Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Т. П. Швец Санкт-Петербург




страница1/7
Дата19.02.2018
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный Университет» Филологический факультет Кафедра истории зарубежных литератур Мартовицкая Нина Павловна ТРАГЕДИЯ МАРИИ СТЮАРТ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ БРИТАНСКИХ АВТОРОВ КОНЦА XVIII – XIX ВЕКОВ Выпускная квалификационная работа магистра филологии Научный руководитель: д. ф. н., профессор И. И. Бурова Рецензент: к. иск., доцент Т. П. Швец Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение 3 ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ МАРИИ СТЮАРТ В ИСТОРИОГРАФИИ 7 1. 1. Судьба Марии Стюарт 7 1.2. Противостояние Марии Стюарт и Елизаветы I Тюдор: его государственные, религиозные и личные причины 22 ГЛАВА 2. ОБРАЗ МАРИИ СТЮАРТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРИТАНСКИХ АВТОРОВ КОНЦА XVIII – XIX вв. 30 2.1. Трагическая судьба Марии Стюарт в творчестве Р. Бернса и У. Вордсворта 30 2.2. Образ пленной королевы в романе В. Скотта «Аббат» 45 2.3.Образ Марии Стюарт как la femme fatale в творчестве А. Ч. Суинберна 60 Заключение 75 Список использованной литературы 78 Введение Мария Стюарт – одна из самых ярких фигур не только в шотландской, но и в британской истории. Ее трагическая судьба, полная головокружительных взлетов и падений, вызывает неизменный интерес писателей, историков, кинематографистов. К ее образу обращались в своих произведениях А. Дюма, В. Скотт, Ф. Шиллер, С. Цвейг и многие другие. С самого начала своей жизни Мария Стюарт была вознесена на вершину величия. Она была королевой Шотландии и Франции, считалась католиками законной королевой Англии. Такое положение сулило Марии огромное могущество и власть, но женщина возобладала над королевой: Мария ставила свои чувства выше государственных интересов, совершала ошибки, которые впоследствии оказались гибельными и привели к трагическим последствиям. Этой хрупкой утонченной девушке, воспитанной при французском дворе, любившей пышные балы и празднества, было суждено стать королевой Шотландии в период кровавой борьбы за власть и Реформации. Мария, столкнувшись с тяжелой действительностью, не смогла противостоять обрушившимся на нее невзгодам. Хотя Марии Стюарт так и не довелось завоевать английский престол, после смерти бездетной королевы Елизаветы он достался ее сыну, Якову Стюарту. В 1707 году, во время царствования Анны I, последней королевы из династии Стюартов, был принят Акт об унии, объединяющий Шотландию и Англию в одно королевство, названное Великобритания. Уклад жизни шотландцев стал стремительно изменяться. Под влиянием капиталистического хозяйства начал распадаться патриархально-родовой строй, который господствовал в горной части Шотландии. Происходило массовое обезземеление крестьян, людей направляли в фабричные города, а пахотные поля превращались в пастбища для овец — производство сырья для развивающейся ткацкой промышленности. Правительство старалось уничтожить шотландскую национальную привилегию, унифицировать не только финансовую и административную, но и судебную системы. Такая политика вызывала возмущение среди шотландцев, вела к неприятию всего английского. Шотландцы яростно стремились сохранить чувство национальной самобытности. В этих условиях имя Марии Стюарт, которое ассоциировалось с событиями, сыгравшими важную роль в шотландской истории, стало символом утраченной независимости. Образ шотландской королевы оказался окутанным романтическим ореолом: законная наследница престола, лишенная власти, женщина с тяжелой судьбой, пленница английской короны, подсудимая, приговоренная к позорной казни. Новый всплеск интереса к истории Марии Стюарт связан с общеромантическим интересом к национальной истории. Объектом данного исследования нами был выбран образ Марии Стюарт, складывавшийся в произведениях британских писателей XVIII-XIX вв.: Роберта Бернса (1759—1796), Уильяма Вордсворта (1770—1850), Вальтера Скотта (1771—1832), Алджерона Суинберна (1837—1909). Материалом для исследования послужили следующие произведения: «Элегия Марии, Королевы Шотландской, на приближение весны» (Lament Of Mary, Queen Of Scots, On The Approach Of Spring, 1791 г.) Роберта Бернса, «Жалоба Мэри, Королевы Шотландцев, в канун нового года» (Lament of Mary Queen of Scots, on the Eve of a New Year, 1817 г.) Уильяма Вордсворта, роман Вальтера Скотта «Аббат» (The Abbot, 1820 г.) и драматическая трилогия Алджернона Чарльза Суинберна, посвященная Марии Стюарт, в которую входят пьесы «Шателяр» (Chastelard, 1865 г.), «Босуэлл» (Bothwell, 1874 г.), «Мария Стюарт» (Mary Stuart, 1881 г.). Цель исследования — выявить особенности интерпретации образа Марии Стюарт в творчестве выбранных нами авторов. Можно сказать, что перед нами произведения литераторов, принадлежащих к трем разным поколениям, следовательно, рассмотрение образа Марии Стюарт в произведениях каждого из них может позволить нам увидеть не только отражение индивидуальной творческой философии писателей, но и отражение исторической ситуации, в контексте которой они создавали свои произведения. Для достижения поставленной цели потребовалось выполнить несколько задач: - изучить биографию Марии Стюарт; - рассмотреть взаимоотношения Марии с Елизаветой Тюдор; - проанализировать выбранные произведения; - выявить отношения авторов к фигуре Марии Стюарт. Данное исследование может способствовать уточнению оттенков одного и того же события, одного и того же исторического факта или лица в рамках единого литературного направления, — этим обусловлена его актуальность. Новизна работы заключается в том, что выбранные нами произведения малоизучены и никогда прежде не анализировались в аспекте сопоставления. Данное исследование обладает практической значимостью, так как содержащиеся в нем материалы могут быть использованы в учебном процессе в рамках курсов по истории зарубежной литературы XIX в. Структура работы складывается из введения, основной части, состоящей, в свою очередь, из двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 66 наименований.
  1   2   3   4   5   6   7

  • Содержание
  • Введение