Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Страницы русской истории на уроках математики




Скачать 159.47 Kb.
Дата25.06.2017
Размер159.47 Kb.

СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Машунина Галина Александровна

Средняя школа № 81 г. Новосибирска

E-mail: shevcova@sch81.edu.nsu.ru
Ничто с такой силой не побуждает высокие

умы к работе над обогащением знания, как

постановка трудной и в тоже время полезной задачи.

Иоганн I Бернулли.

Как в прошедшем грядущее зреет,

Так в грядущем прошлое тлеет.

А. Ахматова.

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходимо требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, - такая дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.

Лучшие педагоги прошлого постоянно подчеркивали недостаточность и педагогическую ошибочность чисто абстрактного изложения математики и настаивали на том, чтобы математика получала зримые черты метода познания окружающего нас мира. В этом отношении значительный интерес представляют в замечательной брошюре М. В. Остроградского и А. Блума «Размышления о преподавании» следующие слова: «Кто из нас не видел, что из пятидесяти соучеников по меньшей мере сорок испытывали отвращение и падали духом из – за абстрактности идей, преподносимых до того, как они становились понятными на примерах из житейской практики».

В «Обращении к читателям» «Истории математики в школе» известный педагог, математик Герш Исаакович Глейзер писал, что на основе своего личного тридцатилетнего опыта работы в средней и высшей школах он рекомендует на каждые шесть уроков по одной беседе. «Условный термин «беседа» следует понимать, как сообщение некоторого факта из истории математики, который может быть преподнесен ученикам в виде рассказа, рассмотрения и объяснения рисунка, краткого замечания, разбора задачи, сопровождаемого исторической справкой.

Обратиться к историческому материалу на уроках математики меня, безусловно, подвигло мое давнее увлечение историей в целом и историей математики в частности. Естественным в данной ситуации я считаю и огромный интерес детей к данной проблеме. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика – «наука первая… из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все.

Я считаю, что особое, ничем невосполнимое место в обучении занимают задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов. Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды ученых на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга. Поистине красивым я считаю сближение математики, «царицы всех наук» с науками гуманитарного цикла: литературой, историей, а связь – математики с живописью и архитектуройвообще неразделимой.

Готовя тематическое планирование факультативных занятий несколько лет назад я провела ряд дополнительных уроков по истории математики в древности, включая разделы современной математической науки, используя сведения о компьютере и других вычислительных средствах и их роли в жизни общества. Результаты анкетирования были неожиданны: меня просто поразило стопроцентное желание шестиклассников знать все о развитии математических знаний в древности, решать старинные задачи, изучать прошлое благодаря математике. Интерес ребят еще более укрепился после ряда уроков, посвященных текстовым задачам из старинных сборников.

Что касается конкретно проведения данной работы, то я провожу ее в двух взаимообусловленных направлениях:



  1. Исторические сведения на уроках математики.

  2. Интегрированный факультативный курс «МАТЕМАТИКА ИСТОРИЯ» под названием «Страницы русской истории на уроках математики».

Курс запланирован мной на основе нетрадиционного задачника «Страницы русской истории на уроках математики » замечательных людей С.С. Перли и Б.С. Перли.

Авторы адресовали материал учащимся 5 – 6 классов, но, поверьте, что все это интересно не только им, но и взрослым. Моя программа рассчитана на 3 года обучения.

Некоторые уроки, в частности, включающие объемный исторический материал, я проводила с учителем истории. У нас была небольшая проблема, связанная с тем, что не все дети имели книгу, поэтому при подготовке домашних заданий иногда пользовались дополнительной литературой, собирались вместе для чтения и обсуждения. Однако, все задачи, планируемые для решения за год, были распечатаны каждому и все имели возможность решать задачи дома вместе с родителями, младшими братьями и сестрами.

Нестандартные задачи выявили и нестандартные подходы к их решению. В большинстве случаев мы рассматривали разные методы решений, формы представления решенных задач тоже были разные: в стихотворной форме, в виде небольших исследований, на старинный манер (свиток, оформление).

Очень много работали с кодоскопом - паралельно ведя рассказ и просматривая заранее готовые решения задач, или не решенные до конца и требующие завершения и определенных выводов. Дети научились работать самостоятельно, творчески, они просто ощущают связь между разными предметами.

Я считаю, что сближение преподавания математики с нуждами других дисциплин, особенно гуманитарного цикла – дает широкие возможности для демонстрации места математики и ее понятий в познании человеком природы и общественных явлений. Но при этом важен не только показ роли математики в этих дисциплинах, но и демонстрация того, как математика сама развивается под воздействием других научных дисциплин и практики.

Использование исторических сведений в математическом исследовании или наоборот, не всегда происходит без затруднений. Но разве в какой другой области знания удается сразу найти истину в последней инстанции? Ведь каждое открытие представляет собой лишь промежуточный шаг в процессе познания природы и ее закономерностей или же познания явлений социального характера. И сами эти закономерности – лишь вехи на неограниченном пути познания

За последние триста лет человечество проделало огромный путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному, от качественного познания к количественным закономерностям. Чем дальше наука продвигается вперед, тем значительнее становится роль математики и ее методов, а математические методы проникают во все области знания, в том числе и в такие, которые на протяжении веков оставались на уровне качественного изучения.

Нынешняя действительность, обстоятельства нашей жизни подсказывают нам, что образовательное и воспитательное воздействие таких уроков должно быть возрастающим, прежде всего, они должны воспитывать, позволять формировать и развивать те навыки, знания и умения учащихся, которые во все века оставались непреложными для человечества.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


« СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »

5,6,7 классы

учитель математики Машунина

Галина Александровна

Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Это лишь отдельные страницы, фрагменты, эпизоды из отечественной истории. Но и они приоткроют бездонный колодец времени. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам:

Это летописи, сказания, жития святых и праведников;

Документы общественной жизни и становления российской государственности;

Это иконы и росписи храмов, хранящие Русь православную;

Творения художников, изделия искусных умельцев – мастеров;

Памятники архитектуры.

Все эти свидетельства былого помогают нам воссоздать народные нравы, обычаи, традиции, представления людей о добре и зле, правде и красоте. Все это – дошедшее до наших дней – наша материализованная история, память о пути, пройденном русским народом. Без этой памяти мы бы потерялись в просторах времени, утратили свои корни, позабыли родной язык.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут и задачи. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и древним мастерам, военначальникам и полководцам, зодчим и ремесленникам. Так же, как и им когда–то, нужно будет проявить смекалку и находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии. Чем больше вопросов будет возникать у детей в этом путешествии по страницам прошлого, чем целеустремленнее они будут искать ответы в книгах и исторических документах, тем ближе и понятнее станет для них даль былых времен.


Цели и задачи курса:

Совершенствование умений и навыков решения задач; Привитие интереса к отечественной истории; Развитие познавательной исследовательской деятельности учащихся; Формирование творчески активной личности.




«СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

5 КЛАСС


Учитель математики

Машунина Г.А.



История и математика. Нестареющие отечественные задачи. Первые сведения о развитии математики на Руси.

Действия с натуральными числами. Старинная народная задача. Задача Кирика Новгородца.

1 ч

Старинные русские меры.


Задачи из старинных русских сборников.

1 ч

Задачи из книг новгородских писцов.

Меры жидкостей.

1 ч

Задачи из «Счетной мудрости».

Старинные деньги.

1 ч

Задачи из старинных рукописей XVI и XVII веков.

Меры длины и веса.

1 ч

Задачи из «Арифметики» Магницкого Л.Ф.




2 ч

Толстой Л.Н. Старинные задачи. Задача, предложенная Ивану Петрову.




1 ч

Математика и искусство. Живопись.

Задача Рачинского С.А.

1 ч

С невелика начиналась матушка Москва. Московский Кремль. Стены Кремля.

Действия с натуральными числами. № 8, 9.

2 ч

Башни Кремля.

№ 10, 12, 24.

1 ч

Оборонный ров на Красной площади.

Объем прямоугольного параллелепипеда. № 15.

2 ч

Спасская башня.

Действия с десятичными дробями. Опережение обучения. № 16, 17. Площадь квадрата. № 18, 19, 20.

2 ч

Обобщение. Исторический путь науки. Биографии великих математиков. Реферативные работы.




1 ч

Площади вокруг Кремля.

Умножение десятичных дробей. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Округление. № 21, 22, 24, 25.

2 ч

Грановитая палата.

Вычисление площадей квадрата и прямоугольника. №26, 27.

2 ч

Столп Ивана Великого. Реферативные работы.

Нахождение части от числа. Деление десятичных дробей. № 28, 29, 31, 32.

2 ч

Успенская и Филаретова звонницы. Конспекты.

Деление десятичных дробей.

2 ч

Царь-колокол. Интеллектуальная организационно-обучающая игра.

Исторический материал.

3 ч

Колокольные звоны.

Действия с десятичными дробями. № 45.

2 ч

Кремлевские куранты.

Решение задач составлением уравнений. № 46, 48, 52.

2 ч

Обобщение. План-задание.




1 ч

6 класс. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В XIII- НАЧАЛЕ XVII ВЕКА.

ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ.



Победы Александра Невского.

Умножение разности на число. № 65.

1 ч

Первый московский князь Даниил (1261-1303).

Решение задач составлением уравнений. № 66, 67.

1 ч

«Заложи Москву камен». Памятники битвы на Дону. Разорение Москвы ханом Тохтамышем.

Исторический материал. Повторение. Вопросы.

2 ч

Эпоха Великого князя Ивана 3 (1462-1505). Свержение монголо-татарского ига.

Нахождение части от числа. № 70, 72, 73.

3 ч

Территория Московского государства.

Решение задач. № 74, 75.

1 ч

Царствующий град Москва.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. № 76, 77, 78.

2 ч

Освобождение Смоленска от власти Литвы.

Задачи. Уравнения. № 79, 80.

3 ч

Эпоха Ивана Грозного (1533-1584). Огнестрельное оружие.

Задачи. Умножение суммы и разности на число. № 81, 82, 83.

3 ч

Покорение Казани.

Исторический материал. Задачи. Уравнения. № 85, 86.

3 ч

Оборона Пскова.

Решение задач. № 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100.

5 ч.

Немые свидетели времен Ивана Грозного.

Исторический материал.

1 ч

Численность населения городов России.

Нахождение процента от числа и числа по величине его процента. Решение задач. № 101, 102, 103, 104.

1 ч

Эпоха царя Федора Иоанновича (1584-1598) и царя Бориса Годунова (1598-1605). Белый город.

Задача. Составление уравнений.

1 ч

Семиглавая башня Белого города и башни монастыря в Новом Симонове.

Полный и развернутый углы. Измерение углов транспортиром. №106, 107, 108, 109, 110, 111,112.

4 ч

Скородом.

Решение задач. №113,114, 115, 116, 117.

2 ч

Обобщение. Задания. Подведение итогов.




1 ч

7 класс


Хронология важнейших исторических событий XIII – XVI веков.

Реформы Петра Великого.

Десятичные дроби. Рациональные числа. Решение задач составлением уравнений.

Исторические события XIII – XVI веков

Запись многозначного числа выражением. № 138, № 140.

1ч.

Эпоха Петра

Исторический материал

1ч.

Первые школы России. Учебные заведения, готовившие инженеров, артиллеристов, геодезистов, офицеров.

Исторический материал. Решение задач №159, №160

2ч.

Математическая и навигацкая школы.

Решение задач. Перенесение членов уравнения из одной части в другую. № 161

1ч.

Начальные школы – цифирные, горные, плотницкие, гарнизонные.

№ 163

1ч.

Обучение врачей. Аптеки и госпитали.

Исторический материал. Уравнивание величин увеличением одной из них в несколько раз. № 164, № 165.

2ч.

Рождение Российского Флота. Азовский Флот.

Уравнивание величин. № 167, 168, 169, 171.

3ч.

Балтийский Флот.

Исторический материал. Уравнивание величин путем уменьшения одной из них на несколько единиц.

№ 174 – 182.



5ч.

Преобразования в армии. Знаменитые сражения.

Исторический материал. Составление уравнений уравниванием величин. № 183 – 190.



Строительство Санкт – Петербурга. Изменение ситуации на Балтике после победы под Полтавой.

Исторический материал. Решение задач составлением уравнений. № 193 –196, 200.

4ч.

Рождение Российской промышленности.

Решение задач составлением уравнений. № 201 –211.

5ч.

Издание газет в России.

Решение задач составлением уравнений. № 214 – 217.

2ч.

Итоги Петровских преобразований. Хронология некоторых событий Петровской эпохи.

Решение задач.

2ч.

Обобщение. Реферативные работы.




1ч.

Заключительное занятие. Подведение итогов.




1ч.

Литература:

Перли С.С., Перли Б.С. Страницы истории на уроках математики Москва «Педагогика-пресс» 1994

И.Я. Депман и др. За страницами учебника математики «Просвещение» 1989

Э.Т. Белл Творцы математики

История математики Монография



Е.И. Игнатьев Математическая смекалка М 1994

Л.М. Лоповок 1000 проблемных задач по математике

  • ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА