Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Стеклянные листья




Скачать 65.58 Kb.
Дата13.01.2017
Размер65.58 Kb.
ТипПояснительная записка
СТЕКЛЯННЫЕ ЛИСТЬЯ
Малец В.Ф., учитель биологии высшей

категории, МОУ «СОШ № 42»,

г. Саратов
Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в профильной школе. Цель данного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Содержание курса рассчитано на 12 часов и состоит из 7 разделов. В курсе рассматриваются проблемы решения энергетического кризиса и глобального загрязнения окружающей среды путём использования самой универсальной способности живой природы к самоочищению и образованию энергии путём фотосинтеза.

Курс построен на стыке многих наук, но самые важные из них – биология, физика, химия, экология, физиология растений. Несмотря на то, что фотосинтез открыт более 200 лет назад, этот процесс полностью не разгадан до сих пор, полное решение этого вопроса позволит человечеству получать энергию и органические вещества из возобновимых неисчерпаемых ресурсов, практически не нанося окружающей природе вреда.

Особое внимание в курсе уделено самостоятельной работе учащихся в проведении экспериментов и лабораторных работ, работе со справочной и научной литературой, другими источниками информации. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение собственных гипотез, построение объясняющих моделей, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов в виде творческих проектов и т.п.). Курс решает и интегративные и междисциплинарные задачи. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие умения:



  • наблюдать и изучать явления и свойства живых организмов;

  • описывать результаты наблюдений;

  • выдвигать гипотезы;

  • создавать необходимые приборы;

  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

  • интерпретировать результаты экспериментов;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

  • роль эксперимента в познании;

  • соотношение теории и эксперимента в познании.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких учёных, как Ф. Жолио-Кюри, П.Л. Капица, Д.Пристли, К.А. Тимирязев, М.С. Цвет, Р.Б. Вудворт, А.Н. Теренин, А.А. Красновский, Н.Н. Семёнов, А.С. Фаминцын, М.Калвине, В.П. Скулачёв, их ролью в развитии представлений о процессе фотосинтеза, его практического применения.
Учебно-тематический план




п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

контроля

Образовательный продукт

1.

Завет Фредерика Жолио-Кюри (Экскурсия по энергетическим лабиринтам)

2




Сообщение учащихся

2.

Баллада о зелёном головастике. (Про хлорофилл, загадочное вещество, ключ ко многим тайнам жизни)

2

Лабораторная работа

Отчет

3.

Хлорофилл: надежды энергетиков. (Отчего бы в солнечных батареях не заменить кремний хлорофиллом?)

2




Сообщение учащихся

4.

Вместо бензина – вода. (В воде – дождевой, речной, морской, океанской - содержится лучшее в мире горючее?)

2




Сообщение учащихся

5.

Водородные плантации. (Нельзя ли заставить растения выделять не кислород, а водород?)

2

Лабораторная работа

Сообщение учащихся, отчет

6.

Нефть из атмосферы. (Где искать нефть: в песках пустынь, тундре, Сибири или шельфе прибрежных морей, а, может в воздухе?)

1




Сообщение учащихся

7.

Галобактерии удивляют мир. (Может ли быть фотосинтез без хлорофилла?)

1




Сообщение учащихся

Содержание программы


«Явления природы ничего не

знают о том, что мы поделили

наши знания на науки… »

Н.Н. Семёнов
Тема 1. Завет Фредерика Жолио-Кюри (экскурсия по энергетическим лабиринтам) 2 часа.

1. занятие. Биография Фредерика Жолио-Кюри. (сообщение учащегося). Мир без энергии. Царь и мудрец. Энергетические невода.

2. занятие. Биография Петра Леонидовича Капицы (сообщение учащегося). Глазами марсианина. Физик голосует за атом. Эколог спорит с физиком. Биография Джозефа Пристли (Сообщение учащегося). Эра Солнца, созвучная человеку. Колесо жизни. Приём фантастов.

Тема 2. Баллада о зелёном головастике (про хлорофилл, загадочное вещество, ключ ко многим тайнам жизни) 2 часа.

1 занятие. Биография Климента Аркадьевича Тимирязева (сообщение учащегося). Итоги домашнего эксперимента (опыты с реакцией растений на голубой, зелёный и красный свет и на частичное затенение по методам Фламмариона и Сакса). Спор о жёлтом и красном.

2 занятие. «Листозелень» получена. Биография Михаила Семёновича Цвета (сообщение учащегося). Пигменты жёлтые, красные, зелёные. Демонстрация опытов М.С.Цвета по хроматографии зелёных пигментов. Голубая кровь аристократов (о строении хлорофилла). Продавший душу Мефистофелю (о строении гемоглобина). Биография Роберта Бёрнса Вудворда (сообщение учащегося).

Лабораторная работа: «Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека».



Тема 3. Хлорофилл: надежды энергетиков (отчего бы в солнечных батареях не заменить кремний хлорофиллом?) 2 часа.

1 занятие. Биография Александра Николаевича Теренина (сообщение учащегося). Обыкновенный полупроводник. Опыт А.А. Красновского с хлорофиллом. Биография Александра Абрамовича Красновского (сообщение учащегося).

2 занятие. Природе можно бросить вызов. Молекулы «молодые» и «старые». Сравнение хромает на обе ноги. Хлорофилл против кремния. Планета – чёрная, голубая, зелёная.

Тема 4. Вместо бензина – вода (в воде – дождевой, речной, морской, океанской - содержится лучшее в мире горючее?) 2 часа.

1 занятие. Просчёт природы. Биомембраны.

2 занятие. Химическая бионика. Биография Николая Николаевича Семенова (сообщение учащегося). Кинодебют стеклянного листа. Энергетические поля.

Тема 5. Водородные плантации (нельзя ли заставить растения выделять не кислород, а водород?) 2 часа.

1 занятие. Фабрички фотосинтеза. «Жизнь в складчину». Биография Андрея Сергеевича Фаминцына (сообщение учащегося).

2 занятие. Зелёные человечки? Подвиг сине-зелёных.

Лабораторная работа: «Изучение разных групп сине-зелёных водорослей». Проект «фотоводород». Химики соревнуются с биологами.



Тема 6. Нефть из атмосферы (где искать нефть: в песках пустынь, тундре, Сибири или шельфе прибрежных морей, а, может в воздухе?) 1 час.

Бездонное месторождение. Биохимических джунгли. Биография Мелвина Калвина (сообщение учащегося). Посулы гевеи. Выращивание … бензина? Нефть небесная.



Тема 7. Галобактерии удивляют мир (может ли быть фотосинтез без хлорофилла?) 1 час.

«Фавориты» живой ткани. Когда вскрыли ампулы…Выходцы из пересоленного мира. Простенький вариант. Биография Владимира Петровича Скулачёва (сообщение учащегося). Дуэль биохимиков: «Так возможны ли «Стеклянные листья»?»



Литература

              1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Советская энциклопедия, 1986

              2. Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986

              3. Колтун М. Солнце и человечество: Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1981

              4. Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров – М.: «Советская энциклопедия», 1981

              5. Чирков Ю.Г. Стеклянные листья: Научно-художественная литература. М.: Детская литература, 1985

              6. Энциклопедический словарь юного натуралиста /Сост. А.Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981

              7. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е. Аспиз.- М.: Педагогика, 1986

              8. Энциклопедический словарь юного техника /Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков.- 2-е изд. – М.: Педагогика, 1988

              9. Энциклопедический словарь юного химика /Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.






  • Учебно-тематический план
  • Образовательный продукт
  • «Явления природы ничего не знают о том, что мы поделили наши знания на науки… » Н.Н. Семёнов