Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации




страница1/4
Дата26.06.2017
Размер0.82 Mb.
ТипСведения
  1   2   3   4


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка




  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

  • Срок реализации учебного предмета

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий

  • Цель и задачи учебного предмета

  • Обоснование структуры программы учебного предмета

  • Методы обучения

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план - Содержание тем и разделов

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

  1. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  2. Список литературы и средств обучения

  • Список рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Перечень средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» - ритм - та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать - значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового - как органического целого, как выразительно-смыслового единства.

Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.



Программа дополнительного образования «История изобразительного искусства» имеет художественную направленность, даёт систематизированные знания о развитии искусства, его взаимосвязи с религиозными взглядами, природой и обществом.

Актуальность Последовательное овладение знаниями по развитию общества, человека сегодня особенно актуально, так как подросток этого возраста подвержен различным необъективным влияниям, точкам зрения, некорректной информации легко распространяемыми в современном обществе. Художественно-эстетическая убедительность рассматриваемых памятников культуры развивает стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формированию развитой личности, знакомит с различными видами и приёмами композиции, укрепляет понимание её законов, способствует их практическому применению, что оправдывает педагогическую целесообразность данной образовательной программы.

Цель:

- художественно-эстетическое развитие личности, её духовно-нравственного потенциала.



Задачами учебного предмета является формирование:

  • знаний основных этапов развития изобразительного искусства;

  • знаний основных понятий изобразительного искусства;

  • знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

  • умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

  • умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

  • навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

  • навыков анализа произведения изобразительного искусства.


Срок реализации учебного предмета

«История изобразительного искусства» реализуется за 4 года с 1 по 4 класс.

При реализации программы предмета «История изобразительного искусства» со сроком обучения 4 года ДХШ ЩМР образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебно-тематический план.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 4-летнем сроке обучения составляет 136 часов. Из них: 34 часа в год - аудиторные занятия.


Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 10 до 15 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский


Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами, аудио- и видеоматериалами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый обучающийся. Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «История изобразительного искусства», должна быть оснащена ТСО, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей.



Содержание учебного предмета включает следующие разделы:

  • Искусство Древнего мира

  • Искусство Средних веков

  • Искусство Возрождения

  • Искусство Западной Европы XVII - XVIII вв.

  • Искусство Западной Европы XVIII- XIX вв.

  • Древнерусское искусство X – XV вв.

  • Искусство России XVIII века

  • Русское искусство конца XIX - начала XX вв.

  • Отечественное искусство XX в.в


Тематический учебный план по истории искусств 1 класс.



Наименование частей, разделов, тем

Аудиторные занятия




Раздел 1.Искусство Древнего мира.







1.1

Введение

Беседа.

2

1.2

Искусство первобытного общества

Беседа .

2

1.3

Искусство Древнего Египта

Беседа .

4

1.4

Искусство Древней Месопотамии

Беседа.

2

1.5

Искусство Древней Греции

Беседа .

6

1.6

Искусство Древнего Рима


Беседа.

6

1.7

Искусство Византии

Беседа.

4

1.8

Искусство Древней Индии

Беседа.

4

1.9

Искусство Древнего Китая и Япоии

Беседа.

4




Всего





34


Тематический учебный план по истории искусств 2 класс





Наименование частей, разделов, тем




Аудиторные занятия




Раздел 2 Искусство средневековья







2.1

Романское и

Готическое искусство






Беседа.

4




Раздел 3 Искусство Возрождения







3.1

Искусство эпохи Возрождения в Италии и Северной Европе.

Беседа.

4




Раздел 4 Искусство Западной Европы 17- 20 века.







4.1

Искусство Италии 17в.

Беседа.

2

4.2.

Искусство Испании 16-17 века.

Беседа.

4

4.3

Искусство Фландрии и Голландии 17в.

Беседа.

4

4.4

Искусство Англии 18в

Беседа.

2

4.5

Искусство Испании конца 18 - 19 вв.


Беседа

2

4.5

Искусство Франции 17-19в.


Беседа

4

4.6

Искусство импрессионизма

Беседа.

4

4.7

Искусство постимпрессионизма

Беседа.

2

4.8

Характеристика основных направлений западноевропейского искусства 20 века.


Беседа.

2




Всего




34

Тематический учебный план по истории искусств 3 класс




Наименование частей, разделов, тем




Аудиторные занятия




Раздел 5. Искусство

Древней Руси X -начала XV вв.







5.1

Искусство Киевской Руси 11-12вв.

Беседа.

2

5.2.

Искусство Владимиро- Суздальского княжества 12 в.

Беседа.

2

5.3.

Искусство Новгорода и Пскова 11-15 вв

Беседа.

2

5.4.

Искусство Москвы 14-17вв

Беседа.

2



Раздел 6. Русское искусство XVIII - XIX века.

Беседа.



6.1.

Архитектура, живопись, скульптура 18 в .

Беседа.

4

6.2.

Русское декоративно-прикладное искусство XVIII века

Беседа.

2

6.3.

Скульптура 19-го века

Беседа

4

6.4

Живопись первой половины XIX века

Беседа

4

6.5

Русская живопись 60 -70 годов XIX века. Передвижники

Беседа

4

6.6

Русский пейзаж XIX века

Беседа.

4

6.7

Илья Репин.

Беседа.

4



Всего



34


Тематический учебный план по истории искусств 4 класс




Наименование частей , разделов, тем


Аудиторные занятия




Раздел 7. Искусство конца 19- начала 20 вв.







7.1

Русское искусство конца 19в

Беседа.

4

7.2

Русское искусство начала 20в

Беседа.

4




Раздел 8. Отечественное искусство 20 века.







8.1

Искусство Великой Октябрьской революции

Беседа.

4

8.2.

Искусство 20-х годов

Беседа.

4

8.2.

Графика в первые годы советской власти

Беседа.

4

8.2.

Искусство 30-х годов

Беседа.

4

8.2.

Искусство времен ВОВ

Беседа.

4

8.3.

Живопись послевоенных лет.

Беседа.

4

8.4.

Скульптура послевоенных лет.

Беседа.

2




Всего




34

Содержание учебного предмета
1 класс.
РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
1.1.Введение.

Цель: Дать представление о значении искусства, о его задачах и истории возникновения.

Задача: сформировать понятие « искусство» и «история искусства»
Сформировать представление о роли изобразительного искусства , о его задачах и истории возникновения . сформировать понятие «искусство» и «история искусства.

1.2 Первобытное искусство.

Цель: получение первоначальных знаний о периодах первобытного искусства.

Задачи: раскрыть особенности искусства эпохи палеолита;

-ознакомить детей с произведениями данного периода.

Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности.

Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия), рельеф «Женщина с рогом бизона» (Пещера Лоссель во Франции) и др. Памятники пещерной живописи. Живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции. Познакомить с изменениями в искусстве в эпоху мезолита, выявить причины. Наскальные изображения (петроглифы) Восточной Испании, Африки. Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита. Древнейшие памятники Северной Европы. Петроглифы Каменных островов на Ангаре и др. Мегалитические сооружения. Менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие первых ремесел. Возникновение орнамента.



1.3.Древний Египет

Цель: получение знаний об особенностях архитектуры Древнего и Нового царства.

Задачи: раскрыть особенности построения храмов этого периода, рассказать об истории возникновения.

Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего и Нового Царства о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника.

Познакомить с ансамблем первой в мире пирамиды Джосера в Саккара, пирамидами в Гизе и Сфинксом, Домом вечности фараона Хуфу – Великой пирамидой. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Познакомить с памятниками скульптуры; с типами статуй; их размером. Рассказать о содержания рельефов на стенах гробниц. Раскрыть связь живописи с рельефом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Палетка фараона Нармера (Египет, конец 4 тыс. до н. э.). Выделить характерные черты: условность изображения; выделение главного размером; следование канону при изображении человека; построчное построение изображений, сочетание реальных образов с их символическими изображениями. Сделать вывод о том, что форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. Раскрыть рост значения погребальных храмов как центров культа фараонов в эпоху среднего царства. Рассказать о связи архитектуры с природой Египта. Познакомить с обелисками, колоссальными изваяниями фараонов. Рассказать о возникновение нового стиля в скульптуре, о возникновение реалистического портрета, о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти).

Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре.

Познакомить с архитектурными памятниками в Карнаке и Луксоре. Выявить ориентацию по сторонам света и годовому движению солнца. Рассказать об Алле сфинксов. Рассказать о деятельности фараона-еретика Эхнатона. Познакомить с шедеврами Амарнского периода: сцены семейной жизни фараона; бюст царицы Нефертити, скульптурное изображение Эхнатона.
1.4. Искусство Месопотамии.

Цель: получение первоначальных знаний об особенностях и видах искусства Древней Месопатамии и Вавилона.

Задачи: обратить внимание детей на связь видов искусства.

Сформировать представление об искусстве стран Междуречья.

Познакомить с археологическими открытиями XIX-XX веков. Рассказать об основных занятиях жителей - скотоводстве и ирригации - как технологии, позволившей заселить Южную Месопотамию.


  1. . Искусство Шумер. Урук - один из древнейших шумерских городов, построенных из кирпича, высушенного на солнце; зиккурат -жилище бога. Выявить основные декоративные средства. Познакомить с памятниками изобразительного искусства: рельефами, мозаикой, скульптурой. Рассказать о возникновении письменности, о первой библиотеке.

Б). Искусство Ассирии. Появление в Ассирии нового типа города -города-крепости с единой строгой планировкой. Главная тема ассирийского искусства - героическая царская личность. Крылатые гении-хранители -шеду. Гибель Ассирии.

  1. . Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры. Вавилонская башня и ее прототип зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Дворец Навуходоносора. Ворота богини Иштар. Преобладание в искусстве Вавилона религиозных сюжетов.

Г). Искусство Персии. Персия как наследница культуры Передней Азии. Имперский стиль. Рельефы дворца в Персеполе. Декоративно­-

прикладное искусство Персии. Сделать вывод о том, что «Ахеменидский имперский стиль» создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве - эллинизма.



1.5. Искусство Древней Греции.

Цель: расширение кругозора обучающихся.

Задачи: раскрыть стилистические особенности архитектуры. Ознакомить с особенностями скульптуры в Древней Греции изучение скульптуры. Ознакомить с особенностями древнегреческой керамики и орнамента.

Архитектура.

Сформировать представление о греческом ордере.

Познакомить с композицией греческого храма; выявить образную идею; зарисовать храм как жилище бога на земле. Композиция храма. Сформировать понятие «ордер» - порядок расположения архитектурных частей греческого храма. Название элементов. Соразмерность пропорций человеческой фигуре. Виды ордера и их особенности. Познакомить с историей Афинского акрополя. Проследить как архитектура взаимодействует со скульптурой.

Скульптура.

Познакомиться с мастерами высокой классики 5 и 4-х веков до нашей эры . Сформировать представления о том, что высшие достижения греческой скульптуры относятся к разработке образа человека .

Рассмотреть этапы развития греческой скульптуры от статичной пластики, подобной египетским изваяниям, к передаче естественного движения. Образ гражданина - воина и атлета как центральный в искусстве классики. Познакомить с творениями прославленных в древности скульпторов: Фидий - оформление фронтонов Парфенона и создание статуи Афины, Мирона - «Дискобол», «Афина и Марсий», Поликлета - «Дорифор». На примере творчества мастеров поздней классики Скопаса («Менада»), Праксителя («Гермес и с Дионисом») и других рассказать о том, как скульптура, отражая настроение в обществе, ставила проблему передачи противоречивых переживаний человека.

Вазопись и греческий орнамент.

Дать представление о четырех стилях росписи: геометрическом, ковровом, чернофигурном и краснофигурном. Познакомить с шедеврами этого вида искусства. Рассказать об особенностях греческого орнамента, о том, как в его мотивах отражена природа Греции и мировоззрение ее обитателей.


1.6 Искусство Древнего Рима.

Искусство этрусков

Цель: знакомство с культурой и искусством Этрурии.

Задачи: изучить культуру и искусство Древней Этрурии, показать неоспоримый вклад этрурии в мировое культурное наследие.
Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на Аппенинском полуострове.

Рассказать о культуре, о государственном устройстве, о быте древних племен и о работе ученых, изучающих историю Этрурии. Городской характер цивилизации. Искусство во многом связано с украшением гробниц. Торговые отношения с греками. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и

сводчатого перекрытия. Тесная связь живописи с погребальной архитектурой; пересечение по стилю с вазописью; по технике является разновидностью фрески. Гробницы Тарквинии - крупнейший центр росписей. Тематика живописи: сюжеты из земной жизни покойного. Вымысел заменял утраченную действительность. Скульптура, ее связь с культом мертвых. Канопы и саркофаги. Материалы скульптуры. Крылатые кони из терракоты. Саркофаги супругов. Капитолийская волчица. Декоративное искусство этрусков. Стиль черной керамики - буккеро.

Архитектура Древнего Рима
Цель: знакомство с основами архитектуры, скульптуры, живописи на примерах искусства Древнего Рима.

Задачи: изучить культуру Древнего Рима, показать неоспоримый вклад римлян в мировое культурное наследие.

Сформировать представление о том, что основой художественного мышления римлян были: точность и историзм мышления, суровая проза; божества римлян - покровители отдельных видов человеческой деятельности.

Познакомить с хронологическими рамками искусства; с влиянием, оказанным на искусство другими народами (этрусками, греческими колонистами, искусством эллинизма). Рассказать о ведущей роли архитектуры в период расцвета искусства Древнего Рима; о достижениях инженерного искусства, многообразии типов сооружений, о богатстве композиционных форм и масштабе строительства. Раскрыть красоту и мощь римской архитектуры в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурных средств. Показать широту градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинции - как отличительную черту римской архитектуры. Композиция древнеримского города. Форум, храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Колонны и портики. Форум Романум (6 век до н.э.) - древнейший форум в Риме; Аппиева дорога; квадратный дом в Ниме; арка Тита в Риме; Колизей и др. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений – создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Храм Пантеон в Риме. Основная форма перекрытия - цилиндрический свод из бетона и камня. Крестово-купольный свод. Создание ордерной аркады. Секрет долговечности римской архитектуры - водоупорный бетон.
Римская живопись и скульптурный портрет.

Цель: постижение учениками художественного опыта человечества.

Задачи: раскрыть особенности римского живописного и скульптурного портрета.

Скульптура.

Сформировать представление о том, что скульптурный портрет и бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры.

Рассмотреть развитие в искусстве образа человека-гражданина, сознающего свое значение как самоценной личности; увидеть, что истоки интереса к передаче индивидуальных черт лица лежат в традиции изготовления посмертных масок в связи с развитым культом предков; раскрыть особенности портретов республиканской эпохи и римской империи; рассказать о влиянии на скульптуру искусства этрусков, греков и эллинов и других покоренных народов; познакомить с шедеврами римских скульпторов. Статуя оратора (Авл Метелл). Надгробная стела Вибия и его семьи. Статуя Августа из Прима Порта. Портрет Люция Цецилия Юкунда. Портрет Каракаллы. Портрет сириянки. Конная статуя Марка Аврелия в Риме.

Живопись.

Сформировать представление о стилях помпейских росписей (инкрустационном, архитектурно-перспективном, ориентирующим и орнаментальном) и роли их в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы; дать представление о фаюмских портретах, о римских

мозаиках и ранних христианских изображений римских катакомб. Фрески виллы Мистерий в Помпеях; фрески дома Веттиев в Помпеях; «Портрет молодой женщины из Фаюма» и др.
1.7.1 Искусство Византии

Архитектура Византии. Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе.

Цель: воспитать интерес к изобразительному искусству.

Задачи: знакомство с храмовой византийской архитектурой.

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило его новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.

Рассказать об образовании Восточной части Римской империи, об истории термина «Византия»; о преемственности греко-римской культуры. Познакомить с величайшими достижениями в области архитектуры: разработке идеи христианского храма на рубеже V-VI веков до н.э. как подобия небесного града Иерусалима; проследить развитие композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы крестово-купольного храма; раскрыть символику частей храма в их единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю отделку сооружения и богатое внутреннее убранство как специфику византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере. Познакомить с шедевром византийской архитектуры Софией Константинопольской.
1.7.2. Византийская иконопись.

Цель: воспитать интерес к изобразительному искусству.

Задачи: знакомство с храмовой византийской мозаикой и орнаментикой.

Сформировать представление о роли церковного интерьера в византийском храме, о синтезе искусств, воплощенном в стенных и плафонных росписях; об особенности иконописных изображений, являющихся посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья; о роли иконописца, его подобии священнику. Проследить то, как изменялся язык изображений святых от реалистических индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне. Рассмотреть то, как развивался главный образ византийской культуры - образ Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога - грозного, непримиримого судьи. Рассказать о том, что именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Познакомить с мозаиками собора Сан Витале в Равенне; мозаиками Софийского собора. Святой Лука как первый иконописец. Икона «Владимирской Богоматери». Взаимоотношение между изображением и молящимся.



Византийский орнамент.

Рассмотреть характерные черты и мотивы орнаментального искусства Византии: причудливую узорчатость, заимствованную у персов; изображения животных на византийских тканях, заключенные в геометрические фигуры - круги или многоугольники; сильно стилизованные растительные формы, которые разделяются на простейшие элементы; древовидные композиции. Обратить внимание на наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный. В заключении сказать о том, что заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности - на русское искусство.



1.8.Искусство Древней Индии.

Цель: воспитать интерес к искусству Древней Индии.

Задачи: Раскрыть особенности искусства Древней Индии.

Познакомить учащихся с искусством Индии.

Познакомить с древними городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом «Рамаяна» и «Махабхарата»; со священной музыкой Индии, ее способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении Буддизма и познакомить с основными памятниками. Ступа (Большая Ступа в Санчи, III-II вв. до н. э.) - грандиозный памятник в честь деяний Будды. Рельефы с изображением людей, животных, растений как пример неразделимости архитектуры и скульптуры, характерной для искусства Индии. Стамбха (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды. Львиная капитель (250 -233 гг. до н. э.) - как олицетворение могущества буддизма. Символические изображения Будды: отпечаток человеческой ноги, колесо закона. Первые изображения Будды в облике человека в области Гандхара (теперь Пакистан). Канон изображений Будды. Пещерные монастыри. Монументальная живопись и скульптура храмов. Росписи монастырей Аджанты.
1.9. Искусство Древнего Китая и Японии

Цель: воспитать интерес к искусству Древнего Китая и Японии.

Задачи: Раскрыть особенности искусства Древнего Китая и Японии.

Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии. Познакомить с земледельческой культурой жителей рек Янцзы и


Хуанхэ III- II тыс. до н.э.). Рассмотреть изображения сил природы на

гончарных изделиях Яншао. Рассказать об иероглифической письменности. Рассмотреть возникновение знаков письма из рисунков на примере иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток». Рассказать о планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассказать об учении Конфуция и возникновении даосизма. Зарисовать знак «инь-ян» и объяснить его значение. Рассказать о наивысшем подъеме культуры в III в. до н. э.: об установлении Великого шелкового пути, строительстве Великой китайской стены. Познакомить с культом предков. Рассказать об открытии в 1974 году многотысячной армии глиняных воинов императора Цинь Шихуанди. Рассмотреть погребальную утварь, плоские рельефы стен с сюжетами легенд и мифов.

Эпоха Японской древности. Связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом. Ориентация эпохи Нара (VII - VIII вв.) на духовные ценности и эстетику буддизма, пришедшего из Китая. Эмоционально-философское отношение к природе и последовательное развитие всех видов искусства. Сады дзэнских монастырей.

2класс.

  1   2   3   4