Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Сострадание – это благородное расположение души…»




Скачать 94.29 Kb.
Дата04.07.2017
Размер94.29 Kb.
«Сострадание – это благородное расположение души…»
(по произведению Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками»)
Я счастлив счастием мне чуждым

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Б. Л. Пастернак
Цель: 1. Научить: анализировать художественный текст как целостное произведение;

2. Развивать: навык осмысленного выразительного чтения художественного произведения;

3. Воспитывать: чувство сострадания к людям; желание стать нравственным человеком.
Задачи: 1. Образовательные: формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию;

2. Воспитательные: формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию;

3. Развивающие: развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование:

- выставка книг по произведениям Г. Х. Андерсена;

- компьютер, экран, проектор;

- карточки с памятками;

- формы сердечек.
Ход урока:

1. Орг. момент
Там за окном декабрь, снежок

Начало зимних дней.

А, ты, мой маленький дружок

За партою своей

Тихонько книжку приоткрой,

На 45 минут,

Солдатик, балерина, тролль

Пред нами оживут.

Мы этих грустных сказок суть

Попробуем понять.

В мир приключений заглянуть

И вам пересказать.


2. Работа по теме
1. Слово учителя: Слайд 1

- Мир детства – это мир добра.

- Откуда исходит добро?

(Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы

Прячется в сюрпризах и подарках к праздникам, в совершении

хороших поступков)

- Попробуйте сделать определение, что же такое добро?

(Добро – это всё хорошее, что нас окружает; что-то полезное;

положительное)

- Определите тему нашего урока.

(Будем на уроке говорить о добре, о чём-то хорошем)

- Поставьте цель нашего урока.

(Ответить на вопрос: «Что же такое добро, каким чувствам оно

созвучно и живёт ли оно в наших сердцах)

- Какими способами будем идти к цели?

(Рассказывать о проделанной работе; делиться своими мыслями;

впечатлениями; будем делать выводы; ставить вопросы;

находить ответы на поставленные вопросы в учебнике; рассуж-

дать; думать; вспоминать; размышлять)

- Урок сегодня не обычный. Мы будем работать по группам.


1-я группа – «Историки» 3-я группа – «Аналитики»

2-я группа – «Теоретики» 4-я группа – «Художники»
- Каждая группа получила задание. «Историки», расскажите, какое задание получили вы ?
Дети: Нам было поручено подготовить сообщение о датском писателе-сказочнике Г. Х. Андерсене. Мы подготовили презентацию, которую решили вам показать.

Биография Г. Х. Андерсена Слайд 2
1. Знаменитый датский сказочник Г. Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин для украшений.

2. Слайд 3

Несмотря на то, что семья была бедной, у маленького Ганса Христиана не было недостатка в игрушках. Чего только не сделал ему отец! И картинки с превращениями, и двигающиеся мельницы, и кивающие головами самодельные куклы. А какие интересные сказки рассказывал мальчику отец – вспоминал те, что слышал в детстве, пересказывал и читал книги.
3. Слайд 4

Г. Х. сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся. Первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот. Отец Андерсена всегда мечтал о путешествиях, но так нигде и не побывал. А мальчик придумывает сказку о китайском принце, который пророет весь земной шар, вылезет прямо в Оденсе и заберёт его с собой в Китай.


4. Слайд 5

Обладавший красивым певучим голосом, Андерсен с детства был вхож во многие богатые дома Оденсе. Ганс Христиан развлекал хозяев пением и чтением, за что получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн». В провинциальном датском городке Оденсе был и театр. Гастроли труппы Королевского театра Копенгагена сыграли решающую роль в выборе пути, который определил для себя юный Ганс Христиан Андерсен.


5. Слайд 6

В 1814 году умер отец. Весёлое детство Андерсена закончилось. Одиннадцатилетнему Гансу Христиану пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику.


6. Слайд 7

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»


7. Слайд 8

Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на 15 языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более 170 сказок, 770 стихотворений, 6 романов и множество пьес.


8. Слайд 9

Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана «что её сын станет великим человеком, и город зажжёт иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось ещё при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.


9. Слайд 10

Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного Совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Г. Х. Андерсена) отмечается Международный день детской книги.


Учитель:

- Что вас поразило в биографии Андерсена?

(Родился в бедной семье; отец сам ему делал игрушки; Читал свои

сказки старому коту, придумал сказку о китайском принце; у него

был красивый певучий голос; был вхож в богатые дома; когда умер

отец, он бросил школу и пошёл работать на фабрику; в 14 лет уехал

из дома «чтобы стать знаменитым»; много написал сказок, стихотво-

рений, пьес, романов; когда стал знаменитым, в его родном городе

встретили фейерверком; и т. д.)
- Тяжела и трудна была жизнь сказочника. Но его сердце не очерствело, и в нём нашлось место для огромного количества добрых сказочных героев.

Ребята, дело в том, что любое литературное произведение учит читателя добру. Я открою вам секрет, но сказка это делает особенным образом. Как вы думаете, почему?

(Пробуждает добрые чувства; учит переживать; сострадать; сочув-

ствовать)


- Обратимся ко 2 группе «Теоретики». О каких чувствах человеческой души подготовила ваша группа?
Дети: Мы подготовили сообщение о некоторых качествах человеческой души, таких как сострадание, милосердие, сочувствие, сопереживание.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью.
Сопереживание – это сочувствие другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
- А ещё мы нашли высказывания мудрых людей о качествах человеческой души. Слайд 11
Учитель:

- К каким источникам вы обращались, чтобы подготовить сообщение?

(Пользовались словарями Сергея Ивановича Ожегова и

Владимира Ивановича Даля, энциклопедиями, интерне-

том)
- Посмотрите внимательно на слова и скажите, что общего в строении этих слов?

(Приставка со-)

- Как вы думаете, какое значение у этой приставки?

(Она означает общее участие в чём-нибудь)


- Как вы думаете, кто нуждается в милосердии?

(Пожилые люди; дети; больные люди; люди с ограниченными

Возможностями; все люди нуждаются)
- А сам добрый человек нуждается в милосердии?

(Любой человек нуждается в милосердии)


ФИЗМИНУТКА Слайд 12
- У вас на столах лежат маленькие сердечки, вырезанные из красной бумаги. Положите их на свою ладонь и встаньте. Возьмитесь за руки друг с другом. Закройте глаза. Мысленно наполните сердечко своей добротой. Представьте рядом другое сердечко. Рядом ещё сердца, которые нуждаются в защите, милосердии. Отогревайте их своим теплом. Не жалейте! А сейчас посмотрите на своё сердечко. Оно, горячее, холодное? Добавьте в него своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваше сердечко всегда будет оставаться горячим и добрым. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! Я могу делиться своей добротой!» Подарите свои сердечки друг другу.
- И теперь, когда мы знаем, что обозначают такие прекрасные слова, как сострадание, милосердие, сочувствие, сопереживание, и знаем, что они живут в наших сердцах, мы можем увидеть, как они оживают в произведения Г. Х. Андерсена.
- Какие вопросы по содержанию сказки приготовила группа «Аналитики»

Слайд 13

Дети:

- Назовите героев сказки «Девочка со спичками».

(Маленькая нищая девочка, мальчишка, отец девочки, бабушка,

прохожие)


- Какой герой сказки вызвал у вас сочувствие, переживание? Почему?

- Найдите в учебнике, какими словами автор пользуется, чтобы вызвать у вас эти чувства?

(Поиск в учебнике:

- брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая;

- ножки её покраснели и посинели от холода;

- брела голодная и продрогшая;

- измучилась, бедняжка;

- села и съёжилась, поджав под себя ножки;

- живёт на чердаке где гуляет ветер;

- ручонки её совсем закоченели;

- не смела вернуться домой, отец прибьёт)
Учитель:

- Теперь послушаем, какое задание нам приготовила группа «Художники»
Дети:

- Мы решили сделать иллюстрации к сказке и предлагаем вам узнать эпизод, который запечатлён на рисунке.


1-ый рисунок – Печь с пылающим огнём (стр. 220, 3 абзац)
2-ой рисунок – Стол, покрытый белой скатертью, жареный гусь (стр. 220-221, 4 абзац)
3-ий рисунок – Рождественская ёлка (стр. 221, 2 абзац)
4-ый рисунок – Бабушка в небесах (
Учитель:

- Как вы думаете, почему девочка произнесла слова «Бабушка, возьми меня к себе!»

(Она боялась возвращаться домой; только бабушка к ней хорошо от-

носилась, когда была живая)


- Чего же не хватало девочке на Земле?

(Любви близких; заботы; поддержки)


- Чем закончилась сказка? Найдите в тексте подтверждение.

(стр. 222, со слов «Морозным утром…)


- Если бы вы были сказочниками, как бы вы изменили конец сказки. У вас на столах лежат герои сказки. Даю вам время подумать, обсудить.

(Старушка, отец, мальчишка с туфлей, богатый купец)


- Что осталось в ваших сердцах после прочтения сказки?

(Боль, надо быть добрыми, милосердными друг к другу; желание помочь; оказать помощь; поделиться своим добром)


- О каком качестве души помогла нам задуматься сказка?

(О сострадании, милосердии, переживании, сочувствии)


- Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть?

(«Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Стойкий оловян-

ный солдатик»)
- Чтобы подвести итог анализа сказки Г. Х. Андерсена, я хочу вам задать вопрос: «Как вы думаете, есть ли место состраданию и милосердию в нашей жизни?»

(Мы можем помогать пожилым людям; участвовать в благотворительных акциях, которые проходят в нашей школе и городе; быть милосерднее к своим близким, друг другу)


- Как вы думаете, достигли мы цели урока? Почему?

(1. Да, мы ответили на вопрос: «Что такое добро»;

2. Сказка заставила нас переживать и мы поняли, что сочувствие

есть и в наших сердцах)


- Какие виды работ помогли достигнуть цели?

(Анализ сказки, искали дополнительную информацию, делали выво-

ды, обобщали)
3. Итог урока: Слайд 14

- Сегодня наш урок это не просто подведение итогов, но и урок добра, сострадания, отзывчивости. И дал нам этот урок Великий сказочник, Г. Х. Андерсен. Его удивительные сказки не дали ему личного счастья, но принесли всемирную любовь. Люди до сих пор отдают дань уважения и благоговения таланту датского сказочника.
4. Домашнее задание:

Мини-сочинение «Моя дорога Добра» Слайд 15






  • Цель: 1. Научить
  • Ход урока: 1. Орг. момент
  • 2. Работа по теме 1. Слово учителя: Слайд 1
  • 1-я группа
  • Биография Г. Х. Андерсена Слайд 2
  • Слайд 6
  • «Теоретики».
  • Милосердие
  • Сочувствие
  • Слайд 11 Учитель
  • «Аналитики» Слайд 13 Дети
  • Учитель
  • 3. Итог урока: Слайд 14
  • 4. Домашнее задание