Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Стратегического развития города пенза




страница1/13
Дата21.06.2017
Размер1.24 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





КОНЦЕПЦИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПЕНЗА

Проект для обсуждения



2010г.

Оглавление


Оглавление 2

Методология и прочие условия разработки концепции 4

Методология проекта 4

Общие принципы и «контекст» разработки документа 4

Диагностика измерений городского развития 6

Цели / измерения городского развития: общие положения 6

Измерение «Качество жизни в городе» 8

Измерение «Конкурентоспособность городской экономики» 12

Составляющая «Конкурентоспособность бизнес-портфеля» 12

Составляющая «Качество бизнес-климата и базовые факторы конкурентоспособности» 18

Составляющая «Эффективность и стратегическая ориентированность городской администрации» 25

Измерение «Экология, энергетика и пространственное развитие» 28

Экология и энергетика 28

Тип города и пространственное развитие 32

Концепция стратегического развития города Пенза 38

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей для развития и угроз для города Пенза 38

Структура стратегической концепции 39

Стратегическое видение для города Пензы 40

Основная часть видения 42

Ключевые характеристики для будущего города 42

Основные принципы при реализации стратегии 46

Позиционирование для города Пенза 46

Направления и цели стратегического развития Пензы 52

Ключевые стратегические проекты 54

Механизмы реализации стратегии 55

«Три горизонта возможностей» для стратегии развития Пензы 57

Сценарии развития ситуации для стратегии развития Пензы 61

Расширенный портфель стратегических проектов и примерная система показателей для мониторинга реализации стратегии 73

Ключевые стратегические проекты (полный перечень) 73

Примерная система показателей для мониторинга реализации стратегии и организация работ по мониторингу реализации стратегии 89

Приложение. Основные методологические инструменты. Терминология и пояснения. 99

Региональный отраслевой кластер 99

Признаки региональных отраслевых кластеров 100

Типы региональных отраслевых кластеров 102

Выявление и анализ региональных отраслевых кластеров 103

Промышленный парк 107

Региональный бизнес-климат 108

«Города сравнения» 109




Методология и прочие условия разработки концепции



Методология проекта


Общая методология проекта включала три основных блока:

  1. Методология диагностики измерений городского развития;

  2. Методология формирования стратегической концепция;

  3. Методология формирования пакета стратегических проектов и сбалансированной системы показателей реализации стратегии.

В соответствии с этой методологией концепция стратегического развития разделена на 3 основных раздела.

Более подробное описание методологических инструментов, использованных для разработки концепции стратегического развития города Пенза, приведено в соответствующем приложении.



Замечание: В рамках проводимого анализа ситуация в городе Пенза сопоставлялась с другими городами и регионами как в России, так и за рубежом. В случае, если располагаемые данные позволяли сопоставить ситуацию в городе с другими городами, то проводились именно такие сопоставления (в первую очередь Пенза сопоставлялась со специальной панелью из 17 «городов сравнения» - см.пояснения в конце текста концепции). Если данные для сопоставления имелись только на региональном уровне, и методология допускала сравнение ситуации в городе Пенза с ситуацией в другом регионе, или сравнение ситуации в Пензенской области с ситуацией в другом регионе, то проводилось сопоставление с другим регионом. Это делалось с той целью, чтобы обеспечить наиболее многосторонний и тщательный анализ ситуации в городе Пенза и не ограничиваться располагаемыми данными только в городском разрезе. Такого рода допущения не искажают итоговый результат и применяются при разработке стратегических документов в других регионах / странах.

Общие принципы и «контекст» разработки документа


Программы и стратегии, принятые в последние годы на федеральном уровне, ориентируются на инициативу со стороны городов и регионов как на важный ресурс для развития страны. Логика, заложенная в концепцию долгосрочного развития России (КДР) до 2020 года, предусматривает отсутствие каких-либо жестких ограничений или рамок для регионов и городов, скорее наоборот, федеральное правительство планирует опираться на инициативы с мест как на ключевой ресурс для экономического развития; при этом ответственность за экономическое развитие также возлагается на руководство регионов и городов.

Такая же логика заложена и в разрабатываемую в настоящее время Стратегию развития Приволжского федерального округа.

При этом федеральная власть концентрируется на реализации ключевых стратегических проектов развития (транспортная инфраструктура, включая трубопроводный транспорт, особые экономические зоны и технопарки, программы технологического обновления и т.п.), задает общие рамочные условия для развития территорий и уделяет особое внимание развитию приоритетных регионов / округов (например, Дальний Восток, Северный Кавказ). Прочие же регионы и города должны сами проявлять инициативу, привлекать инвесторов, реализовывать инновационные проекты, и в случае достижения «первых побед» в этих начинаниях федеральный центр может поддержать инициативы городов и регионов для развития успеха и получения устойчивых долгосрочных результатов.

Таким образом, федеральная политика не только оставляет для регионов и городов «свободу маневра» при выборе и реализации стратегии и тактики социально-экономического развития, но и поощряет инициативу на региональном и городском уровне.

В этой логике и разрабатывалась концепция стратегического развития города Пенза. Именно с учетом этой логики в концепцию включен раздел «Позиционирование города для России».

Разработанная концепция анализировалась на наличие возможных противоречий с ключевыми стратегическими документами федерального и регионального уровней и этот анализ показал отсутствие ярко выраженных противоречий. Более того, этапы реализации стратегической концепции для города в целом соответствуют этапам реализации Стратегии социально-экономического развития Пензенской области, действующей на момент разработки Концепции.

При разработке Концепции учитывались также общие положения Генерального плана города, действующего в настоящее время. Концепция в целом не противоречит Генеральному плану, но при этом решает совершенно иные задачи и является документом более высокого уровня, так как определяет развитие всех сфер жизни города на долгосрочную перспективу.

Вместе с тем, при разработке концепции не ставилась задача «взять все стратегические документы на городском, региональном и федеральном уровнях, а потом сформировать концепцию на основе суммы этих документов». Концепция разрабатывалась исходя из того, какова реальная ситуация в городе и его внешнем окружении, какое лучшее будущее возможно для города с учетом этой реальной ситуации, и какие шаги должны привести к достижению городом желаемого будущего. Затем разработанная концепция была протестирована на непротиворечивость по отношению к ключевым рамочным условиям, задаваемым федеральными и региональными программами развития и Генеральным планом города Пенза.

Отправной точкой для формирования Концепции стал фор – проект «Стратегия развития города Пенза в условиях реализации приоритетных национальных проектов», разработанный в 2007 году. Именно на его основе формировались начальные гипотезы и модели, которые в дальнейшем были уточнены на базе результатов опросов и статистического анализа и стали, в свою очередь, основой для формирования материалов стратегической диагностики и стратегической концепции.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Оглавление
  • Методология и прочие условия разработки концепции
  • Общие принципы и «контекст» разработки документа