Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Стратегия развития научной библиотеки вгу




страница1/2
Дата01.07.2017
Размер0.64 Mb.
  1   2
Светлана Владимировна Янц, Заслуженный работник культуры РФ, директор библиотеки, Галина Ивановна Кулакова, зам. директора библиотеки СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ВГУ Библиотека, являясь одной из составляющих частей университета, должна развиваться вместе с ним, помогая выполнять задачу конкурентоспособности вуза в образовательном пространстве. В будущем она не только не утратит своего значения, но и приобретет ряд новых качеств, соответствующих требованиям времени. Развитие библиотечно-информационной сферы системы образования призвано способствовать как решению задачи высокого качества профессионального образования, так и задачи гуманитаризации общества. Выпускники университета должны на всю жизнь сохранить способность к самообразованию, не потерять связь с информационно-библиотечными структурами. Библиотека университета обязана осуществлять свои главные задачи по формированию фонда в соответствии с содержанием образования и научных исследований, его сохранности при максимальном раскрытии и доступности для читателей. Университетская библиотека должна представлять собой помещение с современным оборудованием, в котором комфортно читателям и сотрудникам. Проблема создания и интеграции информационных ресурсов является одной из актуальных в деятельности любой вузовской библиотеки, так как от ее решения зависит эффективность работы по обеспечению учебного и научного процессов. Приоритетной же функцией, диктующей свои условия всем остальным, становится функция обслуживания. Общий уровень интеллектуального развития общества является объективным фактором потребности в библиотечном обслуживании. Субъективный же фактор – возможности библиотеки в удовлетворении потребностей пользователя и возможности пользователя обращаться в библиотеку и прибегать к отдельным видам ее услуг. С развитием процесса компьютеризации библиотечных процессов появился фактор физического и психологического восприятия современных технических средств. В библиотековедении должно утвердиться понятие социальной стоимости библиотечных услуг, а деятельность библиотеки оцениваться равнозначными параметрами: количественными, качественными, экономическими и социальными. Организуя свою работу, библиотека не должна допускать превышения «порога» социальной стоимости библиотечных услуг, которое приводит к отказу от пользования ею. Необходимо расширять ассортимент библиотечных услуг, в том числе с учетом категории пользователей с физическими недостатками. Успешной реализации функции качественного обслуживания должно способствовать выполнение программы информатизации образования Воронежской области на 2001-2005 годы, внедрение в библиотеку университета решений, соответствующих требованиям, предъявляемым к работе библиотечных консорциумов. На смену традиционным карточным каталогам создаются электронные каталоги, позволяющие осуществлять поиск необходимого источника информации и его заказ с любого рабочего места, имеющего выход во всемирную сеть. В частности, членство в Ассоциации Региональных Библиотечных Консорциумов позволит библиотеке университета войти в информационно-библиотечное пространство страны, осуществлять обслуживание пользователей на принципиально новом техническом уровне, внести свой вклад в развитие российской высшей школы. Наряду с печатной продукцией, библиотека активизирует формирование фонда изданий в электронном виде, полнотекстовые базы данных, электронные копии произведений искусства, мультимедийные издания, сложные аудиовизуальные комплексы, интерактивные издания. Тем самым библиотека становится не только хранилищем литературы универсального профиля, но и центром агрегирования и централизации информации. Должен измениться и сам труд библиотекаря. Весь путь источника, от его заказа до момента выдачи читателю, подлежит автоматизации. Сегодня библиотека располагает автоматизированными рабочими местами комплектование каталогизация, а завтра предстоит освоить АРМ обслуживания. Ближайшей перспективой является создание корпоративной библиотечной сети, соединяющей библиотеки вузов г. Воронежа и филиалов ВГУ, ретроспективный ввод в электронный каталог фонда университетской библиотеки. Следующим этапом будет создание корпоративной сети библиотек вузов Центрально-Черноземного региона. Для выполнения своей миссии университетской библиотеке при кооперации с библиотеками России и зарубежья необходим поиск новых форм организации работы, новых форм эффективного использования библиотечного персонала в управлении библиотекой, необходимо определение путей развития способностей библиотечного работника к внутрипрофессиональной мобильности в условиях перехода на современные компьютерные технологии. Сотрудники библиотеки должны быть восприимчивы к переменам, происходящим как в библиотеке, так и в вузе в целом. На это должна быть направлена система повышения квалификации библиотечных специалистов. Необходимо провести мониторинговые исследования кадров в библиотеках вузов страны с целью овладения своевременной, полной и достоверной информацией, создать координационный центр по оказанию практической помощи библиотекам вузов в организации их деятельности в области стратегического, инновационного и кадрового менеджмента, обеспечить оперативное получение материалов с помощью использования сетевых компьютерных технологий, определить возможности дистанционного обучения сотрудников вузовских библиотек. Любовь Леонидовна Мешкова, зав. отделом комплектования, Екатерина Николаевна Евсюкова, библиотекарь отдела комплектования ПОДСИСТЕМА «КОМПЛЕКТОВАНИЕ» КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА ЗНБ ВГУ Старые хвалим года, но в новое время живем мы: То и другое должны мы одинаково чтить. Овидий В последнее время в профессиональных кругах доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках: тезис первый - библиотеки в России гибнут; тезис второй - библиотеки в России активно развиваются. И оба справедливы, но по отношению к разным библиотекам. Университетские библиотеки среди других типов библиотек являются признанными лидерами. Перемены, произошедшие в последние два десятилетия в их деятельности и продолжающие идти все более нарастающими темпами, можно назвать своеобразной «тихой революцией». Развитие вузовских библиотек происходит под существенным влиянием процесса реформирования системы образования. Динамизм преобразований интенсивно воздействует на все подсистемы и приводит к определенной неустойчивости, связанной именно с быстротой перемен. Важнейшие задачи сегодня для всех библиотек: обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации; накопление и сохранение источников информации. Это, конечно, непросто в современных условиях нехватки финансовых средств, разбалансированного книжного рынка, активного вовлечения библиотек в сферу новых информационных технологий. Все это усугубляется феноменом «информационного взрыва». Вал информации растет, библиотеки стремятся обеспечить к нему доступ, но сталкиваются с проблемой роста цен и нехваткой места хранения. Появились новые носители информации, для использования которых необходимо соответствующее оборудование. «Втянувшись» в компьютеризацию, библиотека не может остановиться: техника и программное обеспечение требуют постоянного обновления, для чего, помимо крупных финансовых затрат, необходимо повышение квалификации персонала и обучение пользователей. Успешное функционирование библиотеки возможно только, если вся она работает как единое целое, как системный объект, состоящий из хорошо отлаженных подсистем: комплектования, научной обработки, информационно-библиотечного обслуживания, книговыдачи, находящихся в неразрывной связи между собой. Прежде чем говорить об истории комплектования в ЗНБ ВГУ, хотелось бы напомнить, что такое комплектование. Комплектование – это отбор и планомерное приобретение документов, соответствующих по содержанию задачам библиотеки и потребностям ее читателей. В процессе комплектования перед библиотекой встают вопросы: как комплектовать – определяются принципы комплектования; где комплектовать – определяются источники комплектования. До середины 80-х годов ведущим и определяющим принципом комплектования была партийность, так как библиотека являлась идеологическим центром и во внимание принималась, в первую очередь, идеологическая направленность произведения. Сегодня определяющим принципом комплектования является научность, и во внимание принимается наличие в документе достаточного количества научной информации, а также художественной и эстетической. Такие принципы, как координация с другими библиотеками, систематичность, пропорциональность, профилирование и плановость остались неизменными. Отдел комплектования можно рассматривать как подсистему в формировании фонда, так как обязанности комплектаторов ранее возлагались на сотрудников отделов обслуживания. В большей степени это касалось отделов иностранной литературы и периодических изданий. После в библиотеке было ликвидировано распыление по отделам таких основных процессов работы с книгой, как комплектование и обработка, то есть была проведена централизация всех этих процессов. Так, сотрудники отдела иностранной литературы, занимающиеся комплектованием книжного фонда на иностранных языках и обработкой этих книг, были соответственно переведены, с сохранением функциональных обязанностей, в отделы комплектования и научной обработки. Когда-то функции комплектования и обработки периодической литературы выполнял отдел отечественной периодики. Выполняя задачу упорядочения процессов комплектования и обработки в библиотеке, объединения отдельных видов работ, функции, связанные с комплектованием периодики, были переданы в отдел комплектования. Вместе с тем были четко разграничены функции с учетом оптимального использования возможностей отделов, например, передана техническая обработка литературы в отдел комплектования. Отделы обслуживания не только сами комплектовали фонд, но и списывали литературу. Если раньше каждый отдел обслуживания составлял описи книг к актам, что было не совсем удобно, так как, работая с ними, сектор учета много времени тратил на уточнения, исправления и т. д., то, начиная с 1973 года, отделы обслуживания стали передавать в отдел комплектования только книжные формуляры, по которым уже в секторе учета составляются списки документов, предназначенных для списания. Комплектование фонда всегда строилось на основе ТПК (тематического плана комплектования), который является структурной моделью, профилем фонда и составляется библиотекой совместно с кафедрами. Не менее важным являлось и является то, где комплектовать фонд. Раньше основными источниками комплектования были ЦКНБ (Центральный коллектор научных библиотек) и областной бибколлектор. На сегодняшний день оба эти источника таковыми не являются, так как ЦКНБ осенью прошлого года распался на частное и государственное предприятия, которые до настоящего времени оформились не до конца, что затрудняет нашу с ними работу; а областной бибколлектор к 2000 году прекратил свое существование. В настоящее время комплектование осуществляется через организации и частные лица. Если раньше сотрудникам библиотеки приходилось ездить в областной бибколлектор для просмотра и заказа новых книг, на что уходило время, то сейчас поставщики сами привозят нам образцы своей книжной продукции, что существенно упростило работу комплектаторов. В связи с конкуренцией между поставщиками и разнообразием источников комплектатор может выбирать наиболее выгодные для библиотеки условия поставки и наиболее низкие цены. Несмотря на большое количество поставщиков, многие издания в силу разных обстоятельств (например, малотиражность) проходят мимо библиотеки, чего не было, когда приходил обязательный платный экземпляр из ЦКНБ – это, конечно же, минус. И в подписке произошли свои изменения: раньше подписка осуществлялась через «Союзпечать», а после – через «Роспечать», сейчас появились альтернативные агентства: «АиФ – эскорт», «Агентство подписки и розницы», «Светс». Отдельные периодические издания выписываются непосредственно через издательства. Такие источники комплектования, как дар и книгообмен, остались в общем и целом неизменными, хотя в дар поступает литературы больше по сравнению с предыдущими годами. Объясняется это появлением благотворительных организаций, крупнейшие из которых Фонд Сороса и Фонд Карнеги. Зарубежный книгообмен продолжает успешно функционировать, а количество организаций, участвующих в отечественном книгообмене, в силу финансовых затруднений библиотек, уменьшился на порядок (со 120 организаций до 11). Изменения претерпевал и справочный аппарат комплектования. До 70-х годов в отделе комплектования был традиционный справочный аппарат, состоящий из картотек предварительных заказов, текущего комплектования, выполненных заказов. Основной рабочей картотекой была картотека предварительных заказов, карточки в ней располагались по годам, а внутри – по алфавиту. В связи с довольно частым невыполнением издательствами своих планов скапливался большой массив карточек с невыполненными заказами. Это затрудняло и удлиняло работу по нахождению нужной карточки, что в свою очередь удлиняло путь книги в целом по библиотеке. В конце 60-х – начале 70-х годов была создана СКК (сводная картотека комплектования), которая привела к большой экономии во времени, так как искать нужную карточку приходилось в одной картотеке. С 1978 года СКК была переведена на рейтер–карты, что требовало от работников отдела комплектования максимальной ответственности за правильное ведение работы с картотекой. Цветовая гамма рейтеров отражала год заказа, заказчика, источник поступления. В это время усилился контакт и содружество с отделом научной обработки: проводились совместные методические совещания, обсуждались и решались все вопросы, связанные с картотекой комплектования, с прохождением книги в отделах, с распределением книг по фондам. Рейтерная организация картотеки упростила ее переход от карточного варианта к электронному, что и произошло в 1998 году. Изменения в работе отдела комплектования отражаются и на работе других отделов библиотеки. В 1965 году впервые был введен документ (путевка) на партию книг, поступающих в библиотеку, в котором фиксировались все операции по работе с книгой в отделах комплектования и научной обработки, сроки выполнения каждой операции и фамилии сотрудников, выполняющих ту или иную операцию. Сейчас этот документ изменился, усовершенствовался и помогает нам постоянно контролировать сроки прохождения книги в библиотеке. С января 1971 года в отдел научной обработки вместе с книгой стали поступать дополнительные сведения – порядковый номер печатной карточки ВКП и отметка на дублетность. Эти отметки проставлялись в отделе комплектования карандашом на форзаце книги, что позволило каталогизаторам обрабатывать дублетную литературу в более короткие сроки. В настоящее время функции по обработке дублетной литературы перешли из отдела каталогизации в отдел комплектования. В 1973 году отдел внедрил в свою работу сопроводительный лист к партии учебников не менее 10 экземпляров, который отражал такие данные, как дата поступления, источник комплектования, предварительный заказ и фактическое выполнение его, чей заказ, по какой дисциплине будет использован учебник, факультет, отделение, курс. Раньше сопроводительные листы заполнялись вручную, данные переносились из СКК. Сейчас к партии учебников прикладывается бланк заявки, который заполняется кафедрами. Это нововведение упростило работу отделов обслуживания: данные с бланка заявки переносятся в картотеку книгообеспеченности. Необходимость обращаться к кафедрам по поводу использования учебника отпала, так как все данные содержатся в заявке. Многие решения, принятые по работе отдела комплектования, упростили работу отделов обслуживания. Так было принято решение об изменении технической обработки книг и методической литературы. Если раньше отметки на книге ставились на титульном листе, на 17 и 51 страницах, то сейчас – только на форзаце; методическая литература раньше обрабатывалась как книга, сейчас ей присваивается №, по которому она и выдается. Эти изменения привели к ускорению, как процесса технической обработки, так и процесса книговыдачи. Введение упрощенного навесного кармана для периодики, переход на безынвентарный учет многоэкземплярной литературы (а в последствии всех документов) – все это упростило работу сотрудникам выдачных точек. Изменения произошли и в процессе учета документов. И раньше, и сейчас существует два вида учета – суммарный и индивидуальный. Индивидуальный учет с 1968 года разделился, в свою очередь, на инвентарный и безынвентарный. Надо заметить, что наша библиотека, первая среди других библиотек, перешла на безынвентарную форму учета. С 1998 года «Учет» в библиотеке существует в электронном виде, что позволило отказаться от инвентарного учета и заменить его электронным. Зарубежные источники по библиотековедению говорят: «Если вы работаете сегодня так же, как пять лет назад, то значит, вы работаете неправильно». И действительно, спустя ровно пять лет с тех пор, как библиотека перешла на электронный вариант учета, мы столкнулись с необходимостью перемен. Говоря о перспективах развития нашей библиотеки в ряду отечественных библиотек, невозможно не принять во внимание опыт зарубежных коллег, так как практика показывает, что мы идем тем же путем. Из сравнительного анализа проблем, связанных с комплектованием отечественных и зарубежных библиотек, ясно, что сложившееся представление об особых проблемах комплектования наших библиотек не вполне верно. Действительно, при переходе от плановой экономики к рыночной у отечественных библиотек появились новые проблемы переходного периода: отсутствие централизованных сведений о планируемых и выходящих изданиях, необходимость поиска новых источников комплектования. Однако, перечень основных проблем, определяющих необходимость актуализации политики комплектования, для отечественных и зарубежных библиотек практически одинаков: снижение или ограничение средств на комплектование, влияние инфляционных процессов; рост стоимости и числа новых периодических изданий; переход от комплектования изданиями на традиционных носителях к смешанному комплектованию изданиями на традиционных и нетрадиционных носителях; развитие конкуренции с не библиотечными службами информации. В результате, наблюдается смещение акцента с выдачи литературы на предоставление доступа к информации, что ставит библиотеку перед дилеммой: расходовать скудные выделенные средства на закупку новых изданий или на приобретение новых технических и программных средств для улучшения информационного обслуживания. При этом необходимо помнить: чем менее библиотека насыщена современными методами автоматизации, мультимедиа и телекоммуникаций, тем более она замкнута на свой фонд и справочный аппарат, что сегодня явно недостаточно для полноценного обслуживания. Принято считать, что основным камнем преткновения в освоении новых информационных технологий является недостаток финансирования на приобретение новых программ и вычислительной техники. Отнюдь не игнорируя этот факт, необходимо отметить, что большие проблемы лежат в области нашей инертности: даже в тех библиотеках, где накоплен достаточный парк машин, внедрение новых средств и методов работы происходит медленно и далеко не всегда эффективно. Сказанное относится, в первую очередь, к автоматизации процессов комплектования, к созданию полноценных электронных каталогов и их включению в систему обслуживания читателей. Без решения этих задач переход на качественно новый уровень работы невозможен. Характеризуя автоматизацию системы формирования фондов ЗНБ ВГУ на сегодняшний день, можно говорить о том, что в подсистеме «Комплектование» автоматизированы все функции комплектования: заказ, проверка на дублетность, регистрация поступлений, индивидуальный и суммарный учет. Этого удалось достичь, внеся много необходимых дополнительных изменений в программу «Библиотека 4»: поля для регистрации заказа, получения, списания; поля для отражения книгообеспеченности (образовательная программа и дисциплина); поля, необходимые для суммарного учета; выходные документы (акт, сопроводительный лист, путевка). Создалась и крепкая связка «комплектование-каталогизация», в которой на одно название заводится только одна запись, позволяющая прослеживать все этапы работы с книгой: заказ - регистрация поступления - учет - каталогизация. Но «Библиотека 4» работает в DOS, и центральный электронный каталог ЗНБ ВГУ в этой программе не доступен для пользователей Интернет, что является существенным недостатком. Мы приобрели «Библиотеку 5» под Windows, конвертировали свой электронный каталог и выставили его в Интернет. Но отдел комплектования не может перейти на работу в этой версии, так как в ней, как и в предыдущей, не автоматизированы процессы комплектования и отсутствует возможность их доработки. Таким образом, связь двух подсистем «комплектование - каталогизация» перестала быть достаточно тесной. Но наиболее важно то, что с этой программой мы не видим возможности перехода к автоматизированному обслуживанию читателей. Мы оказались перед проблемой необходимости поиска нового программного обеспечения, удовлетворяющего нашим возросшим требованиям. Сегодня рынок автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) на постсоветском пространстве достаточно обширен. При этом системы отечественного производства не только не уступают по своим параметрам зарубежным аналогам, но даже обходят их по некоторым показателям: существенно более низкая стоимость; они куда более правильно «говорят по-русски» (это означает не только правильное использование библиотечной терминологии в интерфейсах, рабочих листах ввода и выходных форматах, но и правильную трактовку всех ГОСТов); услуги, предлагаемые производителями отечественных систем, более доступны. Были определены функции, которые АБИС, на наш взгляд, должна была выполнять обязательно: администрирование, включающее в себя функции настройки системы и ее модификации; комплектование фонда, включая заказ, регистрацию, учет; ввод данных и создание библиографического описания; информационный поиск и заказ изданий; обслуживание читателя; создание ИнтернетИнтранет серверов и обеспечение удаленных функций поиска, заказа и каталогизации; обеспечение корпоративных технологий. В результате длительных поисков библиотека остановила свой выбор на АБИС «RUSLANet», разработанный Центром «Открытые библиотечные системы» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным условиям. Выиграв грант Института «Открытое общество» на участие в корпоративной системе, объединяющей библиотеки Северо-западного региона, мы уже присоединили электронный каталог ЗНБ ВГУ к системе «RUSLANet», конвертировав его в формат RUSMARC. Приобретено три подключения к модулю АРМ «Комплектованиекаталогизация», в ближайшее время произойдет их установка и подключение специалистами из СПбГПУ. Для обеспечения автоматизации полного библиотечного цикла от заказа издания до его выдачи читателю необходимо приобрести также АРМ «Администратор», АРМ «Читатель» и АРМ «Книговыдача». В связи с переходом на АБИС «RUSLANet» перед нами стоят задачи: приобретения необходимого оборудования (компьютеры нового поколения, сканеры, штрихкоды); освоения компонентов системы; адаптации программы к существующим технологическим процессам в нашей библиотеке; подготовки необходимых сведений для формирования списков, справочников и авторитетных файлов в АБИС «RUSLANet» (структура вуза, источники комплектования, учебные планы и т. д.); настройки шаблонов записей; настройки выходных документов; разработки и проведения цикла учебных занятий для сотрудников ЗНБ. Обеспечение слаженного функционирования всех подсистем библиотеки от комплектования до книговыдачи с использованием современных технологий - задача трудоемкая, приводящая к огромным финансовым затратам и необходимости психологической адаптации сотрудников. Но мы живем в эпоху перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Создание и предоставление уже накопленных информационных ресурсов на основе новейших технологий является категорическим императивом для каждой библиотеки, не желающей оказаться на задворках прогресса и стать ненужной для своих пользователей. Светлана Владимировна Янц, Заслуженный работник культуры РФ, директор библиотеки БИБЛИОТЕКА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Гуманитарные усилия смягчают обстановку в обществе. И здесь весомое слово принадлежит библиотекам как носителям и хранителям высоких ценностей, завещанных нам всеми предшествующими поколениями, как центр духовно-нравственного совершенствования людей. Библиотека активно содействует гуманитарной подготовке специалистов, овладению ими системы научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, основам анализа социально-культурных процессов. В 1918 году молодому университету были переданы книжные фонды национализированных учебных заведений Воронежа: кадетского корпуса, губернской гимназии, духовной семинарии, духовного училища и др. Часть книг поступила из фондов Общественного собрания, Публичной библиотеки, просветительская деятельность которых была известна далеко за пределами Воронежского края. В Воронеже в разное время работали выдающиеся деятели культуры, высоко ценившие книгу, оказавшие большое влияние на формирование фондов библиотек. Среди них Н.Ф. Бунаков, М.Ф. Де-Пуле, А.А. Хованский. С историей семинарской библиотеки связано имя историка и просветителя, автора первого воронежского краеведческого труда Е.А. Болховитинова. Такие явления культурной жизни Воронежа XIX века, как деятельность «болховитинского», затем «второвского» кружков, книжных лавок Д.А. Кашкина, И.С. Никитина тоже оказывали воздействие на книжный репертуар библиотек. На судьбу библиотеки значительное влияние оказал Юрьевский университет. Были переданы книги факультетских библиотек, из личных библиотек ученых, были закуплены ценные издания, автографы знаменитых русских людей, рукописи, посмертная маска А.С. Пушкина. Университетское книжное собрание приобретало все большее значение в культурной жизни города, фонд вырос до 700 тысяч экземпляров. Оно обслуживало научных сотрудников, учителей, работников сферы культуры, студентов. В 1941 году обстоятельства сложились так, что вывести подготовленные к эвакуации книги не представлялось возможным. Осенью 1942 года фашисты вывезли книги из Воронежа в Курск, были обработаны ценные издания и отправлены в Тарту, Киев, Германию. К сожалению, до сих пор книги не вернулись в Воронеж из Тарту, а из Курска оставшиеся книги были возвращены. Все последующие годы университет восстанавливал свою библиотеку. Отдел редких книг – культурно-историческая зона библиотеки, университета, региона. Здесь как бы оживает век за веком история: книги, напечатанные кирилловским шрифтом, новым гражданским шрифтом – книги светского содержания, издания русских просветителей. Совершенно уникален для нашего края подбор альманахов, сборников, журналов. В их числе один из первых научно-литературных журналов «Ежемесячное сочинение к пользе и увеселению служащих», основанный по инициативе М.В. Ломоносова, журнал «Детское чтение» Н.И. Новикова. Из палеотипов наиболее интересна «Библия» (1548 г.), из старопечатных – «Апостол» (1648 г.). Одна из самых уникальных книг - первое печатное издание «Слово о полку Игореве», 1800 г. в 2-х экземплярах. К 200-летию «Слова» было издано научной библиотекой исследование по нашему экземпляру, книга была награждена дипломом «Лучшая книга года». Древнейшая рукопись – «Описание о рождении его императорского величества Петра Алексеевича, самодержавца Всероссийского», начало XVIII века. Среди художественной литературы – прижизненные издания А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и др. Среди периодических изданий – «Воронежская старина», «Памятные книжки Воронежской губернии», «Филологические записки», журнал «Сирена». Очень интересную часть фонда составляют издания с автографами. В их числе – Е. Болховитинов, Е.В. Барсов, Г.Р. Державин, Н.Н. Миклухо-Маклай. В 2002 г. П.А. Бороздина передала библиотеку профессора И.Н. Бороздина, в которой более чем 1000 автографов ученых, писателей, поэтов, деятелей культуры и искусства. Одной из важнейших частей фонда продолжают оставаться личные библиотеки. В музее книги оформлена постоянная экспозиция редких изданий, в том числе по истории университета и его ученых, истории края. Одной из форм учебной деятельности являются семинары в музее книги с привлечением первоисточников. Сегодня библиотека, располагая богатейшим в регионе фондом (около 3 млн.), стремится стать центром информационного обеспечения образования, науки, культуры. 88 тысячам читателей на 19 абонементах и 17 читальных залах выдается в год около 2,5 млн. изданий. Новым в работе является обеспечение доступа читателей ко всему фонду, литература ранее ограниченного доступа полностью возвращена в действующий фонд. Нашими партнерами по международному книгообмену являются 75 организаций из 27 стран. Информационное и справочно-библиографическое обслуживание читателей осуществляется электронными базами данных, выставками новых поступлений литературы. Научная деятельность направлена на изучение и раскрытие фонда библиотеки, подготовку и публикацию библиографических пособий, разработку новых технологий практической деятельности. Издания библиотеки посвящаются истории университета, факультетов, научной и общественной деятельности крупнейших ученых в серии «Ученые Воронежского государственного университета». Деятельность библиотеки по сбору материалов об истории университета привела к созданию Музея истории университета в структуре библиотеки. При участии библиотеки на местном телевидении успешно идут такие передачи, как «Книжное подворье», «У городской черты». Будучи убежденными, что книга и в обозримом будущем останется универсальным средством закрепления информации и обмена его в пространстве и времени, библиотекари считают, что именно библиотека, ее фонды делают возможным не только сегодняшний культурный прогресс, она гарантирует связь поколений, преемственность в развитии традиций. Ирина Владимировна Подкопаева, гл. библиограф отдела редких книг КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВОРОНЕЖА В ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА (1918 - 1925) Еще в 1915 году, обосновывая целесообразность перевода Юрьевского университета в Воронеж, общественная комиссия города во главе с Н.А. Александровым, председателем училищной комиссии городской Думы и Воронежской уездной управы, в качестве аргументов приводила не только географическую особенность, потребность большого региона в университете, наличие контингента учащихся, подготовленных для дальнейшего обучения, но и имеющуюся базу культурных и просветительных учреждений, издающихся газет и журналов, типографий, и.т. п. Таким образом, можно утверждать, что культурная атмосфера Воронежа явилась одной из составляющих при решении вопроса о превращении Воронежа в университетский город, что и произошло в 1918 году. Несмотря на сложность политической и социально-экономической обстановки в стране, духовная жизнь Воронежа, несомненно, играла большую роль в период становления университета 1918 – 1925 гг. Представляется полезным рассмотреть аспекты культурной жизни Воронежа того времени, когда в нем начал свою работу университет. В тяжелых условиях гражданской войны и послевоенной разрухи в Воронеже издавались десятки журналов и альманахов. «Известия Воронежского губисполкома» 18 декабря 1918 года писала: «Воронеж по обилию литературных и журнальных изданий становится второй ... Меккой. Журнальные и газетные издания покатились на наш город, словно бусы редкого ожерелья...». В эти годы, помимо ежедневных органов печати, издавались журналы «Сирена», «Железный путь», «Обозрение театров» и альманахи «Истоки», « Зори». Из воронежской журналистики на рубеже 1918-1919 годов самый заметный след оставила «Сирена». На страницах этого «иллюстрированного литературно-художественного пролетарского двухнедельника» публиковалось созвездие писательских имен: А. Ахматова, А. Белый, А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др. Инициатором и редактором этого издания был поэт Владимир Иванович Нарбут. «Сирена» была задумана как общероссийское издание. Благодаря незаурядным способностям В.И. Нарбута, был создан отлично оформленный журнал с широкой и разнообразной программой. На его страницах отражались разные идейные позиции авторов. Это объяснялось стремлением сохранить и культурное наследие прошлого, и возможность дать слово представителям новых литературных направлений. Определенный вклад в развитие литературной жизни Воронежа внес альманах «Зори», выходивший с подзаголовком «Литература, искусство, наука, политика, жизнь и спорт». Первая книга альманаха была выпущена в июле 1922 года. В состав его редакции входили известные воронежские журналисты М. Бахметьев и Г. Плетнев. Издание адресовалось, в первую очередь, молодому поколению. В редакционной статье первого номера альманаха говорилось: «Молодежь, в особенности рабоче-крестьянская, живет и работает в страшно тяжелых жизненных условиях. Последствия гражданской войны: голод, разруха резко ухудшили положение молодежи. Ученье стало роскошью. Лишь немногие в состоянии одновременно с добыванием насущного куска хлеба пополнять свои знания. И все-таки тяга к знанию гигантская. Никогда еще не было столько желающих учиться, никогда еще не был так силен, может быть, бессознательный, интерес к книге, ко всякому свежему, живому слову. Мы хотим, чтобы «Зори» помогли молодежи выйти на правильную дорогу пополнения своих знаний. Мы хотим, чтобы наш журнал помогал бы разбираться в окружающей нас жизни, правильно оценивать ее, правильно подойти к ней». Авторами издания были писатели А. Платонов, Н. Задонский, В. Кораблинов. Темы всех отделов альманаха были посвящены проблемам современности. В разделе «Куда пойти учиться» давалась информация об учебных заведениях города. Так, в первом номере - материал о Воронежском университете, в том числе, правила приема на 1922 учебный год. В декабре 1924 года «Воронежская коммуна» в заметке о литературной жизни Воронежа писала, что журналы «Сирена» и «Зори» стояли в ряду лучших изданий в Республике. С развитием периодической печати было тесно связано развитие литературы. В августе 1919 года состоялось первое организационное собрание Союза пролетарских писателей Воронежа. Одним из руководителей писательской организации был выбран А.П. Платонов. «Творчество писателей - в массу» - под таким девизом начала свою работу молодая писательская организация Воронежа. Проводились литературные вечера на предприятиях, в университете, в клубе работников просвещения и т.д. На литературных вечерах наряду с воронежскими писателями выступали В. Маяковский, А. Жаров. Особо хотелось бы сказать о деятельности городского литературного кружка в Воронеже. В 20-е годы им руководил Павел Леонидович Загоровский (1892-1952), профессор Воронежского университета, затем Воронежского педагогического института. По четвергам, в маленьком кабинете профессора по адресу «Поднабережная, 7» собирались молодые литераторы. Среди них были В. Кораблинов, А. Платонов, А. Шубин. О деятельности этого кружка, о Павле Леонидовиче Загоровском, о том влиянии, которое он оказывал на молодые умы, подробно описано в автобиографической повести Владимира Александровича Кораблинова «Азорские острова»: «То, что Загоровский делал для нас, еще очень молодых, не умещалось в понятие учения: он воспитывал нас, прививал любовь к литературному труду...» Атмосферой творчества, верой в счастливое будущее были наполнены страницы литературной истории Воронежа 20-х годов. Воронеж издавна имел театральные традиции. Но после Октября 1917 года интерес к театру получил новый импульс. Стремление к ломке устоев и догм, к поискам невиданной прежде сценической выразительности объединяло энтузиастов. Искусству становилось тесно в театральных залах, и оно выходило на площадь. Возникали совершенно новые формы площадного, уличного театра. Увлеченность театральным искусством была в ту пору повсеместна. Новая власть стремилась покончить с темнотой народа, и театр занимал значительное место в планах его просвещения. В 1918 году в помещении 2-й Воронежской гимназии открылась народно-драматическая студия. Получив самые первые актерские навыки, студийцы начали выступать. Традиционными стали воскресные концерты и тематические вечера в рабочих клубах. Чаще всего они посвящались творчеству русских писателей. Примерно в то же время были созданы Воронежские художественные мастерские. Среди учеников были Вадим Рындин и Юрий Щукин, ставшие впоследствии известными театральными художниками. Ученики музыкального училища стали именоваться студентами консерватории (открылась в 1918 году). Впервые в Воронеже под управлением дирижера В. Терентьева был создан постоянный симфонический оркестр из 80 человек. В зале бывшего Дворянского собрания устраивались концерты. Позже, в этом здании разместилась организованная в 1927 году воронежская филармония (в годы Великой Отечественной войны здание было полностью разрушено). В Воронеже, по примеру Москвы, решили создать театральный музей. Заведующий музейной секцией Губоно И. Иванов, краевед В. Литвинов и профессор воронежского университета А. Путинцев собирали материалы, имеющие историко-театральное значение. Экспозиция разместилась в двух комнатах Общественного собрания (позже - клуб им. К. Маркса), туда же в 1920 году переехала драматическая студия. Городской зимний театр, названный теперь Большим советским, как и все старые театры молодой республики, показывал классику: «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, «Ревизор» Н.В. Гоголя и др. В этот период появился новый театр - Малый советский. Он расположился в Народном доме. Репертуар был серьезным. Это драматургия Л.Н. Андреева, А.Н. Островского, А.К. Толстого. Самым интересным был Свободный театр. Ему было передано здание кинематографа «Палас» (здание разрушено в годы Великой Отечественной войны, сейчас на его месте кинотеатр «Юность»). Постановки спектаклей были событием. В ряде спектаклей сосуществовали драма, опера, балет. Многим планам не суждено было сбыться - помешала гражданская война. Ряд театров был закрыт. Но после изгнания шкуровцев Большой советский театр открылся быстро. В нем устраивали так называемые «спектакли-лекции». «Не все коту масленица» А.Н. Островского, например, предварялось двумя выступлениями: о географическом положении Советской России и ее ресурсах и о политической обстановке. Таким образом, в театральном искусстве 20-х годов новое и старое находилось в причудливом переплетении, которое представало перед зрителем то в образах, рожденных прежде, но и сейчас не утративших своей значимости, то унылым провинциализмом коммерческой сцены, то вдохновенными поисками новых путей в искусстве. В сентябре 1918 года сотрудник Румянцевского музея Н. Романов написал программную работу «Местные музеи и как их устраивать» (М.,1919), в которой говорилось о роли музеев. Н. Романов смотрел на музеи как на место нравственного возвышения человека под влиянием созерцания истории и быта прошлого. Н. Романов считал себя музейным сотрудником, в задачи которого входит просвещение народа: «Стремясь создать новую Россию, восстановить ее богатство и силу, мы должны в особенности позаботиться о том, чтобы спасти, собрать и сохранить эти высшие ценности духа, сокровища ума и знания, произведения искусства и ремесла... Необходимо помнить, что все эти духовные сокровища станут достоянием детей наших, которые должны быть образованнее, лучше и счастливее нас». Такая «просветительская» концепция музеев стала основополагающей в их работе в период с 1918 по начало 20-х годов. В городе Воронеже по данным на 1925 год имелось 4 музея: Воронежский государственный историко-культурный музей (основан в 1874 году). Музей имел четыре отдела: а) первобытных древностей; б) художественный; в) быта и этнографии; г) книжных древностей и литературы. При музее работали два научных общества: Воронежское общество изучения местного края с двумя секциями (культурно-исторической и естественноисторической) и Научно-художественное фотографическое общество. Силами этих организаций была налажена большая краеведческая работа. Воронежский музей был признан центральной властью музеем государственного значения. Жизнь втягивала музей в широкую научную и общественную работу, избирая его центром культурного воздействия на массы. Филиалом историко-культурного музея являлся Никитинский музей. Он был открыт 4 октября 1924 года в день столетнего юбилея со дня рождения И.С. Никитина в том доме, где жил поэт последние годы. Назначение музея включало в себя не только хранение никитинских реликвий, но сбор, хранение и пропаганду материалов, касающихся литературной деятельности воронежского края. Музеем заведовал профессор воронежского университета А. Путинцев. В 1925 году было открыто второе отделение музея - Кольцовское. Педагогический музей наглядных пособий. Основан в 1919 году. Впоследствии к нему были присоединены остатки разрозненных физических кабинетов, химических лабораторий и естественных кабинетов воронежских учебных заведений. Кроме того, музей устраивал экскурсии краеведческого характера. Музей находился в ведении педагогического техникума. Музей древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета. Основанный в 1920 году, он вырос в весьма ценный во многих отношениях музей. Он был расположен в трех больших залах, в двух галереях и двух маленьких кабинетах главного здания университета. Университетский музей, прежде всего, имел в виду обслуживание студентов. Основной его задачей было предоставить провинциальному студенту возможность здесь же, в университете, ознакомиться на подлинных экспонатах с характерными чертами культуры различных народов в различные эпохи. Музей подкреплял знания, даваемые книгами и лекциями. Трудами ректора университета В.Э. Регеля, который лично руководил деятельностью музея, заботами последовательно сменявших друг друга директоров музея Э. Фельсберга, М. Крашенинникова, В. Курдиновского, Ю. Успенского и А. Богоявленского, при сочувственном отношении всей Ученой коллегии университета, музей занял достойное место в ряду городских музеев. Он имел шесть отделов: а) египетских древностей; б) классического искусства; в) европейской живописи; г) русского искусства; д) фарфора, фаянса, хрусталя; е) нумизматики. Пополнялся музей предметами из государственного фонда Москвы и Ленинграда. При музее была небольшая справочная библиотека. Коллекция диапозитивов и фонарь позволяли иллюстрировать лекции по вопросам искусства и истории культуры. Помимо основных педагогических задач, музей удовлетворял интересы более широких кругов населения: проводились экскурсии красноармейцам, рабочим, учащимся. С самого начала своего воронежского периода университет стал вносить весомый вклад в культурную атмосферу города. Достаточно назвать, не касаясь других сторон, Музей древностей и изящных искусств, о котором уже говорилось выше, университетскую библиотеку. Еще в сентябре 1918 года, в Записке Губернскому Комитету партии большевиков за подписью профессора А. Богоявленского, отмечалось, что библиотеку Воронежского университета нужно делать общедоступной для более широких слоев населения подобно Румянцевскому музею в Москве. Дальнейшая история библиотеки доказала правильность первых шагов. Уже в начале 20-х годов она обслуживала не только университет, но и другие учебные и научные учреждения Воронежа. С 1923 года была установлена связь с русскими и зарубежными обществами и организациями. От них в порядке обмена библиотека получала ряд интересных изданий. Соединение традиций и сложившихся реалий с включением новых сил, которые привнес университет, составили новый важный этап в культурной жизни Воронежа и региона.
  1   2

  • СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
  • Любовь Леонидовна Мешкова
  • ПОДСИСТЕМА «КОМПЛЕКТОВАНИЕ»