Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Справочник Полным и точным ли было описание? Сохранены ли стилевые особенности произведения?




Скачать 450.32 Kb.
Дата14.03.2017
Размер450.32 Kb.



Литературный справочник




3. Полным и точным ли было описание?

4. Сохранены ли стилевые особенности произведения?

5. Передано ли настроение ав­тора?

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)

4. Эффективное использование мимики и жестов.



КРИТЕРИИ СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ

1. Возраст и внешний вид героя

2. Черты характера героя

3.Как изменяется герой по ходу содержания произведения

4.0тношение автора и учащегося к герою произведения

ПЛАН ОТЗЫВА ОБ УСТНОМ ОТВЕТЕ,

1. Было ли вступление, удачно ли оно?

2. Последовательно ли изложен материал? Можно ли считать ответ

развернутым?

3. Удовлетворены ли вы приводимыми примерами?

4. Сделано ли обобщение в конце ответа?

5. Общее впечатление от ответа?

6. Замечания, дополнения.




ОЦЕНИВАНИЕ


"5" - выполнены все требова­ния критериев

"4" - не выполнено одно из требований

"3" - выполнены два из ос­новных требований

38


В связи с переходом на учебники нового поколения, возникла необходимость создания методических пособий для использования на уроках литературного чтения.

Новая учебная программа требует внесения изменений в оформление урока. Поэтому предлагаемые методические пособия помогают учителям в решении одной из актуальных проблем методики – организации эффективного урока, а учащимся – получить важнейшие сведения по теории литературы.

Исходя из требований Государственного стандарта, учитель ставит перед собой следующие задачи:


  1. Развитие и совершенствование навыков чтения учащихся;

  2. Получение детьми первоначального литературного образования:

  • практическое овладение минимально достаточной системы филологических понятий (понятие о литературном герое, монологе, диалоге, понятие о рассказе, сюжете, сравнении, олицетворении, эпитете);

  • формирование представлений об авторах художественных произведений, об особенностях их творчества.

  1. Активное речевое развитие школьника, развитие его устной и письменной речи;

  2. Приобщение школьников к истокам и основам родной культуры, развитие интереса ребенка к прошлому своего народа, восстановление разрушенных культурных традиций, формирование исторической памяти.

  3. Расширение знаний и представлений школьников о человеке и окружающем мире.

  4. Развитие творческих способностей учеников.

Данные методические пособия помогают решить поставленные задачи с учетом регулярного, систематического их использования.

Целенаправленное использование предлагаемых материалов приводит к повышению интереса учащихся на уроке литературного чтения.

Комплект состоит из четырех учебно-дидактических пособий:


  • Опорные схемы и таблицы в изучении литературного чтения;

  • Литературный словарь (в помощь учителю и ученику);

  • Критерии оценивания ответов учащихся на уроках литературного

чтения;

  • Измерители обученности при освоении программного материала.

3



ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ
Литературный словарь включает в себя тер­мины и филологические понятия, которые уча­щиеся начальной школы должны знать, исходя из требований государственного стандарта начального образования Республики Казахстан, и термины, которые рекомендуются для допол­нительного образования школьников.

Термины в словаре распределены по темати­ческому принципу. Представлены следующие темы: "Читая прошлого страницы", "С улыбкой о серьезном", "Устное народное творчество", "Устное слово-душа народа", "Драматургия", "Природа", "Жанры литературного искусства", "Поэзия", "Проза".

Словарь помогает систематизировать знания учащихся и удобен учителю для подготовки к урокам.

Литературный словарь рекомендован учителям начальных классов для использования на уроках литературного чтения.



СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Аннотация - от латинского annotio - замечание. Краткое изложение содержания книги, помогающее читателю лучше ориентироваться в содержа­нии.

Завязка - начало развития события.

Кульминация - самый острый напряженный момент в развитии событий.

Развязка - конец рассказа.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Монолог - рассказ от одного лица.

Рифма - созвучные окончания слов.

Тема - это то, о чем (или о ком) говорится в произве­дении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.

Основная мысль - идея произведения - это оценка автором того, что он изображает в произведении.

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.



Сюжет - это ряд связанных между собой последова­тельных событий в произведении.

Портрет - это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и гово­рить. В портрете отражается характер и внут­ренний мир героя, авторская оценка.

4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ


НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Разработанные критерии оценивания служат для объективного оценивания знаний, умений, навыков учащихся по литературному чтению.

Они составлены отдельно к разным заданиям: чтение наизусть, краткий и подробный пересказы, составление характеристики героя, чтение текста, рассказывание.

Благодаря этим требованиям – критериям текущую повседневную контрольно-оценочную и корректировочную работу может выполнять не только учитель, но и сами учащиеся.

Данные памятки направлены на обучение оценочной и коррекционной деятельности, на усвоение ими правильных эталонов контроля, нормативных критериев оценивания, на формирование у них справедливого оценивания результатов своей работы и товарищей.

Данные критерии рекомендованы учителям начальных классов для использования на уроках литературного чтения.


ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ НА «ОТЛИЧНО» НАДО:

1. Выполнить норму скорости чтения.

2. Читать правильно, без оши­бок.

3. Читать выразительно, вы­деляя ключевые слова.

4. Уметь ответить на вопросы по содержанию.

КРИТЕРИИ ПОЛНОГО ПЕРЕСКАЗА


1. Указан ли автор и название произведения?

2. Сохранена ли последова­тельность событий? Есть ли логические нарушения?

3. Подробно ли рассказана каждая часть произведения?

4. Были ли ошибки по форме изложения?

5. Был ли ответ выразитель­ным, эмоциональным?

6. Можно ли считать пересказ полным?



КРИТЕРИИ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА

1. Указан ли автор и название произведения?

2. Сохранена ли последова­тельность основных собы­тий?

3. Верно ли выражена основ­ная мысль каждой части? Есть ли недочеты по суще­ству?

4. Были ли ошибки по форме изложения?

5. Интересно ли было слу­шать?

6. Можно ли считать пересказ кратким?


КРИТЕРИИ ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА - ОПИСАНИЯ

1. Указан ли автор и название произведения?

2. Сохранен ли порядок опи­сания?

37


в) повесть

5. Краткое описание жизненных фактов, небольшое художественное произведение.

а) рассказ

б) очерк


в) роман

  1. Художественная проза (не поэзия, не драматургия) - это...

а) беллетристика

б) очерк


в) повесть

III. Критерии обученности:

6 -"5"

5 -"4"


4 -"3"

IV. Ключ к тесту: 1в, 26, За, 4в, 56, 6а.

36

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА»

Пейзаж - это описание природы в художественном тексте.

Олицетворение - это такое изображение, когда предметы, яв­ления природы, растения и животные наде­ляются человеческими качествами - даром, речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет - это слова, которые помогают образно увидеть предмет.

Сравнение - это слова и выражения, в которых содержит­ся сравнение одного предмета с другим.


СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ПРОЗА»

Проза - рассказ, повесть, роман, очерк, новелла.

Рассказ - это небольшое повествовательное произведе­ние, в котором описано одно событие из жизни героя.

Новелла - разновидность рассказа с описанием одного завершенного события и его авторской оцен­кой.

Беллетристика - художественная проза (не поэзия, не драматургия).

Очерк - небольшое литературное произведение, крат­кое описание жизненных фактов.

Повесть - литературное повествовательное произведе­ние, в котором в отличие от рассказа изобра­жается не одно, а несколько событий из жизни героя. В повести больше, чем в рассказе, дей­ствующих лиц, шире и подробней показана жизнь.

Роман - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

Побывальщина - это «сказы без тайности», то есть без эле­ментов фантастики. Фантастики нет, но чуде­са и загадки природы в сказках есть. О них - то и рассказал П.Бажев в своем сборнике «Малахитовая шкатулка», куда вошел и сказ про «Серебряное копытце».


СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ПОЭЗИЯ»

Поэзия - то, что написано стихами (ода, поэма, стихи).

Ода - торжественное, восхваляющее, прославляющее произведение (песня).

Басня - короткий рассказ, часто смешной, содержащий какое либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.

Поэма - большое стихотворное произведение на исто­рическую, героическую или возвышенную ли­рическую тему.

5


ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ

ПО ТЕМЕ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (2 КЛАСС)
Устное народное творчество (фольклор) - это произведения, которые создаются

и передаются из уст в уста народом.



Сказки - это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событи­ях, приключениях людей, зверей, предметов.

Пестушки - «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успо­каивать.

Потеки - песенки, сопровождающие игры, забавы с — малышами.

Прибаутки - маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.

Заклички - самый древний жанр устного народного творче­ства, связанный с народным календарем и с сельскохозяйственными работами.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ
«УСТНОЕ СЛОВО - ДУША НАРОДА»

Героический эпос - произведения народного творчества патриотического содержания. Они имеют ис­торическую основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.

Былина - произведение устного народного творче­ства, героическая песня - повествование о подвигах русских богатырей.

Былинный сказ - изложение былины в прозе.

Гипербола - сильное преувеличение Свойств изображае­мого предмета или явления. С помощью ги­перболы автор подчеркивает, что он прослав­ляет, а что высмеивает.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ

«ЧИТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ»



Сказание - народный поэтический рассказ с историче­ским содержанием.

Легенда - поэтический рассказ о каком-нибудь истори­ческом событии, дополненный воображением, вымыслом.

Летопись - историческое произведение, в котором пове­ствование ведется по годам.

Мемуары - повествование в форме записок от лица

автора в реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был.



Биография - описание жизни человека.

6


7. Из какого стихотворения эта строчка: «Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны»?

а) «Весна» А. Асыльбекова

б) «Жаворонок» В. Жуковского

в) «Жаворонок» С. Сейфуллина

8. Каким был герой стихотворения К. Идрисова «Первый подарок»?

а) храбрым

б) трудолюбивым

в) застенчивым, робким

9. Кто из авторов посвятил своё стихотворение маме?

а) Н. Сахонская

б) К. Идрисов

в) А. Дуйсенбиев?



  1. Сколько всего стихотворений в этом разделе?

а) 7

6) 9


в) 8

Ш. Ключ к тесту: 1а, 2в, За, 46, 5а, 6в, 76, 8в, 9а, 106.

ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ ПО СЛОВАРЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ

ТЕРМИНОВ К ТЕМЕ «ПРОЗА».

I. Проверяемые умения:

Определять по данным признакам жанр произведения

II. Единицы контроля.

1. Рассказ, повесть, роман, очерк, новелла - это ...

а) беллетристика

б) побывальщина

в) проза


2. Небольшое повествовательное произведение, в котором описано одно событие из жизни героя

а) очерк


б) рассказ .

в) роман


3. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом

а) роман


б) повесть

в) рассказ

4. В этом литературном повествовательном произведении изображается не одно, а несколько событий из жизни героя, в нем несколько действующих лиц.

а) очерк


б) новелла

35


7. Шутка-это...а) смешная история из жизни

б) высмеивание пороков

в) то, что говорится или делается не всерьез, ради веселья

III. Показатели обученности:

7 - "5" 6- "4" 5-"3"

Ключ к тесту: 16, 2а, 36, 4в, 56, ба, 7в.



ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ВО 2 КЛАССЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ К РАЗДЕЛУ

«ВЕСНА - УТРО НОВОГО ГОДА» ПО СТИХОТВОРЕНИЯМ

I. Проверяемые умения:

• Воспроизводить содержание стихотворений.

• Узнавать поэтов, которые написали стихотворения к этому разделу.

• Определять автора по строчке из стихотворения.

II. Единицы контроля.

1. Кто из авторов рассказал в своем стихотворении о цветении сирени?

а) Г. Ладонщиков.

б) А. Дуйсенбиев

2. Из какого стихотворения эта строчка: «Тает снег....

Пришла весна

а) «Растаял снег на тротуарах»

б) «Весна»

в) «Медведь проснулся»

3. В каком стихотворении автор называет много примет весны?

а) А. Асылбеков «Весна»

б) К. Идрисов «Первый подарок»

в) С.Сейфулин «Жаворонок»

4. Найди олицетворение из стихотворения А. Асыльбекова «Весна».

а) солнце смеется

б) жизнь поет

в) весна пришла

5. Какой прием сравнения использовал С. Сейфуллин в стихотворении «Жаворонок»? Песня жаворонка как

а) колокольчик

б) свирель

в) дудочка

6. О какой птице написали стихотворения В. Жуковский и С. Сейфулин?

а) соловей

б) скворец

в) жаворонок


34


СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ

«ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ИСКУССТВА»

Жанр - вид искусства.

Детективная литература - раскрытие тайны, связанной с преступлением

Приключенческая литература - сюжеты, насыщенные преследованиями, похищениями, опасностями, катастрофами.

Литературная сказка - художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок.

Научная фантастика - отрасль литературы, которая «заглядывает в будущее».

Драматургия - произведение, написанное для постановки на сцене.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ «ДРАМАТУРГИЯ»



Драматургия - произведение, написанное для постановки на сцене.

Драматург - писатель, который писал литературные произведения, специально предназна­ченные для постановки на сцене.

Инсценировка - переработка литературного произведения для постановки в театре.

Экранизация - если литературное произведение служит ос­новой для создания фильма.

Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, личную или общест­венную катастрофу и обычно оканчиваю­щееся гибелью героя.

Комедия - драматическое произведение с веселым, смеш­ным сюжетом, а также представление его на сцене.

Драм - литературное произведение в диалогической форме с серьезным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления.

Виды пьес - трагедия, комедия, драма.

7


ОПОРНЫЕ СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ

К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ,

Опорные схемы и таблицы подготовлены в качестве сопроводительного дополнительного материала к новым учебникам. Таблицы состав­лены в соответствии с содержанием учебного материала, требованиям новой казахстанской программы начального обучения по литератур­ному чтению.

В пособие вошли :

Схемы-опоры. (Сказки, считалки, фольклор, поэзия, проза, юмор и т.д.) Схемы-опоры поз­воляют включить каждого ученика в активную деятельность, довести представления по изуча­емой теме до формирования понятий, делать соответствующие выводы путем анализа и син­теза.

Таблицы-планы по которым ребенку легко строить устный ответ (пересказ, рассказ о писа­теле, рассказ о поэте, аннотация, невыдуман­ный рассказ и т.д.).

Таблицы-помощницы. Помогают школьникам составлять характеристику героя, описание животных, описание природных явлений (словесные зарисовки).

Таблицы, направленные на совершенствование навыков выразительного чтения. (Виды текста, интонация.)

Данные опорные схемы помогают учителю объяснить новый материал, закрепить знания учащихся, создать на уроке определенное эмоцио­нальное настроение, поддерживают интерес детей к учебе.

Предложенный демонстрационный материал рекомендован для учителей 2 класса для исполь­зования на уроках литературного чтения.


СХЕМЫ-ОПОРЫ
СЧИТАЛКИ

ЧИСЛОВКИ ЗАМЕНКИ ЗАУМНЫЕ


БЫТОВОЙ ФОЛЬКЛОР

детские заклички прозвища детские страшилки

народные приговорки дразнилки сказки

игры

8


а) был еще маленьким и не знал, кем будет

б) был любознательным

в) был глупым

10. Что такое диалог? Это разговор:

а) одного лица

б) двух лиц

Ш. Ключ к тесту: 16, 26, Зв,4б, 5а, 66, 7в. 8в. 9а, 106.

ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ ПО СЛОВАРЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ

ТЕРМИНОВ К ТЕМЕ «С УЛЫБКОЙ О СЕРЬЕЗНОМ» (ЮМОР)

I. Проверяемые умения:

• Различать литературные термины по теме

• Объяснить литературное понятие

II. Единицы контроля.

1. Шуточное изображение кого-нибудь с наиболее характерными чертами

а) комикс

б) шарж


в) эпиграмма

2. Изображение чего-нибудь в смешном виде

а) юмор

б) комикс



в) фельетон

3. Высмеивание пороков - это...

а) шутка

б) сатира

в) курьез

4. Короткие сатирические стихи

а) шарж

б) фельетон



в) эпиграмма

5. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения

а) шарж

б) фельетон



в) шутка

6. Сатирическое произведение, обличающее порядки, существовавшие в Англии того времени

а) памфлет

б) эпиграмма

в) шарж

33


ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ»

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. РАСКИНА

«КАК ПАПА ВЫБИРАЛ ПРОФЕССИЮ»

I. Проверяемые умения.

• Осознавать читаемое

• Выбирать из текста необходимое

• Высказывать свое мнение

II. Единицы контроля.

1. Кто написал рассказ «Как пала выбирал профессию»?

а) С. Маршак

б) А. Раскин

в) Н. Носов

2. Почему папа сначала хотел быть ночным сторожем?

а) потому что был смелым

б) можно думать, когда все спят

в) не любил спать

3. О какой профессии папа говорил, что она вкусная и веселая?

а) пекарь

б) кондитер

в) продавец мороженного

4. Как называется профессия человека, который все время «играет с вагонами и паровозами»?

а) машинист

б) сцепщик

в) проводник

5. Чему никак не мог научиться папа, когда он захотел стать собакой?

а) чесать за ухом

б) лаять

в) кусать

6. Кто спросил маленького папу о том, что не хотел бы он быть человеком?

а) сосед


б) военный

в) дворник

7. Какое решение для героя стало самым правильным и важным?

а) летчиком

б) собакой

в) человеком

8. Что значит «быть человеком»?

а) родиться и вырасти

б) мыслить и разговаривать?

в) заботиться о ком-то и приносить радость людям своим трудом



  1. Почему папа каждый раз отвечал по другому, когда его спрашивали том, кем он хочет стать?

32

ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР
словесные сечки молчанки скороговорки поддевки загадки

игры голосянки и перевертыши


ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ

колыбельные потешки прибаутки пестушки


ЮМОР

сатира шутка курьез комиксы



СКАЗКИ

волшебные бытовые о животных

9


ТАБЛИЦЫ-ПЛАНЫ

КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ?

1. Подготовься читать стихи любимого поэта.

2. Подумай, что и как ты расскажешь об этом поэте.

3. С какими из его книг познакомишь товарищей?



ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ

1. Когда и где родился этот удивительный человек?

2. Сколько лет он прожил?

3. Где и как он рассказал о себе своим читателям?

4. Что особенно ценил в людях?

5. Что любил больше всего на свете?

6. А что не любил? Чего не прощал?

7. Как и почему стал писателем?

8. Много ли написал книг?

9. Какие его книги вы читаете, читали, хотите прочитать?



ПЛАН ОБДУМЫВАНИЯ РАССКАЗА О КНИГЕ

1. Какую книгу ты прочитал?

2. О ком эта книга?

3. Что узнал о главном герое, его мечтах, делах, о времени, когда он жил.

4. Как об этом рассказано в книге?

5. Какой отрывок прочитаешь ты?



АННОТАЦИЯ

- В этой повести рассказывается о...

- Это рассказ о том, ...

- Это книга о ...

- Писатель ... рассказывает о ...

- Главные герои этой книги -...

- Любишь ли ты читать о ...

- Было это ...

- Удивительные события происходят в книге ...

- Если вы прочитаете ..., вы обязательно полюбите главного героя ....



  • -Ты хочешь узнать о ...? Тогда прочитай ...?

10

в) «Дворник Шаке»

3. В каком рассказе мальчик благодарен отцу за то, что научен мастерству?

а) «Молоковоз»

б) Добрая память»

в) «Повар»

4. В каком стихотворении труд чабана?

а) «Дворник Шаке»

б) «Молоковоз»

в) «Я буду архитектором»

5. В каком рассказе упоминаются профессии продавца мороз ночного сторожа, летчика, сцепщика вагонов, юнги, пастуха?

а) «Приключения Незнайки и его друзей»

б) «Добрая память»

в) «Как папа выбирал профессию»

6. В каком стихотворении герой мечтает построить круглый дом?

а) «Дворник Шаке»

б) «Повар»

в) «Я буду архитектором»

7. Кем хотел стать Незнайка?

а) музыкантом

б) строителем

в) космонавтом

8. Кто автор сказки «Маленькие человечки»?

а) Г.Х. Андерсен

б) Бр. Гримм

в) Н. Носов

9. Назовите юмористическое стихотворение раздела

а) «Повар»

б) «Молоковоз»

в) «дворник Шаке»

10. Как звали старшего из братьев Гримм?

а) Якоб

б) Ганс


в) Вильгельм

III. Критерии обученности:

10-9 "5"

8-7 "4"


6-5 "3"

менее 5 "2"

IV. Ключ к тесту: 1а, 26,36,46,5в, 6в, 7а, 86, 9а, 10а.
31


6. В каком произведении собака побежала догонять кошку?

а) В. Берестов «Знакомый»

б) В. Драгунский «Хитрый способ»

в) С. Сеитов «Наш ата»

7. Автор юмористического произведения в разделе:

а) В. Драгунский

б) В. Катаев

в) С. Сеитов

8. Сказка о всепобеждающей силе братской любви:

а) «Три дочери»

б) Катаев В. «Цветик - семицветик»

в) Шварц Е. «Два брата»

9. Герой какого произведения «терпеть не может» лентяев?

а) В. Драгунский «Хитрый способ»

б) В. Катаев «Цветик — семицветик»

в) С. Сеитов «Наш ата»

10. В каком произведении раздела больше всего встречается названий животных?

а) Е. Шварц «Два брата»

б) Три дочери

в) В. Катаев «Цветик - семицветик»

III. Показатели уровня обученности:

10-9 "5"


8-7 "4"

6-5 "3"


менее 5 "2"

IV. Ключ к тесту: 1в, 26, 3в, 46, 5а, ба, 7а, 8в, 9в, 10а.



ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ»

I. Проверяемые умения.

• Ориентироваться в произведениях раздела.

• Соотносить названия произведений с содержанием.

• Узнавать авторов произведений.

II. Единицы контроля.

1. Назови автора стихотворения «Чем пахнут ремесла»

а) Дж. Родари.

б) К. Чуковский.

в) М. Алимбаев.

2. В каком стихотворении встречаются слова «наборщик, переплет

а) «Чем пахнут ремесла»

б) «Как печатали вашу книгу»
30


СКАЗКА

1. Сказочное начало

2. Сказочные слова и выражения

3. Сказочный повтор

4. Испытание

5. Сказочное превращение

6. Добро побеждает зло

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

МОЖНО НАЧАТЬ ТАК:

Как-то раз Когда именно?

Однажды было С чего все началось?
Это произошло Когда? Где?

случилось

Все началось с того ...

То, о чем я хочу рассказать, случилось ...

История, эта произошла ...


ТАБЛИЦЫ-ПОМОЩНИЦЫ
ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО.

1. Величина напоминает

одинаковый

2. Окраска похож, не похож

такой же

3. Форма отличается

11


ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ
КАКОЙ ОН? КАК ПОВЕЛ СЕБЯ?

добрый возразил


трудолюбивый спросил
честный ответил
правдивый воскликнул
искренний сказал
злой сообщил
ленивый крикнул
лживый поинтересовался
неискренний попросил
грубый удивился
умный заулыбался
сильный засмеялся
находчивый лгал, обманывал
фантазировал

СЛОВЕСНЫЕ ЗАРИСОВКИ



КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ?


СИЛЬНЫЙ ДУЕТ

ЛЕГКИЙ ШУМИТ

ПОРЫВИСТЫЙ ВЕЕТ

РЕЗКИЙ ВЕТЕР ЛАСКАЕТ


ЛАСКОВЫЙ ПОКАЧИВАЕТ
ХОЛОДНЫЙ ТРЕПЛЕТ
ТЕПЛЫЙ РАСКАЧИВАЕТ

КОЛЫШЕТ


ТАБЛИЦЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
В разных случаях мы говорим по-разному:

1. Медленно, спокойно.

2. Весело, тоном любования, с улыбкой на лице.

3. Живо, весело, громко.

4. С удивлением, с недоумением.

5. Сердито, недовольно, грозно.

6. С усмешкой.

7. Хвастливо.

8. С испугом, со страхом, с выражением испуга на лице, с тревогой.
12


б) согрел

в) уничтожил

10. Кто спас братьев от злого Прадедушки Мороза?

а) птицы


б) зайцы

в) белки


III. Критерии оценивания:

10-9 "5"


8-7 "4"

6-5 "3"


менее 5 "2"

IV. Ключ к тесту: 16,26,3в, 46, 5а, 6б, 7а, 8в. 9а, 106.



ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «ЛАСКОВЫЕ РУКИ И

ДОБРОЕ СЕРДЦЕ»

I. Проверяемые навыки, умения.

Воспроизводить содержание произведений

• Работать с текстом

• Узнавать авторов произведений

II. Единицы контроля.

1. Стихотворение «Наш ата» написал:

а) С. Бегалин

б) М. Алимбаев

в) С. Сеитов

2. Назови профессию отца в сказке «Два брата» по Е. Шварцу

а) пастух

б) лесничий

в) дворник

3. В кого превратилась младшая дочь из сказки «Три дочери»

а) в бабочку

б) в стрекозу

в) в пчелку

4. Как звали героиню произведения В. Катаева «Цветик - семицветик»

а) Валя


б) Женя

в) Таня


5. Кто из авторов написал рассказ об отзывчивой девочке Маше Кошкиной?

а) В. Голявкин

б) В. Катаев

в) В. Драгунский


29

ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «ЛАСКОВЫЕ РУКИ И

ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» ПО СКАЗКЕ «ДВА БРАТА»

I. Проверяемые умения.

• Осознавать изучаемое.

• Определять основную мысль сказки.

• Определять вид сказки.

II. Единицы контроля.

1. Кем работал отец мальчиков?

а) егерем

б) лесничим

в) охранником

2. Что огорчило лесничего дома?

а) непослушные дети

б) ссоры детей

в) ленивые дети

3. На сколько дней уехали родители в город?

а) два


б) один

в) три


4. Почему братья поссорились? Младший помешал старшему

а) отдыхать

б) читать

в) играть

5. Что крикнул Старший брат Младшему, когда схватил его за шиворот и вытолкнул во двор?

а) Оставь меня в покое!

б) Не мешай читать!

в) Отстань от меня!

6. О чем говорит этот поступок Старшего брата? Каким он был?

а) любознательным

б) грубым

в) сильным

7. В каком по счету зале остановился Прадедушка Мпппч?

а) в 25


б) в15

в) в 20


8. Как относился Прадедушка Мороз к Старшему брату?

а) ненавидел его

б) уважал

в) нравился

9. Что сделал Прадедушка Мороз с птицами и маленькими зверушками?

а) приморозил


28

ТЕКСТ- РАССУЖДЕНИЕ

1.Почему?

2. Потому что...

3. Во - первых ...

4. Во-вторых ...

5. Вот почему ...

ТЕКСТ- ПОВЕСТВОВАНИЕ
Как это случилось? Что произошло?

1 .Что решили сделать СНАЧАЛА?

2. ПОТОМ что сделали?

3. НАКОНЕЦ что получилось?

ИНТОНАЦИЯ

1 .Удивление

2. Растерянности

3. Вопросительная

4. Осуждения

5. Сочувствия

6. Возмущения

7. Огорчения



ТЕКСТ
описание повествование рассуждение

какой? как это случилось? почему?

13


ИЗМЕРИТЕЛИ ОБУЧЕННОСТИ
Измерители обученности составлены с целью изучения глубины и осознанности прочитанных произведений, знания литературных понятий.

Предлагаются в виде тестов, что позволяет быстро и удобно произвести контроль.

Тесты разделены на 3 группы :

• проверка осознанности и понимания отдельно взятого произведения;

• проверка общих знаний по разделу;

• проверка усвоения литературных понятий, различение жанров произведения.

Регулярное целенаправленное проведение учителем тестов заставляет учащихся читать произведения более внимательно и осознанно.
ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «РОДНИК ЗЕМЛИ РОДНОЙ»

I. Проверяемые умения:

• Узнавать авторов стихотворений

• Определять по содержанию стихотворение или по отдельной строке - автора

II. Единицы контроля.

1. Кто сравнивает землю с девушкой в летнем платье, которая ловит солнце будущего дня?

а) Т. Абергенов

б) С. Сейфулин

в) М. Алимбаев

2. Найди лишнюю фамилию. Докажи, почему.

а) С. Сейфулин

б) М. Алимбаев

в) М. Абылкасымова

3. Кто из поэтов написал: «... И твой я хозяин

И твой человек»?

а) М. Алимбаев

б) Т. Айбергенов

в) С. Сейфулин

4. В каком стихотворении поэт использует прием сравнения родника с маленьким сердцем?

а) «Родник земли родной»

б) «Земля моя»

в) «Моя республика»

5. Сколько стихов написал С. Сейфулин в этот раздел? а)3 6)2 в) 4

6. Кто из поэтов посвятил стихотворение городу Кокшетау

а) М. Алимбаев

б) М. Макатаев

в) С. Сейфулин
14


б) Они как вазочки с сахарным песком

в) Они как сверкающее серебро

3. Выбери определение сравнения:

а) Предмет или действие увидеть образно

б) Предметы наделяются человеческими качествами

в) Сравнение одного предметов с другим

4. Как называются слова, которые помогают образно увидеть предмет или действие?

а) олицетворение

б) сравнение

в) эпитеты

5. Откуда появилась Зима в светло-голубой шали в рассказе М. Зверева? «Спасибо, матушка — зима»?

а) из ледяного дворца

б) из леса

в) из снежного вихря

6. С чем сравнивается «синие - синие глаза Зимы» в рассказе М. Зверева?

а) с небом в морозный день

б) со снежинками

в) со сверкающими бриллиантами

7. О каких птицах не говорится в рассказе Э. Шима «Живые цветы»?

а) о синицах

б) о грачах

в) о снегирях

8. Почему ёжика из рассказа Г. Скребицкого назвали Пушком?

а) потому что он круглый

б) потому что он маленький и не колючий

в) потому что он прижимает к спинке колючки и становится мягким, когда его гладят

9. Почему Марфушечка из сказки «Морозко» поехала в лес?

а) хотела помочь Морозке по хозяйству

б) хотела попробовать свои силы

в) захотелось богатства

10. Основная мысль рассказа И. Алтынсарина «Золотой орех»

а) в орехах с золотой скорлупой зерна вкуснее

б) в золотом орехе нет ядра

в) золотые орехи сделаны для украшения

г) не суди о вещах по их виду

III. Ключ к тесту: 16,26, 3в, 4в, 5в, ба, 76, 8в, 9в, 10в IV.

Показатели обученности

10-9 - "5" 8-7 - "4"

6-5 - "3" менее 5 - "2".
27


а) лес

б) поле


в) дорогу

4. С чем сравнивает Е. Елубаев пушистый снег, который укрыл каждый дом в стихотворении «Новый год»?

а) с серебром

б) с ковром

в) с белым покрывалом

5. Какое произведение лишнее и почему?

а) «Первая побелка», А. Тумбасов

б) «Живые цветы», Э. Шум

в) «Белые снежинки», 3. Шукуров

6. В каком из стихотворений не говорится о том, что снег укрыл дом?

а) И. Никитин. Вьюга.

б) 3. Шукуров. Белые снежинки.

в) Е. Елубаев. Новый год

7. Кто из авторов не писал стихи о зиме?

а) Г. Скребицкий

б)М.Зверев

в) И. Никитин

8. В каком стихотворении есть эпитеты «пушистый иней», «безмолвные сосны»?

а) Новый год

б) Вьюга


в) Зима

III. Критерии оценки знаний и умений.

8 - "5" 7 - "4" 6-5 -"3" менее 5 -"2"


  1. Ключ к тесту: 1 а, 26, 3в, 46, 5 стихотворение, ба, 76, 8в.

ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЛОСНЕЖНАЯ ЦАРИЦА ВСЕ

ПОКРЫЛА СЕРЕБРОМ».

I. Проверяемые умения.

Воспроизводить и осмысливать произведения раздела

• Узнавать авторов произведения

II. Единицы контроля. Тестовые задания.

1. Найди строчку из стихотворения Г. Скребицкого «Зима»:

а) «Пушистым снегом, как ковром, укрыт зимою каждый дом»

б) «Зашумела, разгулялась в поле непогода»

в) «Кругом все белое и синее, Всё в тонком кружеве теней»

2. С чем сравнивает А. Тумбасов елки, засыпанные снегом?

а) Они как в белой шали

26


7. Кто из авторов рассказал нам в своем стихотворении о приметах осени?

а) М. Алимбаев

б) С. Сейфулин

в) М. Макатаев

8. Кто из авторов познакомил нас со словом «Марево»?

а) М. Макатаев

б) С. Сейфулин

в) М. Алимбаев

III. Критерии оценивания:

8 - "5" 7 -"4" 6-5 -"3" -менее 5-"2"

IV. Ключ к тесту: 16, 2в - писатель, а остальные - поэты. 36. 4а- 56- 6в- 7а- 8а.
ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПОЛИТЕРАТУРЕ.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «РОДНИК ЗЕМЛИ РОДНОЙ».

I. Проверяемые умения:

• Осмысливать и воспроизводить содержание произведений раздела

П. Единицы контроля.

1. Назови автора стихотворения «Моя республика»

а) Сейфуллин С.

б) Айбергенов Т.

в) Алимбаев М.

2. В каком стихотворении есть строчки: «Спят озера долин в первозданной

красе»?


а) «Моя республика» б) «Кокшетау»

в) «Родник земли родной»

3. В каком стихотворении автор сравнивает свои чувства к родине с чистотой родниковой воды?

а) «Кокшетау»

б) «Моя республика»

в) Родник земли родной»

4. В каком произведении рассказывается о чувстве любви к аулу, где родилась героиня?

а) «Моя республика»

б)» Родная земля»

в) «Гора Бура»

5. Какое стихотворение написал М. Макатаев?

а) «Кокшетау»

б) «Родник земли родной»

в) «О, степь моя!»

6. У кого из писателей дед был близким другом Абая?

а) У Абылкасымова М.

б) У Ауэзова М.

в) У Алимбаева М.

15


7. Кто призывает в своем рассказе: «Никогда не забывай свою маленькую родину»?

а) Абылкасымов М.

б) Айбергенов Т.

в) Алимбаев М.

8. Как зовут девочку в рассказе «Родная земля»?

а) Айгуль

б) Асель

в)Анар


9. Какие названия рек и озер ты узнал из легенды?

10. Что в переводе с казахского означает слово «Бура»?

а) конь

б) верблюд



в) лошадь

  1. Ключ к тесту: 16,26, 3в, 46, 5в, 66, 7а, 8в, 9 Или, Каратал, 106.

  2. Показатели обученности:

10-9 "5" 8-7 "4"

5-6 "3" ниже 5 "2"


ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «ОСЕНЬ - РЫЖАЯ ЛИСА - ПО ДЖАЙЛЯУ БРОДИТ» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М. ЗВЕРЕВА «ХЛОПОТ ПОЛОН РОТ У ПРИРОДЫ».

I. Проверяемые умения:

• Осмысливать и воспроизводить содержание произведений

• Определять литературные понятия по признакам

II. Единицы контроля.

1. Какой описывает Осень писатель М. Зверев

а) задумчивой

б) грустной

в) заботливой

2. Какой прием использует автор в описании осени?

а) сравнение

б) олицетворение

в) эпитеты

3. Кого первым встретила осень в лесу?

а) суслика

б) хомяка

в) барсука

4. Что или кого потерял Олень и Осень ему подсказала, где найти?

а) оленят

б) рога


в) оленух
16

7. В каких строках заключена основная мысль рассказа «Жук на ниточке»

а) Майский жук - вредитель деревьев

б) Мне тебя жалко!

в) Хороший человек не будет никого мучить, даже вредителя!

8. Найди строчку из стихотворения В. Орлова «Навсегда»

а) «Звякнув чашами копыт, по степи быстрее ветра, ветра легкого бежит»

б) Океаны, пальмы, снег

И земля - одна на всех.

в) А здесь вот незабудка, Вот ландыш, полный слез.

9. «По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями повисли мохнатые, пушистые облака».

а) «Сова»

б) «Тема и Жучка»

в) «Ребята и утята»

10. В каком рассказе герой сказал: «Трусы только боятся»?

а) «Беспризорная кошка»

б) «Сова»

в) «Тема и Жучка»


  1. Сколько утят было в рассказе «Ребята и утята»?

а) 3 6) 4 в) 5

Ш. Ключ к разделу 1в, 2в, За, 46, 5в, ба, 7в, 86, 96,10в, 11в.

IV. Критерии оценки знаний и умений.

11-10 - "5" 9 - 8 - "4" 7-6 - "3" менее 6 -"2"

ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЛОСНЕЖНАЯ ЦАРИЦА

ВСЕ ПОКРЫЛА СЕРЕБРОМ».

I. Проверяемые знания.

• Содержания стихотворений

• Авторов

• Литературных понятий по теме «Поэзия»

II. Единицы контроля.

1. Кто из авторов пишет о том, что «белые снежинки стали невидимки...»?

а) 3. Шукуров

б) И. Никитин

в) Г. Скребицкий

2. Кто из поэтов рассказал нам о том, что лесу зимой снятся птичьи песни на заре?

а) «Вьюга» И. Никитина

б) «Зима!» Г. Скребипкого

в) «Белые снежинки» 3. Шукурова



  1. Что вьюга в стихотворении И. Никитина укрыла белым снегом?

25


б) эпитеты в) олицетворение

5. Кто из авторов был штурманом дальнего плавания, инженером - кораблестроителем?

а) В. Бианки

б) Б. Житков

в) М. Пришвин
ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ:

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ НА ПЛАНЕТЕ».

I. Проверяемые умения:

• Воспроизводить содержание произведений

• Работать с текстом

• Узнавать авторов произведений

II. Единицы контроля:

1. Кто из писателей сказал о том, что «человек никогда не должен забывать, что и сам он - часть природы»?

а) Чарская Л.

б) Бианки В.

в) Песков В.

2. Какими словами заканчивается кубинская сказка «Как человек с землей поспорил»?

а) «Любить природу - значит любить Родину»

б) «Земля - наш единственный дом»

в) «Чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете».

3. В каком рассказе говорится о взаимосвязи всего существующего в природе?

а) «Сова» В. Бианки

б) «Жук на ниточке» Э. Шима

в) «Тема и Жучка» Н. Гарина-Михайловсколго

4. «Как верхушки камышей кончики его ушей....» Из какого стихотворения эти строчки?

а) «Не рви цветов» Л. Чарской

б) «Жеребенок» С. Бегалина

в) «Кто, если не ты» М. Алимбаева

5. Как Л. Чарская в стихотворении «Не рви цветов» сказала о ландыше?

а) кичливо-сонный

б) душистый

в) полный слез

6. Выбери, каким качеством должен обладать писатель, который пишет о животных:

а) любовь

б) жадность

в) трудолюбие

24


5. Где осень встретила уток - чирков?

а) на полях

б) на озерке

в) в лесу

6. Кого похвалила Осень за трудолюбие?

а) ежа


б) белку

в) зайца


  1. Кого называют телеутка?

а) белку

б) лису


в) утку

8. Каких птиц автор сравнивает с яркими цветочками?

а) соловьи

б) щеглы


в) жаворонки

9. О ком М. Зверев пишет: «Спокойный, неторопливый, даже чуть-чуть важный»

а) дятел

б) сокол


в) снегирь

10. Кто из птиц делает запасы на полях и пасеках: таскает туда орехи и шишки, прячет на зиму в тепле?

а) сороки б) кедровки в) щеглы

Ключ к тесту: 1в, 26, 3в, 4в, 56, 66, 7а, 8, 9в, 106.


ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ЯРМАРКА» ПО СКАЗКЕ «ТРИ ДРУГА»

I. Проверяемые умения:

• Осмысливать и воспроизводить содержание сказок

• Определять основную мысль сказки II. Единицы контроля.

1. О ком сказка? Кто главные герои сказки

а) лисенок, бельчонок, ежонок

б) козленок, ягненок, теленок

в) слоненок, верблюжонок, олененок

2. Что хотели узнать герои сказки?

а) где прячется солнце на ночь

б) где восходит солнце .

в) где живет солнце

3. Как встретили путешественников барс, медведь, волк и лиса?

а) прогнали

б) угостили

в) попросили спеть

17


4. Что нашли путешественники за арыком?

а) юрту


б) шкуры

в) пищу


5. Кто оказался самым находчивым и сообразительным?

а) козленок

б) ягненок

в) теленок

6. Прав ли козленок в том, что в родном краю никто им не страшен?

а) да


б) нет

в) не знаю

7. Основная мысль сказки.

а) когда неведома дорога, на ней канав и рытвин много

б) гибнет тот, кто трусоват

в) сладок даже дым над очагом родным.

8. К какому виду относится сказка «Три друга»?

а) волшебная

б) бытовая

в) о животных

9. Какой народ сочинил эту сказку?

а) белорусская

б) казахская

в) русская

10. Если бы друзья добрались до горы, узнали бы они, где солнышко на ночь прячется?

а) да


б) нет

в) не знаю

Ш. Критерии оценивания:

10-9 - "5" 8-7 - "4" 6-5- "3" менее 5-"2"

IV. Ключ к тесту: 16.2а, 3в. 46. 5а, ба, 7в, 8в. 96, 106.
ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ

ТЕСТ №2 - К РАЗДЕЛУ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЯРМАРКА»

I. Проверяемые умения:

• Узнавать произведения устного народного творчества и их предназначение.

• Уметь различать виды сказок, композиционные части сказок.

II. Единицы контроля.

1. Назовите произведение устного народного творчества.

1. Сказка

2. Стихотворение


18

• Различать литературные приемы, используемые автором П. Единицы контроля:

1. Что такое рассказ?

а) занимательный рассказ о вымышленном событии

б) произведение, которое написал автор

в) небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

2. Что такое пейзаж?

а) это описание природы, в художественном произведении

б) это рассказ - описание

в) это описание явления природы

3. Как называются слова, которые помогают образно увидеть предмет?

а) олицетворение

б) сравнение

в) эпитеты

4. Какой автор не любил слово «природа»? Он любил природу «как волк»

а) В. Бианки

б) Б. Житков

в) М. Пришвин


  1. Найди олицетворение

а) собака рычит

б) кошка мяукает


ТЕСТ II ВАРИАНТ

I. Проверяемые умения:

• Воспроизводить содержание текста

• Оперировать литературными понятиями

• Узнавать авторов произведений

II. Единицы контроля:

1. «Беспризорная кошка» Б. Житкова.

Это рассказ а) описание

б) повествование

в) рассуждение

2. Найди эпитет.

а) любимый щенок

б) зимний день

в) пушистый иней

3. Что такое сюжет

а) герой произведения

б) ряд связанных между собой событий в произведении

в) это описание природы в художественном произведении

4. Как называется прием, когда предметы, явления наделяются человеческими качествами?

а) сравнение

23


1. Как звали главного героя произведения?

а) Дима


б) Тема

в) Сёма


2. Куда пропала жучка?

а) сбежала на волю

б) украли в саду

в) бросили в колодец

3. Когда Тема пошел спасать Жучку?

а) вечером

б) утром

в) ночью


4. При помощи чего Тема начал спускаться в колодец?

а) лестница

б) канат

в) вожжи


5. Каким мальчиком был Тема?

а) смелым

б) трусливым

6. Как Тема относился к животным?

а) равнодушен

б) любил


в) заботился

7. В какой части рассказа автор дает описание пейзажа, которое помогает понять состояние Темы?

а) в начале рассказа

б) в середине рассказа

в) в заключение рассказа

8. Какова основная мысль рассказа?

а) Сам погибай, а товарища выручай

б) Всякий человек у дела познается

в) Мы в ответе за тех, кого приручили

III. Критерии оценки знаний:

8 - "5" 7 - "4" 6 - "3" 5 - "2"

IV. Ключ к тесту 16, 2в, 36, 4в, 5а, 66, 7а, 8в.



ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО Б. ЖИТКОВУ «БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА» К РАЗДЕЛУ «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ НА ПЛАНЕТЕ». ТЕСТ I ВАРИАНТ

I. Проверяемые умения:

• Различать литературные понятия по теме «Проза»

22


3. Рассказ

2. Как называются эти стихи:

Уж дождь - дождем

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей

С лазоревым цветом

С теплым летом.

а) Пестушка

б) Песенка

в) Закличка

3. Какие стихи используются, когда у ребенка что-то болит?

а) Пословицы

б) Приговорки

в) Загадки

4. Для чего созданы пестушки?

а) Играть

б) Лечить

в) Нянчиться, успокаивать


  1. При чтении каких стихов можно прыгать, хлопать, играть с пальцами, топать?

а) Скороговорки

б) Прибаутки

в) Пословицы

6. Какими словами нельзя назвать небылицу:

а) Перевертыш

б) Нелепость

в) Быль

7. Какие стихи нужны для того, чтобы научиться правильно, четко и быстро произносить слово?



а) Скороговорки

б) Пословицы

в) Прибаутки

8. Найди загадку.

а) Тише едешь - дальше будешь.

б) Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не глядит, а время знает.

в) Во поле береза стояла

Во поле кудрявая стояла

Люли, люли, стояла

Люли, люли, стояла.

19


9. Что определяет дальнейший ход сказки и часто начинается словами «жили-были...».

а) Присказка

б) Зачин

в) Концовка



  1. К какому виду отвисится сказка «Сивка - бурка»?

а) Волшебная

б) Бытовая

в) О животных

11. С какими дикими животными встретились на своем пути три друга из казахской народной сказки?

а) Баран, гусь, свинья, петух.

б) Дед, бабка, кошка, мышка.

в) Барс, лиса, медведь, волк.

III. Показатели обученности

11-9 баллов - тема усвоена практически полностью

8-7 баллов - тема усвоена в целом хорошо

6-5 баллов - тема усвоена удовлетворительно

менее 5 баллов - тема не усвоена

IV. Ключ к тесту: 1а, 2в, 36,4в, 56, 6в, 7а, 86, 96, 10а, 11в.

ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «ОСЕНЬ - РЫЖАЯ ЛИСА - ПО ДЖАЙЛЯУ БРОДИТ» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Н. ХОГАРТ «МАФИН И ЕГО ЗНАМЕНИТЫЙ КАБАЧОК» И Г. СКРЕБИЦКОГО «ВОРИШКА».

I. Проверяемые умения:

• Осмысливать и воспроизводить содержание текстов из раздела

II. Единицы контроля:

1. Главный герой произведения Н. Хогарт:

а) кабачок

б) Мафин

в) овечка Луиза

2. Для чего Мафин прихватил лопату, вилы, садовый совок?

а) чтобы копать

б) чтобы показать, что он настоящий огородник

в) чтобы все видели, что он будет сажать овощи

3. Чем копал Мафин иногда?

а) носом


б) копытом

в) лопатой


20


4. Как реагировали друзья Мафина, когда он их по утрам приглашал полюбоваться кабачком?

а) радовались

б) были равнодушны

в) ворчали

5. Кто измерял кабачок рулеткой?

а) пингвин Перигрин

б) ослик Мафин

в) овечка Луиза

6. Что придумала Луиза, чтобы Мафин смог участвовать на выставке с испорченным мышами кабачком?

а) поделиться с друзьями и съесть кабачок

б) заклеить дырку и закрасить, чтобы не было видно, что кабачок испорчен мышами

в) выставить в отделе «Необыкновенное употребление обыкновенных овощей

7. Что мышки сделали с семенами их кабачка?

а) съели


б) сделали ожерелье

в) поделились с друзьями

8. Что любила белочка из рассказа Г. Скребицкого?

а) орехи


б) грибы

в) сладкое

9. Почему белочка воровала сахар, конфеты, хлеб?

а) была жадная, не наедалась

б) осенью все белки делают запасы

в) была воришка

10. Где белочка спрятала папин галстук, мамину перчатку, бабушкину праздничную косынку?

а) в печной трубе

б) в печке

в) в отдушине

Ш. Критерии оценивания 10-9 -"5" 8-7- "4" 6-5- "3" менее 5 - "2"

IV. Ключ к тесту: 16,26, За, 4в, 5а, 6в, 76, 8в, 96, 10а.



ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ

ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ К РАЗДЕЛУ «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ НА ПЛАНЕТЕ» ПО Н. ГАРИНУ-МИХАЙЛОВСКОМУ «ТЕМА И ЖУЧКА».

I. Проверяемые умения:

• Воспроизводить содержание рассказа

• Выделять главное



• Осознавать прочитанное

  1. Единицы контроля


21

  • СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • КРИТЕРИИ ПОЛНОГО ПЕРЕСКАЗА
  • КРИТЕРИИ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА»
  • СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ПРОЗА»
  • СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ «ПОЭЗИЯ»
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ
  • ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ колыбельные потешки прибаутки пестушки ЮМОР