Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Современное состояние литературных настольных игр в России




Скачать 47.01 Kb.
Дата24.05.2018
Размер47.01 Kb.
Е. С. Сонина Санкт-Петербургский государственный университет Современное состояние литературных настольных игр в России Представлен обзор современного состояния рынка настольных литературных игр в России, дополненный информацией об играх, не поступающих в широкую продажу. Результаты двух опросов 2017 года потенциальных покупателей и итоги научного семинара, посвященного литературным и историко-журналистским играм, свидетельствуют о высоком образовательном и культурном потенциале подобных игр. Ключевые слова: литературная настольная игра, писатель, рынок настольных игр. E. S. Sonina St. Petersburg State University The Current State of Literary Board Games in Russia The article presents an overview of the current state of the market for literary board games in Russia, supplemented by information on games that are not widely available. The results of two surveys of potential buyers in 2017 and the results of a scientific seminar on literary and historical journalistic board games testify to the high educational and cultural potential of such games. Key words: literary board game, writer, board games market. Литературная настольная игра, связанная с биографией писателя и или с литературным текстом, существовала давно. С 1861 г. в США разными фирмами выпускалась серия карточных игр “Game of authors”. В России же, как считает крупнейший исследователь истории отечественных настольных игр М. С. Костюхина, игры по произведениям русских классиков стали выпускаться с последней трети XIX века. Можно говорить о расцвете подобных игр в ХХ веке. Серии литературных викторин, литературно-музыкальных лото, литературных квартетов и картонажных театров до сих пор сохранились во многих семьях. Если игры по творчеству Пушкина редко, но продолжают выпускаться, то популярнейшие в советскую эпоху басни Крылова исчезли из поля зрения разработчиков настольных игр. На современном отечественном рынке настольных игр литературных игр немного, а те, что есть, в основном построены на иностранных переизданиях. Существуют игры по мотивам произведений М. де Сервантеса и У. Шекспира, Д. Дэфо и А. Дюма, Ж. Верна и Р. Стивенсона, А. Конан-Дойля и Г. Лавкрафта, Дж. Толкина и А. Кристи, К. Льюиса и А. Сент-Экзюпери, Дж. Оруэлла и У. Эко, С. Кинга и Дж. Роулинг, Дж. Мартина и Т. Пратчетта... Есть игры по скандинавским сагам, кельтским преданиям, но с отечественными разработками все гораздо хуже. Из русских произведений тиражных настольных игр удостоились тексты А. Волкова, Д. Глуховского, Б. Акунина, С. Лукьяненко, В. Панова. Для малышей распространены настольные игры-ходилки (до революции они назывались «гусек») по народным и авторским сказкам Пушкина, Ершова, А. Толстого и Носова. Блестящие ролевые игры-книжки выпускались в 2006–2008 гг. как приложение к московскому журналу «Наша школа». Читатель мог в игре отождествить себя с Ломоносовым и Дашковой, Гоголем и Лермонтовым, Некрасовым и Чеховым. Из литературных филлеров (карточных игр с несложными правилами) сейчас продаются «Кинокнижный крокодил» (2014), «Чиполлино из Бергамо. Игра в литературных героев» и «Я сам обманываться рад. Литературная викторина» (2016). Семейным вариантом еврогейма можно считать игру по роману И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» (А. Лучко, 2017). Среди карт выделяются колода П. Плавинской «Русские писатели с цитатами и краткими жизнеописаниями» (2016) и варгейм «Берсерк. Легенды Руси» (с 2006). Есть игры, которые не купить в крупных сетевых магазинах «Игровед», «GaGa.ru», «Мосигра» и пр. Это – серия интеллектуального лото «Раут с поэтом», выпускаемая издательством И. Девиной (Москва). Лото посвящено русским поэтам (Пушкину, Лермонтову, Ахматовой, Цветаевой, Блоку, Есенину) и Омару Хайяму. Не поступает в массовую продажу и карточная игра «Пращур» С. Свиридова, основанная на славянском фольклоре (2016). В Гильдии разработчиков настольных игр были спроектированы игры по «Ревизору» (К. Карюшин, 2014), «Острову сокровищ» (А. Довбыш, 2016), но издана пока лишь игра «Мазайцы» (2013), придуманная С. Голубковым и Е. Масловским по мотивам некрасовского стихотворения. Существуют настольные игры, созданные отдельными энтузиастами или сотрудниками творческих организаций, но не распространяющиеся за ведомственные пределы. В Музее-усадьбе «Ясная Поляна» была выпущена игровая книга, посвященная Л. Толстому (2006). Государственный музей истории Санкт-Петербурга подготовил книгу о Блоке в Шахматове с вкладкой игры-ходилки (2013). В 2015 г. в Петербурге объявили старт проекту Ю. Куманёвой по созданию настольной игры «Преступление и наказание», но игра еще не вышла. Проект Н. Ясмински «Книгаполия» – игра для книголюбов (2017) – тоже не смог пока реализоваться. В библиотеках Петроградского района Санкт-Петербурга в 2016 г. прошел конкурс на лучшую настольную игру по книге (в библиотеке им. В. И. Ленина была создана игра «Мастер и Маргарита»; в Центральной районной библиотеке им. А. С. Пушкина – игры «Сюжет для Достоевского», «Шерлок vs Гоголь: игра теней»). Во Всероссийском музее А. С. Пушкина в 2017 г. разработана игра-ходилка «Вместе с Пушкиным. Путешествие в Крым». Все эти примеры – лишь капля в море потребностей российского рынка настольных игр. Отечественные традиции в выпуске таких игр постепенно теряются, хотя запрос потенциальной аудитории еще не угас. В июне-сентябре 2017 г. в социальной сети «ВКонтакте» был проведен опрос об отношении к литературной настольной игре. Ответило 298 человек разных возрастов и занятий. 155-ти ответившим интересны такие игры, семерым неинтересны, а 136 человек сказали, что никогда не встречались с подобным. В детском лагере «Оранжевая планета» (Ленинградская область, пос. Лосево) летом 2017 г. был также проведен опрос, респондентами выступили 156 детей от 10 до 16 лет. На вопрос «Было бы тебе интересна настольная игра, связанная с русскими писателями» утвердительно ответили 60 человек, отрицательно 96. По гендерному составу девочкам интереснее такие игры, чем мальчикам. Из предполагаемых авторов, кому могли бы быть посвящены такие игры, дети назвали Пушкина (28 ответов), Лермонтова (15), Л. Толстого (10), Есенина (7), Чехова (6), Гоголя (4), Тургенева (3), по 2 ответа – Тютчев, Достоевский, Горький, Маяковский. Ряд писателей был дан в единственном ответе (включая Булгакова, Набокова, Довлатова, Бродского и др.). В сентябре 2017 г. кафедрой истории журналистики СПбГУ совместно с Всероссийским музеем А. С. Пушкина был проведен научно-практический семинар по современной историко-журналистской и литературной игре. Выступающие из РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГУ, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры), Всероссийского музея А. С. Пушкина говорили о прошлом, настоящем и будущем таких игр. Наблюдения докладчиков свидетельствуют о высоком потенциале этих игр для образовательных и культурных целей. Интерес потребителя, свежие идеи разработчиков, достойное финансирование проектов и налаженная система сбыта – залог успеха для возрождения сильных традиций русского настольного игроведения. Первые две составляющие успеха, несомненно, есть, что пока невозможно сказать про последние.