Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Среди дервишей




страница1/19
Дата10.03.2017
Размер2.48 Mb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
AMONG THE

DERVISHES

by


MICHAEL BURKE

(О. М. Burke)

СРЕДИ ДЕРВИШЕЙ


МАЙКЛ БЁРК

(О. М. Бёрк)

Описание странствий по Азии и Африке. Четыре года среди дервишей, суфиев и факиров, и изучение их традиций.

Перевод с английского С. В. Нилов 2001 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ




ПРЕДИСЛОВИЕ 5

5

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ 7



7

Глава первая. 11

СРЕДИ ДЕРВИШЕЙ 11

11


Глава вторая 19

В ОДИНОЧКУ В МЕККУ 19

19

Глава третья 31



ТУНИССКИЙ КАРАВАН 31

31


Глава четвёртая 44

ИСТАНБУЛ 44

44

Глава пятая 56



ГРУППА КАЛАНДАРОВ 56

56


Глава шестая 67

ФАКИРЫ 67

67

Глава седьмая 79



ВОЗВРАЩЕНИЕ В КУНДЖИ ЗАГ 79

79


Глава восьмая 87

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИИСУСА 87

Глава восьмая. 93

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИИСУСА 93

Глава девятая. 95

ДАМАСК 95

95

Глава десятая 104



МУРШИД ГОВОРИТ 104

104


Глава одиннадцатая 114

НАСНАС И ВИСВАС 114

114

Глава двенадцатая 122



САМЫЙ БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 122

122


Глава тринадцатая 126

СУЛЕЙМАН БЕЙ 126

126

Глава четырнадцатая 131



ТАЙНА УЧИТЕЛЕЙ 131

131


Глава пятнадцатая 135

ИЗ БАСРЫ В БОМБЕЙ 135

135

Глава шестнадцатая 140



АМУ-ДАРЬЯ - РЕКА ОКСУС 140

140


Глава семнадцатая 149

ДНИ ДОСУГА 149

149

Глава восемнадцатая 157



В КАФИРИСТАН 157

157


166


ПРЕДИСЛОВИЕ

Во многом благодаря серии счастливых случайностей мне удалось установить контакты и совершить путешествия, описания которых появились в печати в Blackwoods Magazine. Впервые опубликовать данный материал предоставил мне возможность его редактор.

Живя в суфийской обители и посещая дервишеские общины в Северной Африке, я из первых рук узнал довольно много о той философии, число последователей которой составляет миллионы, и которая распространена гораздо шире, чем любая другая мистическая система.

Я вернулся в Европу с твёрдым намерением усовершенствовать моё знание этого странного и интересного культа. Для этого я решил обратиться к изучению литературы, доступной на европейских языках. К своему полнейшему недоумению, я обнаружил, что суфизм обычно считают лишь предметом академического изучения и, к тому же, "мёртвым". Правда, было много, буквально сотни, публикаций, особенно на английском языке, захватывающих книг, плоды исследований нескольких поколений ученых, но нигде, ни в тексте, ни где-либо еще, не было и намёка на то, что все это множество ученых, изучающих суфизм, опубликовавших свои объемистые труды, имело когда-нибудь какую-либо связь с практикующими суфиями. Между западными имитациями суфийских кругов, весьма бледными имитациями, и другой крайностью – бесплодной схоластикой, не было практически ничего.

Даже те немногие авторы, которые вступали в контакт с дервишами, и кого академисты, по большей части, называют "популяризаторами", почти всегда уже находились в плену у какой-нибудь ментальной доктрины, сквозь фильтр которой они "интерпретировали" суфизм. Социологических или антропологических работ не было практически ни одной. Хотя почти все суфийские классические книги были переведены, в области чистой литературы их толкования были неправильными или недостаточными.

Поэтому я решил объездить столько восточных стран, сколько мне могли позволить мои средства, и потратить столько своего времени, сколько понадобится, разыскивая и записывая как можно больше сведений о людях, которые верят, что они ответственны за передачу учения, которому суждено сыграть важнейшую роль в человеческой истории.

Среди встреченных фактов не последнее место занимает интерес к ценностям и традициям, которые, хотя и являются номинально восточными, необыкновенно созвучны некоторым из наиболее почитаемых принципов, на которых зиждется наше общество.

Эта книга посвящена тем, кто, предложив написать её, оказали мне поддержку, которой в ином случае я бы не получил.

Правомерность этой публикации только в том, что она, настолько, насколько это возможно, содержит совершенно свежий материал из первых рук.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ


Глава 1. Среди дервишей

Встреча с Ахундом Мирзой в Пакистане. Я присоединяюсь к нему в путешествии в Белуджистан. Информация о Мекке. Прибытие в Кунджи Заг. Жизнь и учение в обители. Оппозиция по отношению к организованной религии. "Ученый король" - глава суфиев. Упражнение "Кифф", литания, методики целительства.


Глава 2. В одиночку в Мекку

Прибытие в Порт-Судан: встреча с патаном, перевозящим паломников контрабандой. Через Красное море. Ночь в пустыне. Прибытие в Джидду. Встреча с суфием Абдаллахом Сапожником. Прибытие в Мекку с Мурадом, сыном Абдаллаха; молитва паломничества; описание Великой Мечети в Мекке. Место молитв Авраама, паломники, атмосфера; возвращение в Джидду и Порт-Судан.


Глава 3. Тунисский караван

Верхом на верблюдах в Нефту. Хамид полубербер; история о грамматике и дервише. Молитвенные флаги, гробницы марабутов. Прибытие в Нефту, оазис, базар. Сулейман Рэнджор, немецкий контрабандист и торговец оружием из племени Сеиф. Приглашение от шейха Азамийи; его монастырь; паломники из многих стран. Шейх Ариф описывает силы барака и сакина (благословение и спокойствие). Я присутствую на религиозном собрании; "танец"; испытание на гипнотический транс. Суфии утверждают, что "создают нового человека".


Глава 4. Истанбул

Современный турок доктор Мурат и уничтожение дервишеских орденов в Турции. Собрание суфиев; притча о Давиде и философе Лукмане. Древняя часть Стамбула. Встреча с Фикри Беем, суфийским старцем. Путешествие к гробнице Джалалуддина Руми. Замечания о Руми. История о птице с подрезанными крыльями. Слон в темноте. Решение посетить Индию.


Глава 5. Группа каландаров

Спин Дил, Каттак и наши поиски дервишей-каландаров. Гробница Пира (мудреца) Шаттара. Встреча с шейхом. Визит каландара: его описание передачи учения от Сейидов (потомков Мухаммада). Учение о Совершенном Человеке. Собрание каландаров; описание происшедшего там, "момент слушания", как обучают учителя в суфизме. Парадокс: младший может быть в высшем ранге на Пути. Обучение употреблению растений и ритмической гимнастике.


Глава 6. Факиры

Истоки индуизма: путаница понятий гуру и факира; важность Афганистана для индийской традиции. Музыкальный вечер с факирами Чишти; демонстрация гипнотических техник. Многие из Чишти - совсем не суфии. Шейх Хуваили о пробуждении "тайного органа человечества". Проблемы проникновения в Афганистан и передвижения там, в источнике факиризма. Контакты с тибетцами, планы проникновения в Кафиристан. Возвращение в Пакистан.


Глава 7. Возвращение в Кунджи Заг

Снова в моём "родительском" монастыре. Странный идол и его объяснение: интерпретация того, как человек переживает нечто; изменения в моём образе мыслей, совершенствование моей каллиграфии. Проблемы определения учителя, истинный и ложный учитель, необходимость сохранения связи с миром. Проблемы йогов. Мои эмоции не сочтены правильными, духовность считается делом иным. Упоминание о Гурджиеве, указание посетить Дамаск. Я отправляюсь через Персию.


Глава 8. Последователи Иисуса

Абба Яхийя (отец Иоанн); образ жизни, верования и практики. Их священная книга, ритуальная трапеза. Суфий Абдул-Хамид Хан. Посещение святилища Газарга. Дервиш Баба и Гурджиев - русский татарин. Круговой танец последователей Иисуса.


Глава 9. Дамаск

Ощущение этого древнего города. Встреча с Халидом, сыном Тарзи. Его дом, люди, собравшиеся там. Описания Ученого Короля; посещения больных, способность исцелять; как человек неожиданно нашел работу. Является ли учение суфиев "внутренним учением Ислама"? Предвидение, приписываемое Шаху; хождение по воде, обман в бизнесе. Встреча с Самиром Пашой. Его мнение о роли главы суфиев.


Глава 10. Говорит Муршид

Встреча с Шахом, интерес к подростковой преступности. Намерения при написании книги могут быть иными, чем кажутся; скорлупа и ядро Корана. Психические силы и их значение. Люди говорят пословицами без реального понимания. Как суфий заполняет вакуум. Значение некоторых фраз.


Глава 11. Наснас и Висвас

Проблемы организаций; как человек закрепощает себя своими идеями. Временное значение системы в мышлении. Совершенный человек; остаточные культы; ритуал, как его видит суфий; законы природы и культы; роль священослужения в древние времена; применение осознанной бараки; использование гипноза; "работа", и как она совершается. Малайский феномен, называемый латах; субъективные состояния, называемые висвас и наснас. Нетерпение студентов.


Глава 12. Самый богатый человек на земле

Встреча с шейхом Кувейта. В гостях у шейха Абдаллаха ал-Сабаха, прямой разговор, его рассказ о суфийском основании, как оно действует, тайная благотворительность, его замечания о св. Николае. Я отбываю в Каир.

Глава 13. Сулейман Бей

Сулейман Бей встречает меня в Каире. Реликты и обители. Школа Мастеров, которая стоит за суфийскими орденами. Основополагающее учение Бахауддина Накшбанда из Бухары. Книги, называющиеся "Капли из источника жизни" и "Книга мудрости". Природа "Основания", которому вверено дервишеское учение; связь с ассассинами. Тайные вожди мусульман, скрытые Имамы.


Глава 14. Секрет Учителей

Утверждение, что Западу не достаёт духовности; другое понимание этого утверждения. Багдад и встреча с главой суфиев. Ответы на невысказанные вопросы. Те, кто понимает, и где они, как они действуют. Настоящие учителя. Для суфиев обучение – это коллективная работа; концепция, странная для нас. Почтение дервишей к Иисусу. Предположения тех, кто пытается найти духовное учение. Я отбываю из Багдада в Басру на пути в Кунджи Заг.


Глава 15. Из Басры в Бомбей

Три ученика Шаха. Суфизм означает "Мудрость Божества"; религия есть вторичное проявление чего-то высшего. Видение деятельности, присущей всему сообществу. Трудность различения правильного и неверного; люди, видящие гусениц, требуют ответа, где же бабочка. "Чудо для одного есть банальность для другого"; "тайное соответствие" между мирскими и иными вещами.


Глава 16. Аму-Дарья – река Оксус

Я становлюсь муллой. Путешествие с Мирзой в качестве знатока "Пяти жемчужин". Суфийская "банковская система". Местные люди; посещение четырёх разных общин Аму-Дарьи. Лоскутный плащ. Специальная гимнастика. Как Пир Турки держал армию "силой своего взгляда". Фермерство и распределение доходов. Предвидение в связи с кухонным горшком. Понятие о "работе над собой". Великий Джан-Фишан Хан. Оформление этой философии на Западе.


Глава 17. Дни досуга

Ходжа Имдад и воспоминания о Боксёрском восстании. Когда ложь может быть истиной? Очерк обучающего путешествия в индийский городок. Идеи о "русском эксперименте"; суфийский герой Кавказа. Человек, ездивший в Америку.


Глава18. В Кафиристан

Верхом на пони в Кафиристан. Описания области; горный демон. Потомки Александра Великого. Деревня, фигура Гиша, кафирского бога; сходство с "доброй Англией"; визит к христианским монахам. Встреча с Рыжим Отцом. Обратно в Пакистан.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ