Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Своеобразие проблемы «поэт и толпа» в поэзии Ш. Бодлера




Скачать 187.81 Kb.
Дата06.06.2017
Размер187.81 Kb.
Тема: Своеобразие проблемы «поэт и толпа» в поэзии Ш. Бодлера «Альбатрос».
На прошлом уроке мы очертили круг тем поэтического сборника «Цветы зла» - известнейшей книги «духовного отца» европейского декаданса Шарля Бодлера. Поэта, который поразил современников неведомой до этого времени откровенностью лирического самовыражения. Даже традиционные темы романтической поэзии приобретали новое звучание в поэзии Ш. Бодлера.

Именно о новом решении Бодлером традиционной темы романтиков «поэт и толпа» мы будем говорить сегодня.



Проблема «поэт и толпа» в творчестве

Байрона, Пушкина, Лермонтова, Гейне, Некрасова.

Тема творчества - «поэт и поэзия», «поэт и толпа» - привлекала многих поэтов.

Английский поэт Байрон одним из первых создал образ Поэта, которого не понимает и порицает «толпа». Байроновский Поэт - личность колоссального масштаба, которая вобрала в себя все скорби мира, всю его боль, поэтому заурядной личности его не понять.

О высоком назначении поэта, особой роли поэзии речь идет во многих стихах А. Пушкина. Поэзия - сложное и ответственное дело, считает Пушкин. А поэт отличается от других людей тем, что ему дается дар видеть, слышать, ощущать то, чего обычные люди не замечают. Тем не менее, талант - тяжелая ноша.

Сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, проявлять стойкость и непримиримость в борьбе с общественным злом.

В творчестве М. Лермонтова также развиваются мысли о высоком назначении поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт»). Но, осмысливая судьбу Поэта, М. Лермонтов приходит к выводу, что яркая, одаренная личность обречена на враждебность общества. Поэтому единственный суд, который должен признавать поэт, - это суд совести.

Своеобразным был взгляд на поэта и поэзию у Гейне. Он отстаивал, прежде всего, творческую свободу личности, право на самовыражение. «Толпа» не имеет права диктовать поэту, что и как он должен писать. Но Поэт у Гейне не может стоять в стороне жизни, он должен поднимать свой голос на защиту обездоленных, выступать против своеволия, в каких бы формах это своеволие не проявлялось: притеснение творческой личности или попрание прав бедного человека.

Развивая тему поэта и поэзии, Некрасов ввел новое понятие - поэт-гражданин, поэт, который сознательно ставит свой талант на службу обществу. Такая миссия служения нелегко дается Поэту, так как его собственные художественные вкусы часто лежат за пределами общественных тем. Это служит причиной конфликта, почти как в классицизме, между чувством и обязанностью Поэта. Решение этого конфликта - дело совести Поэта.



Посудите, какие факты биографии Ш. Бодлера свидетельствуют о том, что тема «поэт и толпа», отношение к поэту общества были особенно болевыми для этого творца?
Итак, темы «поэт и поэзия», «поэт и толпа» - традиционная темы, решения которых старались найти и поэты-романтики, и поэты - реалисты. Эта тема глубоко волновала и Бодлера. В разделе «Сплин и идеал» сборника «Цветы зла» она становится ведущей. Об этом свидетельствует даже расположение стихов в разделе. Открывает его стих «Благословение», о котором мы уже упоминали на прошлых уроках:

Лишь в мир тоскующий верховных сил веленьем
Явился вдруг поэт - не в силах слез унять,
С безумным ужасом, с мольбой, с богохуленьем
Простерла длани ввысь его родная мать!

Мы выяснили, что в жизни Бодлера были события, которые заставляли его рассуждать над тем, как относятся к поэту в обществе. В поэзии «Благословение» именно и переплетаются раздумья над собственной судьбой и судьбой Поэта. Тем не менее, уже второй стих раздела «Сплин и идеал» раскрывает новый взгляд на поэта.

►► Выразительное чтение поэзии «Альбатрос»

>> Анализ поэтического текста


  1. О ком речь идет в поэзии - об альбатросе или о поэте?

  2. Почему Бодлер назвал свою поэзию «Альбатрос»?

  3. Какие художественные приемы помогают осознать авторскую мысль?

  4. Какой художественный прием определяет строение произведения?

  5. Какой художественный прием является ведущим в создании образа поэта?

  6. Каким предстает образ поэта - трагическим или комическим? Обоснуйте мнение.

  7. Как относится лирический герой поэзии к толпе?

  8. Возможно ли примирение между поэтом и толпой?

В поэзии «Альбатрос» Бодлер создает метафорический образ поэта. Образ альбатроса дает ключ для понимания авторского отношения к проблеме «поэт и толпа». Основной прием построения произведения - антитеза: альбатрос и толпа матросов, поэт и «толпа». Метафорический образ поэта-альбатроса поражает воображение, поэтому именно его поэт выносит в название произведения. Другое название, например, - «Поэт», снизило бы эмоциональное, образное влияние. А именно такого эмоционального влияния ожидает поэт, когда рассказывает о птице на палубе. Внешняя комичность изображенной ситуации скрывает драматизм, который целиком раскрывается в последней строфе поэзии. Драматизм этот вызывает и осознание, что избегнуть столкновенья поэта и «толпы» невозможно, так как сам поэт - часть этой толпы. Невозможно между ними и примирение, так как его «большие крылья» - часть его личности.


Мы не будем забывать, что Бодлер завещал рассматривать «Цветы зла» как целостную книгу, а все поэзии воспринимать в их тесной взаимосвязи. Поэтому для понимания авторской позиции чрезвычайно важно установить связь «Альбатроса» с другими поэзиями. Следующие пять стихов раздела «Сплин и идеал» как раз подчеркивают ситуацию «творческого всплеска» поэта, развивают свет его творческого воображения и источники, которые способны живить ее. Под номером три в сборнике стоит стих «Подъем», в котором лирический герой призывает свой дух убежать от «земной заразительной гнили» в мир мечты, где ему приоткрывается язык, «на котором разговаривают цветы и все безмолвные вещи». А под номером четыре - стих, который принес Бодлеру особую славу предвестника символизма.

Философская подпочва поэзии "Соответствие"

В 50-х годах XIX-го столетия Бодлер увлекся «теорией соответствий», в основе которой лежало представление о том, что вещи являются символами скрытой реальности и потому могут существовать соответствия (correspondances) между ее проявлением в цветах, запахах, звуках. Эта идея была распространена в восточной философии, а в Европе подобные мысли высказывал еще Платон. Такие идеи можно найти у немецких романтиков, в частности у Шиллинга, в произведениях Гофмана. Получили эти идеи распространения и во Франции - у Бальзака, Ґюґо, Готье.

Бодлеру близка романтическая концепция мира, романтическая «жажда вечности», но он не отказывается от всего земного, а наоборот максимально погружается в этот земной мир. Природа важна для него как звено, которое связывает «индивидуальное» и «вечное». Поэтому Бодлер наделяет природу двумя существенными характеристиками. Во-первых, он относится к природе не просто как к живому существу, а как к человеку: природа имеет собственные чувства (радость, печаль, убеждение). Во-вторых, природа предстает как определенный текст, который состоит из огромного количества знаков, символов, которые поддаются чтению, разгадка которых доступна человеку.

Бодлер писал: «Все иероглифично, и мы знаем, что темнота символов лишь относительна, т.е. зависит от чистоты, доброй воли и прирожденной прозорливости душ. Что такое поэт, если не переводчик, не дешифровщик? У выдающихся поэтов не встретишь такой метафоры, такого эпитета или сравнения, которые не вписывались бы с математической точностью в данные обстоятельства, потому что эти сравнения, метафоры и эпитеты черпаются из неисчерпаемой сокровищницы вселенской аналогии и потому что их неоткуда больше почерпнуть».

И еще одно очень важное для понимания произведения замечание Ш. Бодлера: «Весь видимый мир есть вместилище образов и знаков, которым воображение придает соотносительные место и ценность; этот мир можно уподобить пище, которую воображение должно переварить и преобразить. Все способности человеческой души должны подчиняться воображению, мобилизующему их всеодновременно»

>> Комментарий к тексту

…ладан и бензол..., амбра и мушмула... - названия ароматических веществ животного (амбра) и растительного происхождения.

>> Выразительное чтение поэзии «Соответствия»

>> Анализ поэтического текста


  1. Каким предстает мир в этой поэзии? Почему она называется «Соответствия»?

  2. Как вы понимаете слова поэта «Природа - строгий храм»?

  3. В каких образах раскрывается мысль о единстве мира реального и идеального, человека и природы?

  4. Как вы понимаете слова поэта:

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.


  1. Приведите примеры «соответствий» Бодлера.

  2. Подумайте, существуют ли эти соответствия в реальном мире или они возникают благодаря воображению поэта.

  3. Какие «математически точные» метафоры использует автор?

  4. Что помогает человеку ощутить свою причастность к вечному, идеальному?

  5. Как вы понимаете последнюю строку поэзии?

  6. Обратите внимание на строение произведения. В какой форме написана эта поэзия?

  7. Подумайте, почему Бодлер избрал для раздумий о «соответствиях» форму сонета?

В поэзии «Соответствия» Бодлер пытается постигнуть мир с помощью воображения, так как он считал, что «видимый мир есть вместилище образов и знаков, которым воображение придает соотносительные место и ценность». Воображение способно разбудить чувствительные впечатления, которые перетекают из одного в другое: «Где все едино, свет и ночи темнота,/Благоухания и звуки и цвета/В ней сочетаются в гармонии согласной».

Бодлеровские «соответствия» динамические, подвижные; обычные для нас «вещи» начинают перевоплощаться, раскрывая неисчерпаемость содержания: «Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,/Как тело детское, высокий звук гобоя;/И есть торжественный, развратный аромат -/Слиянье ладана и амбры и бензоя..»

Но человек - не пассивный «приемник» соответствий, именно он и лишь он становится источником аналогий Вселенной. Тем не менее, не в любой миг душа способна засветиться светом воображения. По мнению Бодлера, лишь искусство помогает на самом деле освободить воображение. Бодлер избирает для своих «соответствий» форму сонета, так как сам сонет, как никакой другой жанр поэзии, вызывает у читателя собственный ряд аналогий и «соответствий».

Теорию «соответствий» Бодлер использовал не только в сонете с таким названием. Поиск «соответствий» становится одним из художественных принципов поэта. Бодлер устанавливает разные типы соответствий. Во-первых, это явление синтезии, когда влияние на какой-либо орган нашего чувства (звук) вызывает другие ощущения (цвет, вкус). Эту ассоциативную связь нельзя объяснить рационально, но именно она дает возможность открытия новых, непривычных метафор. Чувствительные впечатления, которые способны перетекать из одного в другое (цвет в звук - звук в запах и др.) имеют суггестивную силу: они способны навевать расположение духа, пробуждать воспоминания, пробуждать фантазию, воображение. И именно тогда «природный мир» (мир вещей, чувствительных впечатлений от них и эмоциональных переживаний) оказывается знаком «невыявленной надприроды».

Поэзия «Вечерняя гармония» принадлежит к так называемому циклу мадам Сабатье. Аполлония Сабатье (Аглая-Жозефина Саватье) была внебрачной дочерью аристократа и швеи, поэтому с детства знала не парадную сторону жизни. В 18 лет ее «купил» богатый бельгийский делец. В начале 40х мадам Сабатье собирала в своем салоне поэтов, художников, актеров, музыкантов. Бывал здесь и Бодлер. В начале 50х Бодлер посвятил мадам Сабатье немало поэзий. Он присылал стихи «анонимно», хотя Аполлония хорошо знала, кто автор этих стихов. Но она предпочла оставить за собой роль «далекой и недосягаемой» «звезды вдохновения поэта». После осуждения книги «Цветы зла» Аполлония и поэт сошлись, но их близость не была продолжительной, и спустя некоторое время они вернулись к «дружбе и любви издали». Именно в это время и была написана поэзия «Вечерняя гармония», одно из самых лучших произведений Ш. Бодлера.



>> Комментарий к тексту

.потиром золотым... - Потир - церковная посуда, чаша для святых даров.

>> Выразительное чтение поэзии «Вечерняя гармония»

>> Анализ поэтического текста


  1. Какой образ вызывает в нашем воображении поэт в первой строке поэзии? Какие образы помогают ему пробудить и направить наше воображение?

  2. Можно ли определить, вечер какого времени года воссоздает поэт? Обоснуйте свои мысли.

  3. Какие метафоры помогли вам ощутить атмосферу вечера?

  4. Как поэт использует принцип синтезии, когда одно ощущение вызывает совсем другое? Приведите примеры.

  5. Какую роль в произведении играют повторы? Как они влияют на читателя?

  6. Посудите, с какой целью автор использует церковную лексику.

  7. Обратите внимание на организацию поэтических строф. Какое рифмование применяет автор?

  8. Посудите, почему стих называется «Вечерняя гармония»? Какого символического содержания приобретает это название?

Поэзия «Вечерняя гармония» поражает филигранностью поэтической техники и формальным совершенством. Как и в «Соответствиях» в этой поэзии важную роль играет принцип синтезии: благоухание цветов вызывало ассоциацию с кадильницами, возможно, с мерными движениями их во время службы, и неожиданно - с вальсом. Ассоциативный ряд продлевается, впитывая и реальные признаки вечера, и мысленные картины. Церковная лексика, использованная поэтом, не только придает торжественности, а делает органическим переход от картины природы к раздумьям о жизни, смерти, любви, удерживающих мир в гармонии. Идея гармонии передается повторами отдельных стихов и принципом рифмования. В пределах строфы поэт использует кольцевое рифмование, которое придает строфе определенной замкнутости, но повторы строк будто разрывают кольцо рифмы и ведут воображение поэта и читателя дальше, в бесконечность.



>> Задание. Рассуждая над сущностью искусства, Ш. Бодлер писал: «Я нахожу бесполезным и скучным изображать реальность, ибо ничто в этой реальности меня не удовлетворяет.. Тривиальной действительности я предпочитаю порождения моей фантазии, пусть даже чудовищные».

Посудите, придерживался ли этого теоретического принципа Ш. Бодлер в своей поэзии? Каждая группа приводит три аргумента в доказательство своей мысли.



Домашнее задание: Подготовиться к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по творчеству Н. Некрасова, У. Уитмена, Ш. Бодлера. Подготовить выразительное чтение наизусть стихов этих поэтов.

  • Проблема «поэт и толпа» в творчестве Байрона, Пушкина , Лермонтова, Гейне, Некрасова .
  • Выразительное чтение поэзии «Альбатрос» >> Анализ поэтического текста
  • Философская подпочва поэзии "Соответствие"
  • >> Комментарий к тексту
  • >> Анализ поэтического текста
  • Домашнее задание: Подготовиться к интеллектуальной игре «Что Где Когда» по творчеству Н. Некрасова, У. Уитмена, Ш. Бодлера. Подготовить выразительное чтение наизусть стихов этих поэтов.