Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Стихотворение И. Сурикова




Скачать 121.95 Kb.
Дата07.07.2017
Размер121.95 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


Конспект урока

по литературному чтению

в 3 классе

Тема: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»

(УМК «Начальная школа XXI века»)


Подготовила и провела: Л.Е. Лапутько,

учитель первой категории



г. Радужный

2014

Цели:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать устную речь посредством расширения словаря и кругозора учащихся;

  • развивать умение передавать свои впечатления о прочитанном;

  • развивать логическое мышление

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к художественному слову;

  • воспитывать доброе отношение к малой родине

Здоровьесберегающие:

  • пропагандировать здоровый образ жизни, используя текст изучаемого произведения


Формирование УУД

Личностные УУД:

  • проявление познавательной активности в области поэзии;

  • формирование действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

  • формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

  • развитие волевой саморегуляции;

  • развитие самооценки

Познавательные УУД:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;

  • развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • развитие смыслового чтения как осмысления цели чтения; определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД:

1.

Самоопределение к деятельности




Регулятивные УУД

Саморегуляция




Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками




Личностные УУД

Смыслообразование – установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

2.

Актуализация знаний




Познавательные УУД

Общеучебные – обобщение знаний о признаках зимы (межпредметная связь); построение логической цепи рассуждений




Регулятивные УУД

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

3.

Постановка учебной проблемы




Познавательные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

4.

Сообщение темы урока




Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели




Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5.

Открытие нового знания




Познавательные УУД

Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанного текста




Регулятивные УУД

Целепологание, планирование, прогнозирование




Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение выражать свои мысли

6.

Первичное закрепление изученного материала

(самопроверка по ключу)




Познавательные УУД

Закрепление, анализ, синтез; структурирование знаний




Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, оценка

7.

Самостоятельная работа (взаимопроверка)




Познавательные УУД

Взаимоанализ выбора наиболее эффективных способов решения учебных задач




Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, взаимооценка

8.

Рефлексия




Регулятивные УУД

Ролевая саморегуляция; контроль и самооценка процесса и результатов деятельности


Демонстрационный материал

  1. Иллюстрации зимней деревни.

  2. Карточки для самостоятельной работы.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Фонограмма «Звуки природы. Зима».


Деятельность детей на уроке:

  1. Фронтальные (индивидуальные) ответы на вопросы учителя.

  2. Работа в парах.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Работа в рабочей тетради.

  5. Взаимоанализ ошибок при выполнении заданий.

  6. Физические упражнения (физмитутка).

  7. Подведение итога урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент)

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.



2. Актуализация знаний

2.1. Обобщение знаний учащихся о признаках зимы

Ребята, какое сейчас время года? По каким признакам вы определили? Обобщение ответов учащихся (Зима – суровое время года, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца. Облака снижаются, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами. Снег – это зимние осадки. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил. В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей).



2.2. Речевая разминка

На экране слова и задания:



СНЕГ (придумайте прилагательные, характеризующие этот вид осадков). (Ответы учащихся: белый, пушистый, искристый, серебристый, талый, холодный, прошлогодний, липкий, чистый, блестящий, хрустящий, мокрый).

МЕТЕЛЬ (придумайте близкие по значению слова (синонимы). (Ответы учащихся: ветер, метелица, вьюга, пурга, буран; завируха, поземка).

3. Постановка учебной проблемы

- Посмотрите на иллюстрации и скажите, что на них изображено? (Ответы учащихся: зимняя деревня).

По каким признакам вы догадались, что это деревня? (Ответы учащихся: одноэтажные дома, печное отопление, снежные горки возле домов (изб) и др.).

4. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем читать? (Ответы учащихся: о зимних деревнях, зимних забавах деревенских ребят).

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; будем учиться выразительно читать это стихотворение; узнаем новые факты о жизни и творчестве поэта.

Но сначала, я предлагаю вам отдохнуть.



ФИЗМИНУТКА

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!

Валенки наденем, шапку,

Шарф завязан?

Всё в порядке!

Раз – присесть,

Два – наклониться,

Три – снежок лепи,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!



5. Открытие новых знаний

Открою вам секрет: два ученика в нашем классе заранее знали тему нашего урока, т.к. я попросила их приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. Послушайте внимательно. (Слайд с портретом поэта).



(Сообщение 1 учащегося: Суриков (Иван Захарович) – поэт-самоучка. Родился в деревне Новосёлово, Углицкого уезда, Ярославской губернии; сын крестьянина, служившего приказчиком в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет, после смерти матери, Ваню привезли в Москву. В 10 лет он был отдан для обучения грамоте женщинам из разоренного купеческого рода – Финогеновым. Он учился грамоте по молитвам. Манера читать стихи на распев осталась у него на всю жизнь. Ваня очень приобщился к чтению книг. Но отец считал, что сын может быть полезен ему в торговле и поставил Ваню за прилавок. Несмотря на строгости отца, Суриков не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но, под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые Суриков писал в форме песен.

Сообщение 2 учащегося: Под строгим надзором отца Сурикову жилось плохо, особенно, когда дела отца пошатнулись. Ивану пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя об униженных и оскорбленных.

В 1871 году вышел первый небольшой сборник стихотворений Ивана Сурикова. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание в лечебном заведении, и он скончался от чахотки.

- А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, что вспоминает автор из своего детства? Чтение стихотворения учителем. (Под звуки фонограммы).



ФИЗМИНУТКА

Мы пушистые снежинки,

Мы волшебные пушинки.

Приодели белый свет,

Набросали белый плед.

Мы друг с другом подружились,

В легком танце покружились.

И на землю тихо-тихо,

Опустились и притихли.

6. Первичное закрепление изученного материала

6.1. Проверка первичного восприятия поэтического произведения

- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

6.2. Работа в тетради на печатной основе

Выполните задания 1, 3, 4 (проверка по ключу, самооценка. Обратная связь: поднимите руку те, кто выполнил все три задания, два, одно. Оцените свою работу).

6.3. Работа с текстом (чтение стихотворения учащимися)

Прочитайте 1 часть стихотворения (стр. 72).

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

- А где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не одобряются в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. (Ответы учащихся: наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. Поэт указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше).

- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? (Ответы учащихся: оно было радостным. Ведь зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив).

Читаем дальше.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (Ответы учащихся: о сказках.)

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (Ответы учащихся: «Иван-царевич и серый волк»). (Слайд).

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. (Ответы учащихся: ему было страшно: «Сердце так и мрет», то есть сердце у него замирало от страха).

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

«А в трубе сердито

Ветер злой поет»?

(Ответы учащихся: наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем).

- Вот видите, какой «секрет» мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

- Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие и делают вывод, что этими строчками автор показывает, что детские годы текли весело. И не смотря на горе, веселого и хорошего в детстве мальчика было больше. А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки, поддерживала).

- Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.



7. Самостоятельная работа

7.1. Словарная работа, взаимопроверка в парах

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.

Словарная работа будет проводиться следующим образом: на карточках слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Взаимопроверка, выставление баллов (1 балл за каждый правильный ответ). Обратная связь: поднимите руку те, кто выполнил все четыре задания, три, два, одно. Оцените и прокомментируйте работу своего товарища.



8. Итог урока. Рефлексия

- Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что-либо, а для того чтобы передать чувства, переживания, научить читателя чему-либо.

Спасибо вам за урок.

Домашнее задание: прочитать выразительно стихотворение, выучить первую часть стихотворения наизусть.

Заполните карточку настроения.

Карточка для рефлексии:

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересным

  • Демонстрационный материал
  • Деятельность детей на уроке
  • Ход урока 1. Самоопределение к деятельности (оргмомент)
  • 2. Актуализация знаний 2.1. Обобщение знаний учащихся о признаках зимы
  • 2.2. Речевая разминка
  • МЕТЕЛЬ
  • 5. Открытие новых знаний
  • 6. Первичное закрепление изученного материала 6.1. Проверка первичного восприятия поэтического произведения
  • 6.2. Работа в тетради на печатной основе
  • 6.3. Работа с текстом (чтение стихотворения учащимися)
  • 7. Самостоятельная работа 7.1. Словарная работа, взаимопроверка в парах
  • 8. Итог урока. Рефлексия