Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Современная историография миссионерской деятельности Русской православной церкви в Западной Сибири»




Дата18.01.2017
Размер92.2 Kb.
Векшина Н.М.

«Современная историография миссионерской деятельности Русской православной церкви в Западной Сибири».

В настоящее время интерес к разностороннему исследованию учеными сибирского и дальневосточного регионов невероятно возрос. Это можно объяснить как экономическими, так и политическими обстоятельствами. Изучение истории Сибири тесно связано с изучением миссионерской деятельности Русской православной церкви (РПЦ). Сотрудничество государства и церкви в цивилизационном освоении Сибири было особенно плотным во второй половине XIX в. – времени расцвета миссионерской деятельности РПЦ.

Миссионерству как части геополитики государства посвящена диссертация московского ученого М.П. Свищева «Миссионерская деятельность в контексте геополитики»1. Исследователь формулирует вывод о том, что суть геополитики главным образом связана с идеей контроля над пространством. На ранних стадиях под контролем над пространством подразумевалось военное подчинение сопредельных территорий, но в настоящее время ясно, что это не единственная его форма. Контроль над пространством также включает в себя следующие формы: политический, цивилизационный, коммуникационный, демографический, информационный. В связи с этим автор предлагает рассматривать миссионерство как одно из средств распространения цивилизационного контроля над пространством. Говоря о закономерности взаимодействия геополитики и миссионерской деятельности Свищев вводит понятие «геомиссионерской парадигмы», понимая под ним совокупность задач миссий, которые совпадают с целями государства, возникают на их основе, характеризуются активным вовлечением религиозных масс в их осуществление и сходят на нет вместе с исчезновением геополитических мотиваций.2

Истории основных миссий РПЦ и биографии их крупнейших деятелей посвящена книга А.Б. Ефимова «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви». М., 2007. Она хоть и написана с проправославных позиций, однако, это не умаляет ее достоинств, главным из которых является большой библиографический список используемой литературы. Прекрасным источником биографий многих миссионеров и лиц, связанных с миссионерской деятельностью РПЦ можно считать «Биографический словарь миссионеров Русской православной церкви», составленный священником Сергием Широковым3. Несомненным плюсом этого словаря является тематическая структуризация и разделение проповедников по принадлежности их к определенным миссиям. Также ценность для биографии таких видных миссионеров, как Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин) и Нестор (Анисимов) представляет книга священника И. Филяновского «Держись мира и сотвори любовь». М.: «Православная педагогика», 2002.

Интересной работой является статья греческого автора Иакова Стамулиса «Восточно – православное богословие миссии сегодня»4. В ней автор выделяет несколько миссионерских методов РПЦ: «1) использование местного языка и рукоположение представителей местного населения: инкарнационный подход; 2) опора на государственную власть и поддержку: политический подход; 3) попытка устроить свою жизнь в среде неправославного коренного населения и влиять на него личным примером: метод православного присутствия…»5

Если говорить о региональной направленности исследовательских работ, то изучению православного миссионерства в Северо-Западной Сибири посвящена книга Г.Ш. Мавлютовой Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX – начало XX века). Тюмень. 2001. Кроме того, что автор тщательно проследила историю существования Обдорской, Кондинской и Сургутской миссий в вышеуказанный временной интервал, дала подробную характеристику аборигенного населения Северо-Западной Сибири, его верований и традиционного уклада жизни, Мавлютова сделала интересный вывод о сотрудничестве церкви и государства в колонизационной политике: «Миссионерская деятельность православной церкви в России направлялась и поддерживалась государственной политикой и государственным законом в отношении неправославной группы населения страны, что сочеталось с личной инициативой отдельных подвижников веры»6. Таким образом, автор считает, что миссионерство для каждого верующего – божественное установление, а применение религиозного опыта миссионеров в политических целях – явление вторичное7.

Живое представление о христианской проповеди среди сибирских аборигенов дает цикл книг, составленных В. Темплингом и представляющих собой опубликованные источники, относящиеся к деятельности Обдорской духовной миссии: путевые журналы миссионеров, инструкции, постановления Синода, объяснительные записки, документы внутреннего документооборота и т.п. Это "И здесь появляется заря христианства..." (Обдорская миссия 30-е - 80-е гг. XIX в.): Источники. – Тюмень, 2003; Из истории Обдорской миссии: Источники. – Тюмень, 2004; Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.): источники. – Тюмень, 2007.

Миссионерской деятельности РПЦ в Западной Сибири посвящена докторская диссертация В.Ю. Софронова «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв..». – Барнаул, 2007. Работа замечательна тем, что впервые рассматривает миссионерство РПЦ не только среди аборигенного населения (шаманистов), но и среди старообрядцев и мусульман в З. Сибири. Этому же вопросу посвящены книги данного автора «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди мусульман и старообрядцев Западной Сибири». - Тобольск, 2005 и «Светочи земли сибирской». - Екатеринбург, 1998.

Дело православной проповеди на Алтае исследуется в кандидатской диссертации Н.В. Расовой «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX - начале ХХ вв.». - Горно-Алтайск, 2002. В работе отражена история Алтайской духовной миссии, ее образовательно-просветительская деятельность, а также влияние миссии на культурно-бытовую жизнь коренного населения.

Изучению православных приходов на юге З. Сибири, их деятельности, сословному составу, характеристике процесса возникновения и развития приходской системы РПЦ в данном регионе посвящена кандидатская диссертация А.М. Адаменко «Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII – начале XX вв». – Кемерово, 1998. Миссионерскую, благотворительную и просветительскую деятельность монастырей Алтайской духовной миссии рассматривает в своем диссертационном исследовании А.П. Адлыкова «Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - начале XX века». - Горно-Алтайск, 2003.

Большой ценностью для изучения истории Алтайской духовной миссии обладает книга священника Георгия Крейдуна «Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность». - М., 2008. Кратко ее история освящена в своей статье прот. Бориса Пивоварова «К изучению истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XIX – в начале XX века, в частности, истории Алтайской Духовной Миссии»8. Ранее этим автором защищена диссертация на соиск.уч.ст. магистра богословия «Научное описание фондов Алтайской Духовной миссии». - М., 1989. Биографические данные об основателе духовной миссии на Алтае прп. Макарии (Глухарёве) можно найти в книге С.В. Нестерова «Словом и житием наставляя…»: Жизнь и труды прп. Макария Алтайского. - М., 2005.

Среди методов, применявшихся для обращения алтайцев к православию и утверждению в нем, миссионеры использовали следующие: богослужение, внебогослужебные беседы, проповеди, благотворительная и просветительская деятельность, оказание медицинской помощи9. Миссия издавала книги на алтайском языке, имела врачебную службу в лице фельдшеров и оспопрививателей-миссионеров. Просветительской, культурной и благотворительной деятельности Алтайской духовной миссии посвящен ряд публикаций, в том числе и монография доктор исторических наук Д.В. Кацюба «Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности». - Кемерово, 1998.

Роль православной культуры, ее становление и развитие в Сибири, ее взаимосвязь с традиционными религиозными верованиями и их взаимовлияние изучается в докторской диссертации Л.А. Тресвятского «Влияние православия на духовную жизнь Сибири в XVII – начале XX веков». – Кемерово, 2006. Об этом же работа Л.А. Тресвятского в соавторстве с С.Б. Морозовым «Влияние православной культуры на изменение этнической картины мира сибирских народов (XVII - начало ХХ вв.)». – Новокузнецк, 2006.

Исследованию традиционной сибирской культуры православными проповедниками посвящена статья Т.В. Чумаковой «Исследование религиозных представлений народов Сибири православными миссионерами в первой половине XIX  века»10. В статье рассмотрена исследовательская деятельность и их вклад в науку, таких видных миссионеров, как Макарий Глухарёв, Лука Вологодский, С.В. Ландышева, В.И. Вербицкого, архиеп. Нила (Исаковича) и др.



Список литературы:

  1. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX – начало XX века). – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001.

  2. Свищев М. П., Миссионерская деятельность в контексте геополитики. Автореф. дис. на соиск.уч.ст. к.ф.н. – М., 1999.

  3. Биографический словарь миссионеров Русской православной церкви. / Сост. Сергий Широков, священник. - М.: "Белый город", 2004.

  4. Иаков Стамулис. Восточно – православное богословие миссии сегодня. // Православная миссия сегодня. Сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных и богословских учебных заведений. Составитель прот. Владимир Федоров. - Спб., 1999.

  5. "И здесь появляется заря христианства..." (Обдорская миссия 30-е - 80-е гг. XIX в.): Источники. – Тюмень, 2003.

  6. Из истории Обдорской миссии: Источники. – Тюмень, 2004.

  7. Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.): источники. – Тюмень, 2007.

  8. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв.. Дис. ... д-ра ист. н. - Барнаул, 2007.

  9. Софронов В. Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди мусульман и старообрядцев Западной Сибири. - Тобольск, 2005.

  10. Софронов В.Ю. Светочи земли сибирской. / Под ред. архимандрита Макария (Веретенникова). - Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1998.

  11. Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX - начале ХХ вв. Дис. …канд.ист.н. - Горно-Алтайск, 2002.

  12. Адаменко А.М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII – начале XX вв. Автореф. на соиск.уч.ст. к.ист.н. – Кемерово, 1998.

  13. Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - начале XX века. Дис. …канд.ист.н. - Горно-Алтайск, 2003.

  14. Крейдун Георгий, свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. - М.: ПСТГУ, 2008.

  15. Борис (Пивоваров), протоиерей. К изучению истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XIX – в начале XX века, в частности, истории Алтайской Духовной Миссии // Миссионерское обозрение, 1996, № 1 (3). С. 10-16.

  16. Борис (Пивоваров), протоиерей. «Научное описание фондов Алтайской Духовной миссии». - М., 1989.

  17. Кацюба Д.В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. - Кемерово, 1998.

  18. Тресвятский Л.А. Влияние православия на духовную жизнь Сибири в XVII – начале XX веков. Дис. на соиск.уч.ст. доктора культурологи. – Кемерово, 2006.

  19. Тресвятский Л.А. Морозов С.Б. Влияние православной культуры на изменение этнической картины мира сибирских народов (XVII - начало ХХ вв.). - Новокузнецк, 2006.

  20. Чумакова Т.В. Исследование религиозных представлений народов Сибири православными миссионерами в первой половине XIX  века //Культура и традиции коренных народов Северного Алтая/ Отв. ред. А.В. Малинов. - СПб.: Изд. Дом СПбГУ. 2008, С.  298 – 309.



1 Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. Автор. дис.…к.ф.н. - М., 1999.

2 Свищев М.П. Ук. соч. Сс. 14-15.

3 Биографический словарь миссионеров Русской православной церкви. / Сост. Сергий Широков, священник. - М.: "Белый город", 2004.

4 Иаков Стамулис. Восточно – православное богословие миссии сегодня. // Православная миссия сегодня. Сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных и богословских учебных заведений. Составитель прот. Владимир Федоров. - Спб., 1999.

5 Иаков Стамулис. Восточно – православное богословие миссии сегодня. // Православная миссия сегодня. Сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных и богословских учебных заведений. Составитель прот. Владимир Федоров. Спб. 1999. С.194.

6 Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX – начало XX века). Тюмень. 2001. С. 4.

7 Мавлютова Г.Ш. Ук. соч. С. 27.

8 Борис (Пивоваров), протоиерей. К изучению истории миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XIX – в начале XX века, в частности, истории Алтайской Духовной Миссии // Миссионерское обозрение, 1996, № 1 (3). С. 10-16.

9 Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях за 1887 год. – Томск, 1888. Сс. 39-58.

10 Чумакова Т.В. Исследование религиозных представлений народов Сибири православными миссионерами в первой половине XIX  века //Культура и традиции коренных народов Северного Алтая/ Отв. ред. А.В. Малинов. СПб., Изд. Дом СПбГУ. 2008, С.  298 – 309.