Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: А. П. Чехов




Скачать 87.45 Kb.
Дата05.07.2017
Размер87.45 Kb.
ТипАнализ
ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа интернат №11 VIII вида»




Тема: А.П. Чехов «Хамелеон».

Учитель: Плотникова В.Г.


2015 – 2016 учебный год.




Тема: А.П. Чехов «Хамелеон».

Цели: 

-анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»;

-развитие навыков самоанализа художественного произведения, техники чтения;

-коррекция устной речи учащихся;

-воспитание интереса к предмету, стремления к чтению, чувства юмора.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование : презентации « Биография А.П. Чехова», « А.П. Чехов «Хамелеон».

Ход урока.

1.Организационный момент.

А) Психолого-педагогический настрой:

Давай –ка будем беречь друг друга

От неприятностей и от недугов.

Я желаю тебе добра сегодня,

Если будет трудно тебе одному,

Не волнуйся, я тебе помогу.



Б) Сообщение темы и целей урока:

Знать:

  • Что такое юмор и сатира.

  • Кто такой хамелеон?

Уметь:

  • Инсценировать.

  • Анализировать рассказ.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Фронтальная беседа:

17 января 1860 года родился замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов.

-Ребята, в каком городе он родился?

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.

- Что вы узнали об отце А.П.Чехова?



- Что вам известно о матери писателя?

- Какими талантами обладал Антон Павлович с детства?

-Почему Чехов в 16 лет остался в своём городе один?

- Куда поступил Чехов после окончания гимназии?

- Какие рассказы он пишет? Под каким псевдонимом он печатает свои произведения?

3. Закрепление изученного материала.

Учитель: Антоша Чехонте - не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)

Большинство произведений Чехова сатирические. Чем же сатирические произведения отличаются от юмористических? Что же такое сатира и юмор? Давайте обратимся к словарю.



Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.

Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка.

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

-Понравился ли вам этот рассказ?

-А знаете ли вы, что обозначает это слово?

Е) Опережающее задание: Хамелеон (таблица – лексическое значение, иллюстрация – ящерица хамелеон).



Хамелеон - ящерица, которая отличается умением быстро менять свой цвет, подгоняя окраску в тон окружающему фону. Можно смотреть на хамелеона в упор и не видеть его. Пальцы на длинных ногах срослись в клешню – удобно держатся на ветке. Глаза смотрят в разные стороны, независимо друг от друга. Хвост закручивается спиралью. Длина языка хамелеона может превышать длину его тела, он им ловит насекомых.

Хамелеон – это ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от обстановки. Второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

рассказе «Хамелеон» речь идёт о ящерице или о человеке?

Учитель: Да, речь в рассказе А.П.Чехова идёт о людях. Но эти люди в разных ситуациях ведут себя, подобно хамелеону.

-Игра « Угадай фамилии героев произведения».



Словарная работа: надзиратель, городовой, конфискованный крыжовник, мировой.

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали?



Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”).

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

Вопрос: А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)

Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)

Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?



Учитель: Также абсурдны словоупотребления и построение предложений в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?).

- Сколько раз меняет Очумелов своё мнение о собаке? Как меняется его реакция при этом?

Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.



Вывод: Итак, делаем выводы в свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

6. Работа с презентацией к рассказу А.Чехова “Хамелеон”.

- Кто из художников наиболее верно и живо изобразил характеры героев, сцены, эпизоды?



7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

Ход суда.

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.



Очумелов: Я, ваша честь, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным.

Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я направился к сборищу.



Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?

Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

Защитник: А кто же был виновник скандала?

Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине.

Обвинитель: В чем же провинился этот щенок? Гражданин Хрюкин, объясните.

Хрюкин: Иду я, ваша честь, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…

Судья: Вопрос к Очумелову. А какова была ваша реакция на это происшествие?

Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Ну, и узнать, чья она.

Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем. Знаю вас, чертей!



Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.

Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?

Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали же генеральская она или нет?

Хорошо, что повар генеральский сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Я до тебя ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)



Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

Обвинитель: Но он шесть раз менял своё решение! И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

Судья:А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

Хрюкин: «Эта подлая ни с того ни с сего»; «Пущай мне заплатят».

Очумелов : « Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать!».

-Генерала Жигалова? Да как она могла тебя укусить? Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».

-« Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал, и дела этого так не оставляй».

- «А ежели каждый свинья будет ей в нос цигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь».

-«Ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!».



3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Вопрос: Почему толпа так быстро («словно из земли выросши») собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово «толпа», а в другом – «сборище»? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

5. Итог.

- комментарии о работе учащихся на уроке, выставление оценок;

Сообщение домашнего задания: написать сочинение-рассуждение «Хамелеоны в наше время».

  • Тип урока
  • 1.Организационный момент. А) Психолого-педагогический настрой
  • Б) Сообщение темы и целей урока: Знать: Что такое юмор и сатира. Кто такой хамелеон Уметь
  • 2.Актуализация опорных знаний учащихся. а) Фронтальная беседа
  • 3. Закрепление изученного материала. Учитель
  • Сатира
  • Игра « Угадай фамилии героев произведения». Словарная работа
  • Учитель
  • 6. Работа с презентацией к рассказу А.Чехова “Хамелеон”.
  • Ход суда. Секретарь
  • Защитник
  • Очумелов
  • Судья
  • Обвинитель