Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2010—2012 годы




страница1/2
Дата21.07.2017
Размер0.57 Mb.
  1   2


СОГЛАШЕНИЕ

между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2010—2012 годы
1. Настоящее соглашение (далее — Соглашение) заключено между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от  15  июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь, Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2009 — 2011 годы.

2. Сторонами Соглашения являются Министерство образования Республики Беларусь (далее — Министерство) и Белорусский профессиональный союз работников образования и науки (далее — отраслевой профсоюз) в лице его руководящего органа — Центрального комитета отраслевого профсоюза (далее — ЦК отраслевого профсоюза) (далее — Стороны).

Министерство признает ЦК отраслевого профсоюза полномочным представителем работников, учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, слушателей факультетов довузовской подготовки, студентов, аспирантов, докторантов (далее — обучающиеся) организаций системы Министерства в соответствии с пунктом 4 Соглашения — членов отраслевого профсоюза — в коллективных переговорах.

3. Соглашение является нормативным актом, определяет основные направления регулирования социально-трудовых отношений, устанавливает общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики на 2010—2012 годы.

4. Соглашение распространяется на нанимателей — организации, подчиненные Министерству, структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее — управления, комитет, отделы образования), а также нанимателей — организации, подчиненные указанным структурным подразделениям (далее — система Министерства), а также работников и обучающихся организаций системы Министерства — членов отраслевого профсоюза.

5. Соглашение служит основой для коллективных переговоров, заключения местных соглашений, коллективных договоров в системе Министерства и является источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Местные соглашения, коллективные договоры могут включать дополнительные более высокие, но не ниже установленных Соглашением социальные нормы и гарантии за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности организаций системы Министерства (далее — внебюджетные средства), местных бюджетов, спонсоров и других источников, не запрещенных законодательством.

6. В течение срока действия Соглашения Стороны вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности.

Письменное требование одной из сторон о проведении переговоров, о  внесении изменений и (или) дополнений в настоящее Соглашение рассматривается другой стороной в двухнедельный срок.

Разногласия сторон рассматриваются на заседании отраслевого Совета по социальным и трудовым вопросам в системе Министерства (далее — отраслевой Совет). Соглашение подписывается представителями сторон после одобрения коллегией Министерства и президиумом ЦК отраслевого профсоюза.

Принятые изменения и (или) дополнения в Соглашение оформляются приложением к нему и являются его неотъемлемой частью.

7. Стороны совместно осуществляют систематический анализ, обобщение опыта местных соглашений и коллективных договоров организаций системы Министерства через отраслевой Совет.

8. В целях предоставления работникам организаций системы Министерства дополнительных гарантий, обеспечения поддержки и развития учебной, научной, производственной и социальной базы этих организаций за счет средств местных бюджетов целесообразно продолжать практику заключения соглашений между соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами и территориальными организациями отраслевого профсоюза и способствовать распространению их положительного опыта.

9. Стороны обязуются принимать необходимые меры для разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров на основе взаимного уважения. В случае возникновения коллективных трудовых споров предъявление требований осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

10. Министерство и ЦК отраслевого профсоюза рекомендуют организациям системы Министерства, если в них действует несколько профсоюзов, заключать единые коллективные договоры при условии одобрения их на профсоюзных собраниях (конференциях).

11. Учитывая, что обучающиеся не являются работниками организаций системы Министерства и не могут быть субъектами коллективных договоров, стороны рекомендуют для обеспечения защиты прав и законных социально-экономических интересов обучающихся заключать соглашения между учреждениями образования и профсоюзными организациями обучающихся в качестве приложений к коллективному договору соответствующей организации системы Министерства.

Данные соглашения могут устанавливать для обучающихся дополнительные гарантии, учитывая особенности соответствующей организации системы Министерства, и не могут быть ниже уровня, установленного Соглашением.

12. Требования о проведении переговоров по заключению Соглашения на следующий период направляются одной из сторон не позднее чем за два месяца до истечения срока действия Соглашения.

При заключении Соглашения срок ведения коллективных переговоров не может превышать один месяц.

13. Порядок ведения переговоров определяется сторонами на заседании отраслевого Совета.

14. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения, но не более трех лет.

15. Проведение переговоров по заключению местных соглашений и коллективных договоров, внесение изменений и (или) дополнений в них не должно превышать двух месяцев со дня опубликования Соглашения или изменений и (или) дополнений к нему.

16. Стороны не вправе в течение срока действия настоящего Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

В случае реорганизации Сторон Соглашения их права и обязанности сохраняются до завершения процесса реорганизации.

За уклонение от участия в переговорах, нарушение или невыполнение обязательств, принятых в соответствии с Соглашением, нарушение законодательства о труде Стороны несут ответственность
в соответствии с законодательством.

17. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами в лице их представителей.

По предложению одной из Сторон отчеты о выполнении Соглашения рассматриваются на совместном заседании коллегии Министерства и президиума ЦК отраслевого профсоюза, доводятся до сведения управлений, комитета, отделов образования, организаций системы Министерства, территориальных и первичных организаций отраслевого профсоюза.

18. Министерство представляет Соглашение для регистрации в  Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в месячный срок после подписания его Сторонами, публикует его текст в одном из своих официальных изданий.

19. Стороны доводят текст Соглашения, изменения и (или) дополнения в него до организаций, подчиненных Министерству, управлений, комитета, отделов образования, территориальных и первичных организаций отраслевого профсоюза для его реализации.

20. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в своих печатных изданиях, на сайтах промежуточные итоговые результаты выполнения Соглашения.

Стороны признали необходимым проведение аналогичной работы сторонами местных соглашений, коллективных договоров в системе Министерства.
Организация, нормирование и оплата труда
21. Министерство обязуется:

21.1. Продолжить разработку:

типовых штатов и штатных нормативов численности учреждений образования на основе принятых положений об учреждениях образования в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании»;

предложений по совершенствованию нормирования продолжительности рабочего времени отдельных категорий педагогических работников.

21.2. Разработать рекомендации:

21.2.1. об особенностях регулирования труда педагогических работников;

21.2.2. по формированию средств на оплату труда работников организаций системы Министерства, финансируемых из бюджета
и пользующихся государственными дотациями, и порядке определения экономии средств, предусмотренных на оплату труда;

21.2.3. о примерных нормах времени для расчета объема учебной, учебно-методической, организационно-методической и воспитательной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений.

21.3. Осуществлять ведомственный контроль за полнотой финансирования и расходованием средств бюджета организациями системы Министерства.

21.4. Проводить работу с управлениями, комитетом, отделами образования, организациями, подчиненными Министерству:

21.4.1. при введении новых условий оплаты труда, внесении изменений и дополнений в законодательство о труде оперативно доводить их до сведения и для применения в работе;

21.4.2. по мере необходимости разрабатывать и направлять разъяснения по вопросам нормирования и оплаты труда работников отрасли образования;

21.4.3. ежегодно проводить совещания по вопросам оплаты труда работников отрасли образования с участием представителей ЦК, областных, Минского городского комитетов отраслевого профсоюза.

22. ЦК отраслевого профсоюза обязуется:

22.1. Принимать участие в разработке проектов документов, касающихся условий, организации, нормирования и оплаты труда.

22.2. Оперативно доводить до сведения комитетов отраслевого профсоюза руководящие документы, разъяснения, инструктивные письма и проводить семинары для профсоюзного актива по их изучению.

22.3. По мере необходимости давать разъяснения на страницах газет по актуальным вопросам оплаты, нормирования и условий оплаты труда и доводить их в письменном виде до комитетов отраслевого профсоюза.

22.4. Добиваться доведения тарифной ставки первого разряда до уровня не менее 120 % бюджета прожиточного минимума.

23. Министерство и ЦК отраслевого профсоюза обязуются:

23.1. Добиваться:

23.1.1. достижения уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня;

23.1.2. повышения заработной платы низкооплачиваемых категорий работников организаций системы Министерства;

23.1.3. восстановления продолжительности трудовых отпусков работников организаций системы Министерства;

23.1.4. увеличения нормативов выделения бюджетных средств на премирование, установление надбавок за высокие профессиональные, творческие достижения в работе, сложность и напряженность труда, выполнение особо важных (срочных) работ, оказание материальной помощи;

23.1.5. внесения в тарифно-квалификационные характеристики и условия оплаты труда руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристических групп и др.), инструкторов по физкультуре, культорганизаторов организаций системы Министерства, изменений в части установления квалификации «Высшая квалификационная категория»;

23.1.6. сохранения ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы, предметных журналов и других периодических изданий в соответствии со статьей 52 Закона Республики Беларусь «Об образовании», расширения перечня типов учреждений и должностей педагогических работников, имеющих право на указанные выплаты;

23.1.7. ежегодного пересмотра размера ежемесячных выплат на приобретение методической литературы, предметных журналов и других периодических изданий в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2001 г. № 1670 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 1997 г. № 493» и установления указанных выплат на уровне базовой величины;

23.1.8. принятия конкретных мер по совершенствованию организации труда и заработной платы воспитателей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, снижения продолжительности их рабочей недели до 30 часов;

23.1.9. совершенствования заработной платы профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;

23.1.10. выполнения поручений Правительства Республики Беларусь, изложенных в протоколе от 14 мая 2000 г. по итогам III съезда Белорусского профессионального союза работников образования и науки;

23.1.11. повышения заработной платы молодых специалистов;

23.1.12. освобождения от налогообложения средств, получаемых организациями системы Министерства от приносящей доходы деятельности (далее – внебюджетные средства).

23.2. Принимать меры к своевременной выплате заработной платы, среднего заработка, сохраняемого за время трудовых отпусков работников, в организациях, подчиненных Министерству, в рамках компетенции — в организациях системы Министерства. Обмениваться оперативной информацией о наличии задолженности по заработной плате.

23.3. В организациях системы Министерства прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся оплаты труда.

24. Стороны пришли к соглашению:

24.1. Все вопросы, касающиеся нормирования, оплаты, материального стимулирования труда и оказания материальной помощи, решаются нанимателем (уполномоченным должностным лицом нанимателя) по согласованию с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза.

24.2. Премирование работников организаций системы Министерства осуществляется в соответствии с положениями, предусматривающими его показатели, условия и размеры, которые разрабатываются непосредственно в организациях, утверждаются руководителем по согласованию с комитетом отраслевого профсоюза после их одобрения на профсоюзном собрании (профсоюзной конференции) и являются неотъемлемой частью коллективного договора. Порядок установления надбавок стимулирующего характера, оказания материальной помощи, их размеры регулируются коллективным договором. Вышеуказанные выплаты осуществляются на основании соответствующих приказов нанимателей.

24.3. Усовершенствовать и направить в установленном порядке заинтересованным рекомендации по материальному стимулированию труда работников организаций системы Министерства.

24.4. Премирование руководителей организаций системы Министерства, установление им надбавок стимулирующего характера, оказание материальной помощи осуществляются в порядке, установленном законодательством, с участием соответствующего комитета отраслевого профсоюза.

24.5. Внебюджетные средства, использующиеся на стимулирование качественного труда, выплаты социального характера, повышение заработной платы работникам организаций системы Министерства, расходуются по согласованию с соответствующими комитетами отраслевого профсоюза.

24.6. При отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований для установления дополнительных мер стимулирования труда при заключении контрактов в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» вышеуказанные меры устанавливаются из внебюджетных средств.

24.7. Экономия по фонду заработной платы определяется ежемесячно. Информация о наличии и размере сэкономленных средств доводится до сведения руководителей и комитетов отраслевого профсоюза организаций системы Министерства. Указанные средства направляются на премирование работников в соответствии


с законодательством, коллективным договором и Положением
о премировании.

24.8. Распределение объема педагогической нагрузки (включая часы преподавательской, организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся) учителям, преподавателям, учителям-дефектологам, руководителям кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), аккомпаниаторам, концертмейстерам, музыкальным руководителям, культорганизаторам производится руководителем учреждения образования по согласованию с комитетом отраслевого профсоюза.

Предварительное распределение объема педагогической нагрузки на предстоящий учебный год осуществляется до начала трудовых отпусков в летний период и доводится до сведения работников не менее чем за один месяц до начала учебного года.

Нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени.

Режим рабочего времени педагогических работников, которым определяется объем педагогической нагрузки, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

24.9. Проводить работу по совершенствованию Примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений.

24.10. Порядок распределения объема учебной работы профессорско-преподавательского состава определяется советом высшего учебного заведения по согласованию с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза. В коллективный договор могут вноситься предельные нормы объема учебной работы профессорско-преподавательского состава.

Правила внутреннего трудового распорядка, должностные (рабочие) инструкции, графики работ (сменности), расписания ученых занятий и другие локальные нормативные правовые акты согласовываются с комитетом отраслевого профсоюза, его представителями в порядке, установленном коллективным договором.

24.11. За время вынужденного простоя не по вине работника (отмена учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим показаниям, сельхозработы и другие обстоятельства) оплата производится в размере 100 % установленной ему ставки (оклада). В случае выполнения работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными обязанностями заработная плата выплачивается им в полном объеме.

24.12. Рекомендовать руководителям организаций системы Министерства устанавливать дополнительные меры стимулирования молодым специалистам, завершившим обучение с отличием, а также получившим академическую степень магистра, с учетом объема и качества выполняемых работ, проявленной инициативы при выполнении должностных обязанностей.

24.13. Суммы, не выплаченные работнику за прошлые периоды и взысканные в соответствии с законодательством, выплачиваются работнику с учетом их индексации в соответствии с Законом об индексации доходов населения.

Работник вправе требовать выплаты причитающейся ему заработной платы, если она не производилась ему по не зависящим от него причинам, в установленном законодательством порядке.

24.14. Выплату заработной платы производить регулярно в дни, определенные коллективным договором или местным соглашением, но не реже двух раз в месяц в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — Трудовой кодекс).

Окончательный расчет за отработанный месяц производить не позднее двух недель следующего месяца. Зарплата, выплаченная


с задержками, превышающими один месяц, индексируется в соответствии с законодательством.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем,


в том числе при неправильном применении закона, не может быть взыскана за исключением случаев счетной ошибки.

24.15. Выплату среднего заработка за время трудового отпуска производить не позднее чем за два дня до начала отпуска.

В случае несоблюдения выплаты работник имеет право продолжить работу (не уходить в отпуск), письменно уведомив об этом нанимателя.

24.16. При введении новых условий оплаты труда, невозможности своевременного исчисления заработной платы в новых размерах, проводится повышенное авансирование работников по согласованию с соответствующими финансовыми органами с последующим перерасчетом заработной платы.

24.17. Конкретные размеры повышения тарифных ставок (окладов) работников специальных (с особым режимом) организаций системы Министерства (подразделений) регулируются коллективными договорами, а их руководителей — устанавливаются вышестоящим управлением, комитетом, отделами образования по согласованию с соответствующим комитетом отраслевого профсоюза.

24.18. Привлечение отдельных работников к работе в выходные и праздничные дни допускается в случаях, указанных в соглашениях, коллективных договорах, с согласия работника по письменному приказу (распоряжению) руководителя организации системы Министерства, в котором указаны основания привлечения к работе в такие дни.

24.19. Присвоение соответствующей квалификации работникам, кроме педагогических, осуществляется в соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и  организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 октября 1996 г. № 84, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, иными нормативными правовыми актами.

24.20. За нарушение сроков выплаты заработной платы, установленных коллективными договорами, соглашениями, уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность


в соответствии с законодательством.

Персональная ответственность руководителя организации системы Министерства за несвоевременность выплаты заработной платы работникам предусматривается в контракте (трудовом договоре), заключаемом с ним органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

24.21. Содействовать введению в штатные расписания учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, общеобразовательных и внешкольных учреждений системы Министерства, которые имеют статус юридического лица, должностей инспектора по кадрам, юрисконсульта.
Правовое обеспечение трудовых отношений,

развитие социального партнерства
25. Министерство обязуется:

25.1. Проводить консультации для руководителей управлений, комитета, отделов образования, организаций системы Министерства по вопросам законодательства о труде, заключения соглашений, коллективных договоров. Включать соответствующие темы в учебные планы


и программы курсов повышения квалификации.

25.2. Оперативно доводить до сведения руководителей управлений, комитета, отделов образования, организаций системы Министерства изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты о труде, профессиональных союзах, социальном партнерстве.

25.3. При подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические права работников отрасли образования, вопросы настоящего Соглашения, предоставлять возможность ЦК отраслевого профсоюза принимать участие в разработке проектов указанных актов.

25.4. Представлять заблаговременно на рассмотрение для внесения предложений (а в предусмотренных законодательством случаях — для согласования с ЦК отраслевого профсоюза) проекты нормативных правовых актов, вносимых Министерством в Правительство Республики Беларусь, и ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые социально-экономические права и профессиональные интересы работников и обучающихся.

При подготовке проектов нормативных правовых актов учитывать положения Соглашения.

Рекомендовать управлениям, комитету, отделам образования, организациям системы Министерства осуществлять аналогичный, по отношению к соответствующим органам профсоюза, порядок подготовки, согласования проектов и издания локальных нормативных правовых актов, других правовых актов, затрагивающих трудовые, социально-экономические права и профессиональные интересы работников.

26. ЦК отраслевого профсоюза обязуется:

26.1. Оказывать помощь комитетам отраслевого профсоюза, управлениям, комитету, отделам образования, организациям системы Министерства в обучении кадров по вопросам законодательства о труде, профессиональных союзах, об охране труда, о социальном партнерстве, участвовать в проводимых совещаниях и семинарах.

26.2. Организовывать и координировать работу правовых и технических инспекций труда отраслевого профсоюза, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда в организациях системы Министерства. При необходимости информировать Министерство, управления, комитет, отделы образования, нанимателей об итогах проверок. Участвовать в проведении комплексных проверок по соблюдению законодательства о труде, охране труда совместно с Департаментом государственной инспекции труда.

26.3. Осуществлять защиту прав и законных интересов членов профсоюза, консультировать их по вопросам законодательства о труде, давать мотивированные ответы на жалобы, заявления и письма.


В соответствии с законодательством по просьбе членов профсоюза обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту их трудовых и социально-экономических прав, представлять в суде их интересы.

26.4. В помощь управлениям, комитету, отделам образования, руководителям и профсоюзному активу организаций системы Министерства разрабатывать, принимать участие в разработке рекомендаций по вопросам применения законодательства о труде.

26.5. Разрабатывать, вносить изменения, дополнения и принимать:

26.5.1. Рекомендации по заключению (макеты) коллективных договоров организаций системы Министерства;

26.5.2. Рекомендации по изданию приказов по личному составу и ведению трудовых книжек работников организаций системы Министерства.

26.6. Принимать участие в правовой экспертизе проектов законов Республики Беларусь, декретов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, приказов, инструктивных писем Министерства по вопросам, затрагивающим трудовые и социально-экономические права и законные интересы работников организаций системы Министерства.

27. Стороны пришли к соглашению:

27.1. Локальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты, нормирования и охраны труда, трудовых правоотношений и другим вопросам, касающимся трудовых, социально-экономических прав работников организаций системы Министерства, принимаются управлениями, комитетом, отделами образования и нанимателями (уполномоченными должностными лицами нанимателя) организаций системы Министерства по согласованию с соответствующими комитетами отраслевого профсоюза.

27.2. Обеспечить возможность участия в семинарах, совещаниях, проводимых одной из сторон по вопросам, касающимся трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов работников организаций системы Министерства, представителей другой Стороны.

27.3. Ввести в практику систематические встречи профсоюзных кадров с педагогическими работниками в государственных учреждениях образования «Академия последипломного образования», «Республиканский институт высшей школы», «Республиканский институт профессионального образования», в областных, Минском городском институтах развития образования по проблемам реализации законодательства о труде, охране труда, социальном партнерстве в отрасли образования. Обеспечивать доведение оперативной информации о принимаемых мерах по улучшению социально-экономического положения работников организаций системы Министерства.

27.4. Не реже одного раза в год проводить совместные проверки соблюдения законодательства о труде, об охране труда, в том числе по вопросам аттестации педагогических работников, в организациях системы Министерства по предложению сторон с последующим рассмотрением итогов на заседаниях президиума ЦК отраслевого профсоюза с участием соответствующих служб Министерства.

27.5. Изменение существенных условий труда (система оплаты труда, гарантии, режим работы, распределение объема преподавательской работы, разряд и др.) в связи с обоснованными производственными, организационными и экономическими причинами осуществляется нанимателем с участием комитета отраслевого профсоюза.

В целях обеспечения прав работников на оперативное рассмотрение индивидуальных трудовых споров признать необходимым создание в организациях системы Министерства комиссий по трудовым спорам.

27.6. Работник имеет право на получение от нанимателя информации, касающейся трудовых и связанных с ними отношений, в том числе на получение по письменному заявлению документов о его работе, заработной плате, предусмотренных законодательством, и в установленные им сроки.

27.7. Наниматели предусматривают в коллективных договорах случаи и (или) основания предоставления гарантий для работников, успешно обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, послевузовского образования по вечерней и заочной формам получения образования
в соответствии со статьями 214  —  216 Трудового кодекса.

Работникам, успешно обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, послевузовского образования в вечерней или заочной форме получения образования, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью, предусмотренной статьей 216 Трудового кодекса.

27.8. Предоставлять трудовой отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время в соответствии с законодательством о труде,
а также в других случаях, предусмотренных коллективным или трудовым договором.

27.9. При наличии у работника путевки на санаторно-курортное лечение в течение учебного года в период, не совпадающий с трудовым отпуском, предоставлять ему трудовой отпуск, а в случае его использования — отпуск без сохранения заработной платы.

27.10. Наниматель не вправе принудить работника без его согласия к уходу в отпуск без сохранения заработной платы.

27.11. По письменной просьбе работника (в случаях, указанных в коллективных договорах, соглашениях) наниматель предоставляет ему отпуск по следующим семейно-бытовым причинам продолжительностью, указанной в коллективных договорах, соглашениях:

работа над диссертацией, подготовка методических пособий и учебников;

необходимость прохождения лечения в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях;

необходимость ухода за больным членом семьи (родители, дети, родные братья, сестры) на основании заключения медицинского учреждения, а также сопровождения его на лечение;

смерть члена семьи, близкого родственника;

бракосочетание самого работника, его детей, внуков;

рождение детей, внуков;

иные случаи, предусмотренные в коллективных договорах, соглашениях.

27.12. При формировании делегаций, выезжающих на международные конференции, совещания по вопросам социального статуса педагогических кадров, совершенствования их профессионального мастерства, включать в их состав представителей другой Стороны.

27.13. Проводить по инициативе одной из сторон двухсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в отрасли образования; предварительное обсуждение проектов законов, иных нормативных правовых актов в области трудовых, социально-экономических отношений, государственных и отраслевых программ в сфере образования, труда, занятости, социального, пенсионного обеспечения и др.

27.14. По письменной просьбе учителя (преподавателя) общеобразовательного учреждения, учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального образования, педагогического работника из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений по истечении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет


в период летних каникул нанимателем может быть предоставлен ему отпуск по семейно-бытовым причинам продолжительностью, указанной
в коллективных договорах, соглашениях, но не позднее начала нового учебного года (1 сентября).

27.15. Наниматель может с согласия работника при наличии обстоятельств, которые определяются коллективным договором, отозвать работника из трудового отпуска.

Неиспользованная в связи с этим часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год либо компенсируется в денежной форме, если иное не предусмотрено коллективным договором.

27.16. Коллективным договором, соглашением за счет собственных средств нанимателя всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям, видам производств, структурных подразделений) могут устанавливаться поощрительные отпуска.

27.17. Предусматривать в коллективных, трудовых договорах порядок, условия предоставления и продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

Условия предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день могут определяться местными соглашениями.

27.18. По уважительным причинам (по семейным обстоятельствам, в связи с болезнью близких родственников и др.), которые указываются в коллективном договоре, соглашении или по договоренности между нанимателем и работником трудовой отпуск может быть разделен более чем на две части. При этом одна часть трудового отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

  1   2

  • Организация, нормирование и оплата труда
  • Правовое обеспечение трудовых отношений, развитие социального партнерства