Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом в романе А. С. Пушкина Дубровский




Скачать 80.39 Kb.
Дата05.07.2017
Размер80.39 Kb.
ТипУрок


Открытый урок литературы в 6 классе на тему: «Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом в романе А. С. Пушкина «Дубровский»».

Сухова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Александровская СОШ»

Таловского района Воронежской области

Цели:

образовательная:

- рассмотреть нравственную основу романа А. С. Пушкина «Дубровский»;



развивающая:

- развивать речь учащихся, мышление, навык выразительного чтения;



воспитательная:

- воспитывать нравственные качества учащихся и интерес к русской классической литературе.



Задачи:

- познакомить учащихся с историей создания романа;

- выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство.

Оборудование:

- учебник-хрестоматия;

- компьютер, проектор;

- презентация;

- карточки;

- словари.



Ход урока:

I. Организация работы.

Слово учителя

Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо известно. Мы с детства привыкаем к его сказкам. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят самые лучшие чувства в душе человека.

Сегодня на уроке мы познакомимся с романом А. С. Пушкина «Дубровский», рассмотрим его нравственную основу и выясним, как герои Пушкина понимают слово «честь», как они отстаивают свое достоинство.

II. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать роман «Дубровский». И сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили его содержание. Я раздам вам карточки, на которых указаны события из данного произведения. Вам нужно будет расположить их в правильной последовательности. На эту работу вам отводится 5 минут.

- Работа с карточками.

III. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя

Прежде, чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте с вами вспомним некоторые факты из биографии А. С. Пушкина.

Фронтальный опрос:

1. Где и когда он родился? (Москва, 1799)

2. Кто занимался воспитанием будущего поэта? (няня Арина Родионовна)

3. Где учился Пушкин? (Царскосельский лицей)

4. Какие его произведения вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке»)



IV. Изучение нового материала.

Слово учителя

Ребята, открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока:

«Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом в романе А. С. Пушкина «Дубровский»».

И сейчас мы с вами послушаем сообщение Чибисовой Кристины об истории создания романа «Дубровский».

( В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.


      В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».)

- А теперь выясним значение слов «честь», «достоинство», «деспотизм», «произвол».

1.Ребята, как вы понимаете слово «честь», «достоинство», «деспотизм», «произвол»?

- Ответы учащихся.

2. А теперь давайте посмотрим, какие определения этим словам дает Сергей Иванович Ожегов в своем Толковом словаре.

«Честь»:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

(Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.)

3. Почет, уважение.

«Достоинство»:

1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.



«Произвол»:

1. Своеволие, самовластие.



«Деспотизм» 1. Самовластное правление.

- А теперь обратимся к героям романа «Дубровский» и посмотрим, что для них значит слово «честь».

- Работа с текстом романа.

1. С кем из героем мы знакомимся сначала? (Кирила Петрович Троекуров)

2. Кто это такой?

3.  Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

4. Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

5. Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

6.  Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

7. Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

8. И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа — Андрею Гавриловичу Дубровскому.

1. Что мы о нем знаем?

2.  Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

3. Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

4. Что же связывает Андрея Гавриловича и Кирила Петровича?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним)

5. Угождает ли прихотям Троекурова Дубровский?

6.  Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём — “беден и независим”.)

Слово учителя

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

7. Давайте прочитаем эпизод ссоры, произошедшей на псарне.

8. Подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

— Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

— псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

— Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся.)

9. Каковы же были последствия ссоры двух старых друзей?

( Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чув­ствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.)

10.  Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

11.  Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?

(Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но реальные законы жизни оказались сильнее).

- Физкультминутка



Буратино
Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать.

Обратимся еще к одному герою романа - Владимиру Дубровскому.

1. Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

2. Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

3.  Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

4.  Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

5.  Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

6. Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

7.  Все ли в обществе Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

8. Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой, т. е. человеческие качества в Дубровском победили ненависть к Троекурову).

Слово учителя

Подведём итоги нашей беседы.

- Как понимают герои Пушкина честь и достоинство?

Вывод: как мы видим, каждый герой романа остается верен своему понятию чести и достоинства.

V. Закрепление изученного.

Ответ на вопрос: «Как понимаются слова «честь» и «достоинство» сейчас, в наше время



VI. Подведение итогов.

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? С чем познакомились? Что нового узнали?



- Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: рассказ о Маше Троекуровой.


  • Оборудование
  • II . Проверка домашнего задания.
  • III . Актуализация прежних знаний.
  • IV . Изучение нового материала.
  • «Достоинство»
  • Андрею Гавриловичу Дубровскому
  • V. Закрепление изученного.
  • VII . Домашнее задание