Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сведения о тематике научных исследований




страница1/9
Дата04.07.2017
Размер1.66 Mb.
ТипСведения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

КАЛМЫЦКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН


ОТЧЕТ

О РАБОТЕ В 2011 ГОДУ

ЭЛИСТА 2011



Введение

3

Основные результаты законченных работ (или крупных этапов), полученные в 2010 году

3


Сведения о тематике научных исследований

20


Издательская деятельность

39

Основные результаты научно-организационной деятельности

58


Работа Ученого совета

58

Научные мероприятия

59

Экспедиционная деятельность

66

Работа Музея традиционной культуры им. Зая-пандиты КИГИ РАН

68

Взаимодействие академической науки с вузовской

69


Международное научное сотрудничество

70


Подготовка кадров и повышение квалификации

73


Приложение

75

Таблица показателей

76

Публикации

78

Конференции

97



ВВЕДЕНИЕ
Учреждение Российской академии наук Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН является комплексным научным учреждением, которое проводит фундаментальные исследования в области сравнительно-исторического, сопоставительно-типологического изучения языков алтайской семьи в лингвистическом ландшафте Евразии, фольклористики и литературоведения, анализа старописьменных памятников, а также по археологии Северо-Западного Прикаспия и сопредельных территорий, истории калмыцкого народа и монголоязычных народов Центральной Азии, мониторинга и моделирования современных социально-политических, этнокультурных и экологических процессов в Республике Калмыкия; осуществляет пилотную апробацию разработанного модельного инструментария, выполняет прикладные и экспертные работы.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАВЕРШЕННЫХ РАБОТ

КИГИ РАН в 2011 ГОДУ
В рамках приоритетных направлений деятельности Института проводятся региональные и международные фундаментальные исследования по изучению и осмыслению исторического прошлого калмыцкого народа и народов Евразии, проблем культурного, эпического, фольклорного наследия народов Центральной Азии, моделированию и прогнозированию языковых, литературных, социальных, политических, демографических и миграционных процессов в Республике Калмыкия и в Южном федеральном округе РФ.

В 2011 году в соответствии с Планом научно-исследовательских работ КИГИ РАН выполнялось 34 темы, в т.ч. по Плану межрегионального и международного сотрудничества – 1 проект, по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН – 2 проекта. Проводились также исследования по 3 проектам при грантовой поддержке РГНФ.

В отчетный период Учреждением Российской академии наук Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН завершены 17 научно-исследовательских тем:


  1. Ойратские историко-литературные памятники как исторический источник: «История Хо-Урлюка», анонимная «История дурбэн-ойратов», родословная торгутских ханов и князей «Торгудын гарулга» («Происхождение торгутов»). Перевод на русский язык с ойратского и монгольского языков, исследование и исторический комментарий. (Исп. к.и.н., в.н.с. отдела истории и археологии Санчиров В.П., 10 а.л.)

Ойратские историко-литературные памятники являются одними из ценных исторических источников, в которых освещается политическая и этническая история западных монголов. На XVII в. и первую половину XVIII в. приходится пик военной и политической активности ойратских этно-политических объединений и государственных образований кочевников на территории Евразии: Джунгарского ханства в Джунгарии и Западной Монголии, Хошутского ханства в Кукуноре и Калмыцкого ханства в Нижнем Поволжье. Использование собственно ойратских источников, составленных на зая-пандитской (также называемой ойратской или старокалмыцкой) письменности «Тодо бичиг» («Ясное письмо»), позволяет взглянуть изнутри на события ойратской и калмыцкой истории. Среди данных письменных памятников особое место занимают историко-литературные произведения, обнаруженные главным образом в XX в. в Монголии и Китае.

В рамках завершенной научно-исследовательской темы исследованы три наиболее репрезентативных сочинения: «История Хо-Урлюка», «История дурбэн-ойратов», «Родословная торгутских ханов и князей». Их особенностью является то, что ойратский текст местами чрезвычайно краток, содержит множество «темных» мест и не всегда понятных современному читателю историко-культурных реалий прошлого. Новизна данного исследования заключается в научном переводе на русский язык, разъяснений «трудных» (сложных для понимания текста) мест, сравнительно-сопоставительном анализе содержания этих сочинений, написании исторического комментария к ним.

Анализ историко-литературных памятников позволяет утверждать, что их авторами являются в большинстве своем представители знатной верхушки ойратского общества и буддийского духовенства, которым в известной степени удалось передать умонастроения народных масс. Кроме того, исследование содержания этих исторических сочинений показывает, что они были созданы представителями разных ойратских этнополитических объединений.

Научный отчет включает три раздела, в каждом из которых даны общая характеристика памятника, транслитерация текста, его перевод на русский язык и комментарии. Исторические комментарии составлены по результатам проведенного комплексного анализа сочинений. При публикации данных памятников тексты каждого из перечисленных сочинений на ойратском «ясном письме» будут приведены в виде факсимиле, в транслитерации и в переводе на русский язык.


2. Джунгарское ханство и Цинская империя первой половины XVIII века в современной китайской историографии. (Исп. к. и. н., н.с. отдела истории и археологии Кукеев Д.Г., 10 а.л.)

В завершенной работе исследуется современная китайская историография по джунгарской тематике, анализируется концептуальный подход, применяемый в исторической науке КНР и Китайской республики (Тайвань) при освещении исторических событий в Джунгарском ханстве в первой половине XVIII в. – с позиций концепции «великого единения» («да и тун»). Автор приходит к выводу, что характерное для китайской историографии определение статуса Джунгарского ханства как «княжества» (области правления хунтайджи), а не государства (ханства) является проявлением основного подхода китайских историков, и в этом аспекте они солидарны с мнением японских ученых – специалистов по ойратской истории (Дз. Мияваки, Х. Окады и др). В китайской историографии наиболее видными специалистами по ойратской истории являются ученые Ма Дачжэн и Ма Жухэн, которые оценивают XVIII в. как период полного торжества «великого единения», выразившийся в формировании границ империи Цин и включении в ее состав обширных новых территорий, в том числе Джунгарии. На основе сравнительно-исторического анализа разных источников также рассматриваются сходство и расхождения между традиционной и современной китайской историографиями по данной теме.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном востоковедении проведен анализ тех трудов современной китайской историографии, которые освещают историю взаимоотношений Джунгарского ханства и Цинского Китая в первой половине XVIII в. Настоящая работа восполняет пробел в отечественной востоковедной науке, вводит в научный оборот новые сведения из трудов современной китайской историографии по истории Джунгарского ханства (первая половина XVIII в.), в том числе в переводе с китайского на русский язык.


  1. Калмыки на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). (Исп. д.и.н., в.н.с. отдела истории и археологии Очиров У.Б., 12 а.л.)

Исследование базируется на широком круге как опубликованных, так и неопубликованных источников, прежде всего на материалах архивов (Центральный архив Министерства обороны РФ, Национальный архив Республики Калмыкия и др.). В качестве источников исследования послужили также интервью, составленные с ветеранами Великой Отечественной войны. Составлена база данных о ветеранах, проживавших на территории Калмыкии на период 2010 г. (года 65-летия Победы), включающая сведения о месте и дате призыва, боевом пути и наградах.

Впервые удалось установить точные статистические данные по участию калмыков в боевых действиях, включая сведения по численности мобилизованных (по призывам), безвозвратных и возвратных потерь (по периодам). Архивные сведения показывают, что в 1941 – 1945 гг. в рядах РККА служило более 25,7 тыс. калмыков, большинство из которых (82,2 %) были призваны из Калмыкии. В начале 1944 г. калмыков начали снимать с фронта по национальному признаку и отправлять на принудительные работы в Широклаг или на спецпоселения – в Сибирь и Среднюю Азию (более 4 тыс.). Вместе с тем, более 2 тыс. калмыков-ветеранов продолжали нести службу в рядах РККА, и те, кто выжил, встретили День Победы на фронте. В целом численность калмыков, воевавших в Великой Отечественной войне (с учетом партизан и ополченцев), может превысить 26 тыс. чел. из 134 тыс., то есть на фронте сражался почти каждый пятый, и этот показатель – один из самых высоких в СССР.

В российской историографии распространено мнение, что в период Великой Отечественной войны на фронтах погибло 4 тыс. калмыков. Однако на основе анализа данных Главупраформа и Генштаба в работе показано, что в период Великой Отечественной войны на фронтах и в немецком плену погибло, как минимум, 9 тыс. калмыков, то есть более трети от общего количества призванных.

В процессе работы исследован ратный путь воинов-калмыков, особо отличившихся в боях с фашистами, в том числе 10 Героев Советского Союза. Многие из них были представлены к наградам (в том числе 7 – к званию Героя Советского Союза), но не награждены; основной причиной отклонения этих представлений являлась принадлежность героев к репрессированному народу. Тем не менее, калмыки по соотношению численности народа к численности Героев Советского Союза находятся на 6-м месте (если считать по переписи 1939 г.) или 2-м месте (если считать по переписи 1959 г.).



  1. Социально-экономические последствия начального этапа коллективизации. (Исп. к.и.н., с.н.с. отдела истории и археологии Бадмаева Е.Н., 10 а.л.)

В завершенной работе исследованы социально-экономические последствия начального этапа коллективизации (1929-1933 гг.). В работе показано, что экономическое, социальное, общественно-политическое развитие Калмыцкой автономной области, как и всей страны, в послереволюционное время прошло сложный путь модернизации. В начале XX в. регион был типично аграрным, несмотря на появление новых видов производства. В этот период в Калмыкии получили развитие потребительская, сельскохозяйственная и другие виды кооперации, развиваемые при финансовой поддержке государства. Кооперация внесла весомый вклад в расширение структуры товарооборота, способствовала решению проблем насыщения рынка потребительскими товарами, развитию сферы услуг, сельского хозяйства.

Индустриальное развитие региона имело специфические особенности. В Калмыцкой автономной области получили развитие рыбная и соляная отрасли: тысячи ловцов и промысловых рабочих в условиях экономического кризиса были обеспечены рабочими местами. Переход к политике индустриализации привел к свертыванию рыночных отношений и утверждению директивной плановой модели развития страны, предусматривающий своеобразный экономический рывок с использованием чрезвычайных средств.

Партийно-государственный курс на коллективизацию сельского хозяйства, пришедший на смену нэпу, связывался, в первую очередь, с решением проблемы с заготовками хлеба. На первом этапе проведения коллективизации сельского хозяйства меры экономического характера, налоговые льготы привели к увеличению численности колхозов в Калмыкии. Но начатая в 1929 г. «сплошная коллективизация», раскулачивание и высылка тысяч семей вызвали протест населения, который проявился во многих регионах Нижнего Поволжья. Последствия социально-экономической политики в городе и деревне в полной мере сказались в 1932-1933 гг., когда на страну обрушился тяжелейший голод, охвативший многие ее районы, в частности, и Калмыкию.

В целом коллективизация как период трансформации аграрной сферы и смены хозяйственного уклада форсированными методами не принесла ощутимых результатов в подъеме сельского хозяйства, в интенсификации сельскохозяйственного производства. Сегодня становится очевидным, что объективные трудности модернизационных процессов 1920 – 1930-х гг. можно было преодолеть, если бы государственная политика в социально-экономической сфере строилась на основе приоритета принципов демократии, законности и рынка.



  1. Народы Калмыкии: социокультурный облик. Подготовка рукописи монографии к изданию. (Рук. к.полит.н., директор КИГИ РАН Очирова Н.Г., исп. к.и.н., зав. отделом социально-политических и экологических исследований Белоусов С.С., 15 а.л.)

Разработка научно-исследовательской темы «Народы Калмыкии: социокультурный облик» велась коллективом сотрудников отдела социально-политических и экологических исследований в 2009-2010 гг. В 2011 году велась работа по подготовке исследования к изданию в виде коллективной монографии. Данный труд является первым в науке проведенным на основе широкой источниковедческой базы комплексным исследованием по истории и современному положению народов Республики Калмыкия.

В процессе работы над книгой в качестве главной цели было поставлено освещение вопросов этносоциального развития современных народов Калмыкии. В работе отражены процессы формирования различных этнических групп на территории Калмыкии в исторической динамике и в современное время, их этносоциальной структуры и этнокультурного развития, межэтнических взаимодействий, география расселения народов, деятельность культурно-просветительских национальных автономий и обществ. В монографии решена задача систематизации всей доступной по данной теме информации, что позволяет говорить о создании банка данных о каждом из народов Калмыкии.

Исследование носит комплексный характер и проводилось на стыке истории, этносоциологии и других дисциплин. Хронологические рамки исследования охватывают период XVII − начала XXI веков.

Структура монографии отражает специфику состава населения современной Республики Калмыкия. Во вступительном очерке освещены основные этапы этнокультурного развития населения Калмыкии. В основной части выделены главы, посвященные составляющим основу этнической структуры населения Республики народам монгольского (калмыки), восточнославянского (русские, украинцы и белорусы), тюркского (казахи, турки-месхетинцы и татары) и северокавказского происхождения (даргинцы, чеченцы, аварцы), культуры которых генетически связаны с тремя мировыми религиями: буддизмом, христианством и исламом. Это обстоятельство придаёт Калмыкии этнокультурную уникальность. За многовековое совместное проживание у народов Калмыкии сформировался определённый тип взаимоотношений, в процессе которых происходит взаимообогащение их культур.

В монографии исследованы перемены, произошедшие за последние 90 лет в социальной структуре народов Калмыкии. Подчеркивается, что во второй половине XX в. последовал новый виток модернизации этносоциальной структуры, который был обусловлен социально-экономическим развитием республики. Одной из важнейших составляющих этнокультурного развития народов в постсоветской России стало возрождение традиционных конфессий. В 1990-е гг. на территории Калмыкии наблюдался рост как буддийских, православных, мусульманских организаций, так и протестантских, католических и организаций других вероисповеданий. За исключением баптистов и лютеран, которые появились в Калмыкии ещё в досоветский период, большинство других протестантских и иных, нетрадиционных религиозных организаций и групп возникли в результате активной деятельности приезжих миссионеров, в основном зарубежных. Религиозные организации традиционных конфессий играют большую роль в сохранении и пропаганде религиозных и культурных традиций народов Калмыкии.

Постсоветские годы стали временем серьёзного испытания для межнациональных отношений в России. В исследовании показано, что, в отличие от некоторых регионов Юга России, в Калмыкии благодаря сложившимся многовековым традициям удалось избежать серьёзного осложнения межнациональных отношений.



  1. Репродуктивное поведение населения Республики Калмыкия в условиях трансформации российского общества. (Исп. к.соц.н., н.с. отдела социально-политических и экологических исследований Нусхаева Б.Б., 6 а.л.)

В работе на основе статистических материалов и данных социологических опросов, проведенных автором, проанализированы основные демографические показатели за 1992-2005 гг., касающиеся репродуктивного поведения населения Калмыкии. Характерной тенденцией демографической ситуации РК в указанный период является сокращение численности населения, обусловленное миграциями, уменьшением рождаемости, ростом смертности, а также сокращение ожидаемой продолжительности жизни. Однако, несмотря на негативные процессы, Калмыкия относится к регионам, в которых сохраняется естественный прирост населения.

Особое внимание в работе уделено семье как институту воспроизводства населения. Средний размер семьи в РК, по данным 2002 г., равен 3,6, показатель по имеющим детей моложе 18 лет – 4,2, что выше общероссийского уровня. Но преобладают семьи с одним или двумя детьми, что недостаточно даже для простого воспроизводства населения. За рассматриваемый период увеличился средний возраст женщины при рождении детей, изменялось брачное поведение молодежи: происходило увеличение возраста мужчин, вступающих в брак. Семейно-брачная сфера в исследуемый период характеризовалась ростом негативных тенденций: увеличение числа разводов, увеличение количества внебрачных рождений, большее распространение незарегистрированных браков.

Анализ динамики рождаемости показывает стабильное сокращение рождаемости в период с 1992 по 2000 гг. и незначительный её рост в последующие годы. Наряду с демографической предпосылкой сокращения рождаемости на репродуктивное поведение оказали влияние трансформационные преобразования, происходившие в стране в этот период: сокращение рождаемости происходит также и по причине сознательного ограничения деторождения, что связано с социально-экономической нестабильностью в стране. Данные социологического опроса показывают, что двух-трехдетная семья представляется идеальной для большинства респондентов, но в своих репродуктивных планах респонденты скорее ориентированы на рождение одного-двух детей. При этом экономическое благополучие не предполагает роста числа детей в репродуктивных установках населения. Семья и дети остаются центральными понятиями в системе ценностей молодежи, а представления об идеальном и желаемом числе детей достаточно высоки. Следовательно, при создании необходимых условий репродуктивное поведение молодежи может обеспечить воспроизводство населения.
В отчетном году завершен ряд тем по подготовке к изданию Свода калмыцкого фольклора.


  1. «Джангар». Калмыцкий героический эпос. Том 1 Свода калмыцкого фольклора. Книга 2. (Исп. к.ф.н., зав. отделом литературы, фольклора и джангароведения Манджиева Б.Б., к.ф.н., м.н.с. отдела литературы, фольклора и джангароведения Убушиева Д.В., н.с. отдела литературы, фольклора и джангароведения Селеева Ц.Б., 60 а.л.).

«Джангар» как эпический памятник относится к числу сложных, полистадиальных, разнородных явлений устного народного творчества, источниками формирования которого послужили как архаические сюжеты из тюрко-монгольского мифологического эпоса, так и историко-эпические сказания средневековья, имеющие черты поэтики и стилистики эпических песен.

Результатом работы коллектива научных сотрудников Института стала подготовка второй книги тома «”Джангар”. Калмыцкий героический эпос», открывающего публикацию Свода калмыцкого фольклора. В рукопись данной книги включены песни героического эпоса «Джангар», записанные в XX веке: пролог и десять песен сказителя Ээлян Овла (1908 г.), шесть песен сказителя Мукебюна Басангова (1940 г.), четыре песни сказителя Давы Шавалиева (1940 г.), одна песня сказителя Насанки Балдырова (1966 г.), одна песня сказителя Бадмы Обушинова (1901 г.).

В отличие от предыдущих изданий в данный том введены не публиковавшиеся ранее тексты и переводы песен, которые известны только по рукописям. Так, в книгу впервые включены в оригинале и переводе на русский язык песни сказителя Давы Шавалиева «Азг Улан Хоңһрин гер авлһна бөлг» («Песнь о женитьбе богатыря Азыг Улан Хонгора») и «Оцл Дамбан Көк Һалзн күлгтә Азг Улан Хоңһр нисдг алг мөртә Арл Манз хааг дарсн бөлг» («Песнь о том, как Азыг Улан Хонгор на скакуне Оцыл Дамбан Кёк Галзане победил Арал Манза хана на крылатом пегом коне»).

Публикация всех известных ныне песен внесет коррективы в ставшее каноническим утверждение, что калмыцкая версия «Джангара» включает 26 песен. После введения в научный оборот новых песен можно вести речь о 28 песнях, составляющих фонд калмыцкой версии героического эпоса «Джангар».

Научный аппарат книги включает указатели личных имен, топонимов, словарь непереведенных слов, комментарии.


  1. Калмыцкие народные сказки. Том Свода калмыцкого фольклора. (Исп. к.ф.н., с.н.с. отдела литературы, фольклора и джангароведения Горяева Б.Б., к.ф.н., н.с. отдела литературы, фольклора и джангароведения Надбитова И.С., 35 а.л.).

Подготовленный том Свода калмыцкого фольклора является первой работой, в которой калмыцкие сказки систематизированы и представлены на языке оригинала и в переводе на русский язык. Сказочный жанр занимает одно из ведущих мест в устном народном творчестве калмыцкого народа. Согласно общепринятой классификации, калмыцкие народные сказки делятся на богатырские, волшебные, бытовые, сказки о животных и кумулятивные. В завершенной работе представлены все перечисленные виды.

Основной корпус тома составляют сказки, зафиксированные во время фольклорных экспедиций 1970-1990-х гг., тексты из Научного архива КИГИ РАН, из коллекций монголоведов Г.И. Рамстедта, А.М. Позднеева, В.Л. Котвича, а также записи современных исполнителей сказок. Многие тексты будут впервые введены в научный оборот. В подготовленном томе представлены тексты на международные и оригинальные, собственно калмыцкие, сюжеты, не имеющие соответствий в известных каталогах, хотя их отдельные мотивы встречаются в фольклоре других народов.

В сказочном репертуаре калмыков особое место занимают сюжеты, основные мотивы которых восходят к древнемонгольским и древнеиндийским памятникам. Они стали известны калмыкам в период распространения буддизма. были Известный цикл «Седклин күр» («Душевный разговор»), записанный сотрудниками Калмыцкого НИИЯЛИ Б. Букшаевым и Л. Сангаевым от жителя Городовиковского района, сказочника Мутула Буринова, и опубликованный в 1960 г., состоит из 12-ти сказок волшебного, богатырского и бытового содержания, имеет форму обрамленной композиции. В томе «Калмыцкие народные сказки» Свода калмыцкого фольклора впервые будут изданы в русском переводе тексты «Седклин күр».

Подготовленная рукопись тома включает Приложение, в которое вошли комментарии и примечания к текстам, указатели сюжетов, указатели личных имен, топонимов, словарь непереведенных слов, фотоиллюстрации, сведения об информантах и библиография.

Во вступительной статье отражены вопросы истории собирания и изучения калмыцких сказок, своеобразие сюжетного репертуара, системы персонажей, особенности сказочных формул.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАВЕРШЕННЫХ РАБОТ КИГИ РАН в 2011 ГОДУ
  • 2. Джунгарское ханство и Цинская империя первой половины XVIII века в современной китайской историографии. (Исп. к. и. н., н.с. отдела истории и археологии Кукеев Д.Г., 10 а.л.)
  • Калмыки на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). (Исп. д.и.н., в.н.с. отдела истории и археологии Очиров У.Б., 12 а.л.)
  • Социально-экономические последствия начального этапа коллективизации. (Исп. к.и.н., с.н.с. отдела истории и археологии Бадмаева Е.Н., 10 а.л.)