Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи




страница1/27
Дата25.04.2017
Размер5.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи»


ОАЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Ответственный редактор



Р.Е. Барабанов

Москва


18 февраля 2016 года

ОАЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Ответственный редактор



Р.Е. Барабанов

Москва


18 февраля 2016 года

УДК 159.9

ББК 88

Б 12

Все права защищены. Любое использование материалов сборника полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается

Редакционная коллегия:

Р.Е. Барабанов (отв. редактор), Е.А. Иванова,

С.Е. Чакова, Д.И. Чистовский

Б 12 Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 533 с.

ISBN 978-5-94811-239-8 УДК 159.9

ББК 88

В сборнике собраны материалы ведущих как российских, так и зарубежных специалистов из стран СНГ по проблеме современной психологии и образования. Освещены наиболее важные вопросы, касающиеся психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии, нейропсихологических исследований и когнитивных разработок в психологии и педагогике, определены современные направления медико-социальной и психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, затронуты темы, имеющие отношение к модернизации образования и психологической службы в РФ, психолого-педагогической работе с одаренными детьми с различными видами одаренности, а также обозначена роль современной семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка с позиции современной психологии.



ISBN 978-5-94811-239-8

Электронное издание

МФЮА, 2016



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………..10



«Другой мир – разные дети»: психолого-педагогическая работа с детьми с нарушениями в развитии»
Алимова С.Р., Науменко Д.Э.

СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ …….12



Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А.

Особенности субъективного переживания одиночества у подростков с поведенческими нарушениями ……………….21

Варавина Н.В.

Работа педагога-психолога с детьми с олигофренией умеренной степени в рамках детского дома-интерната .32



Винокурова М.А., Бурыкина М.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНЫХ ЗАМЕЩАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ………………………………...36



Исмаков Т.М.

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………….48



Етумян Е.К., Никандрова Т.С.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ …………..55



Мурашова И.Ю.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………….62



Спиридонова Е.А., Никандрова Т.С.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ………………...73



Ступчик Е.Е.

СОЦИОКУЛЬТУРНО-ИНТЕРДЕТЕРМИНИСТСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАТЕОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………………...78



Тюшкевич С.А., Данилина К.К., Мамохина У.А.

ПРОТОКОЛ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС …………………………………………….87



Трофимчук Е.А.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………95



Трофимчук Е.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………105



Шешукова Н.Н.

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА ………………………………...116



Яковлева Н.В.

ВИДЕОМОДЕЛИРОВАНИЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИМИТАЦИИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ………………………...123



«Инновационные технологии в специальной педагогике и психологии»

Илюшина М.И.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ, АККУМУЛЯЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ РЕСУРСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАБОРА АССОЦИАТИВНЫХ КАРТОЧЕК «КАЛЕЙДОСКОП РОДИТЕЛЬСКИХ РЕСУРСОВ» ……………………….131



Пучкина Е.В., Лейсле С.В.

КУКЛОТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ……………………………..142



Сайфулина Н.А.

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ………………………………………………………….149



«Когнитивные исследования и разработки в психологии и образовании»

Агафьина С.Г.

АЛЕКСИТИМИЯ КАК ФЕНОМЕН КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………………………………….156



Александрова З.А.

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ………………………………………177



Баратова С.С., Мавлянова З.Ф., Шарафова И.А.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ВЫБОР ВИДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………………………...185



Варицкий Ю.А.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА ШУТТЕ ……187



Катунова В.В.

К ПРОБЛЕМАМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА Д. ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ……………198



Кащеева М.А.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ..209



Кащеева М.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «МЫШЛЕНИЕ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ………………………214



Мисоченко М.С.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВНУТРИУТРОБНОЙ ГИПОКСИЕЙ В АНАМНЕЗЕ ……………………….220



Пантелеева Т.В.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ИНТЕРНЕТ-АДДИКТОВ В РАННЫЕЙ ЮНОСТИ ………………………...229



Рыбаков А.О.

КОУЧИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА НАСИЛИЮ И ПРИНУЖДЕНИЮ ……………………...240



Спирина А.А.

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПАМЯТИ И МЕТОДЫ ЕЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ …..247



Фанталова Е.Б.

Самосознание у подростков С НЕРВНО-ПСИХиЧЕСКИМИ Расстройствами …………………………………………………………261



Чупров Л.Ф., Сабанин П.В., Ропотько Н.В.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………...267



Шведовский Е.Ф.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПРИ ЭНДОГЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ПОДРОСТКОВ ……..274


«Кросс-культурная психология и проблемы межгрупповых отношений»
Мантикова А.В.

этнопсихологические особенности ценностно-потребностной сферы личностИ В ПЕРИОД ПУБЕРТАТА ……278



Найдан А.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ МОНГОЛИИ ………………………288



Чистовский Д.И.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИМВОЛОВ, ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………………………..301



«Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Барабанов Р.Е.

РЕЛАКСАЦИОННОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ УЗЕЛКОВ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК …………………………………………………….306



Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В., Фесенко Е.Ю.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАИКАНИЕМ …………………………………………...310



Кривых Ю.С.

Формирование правильного речевого дыхания у детей с УЗЕЛКАМИ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК ……………………………………..317


«Модернизация образования и психологической службы»
Винокурова М.А., Бурыкина М.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНЫХ ЗАМЕЩАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ……………………………….323



Головчанская Л.В.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА …………………………………………….335



Иванова Е.А.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ………………………………...347



Костригин А.А.

О Ценностях заведующих и их образе идеального дошкольника как факторах формирования образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении ………………………………………………………………...357



Кондратьева С.Б.

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДЕ …………...367



Маслаков С.И.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС ВПО И ФГОС ВО (ФГОС 3 ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА …………………………………………………………………….373



Носова А.А., Татаринцева А.Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………………..382



Парфенова Т.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ …………………………………………………………………………………...389


«Психологическая реабилитация: концепция, методы, техники»
Косяева С.В.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ …………………………………………………………………………………...401



Малюкова Н.Г.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ ……………………………………………………………………….412



Шеманов А.Ю.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ……………………………………………………………..420



Яворская С.Л.

ДВУМЯ РУКАМИ. ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА И УЧИТЕЛЯ (ТЕЗИСЫ) ……………………………………………………………………...……………431



Яворская С.Л.

ДВУМЯ РУКАМИ. ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА И УЧИТЕЛЯ (СТАТЬЯ) ……………………………………………………………………...……………433


«Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми и молодежью (с разными видами одаренности и креативности)»
Замахова Е.Д.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ …………………………453

Лыкова Т.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА СТУДЕНТОВ-АКТЕРОВ НА ЭТАПЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ………………...459


Мешкова Н.В.

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ …………………... 471



Пионтковский-Выхватень Б.А.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ ХХ СТ. ……………………………475
«Роль современной семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка»
Комиссаренко Т.И.

НЕЖЕЛАННОСТЬ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ …………………………..488



Молякова О.В.

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА …………..497



Небыкова С.В.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ И РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ: МИФЫ И ФАКТЫ ...503



Сиврикова Н.В.

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СОВРЕМЕННЫХ БАБУШЕК В ЖИЗНИ ВНУКОВ ………………………………………………………………………..512



Хмелькова Е.В.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………………….523



Шведовская А.А.

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСОВ И РИСКОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЯХ НИЗКОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА …………………………………………...529



ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами сборник, который был составлен по итогам работы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи» для привлечения как можно более широкий круга специалистов к изучаемой проблематике. Это связано с тем, что современное развитие психолого-педагогического знания требует эффективных и действенных стратегий развития со стороны научного сообщества.

Исследователь входит в науку, будь то психология или образование, прежде всего, как специалист, а не как «скорая помощь», которая «поставит на рельсы» отраслевой локомотив. Психология и образование должны быть насыщены научно-практическими исследованиями, так как любой специалист – это равноправный член психолого-педагогического сообщества, отвечающий за ту сторону научно-исследовательского процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может. Здесь важны исследования в области психического (интеллектуального, эмоционального, мотивационно-потребностного, коммуникативного и др.) развития, а также в области психологического здоровья детей и молодежи.

В данном сборнике отражены разные стороны работы врачей, педагогов, психологов, связанные с проведением психологической диагностики, коррекции, реабилитации детей и подростков с различными особенностями.



Барабанов Р.Е.

Секретарь оргкомитета конференции,

преподаватель кафедры психологии

гуманитарного факультета МФЮА

«Другой мир – разные дети»: психолого-педагогическая работа с детьми с нарушениями в развитии»



СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

С.Р. Алимова, магистрант кафедры специального (дефектологического) образования

Д.Э. Науменко, преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»


Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы оказания психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития. Выделяются принципы оказания данной помощи.

Ключевые слова: дети с множественными нарушениями развития, самообслуживание, психолого-педагогическая помощь.
Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями представляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики. До недавнего времени в нашей стране многим из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми.

Условно переломным моментом в сложившейся ситуации является новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая подчеркивает гарантию на получение образования всех детей, включая и детей с множественными нарушениями в развитии. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» подтвердил возможность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам. Помимо этого, ключевой датой становится 1 сентября 2016 года – момент вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями. Названные стандарты предусматривают получение детьми с множественными нарушениями в развитии так называемого «не цензового образования» по условному варианту Д концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Множественные нарушения в развитии представляют собой сочетания двух и более первичных нарушений психофизического развития, т.е. нарушений, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психических, сенсорных, двигательных функции в разнообразном проявлении и в различной степени. Проблемы диагностики, развития, обучения и адаптации детей с такими нарушениями являются острыми не только для отечественной науки, но и активно обсуждаются в иностранных научных кругах.

Термин «множественные нарушения» традиционно использовался в отечественной специальной педагогике для обозначения сочетания трех и более выраженных нарушений развития. В настоящее время его использование чаше всего связывается со случаями патологии генетического происхождения, тяжелых органических нарушений ЦНС, при которых сочетаются сенсорные, интеллектуальные, двигательные нарушения, выраженные в разной степени. Этот термин «множественное нарушение» используется и для обозначения сочетания двух первичных нарушений, являясь синонимом термина «сложное нарушение».



Головчиц Л.А., разрабатывая систему коррекционной помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями, одним из которых являются недостатки слухового восприятия, доказала необходимость разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ, как важнейшего условия реализации личностно-ориентированного подхода. Предложенная автором система коррекционной помощи может быть реализована в дошкольном образовательном учреждении при наличии специально подготовленных кадров, наличии комплекса здоровьесберегающих условий и активном включении в работу родителей детей с ОВЗ [2, С.32].

В свою очередь Константинова И.С. предполагает, что в рамках психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития целесообразно использовать нейропсихологический подход. Он базируется на концепциях А.Р. Лурии о связях между функционированием и строением нервной системы и познавательными функциями [4, С.24]

Шалаурова Е.В. указывает, что у детей с множественными нарушениями недоразвитие познавательной деятельности является следствием грубых изменений биоэлектрической активности коры головного мозга. При этом у детей преобладают нарушения нервной системы, нарушения зрительного анализатора и опорно-двигательной системы, которые патологически влияют друг на друга, отягощая уже имеющиеся нарушения развития. Проведенное автором исследование показывает, что по уровню развития всех систем организма, дети названной группы условно соответствуют возрасту одного года возрастной нормы развития [8, С.17].

Проведенное Сошниковой Н.Г. исследование показывает, что подавляющее большинство глухих и слабослышащих детей со сложной структурой дефекта страдают нарушениями интеллекта от ЗПР до легкой степени умственной отсталости. По частоте распространенности нарушений среди данной категории детей ведущие места занимают двигательные нарушения и недостатки зрительного анализатора [6, С.13].

Козырева В.П. указывает, что дети с множественными нарушениями развития дошкольного и школьного возраста используют разнообразные варианты коммуникации вне зависимости от уровня своей познавательной активности. В проведенном исследовании автор выделила наиболее специфические трудности, которые затрудняют развитие коммуникации у детей названной категории, такие как несформированность форм общения, свойственных возрастному этапу развития, общее недоразвитие отдельных компонентов общения, недостаточное использование педагогами инновационных технологий [3, С.23].

Изучая особенности познавательной деятельности детей с множественной психомоторной патологией развития, Шалаурова Е.В., Соловьёв А.Г. и Бочарова Е.А. пришли к выводу, что в большинстве случаев при сохранных анализаторах нарушение функции восприятия происходит у таких детей за счет несформированности блока переработки сенсорной информации. В результате этого у детей наблюдаются низкая двигательная активность, а также ограниченный набор речевых и эмоциональных реакций. Проведенное авторами исследование высших психических функций позволило выделить ведущей дефект, которым являлось нарушение восприятия, далее по степени выраженности следовали нарушения поведения и интеллекта [9, С. 90].

Примечателен опыт Шалауровой Е.В., Соловьёва А.Г. и Бочаровой Е.А. по коррекции познавательной деятельности детей с множественными нарушениями в развитии. В коррекционной работе с детьми, страдающими множественной психомоторной патологией развития на фоне тяжелого нарушения интеллекта, авторы выделили несколько ключевых аспектов. Абилитационные мероприятия включали в себя выявление предпочтений и особенностей поведения, создание режима дня с учетом психофизических особенностей детей, введение прогулок, посещение сенсорной комнаты, музыкального зала, участие в детских развлекательных мероприятиях не только как зрители, но и как участники. Авторы подчеркивают, что важным компонентом успешной абилитации является привлечение родителей для участия в проводимых мероприятиях [9, С. 90].

Мамаевой А.В. и Шевченко А.В. была разработана программа для детей с множественными нарушениями в развитии. Она рассчитана на 1 год и включает в себя 70 занятий, а её целью является развитие понимания различных по сложности текстовых сообщений у детей младшего школьного возраста. Содержательный компонент программы, предложенной авторами, включает в себя три этапа:

1. Развитие понимания коротких сюжетов.

2. Развитие понимания простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей.

3. Развитие понимания сказок, содержащих несколько повторяющихся сюжетных элементов [5, С. 66].

Среди зарубежного опыта примечательна деятельность старейшего в США учебного заведения для слепых – Школы Перкинса. В настоящее время данное заведение в частности специализируется на оказании помощи слепоглухим детям и детям с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Как указывает Хайдт К. с соавторами, первоочередной задачей педагогов школы является разработка подхода к обучению, позволяющего детям усваивать материал, опираясь на уже имеющийся у них практический опыт. Авторы подчеркивают, что наиболее эффективно обучение проходит в естественной среде, при этом наиболее адекватный подход подразумевает совмещение обучения навыкам в естественной среде с уроками и занятиями, входящими в общий учебный план [7, С. 68].

Заслуживает пристального внимания модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с множественными нарушениями в развитии, реализуемая на базе государственного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» (ЦПМССДиП) города Москвы. Описанная модель успешно функционирует с 2006 года, а реализуется в условиях групп кратковременного пребывания [1, С. 8].

Как указывают авторы методики, наиболее эффективной формой обучения являются групповые занятия, которые в определенной мере воспроизводят традиционную классно-урочную систему. Ученики объединены для занятий в стабильные классы по семь-восемь человек на достаточно большой период времени. При этом в первые два года работы учебный день длится 3 часа, продолжительность занятий варьируется от 15 до 20 минут, перерывы между ними составляют 20–30 минут. В дальнейшем учебный день длится 4,5 часа. Продолжительность самих занятий варьируется от 45 минут до получаса, а перемены длятся 10–20 минут [1, С. 38].

В качестве результатов обучения детей с множественными нарушениями в развитии в названном центре Артамоненкова С.И. с соавторами выделяет появление у воспитанников реакций на различные стимулы, возникновение заинтересованности в сенсорном восприятии окружающего мира, формирование положительных эмоциональных реакций, развитие коммуникативных навыков, формирование манипулятивных движений и конкретных операций с предметами [1, С. 66].

Исходя из существующих наработок в области развития и формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями, были выдвинуты принципы, на основании которых должна строиться названная работа. Реализация условий формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями в развитии возможна при соблюдении ряда принципов:

1. Принцип совместной деятельности подразумевает, что обучение детей происходит исключительно совместно с взрослым и под его контролем.

2. Принцип связи с жизнью – все формируемые умения и навыки должны носить прикладной характер и быть связанными с повседневной жизнью и конкретными ситуациями.

3. Принцип опоры на ранее усвоенные знания и умения. Развитие и углубление имеющихся у детей навыков происходит на основе уже имеющегося опыта.

4. Принцип опоры на ведущую деятельность и сохранные сенсорные функции подразумевает, что формирование навыков самообслуживания идет с опорой на ведущий вид деятельности ребенка, основывается на неповрежденных или менее поврежденных системах организма.

5. Принцип деятельностного подхода предусматривает развитие ребенка с активным привлечением средств музыки, изобразительного искусства, театрализованных представлений, танцевальных элементов и прочего.

6. Принцип системности определяет постоянство и регламентированность коррекционно-воспитательного процесса.

7. Принцип тесной взаимосвязи с семьей подразумевает активное включение родителей или лиц, которые их заменяют, в формирование навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями.

Таким образом, сложная структура нарушения предполагает поиск новых путей и средств для достижения наибольшего эффекта в контексте психолого-педагогической помощи детям. Положение осложняется тем, что выделение какой-либо одной методики при работе с названной категорией детей невозможно в принципе. Но при этом существуют единые принципы работы, которых необходимо придерживаться при формировании навыков самообслуживания. Они, в свою очередь, являются одной из базовых предпосылок дальнейшего развития и наиболее успешной социальной адаптации.
Abstract. The article discusses the theoretical issues of providing psychological and educational assistance for the formation of self-help skills in children with multiple disabilities. Principles of assistance identified.

Keywords: children with multiple disabilities, self-service, psychological and pedagogical support.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27