Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема. А. П. Гайдар Совесть Цель




Скачать 134.19 Kb.
Дата27.06.2017
Размер134.19 Kb.
Тема. А.П.Гайдар " Совесть
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи:

Обучающая:

-содействовать расширению кругозора учащихся -знакомство с биографией А.П.Гайдара;

- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

-организовать работу над знакомством с содержанием рассказа, учить слушать и слышать, учить видеть позицию автора;

- прогнозировать события, оценивать поступки литературных героев.

Развивающая:

-создать условия для развития умения у детей понимать прочитанное, улавливать главную мысль и логику повествования;

- организовать работу над вдумчивым чтением и читательской культуры, формировать интерес к изучению внутреннего мира человека, развивать речь, творческое воображение, мышление учащихся, технику осознанного чтения. формировать коммуникативные навыки работы в группах.



Воспитывающая:

-создать условия для воспитания честности, отзывчивости, доброжелательности, чувства ответственности за совершенные поступки, нравственные качества, через анализ содержания рассказа "Совесть" .



Оборудование: портрет писателя, выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групп, сигнальные карточки двух цветов (желтая, зеленая)лист самооценки

Форма проведения: ________________________________________________
Ход урока:
1Вхождение в учебный процесс. Первичное мотивирование учебной деятельности
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

-Оцените своё настроение (карточки: жёлтая-хорошее, зелёная-среднее)

-Чего ожидаете от урока?(новых знаний
2.Проверка домашнего задания
-Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку?

(Домашнее задание было дифференцированным)

1. Чтение по ролям.

2. Пересказ отрывка рассказа Л.Пантелеева «В шкафу»от лица тёти Нюши.

3 Сообщение о жизни Гайдара.

3.Определение темы урока, постановка учебной задачи.

1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки



  1. ----------- (совесть)

  2. отзывчивый, понятливый, скромный, доброжелательный

  3. переживает, стыдится, чувствует

  4. он всегда слушает зов своего сердца. Контролирует свои поступки

  5. Человек.

Вопрос:

– Определите первое слово синквейна. ‏( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть») 

– Как вы думаете, что такое совесть?

2 Определение темы урока.

– О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

4.Работа с текстом до чтения

Прогнозирование по названию

– О чем может быть рассказ с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

- Кто автор рассказа?



Некоторым ребятам было дано дом.задание приготовить сообщение о жизниА.П.Гайдара

Учебник стр 93



5. Работа с текстом во время чтения.
А)первичное чтение для создания ребёнком своей собственной интерпретации (толкования, оценки) читаемого с установкой проверить свои предположения
Чтение каждым учащимся про себя текста,

Тема: о чем? или о ком? это произведение?


Идея (главная мысль, Что главное хочет сказать автор этим рассказом, в чём он хочет нас убедить?
Б) перечитывание текста и его анализ
Стадия осмысления

Вопросы по осмыслению текста:

Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы)

– Почему девочка оказалась в роще?

– Что она там делала? Зачитайте (Дети находят отрывок и читают.)

– Какое впечатление произвела на вас Нина? (Ответы детей)

Дайте характеристику девочке? ( Нина легкомысленная, беззаботная, недисциплинированная)

Чтение 2 фрагмента (3-4 абзацы до слов «… я заблудился»).

– Найдите в тексте предложение куда шел мальчик? ( Дети находят и читают предложение)

- Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»? (Ответы детей)

-– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить.)



Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа).

- Давайте подберем слова, характеризующие малыша.( Добродушный, смешной , искренний.)

-Как вы понимаете значение выражения: «Грызла беспощадная совесть»? (Ответы детей)

– Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА

6. Работа с текстом после чтения.
Работа в группах:

Сейчас мы поработаем в группах.

– Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

– Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить.

Задания группам:

Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

А) неисправима;


Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?



Группа 6. Определите свое отношение к Нине: вы её осуждаете или жалеете? Почему?

Творческое задание.

– Представьте, что вы писатели…

– Придумайте хорошее окончание рассказа.

Работа с пословицами

Выберите подходящую пословицу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.


Совесть без зубов, а загрызет.
Совесть спать не дает

8. Рефлексия.Оцениваниие

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка

Групповые продолжения предложений

Это произведение заставило нас..

чтение стихотворения

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести, ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем, сразу,

Нельзя, товарищи, идти.
Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!



9 Домашнее задание
На дом вам будет несколько заданий на выбор:

А) С.94-95 читать, пересказывать

Б) с.94-95 вопрос 8

В) нарисовать рис. к прочитанному


Биография ГАЙДАРА

А.П.Гайдар родился в 1904 году в г.Льгове в семье учителя. Гайдар – это псевдоним. (Словарное слово)Его настоящая фамилия Голиков. Когда мальчику было 14 лет началась война, и он пошел на фронт. В 16 лет он стал командиром. Гайдар хотел стать военным, но его тяжело ранили в бою и из армии его уволили. Почти сразу же после этого Гайдар стал детским писателем. Вот как говорил Гайдар: “Почему я стал писателем? Вероятно, потому что в армии я сам был еще мальчишкой. И мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь во время войны”.

Вы узнаете это, прочитав его книги.

Маршрутный лист первой команды
Зал географических открытий
1. Площадь территории Забайкальского края:

-2 157 500:5= (кв.км)

-2 589 000:6= (кв. км)

-1 726 000:4= (кв.км)

- 1 294 500:3= (кв.км)

-863 006:2= (кв.км)


2 Протяженность (длина) всех границ Забайкальского края:

-114 480:24= (км)

-147 870:31= (км)

-119 250:25= (км)

- 57 240:12= (км

- 71 550:15= (км)


Исторический зал
1. Определите год основания Сретенска.
-563*3=(г);

-3 378:2=(г);

-8 445:5= (г);

-5 067:3= (г);

-6 756:4= (г)
2. Сколько лет Сретенску исполнилось в этом году?
980-(78 12)∙7=(л)

(84 72)∙ 5-430=(л)


Экологический зал
Определите год создания и площадь территории каждого заповедника:

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 59 190:30=(г);

№2. Площадь: 42 200*5 = (га)

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 39 460:20=(г);

№2. Площадь: 105 500*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*4 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 99 350:50=(г);

№2. Площадь: 5 611*8 = (га)

Дополнительное задание.

В двух бочках было 60 литров воды. Когда из одной бочки взяли 12 литров воды, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке?



цилиндр 2цилиндр 1




Название станции

№1

№2

№3

№ 4

№ 5





















































































5

Зал литературных открытий
















4. Подведение итогов игры, выставление отметок.

Маршрутный лист для команды.



Маршрутный лист первой команды
Зал географических открытий
1. Площадь территории Забайкальского края:

-2 157 500:5= (кв.км)


2 Протяженность (длина) всех границ Забайкальского края:

-114 480:24= (км)


Исторический зал
1. Определите год основания Сретенска.
-563∙3=(г);
2. Сколько лет Сретенску исполнилось в этом году?
980-(78 12)∙7=(л)
Экологический зал
Определите год создания и площадь территории Сохондинского заповедника:
№1. Создан: 59 190:30=(г);
№2. Площадь: 42 200*5 = (га)
Дополнительное задание.

В двух бочках было 60 литров воды. Когда из одной бочки взяли 12 литров воды, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке?



цилиндр 13цилиндр 15


Маршрутный лист второй команды
Зал географических открытий
1. Площадь территории Забайкальского края
2 589 000:6= (кв. км)
2 Протяженность (длина) всех границ Забайкальского края:
147 870:31= (км)
Исторический зал
1. Определите год основания Сретенск
3 378:2=(г)
2. Сколько лет Сретенску исполнилось в этом году?
(84 72)∙ 5-430=(л)
Экологический зал
Определите год создания и площадь территории Сохондинского заповедника:
№1. Создан: 39 460:20=(г)
№2. Площадь: 105 500*2 = (га)

Дополнительное задание.

В двух бочках было 60 литров воды. Когда из одной бочки взяли 12 литров воды, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке?

цилиндр 16цилиндр 17

Маршрутный лист первой команды
Зал географических открытий
1. Площадь территории Забайкальского края:

-2 157 500:5= (кв.км)

-2 589 000:6= (кв. км)

-1 726 000:4= (кв.км)

- 1 294 500:3= (кв.км)

-863 006:2= (кв.км)


2 Протяженность (длина) всех границ Забайкальского края:

-114 480:24= (км)

-147 870:31= (км)

-119 250:25= (км)

- 57 240:12= (км

- 71 550:15= (км)


Исторический зал
1. Определите год основания Сретенска.
-563*3=(г);

-3 378:2=(г);

-8 445:5= (г);

-5 067:3= (г);

-6 756:4= (г)
2. Сколько лет Сретенску исполнилось в этом году?
980-(78 12)∙7=(л)

(84 72)∙ 5-430=(л)


Экологический зал
Определите год создания и площадь территории каждого заповедника:

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 59 190:30=(г);

№2. Площадь: 42 200*5 = (га)

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 39 460:20=(г);

№2. Площадь: 105 500*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*4 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 99 350:50=(г);

№2. Площадь: 5 611*8 = (га)

Дополнительное задание.

В двух бочках было 60 литров воды. Когда из одной бочки взяли 12 литров воды, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке?



цилиндр 18цилиндр 19

Маршрутный лист первой команды
Зал географических открытий
1. Площадь территории Забайкальского края:

-2 157 500:5= (кв.км)

-2 589 000:6= (кв. км)

-1 726 000:4= (кв.км)

- 1 294 500:3= (кв.км)

-863 006:2= (кв.км)


2 Протяженность (длина) всех границ Забайкальского края:

-114 480:24= (км)

-147 870:31= (км)

-119 250:25= (км)

- 57 240:12= (км

- 71 550:15= (км)


Исторический зал
1. Определите год основания Сретенска.
-563*3=(г);

-3 378:2=(г);

-8 445:5= (г);

-5 067:3= (г);

-6 756:4= (г)
2. Сколько лет Сретенску исполнилось в этом году?
980-(78 12)∙7=(л)

(84 72)∙ 5-430=(л)


Экологический зал
Определите год создания и площадь территории каждого заповедника:

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 59 190:30=(г);

№2. Площадь: 42 200*5 = (га)

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 39 460:20=(г);

№2. Площадь: 105 500*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*4 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 99 350:50=(г);

№2. Площадь: 5 611*8 = (га)

Дополнительное задание.

В двух бочках было 60 литров воды. Когда из одной бочки взяли 12 литров воды, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке?



цилиндр 20цилиндр 21

Маршрутный лист первой команды
Зал географических открытий
1. Площадь территории Забайкальского края:

-2 157 500:5= (кв.км)

-2 589 000:6= (кв. км)

-1 726 000:4= (кв.км)

- 1 294 500:3= (кв.км)

-863 006:2= (кв.км)


2 Протяженность (длина) всех границ Забайкальского края:

-114 480:24= (км)

-147 870:31= (км)

-119 250:25= (км)

- 57 240:12= (км

- 71 550:15= (км)


Исторический зал
1. Определите год основания Сретенска.
-563*3=(г);

-3 378:2=(г);

-8 445:5= (г);

-5 067:3= (г);

-6 756:4= (г)
2. Сколько лет Сретенску исполнилось в этом году?
980-(78 12)∙7=(л)

(84 72)∙ 5-430=(л)


Экологический зал
Определите год создания и площадь территории каждого заповедника:

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 59 190:30=(г);

№2. Площадь: 42 200*5 = (га)

-Сохондинский заповедник:

№1. Создан: 39 460:20=(г);

№2. Площадь: 105 500*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*4 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 39 740:20=(г);

№2. Площадь: 11 222*2 = (га)

- Даурский заповедник:

№1. Создан: 99 350:50=(г);

№2. Площадь: 5 611*8 = (га)

Дополнительное задание.

В двух бочках было 60 литров воды. Когда из одной бочки взяли 12 литров воды, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке?



цилиндр 22цилиндр 23

  • 2. Проверка домашнего задания
  • 3 .Определение темы урока, постановка учебной задачи. 1. Стадия вызова
  • 2 Определение темы урока.
  • 4.Работа с текстом до чтения Прогнозирование по названию
  • 5. Работа с текстом во время чтения.
  • Стадия осмысления Вопросы по осмыслению текста
  • 6. Работа с текстом после чтения. Работа в группах
  • Задания группам: Группа 1 . Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика Группа 2 .
  • Творческое задание.
  • 8. Рефлексия.Оцениваниие
  • 9 Домашнее задание На дом вам будет несколько заданий на выбор
  • Маршрутный лист первой команды
  • Маршрутный лист первой команды Зал географических открытий
  • Маршрутный лист второй команды Зал географических открытий