Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Технология тьюторского сопровождения образовательных путешествий




Дата06.04.2017
Размер65.9 Kb.
ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

Рыбалкина Н.В.

Москва, 
ведущий эксперт Центра образовательных технологий
В современном массовом сознании каникулы - время отдыха от учебных трудов и течет это время в мире, параллельном личным достижениям. Во времена классического тьюторства каникулы были временем возращения на родину. Представляемая технология возрождает идею образовательного странствия как путешествия в поисках себя, своей духовной родины.

Построена технология так, что позволяет достигать эффектов тьюторского действия в предельно сжатые сроки: то, что было растянуто в представленной выше практике тьюторства в школе на весь срок обучения, здесь может происходить за 10 дней. Достигается это в том числе благодаря эффекту энергетического воздействия путешествия.


1. Индивидуальный образовательный проект: вопрос – ответ – знание-образ.


Технология исходит из положения о том, что самообразование – это не только самостоятельное образование, но самостроительство. Для культурного возраста старшей школы, с которой преимущественно работает технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни. В первую очередь это ценностное, экзистенциальное проектирование, подразумевающее культурное самоопределение, как присоединение к той или иной культурной традиции. Знание, необходимое для построения таких проектов, становится личностным.

Технология опирается на три простых постулата, одновременно являющимися и технологическими этапами.


Знание человечества становится твоим, если ты

  • сам ставишь ВОПРОС – и это путь к личному знанию;

  • сам ищешь способ ответа и ОТВЕТ – путь к образовательной мобильности и культурной грамотности;

  • можешь представить найденное ЗНАНИЕ как приращение твоего ОБРАЗА – увидеть себя нового в других, как в зеркале.

В результате такого образования за спиной оказывается не багаж знаний, прихваченный «на всякий случай», постепенно непомерно накапливающийся и равномерно убывающий через дырки памяти, но индивидуальная образовательная история – то, что не забывается.
Объединение вопроса (вопрошания), ответа (отвечания) и события жизни знания и составляют индивидуальный образовательный проект, ради которого школяр отправляется в путешествие. Каждый школярский проект включает этапы замысла, поиска, но обязательно и – презентации. Каждый этап подразумевает свое образовательное действие, а все вместе осваиваются как деятельность самообразования.

2. Вопрос. Культурное наследие и основные человеческие практики.


Вопрос (вопрошание) предполагает самоопределение школяра в сфере интереса (темы): что ты хочешь узнать, и что будет источником твоего знания.

Полем добывания знания – является культурное наследие человечества (ответы на вечные вопросы), запечатленная в знаках история культуры: памятники истории и культуры, искусства, предметы культа и быта, архитектура, среда, энергетика, следы событий…

Тематическими фокусами, помогающими типологизировать вопросы и ориентироваться в материале – видеть его в определенном ракурсе, являются основные человеческие практики: обустройства мира, взаимоотношений и построения себя. Это вопросы о


  • мире (его устройстве и обустройстве);

  • обществе (законах общежития, взаимодействия и коммуникации);

  • человеке (событиях и поступках жизни, чувствах и идеалах).

На этом этапе школяр уже может определить точки индивидуального маршрута, что подразумевает работу с картами и путеводителями, записками путешественников. Именно определение недостающего в собранном материале для ответа на Вопрос школяра и того, что можно узнать только на месте – в экспедиции, с чем надо встретиться – и является основным образовательным мотивом в технологии. Прохождение этапа постановки вопроса запечатляется школяром в форме эссе. Эссе – является пропуском в экспедицию – из него должно быть ясно, почему именно тебе необходима именно эта экспедиция.

На языке индивидуального проекта этап постановки вопроса - это определение проблемы и цели образовательного путешествия.

3. Ответ. Знаки культуры и типы образовательного поиска.


Ответ (отвечание) подразумевает самоопределение школяра в способе образовательного поиска: как ты будешь искать ответ на свой вопрос.

Для того, чтобы культурные следы заговорили необходимо владеть их языками. Это



  • язык символов (архитектура, живопись, предметы обихода);

  • язык слов (литература, фольклор, традиции общения);

  • язык поступков (легенды, обычаи, хроники событий).

Каждый язык открывает свои тайны при соответствующем организации образовательного поиска. Например, вопрос «В чем заключалось магическое значение египетских иероглифов?» - потребует расшифровки символов. Ответ на вопрос "Кому на Руси жить хорошо?" – скорее может получен в коммуникации, а на вопрос "Русский Гамлет – каков он?" – через игру, вхождение в роль.

Типы образовательного поиска соответствуют стилям образования: кто-то из школяров тяготеет к кропотливой работе по расшифровке символических форм, понимание других активно только при обсуждении, третьи для того, чтобы узнать что-то наверняка, должны сами прожить это. Уже постановка вопросов может происходить в специальных игровых тренингах, параллельно выявляющих способности к моделирующему наблюдению, дискурсивному мышлению, ролевому воображению.

Определение стиля образования школяра в сочетании с выбранной на предыдущем этапе тематикой поиска подскажет идею организации поиска. Это может оказаться изыскание ученого монаха по восстановлению архитектуры храма, или странствие трубадура по местам подвигов рыцарей короля Артура, или путешествие Маленького Принца по жизненному пути Антуана де Сент-Экзюпери.



Этап отвечания делится на два такта: планирования поиска и собственно поисков - уже в экспедиции (план реализации проекта и реализация индивидуального образовательного проекта).

4. Знание-Образ. Образовательное действие и образовательный продукт.


Данный этап подразумевает умение школяра видеть свое будущее: как ты будешь использовать знание, как измениться твой образ. Получить свой статус личное знание может только после проверки на «образуемость».

Последний шаг в индивидуальном образовательном проекте – представление своего опыта познания как важного для других, использование знания, подтверждающее владение им.

Заключительная часть экспедиции сопровождается такими действами, моделирующими формы жизни знания в:


  • науке и образовании (конференция, публичные чтения, урок или экскурсия);

  • политике и праве (суд, парламентские слушания, ток-шоу иди дебаты);

  • искусстве и игре (хэппенинг, перформанс, театр или карнавал).

В технологии образовательных путешествий все эти действия не являются способами освоения одноименных практик (в отличие от излагавшейся выше практике тьюторства в средней школе), но осваиваются как самоценные – образовательные – формы овладения собой.

Если для всех участников экспедиция заканчивается такими, по большей части, командными действами, то для каждого школяра в отдельности она также должна оставить след. Индивидуальный проект должен не только достигнуть своей цели (ответа на поставленный вопрос) – т.е. быть результативным, но и иметь свой образовательный продукт – то, что может быть использовано в будущей, пусть пока индивидуальной образовательной истории, а также то, что может быть использовано другими – это делает знание культурным. Цикл образования заканчивается для школяра таким созданием, выполненным в духе одной из практик: научном, публицистическом или художественном.


5. Культурная местность и образовательное пространство.

Карта образовательного пространства (выстраиваемая, прежде всего, тьютором) должна отразить все наиболее значимые для человечества следы, запечатленные на территории (на местности) путешествия поступью культуры. Маршрут школяра свяжет на этой карте, необходимые для ответа не его вопрос точки. Индивидуальность карте придадут метки. В технологии образовательных путешествий могут быть, как минимум, два типа меток: типы культурных знаков и базовые человеческих практики. Памятник Жанне д’Арк – может быть символом для ответа на вопрос об отношении общества к своим героям, а может – на вопрос об избранности, он может читаться как символ, а может выступать как образ – для вхождения в роль.

Для того, чтобы образовательное пространство открылось полностью для каждого школяра технология сочетает индивидуальные и командные формы работы. Индивидуальные образовательные маршруты вписываются в командные действия, а сценарий экспедиции строится так, чтобы все путешественники представили целостность культуры страны. Это позволяет каждому школяру увидеть свои находки в целостном окружении других.

  • 1. Индивидуальный образовательный проект: вопрос – ответ – знание-образ.
  • 2. Вопрос. Культурное наследие и основные человеческие практики.
  • 3. Ответ. Знаки культуры и типы образовательного поиска.
  • 4. Знание-Образ. Образовательное действие и образовательный продукт.