Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Структурно-семантические особенности двойных названий русских рукописных текстов




Скачать 137.13 Kb.
Дата02.07.2017
Размер137.13 Kb.
М.С. Крутова
Структурно-семантические особенности двойных названий

русских рукописных текстов

В различных книгохранилищах встречаются рукописных тексты XVII– XIX вв. с двойными названиями. Они представляют собой назывные предложения, состоящие из двух структурно однородных частей, на границе которых находится разделительный или пояснительный союз. Например: «Стезя, или Путец малый»; «Книга Акос, си есть Врачевание противу ядовитым полагаемое угрызением змиевым… Иоанникиа и Софрониа… Лихудовых»; «Алгебра, или Арифметика литералная»; «Книги, глаголемые Кормчьи, рекше правила закону гречьскым языком Номоканон»; «Диалог, сиречь Собрание»; «Златоструй книга, или Стословец»; «Златый бисер, книга, сиречь Просветитель или Толковник»; «Книгы наричаемыя Лимонис, еже сказается Новаго рая цветьци различьнии»; «Крины сельныя Диомида, или Цветы прекрасные, собраныя от Божественнаго Писания и прописаны трудолюбивым многогрешным Диомидом-иноком Круг миротворный»; «Пинакс, или Оглавление исповедания православныя веры»; «Цветник духовный, или Отечник»; «Щит веры, или Ответы древняго благочестия любителей на вопросы придерживающихся новодогматствующаго иерейства, соч. поморца Тимофея Андреева»; «Аптека, или Врачевник»; «Физиология, или Наука о действиях тела человеческаго, соч. Иосифа Иакова Пленка...»; «Случайная ночь, или Два живые мертвеца» и т. п. Подобные названия могли быть у книг разного содержания: христианско-богословского, учебного, естественно-научного, светского и др.

Двойные названия рукописных книг до сих пор не были предметом специального рассмотрения. В то же время литературоведы при анализе различных произведений не могли не обратить на них внимание.

Так, Д.С. Лихачев высказал предположение, что в заглавии отражается жанр произведения, однако в одном сборнике, хронографе, летописи или четьей минее могут находиться разножанровые произведения, что является причиной появления двойных заглавий: «Сложный состав таких объединяющих жанров подчеркивается иногда в самих названиях произведений. Вот, например, как определяется «Дорофея, митрополита Монемвасийского, хронограф: «Книга историчная, или Хронограв, сиречь Летописец, объемля вкратце различныя и изрядныя истории, сиречь повести...». Или определение Синайского патерика: «Патерик, сиречь Отечник, святыя горы Синайския: жития и словеса и поучения и чюдеса живущих тамо отец»1.

Появление двойных названий Сигизмунд Кржижановский объяснял психологическими, эмоционально-логическими причинами: «В основе двоения заглавия лежит двойная окраска наших психических содержаний, распадающихся на а) логические процессы и б) эмоциональные испытывания. Идея и образ, логика и эмоция при построении текста, особенно если он не чужд элементов художества, как бы оспаривают друг у друга и книгу, и ее название: «Аптека для души, или Систематическая алфавитная роспись книг... Киев, 1849»;2 «Вообще эмоционально-логическое членение заглавия к XVIII веку прочно закрепляется на ведущем книгу листе, - им пользуются и всерьез и в шутку, применяя его как найденную готовую форму: «Плач Юнга, или нощные размышления о жизни и смерти»3. В то же время С. Кржижановский высказывает мысль о том, что функция двойного названия – дифференциация читателя на группы (взрослые – дети, мужчины – женщины и др.), а также перевод на русский язык иностранного слова, например: «Литос, сиречь Камень веры».

Заметим, что термины «удвоенное заглавие» «удвоение» нам представляется не совсем удачными, так как «удвоение», а следовательно и «удвоенное заглавие», обозначают дословное повторение предыдущих слов. Неточным является и термин «заглавие», имеющий более узкое значение и обозначающий заголовочный комплекс слов непосредственно перед текстом. Более приемлемым является термин «название», который обозначает заголовок в любом месте книги: непосредственно перед текстом, на переплете, во владельческой надписи, писцовой записи, колонтитуле, оглавлении, предисловии, послесловии и др.

Итак, в исследовательской литературе появление двойных названий объясняется в основном двумя причинами: сложным составом древнерусской книги, требующим пояснения; стремление психологически воздействовать на читателя.

Наши наблюдения позволяют предполагать, что также причинами удвоения заглавия можно считать пояснение и разъяснение содержания книги. Убедиться в этом позволяет анализ структурно-семантических особенностей двойных названий.

Для соединения частей названия часто используются разделительный союз или. Например: «Аврора, или Денница премудрости, то есть о трех началах»4; «Биография, или Период жизни»; «Вертоград богороднечий, или Разныя поучения»; «Добродетельная сицилианка, или Приключения маркизы Албелинии»; «Увенчанная любовь, или Приключения Мелонтеса и Арианны, одной знаменитой Сицилианки. Повесть, взятая из сочинений господина П...»; «Катехизис иера, или Толкование литургии, в переводе Евфимия, чудовского монаха»; «Книга глаголемая Будилник, или Колесница» и др.

Также между частями двойного названия мы находим пояснительные союзы сиречь, сиесть, сиесть, то есть, речи, рекше. Например: «Арифметика, сиречь Наука числителная с разных диалектов на словнський язык преведена и водино собрана и на две книги разделена... ныне же на свет произведена... 1719... месяца июля в 13 день»; «Апофегмата, то есть кратких витиеватых и нравоучительных речей книги три, в них же положены различные вопросы и ответы, жития и поступки, пословицы и разговоры различных древних философов. Переведены с польского на славенский язык. Напечатаны… в Санкт-Петербургской типографии лета Господня 1716 ген. 18 дня. Тщанием же и труды переписаны Московской академии студентом Василием Сахаровым 1739 году…»; «Катихизис, си есть Словеса наставленные, или огласительные, на вся праздники» Феодора Студита; «Денница премудрости, то есть о трех началах или источник и начало всех вещей в таинстве премудрости... В печать отдано. Франкфурт и Лейпциг 1762 года»; «Книги, глаголемы Кормчьи, рекше правила закону гречьскым языком Номоканон»;

В то же время встречаются названия, представляющие собой сложноподчиненные предложения, части которых соединены союзами еже, яже в сочетании с глаголами есть, нарицается, сказается. Они выполняют разъяснительно-пояснительные функции. Например: «Книгы наричаемыя Лимонис, еже сказается новаго рая Цветьци различьнии»; «Скитское покаяние душеполезное, еже есть списание молитвы, яже сочинена с покаянием»; «Сборник, еже нарицается Сказание жития св.апостол, пророк и мученик и св. преподобных отец. богоугождьших муж и жен терпение и страсти и исправлениа о обоюнадесять месяц, яже с Богом починаем»; «Тактикон, еже есть Чиновник, како грецы церковный чин и пение содержат».

Однако отмечаются и случаи бессоюзного присоединения второго названия: «Книги святаго и праведнаго отца нашего Ефрема Сурианина глаголемыя гречьскыим языком Паренесис, сказуеть же ся Паренесис, притчя моление, утешение, наказаниа полезна различна» и др.

Важно заметить, что название может быть не только удвоено, но и утроено: «Анфологион, сиречь Цветослов, или Трифолог, составленный… тщанием же и иждивением Братства при храме Успения Богоматере…»; «Книга Апологетик, или Отсловие, то есть защищение от клеветы полемиков...»; «Денница премудрости, то есть О трех началах, или Источник и начало всех вещей в таинстве премудрости...». Эта позволяет говорить о достаточно свободной структуре заглавий, которые могут быть умножены в несколько раз.

В процессе бытования книги, имеющей одно название, могло произойти его удвоение, о чем свидетельствует, например, владельческая надпись на «Трефологии»: «Сия книга Трефолой, или Общая минея. По описи 1767 года № 1» (ф. 304/I – доп., № 606, л. II). Появление второго названия в данном случае уточняет действительное содержание книги.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что названия русских рукописных книг имеют свободную структуру, вследствие чего название может быть умножено, причем не только в собственно заглавии, но и во владельческих надписях. В зависимости от характера семантических отношений между частями удвоенной структуры в названии имеется союз, сочинительный или функционально близкий ему подчинительный, что позволяет говорить о тесной связи структуры и семантики в двойных названиях рукописных текстов.
Приложение.
Список двойных названий русских рукописных книг

(по материалам НИОР РГБ)5

«Аврора, или Денница премудрости, то есть о трех началах»; ф. 147, № 182, кон. XVIII – перв.четв. XIX в.

«Азбука, или Грамматика пения, собранная из разных книг певчих»; ф. 379, № 11, сер. XIX в.

«Акос, или Врачевание», соч. Лихудов, пер. с греч. Николая Семенова, Алексея Кирилова и Феодора Поликарпова. Черновой подлинник переводчиков; ф. 310, № 482, 1687 г.

«Алхимическая псалтирь, или Философическая ручная книга» Феофраста Парацельса; ф. 96, № 79, 1805 г.

«Антология, или Пападики новых песнопений, содержащая все новые песнопения, начиная от Иоанна протопсалта, Даниила, Петра лампадария, протопсалта Иакова Византийца, Георгия Критскаго, Григориа протопсалта и Хурмузия – учителей общей музыкальной школы», греч.; ф. 379, № 127, перв. четв. XIX в.

«Анфологион, сиречь Цветослов, или Трифолог, составленный… тщанием же и иждивением Братства при храме Успения Богоматере…» - выписки из 4-го изд. Львов, 1651 г.; ф. 178, № 760, XIX в.

«Анфос хронологиос, сиречь Цвет летословия из Святаго Писания обоих Заветов из словенской Библии» Димитрия Ростовского; ф. 310, № 1231, XVIII в.

«Апокрисис, или Отповедь на книжки о соборе Брестском, данная от имени исповедующих древнюю греческую веру чрез Христофора Филалета в 1597 году. С белорусско-польского»; ф. 304, № 244, XIX

«Апофегмата, или Многих вещей содержащий, собранных воедино в книзе сей, переплетены 1778 февр. 1 дня. 1778 г. Симеона Павлова его рукою писанная»; ф. 173/II, № 50, 1778 г.

«Апофегмата, то есть кратких витиеватых и нравоучительных речей книги три, в них же положены различные вопросы и ответы, жития и поступки, пословицы и разговоры различных древних философов. Переведены с польского на славенский язык. Напечатаны… в Санкт-Петербургской типографии лета Господня 1716 ген. 18 дня. Тщанием же и труды переписаны Московской академии студентом Василием Сахаровым 1739 году…»; ф. 173/II, № 142, 1739 г.

«Аптека обозовая, или служивая, для служиваго чина людей и их коней»; ф. 396, № 23, сер. XVIII в., л. 129 об. – 144

«Арифметика, сиречь Наука числителная с разных диалектов на словнський язык преведена и водино собрана и на две книги разделена... ныне же на свет произведена... 1719... месяца июля в 13 день»; ф. 726, № 7, нач. XVIII в.

«Арифметика, сиречь Наука числительная: с разных диалектов на словенский переведенная и воедино собрана и на две книги разделена»; Арх. собр. № 27, сер. XVIII в.

«Арифмология, сиречь Численословная книга, в ней же почислением описуются вещи достопамятныя и к ведению весма нуждныя…»; ф. 354, № 170, [1676 г.?]

«Ауфсогнопиа, или Разсуждение о человеке из внешних проначертани от главы даже до пяты ближния из достовернейших физиогномии человеческой», М. Андрея Оттона Кольберга [изд. 1647 г.], в перев. с лат.яз. Ивана Сечихина; ф. 200, № 82, XVIII в.

«Библиотека российская, или Сведения о всех книгах в Росиии с начала типографии на свет вышедших, соч. еп. Дамаскина Нижегородского»

«Биография, или Период жизни» (1784-1855) Войнов. М.А.; ф. 218. № 762.8.

«Благодатный источник, или Сказание о преславных чудесех... Богородицы, от Божественна Писания и от святых отец и достоверных повествователей вкратце собрание»; ф. 178, № 10634, XIX в.

«Вертоград богороднечий, или Разныя поучения»; ф. 173. II, № 25, сер. XVIII в.

«Денница премудрости, то есть О трех началах, или Источник и начало всех вещей в таинстве премудрости... В печать отдано. Франкфурт и Лейпциг 1762 года»; ф. 178, № 7699, XIX в.

«Диалог, или Разглагол о древнем мире» - соч. Г.С. Сковороды (Даниила Майнгарда) с посвящением Коваленскому; ф. 173.II, № 166, XVIII в.

«Диалоги, сиречь Разглагольство грека учителя к некоему езуиту. Издана бывша в прошлом 7198 [1690]-го месяца февруария – братьев Лихудов (Мечец духовный); ф. 173.II, № 17, посл. четв. XVIII в.

«Диалоги, сиречь разглагольство грека учителя к некоему езуиту» // «Мечец духовный словеснейших и мудрейших иеромонахов же учителей Иоаникиа и Софрониа, самобратий Лихудиевых... к защищению святыя Христовы Восточныя церкве на прекословия и упорства Западныя церкве. Издававшийся в Москве... в лето... 1690... исправившийся на словенский диалект в лето ж... 1690», список с печ. М., 1690; ф.354, № 182, XVIII в.

«Диоптра, или Зерцало душезрительное»; ф. 178, № 9073, 1785 г.

«Дисидерий, или Стезя к любви Божией и к совершенству жития христианскаго. Беседа дивне благоговейная, утешная, с испанского на влошский, французский [немецкий, нидерландский и латинский язык, потом же на польский преложися чрез Аспара Вилговскаго. Ныне же с польскаго языка на словенский ради богобоящихся и житие свое в богомыслии и в трудолюбии препровожати хотящих монахов преложена иеродияконом Феофаном в царствующем граде Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила в лето от миросоздания 7197 – го]; ф. 178, № 4671, XVIII в.

«Добродетельная сицилианка, или Приключения маркизы Албелинии», соч. Ламбера, Клода-Франсуа; ф. 313, № 49, тр. четв. XVIII в.

«Евангелие толковое, или Толкование Феофилакта Болгарского на евангелиста Луку»; ф. 310, № 20, XV в.

«Зерцало Российских монастырей, или Обстоятельное историческое описание всех вообще монастырей и пустыней в Российской империи находящихся, с достоверным показанием, когда, кем, по какому случаю и дозволению и чьим иждивением который монастырь или пустыня были построены, какия где почивают святых угодников мощи, какия обретаются явленныя и чудотворныя иконы, и какия где были достопамятные происшествия» Осипа (Беляева); ф. 256, № 22, 1806 г.

«Игра детей пред отцем, или Сыновние восторги...»; Унд-1193, 1810 г.

«Камень соблазна, или Начало и вина раскола двух церквей Восточной и Западной»; ф. 651, № 23, XVIII в.

«Каталог, или Библиотека староверческой церкви, собранный тщанием Павла Любопытного. В Санкт-Петербурге 1829 года» и «Исторический словарь староверческой церкви… Сочинен в Петрополе Павлом Любопытным»; ф. 173. III, № 169, XIX в.

«Катехизис иера, или Толкование литургии, в переводе Евфимия, чудовского монаха»; ф. 200, № 11, 1791 г.

«Катехизис, или Православное исповедание кафолическия и апостольския церкви восточныя..., собранное из Священного Писания, св. отец и систем богословских и порядочно расположенное... 1778 года... священником Николаем Дмитриевым, что на Ямах». Черновой автограф; ф. 194, № 35, 1778 г.

«Катихизис, или Основательное православныя восточныя греческия веры учение»; ф. 556, № 175, XVIII в.

«Катихизис, си есть Словеса наставленные, или огласительные, на вся праздники», Феодора Студита; ф. 651, № 99, XVIII в.

«Киновион, или Изображение иноческого общего жития» Павла Домецкого // «Киновион, или Изображение евангельского иноческого жития» ф. 194, № 29 XVIII в.; ф. 310, № 151, XVIII в.

«Ключ разумления, или Разговор язычника с християнином, диспотическим порядком расположенный. Сочинен корнетом (кой ныне порутчиком) Федором Саговским 1793 г. и поднесен августа 11-го дня, с посвящением Милорадовичу А.С.»; ф. 173/II, № 123, XVIII в.

«Книга Апологетик, или Отсловие, то есть защищение от клеветы полемиков... [старообрядческого епископа Геннадия?]; ф. 594, № 20, кон.XIX – нач.XX в.

«Книга Афрегема, сиречь Златый бисер» [Апофегматы?]; ф. 178, № 3585, кон. XVII – перв. пол. XVIII в.

«Книга глаголемая Арифметика, сиречь Цифирная мудрость счетная»; ф. 726, № 4, 1667 г.

«Книга глаголемая Будилник, или Колесница»; ф. 17, № 543, л.131 – 215 об.



«Книга глаголемая Ирмолой, сиречь известное Божие чюдотворение пророческия проповеди. Сотворено по краегранесию во осмочастную степень по высоковосходной лествице. творение преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина. Воздвизает глас. Слову же воспевает песнь, о победе Божия чюдотворения. И согласуются вся песни мусикийским органом. глас 1. песнь первая. ирмосы»; ф. № 178, № 4715, кон. XVIIIнач. XIX в.

«Книга глаголемая Крины селныя, или Цветы прекрасныя собрася от божественнаго писания спасения ради душевнаго и спреписася трудолюбием многогрешнаго Диомида Яковлева сына С – ва»; на корешке наклейка: «№ 104. Цветн.»; ф. 199, № 152, посл. четв. XVII в.

«Книга глаголемая Логика, сиречь Словесница»; ф. 37, № 46, XVIII в.

«Книга глаголемая Октай, сиречь Осмогласник»; ф. 775, № 69, посл. четв. XVIII в.

«Книга Люсидариюс, сиречь Златый Бисер, на две части разделенная, начата бысть сия книга преписати лета 7202 года, месяца Марта в 3 день, Божиею помощие совершена тогож года и месяца в 30 день, на память преподобнаго отца нашего Иоанна Лествичника»; ф. 37, № 80, XVIII в.

«Книга Пчела, речи и Мудрости от Евангелиа, и от Апостола, и от святых муж разум внешних философ, слов о житейстей добродетели и злобе»; ф. 199, № 276, XVI в.

«Книга, глаголемая Кокизы, сиречь Ключ столповому и казанскому знамени»; ф. 210, № 1, вт. четв. XVII в.

«Книга, глаголемая Логика, сиречь Словесница»; ф. 37. № 46, XVIII в.

«Книга, глаголемая Проскинитарий, или Поклонник Святых мест Троицкого Сергиева монастыря строителя монаха Арсения Суханова, ходившаго в Палестину в лета 157, 158, 159. Разделяется сия книга на три части, или книги. Первая книга нарицается «Статейный список», вторая же – «О святом граде Иерусалиме и о еже внутри и окрест ею святых местах», третья же книга… «Тактикон, еже есть Чиновник, како грецы церковный чин и пение содержат»; ф. , № 927, посл. четв. XVIII в.

«Книга, глаголемая Рушка, сииречь разрушающая догматы и богословие латыньское», перевод Иосифа, протосингела Александрийского патриарха Кирилла Лукариса; ф. 310, № 475

«Книги святаго и праведнаго отца нашего Ефрема Сурианина глаголемыя гречьскыим языком Паренесис, сказуеть же ся Паренесис, притчя моление, утешение, наказаниа полезна различна»; ф. 7, № 13, XV в.

«Ламбада, сиречь Собрание из толковых книг и от иных божественных писаний»; ф. 304/I – доп., № 812

«Лествица мудрых, или Философия древних мудрецов»; ф. 147, № 173, XIX в.

«Лечебник, или Травник, выписанной в Соловецком монастыре, что на Океане море, с лицевого подлинника 1820 года»; ф. 178, № 6508, 1820 г.

«Лифос, или Камень с пращи истины церкви святыя православныя... Касиана Санача, бывшего... архимандритом Дубинского унита Лета 1642» - выписи; Вол (ф.354) № 93, XVIII в.

«Лусидарион, или Златый бисер» // «Книга именуемая Лусидориос, сиречь Златый бисер» // «Книга глаголемая Лусидориос, или Бисер многоценный», в 2-х книгах, с предисловием; ф. 37, № 291, XVIII в.; ф. 7, № 66, XVIII; ф. 37, № 291

«Мир с Богом человеку, или Покаяние святое, примиряющее Богови человека учением от Писания Святаго и от учителей церковных, собранным во св. чудотворной лавре Киевопечерской, типом изображенное: Благословением и исправлением пречестнаго о Христе отца Иннокентия Гизеля... 1669 года»; ф. 178, № 4130, сер. XVIII в.

«Мое уединение в Янове, или Безделки лучше скажу - сборник стихотворений и прозы, составленный раненым капитаном Дмитрием Станкевичем»; ф. 317, № 335, 1802 – 1810 гг.

«Новый Мартиролог, или Книга, в которой заключаются подвиги мучеников, пострадавших от агарян (турков) в XV, XVI, XVII и XVIII веках по Рождестве Христове. Перевод с новогреческого» учителя греческого языка в уездном училище Донского монастыря Николая Розанова; ф. 317, № 58, 1836 г.

«Острономия, или Звездозаконие»; ф. 178, № 10924, XVIII в.

«Петел, или Глас, возбуждающий спящую душу от греховнаго сна и поощряющий обратиться от тьмы ко Свету, от мира, плоти и диавола к Единому Богу» с примечанием: «Собрано из разных книг в Симоновом монастыре 1832 года иеромонахом Павлом» – сборник поучений и назидательных примеров; ф. № 881, № 22, 1832 г.

«Полинодия, сиречь Книга обороны... святой церкви кафолическия... чрез архимандрита Захария Копыстенского... написана в 1621 г.» – список с печ. 1621 г.; ф. 178, № 9125, XIX в.

«Путевые записки, или Краткое описание о святом граде Иерусалиме и его окрестностях 1852 и 1853 года» (1852 июля 28 – 1853 апр.); ф. 23, № 9.1, сер. XIX в.

«Сборник, еже нарицается сказание жития святых апостол, пророк и мученик и св. преподобных отец богоугождьших муж и жен терпение и страсти и исправлениа о обоюнадесять месяц, яже с Богом починаем»; ф. 138, № 17, 1604 – 1605 гг.

«Сочинение Михаила Иванова Молвитинова: Разлагольствие, или Православное собеседование новообрядца и старообрядца»; ф. 732, № № 315, кон. XVIII – нач. XIX в.

«Увенчанная любовь, или Приключения Мелонтеса и Арианны, одной знаменитой Сицилианки. Повесть, взятая из сочинений господина П...», перевод с фр. изд.: Париж, 1632 г.; ф. 528, № 8, вт. пол. XVIII в.

«Устав о христианском житии, сиречь о постах, и о поклонах, и о праздницех великих, и средних, и малых. Такожде и о домашней молитве, како достоит за всю церковную службу лишившимся соборныя службы Псалтырию, или поклонами, или молитвами исправляти»; ф. 178, № 4705, 1805 г.

«Феоптиа, или Доказательство о богозрении по вещамъ созданного естества, составленная стихами въ шести эпистолах къ Евсевию отъ Василиа Тредиаковского в Санктъ ­– Петербурге 1754 – го года.»; ф. 178, № 4624, XVIII в.

«Физиология, или Наука о действиях тела человеческаго, соч. Иосифа Иакова Пленка...»; ф. 732, № 29, 1780 – е гг.

«Хресьянин-дворенин, или Приключения господина Ранса с его путешествием во острова Жеменли. Сочинены господином де-Каспалдом. В Гаге у Петра де Гондта 1738 году»; ф. 178, № 3134, сер. XVIII в.




1 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 60.

2 Сигизмунд Кржижановский. Статьи. Заметки. Размышления о литературе и театре. Собрание сочинений / Сост. и комм. В. Перельмутера. Т. 4. СПб., 2006. С. 13.

3 Он же. С. 14.

4 См. указание на шифры рукописей в конце статьи.

5 Приведенный список не претендует на полноту.

  • Приложение. Список двойных названий русских рукописных книг (по материалам НИОР РГБ) 5