Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования




Скачать 345.54 Kb.
Дата08.07.2017
Размер345.54 Kb.
Областная Ярмарка инноваций в образовании (ЛОИРО)

Тема: Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования

Номинация: Оценка достижения планируемых результатов образования

Тема: Модель портфолио студента педагогического колледжа по психологии



Мартиросян Е.Е. – преподаватель психологии, методист

Гатчинского педагогического колледжа имени К.Д.Ушинского

Система оценки результатов среднего профессионального педагогического образования как средство реализации ФГОС СПО

В соответствии с требованиями ФГОС СПО в колледже применяется единая система оценки, определяющая уровень профессиональной подготовки выпускников колледжа.



Концептуальные подходы к системе оценки:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка уровня овладения профессиональными видами деятельности, общими и профессиональными компетенциями; оценка личностных, предметных, метапредметных результатов образования);

- использование планируемых результатов освоения ОПОП в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания учебных дисциплин, модулей, МДК на основе компетентостного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, проявляющихся в способности к выполнению учебно-профессиональных задач;

- оценка динамики образовательных достижений студентов;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качественного профессионального образования;

- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации студентов;

- уровневый подход к определению планируемых результатов;

- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений («Портфолио студента колледжа»);

- использование наряду с традиционными современных форм оценки (проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.).



Цели системы оценки.

  1. Фиксировать цели оценочной деятельности как ожидаемые результаты (ориентировать студента на достижение результата, обеспечить комплексный поход к оценке и возможность регулирования системы образования в соответствии с результатами).

  2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов.

  3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

  4. Определить функции контроля и оценки: воспитательная, ориентировочная, управленческая, корректировочная.


Краткое описание разработанной системы оценивания

Инновации в формах и методах оценивания:

- приоритетность в диагностике заданий продуктивного уровня;

- необходимость диагностических работ на определение уровня сформированности ОК и ПК, личностного развития;

- введение портфолио в качестве папки личных достижений, использование различных форм презентации портфолио в течение всего периода обучения.

Технология оценивания образовательных достижений:


  1. Что оценивать? (ОК, ПК)

  2. Как оценивать? (совместное оценивание студентом и преподавателем)

  3. Где накапливать результаты? (сводные ведомости, портфолио)

  4. Критерии оценки? (3 уровня: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный)

Для определения уровня освоения предметных результатов проводятся промежуточные и итоговые проверочные работы по учебным дисциплинам, МДК и модулям в форме контрольных работ, КДР, тестов, срезов, зачетов и др. Применяется традиционная 5-бальная система оценивания и/или рейтинговая.



Личностные результаты выпускников не подлежат итоговой оценке, однако их фиксациявозможна на основе самооценки студента, внешних суждений специалистов, представленных материалов Портфолио. Оценка личностных результатов студентов выявляет динамику личностного развития, отражает эффективность учебно-воспитательного процесса колледжа.Личностные достижения демонстрируются в ходе презентации Портфолио.

Оценка сформированности ОК и ПК определяется в процессе: промежуточной аттестации по итогам сдачи экзаменов и прохождения практики.

Итоговая оценка выпускника колледжа формируется на основе накопленной оценки по всем предметам, по результатам представленного Портфолио, результатам защиты ДР.

Решение об уровне освоения ОПОП принимается педагогическим советом колледжа, ГАК. Здесь же утверждается характеристика выпускника. Все выводы и оценки, включенные в характеристику, должны быть подтверждены материалами «Портфолио выпускника колледжа».



«Портфолио выпускника колледжа» - средство оценки способности и готовности студента к профессиональной деятельности, оценки его компетентности. Оно позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений студента, предполагает активное вовлечение студентов в оценочную деятельность (лист самооценки) для формирования навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, освоения эффективными средствами управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, быть готовым к самостоятельным поступкам, действиям, принятию ответственности за их результаты.

Структура «Портфолио выпускника колледжа»

Раздел 1. О себе.

Раздел 2. Мои достижения (личностные, творческие, профессиональные). Дипломы и грамоты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах, соревнованиях.

Раздел 3. Рабочие материалы (по учебным дисциплинам, модулям, МДК) Лучшие теоретические и практические работы, проекты…



Критерии оценивания:

- соответствие достигнутых результатов требованиям к результатам освоения ФГОС СПО;

- динамика результатов предметной обученности и профессиональной компетентности.

Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на стимулирование учебно-профессиональной деятельности студента.



Анализ портфолио студентов

по учебным дисциплинам и модулям в ГПК

На основе анализа портфолио студентов, представленных в колледже на выставке (сентябре 2013 год), требуется разработка общих рекомендаций к портфолио для его представления в обобщенном виде в ходе итоговой аттестации, поступлении в ВУЗ по специальности.



Рекомендации по созданию портфолио

Портфолио должно:

- иллюстрировать достижения по всем видам деятельности, которыми необходимо владеть по специальности в соответствии с ФГОС СПО;

- быть не большим по объему,

- включать в себя материалы в 3-х разделах: О себе. Мои достижения. Рабочие материалы.

Структура портфолио

Обязательные составляющие:

- титульный лист (оформляется в соответствии с требованиями в колледже, без точек),

- содержание (3 раздела: О себе. Мои достижения. Рабочие материалы; отражающие логику науки, учебной дисциплины, модуля),

- выписка из КТП преподавателя и задания для учебной практики с отчетом о выполнении по дисциплине, МДК, модулю,

- требования к результатам освоения ОПОП (перечень ОК и ПК),

- оценочный лист (формы прилагаются).

- критерии оценки.

Может иметь место:

- информация о студенте (самопрезентация на 1 лист),

- сертификаты, дипломы и т.п.,

- наиболее удачные теоретические и творческие работы (диски, опорные конспекты, рабочие тетради, контрольные работы студентов, словарь терминов, кластеры, статьи, проекты, фотоотчеты, конспекты занятий, уроков показательных, пробных и др.).



В ходе составления рекомендаций использовалась литература:

  1. ФГОС СПО – 2009.

  2. Максименко Н.В. Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС НОО//Начальная школа.- №5. – 2013. – С.60-65.

  3. Ярочкина Г.В. Портфолио - портфель достижения студента. – М., 2011.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского»

ПОРТФОЛИО

практических работ

студента по психологии

ФИО студента:____________________________

Курс II, группа 221

Специальность 050141 – Физическая культура

Преподаватель: Мартиросян Елена Евгеньевна

2013-2014

Содержание

Введение


О себе

  1. Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры

  2. Планирование курса психологии

  3. Задания для самостоятельной работы

  4. Структура портфолио:

- рабочие тетради, самостоятельные и контрольные работы, кластеры, творческие работы, сводные таблицы:

- разработка конспектов развивающих занятий (по выбору по темам: внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение);

- схема анализа занятия (урока), анализ урока (внеклассного занятия);

- исследование свойств личности, план характеристики на ученика, характеристика на ученика;

- словарь основных понятий, схема логики психологии через основные понятия науки;

- лист достижений.



  1. Вопросы и задания к экзамену

Введение

Уважаемый студент! Изучая новую науку, Вы узнаете, что такое психология, что она исследует и чем занимается. Мы постараемся увидеть прикладной характер науки. Изучая темы «Деятельность и познавательные психические процессы», «Личность и психические свойства личности», «Школьная психология» начинаем исследовать свои и школьников психические процессы и свойства личности, устанавливать соответствие уровня развития детей с возрастными нормами.

Изучая темы «Психология учителя ФК», «Психология школьника как субъекта учебной деятельности», «Психология спортивного совершенствования», начнем исследовать проблемы психологии физического воспитания и спорта на практике.

Успехов Вам в изучении психологии!



Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры (ОК и ПК)

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2.1. Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий
по программам дополнительного образования в области физической
культуры.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.



5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического
воспитания.

ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Планирование курса общей психологии

Темы

Психология как наука. Из истории развития.


Психика и мозг.


Деятельность и познавательные психические процессы.


Личность и психические свойства личности.


Сроки

Сентябрь-октябрь

Октябрь-ноябрь

Ноябрь-февраль

Март-май

Творческие работы

Кластер по теме

Примеры применения МНИ в науке.

Сообщение «Современные направления психологии»

Словарь


Кластер по теме.

Проект «Стадии развития психики».

Словарь


Кластер по теме

Словарь


Кластер по теме.

Программа саморазвития.

Структура моего характера.

Словарь


Задания для учебной практики

Опрос: Что знают школьники о науке психологии? Рассказ о психологии.





Наблюдение и анализ занятия. Структура деятельности.

Составление плана-конспекта и проведение занятия по организации какого-либо вида деятельности.

Составление плана-конспекта и проведение развивающего занятия.


Изучить личностные особенности школьника. Написать характеристику на ребенка.

Форма аттестации

Экзамен (устный, защита портфолио)

Лист достижений

Темы

Психология как наука. Из истории развития.


Психика и мозг.


Деятельность и познавательные психические процессы.

Личность и психические свойства личности.


Сроки

Сентябрь-октябрь

Октябрь-ноябрь

Ноябрь-февраль

Март-май

Представленные материалы













Самооцен

ка














Оценка













Экзамен













Вопросы и задания на экзамен

Билеты: 1) теоретический вопрос,

2) представление портфолио с практическим заданием.

Теоретические вопросы по психологии

к билетам экзамена


  1. Психология как наука.

  2. Из истории развития психологии.

  3. Методы научного исследования в психологии.

  4. Место психологии в системе наук.

  5. Структура современной психологии (отрасли).

  6. Общее понятие о психике. Стадии развития психики.

  7. Сознание и бессознательное.

  8. Нервная система как физиологическая основа психики. Строение, функции.

  9. Нервная система как физиологическая основа психики. Работа нервной системы.

  10. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.

  11. Виды деятельности.

  12. Уровни деятельности.

  13. Психологическая характеристика деятельности.

  14. Внимание как познавательный психический процесс.

  15. Восприятие как познавательный психический процесс.

  16. Память как познавательный психический процесс.

  17. Речь как познавательный психический процесс.

  18. Мышление как познавательный психический процесс.

  19. Воображение как познавательный психический процесс.

  20. Эмоции как познавательный психический процесс.

  21. Воля как познавательный психический процесс.

  22. Понятие о личности. Характеристики и структура личности.

  23. Личность как самоуправляемая система. Образ Я. Структура, виды, этапы становления.

  24. Развитие личности (факторы, фазы, периоды).

  25. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент.

  26. Индивидуально-психологические свойства личности. Характер.

  27. Индивидуально-психологические свойства личности. Способности

Примерные практические задания к экзамену

Представление портфолио:

- структура портфолио,

- наиболее интересные работы с Вашей точки зрения…



  1. Представьте портфолио и его структуру.

  2. Как изучить темперамент человека?

Что такое «темперамент»? Какие методы и методики позволяют изучить темперамент? Расскажите о своем темпераменте.

  1. Как изучить характер человека?

Что такое «характер»? Какие методы и методики позволяют изучить характер? Представьте структуру своего характера.

  1. Как изучить способности человека?

Что такое «способности»? Какими методами и методиками их можно исследовать? Расскажите о своих общих и специальных способностях.

  1. Представьте выполненные практические и творческие работы по психологии. Покажите их назначение?

  2. Как изучить уровень развития познавательных психических процессов?

Что такое «познавательный психический процесс»?

Какие знаете познавательные психические процессы?

С помощью чего их можно изучить?

Приведите примеры из портфолио. Какие методы и методики использовали? Как обработали и представили результат?



  1. Как подготовить и провести развивающее занятие?

Что значит «развивающее занятие»?

Что и с помощью чего можно развивать?

Приведите пример из портфолио: как подготовить и провести развивающее занятие.


  1. Как оформить конспект развивающего занятия?

Что значит «развивающее занятие»?

Что и с помощью чего можно развивать?

Приведите пример из портфолио: как оформляется конспект развивающего занятия.


  1. Как изучить индивидуальные особенности ребенка?

Что относится к индивидуальным особенностям человека?

С помощью чего их можно изучить?

Приведите пример из портфолио.


  1. Составьте и проанализируйте характеристику ребенка.

Что значит «проанализировать»? От какого слова происходит это понятие? С какой психической функцией оно связано?

  1. Спланируйте деятельность ребенка или группы детей (вид деятельности по выбору). Выделите структурные компоненты деятельности.

Что такое «деятельность»? Ее структура? Какой бывает деятельность?

  1. Представьте программу саморазвития.

Что такое «образ Я»? Каким он бывает? Как сих помощью составить программу саморазвития?

Приведите пример из портфолио.



  1. Соотнесите понятия «методы научного исследования», «методы обучения (воспитания)».

Что такое «метод научного исследования»?

Какие методы научного исследования использовали на практике? Для чего? Как? Приведите примеры из портфолио.



  1. Соотнесите понятия (покажите графически): психология, личность, психика, деятельность, психические процессы, субъективность, психические состояния, память, психические свойства личности, внимание, характер, эмоции, способности. Дополните схему.

  2. В чем видите назначение психологии как науки в подготовке учителя физической культуры? Какие новые и необходимые знания, умения, опыт приобрели за время изучения данного учебного курса?

  3. Определите основные понятия общей психологии.

Какие проблемы изучает общая психология?

  1. Покажите связь теории с практикой. Раскройте один из вопросов программы по выбору, используя материалы Вашего портфолио.

  2. Проведите самоанализ Ваших профессиональных компетенций.

Что такое «компетенции»? Какими они бывают?

Каким может быть уровень освоения компетенций?

Какие общие и профессиональные компетенции формировались в процессе изучения курса психологии? Определите уровень их сформированности. Докажите примерами из портфолио.


  1. Проанализируйте конспект занятия. Выделите критерии для анализа.

  2. Психологические задачи.

  1. Сравните темперамент и характер как психические свойства личности.

В характеристике школьницы выделите черты, указывающие на характер, и черты, указывающие на темперамент.

Нина Н., ученица 8 класса, трудно справляется с хлопотливой на первых порах жизнью в школе-интернате. Под влиянием неудач она быстро опускает руки. Нина хорошо поет и танцует и поэтому стремится участвовать в концертах художественной самодеятельности. На репетициях, когда что-нибудь не получается, у нее резко меняется настроение, она может расплакаться. Нина довольно мнительна и болезненно переживает несправедливость. В такие минуты она уходит в себя. Очень тяжело переживает наказания.



Схема плана - конспекта урока (занятия)

Конспект открытого урока по ___________________________ (указать предмет), проведенного (когда, кем, где) _____________________________________________

Тема:

Тип урока (по цели):



Цель:

Задачи:


Ожидаемый результат: (предметный, метапредметный, личностный)

Оборудование:

Цель наблюдения:

Ход урока.



Структура и содержание урока.

Деятельность учителя и учащихся



Анализ урока

  1. Организация урока. Мотивация.







  1. Основная часть







  1. Заключительная часть. Рефлексия.







Выводы


Задания:

План характеристики на ученика

  1. Биографические данные.

  1. ФИО,

  2. пол,

  3. возраст (полных лет),

  4. семья

  1. Индивидуальные особенности.

  1. темперамент,

  2. характер,

  3. способности,

  4. эмоционально-волевая сфера личности,

  5. интересы, направленность личности.

  1. Пожелания и рекомендации.

Например.

Иванова Ольга Ивановна, ж, 8 лет. Живет в полной семье, благополучной, есть младший брат. Ольга подвижная, эмоциональная, несдержанная (холерик). Общие способности развиты на среднем уровне. Успевает в основном на «4» и «5». На учебные занятия ходит с удовольствием, но не всегда внимательна и усидчива. Много читает. Любит литературное чтение, физкультуру, окружающий мир. Увлекается спортом: легкой атлетикой, лыжами. Показывает хорошие результаты. По отношению к сверстникам внимательна, скромна, доброжелательна. В деятельности дисциплинирована, исполнительна, старательна, но не всегда доводит работу до качественного конца. Всегда откликается на просьбы.

Рекомендуется при выполнении деятельности планировать этапы работы и сроки их выполнения, отчитываться о достижении цели (можно родителям, учителю или вести дневник)

Протокол психологического исследования ребенка

КОД ________

ФИО______________________________________________________________

Возраст____________

Пол (м\ж)__________

Цель исследования:

Метод исследования:

Методика исследования:

Условия проведения:

Результат:

Рекомендации:

Приложение (бланк ответов, творческие работы, анкеты испытуемых и т.п.)



Конспект развивающего занятия

Тема:


Цель (ожидаемый результат):

Оборудование:

Ход занятия.


  1. Организация класса.



  1. Система игр и упражнений (с целью).



  1. Итоги.

Выводы и рекомендации.

Словарь основных понятий в общей психологии

Психология -

Наука

Субъективность



Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Методы научного исследования

Категориальный аппарат

Психика


Сенсорный

Перцептивный

Интеллект

Сознание


Инстинкт

Навык


Интериоризация

Экстериоризация

Рефлекс

Нервы


Нервы центростремительные

Нервы центробежные

Возбуждение

Торможение

Нейрон

Деятельность



Цель

Мотив


Средства

Действия


Операция

Психофизиологические функции

Внимание

Ощущение


Восприятие

Память


Речь

Мышление


Воображение

Личность


Фазы развития

Периоды развития

Образ Я

Темперамент



Характер

Способности

Эмоции

Чувства


Воля

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



«Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского»

ПОРТФОЛИО

практических работ

студента по возрастной психологии

ФИО студента:____________________________

Курс II, группа 231

Специальность 050141 – Физическая культура

Преподаватель: Мартиросян Елена Евгеньевна

2013-2014



Планирование курса возрастной психологии

Темы

Возрастная психология как наука. Из истории развития.


Развитие в онтогенезе

Дошкольная психология



Развитие в онтогенезе

Школьная психология



Сроки

Сентябрь-

Октябрь-

Ноябрь-декабрь

Творческие работы

Словарь

Эссе «Понимание «развития» в зарубежной и отечественной психологии».



Таблица

Словарь


Проект «Мое развитие в онтогенезе».


Таблица

Словарь


Задания для учебной практики




Создание программы изучения уровня готовности ребенка к школе

Наблюдение и анализ урока «Учет возраста на УФК». Составление плана-конспекта и проведение урока с учетом возраста.

Форма аттестации

Защита портфолио

Задания для самостоятельной работы по возрастной психологии

Литература:

Мухина В.С.Возрастная психология.- М., 2010.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.



    1. Заполните сводную таблицу в тетради:



Название возраста, границы

Кризис

Особенности физического развития

Особенности психического развития

Особенности формирования личности

ССР

ВВД

Новообразование

Новорожденность



















Младенчество



















Раннее детство



















Дошкольный в-т



















Младший школьный



















Подростковый



















Ранняя юность



















2.Определите основные понятия ВП
Развитие

Возраст


Кризисный период

Сензитивный период

Социальная ситуация развития

Ведущий вид деятельности

Новообразование

Онтогенез

Филогенез

Лонгитюдное исследование



    1. Эссе по теориям развития на тему «Понимание «развития» в зарубежной и отечественной психологии».

    2. Творческая работа «Мое развитие в онтогенезе».

    3. Наблюдение в школе.

Определите, с помощью каких методов научного исследования можно изучить возрастные особенности школьников? Вспомните правила их использования.

Понаблюдайте за школьниками в учебно-воспитательном процессе. Запишите в Дневник наблюдения их характерные особенности личности и психики, определите их соответствие возрастным нормам.



    1. Составьте картотеку игр на коррекцию поведения трудных школьников (тревожных и агрессивных).

    2. Создайте творческие задания на обобщение материала по разным разделам ВП.



  1. Лист достижений



Темы

Введение. Возрастная психология как наука. Теории развития.

Развитие в онтогенезе. Дошкольная психология

Развитие в онтогенезе. Школьная психология

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь - декабрь

Представленные материалы










Самооцен

ка











Оценка










Экзамен










ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



«Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского»

ПОРТФОЛИО

студента по психологии спорта

ФИО студента:____________________________

Группа______________

Преподаватель:____________________________

2013

Планирование курса психологии спорта

Темы

Психология ФВ и спорта как отрасль психологии. Из истории ее развития.


Психология учителя ФК

Психология школьника как субъекта учебной деятельности.

Психология спортивного совершенствования

Разделы

Введение

Психология личности в условиях ФВ и спорта

Психология спортивной деятельности

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-декабрь

Февраль-май

Творческие работы

Словарь основных понятий

Таблица по «Очерку развития психологии спорта» А.Ц.Пуни



Проект «Модель современного учителя ФК»

Проекты

«Учет половозрастных особенностей на УФК»

«Учет индивидуальных особенностей на УФК»

«Управление психическими функциями на УФК (внимание, восприятие, память, мышление и речь, воображение)»

«Факторы активизации школьника на УФК»


Сводная таблица «Психологическая характеристика физических качеств»

Фрагменты из конспектов по их развитию



Проекты

Сборник методик

«Методы диагностики и отбора в спорте»

Памятка «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям»

Основы аутогенной тренировки

Психологические основы спортивного совершенствования (описание опыта)

Изучение особенностей спортивной группы. Основные проблемы психологии воспитания»


Задания для учебной практики

Рассказ в школе о людях, внесших вклад в развитие спорта

Наблюдение за учителями ФК в современной школе

Наблюдение и анализ урока ФК (конспект)



Наблюдение в школе УФК для создания проектов

Форма аттестации

Экзамен государственный

Лист достижений

Темы

Психология ФВ и спорта как отрасль психологии. Из истории ее развития.


Психология учителя ФК

Психология школьника как субъекта учебной деятельности.

Психология спортивного совершенствования

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь - декабрь

Февраль-май

Представленные материалы













Самооцен

ка














Оценка













Экзамен













Вопросы и задания на экзамен

Билеты: 1) теоретический вопрос,



2) практическое задание.

Программа по психологии

  1. Психология как наука. Из истории развития психологии.

  2. Методы научного исследования в психологии.

  3. Общее понятие о психике. Стадии развития психики. Сознание и бессознательное.

  4. Нервная система как физиологическая основа психики. Строение, функции, работа.

  5. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Виды деятельности. Уровни деятельности. Психологическая характеристика деятельности.

  6. Внимание как познавательный психический процесс. Управление вниманием на УФК.

  7. Восприятие как познавательный психический процесс. Организация восприятия на УФК.

  8. Память как познавательный психический процесс. Управление памятью на УФК.

  9. Речь как познавательный психический процесс. Система понятий на УФК.

  10. Мышление как познавательный психический процесс. Развитие мышления на УФК.

  11. Воображение как познавательный психический процесс. Роль представлений на УФК.

  12. Эмоции как познавательный психический процесс.

  13. Воля как познавательный психический процесс.

  14. Понятие о личности. Периоды изучения личности в психологии. Характеристики и структура личности. Развитие личности (факторы, фазы, периоды.

  15. Личность как самоуправляемая система. Образ Я. Структура, виды, этапы становления.

  16. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент.

  17. Индивидуально-психологические свойства личности. Характер.

  18. Индивидуально-психологические свойства личности. Способности.

  19. Возрастная психология как наука. Из истории развития.

  20. Младший школьный возраст. Особенности физического, психического развития и формирования личности.

  21. Подростковый возраст. Особенности физического, психического развития и формирования личности.

  22. Ранняя юность. Особенности физического, психического развития и формирования личности.

  23. Психология физического воспитания и спорта. Ее предмет и задачи. Из истории возникновения и развития.

  24. Ученик как субъект учебной деятельности. Учет индивидуальных

  25. половозрастных особенностей на уроке физической культуры.

  26. Факторы активизации школьников на уроках физической культуры.

  27. Психологическая характеристика физических качеств.

  28. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Вопросы теоретические

  1. Психология как наука. Из истории ее возникновения и развития.

  2. Общее понятие о психике. Стадии ее развития. Отличие психики человека от психики животных.

  3. Нервная система как физиологическая основа психики. Ее строение, функции, работа.

  4. Общее понятие о личности. Характеристика, структура. Периоды изучения в психологии. Развитие личности (факторы, фазы, периоды).

  5. Общее понятие о деятельности. Структура. Уровни. Виды. Психологическая характеристика.

  6. Возрастная психология как наука. Из истории развития.

  7. Младший школьный возраст. Особенности физического, психического развития и формирования личности.

  8. Подростковый возраст. Особенности физического, психического развития и формирования личности.

  9. Ранняя юность. Особенности физического, психического развития и формирования личности.

  10. Психология физического воспитания и спорта. Ее предмет и задачи. Из истории возникновения и развития.

  11. Ученик как субъект учебной деятельности. Учет индивидуальных особенностей на уроке физической культуры.

  12. Ученик как субъект учебной деятельности. Учет возрастных особенностей на уроке физической культуры.

  13. Ученик как субъект учебной деятельности. Факторы активизации школьников на уроках физической культуры.

  14. Психологическая характеристика физических качеств.

  15. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Вопросы практико-ориентированные

  1. Прочитай конспект урока. Что и как развивал учитель ФК на этом уроке? (4)

  2. Эмоциональная сфера школьника как субъекта учебной деятельности на уроке физической культуры. Сегодня актуальна проблема мотивации школьников к учению на УФК. Разработайте проект по решению проблемы.

  3. Психология учителя физической культуры. Чем определяются требования к личности учителя на современном этапе? Какими компетенциями должен обладать учитель ФК?

  4. Общее понятие о темпераменте. Прочитайте характеристику ребенка. Определите темперамент. Как учитывать этот темперамент на уроке физической культуры? (4)

  5. Общее понятие о способностях. Отберите методы и методики, с помощью которых можно выявить способности ребенка на уроке физической культуры. Предложите проект - фрагмент урока по работе со способными детьми на УФК, Что делать с неспособным ребенком на уроке?

  6. В классе проблема: нет желания учиться (много пропускают занятий, конфликтуют с преподавателями). Убедите в необходимости учиться, посещать УФК.

  7. Общее понятие о воображении. Расскажите о роле представлений в управлении движениями.

  8. Формирование коллектива и воспитание в нем школьников на уроке физической культуры.

В классе проблема: дети не умеют общаться друг с другом. Создайте проект: сформулируйте воспитательную цель, укажите систему занятий по решению проблемы, разработайте план-конспект одного из них.

  1. Общее понятие о воле. Волевая сфера школьника как субъекта учебной деятельности на уроке физической культуры.

Создайте проект по организации и проведению мероприятий по формированию воли у школьников.

  1. Методы научного исследования. Возможности их использования учителем физической культуры для изучения личности школьников.

Что должен уметь изучить учитель ФК? Отберите методы и методики для решения данной задачи.

  1. Общее понятие о характере. Формирование черт характера на уроке физической культуры.

Прочитайте характеристику ребенка. Какими чертами характера он обладает? На какие из них следует опираться учителю, а с какими – бороться? Создайте проект для коррекции черт характера.

  1. С какими «трудными детьми» встретились в период преддипломной практики? Назовите правила взаимодействия с ними?

  2. Разработайте план-конспект развивающего занятия. Определите ожидаемый результат.

Критерии самооценки
Критерии устного ответа

    1. Полнота

    2. Правильность

    3. Самостоятельность

    4. Осознанность

    5. Практическое использование, умение привести примеры

Распиши самостоятельно эти критерии для пятибальной системы:

«5» -

«4» -


«3» -

«2» -


«1» -

Оценка профессиональных компетенций

Показатели выраженности умения:

3 - ярко выражен, проявляется в самостоятельной творческой (практической) деятельности, соответствует продуктивному уровню деятельности;

2 - выражен показатель в деятельности, выполненной самостоятельно по образцу, соответствует репродуктивному уровню;

1 - слабо выражен, проявляется в совместной деятельности с другими, соответствует ознакомительному уровню.