Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Становление и особенности внешней политики республики беларусь




Скачать 407.1 Kb.
страница1/3
Дата17.06.2017
Размер407.1 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 327(476)“19/20”(043.3)
УЛАХОВИЧ

ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ




СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (1991-2005 гг.)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

по специальности

07.00.15 – история международных отношений и внешней политики


Минск, 2012

Работа выполнена в Белорусском государственном университете.


Научный руководитель

Розанов Анатолий Аркадьевич,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений Белорусского государственного университета.




Официальные оппоненты:

Космач Геннадий Аркадьевич,

доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой нового и новейшего времени УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»





Романовский Роман Геннадьевич,

кандидат исторических наук,

заместитель начальника Главного управления Европы Министерства иностранных дел Республики Беларусь


Оппонирующая организация

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Защита состоится «6» декабря 2012 г. в 14.00 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.01.20 при Белорусском государственном университете по адресу: 220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 8, ауд. 407, телефон ученого секретаря 226-55-41.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.
Автореферат разослан «5» ноября 2012 г.
Ученый секретарь

совета, доцент Достанко Е.А.



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обобщения опыта внешнеполитического становления Республики Беларусь как самостоятельного государства, формирования в общественном сознании углубленного понимания национальных приоритетов, их современного прочтения, дальнейшей научной разработки внешней политики Беларуси, которая является важнейшим условием ее эффективности и соответствия современным вызовам.

Актуальность исследования определяется требованием увеличения вклада социально-гуманитарных наук в процесс развития и укрепления белорусской государственности1, а также отсутствием до нынешнего времени в белорусской научной литературе комплексных исследований, посвященные становлению внешнеполитических основ государства, необходимостью преодоления негативных стереотипов, бытующих в отношении современной Республики Беларусь.

Хронологические рамки исследования были заданы принятием Декларации о государственном суверенитете Верховного Совета БССР от 27 июля 1990 г.2, заложившей юридические предпосылки возникновения новой белорусской государственности – Республики Беларусь в 1991 г. В течение последующего пятнадцатилетия в стране проходил интенсивный процесс формирования национальной внешней политики. В 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, в 1996 г. в нее были внесены дополнения и изменения3. В разделе «Основы конституционного строя» законодательно закреплялась приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, подтверждалась цель сделать Беларусь безъядерным и нейтральным государством. Важным событием стало принятие Верховным Советом Республики Беларусь Военной доктрины Республики Беларусь4, в которой давалась геополитическая характеристика положения страны, декларировался миролюбивый характер, суверенность и самостоятельной внешнеполитической линии. Этот документ и его последующая редакция5, а также первая редакция Концепции национальной безопасности (1995 г.)6 стали основой, на которой позднее был принят важнейший современный документ – Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г7. Завершением рассматриваемого периода стало утверждение 14 ноября 2005 г. Закона Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»8.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами

Диссертация выполнялась в рамках плановых научно-исследовательских работ:

– «Внешняя политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы» (2001–2005 гг.), государственная регистрация № 20011431;

– «Место и роль Республики Беларусь в современной системе международных отношений» (2006–2010 гг.), государственная регистрация № 20061708, реализованными на кафедре международных отношений Белорусского государственного университета.

Кроме того, разработка темы осуществлялась в рамках участия автора во временных научных коллективах, выполнявших НИР по заказу Министерства иностранных дел Республики Беларусь:

– Разработка концепции взаимодействия Республики Беларусь с Европейским Союзом (государственная регистрация № 20003402 от 28.03.2001 г.);

– Разработка концепции взаимодействия Республики Беларусь с Движением неприсоединения (государственная регистрация № 20003404 от 28.03.2001 г.);

– Разработка концепции внешней политики Республики Беларусь (государственная регистрация № 20013541 от 25.09.2003 г.).

В ходе выполнения диссертационного исследования автором были реализованы 5 внедренческих инициатив в рамках вышеназванных исследовательских проектов, а также во время работы автора в Межведомственной рабочей группе, образованной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (№1211 от 28.09.2004 г.) для выработки инициативы Республики Беларусь, выдвинутой на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и в составе рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ по доработке конституционного Закона Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (2005 г.).

Цель и задачи исследования

Объектом исследования является внешняя политика Республики Беларусь.

Предметом – становление и особенности внешней политики Беларуси в 1991–2005 гг.

Цель исследования – выявление этапов и особенностей формирования в указанные годы эффективной модели внешней политики, отражающей фундаментальные национальные интересы Республики Беларусь, включающей в себя договорно-правовые основания, сложившийся механизм государственного управления, материальную, инфраструктурную базу, развитые формы двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– провести источниковый и историографический анализ материалов по внешней политике страны в исследуемый период;

– выявить ключевые элементы, образующие основу внешней

политики и проследить эволюцию их становления;

– изучить формирование механизма реализации внешней политики, а также важные события и факты, характеризующие внешнюю политику Республики Беларусь и определяющие особенности ее развития в указанный период;

– разработать предложения, направленные на повышение эффективности работы органов государственного управления во внешнеполитической и внешнеэкономических сферах.




Основные положения, выносимые на защиту

1. Авторский вывод о том, что к 2006 г. в Республике Беларусь сформировались устойчивые приоритеты и направления внешней политики, ее законодательные основы, объективно отражающие задачи укрепления белорусской государственности, национального суверенитета, обеспечения фундаментальных интересов граждан Республики Беларусь.

Во-первых, состоялось полномасштабное признание Республики Беларусь как равноправного субъекта международных отношений и международного права.

Во-вторых, сформировались принципы внешней политики страны, такие как преемственность, суверенность, многовекторность, прагматизм, определились ключевые внешнеполитических направления, страновые и региональные приоритеты.

В-третьих, оформилась основная правовая база (Конституция, Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики», Концепция национальной безопасности, другие законодательные акты регламентирующие взаимодействие страны во внешнеполитической сфере).

В-четвертых, формирование механизма реализации внешней политики было также в основном завершено в обозначенные годы. Сложилась эффективная и соответствующая фундаментальным задачам построения независимого и суверенного белорусского государства модель во главе с Президентом Республики Беларусь[1, с.282-7].

2. Аргументированный вывод о том, что сформированная законодательная база в достаточной степени определила политико-правовой фундамент и практические рамки внешней политики страны, а второй раздел Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики», соответствует общепринятой и типичной структуре, функциональной нагрузке концептуального внешнеполитического документа [1, с.56-58; 3; 11].

3. Авторское заключение о том, что в процессе реализации общенациональных задач, участия в решении международных проблем внешняя политика Республики Беларусь проявилась как система, отвечающая интересам сохранения и укрепления национального суверенитета, устойчивого развития, интеграции страны в мирохозяйственные связи и базирующаяся на продвижении ряда моделей стратегического, регионального и функционального характера: Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации; интеграционные форматы постсоветского пространства (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ); построение «пояса добрососедства» и прагматичного сотрудничества с Европейским Союзом; построение системы товаропроводящих сетей во внешнеэкономической сфере.

4. Вывод о том, что развитие изучаемого процесса характеризовалось наличием нескольких типов противоречий, разрешение которых во многом предопределяло траекторию и особенности этого развития.

На первом этапе (1991-1994 гг.) внутриполитические противоречия отражали сторонники трех условных направлений внешнеполитического курса: углубления сотрудничества с Западом и присоединение в дальнейшем Республики Беларусь к евроатлантическим межгосударственным объединениям; восточного направления с последующим присоединением к Российской Федерации и ограничением белорусской государственности; укрепления белорусской государственности, проведения рациональной и суверенной внешней политики, базирующейся на коренных интересах народа, тесного партнерства с Российской Федерацией, сбалансированного полноценного взаимодействия с Европейским Союзом, развитого сотрудничества со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Особенности последующего периода были связаны с переходом от парламентской к президентской модели и вытекающими из этого необходимыми преобразованиями системы государственного управления и политической жизни.

К категории внутриполитических противоречий можно добавить и противоречия, имевшие место между официальными структурами и оппозиционными силами. Международные контакты оппозиционных партий и организаций, суть которых часто сводилась к побуждению западных партнеров принять шаги, меры и даже санкции по отношению к Беларуси, негативно влияли на международное взаимодействие.

Внешнеполитические противоречия исследуемого периода на первом этапе вытекали из обострения взаимоотношений с Западом, в особенности после военной операции НАТО в Югославии, расширения НАТО, были порождены попытками реализовать модель однополярного мироустройства. Начиная с 1997 г., происходит заметное усложнение внешнеполитической среды, связанное с неприятием западными странами референдума, состоявшегося в Беларуси в ноябре 1996 г., а также общественно-политического уклада и реализуемой в стране практики государственного строительства.

Личный вклад соискателя

Исследование является результатом многолетней самостоятельной работы, другие авторы участия в нем не принимали. В процессе работы над диссертацией автором впервые изучен, систематизирован, проанализирован и введен в научный оборот обширный фактический материал.


Апробация результатов диссертации

В процессе изучения данной темы автором были сделаны доклады на следующих научных конференциях и семинарах: «Внешняя политика Беларуси в исторической ретроспективе» (Минск, 24–25 мая 2002 г.), «Беларусь в современном мире» (Минск, 22–23 октября 2002 г.), «Расширение Европейского Союза и Беларусь» (Минск, 28–29 ноября 2002 г.), «Германия – Беларусь: 10 лет германо-белорусских отношений» (Минск, 29 ноября – 1 декабря 2002 г.), «Влияние расширения ЕС и НАТО на восток на процессы интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве» (Киев, 28–29 марта 2003 г.), «Польско-белорусские отношения» (Варшава, 15–16 мая 2003 г.), «Актуальные вопросы развития и деятельности белорусской дипломатической службы во второй половине XX века» (Минск, 4 ноября 2003 г.), «Беларусь и расширяющийся Евросоюз: стратегия сотрудничества» (Минск, 25 ноября 2003 г.), «Место Беларуси в Европе. Сотрудничество между Беларусью, ЕС и НАТО (Варшава, 12–13 декабря 2003 г.), «Большая Европа: перспективы для европейских стран СНГ» (Москва, 17–18 февраля 2004 г.), «Стратегия «Нового соседства» Европейского Союза и перспективы ее реализации на постсоветском пространстве» (Санкт-Петербург, 23 марта 2004 г.), «Германия – Польша – Беларусь. Новое соседство после расширения ЕС» (Минск, 25–27 марта 2004 г.), «Beyond “Big Bang”: The Challenges of EU’s Neighbourhood Policy in the East» (Хельсинки, 15 апреля 2004 г.), «Польша и Беларусь после расширения ЕС» (Брест, 16–17 июня, 2004 г.), «Вызовы Европейской политики соседства» (Рим, 26–27 ноября 2004 г.), «Польша, Германия и их восточные соседи в контексте политики нового соседства ЕС» (Санкт-Петербург, 3–4 декабря 2004 г.), «Трансграничное сотрудничество в условиях расширенного ЕС: уроки, возможности, перспективы» (Львов, 11–12 июня 2005 г.), «Россия и Беларусь: энергетические проекты в политическом контексте» (Москва, 17 июня 2005 г.), «Субрегиональное сотрудничество. Перспективы белорусских еврорегионов» (Брест, 6–7 октября 2005), «Проблемы методологии исследований истории Беларуси» (Минск, 26–27 октября 2006 г.), «Российская политика соседства» (Москва, 12–13 октября 2007), «Роль образовательных и исследовательских организаций в приграничном сотрудничестве» (Минск, 29 мая 2008 г.), «Россия и Восточное партнерство ЕС: вызов или новая платформа для сотрудничества?» (Санкт-Петербург, 10–12 декабря 2009 г.), «Общие интересы региона Балтийского моря в области безопасности» (Санкт-Петербург, 26–28 апреля 2010 г.), «Опыт и перспективы взаимодействия Республики Беларусь со странами Европейского Союза в сфере науки, образования и культуры» (Минск, 28 апреля 2011 г.).


Опубликованность результатов

Общий объем публикаций по теме составляет 42,27 авторских листа.

Из них в изданиях, определенных ВАК Республики Беларусь - объемом 5,98 авторских листа; всего в рецензируемых научных журналах - объемом 9,35 авторских листов; рецензируемых сборниках статей, в сборниках по итогам международных и научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов» - 12,72 авторских листов. Основные итоги исследования, были изложены в монографии «Формирование основ внешней политики Республики Беларусь» объемом в 14,2 авторских листа, рекомендованной к публикации Управлением внешней политики Администрации Президента Республики Беларусь [1].

На публикации автора ссылались авторы диссертаций и публикаций из Беларуси, Германии, Голландии, Латвии, Польши, России, Украины.


Структура и объем диссертации

Структурно работа состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав и заключения. Полный объем диссертации – 156 страниц. Список использованных источников, включая собственные публикации, состоит из 541 наименований (из них – 52 на иностранном языке) на 48 страницах. Логика построения работы продиктована хронологией развития внешнеполитической сферы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Первая глава «Аналитический обзор литературы, методология и методы исследования» посвящена анализу историографии и источников по теме диссертации и методам исследования.

В первом разделе проводится классификация источников, выделяются их три основные группы: научные исследования, официальные документы, другие источники. Дана общая характеристика историографии по внешней политике современной Беларуси, которая, с одной стороны, достаточно многообразна, но с другой стороны, собственно по обозначенной тематике существует лишь небольшое число обобщающих публикаций, принадлежащих нескольким авторам.



Второй раздел посвящен обзору исследований по теории системного, концептуального подхода и исторической преемственности внешней политики современной Беларуси. Становление внешней политики, внутриполитическое развитие, формирование мировоззренческих основ белорусской государственности, международной идентичности страны, логично и правильно рассматривать в рамках сложной взаимопроникающей, взаимодополняющей системы. Понятие системы дает возможность целостного представления объекта изучения и помогает выявлению закономерностей, логически увязывает событийный ряд. Попытка реализовать такой подход была осуществлена автором и при написании монографии, в которой апробировались обобщения настоящей работы, были изложены некоторые выводы и, в частности, была предложена система элементов, образующих внешнеполитические основы государства [1, с.282 - 286].

На взгляд автора, работы по истории белорусской государственности особенно важны с точки зрения понимания современного принципа преемственности внешней политики белорусского государства, которые также во многом нейтрализуют и стереотипные представления о его так называемой «искусственности», об отсутствии исторического опыта государственности у белорусской нации.



Третий раздел первой главы посвящен историографии внешней политики Республики Беларусь как независимого государства. Кроме статей, тематически близких к настоящей работе белорусских ученых (А.Розанов, В.Снапковский, А.Челядинский, А.Шарапо), важными являются информационно-аналитические публикации белорусских дипломатов и государственных деятелей, статьи Н.Дрозд, О.Долгополовой, С.Звонко, О.Лаптенка, У.Латыпова, В.Макея, С.Мартынова, Я.Мицкевича, В. Сенько, В.Скворцова, А.Скрипко, А Сычева, М.Хвостова, В.Цепкало, М.Чесновского, В.Шиха, в которых рассматривались отдельные аспекты внешней политики: в области международной безопасности, стратегического партнерства с Российской Федерацией, сотрудничества в рамках ООН, европейского вектора внешней политики, двусторонних связей, ее системного построения.

Во второй половине 1990-х гг. были опубликованы исследования, более детально рассматривающие международные интересы, приоритеты, различные элементы внешней политики. Отдельное направление - международная безопасность, которую ученые и специалисты рассматривают в тесной связи с общеевропейскими тенденциями, расширением НАТО и ЕС (А.Байчоров, О.Ермолович, А.Розанов). Еще одно направление, которым активно занимаются уже на протяжении почти двух десятилетий белорусские специалисты, – двусторонние отношения Республики Беларусь. Они затрагивают вопросы взаимодействия с Болгарией, Великобританией, Германией, Китаем, Польшей, Францией и другими странами (А.Егоров, С.Иванов, Л.Короленок, В.Мацель, А.Русакович, В.Фрольцов). Отношения с Европейским Союзом как научное направление приобретает черты собственной национальной исследовательской школы (А. Дайнеко, И.Пимошенко, Л. Орлов, К.Федорович, Л. Хухлындина, В.Шадурский). Автор данного автореферата также посвятил отношениям с ЕС несколько публикаций [2; 4; 12; 13; 16; 22; 23; 24; 25; 27]. Подводя итог обзору отечественной историографии по истории внешней политики Республики Беларусь в начальный период становления нового независмого государства, можно признать, что существует достаточное число публикаций, раскрывающих отдельные элементы и направления внешней политики. Их совокупность помогает воссоздать картину становления сферы международного взаимодействия Республики Беларусь, прояснить детали. Что касается обобщающих работ, отражающих этот процесс на основе документальных материалов и научных методов, то можно констатировать их фактическое отсутствие.

Интерпретация дипломатической истории Республики Беларусь в зарубежной историографии, безусловно, представляет большой интерес. Один из общих выводов, к которому приходят специалисты-международники, сводится к тому, что на Западе исследования по Беларуси остаются редкостью, а публикации зачастую поверхностны. Тем не менее, в последние годы наблюдается рост их количества. Белорусские ученые справедливо отмечают, что наиболее активны немецкие исследователи. Можно полностью согласиться с мнением В. Шадурского о том, что в Германии фактически уже создана научная школа по изучению Беларуси9. В англоязычной среде по белорусской проблематике изданы работы C. Уайта, Т. Казио, Р. Легволда, Дж. Ловинхардта, К. Мартинсена и др. Ряд аналитических статей, посвященных белорусскому внешнеполитическому курсу опубликован известными российскими авторами (В. Никонов, С. Рогов, Д. Тренин, Т.Шаклеина), а также польскими экспертами (С.Дебски, А.Эберхард). Среди франкоязычных авторов известна А. Гужон. Зарубежная историография дополняет картину описания внешнеполитической жизни государства. Эти публикации по-своему интересны и важны, хотя и не могут дать полноценной реконструкции реального исторического процесса.

К особому, и важнейшему типу источников относятся политические документы официального и неофициального характера, а также документы текущих архивов органов государственного управления. Кроме законодательных актов, следует в первую очередь выделить материалы руководства страны программного характера. В выступлениях Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко «Исторический выбор Беларуси», «Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире» и ряде других10 изложены концептуальные положения, характеризующие внешнеполитический выбор и курс Беларуси. Одно из наиболее значимых – выступление «Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире»11.

Дополнительным важным источником представляются официальные документы Совета министров Республики Беларусь. Ценнейший источник –материалы МИДа: заявления, выступления, материалы брифингов. В рамках исследования автором было изучено свыше 200 архивных дел МИДа, в библиографическом описании диссертации упомянуто 99 документов.

Во второй главе «Опыт внешнеполитического самоопределения Республики Беларусь в 90-е гг. ХХ в.» рассматривается процесс становления внешней политики суверенной Беларуси, его специфические черты и особенности.



Первый раздел посвящен политико-правовому закреплению суверенности внешней политики страны. Раскрываются вопросы, связанные с принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете; заявления «О принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь»; Военной доктрины Республики Беларусь 1992 г. Вышеназавнные документы закладывали основы для выстраивания всей внешнеполитической сферы. Первостепеная задача в работе белорусского дипломатического ведомства в тот период – признание международно-правовой субъектности страны. Процесс признания Беларуси как суверенного государства начался в конце 1991 г. и проходил достаточно успешно, не имел сложностей политического свойства. Единственным важным моментом была необходимость подтверждения Республикой Беларусь своей ответственности в области международной безопасности. И это стало одним из важнейших направлений деятельности белорусской дипломатии в первые годы существования Республики Беларусь. Юридическое подтверждение положения о безъядерном статусе было обеспечено ратификацией в 1993 г. Договора о стратегических наступательных вооружениях и Лиссабонского протокола, а также присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Кроме того, Республика Беларусь присоединилась к Договору об обычных вооруженных силах в Европе и к Конвенции о запрещении химического оружия. Среди других важнейших событий на этом направлении - саммит СБСЕ 5 декабря 1994 г., где главы Беларуси, Великобритании, США и России подписали Меморандум о гарантиях безопасности Республики Беларусь. Фактически, уже в первое пятилетие независимости были заложены долгосрочные основы предсказуемой, последовательной и транспарентной белорусской позиции в области коллективной безопасности, ядерного нераспространения и сокращения вооружений. Еще одной актуальной задачей рассматриваемого периода было создание эффективной дипломатической инфраструктуры, ее центрального звена и загранучреждений, которая активно развивалась.

В целом внешнеполитическая сфера страны в первые годы независимости отражала общую политическую ситуацию, свойственные ей проблемы и противоречия, определенный дефицит устойчивости в государственном управлении. К особенностям этого первоначального этапа становления белорусской внешней политики можно отнести распространненость среди политиков и депутатов романтических представлений относительно развития международных отношений и сотрудничества; отсутствие опыта государственного управления в условиях независимости; отсутствие полноценной белорусской дипломатической инфраструктуры, кадров; неразвитость законодательства; наличие инерции распада большого государства и социально-экономических проблем, а также относительно благоприятной внешнеполитической среды с точки зрения признания независимости Беларуси.



Во втором разделе второй главы рассматриваются вопросы становления и развития внешнеполитической стратегии в первые годы независимости. Теоретические и политические дискуссии относительно выбора главного внешнеполитического принципа в начале 1990-х гг. часто сводились к дискуссиям о построении белорусской модели нейтралитета. В 1992–1993 гг. было подготовлено несколько проектов концепции внешней политики, которые рассматривались в МИДе, соответствующей Комиссии и Президиуме Верховного Совета XII созыва, и которые во многом отталкивались от доктрины нейтрального государства. Среди экспертных публикаций первой половины 1990-х гг. относительно концептуализации внешней политики следует отметить два исследования: «Проблемы и ориентиры внешней политики Республики Беларусь», выполненное Национальным центром стратегических инициатив «Восток – Запад», и «Белорусский нейтралитет как фактор национальной и европейской безопасности», проведенное в 1994–1995 гг. Институтом развития и безопасности12. Положение о нейтралитете закрепленное в Декларации о государственном суверенитете и заявлении «О принципах внешнеполитической деятельности», воспроизведено в Конституции 1994 г. и в ее новой редакции 1996 г., а также подтверждено в последующих документах общенационального уровня. Самая масштабная дипломатическая инициатива первого пятнадцатилетия - создания безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе - также имеет прямое отношение к стремлению реализовать белорусский нейтралитет на практике13. Переход к базовому принципу многовекторности внешней политики в 1996–1997 гг. не означал исчезновения идеи нейтралитета, что проявилось, например, во вступлении Беларуси в Движение неприсоединения в 1998 г. [1, c.106-121]. В дальнейшем в результате развития белорусского государства положение о нейтралитете получило новое, более точное прочтение, в котором находит отражение стремление белорусского народа к миру и международной безопасности, а также быть равными с другими народами, не позволяя никому навязывать свои интересы и ценности извне. Выступая на совещании с руководителями белорусских загранучреждений в июле 2004 г., Президент Республики Беларусь отмечал: «…Я все время думал о закрепленной в нашей Конституции позиции нейтралитета Беларуси. Конечно, эта формулировка отражает романтизм первых лет независимости… Но, думаю, она сыграла и, наверное, продолжает играть роль важного стержня и опоры для нашей внешней политики. Теперь это воспринимается больше не как обособленность, а как самостоятельность. Эта формулировка обеспечивает понимание того, что мы должны найти и обеспечить свое собственное, особое, неповторимое, не растворимое в других народах и государствах место для нашей Беларуси»14.

Третий раздел второй главы посвящен внешней политике страны после избрания Президента Республики Беларусь. Базовым принципом международного взаимодействия с этого времени стали определять принцип многовекторной, сбалансированной политики. Это нашло свое выражение в утвержденной 27 марта 1995 г. Советом безопасности Республики Беларусь Концепции национальной безопасности страны. Стратегические разработки МИД Беларуси этого периода представлены в ряде архивных дел: № 1052, № 1053, № 1054. Результатом активной работы дипломатического ведомства стало то, что Министерство подготовило пакет проектных документов, направленных на оптимизацию управления, стратегического планирования и аналитического обеспечения белорусской внешней политики. И хотя они и не были приняты, их разработка и обсуждение внесли определенный вклад в развитие внешнеполитической мысли и практики. В 1994–1996 гг. многовекторный курс был закреплен целым рядом конкретных и достаточно действенных практических шагов. Это относится к таким направлениям, как развитие стратегического партнерства с Российской Федерацией, развитие эффективного участия страны в деятельности разнообразных международных организаций, системного взаимодействия с европейскими партнерами и соседними государствами («пояс добрососедства»), наращивание сотрудничества со странами Азии, Африки, Латинской Америки. На европейском направлении были предприняты существенные усилия, сотрудничество продолжало развиваться, состоялся ряд важнейших визитов. Особо стоит выделить визиты Президента Республики Беларусь в Бельгию и Францию, открывавшие возможности для развития широкомасштабного взаимодействия. Однако с 1997 г. инициативы белорусской дипломатии стали сдерживаться так называемым ограничительным подходом западных партнеров. Это было связано с конституционным референдумом, состоявшимся в ноябре 1996 г.

Новые более масштабные и более сложные задачи требовали и соответствующего организационно-функционального обеспечения. В 1996 г. были внесены изменения в структуру и штатное расписание МИДа. В 1998 г. в соответствии с указом Президента были упразднены министерства иностранных дел и внешнеэкономических связей, а также аппарат министра по делам СНГ и образовано новое Министерство иностранных дел Республики Беларусь, призванное исполнять функции трех упомянутых ведомств.



Подводя итог изложенному во второй главе, можно отметить, что, несмотря на имевшие место издержки и противоречия, международная деятельность Республики Беларусь в 1995–2000 гг., проявилась как система, приобрела устойчивые характеристики: многовекторность; приверженность интеграционным процессам; последовательность и инициативность в вопросах укрепления международной безопасности; открытость к построению добрососедских отношений; проведение активной линии в международных организациях.
  1   2   3

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами
  • Цель и задачи исследования
  • Основные положения, выносимые на защиту
  • Личный вклад соискателя
  • Апробация результатов диссертации
  • Опубликованность результатов
  • Структура и объем диссертации
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Первая глава «Аналитический обзор литературы, методология и методы исследования»