Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Средства создания речевой выразительности. М. Исаковский «Ветер», В. Рахманов «Одуванчики»




Скачать 92.04 Kb.
Дата04.07.2017
Размер92.04 Kb.
ТипУрок
МОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области



Урок литературного чтения

во 2 классе

тема


Средства создания речевой выразительности.

М. Исаковский «Ветер», В.Рахманов «Одуванчики».

Учитель Сухова Е.А.

2011г.

Аннотация урока

Тема: Средства создания речевой выразительности. М. Исаковский «Ветер», В.Рахманов «Одуванчики».



Цель: развивать речевую выразительность.

Задачи:

1. Учить видеть красивое в природе. Находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы

2. Развивать навык чтения лирического стихотворения. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: репродукции картин весеннего пробуждения природы, первых цветов, портреты поэтов. Кассета с записью музыки. П. И. Чайковского «Май» из цикла « Времена года» толковые словари.

На данном уроке проводится изучение нового материала.

На уроке применялись следующие формы работ:


  • фронтальная,

  • дифференцированная

  • работа в парах

  • коллективная


Метод - коллективная мыследеятельность


Технология

развивающая.


Тема: Средства создания речевой выразительности. М. Исаковский «Ветер», В.Рахманов «Одуванчики».

Цель: развивать речевую выразительность.

Задачи:

1. Учить видеть красивое в природе. Находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы

2. Развивать навык чтения лирического стихотворения. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать любовь к русской природе.

Оборудование: репродукции картин весеннего пробуждения природы, первых цветов, портреты поэтов. Кассета с записью музыки. П. И. Чайковского «Май» из цикла « Времена года»,толковые словари.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (2 мин)

- С каким настроением пришли на урок? Попробуем его улучшить?

- Ребята пробовал ли кто из вас писать стихи?

На доске написан вопрос:

«Трудно ли быть поэтом?»

- Я приглашаю вас пройти по дорожке знаний и знания собрать в копилку.

- Что нужно делать, чтобы пройти её и собрать знаний побольше?

( Работать быстро, дружно)


  1. Проверка домашнего задания(12 мин)

Поэт – как волшебник: дотронется волшебной палочкой до обычного, никому не интересного предмета и превратит его в удивительный и неожиданный. Поэт щедро разбрасывает на всё, что видит, капли живой воды из волшебного кувшина

- Давайте обратимся к творчеству поэтов.

- Как Толстой «оживил» картину природы?

( Разговаривал с цветами, задавал им вопросы)

- Верно!

- А.С. Есенин «оживил» картину с помощью слов, обозначающих названия действий. Перечислите их. ( Расцвела, завила, сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт)

Молодцы!

- Какое из стихотворений вы выбрали для чтения наизусть? Почему? Объясните свой выбор. (Дети читают стихи наизусть)

- Чьё прочтение вам понравилось больше? Почему?

- Что уже можно положить в нашу копилку знаний? (Выразительное чтение стихов.)

- Молодцы, ребята, вы меня сегодня порадовали своим чтением.

3. Постановка целей урока.(5 минут)

- У поэта за каждым словом скрывается целый поэтический образ.

- Прочитайте стихотворение Е.Благининой и определите, какого слова не хватает.

Я лежу, а … ходит

Я молчу, а он поёт,

Сон меня к себе уводит

А … спать мне не даёт.

Что такое этот …

Этот грохот, этот гул?

Он молчит, а мне поётся.

Я ужасно удивлён!

Мне никак не удаётся

Объяснить, откуда он.

- Отгадайте загадку:

Из капкана он уйдёт

Из аркана убежит

В тундре звёздной и морозной

Всюду путь ему открыт. (Ветер)

- Как вы догадались, что это ветер? (Его нельзя поймать, догнать, потрогать, трудно увидеть, уловить)

- Верно!


-Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Исаковского и узнаем, какой образ ему удалось создать. Кто догадался, как оно называется? (Ветер)

-Правильно.

4. Изучение нового материала.(20 минут)

1).Знакомство с биографией М.Исаковского (Рассказывает ученик)

Михаил Васильевич Исаковский родился 7 января 1900 года в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжёлое материальное положение заставило его уйти из 6 класса и начать работать.

Во время Октябрьской революции Исаковский ведёт активную общественную деятельность. Работает секретарём волостного Совета. В 1931-м переехал в Москву.

Исаковский рано начал писать. В Смоленск вышли три книжки его стихов, но началом своей литературной деятельности он считал 1924 год, когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное» и другие. Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне.

Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война.

По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью.

Исаковскому принадлежит много переводов с украинского, белорусского и других языков.

2). Первичное чтение хорошо читающим учеником.

Ветер.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

- На кого похож этот ветер? (на человека, на хулигана, на мальчика, на маленького непоседу)



3). Повторное чтение (про себя)

- Прочитайте и отметьте, какие слова помогают представить ветер как живое существо. (Вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, полетел)



4).Выразительное чтение (Работа в парах)

- Прочитайте выразительно друг другу по строчке, попытайтесь передать настроение стихотворения.

- Кто может мне подарить словосочетание со словом ветер, какой он в этом стихотворении? (ветер молодой, озорной, игривый, весёлый радостный, праздничный) (отправляем в копилку знаний)

- Кто остался доволен работой своего соседа?



Физкультминутка.(1 минута)

«Ветер».


- Шагаем дальше! Послушайте и подумайте, о каком весеннем цветке «забыл» написать в своём произведении А.Плещеев «Первые цветы».

Ещё не растаял последний снежок

А смотрит уж нежно подснежник-цветок.

Затем и фиалка проснулась от сна

И льёт аромат свой по роще она!

Вот ландыш белеет в затишье лесном.

Глядит незабудка, склоняясь над ручьём.

(об одуванчиках)

- Послушайте стихотворение В.Рахманова «Одуванчики» (Читает подготовленный ученик).

Одуванчики.

Как солнечные зайчики,

Как золотой салют,

Сверкают одуванчики,

Мелькают там и тут.

Но лето знойное пришло –

И всё вокруг белым-бело:

Летят, летят среди жары

Над лугом белые шары!

А где же одуванчики?

Где солнечные зайчики?

И где волшебные огни,

Куда же спрятались они?

-прочтите первое четверостишье .

- С чем сравнивает одуванчики поэт? (с солнечными зайчиками, золотым салютом)

- Посмотрите на иллюстрацию.(стр.76 учебника) Разве этот одуванчик похож на солнечного зайчика?(Нет не похож, солнечный зайчик яркий, жёлтый. На него похожи весенние одуванчики, а на картинке нарисован летний, уже отцветший).



5). Выборочное чтение.

- Найдите в тексте стихотворения, как поэт называет одуванчик летом? (белый шар)

- А с чем бы вы его сравнили, на что похож летний одуванчик? (на вату, на воздушный шар, на снежинку, на звёздочку, на облачко)

О, до чего ж

Ты на облако похож

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть. (Г.Виеру)

6).Повторное чтение вслух хором.

- Какое настроение создаёт стихотворение? (лёгкое, радостное, весёлое, праздничное)

- Как вы думаете весенние или летние одуванчики нравятся поэту? (Он пишет о летних и о весенних одуванчиках, значит, ему нравятся и те и другие)

7). Работа с текстом.

- Как автору удалось показать, что белых шаров много, что они лёгкие и воздушные, и везде? (Он дважды повторяет слово "летят")

- Перечитайте последнее четверостишье и ответьте на вопрос Рахманова, а где же одуванчики? (Они отцвели и разлетелись)

- Ребята, что вы узнали об одуванчиках? (Это очень красивые, яркие цветы)

- В народной медицине одуванчик называют «эликсиром жизни»- Слово непонятное, где узнаем его значение? (В толковом словаре). На каждом столе толковый словарь, дети ищут значение слова.

Эликсир – крепкий настой или вытяжка из растительных веществ на спирту, эфирных маслах, кислотах, применяемый в медицине, косметике. Жизненный эликсир у алхимиков – фантастический напиток якобы сообщающий вечную молодость, продлевающий жизнь.

- Карина узнала что-то интересное об одуванчиках дома и хочет поделиться с нами, дадим ей такую возможность?

Одуванчик лекарственный широко используется для приготовления блюд и напитка по вкусу напоминающего кофе. Из них варят варенье. Используют при лечении гастрита, диабета, сыпи, угрей, плохого аппетита. Лекарственными являются корни и надземная часть растения. Заготавливают их осенью или рано весной.

5. Итог урока.(8 минут)

- Послушайте музыку. Вслушайтесь в неё сердцем.(Звучит музыка П.И.Чайковского «Май» из цикла «Времена года»).

- Что представили, слушая музыку? (Пение птиц, радость, ветерок, цветы, зелень).

- Ваше представление совпало с тем, что поведали нам Исаковский и Рахманов?

- Как вы думаете, почему стихи «Одуванчики» и «Ветер» изучаются вместе? Что в них общего? (Лёгкое весеннее настроение, ветер разносит семена одуванчика, он помогает цветам)

- Как мы с вами сегодня поработали?

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Сегодняшний урок продвинул нас по дорожке знаний? Чем пополнилась наша копилка?

- Что понравилось больше всего?

- Какие знания пригодятся в жизни?



6. Домашнее задание

Наизусть по выбору и ещё попробуйте поработать поэтами, продолжите эти строки:



Весело аукнула

Из лесу весна.

И ответить на вопрос: Трудно ли быть поэтом? Каждый ли человек может быть поэтом?

- Урок закончен. Спасибо за работу. На следующем уроке мы продолжим собирать копилку знаний.

Приложение



В.Рахманов



М. Исаковский


















  • Средства создания речевой выразительности. М. Исаковский «Ветер», В.Рахманов «Одуванчики». Учитель Сухова Е.А. 2011г.
  • Задачи : 1
  • Технология
  • Ход урока. Организационный момент. (2 мин)
  • Проверка домашнего задания(12 мин)
  • 3. Постановка целей урока.(5 минут
  • . Изучение нового материала.(20 минут)
  • Физкультминутка.(1 минута)
  • Эликсир
  • 6. Домашнее задание