпкина.) Говорят, что самое трудное в жизни – лечить, судить и учить. От состояния здравоохранения, судопроизводства и образования зависит «здоровье» всего общества. Мы вспомнили, как обстоят дела в здравоохранении, судопроизводстве. А что же в образовании Может быть, там всё благополучно в гоголевском городке (Характеристика образования. Л.Л. Хлопов и учителя.) Какие ещё сферы общественной жизни мы увидели в первых двух действиях комедии(Характеристика почтмейстера)   Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора (Чувство страха.) Почему все боятся приезда ревизора ( Дела в городе идут из рук вон плохо, у каждого есть «грешки», все боятся кары, возмездия за свои грехи.) Что предпринимают чиновники во главе с городничим, чтобы обезопасить себя (Все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности. Городничий и чиновники стремятся лишь изо всех сил скрыть их, пустить пыль в глаза.) - Когда устанавливается взаимопонимание между городничим и Хлестаковым (Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – деньги, городничий - надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук). Я думаю, что по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости. Литературный диктант «Узнай героя!» Глуп как сивый мерин. (Хлестаков о городничем). Протухнул насквозь луком.(Хлестаков о Луке Лукиче Хлопове, смотрителе училищ). Свинья в ермолке (Хлестаков о Землянике). В сильнейшей степени моветон . (Хлестаков о судье Ляпкине-Тяпкине). Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят. (Добчинский о Хлестакове). Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. (Осип о Хлестакове). Сплетники городские, лгуны проклятые, сороки короткохвостые, трещотки проклятые. (Городничий о Добчинском и Бобчинском). Да сказать…, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому, и виноватому. (Городничий о Держиморде). В детстве его мамка ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин о заседателе уездного суда). Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло. (Судья Ляпкин-Тяпкин о городничем). Проверь себя сам! (взаимопроверка) 4. Изучение новой темы Учитель  Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». В состоянии страха человек может одно принять за другое. Именно так и произошло в безымянном городе, представленном в комедии «Ревизор». Хлестакова, проживавшего в тот момент в гостинице города, приняли за «инкогнито». Кто помог этому заблуждению («Помогли» в этом городские сплетники Бобчинский и Добчинский. («Настоящий ревизор уже в городе, причём две недели») Как Хлестаков оказался в гостинице этого города Кто такой Хлестаков на самом деле (Характеристика Хлестакова Хлестаков предстаёт ничтожным и никчёмным человеком.) Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Ивана Александровича Хлестакова, выявить его положительные и отрицательные стороны и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии, работа наших групп и денотатный граф, который мы будем конструировать на протяжении нашего урока (класс разделен на 2 группы: КРИТИКИ и ЛИТЕРАТОРЫ) Итак, знакомьтесь: “Иван Александрович Хлестаков из Петербурга”! Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. А представлять Осипа будет группа 1 (литераторы). Внимательно послушайте монолог Осипа, отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. МОНОЛОГ ОСИПА О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип В тетрадях вы записываете положительные и отрицательные черты характера Хлестакова Группа 2 критики (“ ”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;   “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире, несамостоятельность, зависимость от отца). Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом. - А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире 2. Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем группу 1. Им дано творческое задание: написать мизансцену “Хлестаков в трактире” (мизансцена - одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы) Группа 1.На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами “Трактиръ”. Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. Посередине комнаты стоит маленький круглый столик без скатерти: на нём видны следы жизни прежних постояльцев: пятна от супа, вина, чернил. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать. В комнате темно. Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице – тоска, скука, в голодных глазах – огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: “Эй, Осип!”. Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: “ Ты ступай туда…”. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, речь насыщена восклицательными предложениями. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а “дурак!”, “канальи!”, “подлецы, бездельники!”. - Какие “ ” и “ - ” Хлестакова нашли отражение в этой работе Критики. (“ ”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой). УЧИТЕЛЬ. Больше всего человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. МОНОЛОГ ХЛЕСТАКОВА Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. (“ ”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы). Как вы считаете, какое действие звучит гимном Хлестакову и почему (Д. IV, явл. 3-7)Когда герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы) Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене (“ ”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки). УЧИТЕЛЬ По словам Хлестакова, он является автором многих произведений. О чем говорит этот набор  (Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем там речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза, и драматургия, и литературный журнал. Он не стесняется присваивать себе чужие произведения). УЧИТЕЛЬ Какую оценку дают чиновники Хлестакову Подтвердите это словами комедии («Вот оно, что значит человек!») УЧИТЕЛЬ. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Второй группе (группе критиков) было дано задание – от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Критики. Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, - думаю, прежде всего с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова – Анне Андреевне или Марье Антоновне. Дочка городничего – полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала. - Какие качества Хлестакова открыли вы для себя (“ ”: нравится женщинам; “-”: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам). УЧИТЕЛЬ Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. Группе литераторов было дано задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. Группа литераторов Милостивый государь, Иван Александрович! Я получил твоё милое и откровенное письмо. Прочитавши его, я мысленно тебя обнял и поцеловал, а потом засмеялся. Какое величие, простота и какая прелесть мысли – ты генерал-губернатор! Ты, верно, произвёл впечатление на всех, несмотря на разность вкусов и мнений. Скажу тебе так же, что П.… был поражён и признал твоё письмо решительно лучшим русским анекдотом. Смею заметить, что ты всегда был не прочь покуражиться, покутить, пожить на широкую ногу. Но там, в глуши, до которой “хоть три года скачи, не доскачешь”, ты превзошел самого себя. Признаюсь, я считал тебя и по части женщин более удачливым, нежели себя. Но представить, что ты волочишься сразу за маменькой и дочкой, даже я не мог. Что касается городничего и прочих, так и тут, в Петербурге, таких не мало. Я чуть не умер от смеху, читая твои замечания об этих людях. Оригинал ты страшный. Но помнится мне, ты и тут точно понимал сущность своих начальников. О себе скажу вообще, хозяин здешней квартиры меня ещё терпит, но денег у меня нет, думаю написать статейку о твоём городничем. Если будешь писать ко мне теперь, то адресуй по-прежнему, если же на тебя найдёт ленивое расположение в деревне и в течение пяти дней не соберёшься писать, предпримешь это гораздо позже, тогда адресуй уже в Гороховую. Затем остаюсь весь твой Тряпичкин. Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин (“ ”: разбирается в людях “-”: ленив) Вывод: В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя. Давайте повторим отрицательные и положительные черты характера Денотатный граф Хлестаков И.А. Положительное. Отрицательное “каждый день доставай билеты в кеятр”; молодой человек лет 23-24; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях. 1. “профинтил денежки”; 2. “сидит и хвост подвернул, не горячится”; 3. “кутит на батюшкины деньги”; 4. “продаёт всё до последней рубашки”; 5. “делом не занимается”; 6. “гуляет по прешпекту”; 7. не платит в трактире; 8. труслив; 9. высокомерен, нагл, груб со слугой; 10. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице; 11. придумывает небылицы; 12. берёт взятки; 13. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам; 14. ленив. УЧИТЕЛЬ Н. В. Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишенного нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Алогизм их мышления (то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике.) и все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляют принять «сосульку, тряпку», «вертопраха» за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство заставляет говорить о «миражной интриге», которой оборачивается ситуация заблуждения в «Ревизоре». Обратите внимание на термины. Постарайтесь объяснить значение записанных на доске слов: мираж, интрига, гипербола, гротеск (словарная работа) мираж – обманчивый призрак чего-нибудь интрига – развитие основного действия в произведении, Происки, скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-н. фантастика –вид художественной литературы, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм. Это изображение странного, неправдоподобного гипербола – преувеличение гротеск - художественный приём, в основе которого лежит странное сочетание реальности и мистики, красоты и кошмара, ужаса и комизма. Приведите примеры, подтверждающие использование автором выше названных средств. УЧЕНИК 1. Действительно, в «Ревизоре» очень многое построено на преувеличении: фантастически преувеличена не только глупость Хлестакова, но и общечеловеческое желание казаться хоть чуточку лучше, выше, чем есть на самом деле; УЧЕНИК 2 Комически преувеличена ситуация заблуждения. УЧЕНИК 3 Действие в эпизоде вранья Хлестакова развивается с все нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, все приходят во все больший испуг от речи героя. УЧИТЕЛЬ Их переживания выразительно передают ремарки. Приведите примеры (учащиеся приводят примеры). Городничий и прочие с робостью встают со стульев Городничий и прочие трясутся от страха Городничий трясясь всем телом силится выговорить УЧИТЕЛЬ Какой же мы сделаем вывод УЧЕНИК Страх стал почти паническим. После потрясения, испытанного чиновниками, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова. Поэтому данный эпизод мы считаем решающим моментом в развитии действия, самым острым проявлением конфликта – кульминацией комедии. УЧИТЕЛЬ Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. За несколько минут в сцене вранья Хлестакова  мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. 5. Закрепление знаний Работа по теме «Формирование понятия «миражная интрига». УЧИТЕЛЬ Какая почва дала возможность развернуться «миражной интриге». - Какой фразой начинается комедия (К нам едет ревизор) УЧИТЕЛЬ Мы уже объясняли причины страха чиновников и поняли, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Эта почва дает возможность развернуться «миражной интриге», так как наказания боятся все. Именно страх и является внутренним двигателем сюжета пьесы. Главным носителем этой интриги является Хлестаков, при появлении Хлестакова мираж материализуется. Я – генерал, я – главнокомандующий, я – везде, везде, везде… Но почему же он главный УЧИТЕЛЬ В чем комизм сцен приема Хлестакова городскими чиновниками УЧЕНИК Дрожа от страха перед неожиданно открывшейся пред ними значительностью положения и чина Хлестакова, они восхищаются им. УЧИТЕЛЬ Так в чем по-вашему заключается «миражная интрига» УЧЕНИК Понятие о «миражной интриге» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, то есть в наполнении пустоты вымышленным содержанием. УЧИТЕЛЬ Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека. УЧИТЕЛЬ Мы понимаем, что Хлестаков лжёт УЧЕНИК (Да, Хлестаков постоянно оговаривается.) УЧИТЕЛЬ Давайте вспомним, кем представляется Хлестаков - начальник отделения со мной на дружеской ноге; - хотели меня коллежским асессором сделать; - один раз приняли меня за главнокомандующего; - меня уже везде знают; - с хорошенькими актрисами знаком; - с Пушкиным на дружеской ноге; - моих много есть сочинений; - у меня дом первый в Петербурге; - балы даю (« в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке из Парижа».) - на пакетах пишут: «ваше превосходительство»; - один раз управлял департаментом; - меня сам государственный совет боится; - во дворец всякий день езжу; - завтра произведут в фельдмарш… УЧИТЕЛЬ Почему все верят Хлестакову 1.Страх руководит ими. 2) Все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет разные высокие чины. Высота чина затмевает любые человеческие качества для них. 3) Хлестаков лжёт искренне. Хлестаков искусно обманул чиновников потому, что не собирался обманывать их. Он не разыгрывает из себя ревизора. Всё сделали за него. УЧИТЕЛЬ На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Гоголем используется в этой сцене преувеличение, доведённое до невероятных размеров, абсурда. Как называется такой художественный приём. (ГРОТЕСК Запись в тетради определения.) УЧИТЕЛЬ Кто провоцирует Хлестакова на враньё, его подвиги (Сами чиновники подогревают его фантазию.) УЧИТЕЛЬ Почему Хлестаков лжёт ( Не устраивает своя жизнь, поэтому на ходу придумывает другую жизнь.) УЧИТЕЛЬ Гоголь писал: «Чистосердечие Хлестакова обмануло городничего», «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу. Он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит.») ВЫВОД УЧИТЕЛЬ Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова! “Я везде, я везде» Хлестаков живет среди нас и во многих из нас. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “Хлестаковщина”. Как вы понимаете, что такое “Хлестаковщина” УЧЕНИК Я считаю, что хлестаковщина – это наглое хвастовство, беззастенчивое враньё, несерьёзность, легкомыслие. УЧИТЕЛЬ А есть ли ХЛЕСТАКОВЫ среди нас (В наше время тоже встречаются Хлестаковы – хвастливые, легкомысленные, лживые люди). УЧИТЕЛЬ Мы определили ключевые слова для денотатного графа. Давайте составим сенкан, используя ключевые слова. (ученик работает у доски) Ключевое слово указано Хлестаков легкомысленный, презираемый (ничтожный, пустейший) хвастался, лгал, брал, выпрашивал, просил (принимал) неспособный к сознательной, продуманной лжи (самый яркий образ комедии) Лжеревизор (пустышка, фитюлька) 6. Итог урока. УЧИТЕЛЬ Сегодня мы добавили штрихи к портрету Хлестакова, составили денотатный граф и сенкан, узнали, что такое «хлестаковщина», выяснили, в чем заключается «миражная интрига» комедии «Ревизор». А что запомнили вы Передаем микрофон сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… 7. Домашнее задание повторить литературоведческие термины, которые мы сегодня использовали во время урока подготовить устное сочинение на тему: “Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга”, в котором, используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою. Составить цитатный план к характеристике Хлестакова 8. Оценивание