Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Специфика создания Ф. М. Достоевским художественного образа на материале романа Неточка Незванова




Скачать 166.95 Kb.
Дата04.07.2017
Размер166.95 Kb.
ТипМетодическая разработка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «Семёновский индустриально-художественный техникум»

Методическая разработка

на тему:

«Специфика создания Ф.М.Достоевским

художественного образа

(на материале романа «Неточка Незванова»)
Автор: преподаватель русского языка и литературы

Калиночкина Н.Г.

г. Семёнов

2013 г.
Содержание




  1. Введение …………………………………………………………………….... 3

  2. Глава 1. Структура художественного образа Неточки Незвановой……... 5

  3. Глава 2. Средства раскрытия художественного образа в романе Ф.М.Достоевского …………………………………………………………… 11

  4. Заключение …………………………………………………………………….16

  5. Список использованной литературы …………………………………………17

Наш век движется под знаком Достоевского. Достоевский является его живым эпиграфом, потому что те душевные содрогания и трепет, которые переживают люди, составляют стихию его произведений.

Неумолчная тревога и смута, душевный хаос Достоевский считает первичной природой человека. Если в людях, которые на первый взгляд нормальны, хоть несколько продлить и отклонить их душевные линии, разжечь те искры, которые тлеют в их сердцах, то, считает романист, в результате получится то безумие, те дантовские круги нравственных болей, которые раскрывает нам автор в своих героях.

Атмосфера всеобщей разобщённости и разъединённости людей на взаимоотталкивающиеся единицы показана автором, и сильнее всего от этого страдают дети – те, кто по преимуществу и не должен бы страдать, ведь «через них душа лечится». Страдающие без вины, наказанные без преступления, «маленькие герои» Достоевского причиняют читателю почти физическую боль, от которой излечишься, пожалуй, только слезами.

«Познать познанное Достоевским» - такова должна быть направленность изучения его творчества, ибо это познание - путь к познанию и себя, и всех нас, и нашего времени.

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что призыв писателя к милосердию, гуманистический пафос его творчества особенно созвучны нашему времени.

Любое содержание произведения, как известно, воплощается через систему конкретных образов, создаваемых писателем с помощью определённых художественных средств.

Применительно к творчеству Достоевского проблема изучения художественного образа интересовала многих отечественных исследователей – М.М.Бахтина, А.П.Белика, А.С.Долинина, Р.Г.Назирова, Л.Т.Ягодовскую.

Однако обращение к детским образам в творчестве Ф.М.Достоевского сделано нами не случайно. Этот аспект творчества русского писателя практически не освещён, а романы этого автора дают богатейший материал в плане изучения детских образов: вспомним детей Мармеладовых в «Преступлении и наказании», Неточку и княжну Катю в «Неточке Незвановой», Колю Иволгина и мальчиков в «Братьях Карамазовых».

Именно это и послужило стимулом к изучению данной темы.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить специфику создания и функцию детских образов в художественной системе Ф.М.Достоевского, определить те художественные средства, которые работают на раскрытие образов.

Цель достигается путём постановки ряда конкретных задач, главными из которых являются:



  1. определение роли детских образов в романе Ф.М.Достоевского «Неточка Незванова»;

  2. выявление основных принципов создания детских образов;

  3. исследование изобразительно-выразительных средств языка, участвующих в создании образа Неточки Незвановой;

  4. сопоставление сделанных Достоевским психологических открытий внутреннего мира ребёнка и основных положений психоанализа З.Фрейда, связанных с детской психологией.


Глава 1. Структура художественного образа Неточки Незвановой
В результате исследования в структуре образа Неточки Незвановой можно выделить следующие моменты:

1) Мировоззренческий аспект, включающий отражение и обобщение автором существенных свойств, черт действительности.

Детская тема очень важна в произведениях Достоевского. Он сам придавал ей большое значение. В своё время он писал: «В детской душе большая глубина, свой мир, особливый от других, взрослых, и такая иной раз трагедия, что в ней и гению не разобраться».

Этот «особливый» от взрослых мир мечтательного, болезненного, уединённо и фантастично развивающегося ребёнка и исследует Ф.М.Достоевский в «Неточке Незвановой».

В какой бы форме не писал Достоевский о детях, им всегда руководило чувство трепетной любви к этим малым людям. Отношение Достоевского к детям напоминает его отношение к русскому народу. Он верит в детей не потому, что они ангелы, но потому, что они ни в чём не отвердели, не застыли, не приобрели законченной формы. Они непосредственнее в смысле незаторможенности душевных движений. Детство – такой же антоним посредственности, как гений; и, может быть, гений – это сохранённая в сложном взрослом мире сердцевина детства.

Именно такой взгляд у Достоевского на Неточку Незванову. Она добра, отзывчива к окружающим, непосредственна в своих чувствах и душевных переживаниях, от неё исходит особая аура тепла и расположенности к людям.

В.В.Розанов в своей работе «О Достоевском» (1893 г.) выделяет три момента в душевном развитии каждого человека, всякого народа и всего человечества: период непосредственной первоначальной ясности, падения и возрождения. «Всё, что рождаясь, достигает естественного конца и вместе одарено высшим сознанием, не может избегнуть ни одного из этих моментов».

Беря во внимание Неточку Достоевского, на уроках литературы мы говорим о первой ступени в её развитии – ступени непосредственной первоначальной ясности. Своей безгрешностью Неточка привлекает к себе. Грех по отношению к ребёнку – абсолютный грех. Детское страдание – абсолютное страдание, не уравновешенное никакой виной. Подобное детское страдание и исследует Достоевский в своём романе.

Детское сознание – это тоже особое формирование душевного мира человека. Оно привлекает своей свежестью, искренностью, цельностью. Детскому сознанию открывается то, что прячется от взрослого ума. «Если не будете, как дети, не войдёте в Царство», - говорит в евангелии Христос.

Достоевский утверждал, что «дети делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами, без них нет цели в жизни».

2) Автобиографический аспект.

Повествование Неточки представляет собой автобиографию. Это одна из форм обращения героини к своему внутреннему «я». И главным средством характерологии героини в этом плане выступает внутренний монолог, позволяющий героине в наиболее искренней и непосредственной форме открыть перед читателем свою душу.

3) особая функция символов в романе.

Яркими символами в романе является музыка и дом с красными занавесами. Музыка является символом духовного единения Неточки и музыканта Ефимова, душевного страдания обоих. Дом с красными занавесами в контексте романа выступает как символ страстного тяготения Неточки и отчима к прекрасной, безмятежной жизни, основанной на всеобщей любви и доверии.

4) и, наконец, отсутствие портрета главной героини, что предусматривает творческое его наполнение самим читателем.

То, что Ф.М.Достоевский являлся непревзойдённым писателем-психологом, ни у кого не вызывает сомнений. На Западе много пишут о Достоевском с некоторым испугом или удивлением: как он смог увидеть в человеке те удивительные сочетания самих по себе удивительных сил, которые для среднекультурного человека впервые становятся возможными разве лишь после потрясения.

Несомненно, гениальность Достоевского связана с его болезнью – первый приступ эпилепсии он перенёс в неполные 18 лет после смерти отца, до этого перенеся смерть матери.

Но главное его переживание – ожидание смертной казни в 1840 году, связанное с приговором по делу петрашевцев. Писатель пережил психологию смертной казни, невероятный ужас её ожидания. Всё это, безусловно, повлияло на его творчество.

В данной работе интересно будет сделать сопоставление психологического метода Ф.М.Достоевского (на материале романа «Неточка Незванова») и основных положений психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 г.г.), австрийского психолога, сделавшего попытку вместе со своими последователями охватить все наиболее значительные аспекты, связанные с существованием человека в обществе под углом зрения психологии индивидуальных переживаний и аффектов.

Достоевский и Фрейд в плане сопоставления имеют много общего: учёный Фрейд и писатель Достоевский обратились к одной и той же проблеме, но обоснование и решение её предлагают разные: Фрейд – врач-диагност, исследующий разлады душевной жизни человека, исходя из медицинской теории и практики – анализировал бреды, фобии и мании людей с психическими расстройствами. Достоевский, сам пережив многие душевные потрясения, смотрит на своих героев сквозь некое увеличительное психологическое стекло, позволяющее ему сделать наблюдение, что каждая душевная линия, как бы мала она ни была, порой может оказать определяющее влияние на общее построение жизненного целого.

Вообще в размышлениях и произведениях Достоевского сострадание, страдание выступают как единственный путь к обретению счастья. «Нет счастья в комфорте, - писал он в черновых материалах, - покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием».

Именно несчастным, по мнению Достоевского, должно принадлежать будущее, поскольку на их стороне великая формирующая сила страдания, благородство мужественно претерпеваемого горя. Да и вообще, природа жизни такова, что в ней без страдания ничего нельзя достичь.

В этом, по-видимому, и заключается смысл евангельского пророчества, особенно чтимого Достоевским: «Истинно, истинно говорю Вам: если пшеничное зерно, попав в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода». (Иоанн, 12, 24)

Достоевский так объясняет евангельскую притчу: «Как только человек через горнило духовных страданий пройдёт, так ему непременно своя собственная истинная сущность в полноте и откроется.

Тут какой-то непреложный закон есть, который каждый в известное время на себе испытывает. И вот как только откроется, то есть человек самого себя в себе находить начнёт, тут уж самоограничение и самоодоление прежде всякого другого жизненного шага применить следует».

Именно так и заставляет поступать Достоевский свою героиню Неточку Незванову. «Самоограничение» и «самоодоление» свойственны её характеру. Как только героиня начала «саму себя в себе находить», сразу родилось в ней желание помогать другим: идти на всевозможные уступки отчиму, воруя последние матушкины деньги; составлять компанию в игре княжне Кате, хотя бедной Неточке было отнюдь не до игры. И всё это оттого, что цель жизни Неточки изначально – путь к счастью через великие страдания.

Возникает закономерный вопрос: каким образом в сердце Неточки смогла сохраниться эта жертвенная любовь среди всеобщего духовного разобщения? Как она сама не очерствела? Это происходит, по-видимому, потому, что слишком рано она познала страдание и слишком хорошо поняла, что без любви к другим, без единения с другими выжить невозможно. И это на самом деле так.

«Во всех веках и у всех людей, - замечал Толстой, - ребёнок представлялся образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты». Достоевский утверждал, что дети делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами», «без них нет цели жизни».

В романе «Неточка Незванова» нет портрета главной героини. И обусловлено это самим жанром – биография. Героиня ведёт дневник, включая в него воспоминания о своей жизни с 9 лет.

Мы отмечаем на уроках литературы, что герои Достоевского, как и сам автор, живут усиленно, можно сказать, «слишком живут». Писатель смотрит на героев как бы сквозь увеличительное стекло, и потому в его глазах всё разрастается, принимает увеличенные размеры.

Это же происходит и с Неточкой Незвановой. Её психика напряжена и обострена до предела, так как её детскую душу раздирают два противоречивых чувства – фантастическая, противоречивая любовь» к отцу и не менее исключительная её нелюбовь к матушке. Эти чувства мучают Неточку, лишают её всякого покоя.

Добро и зло, по мнению Достоевского, не являются внешними силами, они коренятся в самой природе человека и подчас нераздельно сливаются друг с другом. Так и в Неточке: доброе (любовь к отцу) и злое (нелюбовь к матери) слиты воедино. Неточка в романе Достоевского - ещё ребёнок, не испорченный обстоятельствами. И тем не менее в неё уже коренятся и доброе, и злое начала. У Достоевского нет среды; на первом месте у него человек с его чувствами, переживаниями и страстями.

И всё же как в сердце ребёнка смогли зародиться столь странные, необычные по своей природе чувства? Попытаемся в этом разобраться.

Мать была постоянно на глазах у Неточки, и девочка не могла не видеть, насколько обычны были все её действия. И вот однажды Неточки услышала новые, неизвестные ей слова «артист» и «талант». Значение этих слов было неясно Неточке, но так как они относились к отчиму, то она и наполнила их своим содержанием. «Артист» и «талант» стали в её глазах олицетворением всего необычного, не такого, как у других.

«…я начала объяснять, что когда умрёт матушка, то мы уже не будем больше жить на чердаке, что он (отчим) куда-то поведёт меня, что мы оба будем богаты и счастливы, и уверяла его наконец, что он сам обещал мне это».

Сложное впечатление детской души передано автором бережно, со знанием психологии ребёнка. Здесь и сила потрясения, и безудержность детского отчаяния, и в то же время так характерная для ребёнка непродолжительность его.

Достоевский выражает идею исключительного своеобразия каждой человеческой личности. Природа человека, по Достоевскому, не укладывается ни в какую схему. Автор утверждал, что даже самый малый и незаметный человек – самостоятельная, полноценная и сложная личность. И насилие над ней в дурных или в самых благородных целях чаще всего способно породить в ней озлобление. Поэтому нужно максимально бережно относиться к человеческой личности, щадить и оберегать её от всего, что может её ранить. Все эти идеи стали в наше время неотъемлемой частью педагогической и психологической наук.

Глава 2. Средства раскрытия художественного образа в романе Ф.М.Достоевского.

Роман – это исповедь героини, её возвращение в мир детства, осуществляется это, главным образом, путём использования внутреннего монолога. Он является важнейшим приёмом раскрытия подлинного облика героини. Внутренний монолог героини – это возможность Неточки разобраться в собственных чувствах и переживаниях, поэтому внутренний монолог насыщен риторическими вопросами, обращениями героини к своему внутреннему голосу, к своему сердцу.

В романе нет портрета главной героини. И обусловлено это самим жанром – биография, повествование от первого лица. Вместе с тем портрет Неточки мог быть создан замечаниями о её внешности других героев. Однако и этого в романе мы не наблюдаем. Наглядность здесь не зрительная, а основанная на нашем целостном восприятии образа Неточки. Читатель без затруднения может представить себе внешность героини: нитяные ручки заболевшего ребёнка, доверчивые, полные страдания глаза девочки.

В романе отсутствуют и описательные портреты других героев, однако это нисколько не затрудняет наше читательское восприятие. Достоевский в своём романе выступает как большой автор психологического портрета: обрисовывает не внешность героев, а глубину их внутреннего мира через внешнее его проявление. В ходе работы над литературным материалом студенты приходят к выводу, что для создания такого портрета художник использует следующий стилистический приём: при обрисовке того или иного чувства, психического состояния персонажа в соответствующих контекстах встречаем фразы с инверсированным порядком слов – с выдвижением на первое место определённых наречий, слов улыбка, усмешка, взгляд с их определениями, слов ужас, испуг.

Анализируем сцену, когда матушка обнаружила пропажу денег, отданных Неточкой отчиму на концерт заезжего виртуоза. Любящая отчима «фантастической, исключительной любовью», Неточка отдаёт последние деньги отцу, оставив семью, по сути дела, без средств к существованию.

Какова же благодарность этого взрослого человека? «Один его взгляд, одно его слово, что-нибудь такое, чего я ожидала и о чём молила про себя, - и я была бы счастлива, не смотря ни на какие мучения, ни на какую пытку… Но боже мой! Бесчувственным, угрожающим жестом он приказал мне молчать…»

Студенты отмечают, что инверсированный порядок слов в момент сильного душевного потрясения героини, выдвижение на первое место слов взгляд, жест в этом фрагменте несут важную смысловую нагрузку в понимании взаимоотношений героев.

Вообще герой у Достоевского авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор совершенно полновесной идеологической концепции. Здесь же сама форма – роман-биография, роман-исповедь – предполагает относительную самостоятельность и независимость героини.

Обращаем внимание студентов на «обращённость» речи Неточки – её ориентация на слушателя, читателя своих записок («Прежде всего, чтоб был понятен рассказ мой, я приведу здесь его (Ефимова) биографию», «Я сначала так подробно рассказала этот эпизод моего детства. Теперь мой рассказ пойдёт быстрее»).

Большое значение в понимании единомыслия Неточки и отчима в их совместном любовании красотой, так редко встречающейся в их убогом мире. Таким воплощением красоты является дом с красными занавесами, на который обращает внимание Неточки её отчим, музыкант Ефимов, во время одной из их встреч на улице. Только что перед этим Неточка разбила чашку с дрожжами и была очень напугана и расстроена этим. Матушка будет ругаться. И вдруг этот дом… «Большой, роскошный дом с красными занавесами, на которых отражались силуэты танцующих, произвёл на Неточку неизгладимое впечатление и стал для девочки олицетворением счастливой, безмятежной, радостной жизни, «где рай и всегдашний праздник». Этот дом является в воображении Неточки вместе с образом отца, впервые показавшего ей красоту, и образом матушки, становящейся препятствием на пути следования «неизвестно куда», но в лучшую жизнь.



Музыка в романе также играет большую роль в раскрытии образа Неточки. Отношение отчима и девочки к музыке сходное: это отношение как к чему-то высшему, святому, таинственному, им одним понятному. Это их тайна ото всех.

Игра на скрипке – это священнодейство для них обоих. Сколько раз Ефимов берёт свою скрипку, но музыка не раздаётся. Музыка так и не звучит до последнего момента пребывания Неточки в каморке музыканта. Первые музыкальные аккорды раздаются в самый трагический момент: над трупом её матери. «Это были не звуки скрипки, а как будто чей-то ужасный голос загремел в первый раз в нашем тёмном жилище». Музыка здесь – тоже символ. Символ духовного единения Неточки и отчима, душевного страдания обоих.



Время и пространство играют значительную роль в раскрытии художественного образа. И здесь уместно ввести понятие хронотопа – взаимосвязь временных и пространственных отношений в романе.

Студентам предлагается исследовать хронотоп порога – это хронотоп кризиса и жизненного перелома. У Достоевского порог и смежные с ним хронотопы улицы и площади являются главными местами действия. Например, сцена передачи денег Неточкой музыканту Ефимову происходит на лестнице, на пороге. С этого момента в ребёнке пропадает прежнее доверие к отчиму: «В эту минуту я, ребёнок, понимала его насквозь и уже чувствовала, что я уже не могла любить его, что я потеряла моего прежнего папочку».

Следующий хронотоп, который интересует нас, - это хронотоп встречи. Встреча Неточки и отчима у дома с красными занавесами символична. Именно тогда отчим пробуждает в девочке чувство прекрасного среди убогости их жизни.

С хронотопом встречи тесно связан хронотоп дороги. Дорога преимущественно место случайных встреч. Именно так произошла встреча Неточки и князя Х-го, что произошла на дороге, на улице, где Неточка была брошена отчимом, единственно близким ей человеком. Это предательство, которое совершает взрослый человек по отношению к ребёнку, ничем не может быть оправдано. То, что Неточка в погоне за отцом лишилась чувств и упала на тротуар перед домом князя Х-го, произошло по чистой случайности.

«Очнулась я на тёплой, мягкой постели и увидела возле себя приветливые, ласковые лица...» Это не просто пробуждение от забытья, это пробуждение к новой жизни, начавшейся для Неточки в доме князя. Дорогой ознаменован для Неточки конец её жизни в родительском доме, здесь же, на дороге, начинается новый этап в её жизни – жизнь в доме князя.

Следующим средством раскрытия художественного образа Неточки Незвановой явился вертикальный пейзаж. Действие движется не только по горизонтали, воплощением которого является дорога, но и по вертикали, по лестницам. Вертикальный пейзаж полон напряжения. Если в традиционном горизонтальном пейзаже есть опасность заблудиться, то в вертикальном – упасть.

Когда у героини есть опасность потеряться или быть брошенной на улицах Петербурга, автор выводит её на дорогу. А когда героям грозит гибель, смерть, то писатель помещает их в вертикальный пейзаж, на лестницу. Разговор Неточки с отчимом происходит на лестнице, когда тот забирает у неё деньги. После этого, как известно, для Неточки погибает её отец, она лишается человека, которому прежде так верила и которого настолько сильно любила.

Следующий хронотоп, исследуемый студентами, - это хронотоп открытого и закрытого пространства. Закрытые пространства у Достоевского – символы заточения, изоляции людей. Вспомним каморку музыканта Ефимова. Но за этой физической изоляцией у Достоевского скрывается изоляция духовная. Самоизоляция – это смерть. Не случайно отчим и Неточка выходят из их тесной каморки, спасаясь бегством из этой духовной тюрьмы.

Далее со студентами мы рассматриваем хронотоп открытого пространства. Улицы и площади – это символы «открытой» народной жизни. У Достоевского пространство организуется оппозицией «порог – площадь»: на пороге совершается кризис, перелом; на площади, которую порой заменяет гостиная, зал, происходит катастрофа
Таким образом, в структуре художественного образа Неточки Незвановой можно выделить следующие моменты:


  • мировоззренческий аспект, включающий отражение и обобщение автором существенных свойств, черт действительности;

  • автобиографический аспект с использованием внутреннего монолога как средства характерологии героини;

  • особая функция символов в романе;

  • отсутствие портрета главной героини;

  • роль времени и пространства в раскрытии образа Неточки Незвановой.


Заключение

Гармоническое согласие каждого со всеми и всех с каждым является, по мысли Достоевского, результатом не рассудочных соображений о выгоде и пользе, а братского влечения людей друг к другу: «Чтобы было братство, - писал Ф.М.Достоевский, - не отдельная личность, не Я должна хлопотать о праве своей равноценности и равновесности со всеми остальными, а всё это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности».

Итак, романист призывал всех людей проявлять должное понимание и уважение к другим людям. Признание равноправности любой человеческой личности лежит в основе романа Ф.М.Достоевского «Неточка Незванова».

Автор в этом и ряде других произведений провозгласил тезис о всеобщей ответственности за страдающих без вины и наказанных без преступления «малых людей». Каждый из нас ответственен за страдания другого. Именно поэтому в романе изображены люди, сочувствующие и помогающие страдающему ребёнку (князь Х-ский, мадам Леотар, княжна Катя).

Достоевский увидел в детстве важный и очень ответственный период формирования чувств и переживаний человека, которые в будущем окажут влияние на его судьбу. Бережное, любящее отношение к детской душе предохранит её от очерствления, пробудит в ней самые добрые начала, заложенные в ней природой.

Список использованной литературы:



Тексты:

  1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. – Т.2. – с. 142-267. – т.21. – Л.: Наука, 1972.

Словари:

  1. Русские писатели. Библиографический словарь (в 2 ч.) Ч. 1/ под ред. П.А.Николаева. – М., Просвещение, 1990. – С.267-279.

Литература:

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. – М.: Художественная литература, 1972.

  2. Белик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского: Эстетические очерки. – М., 1974.

  3. Долинин А.С. Блуждающие образы: о художественной манере Достоевского. – Л., 1989.

  4. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.толстого и Ф.М.Достоевского. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Померанц Г. Дети и детское в мире Достоевского // Померанц Г.С. Открытость бездны: встречи с Достоевским. – М., 1990. – С.235-255.

  6. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «закон любви» / Нравственная философия Достоевского – М.: Знание, 1991.




  • «Специфика создания Ф.М.Достоевским художественного образа (на материале романа «Неточка Незванова»)
  • Глава 1.
  • Глава 1. Структура художественного образа Неточки Незвановой
  • Глава 2. Средства раскрытия художественного образа в романе Ф.М.Достоевского.