Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Святейшего Патриарха Московского и всея Руси алексия II информационная поддержка: Интернет портал Православная книга




страница1/41
Дата10.04.2017
Размер8.41 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
А.И. Хвыля-Олинтер
священник, кандидат юридических наук

Духовная безопасность

и духовное здоровье

человека, семьи, общества




Москва – 2008
ББК 87-372

Х 348


ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси

АЛЕКСИЯ II

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:



Интернет портал

«Православная книга России»

www.pravkniga.ru



А.И. Хвыля-Олинтер – священник, кандидат юридических наук.

Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М.: «Даръ», 2008. – 640 с.

В пособии по духовной безопасности и духовному здоровью человека, семьи, общества рассмотрены вероучительные и правовые понятия и характеристики религиозного пространства России, исходя из религиозной (преимущественно христианской), а также светской позиции. Анализируются такие теоретические и практические проблемы религиоведения, теологии и богословия, которые имеют отношение к духовной безопасности и духовно-нравственному здоровью человека, семьи, общества, к характеристикам религиозной идентичности России. Сообщаются основы типологизации религиозных объединений и вероучений. Даются сведения о причинах зарождения сект, о молитвенном делании, реинкарнации и медитации. Приведены некоторые апологетические материалы. Сообщаются юридические сведения, полезные при судебном противодействии сектам. Даны рекомендации для различения экстремистских направлений в традиционных российских конфессиях, а также наиболее активных групп деструктивных культов, действующих на территории России. Приводятся сведения о Русской Православной Церкви.

При перепечатке материалов из пособия ссылка на него обязательна.


© Хвыля-Олинтер А.И., свящ., 2008

© Издательство «Даръ», 2008

ISBN 978-5-485-00186-5

Оглавление


Часть первая: духовные и юридические проблемы духовной безопасности 3

Введение к первой части 3

1.1. О духовной безопасности 6

1.2. Государство и юридическое противодействие деструктивным культам 18

1.3. Духовные причины появления и развития сект 73



Часть вторая: духовные истоки экстремизма в отдельных направлениях ислама, иудаизма и буддизма 89

Введение ко второй части (типологизация вероучений) 89

2.1. Особенности радикальных направлений ислама 101

2.2. Особенности радикальных направлений иудаизма 121

2.3. Особенности радикальных направлений буддизма 131



Часть третья: религиозные деструктивные направления и движения, действующие на территории России 156

3.1. Общие признаки деструктивных культов в России 156

3.2. Помощь людям, пострадавшим от сект 193

3.3. Приложения к третьей части 201



Часть четвертая: основные сведения о православии 240

4.1. Справка о Русской Православной Церкви 240

4.2. О признаках и времени прихода Мессии 261

4.3. Толерантность с точки зрения православия 270

4.4. Основные характеристики богообщения 274

4.5. Апологетический раздел 305

4.6. Религиозные организации христианской ориентации 342

4.7. Древние христиане о двух путях 356



5. Библиография 357

6. Дополнительный список литературы 358

6.1. Православная литература 358

6.2. Старообрядческая (Древлеправославная) литература 362

6.3. Литература иных вероисповеданий 362

6.4. Светская (а также неявно религиозная) литература 363

7. Краткие сведения об авторе 365




Часть первая: духовные и юридические проблемы духовной безопасности

Введение к первой части


Настоящее пособие содержит материалы, относящиеся к теоретико-методологическим и практическим проблемам религиозно-духовной безопасности и духовного здоровья человека, семьи, общества. Поэтому в него помещены многообразные сведения научно-методического, рекомендательного и справочного характера. Однако оно имеет внутреннюю цельность, так как предназначено для круга людей, которые, различаясь по своему духовному уровню, духовному интересу и направлениям деятельности, тем не менее, сходны своим чаянием позитивных идеалов: прежде всего истины, осмысленности жизни, любви, творчества, свободы и справедливости.

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда он сталкивается с религиозно-духовными проблемами. Для их решения, как и в любых иных сферах деятельности, нужны определенные знания, умения и опыт, требуется помощь специалистов. Потому что религиозно-духовный мир весьма непрост, многообразен и разнополярен, а последствия неумения ориентироваться в нем могут обернуться бедой не только для отдельного человека, но и для государства в целом. И надобно уметь его видеть и понимать.

При анализе религиозно-духовного мира необходимо, прежде всего, разбираться с сутью важнейших составляющих множества вероучений: принятые идеалы (объекты поклонения); понимание духовности; отношение к добру и злу (трактовки происхождения и смысл); определение смысла и цели жизни; построение системы нравственности; отношение к общественным институтам и личности; выбор приемлемых средств и методов достижения цели.

Недостаток или ошибочность (а зачастую даже извращение) духовных знаний и опыта приводят к тому, что все духовные проявления и религиозные объединения становятся для наблюдателя как бы на одно лицо, лишь одевающееся в разные одежды — он не различает их несовместимых разнонаправленных сущностей. Тогда у подобного человека возникают обманчивые мнения и ощущения, например, что истин много, и что все они вместе составляют якобы некую общую реальность (так называемая конвергенция), в которую добро и зло, жизнь и смерть входят как бы равноправными составляющими. Человек забывает о необходимости противоборства духовным болезням и о своем духовно-нравственном здоровье. Он даже отстраняется от обдумывания жизненно важной проблемы добра и зла, так же, как, например, обычно люди избегают мыслей о своей неминуемой грядущей смерти. И тогда происходит ужасное дело — со злом соглашаются, и оно начинает восприниматься как неизбежная (а зачастую и выгодная) явь.

Изощренное зло маскируется, его носители предпочитают обман, правдоподобие, чтобы внешне не отличаться от добра. Человек с ослабленной и больной духовностью живет в духовной тьме и поэтому не способен вовремя почувствовать опасность. В своем добровольном заблуждении он не ведает, что на самом деле есть добро, а что — зло, что есть стремление к созиданию и любви, а что — к разрушению и ненависти. Он путает веру с суеверием и убежденностью, истину с правдоподобием и ложью, любовь с заботой и привязанностью, человеческую сущность с животным и биологическим бытием, цель со средствами и методами. Такой человек, даже если первоначально имеет добродетельную естественную нравственность, постепенно становится духовно всеядным и погибает от духовного отравления. Это выражается, прежде всего, в отрицании веры, в духовном безразличии или духовном цинизме.

Поэтому первоочередная задача настоящего пособия — способствовать развитию у человека правильного духовного видения для выявления духовных болезней, для различения тысяч религиозных культов, объединений, организаций и групп, из которых многие духовно смертельно ядовиты, а зачастую безнравственны и криминальны. Духовное видение имеет решающее значение при позитивном формировании мировоззрения, идеологии, а также этического, научного, правового и политического сознания. Без верного духовного видения невозможно полноценно освоить, осознать и оценить культуру, нереально сформировать здоровый образ жизни.



Особенности духовного противоборства злу требуют высокой, чистой, сознательной и деятельной веры, а значит — непрерывного, кропотливого и напряженного труда над самим собой, активной духовной жизни. Ибо настоящая вера весьма динамична. На воюющих против духовного зла возложена особая ответственность перед собой и миром. Например, православие считает, что они, согласно их свободной воле, избраны Богом для того, чтобы стать соработниками Духа Святого, проповедниками Слова Божия. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2 Кор. 2, 14–17). Православие учит, что, желая себе и всем людям уподобления Господу Иисусу Христу — Истине, Любви и Свету, нужно стремиться основывать свою деятельность в мире на нескольких внешне простых, но трудно выполнимых в современной суетной жизни правилах:

  • всегда быть воинами, непримиримо сражающимися с духовными болезнями, со всеми проявлениями зла, постоянно их разоблачать, ограничивать и пресекать;

  • непрерывно нести людям благую весть, врученную нам Богом;

  • при любых обстоятельствах действенно любить всяких людей, независимо от их духовности, веры, религии, греховности;

  • никогда не рассматривать любого человека как средство для достижения каких-либо целей;

  • никогда не использовать Церковь, — которая есть оживляемое Духом Святым единственное и единое Тело Христово, с намерением получения какой-либо корыстной выгоды (деньги, власть, авторитет, популярность и т.п.);

  • ни в коей мере не применять средства и методы зла;

  • везде являться образцовым примером православной жизни и веры;

  • постоянно помнить и ощущать, что Церковь есть духовно наша родная мать;

  • непрестанно работать над собой, повышать сознательность и чистоту своей веры;

  • внимательно контролировать свою деятельность, помня, что носители зла умело используют наши ошибки не только против лично нас, но и против Церкви.

Неуклонно идя путем всеобъемлющей любви, духовного делания, просвещения, созидания и милосердия, борцам за духовную безопасность приходится сталкиваться с кознями религиозных деструктивных культов различной ориентации. Часто деятельность означенных культов направлена против государства и общества. Печально известные скандалы и криминальные эксцессы с сектой «АУМ синрике», террористами радикального ислама, иеговистами, сатанистами и иными деструктивными культами высветили необходимость таких правовых норм федерального законодательства и подзаконных актов, которые гарантировали бы религиозную безопасность России и ее граждан, соответствовали бы религиозной идентичности нашей страны, ее духовно-нравственным доминантам. Федеральный Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» явился значительным шагом в сторону улучшения правового регулирования религиозных процессов. Однако негативных процессов и потребности совершенствования социальных регуляторов в этой сфере еще много.

Правительственные комиссии, имеющие отношение к проблемам, связанным с религиозными объединениями, рассматривают вопросы о мерах противодействия деятельности религиозных экстремистских сект на территории нашей страны. Вводятся дополнения в существующее законодательство, которое, однако, пока недостаточным образом регулирует деятельность иностранных и отечественных представителей религиозных деструктивных объединений в нашей стране. Задача в том, чтобы, не «осложняя жизнь» законопослушным религиозным деятелям и объединениям, поставить эффективный правовой и социальный заслон силам, рядящимся в религиозные одежды, преследующим цели экстремистского характера, угрожающим безопасности нашего государства и общественному миру.

Одним из приоритетных направлений сдерживания деструктивной сектантской экспансии является полное, своевременное и объективное информирование населения о деятельности (в том числе и криминального характера) религиозных объединений. К сожалению, в настоящее время в России в этой сфере ситуация должна быть названа «информационным голодом». За последние годы вышло ограниченным тиражом всего несколько справочников, посвященных религиозным объединениям, действующим на территории нашей страны. К их недостаткам можно отнести ограниченность количества рассмотренных культов деструктивного характера и отсутствие сведений, раскрывающих глубинные различия вероучений, особенно те их особенности, которые могут стать или уже стали источником деструктивности. Систематически публикуют материалы о деструктивных культах православные и некоторые иные христианские издательства. Однако круг распространения этих материалов пока еще ограничен.

Ценными в этом отношении являются: изданный в г. Белгороде в 2002 году справочник Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера», а также публикации современных православных специалистов по деструктивным культам: священника Николая Карасева, священника Олега Стеняева, иеромонаха Анатолия Берестова, священника Даниила Сысоева, священника Дмитрия Евменова, диакона Андрея Кураева, А. Дворкина, А. Егорцева, Р. Конь, И. Куликова, И. Понкина, И. Олейника и других.

Настоящее пособие по религиозно-духовной безопасности и духовному здоровью человека, семьи, общества имеет религиозно-духовную направленность и рассчитано на патриотически-настроенных граждан Российской Федерации, на всех, кто интересуется религиозной и духовной тематикой, а также на служащих органов государственной власти и местного самоуправления в нашей стране. Оно также предназначено для миссионеров, священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. Пособие знакомит со светским и православным взглядом на проблемы религиозно-духовной безопасности и духовного здоровья человека, семьи, общества. В настоящем пособии сведения о конкретных деструктивных культах приводятся из источников, указанных в 5-ом и 6-ом разделах, в первую очередь /5-й раздел: 4, 5, 25, 33, 34, 45 и других/.

В пособии для обозначения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви применяются, как равнозначные, термины «Православная Церковь», «Церковь». Эти же термины используются в пособии только для обозначения Русской Православной Церкви применительно к территории Ее пастырской ответственности. В ряде случаев для сокращения размера текста при обозначении Церкви используется аббревиатура «РПЦ». Некоторые разделы пособия состоят из ранее сделанных автором самостоятельных публикаций, поэтому в них иногда встречаются повторы, которые оставлены без изменений для сохранения первоначального смысла. Материалы данного пособия проходили неоднократную апробацию с 2002 по 2006 гг. в виде: статей в журнале «Миссионерское обозрение»; лекций в Белгородской православной духовной семинарии (2002-2007 гг.) и Белгородского юридического института МВД РФ (2004-2005 гг.); докладов на различных региональных, российских и международных семинарах и конференциях; методического пособия по духовной безопасности для заочного сектора Белгородской православной духовной семинарии (2005-2006 гг.); учебника по религиоведению для МВД РФ (2006 г.), разделов иных справочников и пособий. В нескольких разделах настоящего пособия задействованы выборочные результаты других авторов. В подобных случаях в текстах даны надлежащие пояснения.

Автор выражает признательность всем, кто помогал и поддерживал его при подготовке и издании настоящего пособия. Особая благодарность приносится: Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету за богословское образование и просвещение; игумену Филиппу (Симонову) за конкретное содействие, священникам Сергию Дергалеву, Николаю и Олегу Кобец, Борису Лаврушину за разностороннее соучастие, а также Ольге Николаевне Воробьевой, которая заведует канцелярией, преподает и обеспечивает значительную часть процессов образования в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

  • Часть первая: духовные и юридические проблемы духовной безопасности