Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Справочники Библиотечно-библиографические занятия Что нужно знать о библиотеке




страница1/3
Дата21.06.2017
Размер0.81 Mb.
ТипСправочник
  1   2   3
Справочно-библиографический аппарат библиотеки

 

 Начало

 

1. Что нужно знать о библиотеке



2. Алфавитный каталог

3. Систематический каталог

4. Работа с журналом

5. Систематическая картотека статей

6. Энциклопедии

7. Словари

8. Справочники

9. Библиотечно-библиографические занятия 

 

Что нужно знать о библиотеке

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Чтобы быстро подобрать литературу по теме, необходимо научиться пользоваться каталогом. Пользование каталогом сберегает время.

1.Если заранее известны имя автора и название произведения, обратись к алфавитному каталогу. Все карточки в нём расставлены в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

 

 

2. Если тебя интересует какая-либо определённая тема, обратись к систематическому каталогу. Здесь карточки размещаются в соответствии с содержанием произведений по определённым отраслям знаний.



 

3. Внимательно прочти информацию о книге. Выпиши имя автора, название, год издания, название издательства, город, где она напечатана.



4. Прочти краткие сведения о содержании книги, которые содержатся в карточке.

5. Обрати внимание на шифр, выпиши его. Это поможет быстро найти книгу в библиотеке или хранилище.

6. Воспользуйся библиографическим указателем: он содержит сведения не только о книгах, которые имеются в библиотеке, но и даст информацию о всех книгах, изданных за определённое время.

7. Поинтересуйся систематической картотекой газетных и журнальных статей. В газетах и журналах наиболее оперативно публикуется информация, содержатся последние разработки и концепции по изучаемой проблеме.

 



 

Работа с журналом

 


  1. 1.     Журнал начинают просматривать с обложки: название, год издания, номер.

  2. 2.     Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать необходимые и самые интересные материалы.

 

 


  1. 3.     Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам.

  2. 4.     Обрати внимание на фамилию автора статьи, на его учёную степень, должность. Если статья написана по проблеме, которая интересует тебя, узнай, нет ли у автора монографических публикаций.

  3. 5.     Подумай, как можно использовать знания, полученные из журнала.

Энциклопедии

 


  1. 1.     Большая российская энциклопедия. (Пока 9 томов) ? томов. – М., 2007



 


  1. 2.     Детская энциклопедия. 10 томов. – М., 1961 и т.д.

 

Словари

 


  1. 1.           Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988

  2. 2.      Булыко А.Н.   Большой словарь иностранных слов. – М., 2006.

 

 



Справочники

 


  1. 1.     Весь русский язык. Вся русская литература: Большой справочник. – Мн. 2003

2.     Библиотечно-библиографические занятия

 

1 КЛАСС

Тема 1 «Первое посещение библиотеки»

Тема 2 «Правила пользования книгой»



2 КЛАСС

Тема 1 «Знакомство с библиотекой»

Тема 2 «Структура книги»

Тема 3 «Газеты и журналы для детей»



3 КЛАСС

Тема 1 «Структура книги»

Тема 2 «Выбор книги в библиотеке»

4 КЛАСС

Тема 1 «Научно-познавательная литература»

Тема 2 «Справочная литература»

Тема 3 «Как читать книги»



5 КЛАСС

Тема 1 «Структура книги. О книге и библиотеке»

Тема 2 «Художественное оформление книги»

Тема 3 «Выбор книги в библиотеке»

Тема 4 «Записи о прочитанном. Дневник читателя»

6 КЛАСС

Тема 1 «Выбор книги в библиотеке. Библиографический указатель»

Тема 2 «План чтения»

Тема 3 «Как читать книгу»

Тема 4 «Записи о прочитанном. Отзыв о книге»

Тема 5 «Справочная литература. Словари. Детские энциклопедии»

Тема 6 «Периодические издания, адресованные младшим подросткам»

7 КЛАСС

Тема 1 «Справочно-библиографический аппарат»

Тема 2 «Систематическая картотека статей

Тема 3 «Записи о прочитанном»

Тема 4 «Книга и её создатели. Структура книги, использование её научно-справочного аппарата»

8 КЛАСС

Тема 1 «Периодические издания, адресованные молодежи. Общественно-политическая литература»

Тема 2 «Книги по науке и технике»

Тема 3 «Книги по искусству»



9 КЛАСС

Тема 1 «Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы»

Тема 2 «Методы самостоятельной работы с литературой»

Тема 3 «Критическая литература»

 

ПЕРВЫЙ КЛАСС



 

Тема 1 Первое посещение библиотеки

Тема 2 Правила пользования книгой

Тема 1 «Первое посещение библиотеки»



Цель:

- познакомить будущих читателей с библиотекой;



  • -   научить бережно обращаться с книгой;

  • -   дать знания о пользе чтения, вызвать интерес к библиотеке;

  • -   пробудить у них интерес и уважение к книге;

  • -   указать на особую роль книги в учёбе.

Ход работы:

Библиотекарь - Дорогие ребята! Вы уже научились читать. Поздравляю Вас с этим большим событием!

Теперь, вы, можете открыть книгу и самостоятельно узнать много интересных историй, лично встретиться с героями на страницах книг.

Вы пришли в удивительный дом. Здесь живут умные друзья — книги. Этот дом называется библиотека. Слово «библиотека» означает книгохранилище. Книги молча стоят на полке и ждут своих читателей. Каждая книга имеет своё определенное место. В библиотеке много выставок, на которых находятся самые интересные книги, чтобы их видели и читали.

Приходите к нам в библиотеку, ребята, мы будем рады познакомиться и подружиться с вами.

Теперь давайте познакомимся с этой книжкой, которая называется читательский формуляр. Библиотекарь не может сразу запомнить всех ребят, но он должен знать, кто же стал новым читателем. Вот почему на первой странице формуляра пишется ваша фамилия, имя, возраст, класс. Библиотекарю очень интересно знать, какие книги вы читаете, поэтому на 2 и 3 странице записываются книги, которые вы взяли. Некоторые ребята возьмут книгу и не спешат её возвращать, а она нужна другим. Тогда приходится напоминать таким читателям о том, что пора сдать книгу. Для этого на формуляре записывают дату выдачи книги и ваш домашний адрес. Вот мы и познакомились с удивительным книжным домом - библиотекой.



Обобщение: - Давайте, ребята, проведём небольшую игру «Что это такое, как называется?».

Закрепляются слова: Абонемент, читальный зал, стеллаж, книжная витрина, формуляр.

Заключение: Книг в библиотеке много. Книги - ваши верные друзья и относиться к ним надо как к верным друзьям. Книги надо беречь!

Библиотекарь:

- Только знайте, ребята, чтобы книга принесла нам пользу, надо правильно обращаться с ней и правильно читать. Чтобы понимать все, что написано в книгах, нужно читать медленно, обдумывая, не пропуская страниц.

Вот посмотрите, ребята, какие красивые, нарядные эти книги. А как не повезло вот этим бедным книжкам. (Рассказ сопровождается показом). А чтобы книжки не были на вас в обиде, нужно очень хорошо запомнить несколько правил:


  • -  берите книгу чистыми руками

  • -  не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы

  • -  не кладите в книгу карандашей и других предметов, от этого рвется переплет

  • -  не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой

  • -  не читайте книгу во время еды

  • -  чтобы книга дольше служила - оберните ее

БЕРЕГИТЕ КНИГУ!

Обобщение: В библиотеке правил не так уж много, их легко запомнить и не трудно соблюдать. Первое и, пожалуй, самое главное правило - «Берегите книгу!».

Я книга! Я товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен:

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай,

Мне корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни! Я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!



 

Первый класс

Тема 2 «Правила пользования книгой»

Цель:

- воспитание бережного отношения к книге;



  • -    выработать правила обращения с книгой;

  • -    заострить внимание учащихся на том, какое значение имеют книги в учёбе, в работе, в увлечениях.

Книг заветные страницы,

Помогают людям жить,

И работать и трудиться,

И Отчизной дорожить.



Ход урока:

Библиотекарь:

- У каждого человека есть друзья. Это могут быть люди или животные. Но есть среди друзей и совсем необычные: это книги. Почему книга - наш друг? Да потому, что она рассказывает нам обо всём, что мы хотим узнать о людях, о природе, о родной стране и о том, как надо себя вести.

Первые книги люди писали на папирусе, глиняных плитках, пергаменте, потом - на бумаге. Когда научились делать печатные книги, их стали выпускать много, чтобы могли прочитать все желающие. Книги собирают и хранят в библиотеке. А книги, ребята, бывают самые разные: большие и маленькие, широкие и узкие, толстые и тонкие, книжки - раскладушки или книжки-раскраски.

Кроме того, отличаются книги и по содержанию:



  • -    художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, басни, повести, романы);

  • -    научно-популярные;

  • -    справочные;

  • -    учебники.

(Рассказ сопровождается показом)

Книга не только источник знаний, она - наш верный и надёжный друг в учёбе и на досуге. Вот как об этом пишет С.Маршак в своём стихотворении «Все края тебе открыты на страницах книги»

 

Хорошая книга - мой спутник, мой друг



С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека

В любую страну, в любые века.

 

 



ВТОРОЙ КЛАСС

 

Тема 1 Знакомство с библиотекой



Тема 2 Структура книги

Тема 3 Газеты и журналы для детей

Тема 1 «Знакомство с библиотекой»



Цель:

- познакомиться с библиотекой, её отделами, многообразием книг, формами работ библиотеки, правилами пользования ею, правилами обращения с книгой.



Форма проведения: экскурсия.

Оборудование: книжные выставки, книжные закладки, плакат о правилах обращения с книгой.

Ход урока

Во второй класс посылается письмо от имени литературных героев, которое зачитывает библиотекарь:

Дорогие ребята! Вы уже все научились читать. Поздравляем вас с этим, большим событием. Теперь вы можете открыть книгу и самостоятельно узнать много интересных историй, лично встретиться с нами на страницах книг. Быть читателем библиотеки может каждый из вас. Для этого нужно хорошо познакомиться с этим удивительным домом книг, чтобы он открыл вам свои книжные богатства.

Давайте познакомимся поближе с библиотекой. Ребята, вы заметили, что в этом доме не совсем обычная мебель. Живут книги на стеллажах, которые делятся на полки.

Есть здесь и книжные витрины, на которые ставятся самые интересные книги, чтобы вы их видели. Книги на полке стоят слева направо, корешком наружу.

Ребята! Ответьте на вопрос: как называется профессия людей, работающих в библиотеке? (ответ детей). Библиотекарь хозяин того дома. Он знакомит, с разнообразной тематикой книг: о Родине, о том, что происходит в природе, о том, как живут и трудятся люди, какие птицы и звери населяют землю. Во время беседы следует использовать материалы библиотечных выставок.



Заключение: закрепляются правила пользования библиотекой: бережно обращаться с книгой, возвращать в установленный срок (10 дней), не нарушать порядок расстановки книг на полках. Познакомить детей с режимом библиотеки. Если есть возможность, показать второклассникам диафильм или прочитать интересную книгу.

 

ВТОРОЙ КЛАСС

 

ТЕМА 2 «Структура книги»



Цель:

  • -   закрепить у второклассников знание о структуре книги;

  • -   расширить знания об элементах книги: титульном листе, оглавлении (содержании), предисловии, послесловии.

Форма проведения: беседа с элементами практического занятия.

Оборудование: комплекты книг с красочными обложками иллюстрированные известными художниками (Чарушин, Сутеев, Маврина, Конашевич)

Ход урока:

- Ребята, вы часто бываете в библиотеке и знаете, что книги на библиотечных полках расставлены по темам. Это очень удобно. Вы легко найдете полку, на которой стоит интересующая вас книга. Но книг на полке много. Какую из них взять? Как выбрать самую интересную, самую нужную? Сделать это может сама книга. Каждая книга много может рассказать о себе.

Прежде всего, с чего начинается книга? Вы уже знаете, книга начинается с обложки. Обложка сделана из плотной бумаги или картона. С помощью обложки скрепляют листы книги. Обложка оберегает книгу, книга в обложке меньше мнется, больше живет.

Обложка знакомит читателя с книгой. Она как вход в книгу. И чтобы вам хотелось открыть книгу, обложки делаются яркие, интересные.

Давайте откроем книгу и познакомимся с нею.

Вот первый лист. Называется он титульный лист.

«Титулюс» слово не русское. Оно пришло к нам из латинского языка и означает - надпись, заглавие. Титульный лист. Лист с надписями. О чем он говорит? (ответы детей).

Надо ли интересоваться тем, кто написал книгу? Обязательно. Автор потратил много труда, за это его надо уважать. Есть еще причина, по которой необходимо знать авторов книг. Вот вы видите на полке новую книгу. Её автор - Андерсен. Говорит это вам что-нибудь? Конечно. Вы уже читали сказки Христиана Андерсена и сразу догадались, что эта книга сказка. Если раньше сказки Андерсена вам нравились, то, наверное, вы возьмете и эту книгу. А если вы увидели книгу, автор которой Самуил Яковлевич Маршак. Сможете ли вы правильно определить ее содержание? Сможете, потому что читали другие книги Маршака, и знаете, о чем он пишет.

У каждой книги есть заголовок и очень часто заглавие ясно говорит о содержании книги. Но так бывает не всегда, например, название книги В. Бианки «Лесные разведчики» может обмануть. Берет читатель эту книгу, думая что, она про партизан, про войну и ошибается ... Как же не ошибиться? В этом помогают подзаголовки и рисунки на обложке. Например, книга Кублицкого «Весь шар земной». Где есть подзаголовок «Рассказы о путешествиях, открытиях» и рисунки о морских путешествиях и открытиях.

Приведите примеры других книг: Житкова, Чуковского, Маршака, Павлова, Яковлева.

Рисунок ещё можно назвать словом иллюстрация. Рисунки (иллюстрации) не только помогают узнать тему книги, но помогают понять текст, помогают представить и запомнить героев книги.

Почти в каждой книге, в конце, есть оглавление, иногда оно называется содержание. В нём перечисляются рассказы, повести, стихи или сказки, которые вошли в книгу, и указываются страницы, на которых они напечатаны. Вот мы взяли книгу Ш. Перро «Волшебные сказки». Перро написал много сказок. Можно ли узнать читали ли вы сказки, которые есть в книге, или не читали? Можно. По содержанию вы узнаете, какие сказки вошли в сборник, и если среди них есть незнакомые, вы, конечно, возьмете книгу.

Очень много могут рассказать о книге статьи, которые помещаются перед текстом или после него. Эти статьи называются предисловие и послесловие. В предисловии и послесловии говорится об авторе, его жизни и творчестве, об истории создания книги, о героях, об их дальнейшей судьбе и о многом другом.

Написать книгу о Юрии Гагарине может сам автор или другой писатель. Вот книга Ю.А. Гагарина «Вижу землю». Юрий Алексеевич рассказывает о себе. В предисловии и послесловии написали его друзья, космонавты Герман Степанович Титов и Алексей Леонов.

Заключение: Вот как можно много узнать о книге ещё до того, как вы начнете её читать. Книг в библиотеке много. Перечитать все невозможно. Необходимо выбирать лучшие, самые интересные для вас.

Закрепить слова: обложка, титульный лист, автор, содержание, иллюстрация, подзаголовок, предисловие и послесловие.

 

ВТОРОЙ КЛАСС

ТЕМА 3 «Газеты и журналы для детей»



Цель:

  • -   сформировать у детей представление о газете, журнале;

  • -   познакомить с детскими газетами и журналами, которые издаются в Республике Беларусь.

Форма проведения: беседа

Оборудование: комплекты газет и журналов

Ход урока:

- Ребята! Каждое утро, в любую погоду, во все дома приходят свежие журналы и газеты.

Давайте сначала поговорим о газете. Газета — это периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.

Политика (греческое слово) дословно означает государственные и общественные дела - деятельность в сфере отношений между большими социальными группами людей.

В нашей стране издается очень много газет для взрослых и детей. Но мы сегодня поговорим о тех газетах, которые издаются для детей:

Появилось много новых газет. За период, когда наша республика стала отдельным государством: комплект детских газет «Детская газета», «Разгадай-ка», «Детская книжка- малышка», «Сказка-раскраска», «Сказка на ночь», «Детский мир»; комплект газет «шапокляк», «Детская веселая газета», «Головастик», «Мир животных», «Детский мир», «Почемучка».

Когда мы разворачиваем газету, то сразу узнаем, что произошло в нашей стране и, что делается в других странах. Вместе с газетой к нам в дом приходит много замечательных людей. В газете напечатаны их портреты, рассказано об их трудовых подвигах. Откуда газеты так быстро узнают новости? Во всех уголках Земли у них есть свои корреспонденты. Они внимательно следят за жизнью и, о самом интересном немедленно сообщают в газету. По радио, по телефону, по телеграфу приходят в редакцию новости. А на другой день газета расскажет о них своим читателям. Вы держите в руках свежий номер газеты и, вместе с вами точно такой же номер читают миллионы людей. Это потому, что газета отпечатана во множестве экземпляров, огромным тиражом. Печатают её машины в типографии. Газеты делают сотни людей - корреспонденты, редакторы, наборщики, печатники. И еще те, кто производит газетную бумагу, типографическую краску, наборные и печатные машины. А готовую газету развозят во все концы страны машины, поезда, самолеты, пароходы.

А сейчас, ребята, поговорим о журналах.

Журналы по внешнему виду напоминают книгу. Сразу и не прочтешь напечатанные в нем очерки и статьи, рассказы и стихи. Каких журналов только нет! Есть множество журналов посвященных науке и технике, политике, литературе, языку, искусству, истории, философии. У нас в республике издаётся много журналов специально для детей.

В настоящее время в Республике Беларусь издаются следующие журналы для детей младшего возраста.

Журнал «Бярозка» - это интересный, познавательный журнал для тех ребят, которым небезразличен свой край, природа, отечество, издаётся с декабря 1924 года. Недавно стал издаваться для друзей природы журнал «Лесавічок». Давно издаётся журнал «Вясёлка», где можно найти интересные стихи, рассказы, сказки, загадки, кроссворды, биографии писателей. Он красочно иллюстрирован. Не так давно начал выходить весёлый детский журнал «Разгадай-ка». Очень интересный, красочный журнал-раскраска под названием «Клякса». Любители юмора, комиксов, сказок могут выписать журнал «Мишутка». Познавательный материал о природе, истории, культуре, нотной грамоте можно найти в журнале «Познайка».

 

ТРЕТИЙ КЛАСС


Тема 1 Структура книги

Тема 2 Выбор книги в библиотеке

 

ТЕМА 1 «Структура книги»



Цель:

- углубить знания о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержания), предисловие;



  • -   научить определять содержание, предисловие и читательское назначение книги;

  • -   раскрыть значения иллюстрации для более глубокого восприятия текста (Рачев Е., Ю. Васнецов)

Форма проведения: беседа.

Оборудование: иллюстрированные книги, в которых имеется предисловие, оглавление, а именно А.Гайдар «Чук и Гек», Н.Носов «Фантазеры», Чарушин «Рассказы», а также следующие издания:

  • -   Бианки В.В. Рассказы и сказки /Художник Чарушин. - Л. : Дет.лит., 1984. - 126с, ил.

  • -   Ершов П.П. «Конек-горбунок /Акварели В.Милашевского - М.: Дет.лит., 1986. - 143с., ил.

  • -   Маршак С.Я. Рассказы в стихах. - М.: Дет.лит., 1984. - 126с, ил.

  • -   Пушкин А.С. Сказки /Рис. Конашевича. - Л.: Дет.лит., 1984. - 77с, ил.)

Ход урока:

На каждом столе лежат книги. Дети внимательно читают текст на титульном листе, лежащих перед ними книг, а потом с помощью библиотекаря рассказывают, о чем сообщает читателю первая страница. Особое внимание уделяет библиотекарь фамилии автора и названию произведения.

Предложить детям найти оглавление. С помощью оглавления дети разыскивают рассказ, сказку, стихотворение на заданную тему (например, о природе, о животных).

Познакомить третьеклассников с такими важными элементами как предисловие и послесловие. Библиотекарь приводит примеры предисловий с разными названиями:



  • -   Воронкова Н.Ф. Добрый писатель. (Предисловие) // Пришвин М.М. Берестяная трубочка. М.,1983. с 6-7;

  • -   Васильев В.И. У ледовитого океана, на просторах тундры. (Послесловие) // Медведь и заяц. Тэваси. Ненец. сказки. М., 1984. с 78

  • -   Вершинин Л. Джанни Родари: (Предисловие) // Родари Д. Чипполино и другие: стихи, сказки, рассказы. М. 1984. с 5-7.

В одном предисловии сказано о том, что Пришвин любил природу, умел ее видеть и слышать и своими книгами учит тому же читателей. Он писал, что чудеса совершаются повсюду, во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы их не видим, не слышим. Пришвин учил нас любить свою родную Землю.

В другом — описывается история создания повести сказки «Приключения Чипполино». Поводом для написания которой послужила просьба одной из читательниц сочинить стихи для её больного сына по имени Чигго.

Послесловие «У ледовитого моря — океана на просторе тундры» посвященного Крайнему северу, где родились ненецкие сказки. Много зверей обитает в тундре и тайге. Летом сюда слетаются птицы.

Следующий момент урока, закрепление знаний об иллюстрациях.

Дети отвечают на вопросы, о чем рассказывают иллюстрации, что с помощью иллюстрации они узнали о героях книги. Библиотекарь предлагает ребятам рассказать, почему им нравятся рисунки того или другого художника.

Заключение: закрепить знания об элементах книги. Предложить детям приготовить книжки-самоделки. Посоветовать использовать для этого старые журналы, ветхие книги, иллюстрации нарисовать самим. Обложку, титульный лист, предисловие, оглавление предложить написать самим.

 

ТРЕТИЙ КЛАСС

ТЕМА 2 «Выбор книги в библиотеке»



Цель:

-познакомить с расстановкой книг в библиотеке;

-научить пользоваться иллюстрированным каталогом «Что нам читать?»;

-определять содержание книги не читая ее;

-выбирать книги на выставках.

Форма проведения: беседа с элементами практического занятия.

Оборудование: плакат, изображающий каталожную карточку с описанием: иллюстрированный каталог, книжные выставки.

Ход урока:

- Ребята, в нашей стране издаётся очень много книг для ребят: несколько тысяч изданий в год. Книги эти очень разные - для дошкольников, для вас, для старшеклассников. Они рассказывают о настоящем и далеком прошлом, о труде, о жизни морей, о лесах и реках, о научных открытиях, о путешествиях. Многие книги посвящены истории нашей Родины, лучшим людям страны.

Книг очень много. Прочитать все невозможно. А как найти самую интересную, самую нужную книгу?

Вот вы подходите к библиотечным полкам. Книги на них расставлены в определенном порядке. Есть полки для малышей, для старшеклассников. Найдите полки для учащихся 2-3 классов. Книги стоят на полке в алфавитном порядке. Есть в библиотеке и тематическая расстановка книг. Обычно темы написаны над книжными полками. Тематическая расстановка книг очень удобна, но для того, чтобы найти книгу, надо знать ее тему.

Как из большого количества выбрать ту, которая понравится, заинтересует. Давайте вспомним, как узнать содержание книги до того, как мы начнем ее читать.

Часто о содержании нам говорит фамилия автора. Если вы читали книги Бианки, то вы примерно знаете, о чем он пишет. Если раньше нравились вам книги, то, наверное, понравится и новая, еще незнакомая книга этого автора. Многое подскажут иллюстрации в тексте. Если в книге нарисованы рыбки и аквариум, то вряд ли книга будет рассказывать о медведях или пчелах. Но основные наши советчики, конечно, аннотации и предисловие. Аннотация - это краткое содержание книги. Всего две-три фразы о самом главном. Так, даже не читая книгу, вы можете узнать, о чем она рассказывает.

Как еще мы можем знакомиться с интересными книгами? В библиотеке часто устраиваются книжные выставки: выставки новых книг, выставки книг по какой-то одной теме. Например, к какому-нибудь приближающемуся празднику. Всегда обращайте на них внимание. Книги на выставках - для вас!

На полках стоят не все книги, имеющиеся в библиотеке. Только те из них, что часто читают ребята. А можно ли узнать какие еще книги есть в библиотеке на ту или иную тему? Можно. И поможет в этом каталог.

Слово «каталог» не русское. Оно означает «перечень». В библиотеке есть каталог книг, в музее - каталог картин. Тот, кто собирает марки, знает, что есть каталог марок. Каталог поможет читателю узнать, какие книги есть в библиотеке и быстро найти нужную. Оказывается, каждая книга имеет свой документ, каталожную карточку. Читая ее, мы узнаем, кто написал книгу; как она называется; в каком городе, в каком издательстве и в каком году ее напечатали; есть ли в книге иллюстрации, кто их делал; сколько страниц и коротко, о чем рассказывает. Вывесить увеличенную каталожную карточку на любую книгу.

Часто ребята приходят в библиотеку и спрашивают книги о путешествиях, о космосе, о спорте, о художниках. Все эти книги по любому вопросу можно самостоятельно найти в систематическом каталоге. Так он называется потому, что карточки книг в нем расположены в определенном порядке, в определенной системе. Ведь и на полке книги стоят по определенной системе. Правила расстановки книг в каталоге и на полках одинаковы. Книги по определенным отраслям знаний, например: математика, история, география собираются в одном месте.



Заключение: разделить детей на две группы и провести игру. Дать задание каждой команде найти по каталогу книгу на тему Великой Отечественной войны, в частности о летчиках Великой Отечественной войны.

 

 



Четвёртый класс

 

Тема 1 Научно-познавательная литература



Тема 2 Справочная литература

Тема 3 Как читать книги

 

Тема 1 «Научно-познавательная литература»



Цель:

  • -расширить знания о писателях - авторах книг о животных, растениях, космосе, технике;

  • -объяснить особенности чтения научно-познавательных книг;

  • -научить обращать внимание на фотографии, чертежи, схемы, карты, рисунки.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: книжные выставки, комплекты книг.

Ход урока: - Книга! При помощи её мы можем совершать путешествия, побывать в любой стране, посетить далекие планеты, познакомиться с обитателями дремучих лесов, глубоких морей. Человечество бы постигло горе, если бы вдруг все книги исчезли. Многие открытия надо было бы совершить вновь. Книги бывают разные: одни расскажут замечательную сказку, читая другие, узнаешь о великих открытиях, заводах и планетах, о незнакомых землях и морях, о событиях далекого прошлого и серьезных науках. Такие книги называют научно-познавательными. Читая их, человек узнает много нового, до того неизвестного. Пишут научно-познавательные книги ученые или люди, очень увлеченные своей профессией, много увидевшие в жизни.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Показать портреты писателей и кратко рассказать о фактах их биографии): Бианки, Сладков, Маркуша, Дмитриев и т.д.



Заключение: Поделить класс на 2 группы и провести игру «Ромашка». Каждым 2-м группам вручается по 2 «ромашки» один цветок с фамилиями авторов книг, другой – с названиями книг этих авторов (на «ромашках» должно быть четкое количество лепестков: для одинаковых шансов командам). Участники должны, как можно быстрее соединить авторов со своими произведениями. Та команда, которая быстро составит «ромашку» выиграла

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Тема 2 «Справочная литература»



Цель:

  • -   познакомить с первыми энциклопедиями «Что такое? «Кто такой?»;

  • -   научить пользоваться ею, а так же маленькими энциклопедиями, словарями, справочниками.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: книжная выставка.

Ход урока:

- Ребята, вы все, конечно, встречали интересных людей. Они много знают, с ними интересно разговаривать. А как стать на них похожими? В первую очередь, надо больше читать. Но это еще не все. Надо внимательно смотреть вокруг, замечать все необычное, новое, непонятное. Когда вы научитесь это делать, у вас появится тысяча вопросов: «Кто? Что? Почему? Зачем?». И вот тут самое главное - стараться находить ответы. Если не будет находить, вопросы забудутся, и вы не узнаете что-то нужное, важное. Не узнаете сегодня, завтра... Постепенно вопросы перестанут и возникать.

Как же находить ответы на вопросы? Можно, конечно, спросить у родителей или своих товарищей. Но существует и еще один путь. Отвечать на вопросы могут специальные книги-справочники, которые называют мудрым словом «энциклопедия». У нас есть много разных энциклопедий. Самая большая среди них «Детская энциклопедия». В ней 12 томов. Издана она давно (более 30-ти лет назад), но она актуальна и сегодня. Каждый том детской энциклопедии посвящен какой-нибудь теме. Например, 1 том «Земля», 4-ый том «Растения и животные», 8-ой том «История». Пользуются ДЭ, в основном ребята 4-х-8 классов.

Сейчас у нас в РБ появилось много замечательных энциклопедий для детей на разные темы. Они изданы с красивыми, яркими обложками, внутри с качественными рисунками, интересно изложен материал на интересные темы.

Для вас ребята есть у нас в библиотеке энциклопедия «Что такое? Кто такой?» в трех больших толстых томах. В них ответы на самые разные вопросы. Это ваша первая энциклопедия, младшая сестра ДЭ.

В 1 томе среди слов начинающихся на букву А, вы найдете и такие: авиация, автомобиль, акула, Арктика, Африка: сможете узнать, чем прославились Александр Невский, Андерсен, Архимед.

Как же построены эти книги? Как искать в них ответы? В первом томе есть предисловие. Оно подробно рассказывает, как пользоваться энциклопедией из предисловия вы узнаете, что каждый рассказ в книге объясняет значение какого-нибудь слова. Оно и служит заглавием для рассказа. Рассказы расположены так, как расположены буквы в нашем алфавите от А до Я. В 1 томе собраны слова, которые начинаются на буквы от А до 3. Во втором от И до П. В третьем от Р до Я.

В начале каждого тома есть «содержание». Оформлено оно в этих книгах необычно - на больших, красивых листах.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Тема 3 «Как читать книги»



Цель:

  • -   привить детям вкус к медленному, вдумчивому чтению;

  • -   научить их вызывать в воображении картины и образы, созданные художником;

  • -   воспитать культуру чтения.

Форма урока: громкое чтение художественного текста. Проводить урок совместно с учителем.

Предварительная работа: выбрать небольшой рассказ, удовлетворяющий самым строгим эстетическим требованиям для детей 8-9 лет. Заранее продумать вопросы к детям. Подготовить книжную выставку.

Ход урока:

  1. 1.     Познакомить детей с выставкой книг Г.К.Паустовского. На выставке представлен портрет Г.К.Паустовского и написанные им детские книжки. Библиотекарь говорит несколько слов о Паустовском — страстном путешественнике и рыболове.

  2. 2.                                           Чтение библиотекарем (учителем) рассказа Г.К.Паустовского «Барсучий нос».

Затем после чтения 2-3 минут пауза, дети в это время вспоминают весь рассказ. Затем вопросы к детям:

  • -   Когда, в какое время года происходит действие рассказа? (осень) Об осени много раз говорится на первых страницах.

  • -   Найдите приметы осени в рассказе? Дети вспоминают, библиотекарь читает нужные строки. Озеро около берега было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу ... и т.д.

Заключение: Возвращаемся к началу рассказа. Заостряем внимание детей на том, что самое главное для героев рассказа послушать природу и поговорить с ней, насладиться красками и ароматами осеннего леса.

Трехтомник «Что такое? Кто такой?». Кроме больших энциклопедий выпускается серия энциклопедических словарей. Авторы этих словарей известные ученые, писатели, журналисты. В них увлекательно и интересно рассказано обо всем, что нас окружает.

Каждый словарь имеет свою тему. Так же как, энциклопедии они объясняют значение отдельных слов.

Заключение:

Практическое занятие, игра «Где найти ответ на вопрос?»

Вопросы к игре:


  • -   как называется книга, в которой можно найти ответ на любой вопрос (энциклопедии, словари, справочники)

  • -   почему по маленьким энциклопедиям можно легко найти нужный ответ (Все рассказы в книге расположены в алфавитном порядке)

  • -   какие энциклопедические словари вы знаете?

  • -   где вы будете искать объяснение слова «пионер» (В книге «Что какое? Кто такой?)

 

 

ПЯТЫЙ КЛАСС



 

Тема 1 Структура книги

Тема 2 Художественное оформление книги

Тема 3 Выбор книги. Систематический каталог

Тема 4 Записи о прочитанном. Дневник читателя

Тема 1 «Структура книги»



Цель:

  • -  продолжить знакомство с элементами книги: страницами, корешком, обложкой, титульным листом, иллюстрациями;

  • -  научить находить автора книги;

- показать значение иллюстраций для выбора книги и для восприятия текста.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: комплекты книг.

Ход урока:

- Ребята! Вы уже давно научились хорошо читать. А знаете ли вы, что книга может многое рассказать о себе еще до того, как вы ее прочитаете? Для этого нужно внимательно ее рассмотреть. Давайте вместе поучимся этому мастерству.

Вопросы к детям:

- Из чего состоит книга? Кто скажет, с чего начинается книга? (с обложки)

- Кто скажет, как называются листки книги? (страницы)

- А что, кроме слов, вы видите на обложке и внутри книги? (иллюстрации) Давайте, хором повторим иллюстрация

- Почему страницы в книге не рассыпаются. Что их держит? (корешок). Показать корешок и сказать, что он держит страницы, до тех пор, пока не сломается, без него страницы рассыпаются.

Обложка - лицо книги. Всмотритесь внимательно: обложка книги назовет автора, т.е. человека, который ее написал. Фамилия его указывается на обложке вверху. Показать, где пишется автор, на примере 2-3 книг - Кто из вас помнит фамилии писателей - авторов книг (ответ). Если ребята не помнят никого, то назвать известные им книги и их авторов.

Вслед за фамилией автора на обложке всегда пишут название книги. Некоторые названия книг сразу говорят, о чем книга. А бывают такие названия книг, которые вообще могут обмануть.

На помощь писателю приходит художник. Посмотрим эти же обложки с рисунком. Оказывается, они заставили говорить все названия. И теперь каждый скажет, о чем книга. (Предложить детям предугадать содержание книга, рассмотрев иллюстрации).

Обобщение: Как же работает художник над иллюстрациями? У каждого художника есть свои любимые писатели, своя манера письма. Но есть общее, что характерно для всех - создание рисунков к тексту и, если рисунки выполнены талантливым художником, то он становится не пассивным переводчиком текста, а полноправным творцом произведения.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Тема 2 «Художественное оформление книги»



Цель:

  • -   углубить знания детей об иллюстрации, подчеркнуть важность иллюстрации в книге;

  • -   помочь детям увидеть работу художника, понять не только внешнюю, но и глубинную связь иллюстрации с текстом;

  • -   вызвать интерес к работе художника.

Оборудование: комплект книг с иллюстрациями.

Предварительная работа: подобрать к занятию прекрасно иллюстрированные книги, и не только художественные, но и документальные, научно-популярные, мемуарные.

Ход урока:

- Ребята, вы уже знакомы со значением слова иллюстрация. Кто вспомнит, что оно означает, откуда оно произошло? (Ответы детей: от латинского, что означает изображение, описание.)

Прежде чем начать, непосредственно работать над иллюстрацией, художник продумывает их место в тексте, будут ли заставки и концовки, выбирает технику их выполнения. Основное из чего исходит художник- это содержание книги, художественные средства, которые использует художник в своих иллюстрациях, соответствуют его творческой индивидуальности, но они зависят также и от характера произведения.

За первоначальной стадией работы - чтение литературного произведения с целью представить себе общий облик будущих иллюстраций — следует вторая стадия работы: художник тщательно выбирает и выписывает себе из разных мест повествования все, что относится к характеристике каждого персонажа: черты его внешности, высказывания, определяющие характер, манеру держаться, отношение с другим персонажем.

Художник собирает огромный материал, перед ним проходит калейдоскоп лиц. Он рассматривает множество портретов или фотографий людей, живших в то время, о котором повествуется в литературном произведении, старается отыскать и зафиксировать в памяти все то, что определяет манеру держаться, внешний облик людей, принадлежащих к тому же кругу, классу, национальности, что и его герой.

Это помогает создать образ верный времени, исторически точный. Но это не все, герой должен быть живым. И в этом художнику может помочь: окончательный вариант иллюстрации должен заключать в себе только самое главное, только то, на что зритель должен обратить особое внимание.

Обобщение: Рассмотреть вместе с детьми несколько иллюстраций к известным книгам. Отметить насколько иллюстрации соответствуют содержанию книги, характерам основных героев произведения.

А именно:

Сладков Н.И. «Птицы». Орнитология в картинках / рисунок Р.Варламова, М.: Дет.лит., 1984г. - 48 страниц иллюстраций.

Пахомов А.А «Про свою работу в детской книге». М.: Дет.лит., 1982г.

Кузьмин И.В. «Художник и книга». Заметки об искусстве иллюстрирования. М.: Дет.лит, 1985г.

 

ПЯТЫЙ КЛАСС

Тема 3 «Выбор книги в библиотеке. Систематический каталог»

Цель:

- познакомить ребят с систематическим каталогом, каталожными карточками, тематическими картотеками, библиографическими указателями.



Форма проведения: беседа с элементами практического занятия

Оборудование: плакат, изображающий каталожную карточку, каталог систематический, книжные выставки, плакат, где перечислены основные отделы систематического каталога.

Ход урока:

Дети располагаются полукругом у каталога так, чтобы каждый мог видеть все действия библиотекаря. Желательно проводить занятия на половину класса (15 человек). Библиотекарь говорит детям о том, что с древних времен на каждую новую книгу в библиотеке заводят карточку. Сейчас на плотной бумаге, когда-то глиняную. Показать увеличенную каталожную карточку. Затем предложить кому-нибудь из детей прочитать, что на ней написано (кроме шифра и аннотации). Сверить карточку с титульным листом книги. Ребята легко догадаются, откуда взяты эти данные. Спросить детей, зачем в карточку вносят сведения о количестве страниц, иллюстрациях. Предложить кому-то из учащихся прочитать вслух аннотацию. Вспомнить, что означает слово аннотация?

Очень важно научить юных читателей свободно ориентироваться в каталоге, быстро находить нужные отделы и подотделы. Показать детям, как по систематическому каталогу можно найти книгу по интересующему вопросу. Объяснить, что для этого надо из каталожной карточки выписать фамилию автора и название книги, а затем уже пойти к полке.

А почему библиотекарь быстро находит нужную карточку? Потому что карточки в каталоге стоят по определенной системе. Поэтому каталог и называется систематическим.

Предложить детям найти в каталоге любую книгу (карточку) на интересующую их тему.

Заключение: разделить детей на две команды, попросить представителя от команды найти (кто быстрее) карточку на книгу на конкретно названную книгу библиотекарем. Заострить внимание в конце занятия на термины: систематический каталог, шифр (... книги на полке, который находится в левом верхнем углу).

 

 



ПЯТЫЙ КЛАСС

 

  1   2   3

  • Библиотечно-библиографические занятия
  • ВТОРОЙ КЛАСС