Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Становление и развитие воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности»




страница1/10
Дата26.02.2017
Размер1.87 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное бюджетное учреждение

«Центр образования и системных инноваций Ульяновской области»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16 города Димитровграда Ульяновской области»


ОТЧЁТ

о поисковой - исследовательской работе по теме

«Становление и развитие воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности»


Директор школы: М.В.Антонова

Зам. директора по НР: Э.Ш.Кортункова

Научный руководитель: Е.Л.Петренко

2015г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3

Основная часть

1. Интеграция учебной и внеурочной деятельности в воспитательной системе школы ……………………………………………………………………………….. 7

1.1. Теоретические подходы к созданию воспитательной системы школы…. 7

1.2. Научные подходы к проблеме интеграции учебной и внеурочной деятельности…………………………………………………………………………………. 8

1.3. Модель воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности………………………………………………………… 10

1.4. Комплексные формы интеграции учебной и внеурочной деятельности … 24

2. Результативность поисково-исследовательской работы по созданию воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности…………………………………………………………………………… ….. 38

2.1. Диагностические исследования состояния воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности…………………………………………………………………………………… 38

2.2. Оценка качества состояния воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности…………………………………. 31

3. Результативность распространения педагогических инноваций………………………………………………………………………………… 46

Заключение………………………………………………………………………. 53

Литература……………………………………………………………………… 55

Приложения……………………………………………………………………… 57



Введение

Ускорение темпов развития российского общества привело к изменению требований к образовательным организациям: они должны не столько «вооружать» обучающихся предметными знаниями, сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности, реализовать творческий потенциал, быть активным, целеустремленным, способным решать разнообразные жизненные задачи и нести ответственность за свои решения в быстро меняющихся условиях.

В то же время современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется существенной недооценкой воспитывающих функций образовательных организаций, тогда как воспитательные цели в образовательной деятельности должны быть приоритетными. Попытки создать школу развития личности без воспитания все более приходят в противоречие с педагогической теорией и практикой.

Все это обусловливает поиск таких средств обучения и воспитания, таких форм организации процесса, таких способов интеграции учебной и внеурочной деятельности, которые способствовали бы развитию личности, повышению мобильности и формированию конкурентоспособности выпускников образовательных организаций.

Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска новых подходов к воспитанию и образовательному процессу в целом.

Конкретной практической задачей становится научное осмысление деятельности педагогов, создание такого ценностного пространства бытия школьников, в котором бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм воспитания, основанный на интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Несмотря на то, что в современных исследованиях рассмотрены процессы влияния на развитие воспитательных систем образовательных учреждений таких видов деятельности, как учебная, трудовая, клубная, таких форм организации деятельности, как школьный класс, педагогический класс, клубное объединение, проблема интеграции учебной и внеурочной деятельности как основы становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения специально не исследовалась.

Таким образом, объективно существуют противоречия между:

− очевидностью возможности становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности и неизученностью условий организации этого процесса;

− возможностями влияния интеграции учебной и внеурочной деятельности на развитие субъектов воспитательной системы образовательного учреждения и самой системы и достаточно низкой эффективностью использования этих возможностей в педагогическом процессе;

− потребностями практики в научно обоснованных механизмах становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности и их недостаточной разработанностью.

Имеющиеся противоречия составили проблему исследования: какова возможность становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности?



Цель исследования: выявление особенностей интеграции учебной и внеурочной деятельности в становлении и развитии воспитательной системы школы.

Объект исследования: становление и развитие воспитательной системы школы.

Предмет исследования: интеграция учебной и внеурочной деятельности в становлении и развитии воспитательной системы школы.

Гипотеза: если будет реализована интеграция учебной и внеурочной деятельности, то воспитательная система в её становлении и развитии приобретет следующие характеристики:

1) развитие ценностных отношений школьников к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;

2) социальный статус школьника в детском коллективе школы, удовлетворяющий его как субъекта деятельности;

3) разнообразная по видам учебная и внеурочная деятельность школьника: творческая, личностно-значимая деятельность, соответствующая интересам и способностям;

4) поддерживающая, помогающая профессиональная позиция педагогов и родителей в проблемах самореализации и социализации воспитанника в образовательном процессе школы;

5) расширяющаяся социально-педагогическая среда для самоутверждения, самоопределения и самореализации школьника в пространстве «класс» → «школа» → «микрорайон» → «город».

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) определить степень изученности проблемы интеграции учебной и внеурочной деятельности;

2) проанализировать теоретические подходы к созданию воспитательной системы школы: ценностные основания, целевые ориентации, структурные компоненты, профессиональную позицию педагога и положение школьника в системе ценностных отношений субъектов воспитания,- на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности;

3) разработать модель становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности;

4) экспериментально проверить возможность практической реализации модели становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности, разработать диагностические средства для оценки характеристик, продуцируемых предлагаемой моделью воспитательной системы школы;

5) анализ эмпирического опыта и разработка методических рекомендаций;

6) обработка и обобщение результатов поисково-исследовательской работы.
Новизна исследования заключается в разработке модели становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная модель становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности может быть использована в других образовательных организациях.

Методы исследования:

В ходе поисково-исследовательской работы предполагается использовать следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение передового педагогического опыта и инновационных технологий в данной области; систематизация и обобщение.

2. Диагностические методы, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение документации, опрос, метод создания специальных ситуаций, анализ продуктов творческой деятельности детей, диагностики психологического климата школы, сравнительных оценок родителей, высказываний учащихся, отношения к школе в общественном мнении города.

3. Поисково-исследовательская работа.

Условия обеспечения реализации цели программы развития инновационных процессов:

Кадровые условия:

Заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, старший вожатый, социальный педагог, педагоги дополнительного образования – 2 человека, воспитатель группы продленного дня, заведующая библиотекой, классные руководители – 30 человек



Материально-технические условия:

территория школы, актовый зал, спортивный зал, зал ритмики, компьютерный класс, кабинеты, библиотека, компьютеры.



Организационные:

Управление поисково-исследовательской работой осуществляется по следующей схеме: директор образовательной организации, научный руководитель, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе, творческие группы.

Предполагаемая продолжительность – 5 лет.

Возможные потери, негативные последствия:

1. Трудности освоения новых способов деятельности в связи со сложившимися стереотипами могут привести к затягиванию процесса построения воспитательной системы.

2. Недостаточный уровень мотивации педагогов к воспитательной деятельности может повлечь за собой разрыв между обучением и воспитанием.

3. Инерция традиционного мышления части педагогического коллектива, родителей и другого окружения школы..

4. Недостаточная включенность учащихся в различные виды активной деятельности будет сдерживать процесс их становления как субъектов собственной жизни.

5. Другие факторы, выявляемые по ходу исследовательской работы.



Этапы программы развития инновационных процессов:

I этап (декабрь 2010 - июнь 2011 г.)

Содержание работы:

Изучение состояния проблемы в теории и практике, определения теоретического замысла исследования и эмпирической базы.

Поиск инновационных средств для решения проблемы. Формирование творческих групп по первоначальным направлениям работы. Коррекция дальнейших планов поисково-исследовательской работы на предмет соответствия выработанной концепции.

Отчетные материалы:

«Становление и развитие воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности»: теоретическая разработка



II этап (сентябрь 2011 - июнь 2012 г.)

Содержание работы:

Определение оптимальной системообразующей деятельности и придание воспитывающего характера другим видам совместной деятельности детей и взрослых в школе.

Разработка диагностических средств для оценки характеристик, продуцируемых предлагаемой моделью воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Разработка пилотных форм интеграции учебной и внеурочной деятельности.



Отчетные материалы:

Сборник диагностических методик.



III этап (сентябрь 2012 - июнь 2013 г.)

Содержание работы:

Апробация форм интеграции учебной и внеурочной деятельности организации совместной воспитывающей деятельности школьников и педагогов.

Апробация диагностических методик.

Проверка выдвинутых положений гипотезы исследования и анализ полученных результатов. Коррекция дальнейших планов поисково-исследовательской работы



Отчетные материалы:

Описание форм интеграции учебной и внеурочной деятельности. Методические рекомендации для учителей. «Интеграция учебной и внеурочной деятельности».



IV этап (сентябрь 2013 - июнь 2014 г.)

Содержание работы:

Работа над созданием методических рекомендаций педагогов школ по применению форм интеграции учебной и внеурочной деятельности в процессе становления и развития воспитательной системы школы.

Проверка в процессе исследовательской работы эффективности разработанной модели становления и развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Отчетные материалы:

«Развитие воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности»: методические рекомендации.



V этап (сентябрь 2014 - июнь 2015 г.)

Содержание работы:

Обобщение и анализ результатов исследовательской работы.



Отчетные материалы:

Научный отчет

Представленные в работе материалы отражают опыт педагогов МБОУ СШ № 16 г. Димитровграда по реализации приемов, методов, технологий в комплексных формах на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности как основы становления и развития воспитательной системы образовательной организации.
Глава 1. Интеграция учебной и внеурочной деятельности в воспитательной системе школы

1.1. Теоретические подходы к созданию воспитательной системы школы

Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. В педагогике существуют различные подходы к созданию воспитательной системы школы.

По мнению Л.Н. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление [7, 18, 19].

А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

Каждая из используемых в педагогической деятельности концепции имеет свое определение понятия "воспитание". Исходя из того или иного определения, сущности воспитания формулируются соответственно цели, задачи, основные направления воспитательной работы. А значит, каждое из учебных заведений вправе определить, каким будет его стратегическое направление в процессе воспитания учащихся [23].

Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей изложены в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, ученые подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность [7, 18, 19, 21, 23].

Ученые Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова

и другие рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Понятие "система" – одно из фундаментальных во всех науках и видах деятельности. Система понимается как упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы – это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания [18,19].

Модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, легла в основу концепции становления воспитательной системы МБОУ СШ №16 .

1.2. Научные подходы к проблеме интеграции учебной и внеурочной деятельности

Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким.

Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Однако целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.

Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий по-разному практически реализовали идею единства обучения и воспитания учащихся, исходя из конкретных социально-педагогических условий. В своих научно-публицистических работах и практической педагогической деятельности каждый из них рассматривал целостность учебно-воспитательного процесса через связь школьного образования с практической работой воспитанников вне школы, взаимосвязь обучения и трудового воспитания, единство образования и нравственного воспитания.

Идеи классиков отечественной педагогики XX в. о целостности учебно-воспитательного процесса интенсивно актуализировались в последующие годы. Эта проблема как специальный предмет анализа рассматривалась в 60-90-е годы XX в. Ю.К. Бабанским, Л.Ю. Гординым, B.C. Ильиным, В.В. Краевским, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым и др.

В.С.Ильин, исходя из идеи целостного развития личности, разрабатывает методологические и теоретические основы взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной деятельности. Он отмечает, что личность не может первоначально подготовиться к жизни, а затем включиться в таковую. Объективно процесс развития человека как личности начинается с момента его рождения. Обучение ребенка в школе не может рассматриваться иначе как особый, специфический, способ и форма его жизнедеятельности. В школе ребенок продолжает жить. Задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, но на организации учебно-воспитательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя. Идеи B.C. Ильина соотносятся с идеями М.А. Данилова, А.Г. Костюка, С.Л. Рубинштейна о том, что внешнее социальное влияние по-разному воспринимается личностью и так же по-разному формирует ее [10].

М.А. Данилов рассматривает педагогический процесс, как внутренне связанную совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, культуру и нравственность облика, способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека [8].

С точки зрения Ю.К. Бабанского педагогический (учебно-воспитательный) процесс – это органичное единство процессов обучения, воспитания и развития, сущность которого состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонично развитой личности. Им были раскрыты и выделены основные компоненты педагогического процесса, описана сущность единства процессов обучения и воспитания, дана характеристика интеграции целей, содержания, методов и форм педагогического процесса [10].

Сущность единства и взаимосвязи различных компонентов педагогического процесса (целей, содержания, методов и форм) раскрыл в своих работах В.М. Коротов. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривался им как целостное единство, характеризующееся общностью его принципов, содержания, организационных форм и методов. В.М. Коротовым впервые была предпринята попытка создать технологии и методики интеграции процессов обучения и воспитания при системном использовании различных методов учебно-воспитательной работы. Систематизация методик и классификация методов учебно-воспитательной деятельности позволила В.М. Коротову показать универсальные возможности учебных и внеучебных занятий в обучении, воспитании и развитии школьников и их интегрируемость в учебно-воспитательном процессе [10].

В.М. Коротову удалось раскрыть технологическую сущность интеграции обучения и воспитания при исследовании ученического самоуправления. Им было показано единство обучения и воспитания учащихся, взаимосвязь нормативных и самостоятельных видов деятельности педагогов и учащихся. В.М. Коротов сформулировал основные принципы целостной учебно-воспитательной работы, выделив в качестве основного принцип единства обучения и воспитания, последовательно реализуемый в задачах, содержании, формах и методах учебно-воспитательной работы.

Диалектическое единство школы как носителя определенной педагогической системы и жизни обозначает в своих трудах В.В. Краевский. Он утверждает, что воспитанник, находясь внутри специально организованной педагогической системы, не только готовится к жизни, но уже живет. Задача педагога заключается и в подготовке детей к жизни, и к непосредственному включению их в жизнь. Более того учебно-воспитательный процесс в целом выполняет двуединую задачу обучения и воспитания – подготовки к жизни и включения в жизнь. В.В. Краевский отмечает, что единство обучения и воспитания носит диалектический характер и реализуется через различия: обучение не изолировано от включения воспитанника в жизнь, оно развертывается на том участке учебно-воспитательного процесса, где доминирует подготовка к жизни. В свою очередь, воспитание – такое включение в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки, но в этом случае доминантой, главной целью, является именно включение. Таким образом, есть воспитание в обучении и обучение в воспитании.

По мнению Б.Т.Лихачева важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т. е. целесообразность, последовательность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы. Сложность педагогического процесса, неоднозначность его результатов заключается в том, что ребенок воспитывается целостно, в общем жизненном потоке отношений, в то время, как в организованной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельных специализированных подсистемах [10].

Несмотря на то, что в научных исследованиях рассмотрены процессы влияния учебной и внеурочной деятельности на такие виды деятельности, как учебная, трудовая, клубная, такие формы организации деятельности, как школьный класс, педагогический класс, клубное объединение, проблема интеграции учебной и внеурочной деятельности как основы становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения специально не исследовалась.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16 города Димитровграда Ульяновской области» ОТЧЁТ
  • 2015г. Содержание
  • Цель исследования
  • Предмет исследования
  • Практическая значимость
  • Условия обеспечения реализации цели программы развития инновационных процессов: Кадровые условия
  • Материально-технические условия
  • Возможные потери, негативные последствия
  • Этапы программы развития инновационных процессов: I этап (декабрь 2010 - июнь 2011 г.) Содержание работы
  • II этап (сентябрь 2011 - июнь 2012 г.) Содержание работы
  • Отчетные материалы
  • IV этап (сентябрь 2013 - июнь 2014 г.) Содержание работы
  • V этап (сентябрь 2014 - июнь 2015 г.) Содержание работы
  • Глава 1. Интеграция учебной и внеурочной деятельности в воспитательной системе школы 1.1. Теоретические подходы к созданию воспитательной системы школы
  • 1.2. Научные подходы к проблеме интеграции учебной и внеурочной деятельности