Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Срок – до 1 ноября. История зарубежного театра. 3 семестр Античный театр




Скачать 373.28 Kb.
страница1/2
Дата07.07.2018
Размер373.28 Kb.
  1   2
Темы рефератов. Рефераты присылать в электронном виде по адресу: elenavoronina@inbox.ru Срок – до 1 ноября. История зарубежного театра. 3 семестр Античный театр. Театр эпохи Средневековья. Театр Возрождения. Театр Франции ХVII - XVIII веков. Театр и актерское искусство начала XX века. История зарубежного театра. Античный театр. Общая характеристика античного мира. Религиозно-ритуальные обряды в честь богини Деметры и бога Диониса.  Драматургия до Эсхила (525-456). Выделение из хора одного исполнителя – актера (Феспид). Эволюция творчества Эсхила – основоположника греческой трагедии в её установившихся формах. Введение Эсхилом второго актера. Мифологические сюжеты и характер их осмысления в трагедиях Эсхила. Трилогии Эсхила – драматургическая форма театральных представлений в древнегреческом театре. Анализ пьес Эсхила. Софокл (496-406) и его творчество. Введение Софоклом третьего актера. Религиозно-нравственные воззрения Софокла. Его отношение к философии софистов. Защита традиционной полисной религии и морали в творчестве Софокла. Еврипид (ок. 480-406) и современная ему философия. Критика мифологического сознания в трагедиях Еврипида. Анализ пьес Еврипида. Аристофан (ок.446-385). Эволюция и яркая тенденциозность его творчества, отражающего мысли и чаяния мелких аттических землевладельцев. Анализ комедий Аристофана. Аристотель (384-322) – автор первого дошедшего до нас трактата о теории поэтического искусства. Учение Аристотеля о трагедии и о её составных элементах. Теория катарсиса. Формы организации и проведения древнегреческого театрального представления –состязания. Древнегреческая театральная архитектура, оформление, музыка, актерское искусство.  Театр эпохи Средневековья. Народные истоки средневекового театра. Гистрионы. Становление и развитие светского театра – фарса, соти, моралите. Эволюция религиозной драмы и театра от литургической драмы (IХ-ХII вв.) к мистерии (ХIIIв.). Развитие миракля, мистерии, моралите. Театр Возрождения. Комедия дель арте (Commedia dell’arte) и развитие актерского искусства. Характеристика творчества Уильяма Шекспира(1564-1616). Исторические хроники, комедии, трагедии У. Шекспира. Театр Франции ХVII - XVIII веков. Становление абсолютной централизованной монархии во Франции и её влияние на возникновение и развитие французского классицизма. Формирование французского профессионального театра. Драматургия Пьера Корнеля (1606-1684), Жана Расина (1639-!699), Мольера (Жан-Батист Поклен, 1623-1673). Анализ драматургических форм, жанрового построения, структуры, особенностей классицистического художественного метода, идейно-художественного содержания. Влияние классицистической трагедии на формирование французской национальной оперы – лирической трагедии. Жан-Батист Люлли (1632-1687). Основание в Париже оперного театра «Королевская академия музыки»(1669). С 1671 года – «Королевская академия музыки и танца». Театр и актерское искусство. Создание в Париже в 1680 году драматического театра «Театр Франсе» (Комеди Франсез). Исторические условия. Ранний этап французского Просвещения (Лесаж, Вольтер, Монтескьё). Зрелый период французского Просвещения (Дидро, Руссо, Бомарше). Драматургия. Просветительская трагедия: Вольтер Дени Дидро (1713-1784) – теоретик и практик театра. Французская «опера комик». Творчество Бомарше (Пьер Огюстен Карон, 1732-1799).Театр и актерское искусство Франции ХVIII века. Великие актеры эпохи Адриенна Лекуврёр (1692-1730). Театр Франции ХIX века. Драматургия и театр эпохи Французской революции 1789-1794 годов. Возникновение водевиля. Деятельность Комеди Франсез в годы Революции. Творчество Франсуа Жозефа Тальма (1763-1826). Драматургия, театр и сценическое искусство 1820-1860-х годов. Анализ пьес ниже перечисленных авторов в соответствии с теми художественными направлениями и жанровыми особенностями, к которым они относятся: Просперо Мериме (1803-1870), Виктора Дюканжа (1783-1833), Виктора Гюго (1802-1885), Александра Дюма-отца (1802-1870), Альфреда де Виньи (1797-1863), Альфреда де Мюссе (1810-1857), Эжена Скриба (1791-1861), Феликса Пиа (1810-1889), Оноре де Бальзака (1799-1850), Эмиля Ожье (1820-1889), Викторьена Сарду (1831-1908), Александра Дюма-сына (1824-1895), Эжена Лабиша Театр и актерское искусство начала XX века. Деятельность Комеди Франсез. Коммерческие театры Франции. Крупнейшие актеры: Жан Муне-Сюлли (1844-1916), Сара Бернар (1844-1923). Теория и практика немецкого драматурга Бертольта Брехта (1898-1956),  История русского театра. 4 семестр Темы рефератов или докладов (по желанию). Рефераты присылать в электронном виде по адресу: elenavoronina@inbox.ru Срок – до 15 марта. Истоки русского театрального искусства Русский театр в XVII веке Отечественное театральное искусство в XVIII веке Организация театральных представлений в первой половине XIX века. Отечественная драматургия первой половины XIX века и репертуар ведущих драматических театров Творчество выдающихся актеров 1-й половины XIX века Творчество выдающихся отечественных драматургов и сценическая история их произведений Формирование режиссерского театра. Реформа театрального искусства К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Советское театральное искусство Известные режиссеры театра и кино конца XX-начала XXI веков Истоки русского театрального искусства «Игрищное» театральное искусство Древней Руси. Обряды. Праздники. Игры-представления: песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. Зарождение элементов драматического действия: диалог, ряженье, лицедейство. Процесс дифференциации игрищ на обрядовые и драматические. Возникновение устной народной драмы. Артели или «ватаги» скоморохов. Места проживания. Характер выступлений. Типичные сюжеты. Импровизации. Использование бутафории, костюмов, масок и грима. Скоморохи-циркачи. Первые опыты дрессировки диких зверей. Скоморохи-кукольники. Народные площадные театры: тематика и жанровые формы выступлений (пантомима, игра на музыкальных инструментах, песни, цирковые номера и т. п.). Отношение церкви к скоморохам. Значение творчества скоморохов для отечественного театрального искусства. Русский театр в XVII веке Влияние европейского театрального искусства на процесс зарождения отечественного театра. Создание придворного театра при царе Алексее Михайловиче (1672). Репертуар. Актерский состав. Оформление спектаклей. Костюмы. Музыкальное сопровождение. Устройство сцены в селе Преображенском и в Кремле. Появление первых русских актеров. Школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, при первом лечебном медицинском заведении в России Московском госпитале, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса и Киева. Репертуар. Творчество Симеона Полоцкого. Расцвет народной драмы. Инсценировка устных и письменных произведений, свадебных диалогов и т. п. Драма «Лодка» как отражение народных представлений о Степане Разине и Ермаке Тимофеевиче. Репертуар. Выразительные средства актерской игры. Развитие кукольного театра. Тематика первых кукольных представлений. Появление (конец XVII в.) крепостного театра. Разновидности крепостных театров: домашний, помещичий, коммерческий. Купеческий и разночинский крепостной театр. Первые оперно-балетные представления. Школы крепостных актеров. Благородный любительский театр. Соотношение понятий любительское и профессиональное искусство в театральной практике XVII века. Драматургия дворянского театра. Оформление спектаклей. Актерские техники. Отечественное театральное искусство в XVIII веке Возобновление театральных представлений при Петре I. Создание Массового общедоступного театра (1702 г.). Построение на Красной площади «Комедийной хоромины». Попытка привлечения иностранных актеров, владеющих славянскими языками. Появление в «Санкт-Петербургских ведомостях» первых информаций о театральных спектаклях. Театральное искусство в середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне. Указ об учреждении профессионального русского театра (1756 г.). Театральная деятельность А.П. Сумарокова. Создание первого провинциального театра. Творчество Ф.Г. Волкова. Возникновение первых императорских театров в Петербурге. Создание Комитета главной Дирекции петербургских придворных театров (1766 г.). Организация театральных представлений в первой половине XIX века. Театральная жизнь Петербурга. Частные театры. Своеобразие французского и немецкого коллективов. Усиление значения императорских театров. Церемония торжественного открытия Малого театра в Москве (1724 г.) и Александринского театра в Петербурге (1832 г.) Сравнительная характеристика императорских театров обеих столиц. Расширение полномочий театральной дирекции, ее структурные подразделения и функции. Зарождение процесса монополизации театрального искусства. Принятие новых правовых норм, регулирующих деятельность театральных коллективов. Постановление Театральной Дирекции 1825 года об учреждении в императорских театрах должности «режиссер», объем его служебных обязанностей. Правовые основы оплаты труда актеров императорских театров. Процесс создания спектакля. Система профессиональной подготовки актера. Театральная педагогика. Актерские амплуа и их разновидности. Социальный статус актера. Формы художественного и музыкального оформления спектакля. Интерьер театральных зданий. Объем понятий: ложа, партер, кресло, раек и др. Появление в 1830 году нумерации мест. Изменение внешнего вида партера. Структура театральных представлений императорских театров. Особенности этических норм поведения зрителей. Отечественная драматургия первой половины XIX века и репертуар ведущих драматических театров Драматургия И.А. Крылова. Шуто-трагедия «Подщипа (Триумф)». Прозаическая комедия «Пирог» (1802), комедия «Модная лавка» (1806 г.). Идея национального воспитания в водевиле «Урок сыновьям и дочкам» (1807 г.). Классицистические трагедии В.А. Озерова. «Эдип в Афинах» (1804 г.). Триумфальная премьера спектакля «Дмитрий Донской» в Петербуржском Большом театре (1807 г.). А.С. Пушкин о традиции и новаторстве в драматургии В.А. Озерова. Ранний русский водевиль. Период подражания французским образцам. Создание оригинальных произведений. Водевили Н.И. Хмельницкого, Л.И. Писарева и А.А. Шаховского. Сравнительная характеристика тематики и художественного своеобразия. Вклад А.С. Грибоедова в развитие отечественной драматургии. Комедия «Горе от ума» и ее сценическая история. Взгляды А.С. Пушкина на драму и театр. «Письмо к издателю «Московского Вестника»» (1828 г.). «Варианты предисловия к Борису Годунову» (1829-1830 г.). Наброски-статьи о народной драме и драме Н. Погодина «Марфа-посадница». Статьи «Мои мысли о Шаховском», «Мои замечания о русском театре» и др. А.С. Пушкин об актерском мастерстве. Сравнительная характеристика русской и французской актерской школы. Пушкин о своеобразии русского балета. Анализ и оценка актерского мастерства Михаила Щепкина. Драматургия А.С. Пушкина. «Маленькие трагедии», «Борис Годунов». Их постановка на отечественной сцене. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». Замысел и воплощение на сцене Александринского театра. Н.В. Гоголь о трактовке образа Хлестакова Николаем Дюром и проблемах театрального искусства. Зарубежная классика на российской сцене в первой половине XIX века. Интерес к трагедиям В. Шекспира. Переводы В.К. Кюхельбекера, Н.А. Полевого, актера Александринского Я.Г. Брянского. Постановка пьес Мольера, Шиллера. Творчество выдающихся актеров 1-й половины XIX века Трагедийные актеры. Дебют в начале XIX века А.С. Яковлева. Исполнение главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова «Княжнина». Утверждение целесообразности единого художественного руководства процессом создания спектакля. Обязательность актерского ансамбля. Творчество П. С. Мочалова. Первые роли в спектаклях по пьесам классицистов. Переход на мелодраматический, а затем романтический репертуар. Обращение к западноевропейской классике. Триумфальный успех на сцене Малого театра в роли Гамлета. Выдающийся трагик Александринского театра Василий Каратыгин. Классический репертуар. Эстетические взгляды В. Каратыгина. Своеобразие предварительной работы над образом и его сценическим воплощением. Идентичность репертуара П. Мочалова и В. Каратыгина. Реформа М. Щепкина. Сущностные изменения в технике исполнения и критериях оценки актерской игры. Трактовка М. Щепкиным образа Фамусова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Роль М. Щепкина в утверждении реалистической традиции на русской сцене. Творчество выдающихся отечественных драматургов и сценическая история их произведений Драматургия А.Н. Островского. Усиление в 1850-1870-х гг. общественного значения Малого театра. Творческий союз А.Н. Островского с выдающимися актерами Малого театра и дальнейшее сотрудничество. Творчество актера П.И. Садовского, исполнителя 30 ролей в спектаклях по пьесам А.Н. Островского. Развитие щепкинских традиций. Величайшее достижение П.И. Садовского — роль Любима Торцова в пьесе «Бедность — не порок». Л.П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Екатерины в драме Островского «Гроза». Своеобразие исполнительской манеры актеров малого театра С.В. Шумского, С.В. Васильева, И.В. Самарина. Пьесы А.Н. Островского на сцене Александринского театра. Драматургия А.В. Сухово-Кобылина. Постановка первой пьесы «Свадьба Кречинского» в Малом (1855 г.) и в Александринском (1856 г.) театрах. История постановок пьес «Дело» и «Смерть Тарелкина». Сценическая история пьесы А.К. Толстого «Царь Федор Иоанович». Первая постановка в Александринском театре в 1867 г. А.А. Никольский — исполнитель роли Бориса Годунова. Своеобразие спектаклей на сценах Мариинского и Малого театров. Премьерный спектакль «Царь Федор Иоанович» в день открытия МХТ. Спектакли 1895 г. Александринского и Малого театра по пьесе «Плоды просвещения». Постановка пьесы «Живой труп» К.С. Станиславским в театре «Московского общества искусства и литературы». Лучшие актерские работы в спектаклях по пьесам Л.Н. Толстого. Выдающиеся актеры второй половины XIX века. Творчество П.А. Стрепетовой, Н.А. Никулиной. Вклад в развитие отечественного театрального искусства М.Н. Ермоловой и В.Ф. Комиссаржевской. Формирование режиссерского театра. Реформа театрального искусства К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Начало творческого пути К. Станиславского (Алексеева): домашние спектакли, актерская и постановочная деятельность в Московском обществе искусства и литературы. Ранний период творчества В.И. Немировича-Данченко. Драматургия, руководство Московским филармоническим обществом. Педагогическая деятельность. Историческая встреча в ресторане «Славянский базар». Создание творческого союза. Основные направления реформирования театрального искусства. План подготовки к открытию МХТ. Распределение сфер влияния. Формирование актерской труппы. Разработка новых этических норм в отношениях режиссера и актеров. Кардинальное изменение проекта театрального здания. Принципиально новый подход в отношении к зрителю. Создание этического кодекса поведения зрителя в МХТ. Разработка Станиславским режиссерского плана премьерного спектакля «Царь Федор Иоаннович». Стремление к исторической точности декораций и костюмов. Поездка по старинным русским городам. Открытие МХТ. Реакция на концепцию театра и первый спектакль в московской и петербургской театральной критике. Журнальная полемика сторонников и противников эстетических принципов Станиславского и Немировича-Данченко. Творческая эволюция МХТ. Историко-бытовая линия. Жанр фантастики в понимании К.С. Станиславского. Постановка пьесы А.Н. Островского «Снегурочка». Дебют Василия Качалова. Линия символизма и импрессионизма. К.С. Станиславский об актерском «сверхсознании», духовном и физическом начале процесса создания образа. Линия интуиции и чувства. Разработка метода углубленного психологизма для постановок спектаклей по инсценировкам романов И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Чеховская драматургия на сцене МХТ. Обращение к пьесе «Чайке» после неудачного спектакля Александринского театра. Преодоление протеста А.П. Чехова и его близких против повторной постановки. К.С. Станиславский об особенностях чеховской драматургии. Стремление максимально воплотить на сцене замысел автора, вскрыть «внутреннюю сущность его произведений». Творческий союз режиссера и автора пьесы. Изменение под влиянием А.П. Чехова трактовки образа Тригорина. Успех спектакля «Чайка» в МХТ. Дальнейшее сотрудничество А.П. Чехова с Московским Художественным театром. Постановка пьес «Дядя Ваня» и «Вишневый сад». Драматургия А.М. Горького — новый этап в развитии эстетической концепции МХТ. Участие В. Гиляровского в работе театра над пьесой Горького «На дне». Режиссура спектакля. К.С. Станиславский в роли Сатина. Творчество ведущих актеров МХТ: В. Качалов, М. Чехов, О. Книппер-Чехова, И. Москвин, Н. Литовцева, М. Лилина, М. Роксанова, В. Грибунин и других. Концепция актерского творчества в системе К.С. Станиславского. «Театр-представление» и «театр-переживание» (сравнительная характеристика). Основные положения книги К.С. Станиславского «Работа актера над собой». Создание в 1914 Московского камерного театра. Альтернативная по сравнению с МХТ концепция театрального искусства А.Я. Таирова. Актерская индивидуальность Алисы Коонен. Уход В.Э. Мейерхольда из МХТ. Создание собственноой театральной труппы. Режиссерское творчество В.Э. Мейерхольда в театре В. Ф. Комиссаржевской. Постановка драмы Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра в феврале 1917 года. Творческая эволюция Е.Б. Вахтангова. Советское театральное искусство Театральная политика советского правительства. Декрет 1917 года о передаче всех театров комиссии по просвещению. Создание в 1918 году театрального отдела наркомпроса (ТЕО). Декрет 1919 года «О национализации театров». Декрет 1919 года «Об объединении театрального дела». Государственная дотация театров, «признаваемых полезными». Учреждение при Наркомпросе «Центротеатра» под председательством А.В. Луначарского. Демократизация театрального искусства. Устройство бесплатных спектаклей на заводах, в воинских частях. Выездные спектакли на фронтах гражданской войны. Театральные представления на улицах и площадях: импровизированные сценические площадки, оборудованные на грузовиках и трамвайных платформах. Бурное развитие самодеятельных коллективов. Массовые театральные зрелища. Постановка самодеятельных пьес. Обобщенные образы Революции, Труда, Капитала и т. п. Театрализованные «Живые газеты», агитпоезда, агитпароходы. Выступление с концертными номерами «На злобу дня» молодежных агитбригад. Открытые диспуты о назначении пролетарского искусства, самодеятельном и профессиональном театре. Неоднозначная реакция на февральскую и октябрьскую революцию ведущих профессиональных театров страны. Сравнительная характеристика публикаций различных номеров журнала «Рампа и жизнь» за 1917 год. Присвоение по указанию В.И. Ленина звания «академических» пяти театрам страны. Постановки классического репертуара в период революции и первых лет советской власти. «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, «Венецианский купец» У. Шекспира на сцене «Малого театра» в 1917 году. Акцент на произведениях классического репертуара МХАТ. Возобновление после долгого перерыва спектакля по пьесе А.М. Горького «На дне», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Разумихина», драматургия А.П. Чехова: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры». Раскол труппы МХТ в 1918 году. Эмиграция «качаловской группы», ее гастроли по Европе. Новые редакции спектакля «Царь Федор Иоаннович» (в главной роли В.И. Качалов); «Вишневый сад» (в роли Раневской О.Л. Книппер-Чехова). Возвращение «качаловской группы». Объединение театра (1922 г.). Общественный резонанс после спектакля Киевского драматического театра по пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Обращение к классической драматургии провинциальных театров Саратова, Воронежа, Ростова-на-Дону и др. Открытие в 1919 году БДТ спектаклем по трагедии И. Шиллера «Дон Карлос». Формирование советского репертуара. Первый спектакль победившей революции «Мистерия-буф» В.Э. Мейерхольда по пьесе В.В. Маяковского (7 ноября 1917 года). Постановка пьес А. Вермишева «Красная правда», П. Арского «Борьба за Урал», спектакли по пьесам А.А. Файко «Озеро Люль», «Человек с портфелем» и др. Драматургия Билль-Белоцерковского. Спектакль по пьесе «Шторм» на столичной и провинциальной сцене. Начало творческой деятельности Е.Б. Вахтангова. Приверженность принципу «жизненной достоверности» (лозунг: «Изгнать из театра театр»). Работа в первой студии МХТ. Сотворчество с молодыми актерами С. Геацинтовой, Р. Болеславским, А. Поповым, М. Чеховым. Создание в 1916 году второй школы студии МХТ. Творческие разногласия с К.С. Станиславским. Эволюция эстетических взглядов Е.Б. Вахтангова. Разработка метода «фантастического реализма», освоение метафорического языка театра. Завершение формирования эстетической системы. Понятие «театральность». Педагогическая деятельность. Постановка спектакля по пьесе К. Гоцци «Принцесса Турандот». Особенности режиссерского прочтения, жанровое своеобразие спектакля, сценография. Процесс работы над спектаклем. Генеральная репетиция. К.С. Станиславский и А.В. Луначарский о спектакле «Принцесса Турандот». Создание театра имени Е.Б. Вахтангова. В.Э. Мейерхольд. Режиссерские работы в Александринском театре. Спектакль «Маскарад» (1917 г.) Творческий союз Мейерхольда и В.В. Маяковского. Режиссерское решение спектакля «Мистерия-буф». Использование приемов буффонады и народного балагана. Разработка жанра агитационно-политического спектакля. Развитие традиции парижских ярмарочных театров. Создание в октябре 1920 года нового театра «РСФСР — Первый». Вторая постановка «Мистерии-буфф». Дебют актера И. Ильинского. Особенности второй редакции спектакля. Вовлечение в действие зрительного зала. Разработка концепции «условного театра». Понятие «надбытовой» и «внебытовой» спектакль. Стремление «максимально обобщить представляемое явление». Постановка спектаклей по классическим пьесам. Отказ от «живописного иллюстрирования драматических произведений и копирования» стилей. Лозунг: «Долой литературу из театра!». Создание альтернативной системы работы актера над ролью. Основные положения «Биомеханики». Изменение отношения актеров со зрительным залом. Разрушение «четвертой стены». Создание в январе 1924 года. театра имени Мейерхольда (ТИМ). Вхождение в систему государственных театров 1926 год. Переименование театра в ГосТИМ. Репертуар. Знаменитые постановки классических пьес. Творческая эволюция В. Мейерхольда. Заключительный период творчества. Н. Охлопков. Режиссерский дебют в иркутском драматическом театре (1921 г.). Освоение жанра массового действия на площади. Постановка «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского (1922 г.). Актерский период творчества в театре В. Мейерхольда. Учеба в государственных экспериментальных театральных мастерских. Режиссерская деятельность в московском реалистическом театре. Театральная критика о спектаклях Н. Охлопкова «Разбег» (В. Ставский), «Мать» (М. Горький), «Железный поток» А. Серафимовича, «Аристократы» Н. Погодина. Полемика о правомерности режиссерских прочтений классики Н. Охлопковым и выбора им выразительно-изобразительных средств. Роль театрального критика Ю. Юзовского в творческой судьбе Н. Охлопкова. М.А. Чехов. Начало творчества. Разностороннее дарование. Театральная школа при театре литературно-художественного общества. Ранее признание, множество ролей в театре А.С. Суворина 1911-1912 годы. Зачисление в МХТ (1912 г.), роли в народных сценах. Работа в Первой студии МХТ под руководством Л.А. Сулержицкого и Е.Б. Вахтангова. Начало работы в кинематографе (1913 г.). Открытие частной актерской студии в 1918 году. Теоретические статьи Чехова: «О системе Станиславского», «Работа актера над собой». Педагогическая деятельность. Преподавание в студиях пролеткульта и в студии имени Шаляпина. Руководство Первой студией МХТ (1921 г.). Станиславский и Луначарский о трактовке Чеховым образа Гамлета. Полемика в театральной периодике о спектакле по пьесе А. Белого «Петербург». Единодушное признание актерской работы М.Чехова. Зарубежный период творчества М. Чехова. Ф.Г. Раневская. Своеобразие творческого пути. Годы неудач и скитаний. Роли в различных спектаклях провинциальных театров. «Заговор молчания» театральной критики. Кратковременная работа в Москве: Театр актера, Камерный театр. Знакомство с М.И. Цветаевой, М. Мандельштамом, В.В. Маяковским. Первая встреча с В.И. Качаловым. Учеба у знаменитой актрисы П.И. Вульф. Театр Моссовета (1949 г.). Блестящая эпизодическая роль Маньки-спекулятки в спектакле «Шторм» по пьесе Билль-Белоцерковского и ее сценическая судьба. Острохарактерные роли в театре имени А.С. Пушкина. Тематический и жанровый диапазон. Особенности актерской индивидуальности. Заключительный период творчества Ф.Г. Раневской. Работа в кинематографе. Зачисление редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в десятку самых выдающихся актрис XX века. В.П. Марецкая. Учеба на философском факультете МГУ, затем в школе-студии при театре имени Е.Б. Вахтангова. Встреча с Ю.А. Завадским. В. Марецкая — одна из первых актрис театра-студии Завадского. Комедийные роли. Уникальный дар перевоплощения. Чувство юмора, фантазия. Исполнительская легкость. Одна из лучших работ В.П. Марецкой довоенного периода — Глафира в пьесе Островского «Волки и овцы». Работа в кино. Актерские работы В.П. Марецкой в ростовском театре в 30-х годах. Творчество Марецкой в годы войны. Роль Мирандалины в пьесе К.Гольдони «Трактирщица». Успех у фронтовиков. Разнообразие репертуара: роль главной героини в пьесе «Надежда Дурова», крестьянки Розетты («Любовью не шутят») и актрисы Кручининой в пьесе «Без вины виноватые». Обширный репертуар в послевоенный период творчества. Р.Я. Плятт. Дебют в спектакле «Простая вещь» по рассказам Б. Лавренева в театре-студии Ю.А. Завадского (1927 г.). Успех в 30-е годы на сцене ростовского театра. Формирование актерской индивидуальности. Классический и современный репертуар. Переход от комедийно-эксцентрических ролей к углубленному психологизму. Раскрытие новой грани дарования. Работа в Московском театре имени Ленинского комсомола. К.С. Симонов об уникальности дарования Р.Я. Плятта. Первая роль в радиоспектакле (1931 г.). Многолетнее участие в передачи «Театр у микрофона». Театральная критика в актерском мастерстве Р.Я. Плятта. Н.Д. Мордвинов. Исключение за профнепригодность из московского центрального техникума театрального искусства. Успех в театральной студии Завадского. Дебют в спектакле «Простая вещь» по рассказам Б. Лавренева в роли поручика Соболева (1927 г.). Блестящие актерские работы на сцене ростовского театра. Главные роли в спектаклях по пьесам русской и зарубежной классики: «Дон Гуан», «Отелло», «Карл Мор». Общественная и культурная жизнь страны в период «хрущевской оттепели». Периодические издания о необходимости обновления театрального репертуара. Значение для развития театрального искусства программных статей газеты «Правда»: «Преодолеть отстаивание драматургии», «Право и долг театра» (1953 г). Возвращение на театральную сцену жанра сатирической комедии. Постановление ЦК КПСС 1958 года «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Стремление руководства страны к преодолению командно-административных методов в руководстве искусством. Развитие отечественной режиссуры. Поиск новых форм и художественных средств образного постижения современной действительности и истории страны: открытый занавес, расширение сценической площадки, выход актеров без грима из зрительного зала, широкое использование вращающегося круга, сценической вертикали, символических образов спектаклей и т. п. Появление возможности более свободного, чем в 30-40 гг. режиссерского прочтения классических произведений. Отечественное театральное искусство в период перестройки. «Возвращенная драматургия» на сцене столичных и местных театров. Театральная критика о переосмыслении идейных и эстетических концепций прошедших десятилетий. Зарождение процесса коммерциализации искусства. Снижение общего художественного уровня многих спектаклей, ориентация на невзыскательный вкус: первые появления табуированной лексики на сцене, натуралистических сцен. Влияние постмодернизма на отечественную режиссуру. Ведущие отечественные театры 2-й половины XX века Большой драматический театр. История создания. Открытие в 1919 году БДТ спектаклем по трагедии И. Шиллера «Дон Карлос». Второе рождение театра. Назначение главным режиссером Г. А. Товстоногова. Разработка и адаптация новой художественной программы. Новые спектакли БДТ под руководством Г.А. Товстоногова: «Шестой этаж» А. Жари, «Безымянная звезда» М. Себастиан, и др. Художественные победы БДТ 1970-х гг. Блестящая постановка спектакля «Идиот» (Ф. Достоевский). Углубленный психологизм. Оригинальная режиссерская трактовка образов в комедии «Горе от ума». Чацкий — С. Юрский, Софья — Т. Доронина. Основной принцип режиссуры Г.А. Товстоногова. Преподавательская деятельность. Театр на Таганке. Открытие в 1964 году на базе Московского театра драмы и комедии. Первый спектакль эпохи «оттепели» — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Творческая мастерская Ю. Любимого. Отход от метода «театра переживаний». Театральная критика о спектакле «Десять дней». Характеристика спектакля как «откровенный эпатаж» и «театральное хулиганство». Стремление Ю. Любимого создать «театральную реальность». Тенденция осовременивания классических произведений. Спектакли «Тартюф», «Б. Годунов», «Гамлет», «Преступление и наказание». Появление «поэтического театра». Спектакли по произведениям А. Вознесенского («Антимиры»), В. Маяковского («Падшие и живые», «Послушайте»), А. Пушкин («Товарищ верь…») и другие. Новаторство Ю. Любимого. Бессюжетные поэтические спектакли с напряженной внутренней динамикой. Спектакли-концерты. Психологизм в постановке «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Выдвижение на первый план не «дела убийцы», а «дела мечты героя». Запрет на спектакль «Борис Годунов» в 1982 году. Гастроли театра в Лондоне и временный переезд в Англию Ю. Любимого. Появление в театре А. Эфроса на посту главного режиссера. Конфликт в коллективе. Спектакль «Вишневый сад». 1987: смерть А. Эфроса. Возвращение Ю. Любимого. Раскол театра. Появление «Содружества актеров» под руководством Н. Губенко. Театр «Современник». Создание театра из студии молодых актеров (1956 г.) Переход труппы театра в новое здание на Чистопрудном бульваре (1967 г.) О.Н. Ефремов — руководитель театра «Современник». Спектакли драматурга «Вечно живые» и «В поисках радости» В. Розова. Обращение к злободневным проблемам современной жизни. Сохранение в театре принципа студийности. Конфликт личности и общества как основной лейтмотив театральных постановок. Спектакли: «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Володина, «Голый король» Шварца (в главной роли Е. Евстигнеев), «Всегда в продаже» (В.П. Аксенов), «Сирано де Бержерак» (Э. Ростана). Преемственность методов системы К.С. Станиславского. Спектакль «Чайка» (А.П. Чехов). «Создание актерского ансамбля. Обыкновенная история» по роману И. Гончарова. Особенности творческого метода О. Ефремова: гражданственность, героика, лиризм. Знаменитые актеры «Современника» «первой волны»: Е. Евстигнеев, О. Табаков, Г. Волчек и др. Сотрудничество театра «Современник» с А. Вампиловым. Спектакль «Утиная охота». Роль журнала «Театральная жизнь» в становлении и развитии театра «Современник». Переход О.Н. Ефремова во МХАТ. Назначение Г.Б. Волчек главным режиссером театра. Театр им. Евгения Вахтангова. Зарождение театра в 1921 году. Спектакль «Чудо святого Антония» Третьей Студии Московского Художественного театра. Новое вахтанговское направление в театральном искусстве . Синтез искусства переживания, жизненной правды и яркой, подчеркнуто театральной формы спектакля. Постановка в 1960-е годы спектаклей по пьесам современных драматургов: «Город на заре» и «Иркутская история» А. Арбузова. Работы знаменитых режиссеров на сцене театра: Р. Стуруа, А.Ф. Кац, Р.Г. Виктюка, П.Н. Фоменко, А.Я. Шапиро. Спектакли в репертуаре театра им. Евг. Вахтангова: «Зойкина квартира» М.А. Булгакова (1989 г.). Возрождение в 1991 году легендарного вахтанговского спектакля «Принцесса Турандот» (по пьесе К. Гоцци). Наиболее яркие спектакли театра им. Вахтангова конца XX века: «Женитьба Бальзаминова» (1992 г.), «Без вины виноватые» (1993 г.), «Пиковая дама» по А.С. Пушкину (1996 г.). Театр Сатиры. Открытие театра в 1924 году спектаклем «Москва с точки зрения», постановка режиссера Д.Г. Гутмана. Новаторство театрального метода 1920-х годов. Создание спектаклей, близких к эстрадным зрелищам. Бытовая комедия как основной жанр репертуара театра. Приход в театр В. Плучека. Дебютная работа режиссера — «Не ваше дело» (по пьесе В. Полякова (1950 г.). Совместные работы с художественным руководителем театра В.Петровым: «Пролитая чаша» Ван Ши-Фу. Утверждение В. Плучека главным режиссером театра (1957 г.). Рахзвитие мейерхольдовских традиций. Появление в репертуаре театра драматургии А.Т. Твардовского, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, П. Бомарше, Б. Брехта и Б. Шоу. Включение драматизма в диапазон выразительных средств театра. Расширение понятия «сатира». Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (в главной роли А.Миронов). Кардинальная перестройка театра в 1963 году. Развитие психологической и социальной трагедии. Спектакли «Дон Жуан или любовь к геометрии» М. Фриша (1966 г.), «Бег» М. Булгакова (1977 г.). Актерские работы А. Папанова, Т. Васильевой, С. Мишулина, Г. Менглета. Появление спектаклей с трагифарсовым конфликтом. Гротеск в комедийных спектаклях театра. Спектакль «Теркин на том свете» А.Т. Твардовского (1966 г.). Две трактовки произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 1972 и 1998 годах. Творчество выдающихся актеров второй половины XX века С.Ю. Юрский. Первые роли в спектаклях университетской театральной студии. Поступление в Большой драматический театр имени М. Горького. Первая роль в спектакле «В поисках радости» В. Розова. Ранние работы С. Юрского: Костя Часовников в «Океане» А. Штейна, Адам в «Божественной комедии» И. Штока, Чацкий в постановке Г. Товстоногова «Горе от ума» А. Грибоедова. Растущая популярность молодого актера. Приглашение в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола на роль Винченцо в пьесе Эдуардо де Филиппо «Никто». Концертная деятельность С. Юрского. Работа в театре имени Моссовета. Режиссерский дебют. Создание самых ярких постановок: «Игроки-XXI» (МХАТ, 1992 г.), «Стулья» (театр «Школа современной пьесы», 1994 г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Театр имени Моссовета, 1997 г.), «Боркман» («Хаюдза», Токио, 1998), «Провокация» (театр «Школа современной пьесы», 2000). Кино и телевизионная деятельность С. Юрского. Т.В. Доронина. Начало творческой биографии актрисы в 1949 году. Распределение в Волгоградский областной театр. Ленинградский период творчества Т. Дорониной. Работа в Театре имени Ленинского комсомола. Актерская деятельность в Большом драматическом театре под руководством Г.А. Товстоногова. Роли Женьки Шульженко в спектакле «Фабричная девчонка» и Оксаны («Город на заре»). Получение первой премии на смотре драматических театров. Яркие образы Т. Дорониной: Лушка в спектакле «Поднятая целина» (по роману М.А. Шолохова), Софья в комедии «Горе от ума» (А. С. Грибоедова), Надя («Старшая сестра»). Высокая оценка критикой образа Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» (Ф.М. Достоевский). Создание собственного оригинального метода актерской игры, особый поэтический язык. Переход Т. Дорониной во МХАТ. Трансформация стилей актерской игры Дорониной от характерно-социальной типажности к лиро-эпическому стилю в БДТ; от реалистической пластической игры в Театре имени Маяковского к трагическому гротеску последних ролей. Создание выразительного и правдивого образа лирической героини. Позиция Т.В. Дорониной во время разделения МХАТа. Избрание Т.В. Дорониной художественным руководителем театральной труппы МХАТ им. М. Горького. Формирование репертуара. Восстановление старых мхатовских спектаклей К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко «На дне» и «Три сестры», «Доходное место», «Лес», А. Н. Островского, «Униженные и оскорбленные», «Без вины виноватые» Ф. М. Достоевского. А.Д. Папанов. Первый этап творческой деятельности на сцене театра Сатиры — использование разнообразных приемов создания комических эффектов, яркие гротесковые краски. Формирование амплуа комедийного актера. Работа в кино. Роль генерала Федора Серпилина в кинофильме «Живые и мертвые» (по К. Симонову) — значительный рубеж в творческой биографии А.Д. Папанова. Раскрытие новых граней таланта актера. Создание лиричных и психологичных образов. Расширение репертуарного диапазона: образ Фамусова «Горе от ума», шафера в спектакле «Клоп» (по В.Маяковскому). Блестящее исполнение ролей в спектаклях как классического (Гаев в «Вишневом саде»), так и современного репертуара (Судаков — «Гнездо глухаря»). Работа Папанова на телевидении, радио в мультипликационных фильмах. И.М. Смоктуновский. Начало творческой деятельности в красноярском театре-студии им. Пушкина в 1945 г. Звездный дебют в БДТ в роли князя Мышкина («Идиот»). Характеристика творческого метода И. Смоктуновского. Работа над ролью. Лиризм и психологизм игры актера. Органическое сочетание лирического и комического. Переезд Смоктуновского из Ленинграда в Москву, работа в Государственном академическом Малом театре. Образ царя Федора в одноименном спектакле. Переход Смоктуновского во МХАТ. Чеховские роли. Работа над образом Иванова в 1975 году. Роли доктора Дорна в «Чайке» (1982 г.), Серебрякова в «Дяде Ване» (1985 г.). Работа в кино и на ТВ. Мировая известность И.М. Смоктуновского. А.А. Миронов. Актерская семья, ранние способности к театральной деятельности. Начало творческого пути: учеба в Щукинском училище, поступление в труппу Московского Театра сатиры. Первая роль Гарика в спектакле «24 часа в сутки» (О. Стукалов). Разноплановость дарования Андрея Миронова. Трагикомическое начало игры актера. Успех в кино («Бриллиантовая рука»). Эксплуатация кинематографом комического таланта Миронова. Попытки преодолеть узость предложенного амплуа. Премьера спектакля «Ревизор» с А. Мироновым в роли Хлестакова. Оригинальная трактовка образа и его пластическое решение. Анализ образа Хлестакова, созданный А. Мироновым, театральной критикой. Зарубежные гастроли. Работа над спектаклем «Безумный день или Женитьба Фигаро». Актерский триумф Миронова в сочетании традиции яркой театральности с углубленным психологизмом в создании образа. Спектакль «Безумный день или Женитьба Фигаро» в судьбе А.Миронова. Основные тенденции развития современного российского театра и его виды Развитие тенденции коммерциализации театрального искусства. Влияние социального расслоения общества на дифференциацию театрального искусства. Выделение театров, ориентированных на элитарную и массовую публику. Снижение общего художественного уровня ряда столичных и провинциальных театров. Стремление к коммерческому успеху и ориентация на утилитарно-прагматические установки публики. Распространение термина «бизнес-искусство». Влияние массовой культуры на изменение места и роли театра в жизни общества конца XX – начала XXI вв. Конкуренция театра с другими видами зрелищных искусств. Изменение репертуарной политики столичных и провинциальных театров. Многообразие видов современного театрального искусства. Камерный театр и его виды. Традиционный психологический театр. Театр-шоу. Театр-мюзикл. Антреприза. Театры-студии и театры-мастерские. Документальный театр. Театр одного актера. Два основных направления современного театра. Визуальный театр. Подчеркнуто-зрелищная сценографическая форма. Использование спецэффектов, эпатирующих форм игры актеров. Визуальный театр и драматургия. Режиссура «новой волны». Творчество К. Серебренникова, Н. Чусовой, Р. Виктюка и других. Использование текста пьесы в качестве моделей режиссерских сюжетных, психологических, философских построений. Тенденция «переписывания классики». Развитие русского классического театра. Понятие «репертуарный театр». Традиция литературоцентрической основы театрального спектакля. Намеренный отказ от ярких спецэффектов. Углубленное сценическое изображение психологии человека, его природы. Синтетический театр. Попытка соединения зрелищности и психологизма. Развитие режиссерского авторского театра. Современные формы диалога театра со зрителями. Распространение жанра интерактивного спектакля. Усиление тенденции метафоричности действия. Использование в драматических спектаклях хореографических элементов, пантомимы, вовлечение в физическое действие зрительного зла. Тенденция обращения современных театров к советской классической драматургии. Постановки в Российском Молодежном театре спектакля по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат», спектакля театра им. Пушкина «Семья Иванова» по рассказу А. Платонова. Ностальгические интонации в спектаклях по пьесе В. Киршона «Чудесный сплав». Интерес МХАТ им. Горького к пьесам В. Розова «Ее друзья», «В день свадьбы» и др. Обращение театров к камерным пьесам о Великой Отечественной войне. Постановка в Российском молодежном театре спектакля «Одна ночь» по пьесе Е. Шварца. Современные театральные фестивали. «Золотая маска», «Новая драма», «Русская комедия», «Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова», «Панорама», «Новый европейский театр». Организация Молодежным театром Ростова-на-Дону театрального фестиваля «Минифест». Концепция фестиваля и история его создания. Периодичность. Представительство. Проведение на разных сценических площадках города. Освещение фестиваля в столичной и местной прессе. Известные режиссеры театра и кино конца XX-начала XXI веков Марк Захаров. Поступление в ГИТИС. Первые небольшие роли на сцене московских театров имени Маяковского и имени Ермоловой. Работа в Пермском областном драматическом театре. Режиссерский дебют: спектакль «Аристократы» по пьесе Погодина. Возвращение в Москву. Работа в Эстрадном театре. Драматургическое творчество. Приглашение на должность режиссера в театр «Сатиры» (1965 г.). Режиссерский дебют: спектакль «Доходное место» (А.Н. Островский). Назначение главным режиссером театра им. Ленинского комсомола (1973 г.). Лучшие режиссерские работы М.А. Захарова : «Тиль» Г. Горина по мотивам Шарля де Костера (1974), «Юнона и Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова (1981), «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской (1985 г.), «Поминальная молитва» Г. Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема(1989 г.), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1993 г.), «Чайка» А. Чехова (1994 г.), «Королевские игры» Гр. Горина по М. Андерсону (1995 г.), «Варвар и еретик» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» (1997 г.), «Мистификация» по пьесе Н. Садур «Брат Чичиков» (1999 г.), «Шут Балакирев» Гр.Горина (2001 г.) и другие. Галина Волчек. Поступление в Школу-студию МХАТ. Роль педагога Олега Ефремова в формировании актерского мастерства Г. Волчек. Актерское творчество в театре «Современник» периода «хрущевской оттепели». Главные роли в спектаклях по пьесам известных отечественных драматургов. Режиссерский дебют. Спектакль по пьесе У. Гибсона «Двое на качелях» (1961). Формирование особенностей творческого метода. Психологический театр. Развитие метода К.С. Станиславского. Режиссерские решения спектаклей: «Без креста» В. Тендрякова, «В поисках радости» В. Розова, «Большевики» М. Шатрова. Присвоение Государственной премии СССР за спектакль «Обыкновенная история» по роману А. И. Гончарова (1966 г.). Раскол театра. Уход О. Ефремова. Избрание Г. Волчек главным режиссером театра «Современник». (1972 г.). Приход в труппу новых актеров: Ю. Богатыреа, К. Райкина, М. Нееловой и др. Формирование нового состава театра «Современник». Развитие традиций. Работы с современными драматургами: М. Рощиным, А. Володиным, А. Вампиловым и др. «Провинциальные анекдоты», Гастроли в США. Работа в Хьюстоне, в театре «Аллей». Творческая эволюция режиссерской концепции Галины Волчек на рубеже XX-XXI вв. Премьера спектакля «Три товарища» (Э.М. Ремарк). Новая редакция спектакля «Три сестры» (А.П. Чехов). Проектные задания для самостоятельной работы
Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Биография Фёдора Конюхова это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны
2017 -> Дагестанская медицинская академия
2017 -> Кабардино-балкарский государственный
2017 -> Новая дипломатия
2017 -> Рабочая программа дисциплины «Литература» для 5 – 9 классов
2017 -> Материальные и социокультурные интенции евразийской интеграции: о чем говорит историческая память
  1   2

  • Театр Франции ХVII - XVIII веков. Театр и актерское искусство начала XX века. История зарубежного театра.
  • Театр эпохи Средневековья.
  • Театр Франции ХVII - XVIII веков.
  • Театр Франции ХI X века.
  • Театр и актерское искусство начала XX века.
  • История русского театра. 4 семестр Темы рефератов или докладов (по желанию).
  • Русский театр в XVII веке Отечественное театральное искусство в XVIII веке Организация театральных представлений в первой половине XIX века.
  • Отечественная драматургия первой половины XIX века и репертуар ведущих драматических театров Творчество выдающихся актеров 1-й половины XIX века
  • Творчество выдающихся отечественных драматургов и сценическая история их произведений
  • Известные режиссеры театра и кино конца XX-начала XXI веков Истоки русского театрального искусства
  • Русский театр в XVII веке
  • Отечественное театральное искусство в XVIII веке
  • Организация театральных представлений в первой половине XIX века.
  • Отечественная драматургия первой половины XIX века и репертуар ведущих драматических театров
  • Творчество выдающихся актеров 1-й половины XIX века
  • Формирование режиссерского театра. Реформа театрального искусства К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко
  • Советское театральное искусство
  • Ведущие отечественные театры 2-й половины XX века Большой драматический театр
  • Театр им. Евгения Вахтангова.
  • Творчество выдающихся актеров второй половины XX века С.Ю. Юрский.
  • Основные тенденции развития современного российского театра и его виды
  • Известные режиссеры театра и кино конца XX-начала XXI веков Марк Захаров.
  • Проектные задания для самостоятельной работы