Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Стимулирование интересов и способностей




Скачать 80.44 Kb.
Дата04.07.2017
Размер80.44 Kb.
Стимулирование интересов и способностей

Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое вы создаете, он возьмет то, что ему необходимо. Для него ваша вера в его силы— достойная уважения предпосылка. Взрослый должен помогать, но не тянуть или толкать (Strang, 1960).

Для ребенка должна быть создана благоприятная обстановка, способствующая развитию его талантов. Вы, естественно, зададитесь вопросом: «Что для этого нужно сделать, как обеспечить оптимальные условия для полного развития ребенка?» Особенно часто и тревожно вопрос этот звучит, когда ребенок только что прошел школьное тестирование и был классифицирован как «одаренный». Для некоторых родителей это не является новостью, но перед многими ставит нелегкий вопрос: «А все ли мы делаем так, как надо?»

Я хочу успокоить встревоженных родителей. Само по себе тестирование не может изменить вашего ребенка. Однако в какой-то степени это оценка вашего участия в ребенке. Иногда, исходя из самых лучших побуждений, родители могут перестараться. Например, в ответ на вопрос, что бы он хотел изменить, если бы мог, 10-летний мальчик из весьма благополучной семьи сказал: «Я бы хотел, чтобы вся семья почаще собиралась вместе». В этой семье дети школьного возраста были столь загружены всякого рода внешкольными занятиями, а родители так активно занимались своими, безусловно, важными делами, что у ребенка сложилось впечатление, что практически никогда они не собираются дома всей семьей.

Семейное общение является, пожалуй, самым благотворным и при необходимости должно специально включаться в распорядок дня. Родители нередко совершают характерную ошибку, пытаясь навязать уже достаточно взрослому ребенку то занятие, которое когда-то увлекало их самих. Им иногда и в голову не приходит, что ребенку это может быть не только не интересно, но и неприятно. «Если мне так нравились занятия борьбой, неужели моему сыну может быть неинтересно? Он просто пока не вошел во вкус. Но он очень способный. Постепенно привыкнет, а потом ему, может быть, и понравится. Он же не отказывается ходить на тренировки!» Это высказывание любящего, умного и спортивно ориентированного отца стоит сравнить с тем, что говорит мать в частной беседе: «Да, он очень старательно тренируется и участвует во всех турнирах, потому что знает, как много это значит для отца. Он очень хочет, чтобы отец гордился им». На самом же деле ребенок в этой семье проявлял наибольший интерес к научным исследованиям, где поддержка отца была гораздо менее активной.

Одаренный ребенок, как правило, может развиваться в обоих направлениях, но в вышеупомянутой семье отсутствует истинное уважение к личности и интересам ребенка.

Одаренные дети, обладающие разносторонними способностями, часто сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, поскольку избрание одного пути, естественно, исключает все остальные. Но так или иначе, ребенок должен делать выбор сам. Родителям не следует быть чрезмерно активными в направлении такого выбора. Биографии одаренных людей нередко дают нам примеры того, как, будучи взрослыми, они неоднократно брались за новое для себя дело, начиная свою карьеру с нуля. Возможно, что, делая самостоятельный выбор, ребенок впоследствии приблизится к сфере интересов родителей. Но это будет уже его собственный выбор. Как правило, отложенное решение не рождает больших проблем, но есть сферы, где достижение вершин требует раннего старта и узкой специализации.

Довольно часто высокоодаренные дети сопротивляются «всестороннему» развитию, с малых лет проявляя большой интерес к какому-то одному занятию (например, музыке, математике, спорту), добровольно отдавая этому почти все свое свободное время. Вероятно, их талант сочетается со способностью находить в этом занятии полное удовлетворение, что характерно для очень немногих людей.

На основе данных, полученных в результате обследований выдающихся людей, Блум (Bloom and Sosniak, 1981) описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов. Наиболее интересное открытие, которое он сделал в результате многочисленных интервью с известными музыкантами, математиками и пловцами-олимпийцами, заключалось в весьма активной помощи и поддержке семьи. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно! Блум писал: «Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение «гений себя проявит независимо от обстоятельств» не нашло подтверждения в данном конкретном исследовании. Каковы бы ни были таланты всех этих людей, каковы бы ни были их способности, навыки и достижения в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они и попалрт в сферу нашего исследования» (Bloom, 1982).

В большинстве случаев, описанных Блумом в его работе, один или оба родителя (или близкий родственник) сами имели отношение к сфере, в которой ребенок проявлял особые способности, и активно поддерживали их дальнейшее развитие. Часто это делалось в надежде, что ребенок достигнет тех высот, к которым стремились отец или мать. В особенной степени это относи» тся к матерям, чьи личные цели и устремления были в свое время подчинены нуждам дома и семьи. В начальных главах я говорила уже о родительском стремлении «воссиять» самим в своем одаренном ребенке. Такое самовозвеличивание редко бывает осознанным, но порой именно оно лежит в основе предельной семейной сосредоточенности на развитии и достижениях наиболее перспективного ребенка (Feldman, R.D., 1982).

Причины возникновения ранней мотивации установить сложно: исходила она от ребенка или от родителей. Но как бы то ни было, все вундеркинды с самого раннего возраста получали постоянную родительскую поддержку. В некоторых семьях родительская преданность избранной сфере — музыке, спорту и т.д.— была настолько сильна, что участие в занятиях ребенка принимала вся семья. Родительское влияние на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет — это особенно важный фактор. По наблюдениям Блума, в большинстве семей считалось, что желание ребенка приобщиться к той сфере, которой преданы родители, должно быть столь же естественно, как желание научиться говорить. Самих детей почти никогда не спрашивали об их планах и не предлагали выбора.

На ранних стадиях развития способный родитель исполняет роль и учителя, и наставника, являясь примером для подражания, в то время как ребенок пока лишь играет со своим талантом.

На следующей стадии, когда ребенок становится школьником и поступает в секцию или кружок, у него появляются индивидуальные учителя и наставники, которые рассматривают каждого ученика как индивидуальность, а темпы и уровень обучения, как и награды за успехи, определяются самим развитием ребенка, находящимся под пристальным вниманием педагогов.

Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант — в отличие от обычной практики, когда ребенок должен сам постоянно приспосабливаться к темпу и уровню одноклассников. Когда же под руководством педагога или тренера ребенок не делает заметных успехов, родители склонны усматривать причину в наставнике и пытаются его заменить. Таким образом, индивидуальный преподаватель играет центральную роль на второй стадии развития таланта, а семья осуществляет контроль за выполнением заданий и внешкольным развитием. Нередко наставники подчиняют распорядок всей семьи урокам и занятиям вундеркинда. (Так, сестре одной способной фигуристки вменялось в обязанность следить за ее костюмами.) Методы преподавателей весьма тесно увязываются с родительской стимуляцией. На этой, второй стадии ребенок, как правило, уже проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

На третьей стадии, когда ребенок достиг определенных результатов, он нуждается в более квалифицированном преподавателе. Сотрудничество родителей и нового наставника в развитии таланта приобретает менее равноправный характер. Преподаватель или тренер становится единственным арбитром в процессе обучения, а роль родителей сводится к моральной и материальной поддержке.

На третьей стадии всякого рода общественные события — конкурсы, концерты, соревнования — являются важными компонентами развития таланта, наиболее торжественные события происходят вне дома. Таким образом, родители оказываются в роли зрителей.

На первой стадии ребенок тянется за родителем. На второй — родители находятся в раноправном партнерстве с избранным ими учителем. На третьей стадии родители подчинены главному наставнику, который часто сам отбирает себе учеников и является для них единственным примером.

На четвертой стадии подросток, обладающий действительно выдающимися способностями, обгоняет лучших учителей и равняется лишь на немногих корифеев в избранной сфере. Но этих заоблачных вершин достигают очень немногие: мы все испытываем восхищение и уважение, наблюдая за ними. В связи с этим родителям следует подумать и о преимуществах, и о проблемах как для самого ребенка, так и для всей семьи.

Создавая благоприятную обстановку, родители должны быть внимательны к интересам ребенка, помогая ему в исследовании всех возможностей интеллектуального и творческого развития. Но и здесь необходимо чувство меры: не стремитесь сразу покупать ребенку дорогой инвентарь или оборудование, не спешите вносить деньги за обучение до тех пор, пока ребенок не приобрел устойчивого вкуса к тому или иному занятию. Одаренных детей интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Чувствуя себя обязанным сделать все для удовлетворения потребностей ребенка в его самовыражении, родители часто не жалеют ни времени, ни денег. Нередко их ждет разочарование и раздражение, когда энтузиазм ребенка увядает, а дорогой инвентарь пылится в углу. Проявляйте благоразумие, не торопитесь бросаться в омут расходов, прежде чем ребенок действительно почувствует вкус к новому зянятию. Этим вы избавите и себя и ребенка от сожаления и неловкости за напрасные траты.

Другая ситуация, обратная той, когда папа или мама за уши тянут ребенка в сферу своего особого интереса,— готовность родителей заняться новым делом вместе с ребенком. Однако иногда ребенок в силу своей разносторонней одаренности проявляет интерес ко многим вещам. Понятно родительское желание не обойти вниманием ни одну из сфер потенциального интереса ребенка, не лишить его шанса на истинно всестороннее развитие. И они начинают перегружать его различными занятиями.

У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место и каждый из детей был бы рад достойному вкладу другого.

Нужно ли стремиться к возможно более раннему развитию ребенка для того, чтобы в возрасте 14—15 лет он поступил в колледж? Вопрос этот вызывает множество новых вопросов: придется ли ему жить вне дома? Каков возраст его нынешних друзей? Могут ли местные школы предложить приемлемую альтернативу раннему поступлению в колледж, если это означает переезд в другой город? Может быть, общение с равно одаренными сверстниками в летнем лагере будет более приемлемым выходом? Почему в семье вообще возник вопрос о раннем поступлении в колледж? Кому первому пришла в голову эта мысль: самому ребенку, школьному учителю, родителям? Или пример был подан кем-то из его знакомых? Изучила ли семья всю возможную информацию по этому поводу, взвесила ли все «за» и «против»?



Если раннее поступление в колледж означает отрыв от дома и друзей, необходимо особенно серьезно поду-мать над иными решениями, где бы развитие способностей ребенка не сопровождалось преждевременным отлучением от безопасного (в психосоциальном смысле) домашнего окружения, Как уже отмечалось, возможности для учебы существуют помимо школы и помимо семьи, но только дома ребенок может найти поддержку и опору, столь необходимую для здорового развития личности. Возможности для академического прогресса останутся и спустя несколько лет, но возраст критического развития перенести нельзя. Конечно, в каждом случае необходим индивидуальный подход: в каком-то — эмоциональное и социальное состояние одаренного подростка может быть таким, что радикальные перемены необходимы. Скажу лишь, что обычно сами подростки предпочитают оставаться с родными и друзьями. Важность дружбы для развития Я-концепции молодого человека невозможно переоценить— как и положительного отношения авторитетных для него взрослых, в том числе родителей и учителей.

Нужно отметить, что в некоторых колледжах есть опыт работы с юными студентами. Обучение ведется по специальным программам. Тем не менее проблема эта весьма сложна и должна рассматриваться во всех аспектах. Каждый случай уникален, и все перечисленные вопросы должны быть проработаны — как с абитуриентом, так и с преподавателями колледжа. Во многих случаях эмоциональный климат в школе оказывает на ребенка негативное влияние и создает большие проблемы. Поступление в колледж может видеться родителям как лучший выход. Обсудите все еще раз на семейном совете.