Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сравнительно-правовой анализ поступления и отбора кандидатов в армию и спецслужбы сша1




Скачать 173.99 Kb.
Дата05.02.2017
Размер173.99 Kb.


Кременская М.Н. – аспирант,

юрист ООО «Строй Гарант Сервис»;



bukamarina@rambler.ru;

тел. 8(929)632-40-89.


Сравнительно-правовой анализ поступления и отбора кандидатов в армию и спецслужбы США1
Аннотация: данная статья посвящена анализу правового регулирования поступления на службу в армию и спецслужбы США. В статье раскрываются особенности отбора, требования к кандидатам на службу, дополнительные меры по привлечению кандидатов на службу.

Ключевые слова: отбор на военную службу, требования к кандидатам на службу, вооруженные силы, спецслужба.
Kremenskaya M.N. – postgrad,

a lawer of the LLC

“Stroy Garant Service”,

bukamarina@rambler.ru;

mob. 8(929)632-40-89.


Comparative legal analysis of the entering the military service of the Armed Forces and the special services of the USA
The summary: this article is dedicated to the legal analysis of the entering the military service of the Armed Forces and special services of the USA. The article deals with the characteristics of assorting, requirements to the candidates, the additional measures of assorting to the Armed Forces and the special services of the USA.

Key words: requirements to the candidates, assorting of the candidates, the Armed Forces, the special services of the USA.
В целях совершенствования правового обеспечения военной организации государства в современных условиях все большую актуальность приобретает сравнительно-правовой анализ норм отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего вопросы поступления на службу и ее прохождения в вооруженных силах и спецслужбах иностранных государств.

Сравнительно-правовой анализ поступления на службу в США и России позволит сопоставить и проанализировать правовые акты Российской Федерации и Соединенных Штатов, найти в них сходства и различия, определить возможность заимствования отдельных правовых норм для восполнения пробелов в российском законодательстве1.

Основы военного законодательства устанавливаются Конституцией США2, законодательными актами Конгресса США по военным вопросам, объединенным в Свод законов Соединенных Штатов, Законом о национальной безопасности, принятым Конгрессом США 26 июля 1947 г.3, а также едиными уставами Вооруженных Сил США (далее - ВС США), видовыми наставлениями и уставами4.

В состав ВС США входят самостоятельные виды вооруженных силСухопутные войска (далее - СВ), Военно-воздушные силы (далее - ВВС), Военно-морские силы (далее - ВМС), Морская пехота и Береговая охрана, а также части и соединения резерва, в том числе Национальная гвардия. Необходимо отметить, что с 1 июля 1973 года по настоящее время ВС США отказались от воинской повинности и полностью перешли на добровольный принцип комплектования на контрактной основе1.

ВС США состоят из регулярного и резервного компонентов. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу, различаются в зависимости от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам2.

При поступлении граждан на военную службу законодательством к кандидатам предъявляются определенные требования. Данные требования, на примере СВ США, рассматриваются в работах Ю. Омичева3, А. Копьева4, Л. Ломжева5, В. Днепровского6, к которым относятся:

а) наличие как гражданства США (на военную службу могут быть зачислены как граждане США, так и иностранцы, получившие официальное разрешение на проживание в этой стране);

б) соответствие медицинским и профессионально–психологическим требованиям;

в) соответствие интеллектуального развития и физической подготовки;

г) достижение установленного законодательством возраста;

д) владение государственным языком;

е) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления.

Исходя из объективных социально-демографических процессов, а также учитывая постоянно снижающийся престиж военной службы, в первую очередь, в связи с войной в Ираке и операцией в Афганистане, Министерство обороны США вынуждено предпринимать ряд дополнительных мер по изменению политики набора в армию. Среди таких мер: изменение требований к кандидатам на военную службу в сторону смягчения, а также введение ряда дополнительных льгот, надбавок, компенсаций с целью повышения привлекательности военной службы в СВ США.

Порядок отбора кандидатов претерпевает внутренние преобразования. Особенно это коснулось СВ США, поскольку именно они несут основное бремя боевых операций и большую часть потерь. Такие авторы, как Л. Ломжев1, В. Днепровский2, посвятили свои работы исследованию дополнительных мер со стороны военно-политического руководства страны для стимулирования к поступлению и прохождению военной службы в ВС США. Данные меры можно разделить на такие направления, как:

1) снижение требований к кандидатам на военную службу: к знанию английского языка; физического и интеллектуального развития; в некоторых случаях иностранцы рассматриваются в качестве кандидатов на военную службу.

На сегодняшний день существуют послабления к требованию владения государственным языком – кандидатам на службу необходимо просто понимать английский язык, а не знать его, как это было установлено ранее.

Соответствие уровню интеллектуального и физического развития определяется на основе тестирований. Для здорового человека со средним уровнем физического развития пройти их несложно. Например, если вам от 27 до 31 года, придется отжаться минимум 30 раз, сделать 36 приседаний и пробежать 2 мили (чуть больше 3 км) за 17 минут 54 секунды (для женщин – 20 минут 30 секунд). Интеллектуальное развитие определяется на основе ответов на вопросы из стандартного теста. Как считают американские военные эксперты, эти вопросы зачастую даже примитивны.

Для решения проблемы укомплектованности американских СВ США расширена практика привлечения на военную службу граждан других государств. Завербоваться в армию теперь смогут не только обладатели вида на жительство («грин кард»), но и студенты-иностранцы, проходящие обучение в вузах США, обладатели рабочих виз, а также лица, получившие в стране статус беженцев.

Иностранцам предоставляется право начать процесс натурализации и получения гражданства, на что при обычном порядке, они могли бы рассчитывать только после пяти лет проживания в США;

2) создание системы дополнительных льгот и выплат:

- кандидатов на военную службу начали привлекать единовременной денежной выплатой, сумма которой превышает годовое довольствие военнослужащего на должности рядового состава;

- студенты медицинских вузов и факультетов могут получить от армии не только бонус в виде 100-процентной оплаты учебы, но и стипендию в размере около 1,9 тыс. долларов в месяц в обмен на документально заверенное обязательство пройти военную службу после выпуска из учебного заведения;

3) в порядке исключения из правил существует практика принятия на военную службу лиц, совершивших в прошлом мелкие проступки. Специалисты Министерства обороны США разделили все правонарушения на четыре категории: значительное недостойное поведение; недостойное поведение; нарушения на дорогах и не связанные с дорожным движением нарушения. Каждый вид ВС США может определять, какие общественные проступки относятся к этим категориям, и какие из них будут «прощать» кандидатам;

4) учитывая социокультурные особенности, присущие современной молодежи, снижены требования к внешнему виду кандидатов: можно стричься наголо; военнослужащим женского пола заплетать волосы в косы или даже красить их, но при условии, что крашеные волосы будут «выглядеть естественно». При этом использовать красный, синий, розовый, зеленый и оранжевый цвета запрещено специальным примечанием. Женщинам позволяют красить ногти, но в неяркие цвета. Не так давно военнослужащим ВС США разрешили иметь татуировки (кроме лица, головы, выступающей части шеи) 1.

В условиях, когда снижается интерес к военной службе из-за гибели военнослужащих и увеличения числа раненных при ведении боевых действий подразделениями США и их союзниками на территории третьих стран, предпринимаемые американским военно-политическим руководством меры, свидетельствуют о том, что оно всячески стремится не сокращать набор на службу в СВ США, пытаясь всеми способами поддержать работу по отбору кандидатов.

Говоря об оформлении кандидата на службу, нужно отметить, что оно зависит от состава военнослужащих, к которому будет зачислено лицо, поступающее на военную службу.

Рядовой и сержантский составы ВС США поступают на военную службу с обязательным заключением контракта о прохождении военной службы на срок не менее трех лет для службы в регулярных войсках и шести лет - в резервных компонентах2.

Кандидат, желающий поступить на военную службу в качестве рядового или сержанта, подает заявление, в котором указываются срок и условия службы в армии, вариант контракта, условия, выдвигаемые обеими сторонами, а также иные вопросы, связанные с военной службой. К контракту и заявлению прилагается комплект сопутствующих документов, уточняющих и расширяющих толкование их положений. В этих документах определяются: величина гарантированного денежного содержания, обязательства, касающиеся выполнения программ по борьбе с алкоголизмом и наркоманией в вооруженных силах; права и обязанности договаривающихся сторон по вопросам религиозных оправлений и иные сведения, а также установлены санкции в случае нарушения принятых обязательств1.

После подписания контракта и принятия присяги кандидат направляется в учебное подразделение для прохождения начальной военной подготовки. Каждый вид ВС США имеет свои учебные подразделения, где осуществляется начальная военная подготовка и подготовка по специальности.

Основными источниками комплектования ВС США кадровыми офицерами являются военные училища видов вооруженных сил, курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва при гражданских высших учебных заведениях и офицерские кандидатские школы2, а также набор на военную службу гражданских специалистов (врачей, юристов, инженеров, научных работников и других) и офицеров из национальной гвардии и резерва3.

Документом, закрепляющим поступление гражданина в ВС США в качестве офицера, является грамота о производстве в первое звание офицера4, которая свидетельствует о возникновении военно-служебного отношения офицера.

Динамика развития общественных отношений, формирование демократических государств с сильным и действенным гражданским обществом порождают необходимость проработки вопросов оптимизации и совершенствования деятельности всех элементов системы обеспечения безопасности государства от существующих угроз в новых исторических условиях. В наши дни коррупция, терроризм, торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков, легализация преступных доходов носят трансграничный характер. Бороться с такими проявлениями возможно при условии высокого уровня подготовки сотрудников спецслужб и широкомасштабном международном сотрудничестве. В связи с этим исследование вопросов поступления на службу и ее прохождения будет неполным без рассмотрения зарубежного опыта порядка поступления и отбора кандидатов в спецслужбы.

Рассмотрим некоторые вопросы поступления кандидатов в спецслужбы США на примере Федерального бюро расследований (далее ФБР).

В соответствии с Исполнительным приказом Президента США № 123333 от 4 декабря 1981 года в интересах обеспечения национальной безопасности на ФБР возложены функции главной контрразведывательной службы США1. Оно выполняет три основные функции: обеспечение национальной безопасности; обеспечение внутренней безопасности; борьба с уголовной преступностью. Организационно состоит из штаб-квартиры (аппарат управления) и служб, которые координируют деятельность отделов, расположенных в столицах штатов страны и за рубежом.

Кадровый состав ФБР состоит из профессионалов, имеющих высшее юридическое и экономическое образование, большая часть из которых бывшие военнослужащие2. В организационную структуру ФБР США входит Служба человеческих ресурсов, основными компонентами которой являются Управление человеческими ресурсам, которое курирует все вопросы, связанные с подбором и расстановкой кадров, рекрутированием новых сотрудников и т.п.

Одной из характерных особенностей системы рекрутинга кадров в правоохранительных органах, в том числе ФБР, является высокий конкурс. Задача отбора в спецслужбу3выбрать наиболее достойных кандидатов, которые по своим личностным и моральным качествам, образовательному уровню, физическим и медицинским показателям смогут эффективно выполнять сложные функциональные обязанности.

При поступлении на службу в ФБР к кандидатам предъявляются следующие требования: наличие американского гражданства или гражданства Северных Марианских островов; возраст от 23 до 37 лет; образовательный уровень – высшее четырехлетнее образование в колледже или университете (степень бакалавра); три года профессионального опыта работы; наличие действительных водительских прав1.

Отбор на службу в ФБР осуществляется в несколько этапов2:



  1. подача онлайн-заявления в региональный офис ФБР и его рассмотрение (с использованием Интернета);

  2. проведение тестирований с целью оценки навыков и способностей критического мышления кандидата (биографический тест, тест логических рассуждений и ситуативных суждений);

  3. изучение посредством структурированного интервью и выполнения письменного упражнения;

  4. уведомление об условном назначении. Кандидаты, которые успешно прошли тестирования, получают уведомление об условном назначении. Это уведомление обозначает, что теперь начинается специальное изучение личности кандидатов.

  5. проверка физической подготовки включает выполнение таких нормативов, как: максимальное количество приседаний в одну минуту; спринтерский бег на 300 метров; максимальное количество отжиманий в упоре; бег на 1,5 мили. На выполнение этого тестирования предоставляется три попытки (вторая попытка через 2-3 мес., третья – 3-4 мес.).

  6. специальная проверка личности кандидата состоит из: проверки на детекторе лжи; проверки судимости кандидата; теста на употребление наркотиков; проверки его (и близких родственников) кредитоспособности и долгов; бесед с родными, соседями, коллегами по работе и работодателями, партнерами по бизнесу, преподавателями; проверки образовательных достижений кандидата.

  7. проведение медицинского обследования.

Отбор в спецслужбы – длительная процедура, которая занимает от пяти недель до одного года. Лица, его прошедшие, направляются для обучения в Академию ФБР, по окончании которой они назначаются специальными агентами ФБР.

Рассмотрев требования к кандидатам, порядок отбора на службу в ФБР, можно выделить такие особенности поступления в спецслужбы США:

1) отбор кандидатов – длительная процедура, состоящая из нескольких этапов;

2) цель отбора – посредством проведения конкурса выбрать наиболее достойных кандидатов, соответствующих установленным требованиям;

3) на некоторых этапах отбора применяется аудиозапись как дополнительная мера по контролю качества за проведением;

4) при проведении специальной проверки комплекс проверочных мероприятий в отношении кандидата шире, по сравнению с российскими спецслужбами (на примере ФСБ России). Так, при специальной проверке кандидат в ФБР проверяется на кредитоспособность и наличие долгов; проводятся беседы с его работодателями, партнерами по бизнесу, преподавателями;

5) по результатам изучения кандидата существует практика применения уведомлений об условном назначении (перед проведением специальной проверки, физической подготовки и медицинского обследования);

6) кандидаты, прошедшие сложную процедуру отбора, направляются для обучения в Академию ФБР, а по окончании назначаются специальными агентами ФБР.

Исходя из анализа поступления и отбора на службу в армию и спецслужбы США, можно сделать следующие выводы:

- требования, предъявляемые к кандидатам на службу, различаются, во-первых, в зависимости от вида вооружённых сил, принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам; во-вторых, требования к кандидатам в спецслужбы выше, чем к кандидатам в армию США. Так, в СВ США рассматриваются иностранные граждане (при определенных условиях); требования к образованию ниже – достаточно среднего образования и пр.;



- в отличие от вооруженных сил, в спецслужбы кандидаты отбираются по конкурсу;

- в целях укомплектования ВС США разрабатываются программы, стимулирующие к поступлению на службу, что, несомненно, имеет научный и практический интерес в работе подразделений кадров Вооруженных Сил Российской Федерации, иных органов и войск, в том числе органов безопасности.

Однако нельзя не согласиться с мнением С.И. Журавлева, что к исследованию зарубежного опыта необходимо относится осторожно, поскольку далеко не всегда существующая модель или ее элементы одного государства могут быть интегрированы в другую национальную систему1.

Американский опыт относительно снижения требований к кандидатам на военную службу, на наш взгляд, применять нецелесообразно, поскольку кандидат на военную службу должен соответствовать квалификационным требованиям к будущей воинской должности, а снижение этих требований станет препятствием на пути к формированию профессиональной армии в нашей стране.

Учитывая опыт правового регулирования поступления и отбора кандидатов в армию и спецслужбы США, по мнению автора, в военном законодательстве нашей страны необходимо закрепить поступление на военную службу по этапам (на примере отбора кандидатов в ФБР, где законодательно четко определено содержание каждого этапа). Нормативно установленный порядок поступления на военную службу позволит обеспечить единство регулирования вопросов, возникающих в работе уполномоченных на отбор должностных лиц.
Библиографический список:

1. Бобров А.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации : дис. …канд. юрид. наук. – Саратов: Саратовский юридический институт МВД РФ, 2011. – С. 48;

2. Гидаспов В. Разведывательное сообщество США // Зарубежное военное обозрение. – 1977. – №4. – С. 15-17;

3. Днепровский В. Сухопутные войска США: особенности набора личного состава на военную службу // Зарубежное военное обозрение. – 2010. – № 5. – С. 36-42;

4. Журавлев С.И. Правовое регулирование кадрового обеспечения федеральных органов государственной власти : монография. – М. : МГЮА, 2010. – С. 69;

5. Копьев А. О подготовке американской молодежи к военной службе // Зарубежное военное обозрение. – 2003. – № 7. – С. 10-12;

6. Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – С. 460-466;

7. Кужилин В.В. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооруженных Сил // Зарубежное военное обозрение. – 2001. – № 2. – С. 5-10;

8. Ломжев Л. Проблема комплектования ВС США и усилия руководства Пентагона по их преодолению // Зарубежное военное обозрение. – 2005. – № 5. – С. 5-7;

9. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2002. – С. 348-372;

10. Маторин А.М, Терешин А.П., Федоров В.А. Конституционно-правовой статус курсанта образовательного учреждения высшего профессионального образования ФСБ России : монография. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. - C. 66;

11. Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение: Справочное пособие. – М., 1999. – С. 297;

12. Омичев Ю. Вооруженные силы США // Зарубежное военное обозрение. – 1989. – № 21. – С. 7-10;

13. Ожгихин В. Система подготовки офицерского состава Сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. – 2002. – № 5. – С. 19-26;

14. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров : учеб. пособие / под ред. А.С. Якубова и Д.М. Миразова. – Ташкент : Академия МВД Республики Узбекистан, 2010. – С. 214.

15. Туганов Ю.Н. Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. – Чита, 2010. – С. 50-85.



16. Туганов Ю.Н., Чухраева М.С. Особенности производства по материалам о дисциплинарных проступках военнослужащих в зарубежных странах (на примере США и ФРГ). - Вестник ЧитГУ. – 2011. - №5. – С.50-55.


1 Рецензент – Туганов Ю.Н., д.ю.н., доцент.

1 О возможности использования зарубежного опыта в области военного законодательства отмечал в своих работах Ю.Н. Туганов. См.: Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. – Чита, 2010. – С. 50-85; Туганов Ю.Н., Чухраева М.С. Особенности производства по материалам о дисциплинарных проступках военнослужащих в зарубежных странах (на примере США и ФРГ). - Вестник ЧитГУ. – 2011. - №5. - С.50-55.

2 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2002. – С. 348-372.

3 Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – С. 460.

4 Кужилин В.В. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооруженных Сил // Зарубежное военное обозрение. – 2001. – № 2. – С. 5-10.

1 Маторин А.М, Терешин А.П., Федоров В.А. Конституционно-правовой статус курсанта образовательного учреждения высшего профессионального образования ФСБ России : монография. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. - C. 66.

2 URL: http: //ru.wikipedia.org/wiki/index.html (дата обращения: 28.01.2014).

3 Омичев Ю. Вооруженные силы США // Зарубежное военное обозрение. – 1989. – № 21. – С. 7-10.

4 Копьев А. О подготовке американской молодежи к военной службе // Зарубежное военное обозрение. – 2003. – № 7. – С. 10-12.

5 Ломжев Л. Проблема комплектования ВС США и усилия руководства Пентагона по их преодолению // Зарубежное военное обозрение. – 2005. – № 5. – С. 5-7.

6 Днепровский В. Сухопутные войска США: особенности набора личного состава на военную службу // Зарубежное военное обозрение. – 2010. – № 5. – С. 36-42.


1 Ломжев Л. Указ. соч. – С. 6.

2 Днепровский В. Указ. соч. – С. 38-40.

1 Днепровский В. Указ. соч. – С. 40-42.

2 Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – С. 463.

1 Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 90. – С. 463.

2 Омичев Ю. Вооруженные силы США // Зарубежное военное обозрение. – 1989. – № 1. – С. 9.

3 Ожгихин В. Система подготовки офицерского состава Сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. – 2002. – № 5. – С. 19-26.

4 Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение: Справочное пособие. – М., 1999. – С. 297.

1 URL: http:/ru.wikipedia.org/wiki/ФБР (дата обращения: 31.01.2014).

2 Гидаспов В. Разведывательное сообщество США // Зарубежное военное обозрение. – 1977. – №4. – С. 15-17.

3 Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров : учеб. пособие / под ред. А.С. Якубова и Д.М. Миразова. – Ташкент : Академия МВД Республики Узбекистан, 2010. – С. 214.

1 Бобров А.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации : дис. …канд. юрид. наук. – Саратов: Саратовский юридический институт МВД РФ, 2011. – С. 48.

2 Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие / под ред. А.С. Якубова и Д.М. Миразова. – Ташкент : Академия МВД Республики Узбекистан, 2010. – С. 267-269.


1 Журавлев С.И. Правовое регулирование кадрового обеспечения федеральных органов государственной власти : монография. – М. : МГЮА, 2010. – С. 69.

  • Comparative legal analysis of the entering the military service of the Armed Forces and the special services of the USA
  • Библиографический список
  • . html (дата обращения: 28.01.2014).