Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Создание условий для развития познавательных и творческих способностей у детей 6 – 7 лет при ознакомлении с жизнью и творчеством великого сказочника




страница1/17
Дата11.01.2020
Размер4.16 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Создание условий для развития

познавательных и творческих способностей

у детей 6 – 7 лет при ознакомлении с жизнью и творчеством великого сказочника.

Составитель: Хлебникова О.Г., воспитатель высшей категории

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 387» г. Перми

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию.Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Задача педагога – заложить в детях предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений в нашей работе выступает потребность в развитии познавательных и творческих способностей формирующейся личности, потому что именно в них содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Успешное развитие творчества невозможно без развития познавательных способностей и познавательной активности детей. В психолого-педагогической литературе в качестве средств развития познавательных способностей детей часто изучаются природа, явления общественной жизни, значительно меньше в таком качестве рассматриваются произведения искусства и их авторы.А жаль, так как важную роль в развитии творческих и познавательных способностей детей играет приобщение ребенка к миру культуры и искусства. Наиболее важной представляется воспитательная функция искусства. Непринужденность, отсутствие элемента принудительности делают воспитание средствами искусства результативным. Наиболее эффективно воспитательная функция искусства проявляется в приобщении детей к миру художественной литературы.

Меня, как педагога, особенно заинтересовало решение задач творческого и познавательного развития детей, через приобщение их к миру сказок. Сказочники – это творческие, талантливые, креативные люди. Знания об их жизни, окружении, увлечениях могут служить благодатной почвой для развития этих качеств и у наших детей.

Для решения этих задач необходимо было создать определенные условия.

Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается. Под педагогическими условиями понимаются также «обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных целей».

Руководствуясь актуальностью этих проблем,была определена цельнашей работы:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей у детей 6 – 7 лет при ознакомлении с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена.

Ипоставлены педагогические задачи:



  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена;

  2. Дать представления о родине, детстве, увлечениях великого сказочника;

  3. Продолжать знакомить с понятиями «художник – портретист», «художник - иллюстратор», «скульптор» «декоратор» и др.

  4. Учить видеть красоту, гармонию, легкость форм в произведениях искусства;

  5. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности детей в рисовании, лепке, вырезывании из бумаги разными способами, художественном конструировании;

  6. Развивать познавательную активность, творчество, фантазию;

  7. Воспитывать чувство уважения к творчеству талантливых людей, уверенность в своих силах, самостоятельность.

Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Для решения поставленной цели и задач мы использовали интеграцию таких образовательных областей как «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Познание». Интеграция этих областей даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность.

Наибольший эффект достигается, когда работа над художественным произведением связана со всеми видами детской деятельности в процессе "погружения" в тему, определяемую в целом творчеством сказочника.

Знакомство с каждой новой авторской сказкой мы решили начать с беседы о самом авторе. Занятия мы посвящали знакомству детей со сторонами жизни сказочника и чтению небольших отрывков из сказок, а сами произведения читали вечерами.

На первом занятии, посвященном жизни и творчеству Г.Х.Андерсена мы рассказали детям в доступной форме о биографии писателя, о его родителях, детстве.(Приложение №1)

Дети с большим интересом слушали историю о маленьком мальчике, его родителях, его детских интересах и играх, о том, как уже в детстве он начал сочинять небольшие пьесы и о том, что одними из первых были написаныих любимые сказки «Принцесса на горошине» и «Дюймовочка».

На следующем занятии вниманию детей были представлены репродукции портретов Г.Х.Андерсена выполненные разными художниками в различные периоды жизни писателя и в наши дни. (Приложение №2) Вспомнить, что такое портрет, кто такой художник-портретист – было одной из задач данного занятия. И в конце его детям представилась возможность «превратиться» в такого художника и попробовать написать портрет. Объект дети выбирали сами. В конце занятия мы рассмотрели все портреты, стараясь в каждом отметить положительные стороны, найдя в каждом портрете сходство деталей или удачную композицию, цветовую гамму и т.д.

Следующим шагом знакомства наших детей с жизнью и творчеством датского сказочника было знакомство с Данией. Мы показали детям на карте расположение этого небольшого государства, его столицы – Копенгагена и родины Андерсена – г. Оденсе; рассказали об особенностях природы этой страны. На этом же занятие рассказали о том, как в родной стране писателя чтут память о нем, о музеях и памятниках. (Приложения №3, 4)

Посвятили отдельную беседу памятнику Русалочке, рассказали, кто его сделал и почему, какая у него история, что вандалы несколько раз пытались испортить памятник – перекрашивая, обезглавливая его. Многие дети восприняли этот факт с возмущением и даже ужасом, осуждая хулиганов. На фоне таких событий мы предложили детям самим стать скульпторами и изготовить памятники другим сказочным персонажам (по выбору и по желанию). Лепили скульптуры из глины, пластилина и даже из соленого теста, затем раскрашивали их. Из всех детских работ мы выполнили макет площади и назвали её «Сказки Андерсена», который выставили на всеобщее обозрение родителей, сотрудников и гостей детского сада.

На очередном занятии вспомнили, как называются художники, выполняющие иллюстрирование книг, рассказали детям о том, что первым иллюстратором сказок и историй Андерсена был Вильхельм Педерсен. Показали репродукции этих иллюстраций, отличавшихся плавностью, мягкостью и округлостью форм, лаконичным исполнением.(Приложение №5) Набор репродукций послужил так же материалом для игр, правила которых дети придумали сами: «Назови сказку», «Разложи по порядку», «Что было до или после», «Кроссворд».(Приложение №6) В эти игры дети играли с большим интересом. Мы предложили детям попробовать себя в роли иллюстраторов. Прочитав очередную сказку Г.Х.Андерсена, мы предлагали детям изобразить всё, что их взволновало на «холсте». Дети рисовали персонажей сказок, небольшие сцены из них. Для воплощения своих замыслов они использовали все знакомые им техники рисования, различные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши и мелки. В строительных играх дети пробовали строить различные замки, в которых живут короли, принцы и принцессы, которых много в сказках Андерсена, мальчики конструировали кареты, экипажи, корабли из разных конструкторов.

Следующим этапом работы стало знакомство детей еще с одной стороной творчества великого сказочника. По свидетельствам современников, Г.Х. Андерсен любил и хорошо умел делать вырезки из бумаги. Он вырезал смешные фигурки, цветы, фигурки балерин и клоунов и многое другое. Мы нашли фотокопии некоторых изображений на сайте Музея Ганса Христиана Андерсена, который является частью Городского Музея г.Оденсе (родины писателя) и предложили их детям для ознакомления. Как мы и думали, дети проявили большой интерес к этой, малоизученной стороне творчества писателя и выразили желание попробовать себя в роли мастеров вырезывания.(Приложения №7, 8) Это занятие так увлекло детей, что через некоторое время набралось достаточно много детских работ для оформления выставки, которую посетили не только родители детей, но сотрудники детского сада и дети других групп. Впоследствии такие работы дети дарили сотрудникам на праздники, детям младших групп, гостям детского сада.

И конечно нельзя развивать творческие способности детей, не используя театрально-игровую деятельность. Театр – синтетический вид искусства, объединяющий основные направления развития личности через литературу, живопись, хореографию и музыку. Мы не могли обойти его стороной, знакомясь с творчеством Г.Х.Андерсена. В театральной студии «Сказка» мы совместно с ее руководителем подготовили большое театральное выступление по мотивам сказки «Принцесса на горошине». Премьера спектакля состоялась в дни театральной недели, которые проходят в нашем детском саду два раза в год. Нашими первыми зрителями были родители наших детей, дети других групп и сотрудники. В заключении мы пригласили наших мам и пап станцевать с нами менуэт. Эмоциональное удовлетворение и подъем испытали все и актеры и зрители. Родители благодарили нас за раскрытие талантов их детей, оставляя записи в книге отзывов.

На спектакле мы снимали наиболее удачные моменты на фото. Затем сделали фотовыставку для родителей.

Лаконичным завершением знакомства с жизнью и творчеством великого сказочника стала литературная викторина «Король сказок – Г.Х.Андерсен». (Приложение №9) Целью, которой было, закрепить знания о творчестве датского сказочника; вызвать эмоциональный отклик на произведения Андерсена, закрепить знание их содержания, главных героев; развивать интерес к биографии писателя, к истории; воспитывать положительные качества характера через прикосновение к прекрасному искусству (литература, музыка, живопись и др.). Зрителями и жюри были сотрудники детского сада. Дети ощутили эмоциональный подъем, чувство радости от совместных действий с друзьями, радость победы в соревновании.

Для проверки эффективности созданных нами условий и подобранных дидактических материалов мы совместно с психологом детского сада провели диагностику творческих способностей наших детей. Все тестирование проводилось в форме веселых игровых занятий, при полном отсутствии отрицательных оценок. Дети показали хорошие результаты. В процентном соотношении получилась такая картина:



Уровень

беглость

гибкость

оригинальность

Высокий

50%

56,25%

50%

Средний

37,5%

37,5%

43,75%

Низкий

12,5%

6,25%

6,25%

Наблюдения показали улучшения развития всех познавательных процессов у наших детей: памяти, мышления, внимания, речи. К концу учебного года 85% детей показали высокий уровень познавательной активности, желания узнавать новое и учиться в школе. У всех детей произошли очевидные положительные изменения в качестве изобразительной деятельности и в художественно-творческой компетентности в целом: в музыкально-пластической импровизации, игре, театрализованной деятельности, словесном творчестве.


Приложение № 1

Добрый волшебник из Дании.
Если дедушка мальчика вырезает из дерева

коров с крыльями, отец шьет башмаки-скороходы,

а сам он по ночам летает на солнечном зонтике, подаренном гномом, – это значит, что из мальчика вырастет ни кто иной, как сам Ганс Христиан Андерсен

непревзойденный сказочник всех времен и народов.


2 апреля 1805 года в маленьком городке Оденсе в Дании родился мальчик, имя которого сейчас знает весь мир. Назвали его Гансом Христианом Андерсеном. Отец Ганса Христиана был бедным башмачником, а мать - прачкой. В их домике не было ни богатой мебели, ни картин и украшений. Единственной гордостью матери Ганса была безукоризненная чистота в доме и вазы с прекрасными тюльпанами, которые стояли на окнах. Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывали старухи-соседки. Но самые интересные сказки рассказывал мальчику отец. Когда – то отец мечтал учиться, путешествовать по разным странам, но ничего этого судьба ему не дала. Он сам научился читать, в доме были его любимые книги: Библия, пьесы Шекспира, сказки «Тысяча и одна ночь»... Отец часто читал их сыну. И маленького Ганса научил читать. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот. По воскресеньям он водил сына за город, в лес, на речку, в поле. Иногда отец и сын ходили в театр. Оба любили дома разыгрывать целые спектакли. У них был свой маленький театр - конечно, кукольный, а не настоящий, но зато здесь Ганс был хозяином: сам придумывал пьесы, сам мастерил кукол, сам разыгрывал представления. Мальчик с детства полюбил театр. Родители хотели сделать из сына портного, но иголку и ножницы он использовал для того, чтобы шить театральные костюмы и вырезать из бумаги смешных человечков.

Когда мальчику было 11 лет, от туберкулёза умер отец. Была зима, мальчику казалось, что отца унесла сказочная Ледяная дева. Ганс проплакал всю ночь. Детство его кончилось. Гансу Христиану пришлось бросить школу и устроиться работать. Он был подмастерьем сначала у ткача, затем у портного. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Когда Андерсену исполнилось четырнадцать лет, он простился с родным домом и уехал в Копенгаген, столицу Дании. Он много работал и учился, и в конце концов его пьесы начали ставить в театрах, стихи и рассказы печатать в журналах.

А как же сказки? - спросите вы. Нет, Андерсен не мог позабыть сказки своего детства, и даже писал новые, но считал это не очень серьезным делом. И только тогда, когда вышла его книга «Сказки, рассказанные детям», и сам Андерсен, и его читатели поняли, что это очень серьезное дело! Андерсену тогда было уже тридцать шесть лет.

У Андерсена был сложный характер. При взрослой мудрости он оставался каким-то большим ребёнком. Он бывал очень добрым, нежным. Очень любил цветы. Почти сорок лет Андерсен писал сказки. За это время вышло четыре тома сказок. Сначала они назывались: «Сказки, рассказанные детям» куда вошли "Принцесса на горошине", "Русалочка", "Новое платье короля" и др., последний том назван «Новые сказки и истории». От тома к тому сказки становились всё серьёзнее, как будто писатель рассказывал их для взрослых. На самом деле сказки Андерсена читают и дети, и взрослые. И все видят в них мудрость и красоту. Сказки принесли Андерсену мировую славу. Люди узнавали его на улицах, особенно дети.

Сказки Андерсена переведены больше, чем на сто языков мира. У нас в России его сказки были переведены больше ста лет тому назад Анной и Петром Ганзенами. Их перевод до сих пор считается лучшим переводом сказок Андерсена. Это Анна Ганзен придумала слово «Дюймовочка».


Приложение № 3

ДАНИЯ

Моя родина Дания, - говорит Андерсен в автобиографии, - поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...”



Столица Дании – Копенгаген.

Городское население – 85%, сельское – 15%.

Государственный язык – датский.

Основная религия – лютеранство.

Денежная единица: крона.

Национальные праздники: День Конституции – 5 июня,

День рождения королевы – 16 апреля.

Дания - самая небольшая из Скандинавских стран и расположена на полуострове Ютландия и островах, крупнейшим из которых является остров Зеландия, где находится столица страны - великолепный Копенгаген. Дания - равнинная, во многом, аграрная страна, монархия, существующая уже более тысячи лет. Когда-то в состав Дании входили и Норвегия, и Швеция, и Финляндия. Царствующий монарх сегодня - Королева Маргарет V.

Копенгаген.

Дания - самое старинное королевство в мире. Копенгагену уже более чем 800 лет. Это один из старейших городов Европы. Датская монархия старейшая в мире и королева Маргарет V живет прямо в центре города.



Сегодня это современный город, где живёт одна четверть населения Дании. Тем не менее, он сохранил уют давно ушедших дней. Столица является основным центром высокоразвитой технологической промышленности страны. Но Вы не увидите здесь дымящих фабричных труб. Воздух здесь такой же чистый, как в деревне. Город идеален для прогулок по знаменитым торговым улицам, а также для осмотра прекрасных старинных замков и других памятников истории.

Природа Дании

Рельеф.

Рельеф равнинный со следами оледенения. На западе и севере расположены песчаные и моренные равнины (почти ровные или слегка волнистые поверхности), на севере и востоке — холмистый рельеф с многочисленными озерами. Острова в основном равнинные, но на некоторых береговую кромку образуют обрывистые меловые скалы. Преобладают небольшие реки, наиболее значительная из них — Гудено. На равнине расположены многочисленные небольшие проточные озера и болота. Большинство имеющихся болот осушено или осушается.



Климат.

Климат Дании умеренный морской с мягкой зимой (средняя температура февраля около 0°С, редко выпадающий зимой снег обычно сразу тает.) и прохладным летом (средняя температура июля+16°С). В июле средняя температура +20°С. Воздушные массы с Атлантики приносят тепло и влагу.



Почвы и растительность

Растительность сильно изменена человеком. К началу XIX в. леса в Дании были почти полностью истреблены выпасом скота, и на их месте появились вересковые пустоши и кустарники. С середины XIX в. в стране проводится кампания по восстановлению лесов, занимающих к настоящему времени около 11% территории. Высаживают ель, сосну, пихту и лиственницу, некоторые широколиственные породы. В старых сохранившихся лесах преобладают бук, дуб. Большую часть территории страны занимают сельскохозяйственные угодья.



Животный мир

В лесах встречаются лань, благородный и пятнистый олени, косуля, белка, фазан. На сельскохозяйственных угодьях обитают заяц-русак, различные виды птиц и грызунов. Много видов морских птиц гнездится на побережьях.




Данный материал предназначен для педагогов. Он может быть использован для ознакомления детей с ним, в соответствии с уровнем их развития, и для ответов на вопросы «почемучек».

Приложение № 4



Родина сказочника – г. Оденсе.

Город Оденсе, где родился писатель, был похож на волшебный деревянный ларец. Жили в нем искусные мастера, резчики по дереву. Вырезали они и фигуры — Русалок, Нептуна, Сирен, и сказочные цветы на окнах домов. И сейчас город Оденсе насыщен скульптурами сказочных героев (Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Собака из «Огнива», Бумажный кораблик и др.).

Просторные улицы и кварталы, дома не заслоняют небо. Зеленые массивы, церкви, музеи, монастыри из красного кирпича. Оденсе считается одним из самых древних городов Скандинавии.

В 62 года Г.Х.Андерсен стал почетным горожанином города Оденсе, его имя носят музей, парк, библиотека т.д.

В Оденсе находится Дом-музей Андерсена. Дом стоит в старом бедном квартале. http://krisgoosik.narod.ru/house of Andersen.jpgЕго сохранили таким, каким он был во времена Гана Христиана Андерсена. Здесь нет проезда на машине, и мощеная улица предоставлена для прогулок. Дома с красными крышами теснятся друг к другу.

В музее собраны бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках - плод пятидесятилетней напряженной работы, редкие документы, содержащие подробные биографические сведения об Андерсене, его семье, ближайшем окружении, портреты, фотографии сказочника и его покровителей и меценатов, карты с подробными маршрутами его поездок, отрывки из путевых блокнотов, зарисовки с натуры, вырезки из бумаги, выполненные сказочником. В музее находится библиотека, где хранятся переводы произведений писателя на все языки, и большой зал, украшенным фресками. В течение последних лет дом был расширен.



В музее можно больше прочитать, чем увидеть. Из нескольких предметов мебели создана реконструкция подлинной комнаты Андерсена, но в другом доме. Все экспонаты за стеклом. Интересная деталь: возле софы стоит скамеечка, на которую писатель ставил ноги, чтобы они не мерзли на ледяном полу.

Каталог: Files
Files -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
Files -> Краткая биография Пушкина
Files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
Files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
Files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
Files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
Files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

  • Добрый волшебник из Дании. Если дедушка мальчика вырезает из дерева коров с крыльями, отец шьет башмаки-скороходы
  • Столица Дании
  • Денежная единица
  • Природа Дании Рельеф.
  • Родина сказочника – г . Оденсе.