Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Сто дней реформ» Кан Ювея в Китае Социальные предпосылки движения за реформы




Скачать 92.21 Kb.
Дата03.07.2017
Размер92.21 Kb.
Автор-составитель – к.и.н. Д.С. Жуков «Сто дней реформ» Кан Ювея в Китае 0. Социальные предпосылки движения за реформы Захват иностранными державами китайских территорий и важных по­зиций в экономике страны, а также - препятствия, чинившиеся маньчжурской правящей верхушкой развитию буржуазных отношений, вызвали движе­ние протеста со стороны молодой китайской буржуазии и либеральных поме­щиков. Началом его стало оформление в середине 90-х гг. XIX века - движение за ре­формы реформаторское движение. Общественно-политическая деятельность китайской национальной буржуа­зии либеральных помещиков начинается на юге Китая. Юг раньше других территорий оказался втянутым в орбиту мирового рынка. По­мещики юга переходят от натурального хозяйства к товарно-денежному, ибо сельскохозяйственная продукция находила хороший сбыт в Сянгане и Аомыни. Крупные приморские города были центрами развития промышленности, центрами притяжения западного капитала и проникновения европейской цивилизации в Китай. Среди них особенно выделялись в этом отношении Шанхай и Гуанчжоу – столица Гуандуна. Наиболее видным представителем новых общественных групп, нуждавшихся в либеральных реформах, был гуандунец Кан Ювэй,- видный ученый, педагог, общественный деятель. Кан Ю-вэй и его единомышленники выступили носителями и защитниками интересов китайской буржуазии и помещиков, втягивающихся в сферу буржуазных отношений. (См. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX вв. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов вузов Под ред. В.И.Овсянникова. М., 1995.) 1. Биография Кан Ювея и разработка программы реформ Кан Ювей родился в 1858 г. в семье шеньши в селе Интан провинции Гуандун, его отец был сельским учителем и кандидатом в начальники уезда, он умер, когда сыну было лишь 11 лет. С пятилетнего возраста Канн Ювей, как тогда было принято, стал изучать классические конфуцианские каноны, официальные исторические хроники и стихи поэтов Танской эпохи. В 14 лет Канн Ювей отправился в Гуанчжоу, чтобы выдержать экзамен на замещение должности. В то время в Китае для занятия какой-либо чиновничьей должности необходимо было сдать экзамены и получить соответствующую учёную степень. Существовала многоуровневая система экзаменов для занятия должностей на разных уровнях служебной иерархии. По традиции, чтобы выдержать экзамен, необходимо было написать сочинение по определённому шаблону, стилю, который назывался «багувень» или просто «багу». Это сочинение так называемой восьмичленной композиции, официально узаконенная форма написания экзаменационных сочинений. Форма содержала восемь обязательных разделов: подход к теме, экспозиция темы, основные положения, переход к изложению, середина изложения, конец изложения и заключение. Экзаменующийся был обязан обосновать положения своего сочинения исключительно выдержками из классических конфуцианских канонов. Такая схоластическая форма экзаменационных работ тормозила развитие общественной мысли, сводила вся систему образования к бессмысленному заучиванию. Я упоминаю здесь о «багу» лишь потому, что отмена этого стиля стала чуть ли ни основным требованием реформаторов. А главные обвинения, выдвигаемые консерваторами против реформаторов и заключались именно в неуважении к стилю «багу» и в попытках изменить веками неизменную систему движения чинов. Именно в такую специфически китайскую форму была облачена борьба вокруг социально-экономических и политических реформ в Цинской империи. Забегая вперёд, скажу, что архаичные образовательные стандарты и стиль «багу» прекратили своё существование лишь вместе с разрушением самого китайского государства. Однако вернёмся в Канн Ювею. Он провалил первый в своей жизни экзамен, поскольку упорно не желал размышлять в рамках принятых форм. Однако ему всё же пришлось смириться и овладеть стилем «багу» - лишь после этого он смог пройти экзамен. Вообще на разных этапах своей чиновничьей карьеры Канн Ювей должен был пройти множество экзаменов и обычно проваливался на сочинении «багу». Получив, в конце концов, незначительный чиновничий пост в столице Канн Ювей выступил с серией меморандумов императору, большинство из которых, впрочем, до него не дошло. Дело в том, что весной 1889 г., после вступления в брак Цзай Тяня, Цыси формально передала ему бразды правления и сама официально сложила себя полномочия и функции регента. У либерально настроенных кругов зародилась надежда на реформы. Цзай Тянь действительно был склонен к преобразованиям, однако реальной властью не обладал и пользовался лишь ограниченной свободой действий. Цыси и князь Гунн сохраняли огромное влияние при дворе и в армии. Канн Ювей требовал проведения реформ с целью усиления государства перед лицом угрозы захвата Китая западными державами и Японией. Канн призывал привлечь к управлению государством «представителей народа», т.е. представителей либеральных помещиков и буржуазии. Подобные требования в корне отличались от выступлений сторонников самоусиления, поскольку реализация программы Канн Ювея привела бы к ограничению власти манььчжурской элиты. Прикрываясь авторитетом Конфуция Канн обосновывал идею о законности свержения правящей династии, если она не проводит необходимых преобразований, и действует не в согласии с «волей Неба». Однако учение о реформах, развиваемое Канн Ювеем, не выходило за рамки требований о введении в Китае конституционной монархии. Представители китайской буржуазии и либеральных помещиков выступали от имени всего народа, требовали удовлетворения нужд и чаяний широких народных масс, страдающих от гнёта маньчжурской династии и иностранного вторжения в Китай. В этом нет ничего удивительного – именно так поступала буржуазия и на Западе, и в колониальных странах, когда она была молодым, восходящим классом. Но Канн и его сторонники боялись «родных – китайских - низов» и, пугая маньчжурский двор картиной народного восстания, не скрывали и собственного страха перед крестьянской войной.. Всю программу реформ они рассчитывали реализовать сверху – через императора. Реформаторы считали возможным достигнуть компромисс с Цинами; формально сохранить династию, но ограничить ее права либеральной буржуазной конституцией. В этом выразилась ограниченность и непоследовательность преобразователей, тесная связь китайской буржуазии с феодально-помещечьим землевладением, а также тесная связь либерального китайского чиновничества с маньчжурским двором. Среди участников реформаторского движения не все были сторонни камимирного компромисса с Цинами. Среди них резко выделялся своими антиманьчжурскими взглядами Тань Сытун - идеолог и руководитель левого крыла. Но большинство участников движения за реформы враждебно относились к идее революционного выступления против маньчжуров 15 апреля 1895 г. - на другой день после того, как в Пекине стали известны японские условия Симоносекского договора – на квартире Канн Ювея собрались все уроженцы провинции Гуандун, прибывшие в Пекин держать столичные экзамены. Они во главе с Каном выработали текст меморандума, который одобрили чуть позже 1200 цзюйженей (обладателей учёной степени). Этот документ названный «Коллективный меморандум» стал первым детально разработанным программным документом организованного реформаторского движения. Причиной упадка Китая Канн Ювей считал неспособность дать отпор варварам, что, в свою очередь было обусловлено нежеланием провести соответствующие реформы. Поэтому «Коллективный меморандум» и другие меморандумы Канн Ювея призывали цинский двор отказаться от заключения позорных неравноправных договоров с Японией и Западом и содержали списки реформ, необходимых для ускоренной модернизации страны, а именно: 1. Форсированная индустриализация страны, защита интересов ки­тайской национальной промышленности и сельского хозяйства, т.е. введение протекционистских тарифов, активное железнодорожное строительство с привлечением китайских средств, реформирование финансовой системы, поощрение строительства шахт, рудников и фабрик, защита предпринимателей от произвола чиновников-казнокрадов, создание товарного сельского хозяйства путём его механизации и увеличения производства технических культур для нужд промышленности. 2. Преобразование системы управления страной, а именно: привлечение к управлению страной талантливых, знающих, работоспособных, патриотически настроенных лю­дей - представителей народа т.е. либеральных помещиков и буржу­азию; реформа экзаменационной системы; создание парламента, борьба с коррупцией и взяточничеством путём увеличения окладов чиновникам, обучение чиновников за границей. Корень бед Китайского государства заключался, по мысли Канн Ювея в отрыве императора от подданных, голос которых не доходит до Запретного города. 3. Уравнение в правах маньчжуров и китайцев. Если между народами Китая будут существовать разногласия, писал Канн, Китай не сможет объединиться для отпора экспансии из-вне. На примерах из Китайской истории Канн Ювей демонстрировал, что кочевники, не раз захватывавшие Китай, могли управлять им, лишь заимствуя китайскую культуру. Поэтому следовало отменить привилегии маньчжуров, присвоить им китайские фамилии и т.п. Эти размышления отражали стремление китайской буржуазии и либеральных помещиков к политическому равноправию, однако было наивно думать, что в тех условиях маньчжурская знать могла добровольно и легко отказаться от своих прав. 4. Распространение просвещение и технических знаний. Изучение не только конфуцианства, но и западных наук. Выдвигая эту широкую программу реформ Канн Ювей призывал Цзай Тяня брать пример с императора Мейдзи, но прежде всего – с русского царя Петра Великого, который смог энергичными властными мероприятиями за короткий срок преодолеть отсталость страны от запада и укрепить царскую власть. В 1895 г. Канн Ювей создал в Пекине ассоциацию усиления государства, на учредительном собрании которой присутствовал, кстати, Юань Шикай – глава вооруженных сил нового образца, расквартированных недалеко от столицы. Однако Цыси вынудила императора закрыть её. Канн вынужден был бежать из столицы. 2. «Сто дней реформ» Лишь после смерти князя Гунна император смог дать Канн Ювею личную аудиенцию. В июне 1898 г. реформаторы были привлечены императором Цзай Тянем к государственному управлению. Время с 11 июня 1898г. по 21 сентября вошло в историю под названием «ста дней реформ». Чем можно объяснить позицию императора Цзай Тяня, привлекшего к государственному управлению Кан Ювэя Видимо, не только радикальностью взглядов и трезвостью мышления, пониманием за­дач, стоящих перед обществом и государством. Хотя все эти качества были в определённой мере свойственны молодому императору, наиболее существенным мотивом шага Цзай Тяня были соображения внутридворцовой борьбы с его тет­кой - императрицей Цыси. Сближение с реформаторами - средство в этой борьбе. В общей сложности Кан Ювэем и его сподвижниками было выработано и издано свыше 60 указов, касавшихся системы образования, строительства железных дорог, заводов, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооруженных сил, чистки государственного аппарата и т.д. Однако указы издавались в спешке, не объяснялись не только наделению, но и чиновникам, саботировались придворными кругами, феодальной бюрократией. Т.е. фактически оставались на бумаге. Наконец, Канн Ювей и Цзай Тянь поняли, что никакие реформы не возможны при сохранении влияния Цыси. В свою очередь Цыси приступила к подготовке государственного переворота, о чём стало известно императору. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской при­дворной клики реформаторы с ведомаимператора начали готовить физическое устранение лидеров оппозиции. Однако маньчжурская придворная гвардия была полностью в руках Цыси. Император жил в постоянном страхе за свою жизнь. Узнав, что консерваторы без его ведома готовя арест Канн Ювея император, решил оградить своего советника от грозящей ему опасности и в то же время усыпить бдительность консерваторов. Он выслал Канн Ювея в Шанхай. Вслед за тем император передал тайный приказ Юань Шикаю во время приближающегося смотра войск в Пекине (в смотре должны были участвовать и войска Юань Шикая) убить Цыси и видных консерваторов. Однако заговорщики были преданы Юань Шикаем и 21 сентября 1898 года последовал реакционный дворцовый переворот. Император был арестован, руководители-реформаторы казнены. Лишь некоторым, в т.ч. Иан Ювэю, благодаря предусмотрительности Цзай Тяня, удалось бежать. Чуть позже император был убит. Репрессии обрушились на всех участников движения. Школы и клубы реформаторов были закрыты. Изданные в период «ста дней» указы были отменены. Т.о. движение за реформы потерпело поражение. (См. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX вв. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов вузов Под ред. В.И.Овсянникова. М., 1995.) 3. Итоги Движение за реформы в Китае имело в целом прогрессивный характер, т.к. расчищало путь для развития капитализма и было объективно направ­лено против господства в стране архаичных традиционных общественных отношений, про­тив капиталистических держав, открыто начавших территориальный раздел страны. Участники движения выступали горячими поборниками демократи­ческих свобод - слова, союзов, печати, собраний. Но движение за реформы не сумело решить ни один из вопросов, стоявших в конце XIX века перед Китаем. Поражение движения за реформы с самого начало было предопределе­но рядом причин. Главная из них заключается, что сторонники Канн Ювея, указывая на пороки существующего социально-экономического устройства и политического режима, искренне возмущаясь агрессией Запада и Японии, не решались мобилизовать народ на активную борьбу, не сумели использовать в своих интересах народное возмущение иностранным вторже­нием; не выдвинули столь популярного в крестьянской среде лозунга уравнительного землепользова­ния. В.числе других причин, обусловивших поражение движения за реформы, следует отметить: Нерешительность императора Цзай-Тяня и его советников-реформаторов. Медлительность, проявленную при попытке устранить Цыси и ее клику. Отсутствие всякой опоры в армии. Ничем не оправданную доверчивость к Юань Шикаю. Поражение реформаторов показало несостоятельность избранного ими пути проведения реформ сверху, авторитетом императорской власти и предваряло развитие движения за революционное свержение монархии и учреждения буржуазно-демократической республики. По этому пути и пойдёт Сунь Ятсен.

  • 1. Биография Кан Ювея и разработка программы реформ
  • 2. «Сто дней реформ»