Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Советский социализм как идеологический компонент «Гарлемского ренессанса»




страница1/9
Дата01.06.2018
Размер1.05 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Магистерская программа “Американские исследования” БРЫЗГАЛОВА Валерия Евгеньевна Советский социализм как идеологический компонент «Гарлемского ренессанса» Soviet Socialism as an ideological component of the Harlem Renaissance Диссертация на соискание степени магистра по направлению 41.04.05 «Международные отношения» Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор А. И. Кубышкин Студент: Научный руководитель: Работа представлена на кафедру “___” ______________ 2016 г. Заведующий кафедрой: [подпись] Санкт-Петербург 2016 Оглавление Введение 3 Глава I. Особенности формирования идеологии «Гарлемского ренессанса». 9 II. Взаимодействие представителей Гарлемского ренессанса с реалиями советской действительности. 25 Глава III. Идеология «Гарлемского ренессанса» в рамках советско-американских отношений. 43 Заключение 55 Список источников 58 Список литературы 60 Введение Идея справедливости и социального равенства на протяжении многих веков являлась магистральной темой мысли человечества. Особую актуальность данная тематика приобрела в процессе крушения «господства белого человека» и становления расового равноправия в мире. Формально расизм осуждён и опорочен вот уже как полвека назад, но не искоренён. Борьба против расовой дискриминации и ксенофобии ведётся до сих пор. Нужно заметить, избавиться от пережитков прошлого не так-то просто. Историческая память народов играет немаловажную роль сегодня. «Угнетенные» помнят, что их угнетали, «угнетатели» — помнят, кого порабощали. На территории США расовый вопрос всегда стоял особенно остро. И сегодня до сих пор, хоть и в скрытой форме, но он существует. Случаи расовой и этнической дискриминации происходят ежедневно, препятствуя, таким образом, нормальному развитию миллионов людей во всем мире. Расизм и нетерпимость разрушают жизни людей и сообществ, лишая отдельных лиц права на основополагающие принципы равенства и способствуя разжиганию этнической ненависти. Борьба с расизмом является приоритетом для международного сообщества и находится среди основных направлений деятельности ООН. На территории двух американских континентов проживает примерно 200 миллионов человек африканского происхождения. 10 декабря 2014 г. Генеральная Ассамблея ООН официально провозгласила 2014-2025 гг. «Международным десятилетием лиц африканского происхождения», подчеркнув, что «лица африканского происхождения представляют собой обособленную группу, чьи права человека необходимо поощрять и защищать».1 Тема десятилетия — «Признание, справедливое отношение и содействие развитию лиц африканского происхождения».2 Почти век назад началось движение по борьбе за гражданские права афроамериканцев, что впоследствии было названо «Гарлемским ренессансом». Со второй половины 1930-х гг. это движение стало угасать, но в конце 50-х-начале 60-х гг. ХХ в. вспыхнуло с новой силой и уже в другой форме. Сегодня молодые активисты продолжают борьбу против расового неравенства. Последнее массовое движение чёрных американцев, охватившее множество людей не только в США, но и за их пределами — это the Black Lives Matter Movement, что в переводе означает «Чёрные жизни имеют значение». Специфика же движения, родившегося в 20-е, 30-е гг. ХХ столетия заключалась в том, что главным оружием «гарлемцев-повстанцев» являлась культура, а именно — музыка, поэзия, проза, театр, живопись и идеологическое обоснование новорождённых жанров в искусстве. Вот уже на протяжении нескольких десятков лет Гарлем ассоциируется с криминалом, преступностью, развратом. Немногие, к сожалению, из нынешних жителей этого района знают о периоде мощного расцвета афроамериканской культуры, о выдающихся деятелях, которые внесли значительный вклад в формирование современного облика американской нации. Означает ли это, что «Движение Нового Негра», как первоначально называли «Гарлемский ренессанс», потерпело крах Идеология — это то, что всегда, либо напрямую, либо косвенно оказывает влияние как на отдельных личностей, так и на общество в целом. Это то, что так или иначе вливается во все сферы общественной жизни. Поэтому изучение данного феномена необходимо как в процессе становления личности, так и в построении государственной политики. Коммунистическая идеология потрясла мир своей радикальностью, а Советский Союз стал феноменом ХХ в. – реализацией беспрецедентного в мировой истории социально-политического проекта. Новое государство воспринималось именно как семья народов. Многие представители этнических меньшинств стремились побывать в «мифической стране»: «Мы все знали, что один из основных принципов Советского государства – отказ от идеи расового неравенства», – писал в своих мемуарах один из наиболее ярких представителей «Гарлемского ренессанса», поэт и писатель Ленгстон Хьюз. Источниковую базу исследования составили автобиографические труды героев данной работы, а именно: Г. Хэйвуда3, Л. Хьюза4, К. Маккея5, У. Дюбуа (Дубойса)6, Р. Робинсона7, П. Робсона, М. Андерсон; продукты творческой, научной и публицистической деятельности вышеупомянутых лиц, а также некоторых других авторов, в которых просматриваются социалистические идеи; подробно анализируется политический памфлет «Негры в Советской Америке»8, авторство которого принадлежит лидерам Коммунистической партии США (CPUSA) – Джеймсу Форду (James W. Ford, 1893 – 1957) и Джеймсу Аллену (James S. Allen, 1906–1986) и используются материалы Российского Государственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ) из фондов №631 «Союз писателей СССР»9, №1397 «Редакция журнала «Интернациональная литература» (Москва, 1928-1943)».10 В данной работе цитируются и анализируются некоторые статьи из периодических изданий, рассчитанных, прежде всего, на афроамериканских читателей: «Либерэйтор» (The Liberator), «Эбони» (Ebony ), «Джет» (Jet), «Крайзис» (Crisis), «Чикаго Дефендер» (Chicago Defender), «Мессенджер» (The Messenger) и т. д. Историография. Монографий, конкретно посвящённых такому историческо-культурному феномену, как «Гарлемский ренессанс», на русском языке пока что ещё нет. Русскоязычному читателю этот термин вообще мало знаком. Но существуют фундаментальные работы по смежной тематике, Прежде всего, здесь следует отметить работу Э. А. Иваняна,11 которая достаточно подробно описывают культурное взаимодействие США и России с XVII до начала ХХI в, сборники научных статей «Африканцы в странах Америки»12 под редакцией Э. Л. Нитобурга и «Pax Africana: континент диаспора в поисках себя»13 (редактор — А. Б. Давидсон). Тему советско-американских отношений затрагивает венгерский учёный П. Холландер в монографии, посвящённой истории интеллектуалов,14 переведённой на русский язык в 2001 г. Большую помощь в проведении исследования оказали монографии Э. Л. Нитобурга, в которых комплексно представлена история и культура афроамериканцев, начиная с ХVI в. и заканчивая началом ХХI в., а именно, это такие работы как: «Негры США. ХVII – нач. ХХ в. Историко-этнографический очерк»,15 «Афроамериканцы США. ХХ век: этноисторический очерк»16, «Церковь афроамериканцев США»17; афроамериканскую литературу исследовал Б. А. Гиленсон,18 истории негритянского народа Америки посвящено несколько трудов Р. Иванова.19 Достаточно полно рассмотрены сюжеты на тему афроамериканских связей с Советским Союзом в англоязычном сборнике под редакцией петербургских учёных Е. М. Апенко и Ю. П. Третьякова.20 Из наиболее значимых трудов англоязычных авторов нельзя не сказать о книгах Н. И. Хаггинса: «Гарлемский ренессанс», впервые вышедшей ещё в 1971 г., а затем несколько раз переиздававшейся (последний раз в 2007 г.) и «Голоса из Гарлемского Ренессанса»21 1976 г., где рассматриваются особенности творчества разных авторов того периода: Зоры Нил Хёрстон, Уоллеса Турмана, Клода Мак-Кея, Ленгстона Хьюза и не только. Влияние социалистической идеологии на отдельных представителей афроамериканской культуры и общественно-политической мысли рассматривала К. Болдуин22, а также Э. Блейкли23, М. Соломон24, Р. Килли25, Дж. Зумофф26 и другие. В данной работе впервые идеология советского социализма рассматривается в контексте «Гарлемского ренессанса» как часть системы этого феномена. Автор диссертации ссылается на документальные фильмы, а именно: сериал «Джаз» (2001 г., режиссёр — Кен Барнс), «Поль Робсон: на том я стою» («Paul Robeson: Here I Stand» 1999, directed by St. Clair Bourne), телесериал «Нерассказанная история США» (2012, режиссёр — Оливер Стоун). Необходимо отметить проект документального фильма на английском языке под названием «Чёрные русские — красный опыт»27, начатый ещё в 2012 г., но до сих пор пока не вышедший в свет из-за недостатка финансовых средств. Автором идеи является режиссёр Елена Демиковская, русская по происхождению, которая уже на протяжении многих лет проживает и работает в Нью-Йорке. Обзор источников и литературы позволяет определить объект, предмет, цель исследования и выделить в соответствии с этим основные задачи. Объектом диссертации является идеологическая составляющая «Гарлемского ренессанса». Предметом же выступает социалистический компонент как неотъемлемая часть идеологии «Гарлемского ренессанса». Цель исследования: проследить развитие социалистических идей в контексте такого кросскультурного движения, как «Гарлемский ренессанс». Обозначим следующие Задачи: - выделить и рассмотреть системные компоненты «Гарлемского ренессанса»; - определить хронологические рамки вышеупомянутого явления; - обозначить причины установления советско-афроамериканских связей; - выделить точки соприкосновения советского социализма и идеологии «Нового Негра»; - выявить формы взаимодействия представителей двух народов; - изложить и сравнить взгляды представителей афроамериканского мира на жизнь советского социалистического общества; - оценить влияние советского социализма как на отдельных представителей афроамериканской культуры и общественно-политической мысли, так и на афроамериканское общество в целом. Хронологические рамки исследования, в основном, охватывают период с 1922 по 1937 гг — наиболее плодотворное время взаимодействия представителей двух народов — советского и афроамериканского. В ноябре 1922 г. на IV Конгрессе Коминтерна в СССР впервые была освещена проблема, касающаяся расового вопроса в Америке; 1937 г. - это начало «Большого террора», в связи с чем образ Советского государства оказался гораздо менее привлектельным. Но, поскольку анализируется и степень влияния советского социализма на афроамериканскую культуру в целом, а также рассматривается взаимодействие двух идеологий в контексте российско-американских отношений, приходится обращаться к более поздним сюжетам вплоть до современности. Методологической основой исследования является историко-системный подход, позволяющий структурно проанализировать идеологическую составляющую «Гарлемского ренессанса» и определить место идеологии советского социализма в структуре данного явления. Также используется историко-сравнительный анализ, позволяющий сопоставить мнения самих представителей «Гарлемского ренессанса» и исследователей, касающихся этого историко-культурного феномена. Тематика диссертационного исследования отражена в девяти публикациях автора диссертации (см. Приложение 1). Также промежуточный результат работы был представлен в виде доклада на международной конференции Европейской Ассоциации Американских Исследований, состоявшейся в г. Констанца (Румыния) 22-25 апреля 2016 г.28
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Советский социализм как идеологический компонент «Гарлемского ренессанса» Soviet Socialism as an ideological component of the Harlem Renaissance
  • Введение 3 Глава I. Особенности формирования идеологии «Гарлемского ренессанса». 9
  • Глава III. Идеология «Гарлемского ренессанса» в рамках советско-американских отношений. 43 Заключение 55 Список источников 58