Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сто великих скульпторов москва "вече" 2002




страница1/50
Дата27.06.2017
Размер7.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
СТО ВЕЛИКИХ скульпторов
МОСКВА "ВЕЧЕ" 2002
Составление, текст Мусскии С А.
ВВЕДЕНИЕ
"Скульптура - это искусство, которое удаляя излишек обрабатываемого материала,

приводит его к форме тела, предначертанной в идее художника" - писал один из

первых историков и теоретиков искусства художник Джордже Вазари

В свою очередь, отвечая на вопрос "Что такое скульптура'" великий французский

философ XVIII столетия Дени Дидро сказал "Это сильная муза но молчаливая и

скрытная" И в самом деле понимать скульптуру несколько труднее, чем живопись

Скульптура - одно из наибопее древних по происхождению искусств Через многие

сотни лет дошли до нас поражающие своей художественной силой произведения

неизвестных мастеров Египта и Индии Греции и Месопотамии

Скульптуре и ее лучшим творениям посвящено немало легенд, сказаний стихов Одна

из самых известных и поэтичнейших - древнегреческая тегенда о Пигмалионе,

повествующая об одиноком нелюдимом скульпторе создавшем у себя в мастерской

статую девушки Галатеи Плененный красотой, им созданной, Пигмалион влюбился в

Галатею Услышав страстные мольбы скульптора богиня любви и красоты Афродита

оживила его безмолвное творение

Есть легенда и о возникновении первого в мире рельефа Согласно преданию его

контуры были нанесены на белоснежную стену дома рукой девушки которая захотела

запечатлеть тень своего любимого

Каковы же основные качества и особенности скульптуры как одного из видов

изобразительного искусства7 Как добиться успеха на этом поприще9 Кому как не

самим великим мастерам отвечать на этот вопрос И ответы эти естественно, не

всегда похожи как не похожи и их творения

Бенвенуто Челлини "Можно было бы говорить еще бесконечно много вещей об этом

благородном искусстве скульптуры, но достаточно и того, что я такому большому

знатоку как Вы, лишь отчасти намекнул насколько это было в силах для моего

ничтожного таланта Я напоминаю Вам и говорю, как и раньше, что скульптура

является матерью всех трех искусств которые зависят от рисунка и тому, кто имеет

хорошую манеру и является искусным скульптором будет гораздо легче сделаться

хорошим перспективистом и архитектором и еще лучшим живописцем чем тем, кто не

владеет скульптурой

Живопись- не что иное, как отражение в источнике дерева или человека или чего-

нибудь другого Разница между скульптурой и живописью настолько же велика, как

разница между тенью и вещью которая отбрасывает тень"

100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ

Этьен Фальконс "Ставя своей целью подражание внешности человеческого тела,

скульптура не должна придерживаться лишь холодного сходства, - того, чем мог

быть человек до живительного дуновения, его одухотворившего Подобный вид правды,

хотя и хорошо переданной, мог бы вызвать своей точностью лишь похвалу, столь же

холодную, как и само сходство, но душа зрителя осталась бы нетронутой нисколько.

Природу живую, воодушевленную, страстную - вот что должен изобразить скульптор в

мраморе, бронзе, камне и т.д."

Паоло Трубецкой: "Пластическое складывается из мельчайших подробностей: деталей,

движений, поворотов, раскрывающих неповторимость сущности того, что ты

изображаешь".

Осип Цадкин: "То, что привлекает в скульптуре прохожего, что волнует его и

превращает в зрителя, не исчисляется количественными категориями. Подлинный

скульптор, который хочет превратить интересную, но маленькую по размеру статую в

крупную, должен постоянно создавать, открывать, выверять и осваивать то, что

выражают формы и что меняется по мере изменения объема этих форм. Формы создают

густое переплетение теней и света, игра которых, их взаимоотношения и

воздействие не подвластны арифметическим законам, изменение их объемов сразу же

резко нарушает их выразительность".

Франц Кремер: "Скульптура - дело совершенно реальное, трезвое и обыкновенное,

поскольку оно требует дней, недель и месяцев труда, в зависимости от

поставленной задачи. И превращать его в некое таинство, при котором человек

будто бы постоянно находится в сомнамбулическом состоянии и действует под

влиянием подсознания, значит противоречить законам биологии. Это полный абсурд,

так не бывает.

...Это настоящий труд, который начинается с того, что я, скульптор, прихожу в 9

часов утра в мастерскую и должен там работать до 5-ти вечера, как каждый обычный

рабочий. Иначе я ничего не смог бы создать. Скульптура - это целое

строительство. Нужно соорудить леса, ковать, если это необходимо. Леса монтируют

и закрепляют. Затем делают каркас и обкладывают его глиной. И даже если не

хочешь лепить в глине, то и тогда необходимы подготовительные работы, которые,

однако, по моим наблюдениям весьма полезны для создания зрелого произведения,

поскольку все время задаешь себе вопрос: стоит ли это делать, стоит ли вся эта

ремесленная работа твоих замыслов?"

Тенденции развития скульптуры таковы, что с каждым годом все шире раздвигаются

границы этого вида искусства. XX век дал таких различных мастеров, как Бойс и

Роден, Архипенко и Бурдель, Мухина и Цадкин. Без сомнения, новый век принесет

новые открытия и новые имена. Скульптура уже может двигаться, может быть она и

заговорит?


ФИДИЙ

(490 до н.э.)

Рождение Фидия относят к 490 году до нашей эры Фидий был афинянином, сыном

Хармида. Древние писатели называют его учеником Гегия, или Гегесия, работавшего

еще в архаической манере. Некоторые исследователи называют Фидия учеником

Агелада


Был ли он действительно учеником Агелада, остается невыясненным, но бесспорно,

что мастерство бронзовой скульптуры, свойственное ар-госско-сикионской школе,

было им изучено. Он превзошел своих учителей, поднявшись до высот классического

общеэллинского мастера. Фидий сумел создать образы, восхищавшие его сограждан, и

в своих произведениях выразить идею афинского идеального государства.

Фидий работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии

связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны

Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников,

прославляющих родину и ее героев.

Ранние (470-е годы до нашей эры) работы мастера известны лишь по упоминаниям в

античных литературных источниках: это статуя богини Афины в храме в Платеях и

скульптурная группа в Дельфах, изображающая одного из вождей греко-персидских

войн, Мильтиада, среди богов и легендарных героев. С 460 года Фидий начал

работать в Афинах.

Ведущую роль в правительстве Афинского государства играл Перикл. Он полагал, что

главенство Афин среди греческих государств позволяет ему распоряжаться союзной

казной. Перикл решает использовать эти средства на восстановление города и

Акрополя


Одним из первых памятников (около 460 года до нашей эры), воздвигнутых на

Акрополе, была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Скульптор, в

совершенстве владея пластической анатомией, сумел в спокойной, как будто

неподвижно стоящей фигуре мастерски передать скрытую жизненную энергию.

Несколько меланхолический наклон головы придает юному богу сосредоточенный вид.

Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию

первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого

впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ - изваять

для Акрополя колоссальную статую богини Афины - покровительницы города. На

площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры

величественная бронзовая скульптура высотою 9 метров.

8

100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ



ФИДИЙ

Фидий. Фриз Парфенона

Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян,

живших вдали от родины (так называемых клерухов). Поселившись на острове

Лемносе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впос-\

ледствии прозвище "Лемния". В этот 1 раз Фидий изобразил "мирную" Афину,

держащую свой шлем в руке. Афина Промахос и Афина Лемния утвердили по всей

Греции славу Фидия. Его привлекают к двум самым грандиозным работам того

времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству

реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя.

На Акрополе, представляющем собой высокую скалу в центре города с длиною 240

метров, было намечено, по мысли Перикла, построить несколько зданий,

распланированных свободно и живописно. При жизни Фидия и Перикла были сооружены

два из них: парадный вход на площадь, Пропилеи, и большой храм Парфенон.

Парфенон, посвященный Афине Парфенос, т.е. Деве, построен в 447- 432 годы до

нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом на самой возвышенной части

Акрополя. Вплоть до 438 года Фидий и его помощники были поглощены созданием

статуй и рельефов Парфенона. Афина Парфенос, девственная богиня мудрости и

целомудрия, возвышавшаяся на одиннадцать с половиной метров внутри Парфенона,

стала самой прославленной из Афин, созданных мастером.

"Для создания своего вершинного произведения, - пишет В. Дю-рант, - Фидий хотел

воспользоваться мрамором, но народ не желал слышать ни о чем другом, кроме

слоновой кости и золота. Художник использовал слоновую кость для изображения

видимой части тела; сорок четыре таланта (1155 килограммов) золота пошло на

одежды, кроме того, он украсил Афину драгоценными металлами и сложными рельефами

на шлеме, сандалиях и щите. Она была поставлена таким образом, чтобы в день

праздника Афины сквозь большие двери храма солнце сияло прямо на ослепительное

платье и бледный лик девы.

Завершение работ не принесло счастья Фидию, ибо часть золота и слоновой кости,

предоставленных ему для статуи, необъяснимым образом исчезли из его студии.

Враги Перикла не упустили столь благоприятную возможность. Они обвинили Фидия в

воровстве и добились его осуждения. Однако за него вступился народ Олимпии,

выплатив за него залог в сорок (?) талантов с условием, что Фидий прибудет в

Олимпию и сделает ... статую для храма Зевса; они с радостью доверили ему еще

боль-

ше слоновой кости и золота. Для него и его помощников была построена специальная



мастерская неподалеку от приделов храма, а его брату Пане-ну было поручено

украсить трон статуи и стены храма картинами".

Работа над статуей Зевса оказалась очень сложной, так как храм уже был закончен.

Поэтому, для того чтобы Фидий мог корректировать масштабы статуи с размером

здания, одна часть его мастерской была построена такой же высоты, как и

внутреннее помещение храма.

Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным

произведением: "И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать

сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят,

поступил подобным же образом, закончив для элейцев своего Зевса: он стал за

дверью, когда, в первый раз распахнувши ее, показывал зрителям свое произведение

и прислушивался к словам порицавших и возносивших ему похвалы. Один порицал нос,

как слишком толстый, другой находил чересчур длинным лицо, третий - еще что-

нибудь иное. Затем, когда зрители разошлись, Фидий, снова запершись, исправил и

привел в порядок изваяние в соответствии с мнением большинства, так как считал,

что совет, поданный столькими людьми, дело не малое и что многие всегда и

неизбежно видят больше, чем один человек, даже если он - Фидий".

Статуя занимала значительное место во внутреннем пространстве храма и поэтому

могла казаться несколько громоздкой по отношению к интерьеру, так как достигала

потолка здания, но зато создавалось впечатление необычайной величавости и мощи

божества. Особенно удалось Фидию выражение лица Зевса - царственно спокойное и

вместе с тем милостивое, доброжелательное и ласковое. Все античные писатели

подчеркивали силу впечатления, производимого Зевсом.

Статуя Зевса известна лишь по источникам, повторениям на монетах и позднейшим

рассказам. Однако эти данные довольно значительны и разнообразны. По ним можно

составить не только общее представление о статуе, но даже о впечатлении, которое

она производила на зрителя. Она представляла культовый образ властителя

вселенной, и Фидий создал его таким, каким он жил тогда в сознании народа.

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ. Или на небо ты сам, бога

чтоб видеть, взошел", -

гласит эпиграмма греческого поэта Филиппа.

Это был колосс в четырнадцать метров высотой, исполненный из дерева и

драгоценных материалов - золота и слоновой кости.

Павсаний следующим образом описал статую: "Бог сидит на троне, его фигура

сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей

маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой

кости и золота. У нее на голове повязка и венок.

10

100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ



ФИДИЙ

11

В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на



скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда также из золота, а на одежде

изображения разных животных и полевых лилий".

Трон был исполнен из кедрового дерева, инкрустации - из золота, драгоценных

камней, черного дерева и слоновой кости, круглая скульптура - из золота. В этом

произведении Фидий проявил себя не только как мастер монументальной скульптуры,

но и ювелир тончайших работ.

Применение разнообразных материалов и золота различных оттенков (лилии на

гиматии Зевса) производило живописный эффект статуи, сиявшей из глубины целлы.

Впечатление увеличивалось контрастом черного настила перед базой статуи.

Образ Зевса был проникнут глубокой человечностью. Лицо Зевса, по описанию

очевидцев, было одушевлено такой светлой ясностью и кротостью, что утишало самые

острые страдания. Цицерон сообщает об отвлеченном характере этого идеального

образа, не взятого с натуры и являющегося выражением идеи божества как высшей

красоты. Очевидно, гармония форм оказывала успокаивающее, умиротворяющее

действие на зрителя.

Это творение справедливо причислено к Семи чудесам света. Эмилий Павел -

римлянин, покоривший Грецию, признавался, что действительность превзошла все его

ожидания. Дион Хризостом назвал эту статую прекраснейшей на земле: "Чей дух

обременен заботой, кто испил в жизни чашу несчастий и горя, кого не навещает

более сладкий сон, - пусть встанет он перед этим образом и позабудет обо всех

трудах и тяготах, выпадающих на долю человека" "Красота статуи, - говорил

Квинтили-ан, - даже привнесла нечто в общепринятую религию, ибо величие творения

было достойно бога".

К сожалению, грандиозный памятник постигла такая же трагическая судьба, что и

Парфенос. Перевезенный в IV веке нашей эры в Константинополь, он погиб там от

пожара.


Кроме всемирно известных статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий

создал и ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую

амазонки для храма Артемиды в Эфесе. Сохранилось несколько различных вариантов

статуй амазонки в римских мраморных копиях. В одном из них амазонка - высокая

стройная девушка-воительница, в коротком хитоне - стоит, склонив голову. Мягкие

складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения заставляют вспомнить фигуры

фриза Парфенона.

Другое из известных произведений Фидия - статуя Афродиты Урании (небесной) -

также имеет свой аналог на восточном фронтоне Парфенона. Сильная, молодая,

полная фации женская фигура отличается своими пропорциями, пластичностью,

живописной игрой складок одежды.

Как отмечает Дюрант: "О последних годах жизни Фидия бесспорных свидетельств не

существует. Одно предание изображает его вернувшимся

в Афины и скончавшимся в темнице; другое оставляет его в Элиде только затем,

чтобы Элида предала его смерти в 432 году; выбор между этими развязками невелик.

Ученики продолжили его работу и подтвердили его успехи на поприще

наставничества, почти сравнявшись с ним. Его любимец Агоракрит изваял знаменитую

Немесиду, Алкамен создал Афродиту в садах, причисляемую Лукианом к высшим

шедеврам скульптурного искусства. Вместе с пятым веком подошла к концу и Фидиева

школа, но она оставила греческую скульптуру значительно продвинувшейся вперед по

сравнению с тем, какой ее застала. Благодаря Фидию и его последователям

искусство приблизилось к совершенству...

...Скульпторы овладели техникой, освоили анатомию, вдохнули в бронзу и камень

жизнь, движение и грацию. Но характерным свершением Фидия явилось полное и

окончательное оформление классического стиля, "большого стиля" Винкельмана: сила

примирилась с красотой, чувство со сдержанностью, движение с покоем, плоть и

кость с умом и душой. После пяти веков усилий здесь была наконец постигнута та

"безмятежность", которую так часто и с таким гиперболизмом приписывают грекам;

созерцая статуи Фидия, страстные и беспокойные афиняне могли видеть, сколь

близко - пусть даже только в скульптурном творчестве - люди уподобились на

мгновение богам".

1

I



ПОЛИКЛЕТ

(480 до н.э.)

Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних

авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие - Аргос,

которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени.

Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел

и Мирон. Однако Поликлета в отличие от Мирона интересует другое. Он стремится

создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой

классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои

Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные

герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов - победителей на состязаниях.

Киниск - юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, - одна из

самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии. Поликлет

изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову.

Другие, воздвигнутые Поликлетом в этот период статуи атлетов Пифокла и Аристона,

до нас не дошли. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы

Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

"Правильность - фетиш Поликлета, - пишет В. Дюрант, - цель его жизни заключалась

в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную

пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим

божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой

части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой

другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал

округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бедер и коротких ног,

что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества.

Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а

для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор..."

"Дорифор" - статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором

между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и

раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур

статуя Поликлета представляет-

ПОЛИКЛЕТ


13

Поликлет. Дорифор


совершенное воплощение естественного движения. "Дорифор" должен был служить

образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в

гимнасиях и на палестрах - стадионах, где древние греки проводили много времени.

Неслучайно местом находки одной из лучших римских копий "До-рифора" оказалась

палестра в Помпеях.

"Дорифор" - по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица - сын

своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое

стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более

созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно

выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это прежде всего

прекрасный, совершенный человек, а не обожествленный, застывший в своем величии

герой, как это было ранее.

Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в

фигуре, так и в лице "Дорифора". Частности - лишь материал для скульптора,

стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на

этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего

отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие

человеческое тело. "Каноном" называлось и сочинение Поликлета, где он излагал

теоретические основы построения такого образа.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать ее не

удлиненной и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при

изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число,

укладывающееся определенное количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук,

ног. Тем более замечательно, что, несмотря на подобную строгую математическую

точность расчетов, положенную в основу пропорций, статуя "Дорифор" не стала

сухой и схематичной.

С кристальной ясностью показаны в "Дорифоре" простота и естественность движения.

Еще наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося

человека следует показывать выдвигающимися вперед либо правую руку и левую ногу,

либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию

заставляет и другие части тела принимать такие же перекрестные положения. Все

элементы фигуры согласовываются друг с другом, и легкое движение одного вызывает

как реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показы-
14

100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ

ПОЛИКЛЕТ

15

вали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрестное



положение частей тела называли хиазмом.

Хиазм не был впервые введен Поликлетом. Но мастер особенно отчетливо и ясно

выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой

фигуры. В статуе "Дорифора" в движении участвуют не только ноги и плечи, но и

руки, и торс. Для гармонии скульптор придал легкий изгиб телу. Это вызвало

изменение в положении плеч и бедер, сообщило жизненность и убедительность фигуре

копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50