Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Средние века и формирование нового культурного типа




страница1/8
Дата23.06.2017
Размер1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 1. Средние века и формирование нового культурного типа

1. Историческая и искусствоведческая периодизация средневековья.

2. Художественные стили средневековья.

3. Черты и особенности средневековой культуры.

4. Соотношение народной и официальной культуры.
1. Средние века (medium aevum) – безвременье, разделяющее 2 эпохи истории Европы, средостение между античностью и возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, «темные столетия» – так определили гуманисты, закрепили просветители, так судили и в XIX веке, противопоставляя динамичному Новому времени «застойное», «косное» Средневековье.

Понятие Средние века было введено в XV–XVI вв. итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Ф. Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, но термин утвердился в европейской науке лишь после того, как немецкий профессор университета в Галле Христофорус Келариус в 1685 г. назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков». В современной историографии Средние века рассматриваются как эпоха от 376–476 г. до 1450–1550-х гг.

Культура на протяжении Средних веков переживала глубокие мутации, между тем, как народная культура – ее низший уровень – изменялась несравненно медленнее, проявляя исключительную традиционность. Именно в этом смысле Ж. Ле Гофф говорит о «долгом средневековье», начинающимся, по его мнению, примерно в III в. и изжившим себя лишь к концу XVIII в. или даже к началу XIX в. Эти же идеи поддерживал и известный немецкий исследователь начала ХХ в. Эрнст Трельч. По Отто Брюгеру средневековье длилось до XVIII–XIX в. Этого же придерживается и современный ученый Томас Нипердей. Средние века – понятие не столько хронологическое, сколько содержательное (А. Гуревич).

Существует несколько периодизаций истории Средних веков, в частности историческая и искусствоведческая. В рамках исторической периодизации выделяется: раннее средневековье (V–IX вв.); зрелое средневековье (X–XIII вв.); позднее средневековье (XIV–XV вв.). В рамках искусствоведческой периодизации: раннее средневековье (V–IX вв.); зрелое средневековье (X–XIII вв.); эпоха Возрождения (XIV– нач. XVII в.).



2. Романский художественный стиль, господствующий в Западной Европе, а также в некоторых странах Восточной в X–XII вв. (в некоторых в XIII в.).

Термин появляется в XIX в. Романский стиль впитал в себя элементы раннехристианского, меровингского искусства, культуры каролингского возрождения, а также искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока. Предшествующие художественные направления средневековья носили локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей, несмотря на феодальную раздробленность, большинство европейских стран. Объединяющей силой выступила католическая церковь.

Главными покровителями искусства были монастырские ордена, а строителями, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи. Лишь в конце XI в. появляются бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов).

Этот стиль распространен на все виды искусства данного периода. Эпоха романского стиля явилась периодом расцвета книжной миниатюры, различных областей декоративно-прикладного искусства, литья, чеканки, художественного ткачества, ювелирного искусства, также живописи, скульптуры (тема безграничного могущества Божьего, симметричная, значительно превосходящая все другие фигуры в экспозиции фигура Христа). Романская архитектура – впечатление суровой, могущественной силы, тяжеловесность построек.



Готический стиль – художественный стиль, господствовавший в странах Западной и частично Восточной Европы с середины XII по XV–XVI вв. Термин «Готика» был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала XIX в., когда для искусства X–XII вв. был принят термин «романский стиль», были введены ограничительные рамки готики, в которой в свою очередь были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.

Синтез искусств в готике богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов шире, стройней и логичнее. В ней отразились все средневековые представления о мире. В скульптуре статичность статуй эпохи романского стиля приобретает подвижность, поворачивается к зрителю. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека.

Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создается устремленностью фигур, их легким S-образным изгибом и остро выраженным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры, появления станковой живописи, время высокого подъема декоративных искусств, связанных с расцветом цехового ремесла.

3. Средневековую культуру и жизнь на всех уровнях пронизывает:

- символизм (от утонченной теологической экзегетики и ритуалов посвящения в рыцари до устрашающей процедуры анафемы);

- вера в чудеса и знамения;

- магическая сопричастность вещи и ее обладателя;

- понимание человеческого коллектива как общности живых и умерших;

- отсутствие ощутимой дистанции между человеком и природой, в ритмы которой он включен;

- симультанность разновременных сцен в иконографии и сочетание в рамках одного изображения земного и трансцендентного планов, предполагающее особое «прочтение» подобной картины;

- облечение абстракцией плотью и отелеснивание спиритуальных сущностей (например, когда, молитва поднимает молящегося над землей).

Уверенность в том, что Средние века были средоточием невежества, ретроградства, подавления мысли привела к тому, что к этой эпохе относили в качестве неизгладимого клейма такое явление, как охота на ведьм и колдунов. Да, действительно, была полоса в истории Европы, когда по фантастическим обвинениям в сношениях с нечистой силой предавали суду и последующему сожжению многие тысячи жертв, в особенности женщин. Однако Средние века преследовали не ведьм, а тех, кто верил в их существование.

При оценке Средневековья необходимо руководствоваться адекватными критериями, рассматривать средневековую культуру в свете ее собственной логики, попробовать заглянуть в нее «изнутри». Это не обозначает, что Средние века необходимо «реабилитировать». Так и французский медиевист Ж. Ле Гофф предостерегает о замене «черной легенды» о Средневековье новой «золотой легендой».



4. Попробуем определиться в понятиях “культура” и “народная культура” Средневекового периода. Традиционная история средневековой культуры состоит из ряда таких компонентов, как история искусства и архитектуры, история литературы, философии, науки и т.д., принимая во внимание творчество выдающихся представителей своего времени. Средневековье в этом плане было эпохой Абеляра, Бенедикта Нурсийского, Боэция, Фомы Аквинского, Августина, трубадуров, Данте, Кретьена де Труа.

Но историку для воссоздания глобальной картины не достаточно элитарного представления о культуре. Помимо “верхнего ряда” в культуре всегда на лицо еще и другой, безымянный, но не менее существенный. При таком подходе речь идет уже не об эстетических или философских идеях и учениях, а скорее о неявных моделях и навыках сознания и поведения.

Теперь надо определиться в отношении народной культуры. В это понятие можно вкладывать разный смысл: культура низов; культура всех неграмотных в противоположность людям книжным; как создание народа (коллективное творчество, определение романтиков); культура, созданная для народа, полученная им от других слоев, продукт популяризации, опускания культурных ценностей в народные недра; пласт средневековой культуры, являющейся достоянием всех людей той эпохи, но у элиты обычно скрываемый подавляемый доктриной, теологией, а у illiterate выступающий на передний план.

О «двухмерности» средневековой культуры, восприятии писал и М. М. Бахтин, утверждая, что человек средневековья жил как бы двумя жизнями: официальной (церковной) и карнавально-площадной. Таким образом, человек включен в две противоположные системы жизни и мышления.

Народная культура находилась в сложных отношениях с культурой ученой. То испытывая ее импульсы, то сама воздействуя на нее. Вместе с тем, между официальной и народной культурой существовала внутренняя несовместимость, порождавшая их антагонизм. Если мы говорим не о конце Средних веков, когда идеологическое размежевание обеих культур зашло слишком далеко и когда церковь и государство развернули расширенное наступление на культуру масс, а о раннем и «классическом» Средневековье, то, пожалуй, можно говорить о двух уровнях культуры, находящихся в сложном взаимном отношении. Это две разные культурные традиции, с собственными истоками и центрами тяготения, но в рамках одной культуры.

Так, многие черты средневековой культуры, которые кажутся присущими простолюдинам, например, магия в огромной мере определявшая мировосприятие человека и его практическое поведение, на самом деле разделялись всеми. Фольклорная культура и ученая культура выступают, таким образом, аспектами одной глубоко противоречивой культуры.


Тема 2. Остготское и Вестготское возрождения

1. Культура периода возникновения варварских государств.

2. Деятельность Боэция.

3. Кассиодор и формирование новых форм культурной жизни.

4. Концепция социально-культурного универсума И. Севильского.
1. В период распад Римской империи для ее западной части большую опасность представляли варварские племена. Они сыграли немаловажную роль в процессе перехода от античного рабовладельческого общества к феодальному. Общинный строй, принесенный ими на территорию Римской империи, явился предпосылкой развития феодальных отношений.

Перегруппировки и перемещения германских племен в Восточной и Центральной Европе начались еще во II–III вв. н.э. С конца IV в. начались массовые передвижения варварских племен и вторжение их на территорию Римской империи. Это явление получило название Великого переселения народов. С конца IV до VI в. н.э. явление приобрело массовый характер, варвары передвигались по Европе на тысячи километров. Они не ограничивались нападением на границы Римской империи, а вторгались и в ее внутренние районы. В этот момент в условиях кризиса рабовладельческих отношений Римская империя уже была не в состоянии оказать эффективное сопротивление завоевателям.

В 418 г. на территории Римской империи возникло первое варварское королевство – Вестготское королевство (V–VIII в.). Вслед за вестготами свое королевство на римской территории создает другое германское племя – вандалы. В 429 г. завоевав Северную Африку возникло самостоятельное Вандальское королевство со столицей в Карфагене. В 439 г. Теодорих, убив правителя Западной империи Одоакра, образовывает на территории Италии со столицей в Равенне Остготское королевство, просуществовавшее до 555 г. до подчинения власти Византийской империи. В 568 г. в Италию вторглось германское племя лангобардов и к началу VII в. захватило большую часть Италии. Лангобардское королевство просуществовало до 70-х гг. VIII в. до завоевания его франками. После крушения Западной Римской империи начал завоевание Северо-восточной Галлии вождь франкских племен Хлодвиг, положив начало образованию франкского государства (возникло в 486 г.). С конца V до конца VII в. во главе Франкского государства стояла меровингская династия. С конца VIII до середины IX в. – каролингская, в правление которой во Франкском государстве завершился процесс складывания феодального строя. Наибольшего могущества Франкское государство достигло во времена правления Карла Великого (768–814).

Для этого периода времени можно выделить следующие тенденции и влияния на развитие и становление средневековой культуры: античное наследие; религия (в первую очередь христианство); варварский элемент.

С точки зрения истории культуры V–IX вв. включают в себя периоды оживления: начало VI – первая треть VII в. – Остготское и Вестготское возрождение; первая половина IX в. – Каролингское возрождение; конец X в. – Оттоново возрождение.

2. Годы правления остготского короля Теодориха (493–526) явились периодом относительной экономической и политической стабильности в Галлии. Полуграмотный король выказывал себя также покровителем наук и искусств. Античное наследие осталось в Италии реальностью. В политической области это сказывалось в живучести таких форм, как сенат, система римских магистратур и законодательства. В культурной сфере шла переработка и усвоение «мысленного материала» античности в соответствии с новыми потребностями общества. Латинский элемент сохраняет приоритет в духовной жизни, интеллектуальные занятия остаются по преимуществу достоянием римско-италийской знати. Еще функционировала римская система образования, еще были широко распространены философские, научные, литературные произведения античных авторов, жив еще сам дух языческой древности, несмотря на усиливающееся влияние церкви. Этот период дал блестящее соцветие талантов: философ, поэт, ученый, теоретик музыки Боэций; писатель, историк, стилист Кассиодор; знаток римской истории Симмах; ритор, педагог, поэт Эннодий.

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480–524) входит в число наиболее почитаемых мыслителей раннего средневековья. Он значимое внимание уделял системе образования, в качестве главной установки выбирая светский подход. Из античной системы Боэций переносит на средневековую почву такой важный элемент, как “семь свободных искусств”. Боэций производит деление знаний на две ступени, разделяя семь свободных искусств на низшую – тривиум, и высшую – квадривиум. К тривиуму он относит: грамматику, логику и диалектику. К квадривиуму: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. По дисциплинам квадривиума Боэций создает школьные учебники (“Наставления к арифметике”, “Наставления к музыке” и др.), которые на протяжении средневековья рассматривались как фундамент образования. Большое внимание Боэций придавал системности, содержательная сторона обучения у него отходит на второй план (считал, что важнее научить человека думать в строго определенном направлении, отсюда некоторый схематизм и весьма умозрительный характер). Задачи образования у него чисто просветительские, светские.

Второе направление деятельности Боэция – попытка перевести на латинский язык все сочинения Аристотеля и Платона. Из Аристотеля он перевел часть «Органона», «Категории», «Первую и вторую Аналитики», «Тонику». К Платону ему не удалось приступить.

Кроме переводов и комментариев Аристотеля и Порфирия у Боэция были и оригинальные философские произведения «О гиппотетических силлогизмах», «О разделении», «О категории различия». Они выступали как основные учебники по логике до XVI в.

У Боэция были и теологические трактаты. В своих трактатах он называл себя учеником Августина и писал о троичности и о соотношении двух природ Христа. Однако ознакомление с трактатами показывает, что они больше всего являются теологическими по тематике, а по сути это скорее логические сочинения, сложные и сухие, то есть в основу всех рассуждений должна ложиться логика.

Важнейшее значение для оценки мировоззрений Боэция имеет его последнее сочинение «Об утешении философией» – написанное в тюрьме перед казнью. Философия помогает познать истину, осмыслить трагедию его жизни не только в личном плане, но и с точки зрения общих законов, управляющих миром. В ходе беседы с философией Боэций переходит от конкретных рассуждений о своей судьбе и описания своих несчастий к рассмотрению природы фортуны вообще. Затем вместе с философией узник рассуждает о сущности земных благ, затем о метафизико-теологических проблемах. Постигнув с помощью философии Бога и порядок, узник обретает успокоение и готов мужественно встретить смерть.

3. Магн Флавий Аврелий Кассиодор (490–после 585) является вторым крупнейшим просветителем раннего средневековья. Он большое внимание уделял системе образования, развивая далее положения о тривиуме и квадривиуме. В этом направлении им написан трактат “Наставления в науках божественных и светских”. Но в большей степени важно его новаторство в организации новых форм культурной жизни Европы. В своем имении Виварий Кассиодор в середине 50-х гг. VI в. основывает монашеское общежитие. И хотя первые монашеские общины возникли еще в IV в. в Египте, а в Европе в это время уже существовали монастыри Бенедикта Нурсийского, Кассиодор вкладывает новое содержание в созданный им “Виварий”. За основу всего берется труд, и не столько физический, сколько духовный. Монастырь Кассиодора выступал культурным центром, куда входило три составляющих: библиотека, скрипторий (мастерская по переписке книг) и школа.

Для образовательных целей Кассиодором было написано педагогическое сочинение «Наставления в науках божественных и светских», которое состояло из двух книг: «Наставления в божественной литературе» и «О свободных искусствах и дисциплинах». В данном трактате Кассиодор выступает как за ценность светского знания, так и за его необходимость. Однако, будучи представителем своего времени, главным он считает знание божественное.



4. Идейным вдохновителем и главой этого культурного подъема, которое именуется как Вестготское возрождение стал Исидор Севильский.

Исидор Севильский (570–636) происходит из семьи знатного испано-римлянина и дочери вестготского короля. Исидор с одной стороны поддерживал централизаторские тенденции вестготских правителей, был советником и наставником королей, а с другой стороны он совершил систематизацию интеллектуальных достижений предшествующих и современной ему эпох, также занимался совершенствованием системы образования в соответствии с требованиями времени. Он написал около 10 произведений: «История королей готов, вандалов и свевов», «О рождении и смерти отцов», естественнонаучный трактат «О природе вещей», энциклопедические «Этимологии», «Различия», морально-назидательные сборники «Синонимы», «Книга чисел»

Он синтезировал античные и христианские традиции, систематизировал все известные европейские знания и стремился к идеологической и культурной консолидации испанского общества.

Свое сочинение «О природе вещей» Севильский писал по просьбе вестготского короля Сисебута (612–620), годы правления которого наиболее стабильное время в Вестготской Испании. Трактат И. Севильского открывает ряд подобных творений. Трактат состоит из 48 глав, можно разделить на 3 части: первая посвящена гемерологии (науке о делении времени на дни, часы, годы и т. д.); вторая космографии и астрономии; третья описанию земли и неба, частей мира, явлений природы. Это своего рода миро- и землеописание. Мир по Исидору – сферический, живой и антропоморфный космос, в центре которого расположена Земля, где обитают реальные люди, животные, птицы, растения. Мир создан для человека. Это важно у Исидора. Разумность и духовность – качества, которые возвышают человека над прочими творениями.

В целом, значение Исидора для средневековой культуры можно определить следующим образом. Он собрал все знания, которые остались от античности в условиях варваризации общества; отшлифовал метод систематизации, положил в основу поиск начала вещей; создал единую картину мира, в которой переплетены античные и христианские представления; ввел в общую систему комплекс наук о природе; определил ступени образования: тривиум – квадривиум – медицина – право – теология. Это утвердилось в XII–XIII вв. в средневековых университетах; то есть по существу Исидором была создана своя концепция культуры, со своими основаниями, иерархией, законами и носителями.
Тема 3. Церковь и монашество в средневековой культуре

1. Зарождение монашеского движения в Западной Европе.

2. Бенедиктинское движение.

3. Утверждение христианства и деятельность Григория Великого.

4. Ирландская линия монашества.
1. Существовало несколько причин возникновения обособленности от мира: поддержание идеи аскетизма; результат преследования христиан. На Востоке колыбелью монашества стали египетские пустыни. Однако в III–IV вв. монахи появляются и на Синайском п-ве, в Сирии, Антиохии, Палестине. Встречались разные формы обособления от мира. Одни, как Павел Фивский, порывали всякий контакт с миром. Другие, как Таис, замуровывались на всю жизнь и получали пищу через небольшое предназначенное для этого отверстие. Третьи, сковывали себя цепями так, что могли передвигаться только в согнутом положении. В Сирии получило распространение столпничество – жизнь на высокой колонне. Но всех объединяет идея – покаяние и борьба с плотью во имя спасения души и единения с Богом.

Анахореты жили как обособленно, так и группами. Первые объединения анахоретов связывают с именем Антония Египетского (около 311). Первоначально Антоний жил отшельником, но слава о нем притягивала жаждущих получить от него совета, которые постепенно начинают селиться по близости от пещеры Антония. По своей сути это еще не монашеское общежитие, а колония еремитов – «лавра». У каждого из пустынников была своя келья, днем каждый работал для своего пропитания. Отдельно по кельям пели и псалмы. Собирались вместе только по субботам и воскресеньям в небольшой церкви. Число учеников Антония исчислялось в 6 тыс. человек.

Пахомием была предложена идея создания монашеского общежития, живущие в котором были объединены не только фактом совместного проживания, но и общностью служения Богу. Первый подобный монастырь возник в Табеннизи около 328 г. Вскоре появляется еще 9 мужских и два женских монастыря.

На Западе, как обособленно, так и под влиянием рассказов о жизни египетских анахоретов, так же начинают распространяться аскетические идеалы. Уже с конца III – начала IV в. получают распространение идеи «духовного брака», девами даются обеты безбрачия и посвящения себя Христу. Встречались даже примеры, когда таковые особы женского пола селились совместно и занимались ткачеством, зарабатывая, таким образом, себе на пропитание. Подобные поселения аскетов и аскеток именуются аскетериями. Постепенно начинают возникать и монастыри: в Милане, Кремоне, Равенне, Павии, в Неаполе, в Сицилии. Большие усилия в этом плане прилагал Августин. Это движение не ограничивается только Италией. В IV – V в. монастыри появляются в Галлии, несколько позже в Ирландии и Англии, затем в Шотландии. Получают распространение в IV в. также в Германии и Испании.

Считается, что географические и социальные особенности Запада, с отсутствием возможности такого уединения в пустынях как в Египте, привносит определенное своебразие в монашеское движение. Труд пустынников был более продуктивен. На Западе было немыслимым долгое обособленное существование монашеского общежития и сложнее поддержание крайних форм обособления от мира. Это приводит к тому, что здесь получают распространение те формы монашества, которые были более близкими к миру и родоначальниками которых стали Василий Великий и Пахомий.

2. Иное направление в развитии средневековой культуры представляет фигура Бенедикта Нурсийского, который считается основателем западного монашества. Ко времени закладки им в 529 г. монастыря в Монтекассино уже существовали подобные обители по восточному образцу. Значение же Нурсийского состоит в том, что благодаря во многом созданию правил «Бенедиктинского устава», возникло как таковое само движение, определившее и свое направление в духовной жизни Европы.

Нурсийский принадлежал к тем деятелям церкви, кто отрицал не только языческую культуру, но и образование вообще. Для упорядочения внутренней жизни монастырей Бенедиктом был создан «Устав» – свод правил, написанного на языке близкому к народному, который с VII в. получил название Бенедектинского. В основу устава были положены существовавшие ранее описания монашеской жизни, в том числе и сочинение Кассиана. Устав предписывал монастырю строгую организацию, наподобие военной, ибо монахи – «воины Господни». Однако, на крайнем аскетизме Нурсийский не настаивал, для него характерна относительная умеренность. Главные обеты бенедиктинцев: молитва, физический труд. На труд отводится времени вдвое больше, чем на молитву. Труд сельскохозяйственный, крестьянский. Здесь отразились изменения в мировоззрении по сравнению с античностью – когда существовало презрение к физическому труду. В христианстве новое отношение к труду, что уходит корнями в социальную природу первоначального христианства как религии трудового населения империи.

Второе требование после обязательного физического труда, требование бедности, что во многом обусловливалось состоянием, в котором находится общество того времени. Попытка идеологического оправдания.

В целом же, Бенедикт видел задачу монастыря в переработке вновь поступающих в истинных монахов. Он не требовал от всех одинакового совершенства, считал, что необходимо учитывать особенности характера человека. Так как монастырь не только братство, но и школа, воспитывающая воинов Господних. Постепенно бенедиктинские монастыри превращались не только в духовные центры и наметилась их близость с духовенством, но и культурные центры. Особенно это прослеживается с момента присоединения к ним монастырей, основанных Кассиодором.



3. В победоносном распространении Ордена большая роль принадлежала папе Григорию Великому, прославившего Нурсийского и его Устав, а также содействую распространению его идей в Англии через Августина Кентерберийского, в Галлии – через королеву Брунгильду, в Лангобардском королевстве – через королеву Теодолинду.

Деятельность Григория в роли папы приходится на 590–604 гг. При нем Рим императорский превратился в Рим Св. Петра. Григорий рассматривал себя преемником Св. Петра, облеченного всей полнотой власти не только духовной, но и всякой иной власти. Он видел в папстве силу, призванную создать и сплотить христианский мир. При нем также активно развернулась миссионерская деятельность, светская власть папы простиралась над центральной Италией. В области культуры Григорий выступал противником сосуществования двух идеологией, двух культур (языческой и христианской). Не признавал античного наследия. Для укрепления клира Папой был написан «Пастырский устав». Им был установлен сохранившийся в основном порядок католического богослужения с хоровыми песнопениями, а его «Диалоги» послужили основой для многих сочинений и сборников агиографического характера.



4. Попытки сохранить античную культуру предпринимались выходцами из Ирландии. Беженцы из Галлии принесли в Ирландию христианство и традицию монастырской культуры. Христианство было воспринято местной племенной знатью и оно содействовало образованию монастырей в Клонард, Бангор, Ионе. Ирландские монастыри были далеки от религиозной борьбы Средиземноморья. Их деятельность состояла из физического труда и собирания и переписки рукописей. Контраст образованных монахов и местного населения был столь разителен, что это способствовало замкнутости их в своих монастырях-крепостях.

В их библиотеках хранились Вергилий, Овидий, Гораций, Ювенал, сочинения философов, не был забыт греческий язык. Занимались греческой и латинской словесностью. Процветало искусство глосс (толкование неясных слов и выражений). Каждый монастырь имел свою библиотеку и скрипторий, переписывающий книги, привезенные с материка. Монахами составлялись учебники по орфографии, риторике и другим наукам. Развивался жанр стихотворных загадок, ставший известным и в Европе.

В конце VI в. ученые ирландцы появляются в Европе и на протяжении VI–VII вв. Наиболее известным из ирландских учителей, образовывавших Европу вплоть до Каролингского возрождения был Колумбан из Бангора (543–616). С ним приехало 12 учеников, чтобы сеять «свет в Европе». В 590–615 гг. они занимались просветительской деятельностью в Галлии и основали культурные центры – монастыри (Люксей, Боббио, Санкт-Галлен). В 612 г. Колумбан основывает в Лангобардской Италии аббатство Боббио – крупнейший центр, хранивший античную литературу и философские традиции. Здесь развивалась практика сочетания в монастыре, заложенная Кассиодором библиотеки, скриптория, школы. А учеником Колумбана Галлом закладывается ставший в дальнейшем одним из известнейших Санкт-Галленский монастырь. Жизнь данных монастырей строилась в соответствие с уставом, написанным Колумбаном, который некоторое время успешно соперничал с Бенедиктинским уставом.

Духу ирландского монашества не была свойственна умеренность, провозглашавшаяся в бенедиктинских монастырях. В аскезе ирландцы могли поспорить даже с восточным монашеством.




Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Остготское и Вестготское возрождения
  • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций
  • “семь свободных искусств”.
  • Церковь и монашество в средневековой культуре
  • Галлом