Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


"Судьба русского гения" по повести Н. Лескова "Левша"




Скачать 119.86 Kb.
Дата17.06.2017
Размер119.86 Kb.
ТипБиография
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ им.Г.Альмухаметова

Исследовательская работа

Тема работы:

"Судьба русского гения"

по повести Н. Лескова "Левша".

Авторы работы: ученики 6в класса

ГБОУ РГИ им.Г.Альмухаметова

Гиниятуллин Камил

Латыпов Артур

Сайтумиров Радмир


Руководитель: Салихова Валентина Валентиновна

г. Уфа, 2016г.

Содержание

Введение____________________________________________________________________3

Биография Н. С. Лескова_____________________________________________________4-6

Н.С. Лесков. Своеобразие жанра ________________________________________________7

Судьба русского гения по повести «Левша» Н.С.Лескова_________________________8-10

Литературные источники______________________________________________________11



Введение

Для своей исследовательской работы мы выбрали тему «Судьба русского гения» в сказе Н.С.Лескова «Левша».


Цель: показать судьбу русского гения, на примере сказа «Левша» Лескова.
Задачи:

1.Прочитать сказ «Левша» Н.С.Лескова.

2.Найти примеры о судьбе русского гения.

3.Найти биографию Н.С.Лескова.

4.Выявить закономерности исследования.
Актуальность нашего труда видим в том, что материал это работы может пригодиться на уроках литературы, эта работа развивает наши творческие способности.

Объектом нашей работы выступит сказ Н.С.Лескова «Левша».



Биография Н.С. Лескова
Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях.

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1857 года Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

«Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашнойпанинской толчее за кругами пыльных замашек…

— Стебницкий (Н. С. Лесков). «Русское общество в Париже».

Так Лесков говорил о себе, как о человеке простом, а не каком-либо выдающимся.

До 1860 года он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.

Некоторое время спустя, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.
Творческая карьера
Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина»,и «Указатель экономический».

Также в начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал не только с «Санкт-Петербургским ведомостями», но и с другими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности», которые сам Лесков называл своей первой работой, считающиеся его первой крупной публикацией.

В 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык». Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда». «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель. В 1886 вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни. Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов отмечали повесть «Обойденные» , полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» , нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове. Так же известен роман «На ножах, напечатанный в 1870 и роман «Соборяне», вышедший в свет в 1872 году.

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал «Левша», написанный в 1881 году. Многие критики говорили, что здесь, с одной стороны - присутствует виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами, с другой — есть многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой - принадлежащей простодушному персонажу, и скрытой - авторской, нередко противоположной. Впоследствии сказ «Левша» стал самым известным произведением Н.С. Лескова. Но не стоит забывать и рассказ «Тупейный художник» - 1883 года, тоже пользующийся популярностью.

Наиболее лучшего уровня в литературе Лесков достиг в 1890х годах, когда и написал:

•Повесть «Полунощники»

•Повесть «Заячий ремиз»

•Роман «Соколий перелёт»

•Роман «Незаметный след»

Кстати, стоит заметить, что произведения 1890х были напечатаны намного позже, после того, как они были изданы писателем. А в прочем, это результат революции, а не известности Лескова. К сожалению, эти произведения также стали для Лескова последними. Вскоре он умер.

Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля (5 марта) 1895 года Николай Лесков скончался. 23 февраля (7 марта) 1895 года прошли похороны писателя на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Вывод из биографии: Узнав о биографии Николая Семёновича Лескова, нам стало понятно, что это был писатель достаточно известный. Он был человеком простым, народным, по крайне мере он так о себе говорил сам. Также Лесков много путешествовал по России. Неудивительно, что во многих своих произведениях писатель использует народную этимологию - он слышал преобразованные слова из речи других людей. И можно предположить, что самое большое количество слов с народной этимологией писатель вложил в сказ «Левша»

Н. С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра.


В сказе «Левша» Н.С. Лесков воплощает эпический образ даровитого мастера, живущего в сознании народа. Писатель использует прием «народной этимологии» — искажения слова на народный лад.
Вся история рассказана от лица простого человека. Казалось бы, Лесков нигде не обнаруживает себя. Но в освещении событий Лескову важно не только увидеть всю историю глазами близкого к герою персонажа, но и поправить его. Лесков напоминает о себе то язвительным словцом, то нарочито сатирической обрисовкой, то грустным размышлением. Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен. Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным. Судьба Левши символизирует для Лескова судьбу всей нации, потенциальные возможности которой громадны, но стеснены внешними обстоятельствами. Поэтому, не отказываясь от гимна таланту простого русского человека, Лесков значительно заостряет сатирическое изображение, а весь сказ приобретает трагическое звучание. Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную. Мотив соперничества позволяет писателю придать происшествию, случаю, курьезу общенациональный, обобщающий смысл. Жизнь талантливого человека в России, по мысли писателя, трагична и никому не нужна. Но Лесков не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы.

Колоритный характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются в центре внимания Н. С. Лескова в его сказе «Левша». Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Стремясь к подлинности изображения народной жизни, писатель прибегает к выработанным фольклором специфическим приемам повествования, которые обеспечивают максимальную объективность рассказа.

Завершая повествование о Левше, он писал: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». Писатель стремился к тому, чтобы дорогие для него мысли и убеждения как бы исходили из народного сердца. Поэтому он столь широко ввел фольклорные мотивы, а весь сказ вырос из пословицы «Туляки блоху подковали».

"Судьба русского гения" по повести Н. Лескова "Левша".
Из писателей второй половины XIX века наибольший вклад внесли в познание России Толстой, Достоевский, а к самому закату века –  Чехов. Но рядом с ними высится еще одна фигура, громадная, угловатая, не изученная до конца, фигура Николая Семеновича Лескова.

Его творчество обширно. Среди книг писателя   –  романы, сатирические повести, хроники. Им созданы бытовые и путевые очерки, серия блестящих новелл, классические рассказы.

Проза Лескова –  это сокровенная жизнь пестрых российских сословий, сотни живых лиц, сотни незабываемых типов. Он сумел развернуть широкую критику русского самодержавия. Читатель увидел паразитирующих вокруг трона “казенных людей”, узнал свою родину отставшей от запада даже в “искусстве обрабатывать землю”.

Но Лесков создал и галерею положительных образов, причем резко оригинальных.

Этой оригинальностью проникнуты исторические рассказы, обращенные своим содержанием в прошлое, которое получило название “глухой поры”.

В центре большинства исторических рассказов Лескова стоит “праведник” –  человек благородной идеи, огромного таланта, живущий в “неправедном” социальном мире. Нация выдвигает “праведников” из всех слоев общества, но более всего из среды простого народа.

Так в рассказе “Левша” автор рисует судьбу человека без имени, оружейника Левшу, судьбу русского гения. Гений создает…безделку. Бедняк “в опорочках и ветхом азямчике”, учившийся “по Псалтырю и Полусоннику”, не знающий “нимало арифметики”, сумел сработать нечто “сверх понятия”  –  подковал лондонскую блоху мельчайшими тульскими подковками и еще выгравировал на них имена русских рабочих.

Это парадокс, но, по мнению Лескова, человек в России – всецело во власти парадокса, ибо жизнь русская – трагический фарс.

Патриотизм и талант Левши употреблены на удовлетворение тщеславия “государя Николая Павловича”. Левша беспомощен и не нужен, когда хочет совершить гражданский подвиг. Он необходим не царю, а России.

“Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся”,  –  говорит умирающий Левша. Но граф Чернышов, которому врач передает последние слова мастера, кричит нерасторопному эскулапу: “Не в свое дело не мешайся! В России на это генералы есть!”. Слова Левши умирают вместе с ним, а в Крымской компании это оборачивается катастрофой для России.

Драма Левши –  это историческая драма родины, где сплошь засилье “парадных генералов”, безгласность, бесправие народа.

Вот сцена, где Платов принимает работу от тульских мастеров. Сколько здесь юмора и сарказма одновременно! Рисуя никчемность правящей верхушки, автор пишет: “Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил – никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от ее брюшного завода”. И вот гнев от бессилия переносится на Левшу:

“…протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги”. И поехал Левша на доклад к царю вместо “пубеля” /пуделя/. Таких слов, оборотов речи, требующих “перевода” в повести великое множество. Язык в этом “сказе” необычен.

Все иностранные слова перелицованы остроумнейшим образом: барометры  –   “буреметры”, микроскоп – “мелкоскоп”, фельетон –  “клеветон”.Кажется, не было после Гоголя в России писателя, который бы так умел уловить живое трепетание слова. Оттого-то искусство прозаического сказа, начатое в литературе еще Рудым Панько, было поднято именно Лесковым на высоту национального художественного явления.

Необычен язык, необычны и ситуации. Вот царь рассмотрел имена мастеров на подкове английской блохи, а имени Левши там нет. А почему? А потому что мастер “работал мельче этих подковок”. Он гвоздики выковал, которыми подковки забиты. А тут уж никакой “мелкоскоп” не возьмет. Как просто и буднично объяснил все это царю неграмотный русский мужик. И какое великое искусство кроется за его словами! Мастер достойно ведет себя в этой ситуации. Он выполнил обыкновенную работу, как он считает. Чего здесь такого? Только вот зря за волосы отодрал его Платов!

Так и вспоминаются слова мужиков Салтыкова-Щедрина: “Мы люди приличные, мы все могем!” И действительно, привыкший к побоям и встряске Левша спокойно говорит на извинения Платова: “Бог простит! Это нам не впервые такой снег на голову!” Интересны сцены пребывания Левши за границей. Как ни умасливали его англичане, как ни упрашивали остаться навсегда. Левша отвечал : “У меня дома родители есть”. Одно слово – родители. А сколько в нем других слов? Это и родина, и род, и родная сторона, которая не подкупается и не продается.

Очень достойно ведет себя Левша в Англии, не уронил честь России, но как она его встретила после возвращения? Нельзя без боли читать эти строчки: “…его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали…”.

Пролежал Левша на “холодном парапете”, да и умер в простонародной Обухвинской больнице, перед смертью думая о России: “Не так у нас ружья чистят!”

Своим творчеством Лесков оказал самое большое влияние на Чехова, где мы видим в нормальных рассказах “ анормальности явлений”. Мы видим новых праведников в рассказах Горького “Царские писари” и провинциальный быт у Куприна.

“ Как художник слова, Лесков Н.С. вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы, как Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.

Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает названным авторам, а широтою охвата явлений жизни, тонким знанием языка он редко превышает названных предшественников,” –   говорил М.Горький.

Эти слова навсегда утверждают место Николая Лескова в истории русской литературы.



Литературные источники
1) Н.С. Лесков «Левша»
4)Энциклопедия русского языка и литературы.
5) http://ru.wikipedia.org/
Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Биография Фёдора Конюхова это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны
2017 -> Дагестанская медицинская академия
2017 -> Кабардино-балкарский государственный
2017 -> Новая дипломатия
2017 -> Рабочая программа дисциплины «Литература» для 5 – 9 классов
2017 -> Материальные и социокультурные интенции евразийской интеграции: о чем говорит историческая память

  • Введение
  • Биография Н.С. Лескова
  • Творческая карьера
  • Вывод из биографии
  • Н. С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра.
  • "Судьба русского гения" по повести Н. Лескова "Левша".
  • Литературные источники