Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Способы влияния на формирование духовно-нравственного здоровья ­ младших школьников




Скачать 69.38 Kb.
Дата30.06.2017
Размер69.38 Kb.
СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ­ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Баранова М.В.,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 24 г. Ульяновска
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить его «умению чувствовать человека»: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек ... ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной моральности.

Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. С. Л. Рубинштейн отметил, что, когда человека систематически побуждают поступать определенным образом (нравственно), мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов поведения.

Привычка к поведению, определенному глубоко усвоенными нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Приведу пример урока литературного чтения по повести Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки».



Тема урока: «Решение противоречий через образ героя в литературном произведении».

Цель: увидеть противоречия, возникающие в жизни героя, проследить за реакцией на них;

- попробовать самим решать за героя те или иные проблемы;

- проанализировать характер героя через его отношение к проблемным задачам.

Ход урока.

1.Вводная беседа.

- Для чего автор написал это произведение?

- Какова тема и основная мысль произведения?

2. Работа над содержанием 10-ой и 11-ой глав.

Работа в группах (каждой группе раздаются вопросы по содержанию).

1 группа.

- В чем необычность поведения Жоржа?

- О чем говорит такая реакция мальчика на пропажу совы?

2 группа.

- Что хорошо для Жюли?

- Можно назвать ее злой и жестокой?

3 группа.

- Почему Матильда Францевна во всем обвиняет Лену?

- Почему ее обвиняют остальные?

4 группа.

- Что чувствует в этот момент маленький Толя?

- О каком чувственном наказании идет речь?

5 группа.

- Что испытывает в этот момент Жюли?

- Кто по-настоящему жалеет девочку?

3. Проверка домашнего задания.

- Ответ на вопрос учебника.

- Как постепенно раскрывается характер Лены Икониной?

- Назовите какой была Лена в каждой главе?

1 глава - маленькая растерянная девочка

4 глава - начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства

8 глава - ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.

- Докажите свои ответы словами из текста.

4. Нахождение противоречий в 10-ой главе. Формулировка противоречий.

Лена знает кто убил сову, но никому не говорит. Отсюда формулируем противоречие.

Если бы Лена рассказала правду, то ( ) ее оставили в покое, нашли бы виновных, Толя не упал бы в обморок; то (-) у нее не было бы друга, обрела бы врагов в лице брата и сестры.

Меняем ситуацию.

Если бы Лена не рассказала правду, то ( ) не обвинили бы другого человека, обрела друга; то (-) наказали бы ее, Толя упал в обморок.

- Что же важнее для Лены?

- Она должна найти способ изменить ситуацию так, чтобы полезные следствия остались, а вредные совсем исчезли.

- Лена хотела, чтобы нашли виновных и ее оставили в покое, не обвинять другого человека и найти друга в этой семье. То есть Лена пробует разрешить это противоречие. Именно действия или бездействия в ситуации выбора осознаются нами как поступок, именно по этим действиям мы судим и героев, и людей в жизни.

- что же мы можем сказать о поступке Лены Икониной?

5. Итог урока.

- Выполнили мы задачи, поставленные в начале урока?

- Что мы взяли для себя из этого урока?

6. Домашнее задание.

- Составит рассказ «Друзья и враги Лены Икониной».

Таким образом, нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.



Создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного воспитания, педагоги смогут обеспечить сохранение духовного и физического здоровья подрастающего поколения.