Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


специальности 35. 02. 06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»




страница1/3
Дата29.04.2017
Размер0.66 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательной учебной дисциплины ОУД. 02 «Литература»

специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»


Венцы


2016г.

Содержание

Пояснительная записка .............................................................................................3

Общая характеристика учебной дисциплины

«Литература» ..............................................................................................................4

Место учебной дисциплины в учебном плане ........................................................4

Результаты освоения учебной дисциплины ............................................................5

Содержание учебной дисциплины ...........................................................................6

Тематическое планирование ...................................................................................19

Примерные тематические планы ............................................................................16

Характеристика основных видов деятельности студентов ..................................23

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Литература» 25

Рекомендуемая литература 26



Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература» в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

•воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер-шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки специалистов среднего звена.


1. Общая характеристика учебной дисциплины «Литература»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.

. Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.

Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.

Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).

Изучение литературы завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.


2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах дисциплина «Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
3. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание

чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения

к русской литературе, культурам других народов;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

•метапредметных:

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• предметных:

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
4. Содержание учебной дисциплины
Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Контрольная работа (входящий контроль)
Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА первой половины XIX ВЕКА
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе.



Демонстрации. Архитектура Санкт-Петербурга и Москвы XVIII века. Живопись XVIII — начала XIX века. Развитие русского театра.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)- романтиков», «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики».

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и художественное своеобразие творчества.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Осень (отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…».



Поэма «Медный всадник». Проблематика. Психологическая глубина изображения героев.

Демонстрации. Портреты А.С. Пушкина (худ. С.Г.Чириков, В.А.Тропинин, О.А.Кипренский, В.В.Матэ и др.), автопортреты.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Заучивание наизусть стихотворений «Сожженное письмо» или «Я вас любил».

2.Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Пушкине».

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н.Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С.Пушкина».

Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студентов.



Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) Жизненный и творческий путь М. Ю. Лермонтова. Темы, мотивы и образы лирики Лермонтова.

Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…».

Поэма «Демон».



Демонстрации. Портреты М.Ю.Лермонтова. Картины и рисунки М.Ю.Лермонтова.

Произведения М.Ю.Лермонтова в творчестве русских живописцев и художников-иллюстраторов

. Самостоятельная работа обучающихся:


  1. Доклад по теме «В. Г. Белинский о Лермонтове»

  2. Прочитать пьесу «Маскарад»

  3. Работа со справочной литературой по теме «Развитие понятия о романтизме»

Практическая работа: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю.Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.Ю.Лермонтова (по выбору студентов).

Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студентов.

Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Цикл «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.

«Портрет», композиция, сюжет, герои, идейный замысел.



Демонстрации. Портреты Н.В.Гоголя (худ. И.Репин, В.Горяев, Ф.А.Моллер и др.). Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя Л.Бакста, Д. Кардовского, Н.Кузьмина, А.Каневского, А.Пластова, Е.Кибрика, В. Маковского, Ю.Коровина, А.Лаптева, Кукрыниксов.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя», «Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников»

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме «Романтизм и реализм»



Контрольная работа по литературе первой половины 19 века.
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века

Самостоятельная работа обучающихся: Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов Развитие реалистических традиций в прозе

Демонстрации. Отрывки из музыкальных произведений П.И.Чайковского. Репродукции картин художников второй половины XIX века: И.К.Айвазовского, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, В.Г.Перова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Что делать?» — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века».

Александр Николаевич Островский (1823—1886) Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского.

Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы



Демонстрация. Фрагменты из музыкальных сочинений на сюжеты произведений

А.Н.Островского. Повторение. Развитие традиций русского театра.



Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовка доклада по теме «Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». 2. Составление конспекта статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

3. Самостоятельное прочтение пьесы «Бесприданница».

Практическая работа: Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев пьесы А. И. Островского «Гроза»

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Значение творчества А.Н.Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». Подготовка сообщений: «Экранизация произведений А.Н.Островского», «Крылатые выражения в произведениях А.Н.Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания».

Иван Александрович Гончаров (1812—1891) Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе.Типичность образа Обломова.

Демонстрации. Иллюстрации Ю.С.Гершковича, К.А.Трутовского к романам Гончарова. Фрагменты из к/ф «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (реж. Н.Михалков).

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Захар — второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина”?», «Художественная деталь в романе “Обломов”».

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева (с обобщением ранее изученного). Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

Демонстрации. Портреты И.С.Тургенева (худ. А.Либер, В.Перов и др.). Иллюстрации к произведениям И.С.Тургенева художников В.Домогацкого, П.М.Боклевского, К.И.Рудакова (по выбору преподавателя). Романс А.М.Абазы на слова И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д.И.Писарев, М.А.Антонович, И.С.Тургенев)».

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление конспекта статьи Д. Писарева «Базаров».

2.Самостоятельное прочтение стихотворений в прозе, романа «Рудин»



Федор Иванович Тютчев (1803—1873) Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева.

Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…».

.Демонстрации. Романсы на стихи Ф.И.Тютчева.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Ф.И.Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф.И.Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф.И.Тютчев и Г.Гейне». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф.И.Тютчева.

Самостоятельная работа обучающихся: Заучивание наизусть одного из стихотворений Ф.И.Тютчева (по выбору студентов).

Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) Жизненный и творческий путь А.А.Фета (с обобщением ранее изученного) Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета.

Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Еще майская ночь…».



Демонстрации. Картины, фотографии с изображением природы средней полосы России. Иллюстрации В.М.Конашевича к стихотворениям А.А.Фета. Романсы на стихи Фета.

Творческие задания. Проведение исследования и подготовка сообщения на одну из тем: «А.А.Фет — переводчик», «А.А.Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А.Фета», «Жизнь стихотворений А.А.Фета в музыкальном искусстве». Подготовка фотовыставки иллюстраций к произведениям А.А.Фета.

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета (по выбору студентов).

2. Подготовка доклада по теме «Жизнь и творчество А.А.Фета или Ф.И.Тютчева».



Практическая работа: Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
Алексей Константинович Толстой (1817—1875) Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «То было раннею весной…», «Тебя так любят все; один твой тихий вид…».



Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова (с обобщением ранее изученного). Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза, я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Орина — мать солдатская». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков).



Демонстрации. Портреты Н.А.Некрасова. Иллюстрации А.И.Лебедева к стихотворениям поэта. Песни и романсы на стихи Н.А.Некрасова.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Некрасовский “Современник”», «Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А.Некрасова», «Поэмы Н.А.Некрасова», «Н.А.Некрасов как литературный критик», «Произведения Н.А.Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов».

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Заучивание наизусть одного из стихотворений (по выбору студентов).

  2. Составление кроссворда по творчеству Н.А.Некрасова.

Практическая работа:

Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет.


Николай Семенович Лесков (1831—1895) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного)

Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

Демонстрации. Портреты Н.С.Лескова (худ. В.А.Серов, И.Е.Репин). Иллюстрации к рассказу «Левша» (худ. Н.В.Кузьмин). Иллюстрации к повести «Очарованный странник» (худ. И.С.Глазунов). Репродукция картины В.В.Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Праведники в творчестве Н.С.Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н.С.Лескова».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889) Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного).

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников.

Демонстрации. Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского. Иллюстрации художников Кукрыниксов, Н.В.Кузмина, Д.А.Шмаринова к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Творческие задания. Подготовка сценария театрализованного представления «Градоначальники Салтыкова-Щедрина». Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов).

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение сказки «Премудрый пескарь».

Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).

Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета.

Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова



Демонстрации. Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова. Евангелие. Д.И.Писарев. Статья «Борьба за жизнь». Иллюстрации П.М.Боклевского, И.Э.Грабаря, Э.И.Неизвестного к «Преступлению и наказанию». Иллюстрации И.С.Глазунова к романам Достоевского. Картина Н.А.Ярошенко «Студент». Картина В.Г.Перова «Утопленница». Кадры из х/ф «Преступление и наказание» (реж. Л.А.Кулиджанов

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить конспект статьи Н.Страхова о романах Ф.М.Достоевского.

2.Самостоятельное прочтение романа «Идиот».

Практическая работа:

Анализ романа «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета.


Творческое задание. Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность

Раскольникова».



Лев Николаевич Толстой (1828—1910) Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного).

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой

Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм

в понимании писателя



Демонстрации. Портреты Л.Н.Толстого работы И.Е.Репина, И.Н.Крамского, Л.О.Пастернака, Н.Н.Ге, В.В.Мешкова. Картины и пейзажи поместья и усадьбы Толстых в Ясной Поляне. Иллюстрации А.Кокорина, П.Пинкисевича к «Севастопольским рассказам». Иллюстрации А.Апсита, Д.А.Шмаринова, К.И.Рудакова к роману-эпопее «Война и мир». Картины И.М.Прянишникова «В 1812 году» и А.Д.Кившенко «Совет в Филях». Портрет М.И.Кутузова работы Р.Волкова. Портрет Наполеона работы П.Деляроша. Гравюры Л.Ругендаса «Пожар Москвы в 1812 году» и А.Адама «Бородинское сражение. Бой за батарею Раевского». Кадры из к/ф «Война и мир» (реж. С.Ф.Бондарчук).

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Составление кроссворда по жизни и творчеству Л.Н.Толстого.

2.Самостоятельное прочтение романа «Воскресение».



Практическая работа:

1.Анализ романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2.Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

Творческие задания.

Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир; «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа “Война и мир».



Антон Павлович Чехов (1860—1904) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова.

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Смысл названия пьесы. Особенности символов.

Демонстрации. Портреты А.П.Чехова работы художников Н.П.Ульянова, В.А.Серова. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П.Чехова «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия». Иллюстрации Д.А.Дубинского к рассказам А.П.Чехова «Дом с мезонином», «Человек в футляре».

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение рассказа А.П.Чехова «Ионыч».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А.П.Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”».

Раздел 3. Зарубежная литература.

. Знакомство с творчеством зарубежных писателей: В. Шекспира, О. Бальзака

. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:


    1. В. Шекспир «Гамлет».

    2. О. Бальзак «Гобсек».

    3. Г. Флобер «Саламбо».


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века Серебряный век как культурно-историческая эпоха



Демонстрации. Картины В.А.Серова, М.А.Врубеля, Ф.А.Малявина, Б.М.Кустодиева, К.С.Малевича (по выбору учителя). «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, С.П.Дягилев, К.А.Сомов и др.). Музыка А.К.Глазунова, А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, Н. Я. Мясковского.«Русские сезоны» в Париже С.П.Дягилева. Расцвет оперного искусства. Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова (материал по выбору учителя). Театр К.С.Станиславского и Вс.Э.Мейерхольда (обзор). Меценатство и его роль в развитии культуры.

Творческие задания.

Подготовка сценария музыкальной гостиной «Музыка серебряного века»



Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации на темы:

1. «Живопись» на рубеже XIX и XX веков.

2. «Музыка» на рубеже XIX и XX веков.

3. «Театр» на рубеже XIX и XX веков.

4. «Хореография» на рубеже XIX и XX веков.


Раздел 4. Русская литература на рубеже веков
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А.Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина.

Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина.

Для чтения и изучения. Рассказы «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Господин из Сан - Франциско». Стихотворения Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

Демонстрации. Портреты и фотографии И.А.Бунина разных лет. Иллюстрации к произведениям И.А.Бунина.

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение рассказов И.А.Бунина «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан – Франциско».

Практическая работа: Анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина»; «Тема дворянских гнезд в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина».

Александр Иванович Куприн (1870—1938) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

Демонстрация. Бетховен. Соната № 2, ор. 2. Largo Appassionato.

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение повести А.И. Куприна «Олеся».

Практическая работа: Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата «Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное». Анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Раздел 5. Литература начала 20 века
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX век, поэзия серебряного века: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузьмин.

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой, выполнение докладов по теме «Поэзия «серебряного века».

Практическая работа: Анализ стихотворения «серебряного века»

Максим Горький (1868—1936) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Раннее творчество. Правда жизни в рассказах Горького «Челкаш», «Старуха Изергиль»



Пьеса «На дне» и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Самостоятельное прочтение рассказов М.Горького.

2.Работа с критической литературой (составление конспекта статьи М.Горького «Неопубликованные письма»).

.Демонстрация. Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал». Портреты М.Горького работы И.Е.Репина, В.А.Серова, П.Д.Корина.



Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): «Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся

Александр Александрович Блок (1880—1921) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного) Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема России в лирике Блока.

Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои, композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов).



Демонстрации. Картины В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, К.А.Сомова (по выбору учителя). Фортепианные концерты С.В.Рахманинова.
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение драматургических произведений и поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад».

Практическая работа: «Стихи о Прекрасной даме», анализ стихотворения
Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока»; «Тема революции в творчестве А.Блока».

Наизусть. Два-три стихотворения А.А.Блока (по выбору студентов).


Раздел 6. Литературы 20-х годов
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич и др.)

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам: «Поэзия 20-х годов» (по выбору студента).

Практическая работа: Анализ идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А.Серафимовича, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Конармия» И.Бабеля и др.).

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики. Характер и личность автора в стихах о любви. Поэма «Во весь голос», тема поэта и поэзии.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой».



Демонстрации. Абстрактный автопортрет В. Маяковского 1918 года, рисунки В.В.Маяковского, плакаты Д.Моора.

Самостоятельная работа: Наизусть стихотворение (по выбору студентов).

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского»; «Сатира в произведениях В.В.Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В.В.Маяковский и поэты золотого века».

Сергей Александрович Есенин (1895—1925) Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная

образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

Демонстрации. Фотографии С.Есенина. Заочная экскурсия по есенинским местам: Константиново — Москва. Песни, романсы на стихи С.Есенина.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Самостоятельное прочтение поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина»

. 2. Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору уч-ся).

Практическая работа:

1.Анализ стихотворения С. Есенина.

2.Сочинение по творчеству С. Есенина

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока».

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).


Раздел 7. Литература30- х – начала 40- х годов (обзор)
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян.

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова.

Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков). Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

1.«Публицистика 20-х годов» (по выбору студента).

2. «Сатира 20-х годов» (по выбору студента).

Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое — птица в руке…», «Тоска по родине! Давно…», «Есть счастливцы и есть счастливицы…», «Хвала богатым».



Практическая работа: Анализ стихотворения М.И. Цветаевой

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М.Цветаева, Б.Пастернак, Р.М.Рильке: диалог поэтов», «М.И.Цветаева и А.А.Ахматова», «М.И.Цветаева — драматург».

Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).



Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938) Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву».

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…».

Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов)

Практическая работа: Анализ стихотворения О.Э. Мандельштам.

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899—1951) Сведения из биографии.

Для чтения и обсуждения. Повесть «Котлован», характерные черты времени.



Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова»

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение повестей А.П. Платонова.

Исаак Эммануилович Бабель (1894—1940) Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”».

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Система образов. Фантастическое и реалистическое в романе

Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произ-

ведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).



Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение романа «Мастер и Маргарита.

Практическая работа: Сценическая жизнь пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Творческое задание. Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М.А.Булгакова

Михаил Александрович Шолохов (1905—1984) Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.



Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагменты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957— 1958 годы).

Практическая работа:

1.Анализ образа Григория Мелехова.

2. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Творческое задание. Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».
Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков)

Поэзия М.Исаковского, М.Алигер, Ю.Друниной, М.Джалиля и др.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.



Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.



Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме «Песни Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

Практическая работа: Песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.).

Анна Андреевна Ахматова (1889—1966) Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.



Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».



Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Анненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

Самостоятельная работа обучающихся: Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Практическая работа: Анализ поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А.Ахматовой “Реквием”».

Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта.

Демонстрации. Видеофильм «Борис Пастернак». А.Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф.Шопен. Этюды; И.Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л.Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О.Пастернака.

Самостоятельная работа обучающихся: Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет»



Творческое задание. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?».

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) Сведения из биографии А.Т.Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т.Твардовского. Тема войны и памяти в лирике.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом»



Самостоятельная работа: Поэма «По праву памяти».

Практическая работа: Анализ стихотворения А.Т.Твардовского

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А.Твардовского.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А.Твардовского»
Раздел 9. Литература 50—80-х годов
Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадулиной, Е. Винокурова, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др.



Изучение авторской песни. Оценка ее места в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Определение значения творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра творческой песни.

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Поэзия 60-х годов» (по выбору уч-ся).

Практическая работа:

1.Поиски нового поэтического языка Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко



2.Авторская песня (творчество А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др.)
Демонстрации. Эстрадная песня, авторская песня, рок-поэзия. Тема родины в живописи 1950—1980-х годов.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы».

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся).


Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях Ю. Бондарева «Горячий снег», В. Быкова «Сотников» и др.

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение повести В. Кондратьева «Сашка».

Практическая работа: Сочинение о Великой Отечественной войне «Человек на войне»

Определение тематики, нравственной проблематики, художественных особенностей произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др

Изображение жизни советской деревни: глубины, цельности духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Куприна, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

Практическая работа: Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров»

Анализ динамики нравственных ценностей во времени, предвидения опасности утраты исторической памяти в произведениях «Прощание с Матерой» В. Распутина, В. Быкова «Знак беды» и др.



Изучение сведений из биографии А.И. Солженицына.

Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Выражение нового подхода к изображению прошлого. Обсуждение проблемы ответственности поколений. Наблюдения над размышлениями писателя о возможных путях развития человечества в повести.



Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение романа А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг»

Практическая работа: Мастерство А. Солженицына – психолога.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А.И.Солженицына.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».
Изучение сведений из биографии В.Т. Шаламова. Анализ «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова (два рассказа по выбору уч-ся). Рассмотрение художественного своеобразия прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

Изучение сведений из биографии В.М. Шукшина. Рассмотрение изображения жизни русской деревни (глубина и цельность духовного мира русского человека) в рассказах В.М. Шукшина: «Чудик», «Классный водитель», «Алеша Бесконвойный», «Верую!», «Миль пардон, мадам!» и др. Выделение художественных особенностей прозы В.М. Шукшина.

Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное прочтение киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Демонстрации. Творчество художников-пейзажистов ХХ века. Экранизация произведений прозаиков 1950—1980-х годов.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского, И.Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К.Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность — художественные принципы В.Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»; «Философский смысл повести В.Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».
Изучение сведений из биографии Н.М. Рубцова. Анализ темы родины в лирике поэта (острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы). Гармония человека и природы. Выразительное чтение и анализ стихотворений Н.М. Рубцова: «Звезда полей», «Видение на холме», «Русский огонек», «Журавли», «Вечерний звон» и др.

Практическая работа: Анализ стихотворений Н.М. Рубцова: «Звезда полей», «Журавли», «Вечерний звон» и др.

Жизнь и творчество Р.Гамзатова. Проникновенность звучания лирики. Рассмотрение приема параллелизма, усиливающего смысловое значение восьмистиший. Определение соотношения национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

Практическая работа: анализ стихотворения «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…» и др.
Творчество А.В.Вампилова, пьеса «Старший сын» и др. Рассмотрение образа вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.

Демонстрация. Кадры из экранизаций пьес А. Вампилова.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры в пьесах А.Вампилова “Утиная охота” и А.Арбузова “Жестокие игры”».

Практическая работа: анализ пьесы А. Вампилова «Старший сын»
Раздел 10. Русская литература последних лет.
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Участие в спорах о путях развития культуры. Определение позиции современных журналов.

Самостоятельная работа:

Создание презентации о творчестве современного автора.


Раздел 11. Зарубежная литература
Творчество Э.-М. Ремарка «Три товарища» (обзор), Э. Хемингуэя «Старик и море», Г. Маркеса «Сто лет

Практическая работа: анализ рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море»

Раздел 12. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов
Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. И. Шмелев «Лето Господне»

Самостоятельная работа:

1. И.С.Шмелев «Солнце мертвых».

2.Б. К. Зайцев. «Странное путешествие».

3.В.Набоков. Машенька.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».
Раздел 13. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов.
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.

Для чтения и обсуждения А. Арбузов «Годы странствий»



Самостоятельная работа:

1. В Розов «В поисках радости»,

2. А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»,

3. В. Ерофеев «Москва – Петушки».

Поэты и писатели о «малой» родине.

Жизнь, творчество, личность поэтов Кубани. Лирика В. Бакалдина, В Неподобы, К Обойщикова. Создатель «Истории кубанского казачьего войска» В.И.Лихоносов



Практическая работа:

      1. Анализ стихотворения В. Бакалдина, В Неподобы, К Обойщикова.

      2. Художественные особенности «Истории кубанского казачьего войска» В.И.Лихоносова.

Итоговая контрольная работа

Итоговое сочинение

Демонстрация. Живопись, музыка, архитектура 1980—2000-х годов.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фантастика в современной литературе».

5. Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 02 «Литература»
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

по специальности СПО «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» — 175 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 117 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 58 часов; практических работ- 36, предусматривается выполнение индивидуальных проектов за счет внеаудиторной самостоятельной работы студентов-39 часов;

36.02.01 «Ветеринария» — 175 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 117 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 58 час; практических работ- 36, предусматривается выполнение индивидуальных проектов за счет внеаудиторной самостоятельной работы студентов-39 часов;

35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» — 175 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 117 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 58 часов; практических работ- 36, предусматривается выполнение индивидуальных проектов за счет внеаудиторной самостоятельной работы студентов-39 часов;

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» — 175 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся — 175 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 56 часов; практические занятия— 36 часов, предусматривается выполнение индивидуальных проектов за счет внеаудиторной самостоятельной работы студентов-39 часов.

При этом в учебных группах специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» часы обязательной учебной нагрузки распределены следующим образом: 1 семестр- 30 часов, 2 семестр- 48 часов, 3 семестр- 39 часов;

специальности 36.02.01 «Ветеринария»: 1 семестр- 64 часа, 2 семестр- 53 часа;

специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»: 1 семестр- 39 часов, 2 семестр- 39 часов, 3 семестр- 39 часов;



специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»: 1 семестр- 39 часов, 2 семестр- 39 часов, 3 семестр- 39 часов.

  1   2   3