Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Становление социальной психологии США




Скачать 380.63 Kb.
страница1/2
Дата01.07.2017
Размер380.63 Kb.
ТипДиссертация
  1   2


На правах рукописи

ГОРШКОВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ




СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ США

Специальность: 19.00.01 – общая психология,

психология личности, история психологии

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре общей и педагогической психологии государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

МИНЬКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор



КОЛЬЦОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат психологических наук, доцент

ЛУНЁВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Защита состоится «28» февраля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Учреждении Российской Академии наук Институт психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской Академии наук Институт психологии РАН.

Автореферат разослан «___» января 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Савченко Т.Н.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Диссертация посвящена анализу становления социальной психологии в США, изучению взаимосвязи общей логики развития психологической науки и социальной ситуации, характерной для рассматриваемого периода времени. Актуальность исследования связана с необходимостью воссоздать полную и объективную картину становления социальной психологии.

На современном этапе развития отечественной психологической науки «усиливается взаимодействие отечественной психологии с мировой психологической мыслью, что определяет необходимость освоения большого массива новых данных, рассмотрения отечественных научных подходов в более широком общенаучном контексте, формирования адекватного отношения к достижениям разных направлений и школ зарубежной психологии» (В.А. Кольцова, 2004, с. 3.). В связи с этим, историко-психологические исследования имеют особое значение. Как отмечает В.А. Кольцова, «парадигмальные преобразования всех сторон жизни современного российского общества создают принципиально новую ситуацию для развития психологической науки» (В.А. Кольцова, 2008, с. 5). Этим объясняется теоретическая значимость и статус исследования.

Потребность осмысления исторического пути социальной психологии США, историографический анализ ее развития, обращение к научному творчеству первых ее представителей актуально по следующим причинам.

Во-первых, социальная психология является одной из наиболее активно развивающихся и востребованных отраслей психологического знания в настоящее время. Она стала источником формирования таких современных отраслей психологии, как психология рекламы, психология управления, организационная психология, политическая психология, спортивная психология и др. Психологи США внесли значимый вклад в развитие данной науки, а проблемы, затронутые первыми американскими социальными психологами, активно разрабатываются в современной науке. Тем не менее, история становления социальной психологии остается еще не достаточно изученной, а многие работы американских авторов, стоявших у истоков данной отрасли знания, в том числе и ее новых направлений, остались практически незамеченными.

Во-вторых, необычайно важной является проблема истоков и предпосылок становления социальной психологии, их анализа, который позволил бы понять логику развития науки, обеспечил возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие. Свидетельством данному факту служит и интерес к данной проблеме со стороны ученых. Так, вопрос рождения социальной психологии А.Л. Журавлев (2009) относит к числу «принципиальных», что, безусловно, обосновывает актуальность обращения в прошлое, его объективный анализ.

Исследование источников дает возможность полной и объективной оценки влияния научных воззрений американских ученых на становление социальной психологии США.

Степень изученности проблемы. В исторической научной литературе, как зарубежной, так и отечественной широко представлена характеристика научно-технической, культурной, философской и социально-политической жизни США конца XIX – начала XX веков (C.A. Beard, M.A. Beard, I.A. Hourvich, Н.Н. Болховитинов, Б.Д. Козенко, Д. Макинерни, Г.Н. Севостьянов, Е.Ф. Языков и др.).

В современной отечественной психологической литературе представлены отдельные аспекты истории социальной психологии США, рассматриваемые в контексте всего хода развития социально-психологической мысли (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Е.С. Кузьмин, Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкий). Можно найти упоминание имен первых американских социальных психологов Болдуина, Кули, Мида, Олпорта в связи с кратким описанием их теорий (Г.М. Андреева (2001), А.Л. Журавлев (2002), Б.Д. Парыгин (1999), Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис (2007), А.Л. Свенцицкий (2009), М.Г. Ярошевский (1996)). Д.М. Болдуин упоминается по большей части в связи с проблемами становления возрастной психологии, психологии развития, изучения им культурного развития ребенка (Т.Д. Марцинковская (2005), М.Г. Ярошевский (1996). Имена Кули и Мида встречаются при рассмотрении их взглядов в рамках теории символического интеракционизма (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, А.Л. Свенцицкий, Л.Г. Мейжис, И.А. Почебут). В социально-психологической литературе наибольшее внимание уделяется вопросу оформления социальной психологии в самостоятельную науку. Работы Болдуина, Мак-Даугалла, Росса рассматриваются среди первых систематических руководств по социальной психологии (Г.М. Андреева (2001), А.Л. Журавлев (2002). Периодизация западной социальной психологии представлена в работах Г.М. Андреевой (1998), Е.С. Кузьмина (1979), П.Н. Шихирева (1985). Вклад Д. Болдуина в психологию развития рассмотрен в работах Е.С. Миньковой.

Среди специальных работ по истории американской социальной психологии стоит отметить работу П.Н. Шихирева (1979), где проводится глубокий анализ состояния и тенденций развития социальной психологии в США второй половины XX века.

Среди современных отечественных исследователей, занимающихся проблемами истории психологии, и в частности, историей американской социальной психологии, следует назвать А.Н. Ждан, А.Л. Журавлева, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского и других. В работах указанных авторов история социальной психологии США представлена фрагментарно, как часть истории психологического знания вообще. В современной отечественной научной литературе практически не упоминаются имена Ч. Эллвуда, Ф. Олпорта, Л.Л. Бернарда, Д. Кантора, Н. Данлапа. Д.М. Болдуин не оценен как социальный психолог.

В зарубежной историко-психологической литературе уже первые американские социальные психологи (Э. Богардус, 1922; Ф. Олпорт, 1924; Г. Олпорт, 1954) были заинтересованы проблемами исторического пути новой психологической дисциплины.

Во многих зарубежных работах по социальной психологии (G. Lindzey (1954); M.A. Hogg, J.M. Cooper (2007); Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт (2004); М. Хьюстон, В. Штрёбе (2004); Д. Майерс (2002); J.D. DeLamater (2003); M.A. Hogg, G.M. Vaughan (2008), а также в учебниках по истории психологии (G.S. Brett (2002), E.R. Hilgard (1989) можно найти упоминание лишь наиболее ярких событий американской социальной психологии, таких как: эксперимент Н. Триплетта, публикации «Социальной психологии» Росса и «Введения в Социальную психологию» Мак-Даугалла в 1908 г., а также встретить имена Болдуина, Кули, Томаса, Олпорта.

Среди зарубежных авторов следует выделить Ф.Б. Карпф, которая во второй части работы «Американская социальная психология» (F.B. Karpf. «American Social Psychology. Its Origins, Development, and European Background», 1932) представила картину истории формирования социально-психологической мысли в США, и рассмотрела теории некоторых первых американских социальных психологов, по большей части, через цитирование их работ.

В зарубежных работах по истории психологии упоминаются лишь некоторые моменты истории становления американской социальной психологии. Работа Л.С. Херншоу (L.S. Hearnshaw «The Shaping of Modern Psychology», 1987) рассматривает книги Росса 1908 г. и Олпорта 1924 г., и предложенные ими определения социальной психологии. Т. Лихи в книге «История современной психологии» (Thomas H. Leahey «A History of Modern Psychology», 2003) анализирует предпосылки и особенности развития психологии в США, останавливается на некоторых проблемах американской социально-психологической мысли.



Среди современных зарубежных исследователей особый интерес представляют несколько работ. В первую очередь, это работа Джона Гринвуда (J.D. Greenwood «The Disappearance of the Social in American Social Psychology», 2004), где представлена критическая концептуальная история американской социальной психологии, рассмотрены различные подходы к пониманию предмета социальной психологии. Густав Яхода в книге «История социальной психологии» (G. Jahoda «A History of Social Psychology: From the Eighteenth-Century Enlightenment to the Second World War», 2007) кратко анализирует процесс становления социальной психологии в США от проникновения в страну дарвиновской теории и до оформления новой науки как эмпирической дисциплины.

Анализ отечественных и зарубежных работ по истории психологии показывает, что изучению истории становления социальной психологии в США, в том числе проблеме ее периодизации, уделяется недостаточно внимания. На русский язык переведены лишь некоторые работы первых американских социальных психологов, отсутствует систематический анализ их социально-психологических идей.



Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность истории социальной психологии США определили тему исследования.

Объектом исследования является научное наследие американских психологов и социологов в области социальной психологии конца XIX – первой четверти XX веков.

Предметом исследования является процесс становления социальной психологии в США в конце XIX – первой четверти XX веков.

Цель исследования: проследить логику становления социальной психологии США конца XIX – первой четверти ХХ вв. в контексте развития мировой социально-психологической мысли.

Основные задачи исследования:

  1. Рассмотреть истоки и предпосылки становления социальной психологии США в конце XIX века;

  2. Разработать периодизацию становления социальной психологии США в конце XIX – первой четверти XX веков;

  3. Систематизировать теоретический и эмпирический материал, отражающий основные направления и тенденции разработки проблем социальной психологии США.

  4. Проанализировать процесс становления социальной психологии США как теоретической, эмпирической и экспериментальной научной дисциплины.

Выбор хронологических рамок определен периодом с конца XIX века по первую четверть ХХ века, поскольку именно в данное время, согласно научным источникам, происходило зарождение и становление социальной психологии США.

В данной работе выделяется следующая гипотеза: Мы полагаем, что:



  1. период конца XIX – первой четверти XX веков в США может рассматриваться как время становления социальной психологии как самостоятельной эмпирической дисциплины, логика развития которой определялась влиянием социальной ситуации развития науки в целом;

  2. характерной особенностью становления американской социальной психологии была тенденция перехода от философской трактовки социально-психологических явлений к эмпирической.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. На возникновение социально-психологической мысли в США существенное влияние оказали особенности социальной ситуации развития США второй половины XIX столетия, философские и естественнонаучные предпосылки. Социальная психология в США имеет европейские корни. Работы американских ученых – представителей направлений социал-дарвинизма и психологического эволюционизма можно рассматривать как источники зарождения социально-психологических идей в США.

  2. Использование качественного критерия позволяет выделить 4 этапа в становлении социальной психологии США в конце XIX – первой четверти XX веков: 1) 80-е гг. XIX в. – 1897 г. – этап зарождения социально-психологической мысли; 2) 1897 г. – 1908 г. – этап становления американской социальной психологии, выделения ее в самостоятельную область знания; 3) 1908 г. – 1918 г. – этап становления социальной психологии как эмпирической дисциплины; 4) 1919 г. – 1925 г. – оформление социальной психологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины.

  3. Д. Болдуин, Ч. Эллвуд, Ч. Кули, Д.Г. Мид, Э. Росс были первыми социальными психологами США, они внесли значимый вклад в становление социальной психологии как самостоятельной отрасли психологии. Среди основополагающих идей американской социальной психологии рассматриваемого периода времени можно выделить следующие: разработка вопросов о предмете, задачах и методах социальной психологии; разработка диалектического подхода к анализу духовного развития человека; рассмотрение процесса социализации как развития «Я» ребенка; поиск практического применения социальной психологии.

  4. В первой четверти XX века американская социальная психология оформляется в самостоятельную дисциплину, изучающую объективно наблюдаемые явления, опираясь на эмпирические данные и эксперимент. Благодаря работам Ф. Олпорта американская социальная психология пошла по своему пути развития, отличному от европейского.

Методологическую основу исследования составили:

контекстный подход, позволяющий рассмотреть особенности становления социальной психологии в определенный исторический период; проблемологический подход, с помощью которого дается характеристика динамики развития психологического знания через выявление изменений проблематики в разные исторические периоды в зависимости от внешних, личностных и внутренних факторов детерминации науки; отраслевой подход, при котором исследуется история развития отдельной отрасли психологии; географический подход, предполагающий изучение особенностей развития психологии в конкретной стране; системный подход, в соответствии с которым наследие ученых рассматривалось как система и анализировалось на предметно-логическом, социальном и личностном уровнях; принцип контрастирующих пар, в основе которого лежит противопоставление точек зрения двух научных школ или двух ученых. Благодаря системно-структурному подходу персональное научное творчество может быть рассмотрено в качестве целостной системы, состоящей из единства структурных и функциональных элементов.

Исследование строилось на следующих принципах: принцип детерминизма, принцип системности, принцип единства логического и исторического, принцип объективности историко-психологического исследования, принцип конструктивно-позитивного анализа, принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, принцип единства прошлого, настоящего и будущего, принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания.



В качестве методов исследования в работе применялись:

историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учётом общей логики развития науки в определённый исторический период; сравнительно-исторический метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей; метод систематизации психологических высказываний, изучение индекса цитирования, архивных материалов, что позволяет провести объективное сравнительное исследование по интересующей нас проблеме; метод анализа категориально-понятийного аппарата, который предполагает выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того же ученого. При этом мы старались максимально учитывать исторический и культурный контекст, соответствующий возникновению идей и концепций.

Основные источники исследования: научные работы социологов психологического направления в США; научные труды Д. Болдуина, Ч. Эллвуда, Ч. Кули, Д. Мида, У. Томаса, Э. Росса, Э. Богардуса, Ф. Олпорта и других американских ученых; биографические и автобиографические публикации указанных авторов; труды отечественных и зарубежных психологов конца XIX – начала XX веков; работы современных отечественных и зарубежных авторов по социальной психологии и истории психологии.

Научная новизна состоит в следующем:

  • впервые раскрыты предпосылки и истоки становления социальной психологии США;

  • дан систематический анализ социально-психологических идей Уорда, Гиддингса, Болдуина, Эллвуда, Кули, Мида, Росса, Томаса, Богардуса, Олпорта, заложивших основы американской социальной психологии;

  • воспроизведены основные этапы жизни и творчества первых социальных психологов США, выделены периоды становления социальной психологии в США в конце XIX – первой четверти XX вв., соотнесены ведущие подходы в социально-психологической мысли США;

  • впервые рассматриваются социально-психологические идеи Л. Бернарда, Дж. Кантора, Н. Данлапа, Р. Голта.

Теоретическая значимость исследования. Исследование раскрывает логику становления социальной психологии США. В нем впервые подробно и систематически представлены идеи первых социальных психологов, которые легли в основу как американской социальной психологии, так и современных социально-психологических теорий. Введение в научный обиход новых данных о развитии социальной психологии США позволяет обновить и расширить область историографии и истории социальной психологии, дает возможность переоценки представлений о развитии зарубежной психологической мысли. Результаты исследования могут использоваться как в образовательном процессе, так и в историографических исследованиях. Диссертационная работа может представлять интерес для исследователей истории зарубежной и отечественной социальной психологии, а также для исследователей, занимающихся психологией личности, историей организационной и спортивной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, истории социальной психологии, психологии личности, общей психологии на факультетах психологии университетов, педагогических ВУЗов, в институтах повышения квалификации, в спецкурсах по истории зарубежной психологии; они найдут применение в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий по истории психологии. Результаты исследования могут быть также использованы при дальнейшей разработке методологических проблем социальной психологии.

Достоверность и обоснованность выдвигаемых положений и сформулированных выводов определяется адекватностью применяемых методов предмету исследования, репрезентативностью источниковедческой базы, реализацией методологических принципов историко-психологического исследования, многообразием проанализированных источников.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры психологии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» (2010 г.), в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН, лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН (2010 г.). Основные положения исследования были изложены автором на конференциях: «Ананьевские чтения-2008» (С.-Петербург, 2008), «V Московские встречи» (Москва, 2009), Всероссийский методологический семинар «Актуальные проблемы изучения истории психологии» (Арзамас, 2008), Нижегородская сессия молодых ученых (Н. Новгород, 2009); международных и всероссийских научно-практических конференциях (Арзамас, 2008, 2009, 2010; Н. Новгород, 2008, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 5 таблиц, списка литературы и источников, включающего наименования, дополнительного списка научных трудов американских ученых и приложений. Диссертационное исследование изложено на 217 страницах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность, постановка проблемы и гипотезы исследования, степень изученности проблемы, определяются цель и задачи, объект и предмет, положения, выносимые на защиту, методологические основы и методы исследования. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются основные источники исследования.

В параграфе 1.1. первой главы «Основные этапы и предпосылки становления социальной психологии в США» с применением историко-генетического и сравнительно-исторического методов представлен анализ влияния общественно-исторических и социальных условий на становление американской социальной психологии; рассмотрены истоки и предпосылки возникновения социально-психологической мысли, раскрыта роль французской социологической мысли, эволюционной социологии Г. Спенсера, социальной антропологии и психологического направления в американской социологии в зарождении социальной психологии США.

К концу XIX столетия в США сложились объективные условия для становления социальной психологии, они были связаны со значительными изменениями в социально-экономической, культурной и духовной сферах развития страны. Экономический рост, процессы индустриализа­ции и урбанизации трансформировали социальную структуру и всю систему духовных ценностей американцев. Социально-экономические перемены обусловили и появление ряда трудностей в американском обществе: тяжелые условия труда, иммиграция, социальное расслоение. Многие из возникших проблем нового американского общества стали предметом исследования новой отрасли психологического знания. Решение новых вопросов в области антропологии, этнографии и социологии требовало обращения к психологическим характеристикам определенных этнических групп, учета связи продуктов культуры с традициями и ритуалами.

Для интерпретации накопленных различными областями знания фактов, а также для осмысления и осознания многих социальных проблем американские ученые нуждались в услугах социальной психологии.


Таблица 1.
«Европейские корни» американской социальной психологии.


Европа

Идеи, концепции, развиваемые учеными США

США

Огюст Конт

(1798 – 1857)



Общие принципы социологии; взгляд на общество, как на органическое целое. Закон прогресса.

А.В. Смолл

Л.Ф. Уорд



Разграничение «социальных» и «социономических» сил.

Д.М. Болдуин

Герберт Спенсер (1820 – 1903)


Эволюционная социология;

общество как эволюционирующий организм; социологический номинализм; изучение механизмов развития и функционирования общества.



У.Г. Самнер

А.В. Смолл

Л.Ф. Уорд

Ф.Г. Гиддингс

Д.Г. Мид


Эмиль Дюркгейм

(1858 – 1917)



Идея коллективного сознания.

Ф.Г. Гиддингс

Э. Росс

Людвиг Гумплович

(1838-1909)




Первоначальные группы   это орды, объединенные антропологическими и этническими признаками; понятие «этноцентризма».

У.Г. Самнер

Густав Ратценхофер

(1842-1904)



Интерес – основная единица социологического исследования.

А.В. Смолл

Адам Смит

(1723 – 1790)



Термин сознание рода (the consciousness of kind), инстинктивность сознания.

Ф.Г. Гиддингс




Идея о принятии роли другого (в экономике).

Ч.Х. Кули

Д.Г. Мид


Вильгельм Вундт

(1832 – 1920)



Основные положения «психологии народов»; трактовка языка как проявление «духа народа»

Ч.Х. Кули

Д.Г. Мид


У.А. Томас

Габриэль Тард

(1843 – 1904)



Понимание механизмов усвоения общественного опыта, понимания других людей; «Социальная логика»;

принцип подражания; термин социальный контроль; понятие толпы.



Л.Ф. Уорд

Ф.Г. Гиддингс

Д.М. Болдуин

Ч.Х. Кули

Ч.Э. Эллвуд

Э. Росс


Густав Ле Бон

(1841 – 1931)



Психология масс; теория социального внушения.

У.Г. Самнер

Д.М. Болдуин

Э. Росс

Истоки социально-психологического знания США лежат в социал-дарвинизме Смолла (Small,) и Самнера (Sumner), психологическом эволюционизме Уорда (Ward) и Гиддингса (Giddings), которые, пользуясь терминологией Б.Д. Парыгина (1971), стали «зачинателями» социально-психологической мысли в США. К числу психологических истоков следует отнести теории У. Джеймса (James), Д. Дьюи (Dewey), С. Холла (Hall).

В США в конце XIX века на основе эволюционной социологии, этнографии, антропологии и психологии происходит зарождение социально-психологического знания. На этапе зарождения можно говорить о «европейских корнях» американской социальной психологии и сильном влиянии английской, французской, австрийской школ социологического знания. Исследования американских социологов наметили пути изучения индивида в процессе его взаимодействия с другими людьми.

В параграфе 1.2. представлена периодизация становления социальной психологии в США в конце XIX – первой четверти XX веков. В качестве основания для выделения периодов развития социальной психологии США использовался качественный критерий, а именно, характер доминирующих идей и применение определенных методов исследования. В соответствии с этим, были выделены следующие этапы:

1 этап. 80-е гг. XIX в. – 1897 г. – этап зарождения социально-психологической мысли в работах американских социологов. На данном этапе в работах представителей психологического направления в американской социологии (Смолл, Уорд, Гиддингс) определяется круг социально-психологических проблем. Американские социологи обращают свое внимание на важнейшие процессы и психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия, такие, как психическое заражение, внушение, подражание, а также социальное содержание самой человеческой личности.

2 этап. 1897 г. – 1908 г. – этап становления американской социальной психологии, выделения ее в самостоятельную область знания. На данном этапе происходят важные для всего хода мировой истории социальной психологии события, отмеченные учеными среди пер­вых вех современной научной социальной психологии: эксперимент Н. Триплетта (Triplett, 1897), «полевое» исследование Э. Старбака (Starbuck, 1899), исследование психологии рекламы Х. Гейла (Gale, 1900). В указанный период появляются первые специальные работы по социальной психологии. Свои попытки разработать конкретную социально-психологическую теорию предприняли Болдуин (Baldwin, 1897), Эллвуд (Ellwood, 1899), Кули (Cooley, 1902), Мид (Mead), Росс (1908). Появляются первые университетские курсы социальной психологии (Мид, 1900).

3 этап. 1908 г. – 1918 г. – этап становления социальной психологии как эмпирической дисциплины. На данном этапе социально-психологические явления трактуются с помощью таких объяснительных принципов как «инстинкт», «установка», «привычка». Американские психологи и социологи в своих работах призывают изучать объективно наблюдаемые явления, опираясь на эмпирические данные.

4 этап. 1919 г. – 1925 г. – оформление социальной психологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины. В США появляется значительное число произведений социально-психологической направленности, существенно увеличивается число учебных пособий по социальной психологии, написанных как социологами, так и психологами. Данный этап характеризуется новым витком активной дискуссии ученых относительно критики возможностей применения категории «инстинкт» к трактовке социально-психологических явлений. Наблюдается тенденция соединения социальной психологии установок с бихевиористским подходом. В 1924 г. Ф. Олпорт обобщает опыт предыдущих поколений социальных психологов в работе «Социальная психология», тем самым закрепляя социальную психологию как экспериментальную и поведенческую науку.

  1   2

  • МИНЬКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
  • ЛУНЁВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность и постановка проблемы исследования.
  • Степень изученности проблемы.
  • Объектом исследования является
  • Предметом исследования является
  • Основные задачи исследования
  • На защиту выносятся следующие положения
  • Методологическую основу исследования
  • В качестве методов исследования в работе применялись
  • Основные источники исследования
  • Теоретическая значимость исследования.
  • Практическая значимость исследования
  • Достоверность и обоснованность
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении
  • параграфе 1.1. первой главы « Основные этапы и предпосылки становления социальной психологии в США»
  • Таблица 1. «Европейские корни» американской социальной психологии.