Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Содержание ооп общие положения




Скачать 14.06 Mb.
страница1/69
Дата22.06.2017
Размер14.06 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69



СОДЕРЖАНИЕ ООП

1. Общие положения

  1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению 050100 «Педагогическое образование» подготовки и профилю подготовки «Дошкольное образование».

  2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки «Дошкольное образование».

  3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат).

1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование»

  1. Область профессиональной деятельности выпускника.

  2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

  3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

  1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование».

  2. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки «Дошкольное образование».

  1. Годовой календарный учебный график.

  2. Учебный план подготовки бакалавра.

  1. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

  1. Программы учебной и производственной практик.

  1. 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки «Дошкольное образование» в вузе.

  1. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

  2. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки «Дошкольное образование».

  1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

  2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

  1. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.



1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата,
реализуемая БФ БашГУ по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки «Дошкольное образование»

Основная образовательная программа бакалавриата,


реализуемая Бирской государственной социально-педагогической академией по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки «Дошкольное образование» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Миноборнауки РФ от 22 декабря 2009 года №788, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы, разработанной УМО по образованию.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.



1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование»

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заве­дении), утвержденное постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее - Типовое по­ложение о вузе);

3. Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

4. Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная приказом Минобрнауки Российской Федерации от17 сентября 2009г. № 337 (носит рекомендательный характер);

5. Инструктивное письмо Минобргауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 2 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

6. Устав вуза БФ ФГБОУ ВПО БашГУ.



1.3. Общая характеристика вузовской основной образо­вательной программы высшего профессионального образо­вания (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриат 050100 Педагогическое образование по профилю подготовки «Дошкольное образование»

Образовательная миссия профиля Дошкольное образование заключается в подготовке кадров нового типа, востребованных на рынке труда, обладающих всей полнотой компетенций в избранной ими сфере деятельности, стремящихся полностью раскрыть свой интеллектуальный, профессиональный и волевой потенциал и отличающихся сознательным отношением как к общему направлению общественного развития, так и к различным формам его социальной и культурной жизни. Владение иностранным языком на уровне, позволяющем получить и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников.

Изменения, происходящие в общественной и культурной жизни современной России, развитие гуманитарных наук, культуры и образования на основе их гуманизации обусловливает действие интегративных тенденций в современном дошкольном образовании, укрепляет связи с другими науками:- гуманитарными (философия, история, психология и др.), создает широкий спектр междисциплинарных и пограничных проблем науки. В этих условиях особая роль отводится дошкольному образованию, которая является одной из составляющих в подготовке бакалавров педагогического образования.

Профессиональная компетентность бакалавра «Дошкольное образование» проявляется в знаниях, умениях и навыках, которые формируются в ходе реализации учебных программ базовых и элективных курсов конкретного дошкольного образовательного учреждения. Изучение современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ДОУ. Применение современных методов диагностирования достижений воспитанников ДОУ и возможность использования образовательной среды.

Актуальность разработки такой системы профессиональной подготовки направлена на готовность студентов продуктивно, адаптироваться к новой профессиональной среде, способствовала бы развитию культуры педагогической деятельности, что повысило бы уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда.

Современное состояние дошкольного образования требует решения ряда задач:

– развитие профессиональной компетентности студентов;

– создание психологически комфортной образовательной среды в ходе профессиональной подготовки;

– вооружение студентов умениями педагогического анализа учебно-воспитательного процесса (отличать своеобразие, методические особенности занятий, приемы активизаций умственной деятельности дошкольников, подмечать воспитательную ценность и профессиональную направленность);

– умение самостоятельно планировать учебно-воспитательную работу ДОУ.

Социально-культурная и гуманитарная миссия дошкольного образования основана на задачах формирования поликультурной толерантной личности, готовой творчески развивать и реализовывать свой интеллектуальный и культурный потенциал в соответствующих сферах жизни современного демократического общества, характеризующегося высокой степенью межкультурной коммуникации, международным сотрудничеством в экономической, социальной и гуманитарной сферах.

Выпускники профиля «Дошкольного образования» готовы к выполнению своей миссии по распространению и пропаганде роли педагога ДОУ в реализации интересов в дошкольных образовательных учреждениях, применять и адаптировать современные, развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания.

В рамках профиля «Дошкольное образование» изучение фундаментальных дисциплин обучения и воспитания в области дошкольного и профессионального образования, методы организации дошкольного образования и методической работы в ДОУ, сочетается с прохождением учебных и производственных практик.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата: Срок освоения ООП бакалавриата в соответствии с требованиями ФГОС ВПО составляет 4 года.


      1. Трудоемкость ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профилю подготовки «Дошкольное образование»

Трудоемкость ООП бакалавриата 240 зачетных единиц за весь период обучения, что соответствует ФГОС ВПО и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.



2. Характеристика профессиональной деятельности вы­пускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профилю подготовки «Дошкольное образование»

2.1. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура.

Дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ, дети дошкольного возраста не охваченные системой дошкольного образования, население нуждающиеся в педагогическом просвещении и сопровождении, семьи воспитанников посещающих дошкольное учреждение.


    1. Объекты профессиональной деятельности бакалавров

Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

    1. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  1. Педагогическая:

- координировать деятельность субъектов педагогического процесса.

- обеспечение управления педагогическим процессом

- осуществлять выбор программ и технологий воспитания и обучения детей


  1. Социально – педагогическая:

- обеспечивать субъект – субъектное взаимодействие с воспитателями и воспитывающими взрослыми

  1. Культурно – просветительская:

- формирование основ общей культуры личности, организация культурно – просветительской деятельности с родителями

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическим работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.



2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по профилю подготовки «Дошкольное образование» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:



в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования м использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;



в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- популяризация профессиональной области знаний общества.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, форми­руемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются при­обретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с за­дачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник
должен обладать следующими:

а) общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

б) профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);



в области культурно-просветительской деятельности:

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).



в) специальными компетенциями (СК):

- способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СК-1);

- способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2);

- готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания (СК-3);

- способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития (СК-4);

- готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования (СК-5);

- готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты (СК-6);

- способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-7).

Содержание специальных компетенций (СК-1 – СК-7) представлено в табл.1, 2, формирование данных компетенций у выпускника ООП ВПО бакалавриата «Дошкольное образование» должно быть реализовано путем освоения учебных дисциплин как вариативной части математического и естественнона-учного цикла, так и вариативной части профессионального цикла.

Матрица соответствия составных частей ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование и компетенций, формируемых в результате освоения данной ООП ВПО бакалавриата, представлена в Приложении 1.



5.Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование в БФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Ресурсное обеспечение ООП вуза формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом рекомендаций ПрООП.



5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

При разработке ООП должны быть определены учебно-методические и информационные ресурсы, необходимые для реализации данной ООП. Обеспеченность учебно-методическими и информационными ресурсами должна удовлетворять требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности).

Некоторые виды учебно-методического и информационного обеспечения ООП представлены в УМКД. Имеется достаточное количество средств компьютерной техники. В учебном процессе широко используются Интернет-ресурсы. Для обобщенного представления учебно-методического и информационного обеспечения в ООП включается таблица, форма которой представлена в Приложении 2 .

Направления подготовки обеспечены достаточным количеством современной основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем дисциплинам учебного плана. Преподавателями направления 050100 «Педагогическое образование» по профилю Дошкольное образование созданы собственные учебно-методические материалы (учено-, методические разработки по самостоятельной работе студента, электронные УМК и др.). Приложение 3.



5.2. Кадровое обеспечение.

При разработке ООП должен быть определен кадровый потенциал, который призван обеспечить реализацию данной ООП. Уровень кадрового потенциала характеризуется выполнением требований к наличию и квалификации научно-педагогических кадров в соответствии с действующей нормативной правовой базой, в первую очередь ФГОС ВПО.

В целом по ООП для лиц с учеными степенями и званиями соответствует предъявляемым требованиям. Все преподаватели, выпускающей кафедры имеют базовое образование, соблюдается благоприятное соотношение среди профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов.

В ООП кадровое обеспечение описывается в таблице, форма которой представлена в Приложении 4.



5.3. Материально-техническое обеспечение.

При разработке ООП должна быть определена материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

В ООП по направлению подготовки (специальности) приводится конкретный перечень лабораторий, оборудования, баз учебных практик и других материально-технических ресурсов, необходимых для освоения профиля подготовки бакалавров, специальности. Приложение 5.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Организация внеучебной деятельности

Академия осуществляет внеучебную деятельность по следующим направлениям: художественно-эстетическое воспитание; гражданско-правовое и патриотическое воспитание; культурно-массовая, спортивно-оздоровительная и социальная работа.

Основные формы работы:

- укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в академии, направленных на воспитание у студентов общей культуры поведения, представлений о престижности вуза, выбранной профессии;

- разработка и внедрение эффективных форм и приемов воспитательной работ, соответствующих требованиям времени;

- развитие студенческого самоуправления, осуществление связи со студенческой профсоюзной организацией;

- организация досуга студентов путем вовлечения в творческие коллективы и группы студенческого клуба, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, участие в межвузовских, городских, республиканских региональных мероприятиях;

- пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта, организация работы спортивно-оздоровительных секций с учетом интересов, склонностей студентов, проведение спортивно-массовых оздоровительных мероприятий: соревнований, спартакиад, участие в межвузовских городских, республиканских региональных, всероссийских соревнованиях;

- создание условий для самостоятельной учебной деятельности и полноценного отдыха по месту проживания студентов, привлечение студентов к поддержанию порядка и улучшению бытовых условий проживания в общежитиях;

- социальная поддержка студентов.

Воспитательная работа и внеучебная деятельность в БФ БашГУ организуется в соответствии с «Концепцией воспитательной работы студентов государственного образовательного учреждения «Бирская государственная социально-педагогическая академия», принятой Ученым советом вуза (протокол № 2 от 17.10.2007г.). Ее основные концептуальные принципы отражены в программных положениях, а затем реализуются в планах воспитательной работы вуза, факультетов, кафедр и общежитий

Основная задача воспитательной работы - сформировать жизнеспособного, социально устойчивого специалиста, готового в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепление могущества России, преобразование российского общества, специалиста, способного к самосовершенствованию и самореализации.

На создание оптимальной воспитывающей среды в БФ БашГУ направлены усилия следующих структурных подразделений: совета заместителей деканов по воспитательной работе, совета кураторов, студенческого клуба, отделения дополнительных педагогических профессий, редакции газеты «Виват академия», спортивного клуба, психологического центра, профсоюзной организации студентов и аспирантов. Воспитательная работа организуется на следующих основных уровнях: академическом, факультетском и кафедральном. На каждом из них определены цели и задачи, соответствующие структурному уровню задействованных подразделений.

Успешное функционирование воспитательной системы обеспечивает студенческое самоуправление.

Центральное место в реализации концепции по воспитательной работе принадлежит преподавателям, имеющим непосредственный постоянный контакт с обучающимися. Основное содержание работы, права и обязанности куратора изложены в Положении, утвержденном Ученым советом. Непосредственное руководство, методическое обеспечение и контроль работы куратора осуществляется выпускающей кафедрой и деканатом факультета. На кафедре и факультете создана учебно-воспитательная комиссия, в число задач которой входит:

- планирование внеучебной воспитательной деятельности на кафедре и факультете;

- оценка воспитательного потенциала образовательных программ специальностей;

- формирование контингента участников вне учебных конкурсных мероприятий;

- представление к награждению наиболее отличившихся студентов и преподавателей.

Помимо профессиональных структур, занимающихся организацией и координацией воспитательной и внеучебной работы, значительную роль играет студенческое самоуправление (ССУ).

Организация внеучебной деятельности ССУ осуществляется при со управлении отдела по ВР и СВ и Совета по воспитательной и внеучебной деятельности.

Воспитательный процесс находится под постоянным вниманием Ученого совета и ректората как одно из приоритетных направлений деятельности вуза. Ежегодно составляется «План социальной и воспитательной работы со студентами БФ БашГУ», который утверждается на заседании Ученого совета академии. Для реализации планов разрабатываются приказы и Положения о проведении конкретных мероприятий.

Проблемы воспитания студентов регулярно обсуждаются на заседаниях Ученых советов академии и факультетов, на заседаниях ректората, совещаниях деканов и заместителей деканов по воспитательной работе, на встречах со студенческим активом.

Реализация концепции воспитательной работы осуществляется через механизм выполнения целевых проектов с использованием административных ресурсов и органов студенческого самоуправления.

В академии введена система рейтинговой оценки деятельности участников внеучебной деятельности, а также система морального и материального поощрения особо отличившихся студентов и аспирантов.

Академический рейтинг осуществляется за счет учета показателей, связанных с участием студентов во внеучебных мероприятиях по видам деятельности: «Академическая внеучебная деятельность», «Спортивно–оздоровительная внеучебная деятельность студентов», «Культурно-досуговая внеучебная деятельность», «Социальная активность и участие в общественной жизни». Такой подход позволяет учесть достижения студентов и преподавателей в олимпиадах, смотрах, конкурсах, спартакиадах и спортивных соревнованиях, фестивальных концертах и мероприятиях культурно-просветительского направления, а также участие в общественно значимых акциях и других сферах деятельности студенческого самоуправления.



Студенческое самоуправление

Успешное функционирование воспитательной системы обеспечивает студенческое самоуправление. Сегодня развитию студенческого самоуправления уделяется больше внимание на всех уровнях. В Государственной Думе подробно обсуждается проект закона, в котором предполагается значительно увеличить права студенческого самоуправления. В Министерстве образования и науки РФ создан «Совет по развитию студенческого самоуправления», утверждена «Концепция самоуправления учащихся».

Ядром студенческого самоуправления в филиале является профсоюзная организация студентов и аспирантов БФ БашГУ.

На факультетах также созданы студенческие советы, председатели которых входят в состав Студенческого совета БФ БашГУ. Для эффективной реализации функции социально-правовой защиты между руководством и студенческим профкомом заключено «Соглашение между администрацией Бирского филиала БашГУ и первичной профсоюзной организацией студентов и аспирантов», где рассматриваются следующие аспекты:

- взаимоотношения в области учебных и социально-экономических отношений;

- стипендиальное обеспечение;

- социальное и медицинское обслуживание студентов и аспирантов;

- улучшение условий учебы и быта;

- улучшение культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной работы и отдыха.

С целью повышения эффективной деятельности студенческого самоуправления регулярно проводится учеба студенческого актива. Используются различные формы учебы: вузовские конференции по проблемам студенческого самоуправления, семинары и тренинги председателей студсоветов, старост групп. К занятиям привлекаются специалисты управления по делам молодежи, комитета по делам молодежи г.Бирска, специалисты рескома профсоюзов работников образования Республики Башкортостан.

Налажено сотрудничество с молодежными организациями. Студенты БФ БашГУ не только принимают участие в занятиях школы актива при городском комитете по делам молодежи, но и сами являются авторами и разработчиками многих проектов для молодежи.

На базе филиала успешно функционируют студенческий клуб, союзы, творческие коллективы, способствующие личностному росту и проявлению творческих способностей молодежи.



Художественно-эстетическое воспитание студентов

В процессе подготовки специалиста необходимым звеном в воспитании многогранной личности в БФ БашГУ является отделение дополнительных педагогических профессий (начальник отдела – канд.пед.н., доцент Воробьева Г.И.). Ценность ОДПП заключается в том, что у студентов есть возможность выбирать тот, который отвечает их внутренним потребностям, помогает удовлетворять их интересы, образовательные запросы, способствует общению, обретению новых друзей. На сегодняшний день ОДПП объединяет более 1000 студентов.

Работа отдела дополнительных педагогических профессий проводится по двум направлениям: профильному и художественно-эстетическому. Учебная работа на ОДПП проводится по календарным тематическим планам, составленным на основе программ и методических пособий соответствующих Министерств и ведомств. Занятия со слушателями отделений ОДПП проводят преподаватели БФ, работники ГДК и РДК, преподаватели детской школы искусств, музыкальной школы в закрепленных за отделениями аудиториях, спортзале, в РДК, в ДШИ. В отделе функционирует 17 отделений. Проблеме организации досуга студентов в БФ БашГУ уделяется серьезное внимание. В академии сложилась определенная система его организации, которую по содержанию можно условно разделить на три основные группы:

1-ая группа связана с повышением у будущих педагогов эрудиции, с выработкой стремления к потреблению духовных ценностей;

2-ая группа – с развитием духовных потребностей, с активной творческой деятельностью;

3-я группа способствует формированию профессиональных качеств, потребности в здоровом образе жизни.

Большую помощь в этом направлении оказывает библиотека БФ БашГУ, которая регулярно знакомит студентов с новыми материалами, поступающими в библиотеку, с книгами, повествующими о труде учителя, делает постоянный обзор материалов периодической печати по многим актуальным проблемам педагогики и духовно-нравственного становления будущего учителя. По плану библиотеки проводятся читательские конференции в группах, общежитиях и на факультетах, организуются выставки книг, «круглые столы» и т.д., – все это формирует читательские интересы студентов и помогает будущему педагогу в его самовоспитании и самообразовании.

Немаловажную роль в эстетическом воспитании студентов играет имеющаяся в вузе картинная галерея, насчитывающая более 150 экспонатов. В картинной галерее регулярно организуются персональные выставки художников г. Бирска и др. городов и регионов. Ректорат, студенческие молодежные организации уделяют большое внимание повышению духовной культуры будущего специалиста. Стали традиционными выезды преподавателей и студентов в театры г. Уфы, г. Стерлитамака, организация выступлений профессиональных коллективов (Башкирский государственный театр драмы им. М. Гафури, Русский республиканский драматический театр, Стерлитамакский русский драматический театр, Татарский государственный республиканский театр «Нур», Оренбургский государственный драматический театр и др.) в академии.

Еще одной доброй традицией в филиале стала организация летнего отдыха студентов по туристическим путевкам. Путешествуя, молодой человек знакомится с достопримечательностями других городов и регионов, повышает свой интеллект, улучшает здоровье, учится общаться и отдыхать. Так, студенты академии за последние года посетили гг. С-Петербург, Москву, Казань, Одессу, путешествовали по Золотому кольцу России и т.д.

Формирование ЗОЖ, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения.

Особое внимание в ВУЗе уделяется формированию ЗОЖ, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. Коллектив преподавателей БФ БашГУ понимает, что решение проблемы свободного времени студенческой молодежи, организация ее содержательного культурного досуга – хорошая помощь в формировании ЗОЖ и повышении социальной активности студентов, в профилактике нарушений норм общественной жизни. Формирование ЗОЖ в БФ БашГУ понимается как направленная деятельность коллектива академии на создание социально-адаптированной системы, содействующей гармоничному духовному и физическому развитию студентов, укреплению их здоровья, совершенствованию их физической активности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.

Основные задачи деятельности БФ БашГУ по формированию культуры здорового образа жизни:

– взаимодействие учебного и внеучебного процессов для освоения ценностей физической культуры, осознанной потребности в физическом совершенствовании, удовлетворения потребностей студентов в занятиях физкультурой, спортом и туризмом;

– формирование позиции нетерпимого отношения студентов к пьянству, курению, употреблению наркотиков;

– сохранение, развитие и эффективное использование материальной базы и спортивных сооружений БФ БашГУ.

Профилактическая работа со студенчеством проводится и массово, и более дифференцированно совместными усилиями психологической службы, кураторов групп, деканатов. В рамках профилактики наркомании и асоциальных явлений в молодежной среде в академии используются различные формы работы: лекции, диспуты, встречи с работниками внутренних дел, врачами-наркологами, акции «Спасибо, нет», «Нет наркотикам» и др.; создана и действует агитбригада, регулярно проводятся спортивные соревнования, работают спортивные секции. Ежегодно в рамках фестиваля «Студенческая весна» организуются спортивно-массовые мероприятия для учащихся школ и дошкольных учреждений г. Бирска и Бирского района.

Учитывая масштабы распространения наркомании и ее необратимые последствия для психического и физического здоровья молодежи, профессорско-преподавательский состав Бирского филиала особое внимание уделяет профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Эффективная работа со студенчеством основывается на четко спланированной систематической воспитательной работе. Студенты-активисты широко вовлекаются в волонтерские группы.

Деятельность филиала по профилактике вредных привычек и формированию ЗОЖ осуществляется по нескольким направлениям:

1. Обсуждение вопросов профилактики наркомании на заседаниях Ученых советов факультетов с участием специалистов республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

2. Обсуждение вопросов профилактики наркомании со студентами (курсы лекций, собеседования, диагностика и т.д.).

Работа со студентами, живущими в общежитиях, является приоритетной задачей. Наиболее важным этапом является период адаптации студента-первокурсника к новым условиям жизни. С целью развития коммуникативных способностей и умения рационально использовать время созданы программы адаптации, включающие в себя психодиагностику личностных характеристик студентов, практические занятия, лекции и тренинги психолога. Одновременно с психологическим блоком проводится комплекс мер по вовлечению студентов в спортивно-оздоровительные мероприятия, в кружки художественной самодеятельности и студенческое научное общество. Кроме того, ежегодно проводится добровольный осмотр студентов на предмет немедицинского потребления ими наркотических средств и психотропных веществ.

В БФ БашГУ создана и успешно функционирует научная школа,, которой уже более 30 лет, ведутся научные изыскания, способствующие формированию ЗОЖ среди молодежи. Тема исследования «Социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних» зарегистрирована и утверждена в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, зав. кафедрой педагогики Юричка Ю.И. За последние 5 лет по линии научной школы опубликованы и внедрены в практику работы вуза, школы, ОДН МВД РБ (отдел по делам несовершеннолетних) разножанровые издания (монографии, учебные пособия, сборники научных трудов, учебно-методические комплексы, методические рекомендации) по антинаркотической профилактике среди подростков и молодежи. Всего по проблеме исследования опубликовано более 300 разножанровых работ и защищено около 20 кандидатских и докторских диссертаций. По данной проблеме ежегодно защищаются выпускные квалификационные и курсовые работы.

БФ БашГУ активно сотрудничает с Бирским ОДН (отдел по делам несовершеннолетних) МВД РБ. Наши студенты (150 чел.) ежегодно проходят социально-педагогическую практику (индивидуальное шефство над несовершеннолетними, состоящими на учете) на базе ОДН. Результаты проводимой теоретико-практической работы положительные.

Студенты прочно усваивают нравственные категории, разрабатывая планы-конспекты бесед, диспутов, турниров знатоков этики и т.д. По профилактике наркомании студенты не только читают соответствующий материал, но и овладевают нетрадиционными формами работы с детьми, которые затем с успехом используют во время прохождения практика в образовательных учреждениях. Например, защита социальных проектов «Мой мир и наркотики», «Насилие в семье», «Жизнь известных людей до и после …», просмотр видеофильмов, конкурсы плакатов и т.д. Ценность таких форм заключается в том, что студенты из слушателей превращаются в активных участников поиска истины.

На базе кафедры психологии академии создан Центр психологической службы (под руководством к.п.н., доцент Улыбина У.В.), который оказывает психологическую помощь сотрудникам и студентам всех факультетов академии, обратившимся за помощью. Основные направления деятельности Центра психологической службы: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, организационно-методическая деятельность. Психолого-консультационная работа – это необходимая составляющая воспитательной деятельности нашей академии. На каждом факультете достаточно времени и сил направлено на создание положительного климата в среде преподавателей и студентов, так как неудовлетворительная психологическая обстановка и внутренний разлад значительно сказываются и на учебном процессе, и на студенческой внеучебной деятельности, а также создают проблемы, мешая раскрытию внутреннего потенциала студента

Одним из направлений работы Центра являются психологические тренинги. Проводятся несколько типов психологических тренингов: тренинг коммуникативной компетентности, позволяющий студенту освоить правила общения с коллективом, избегать конфликтов; тренинг креативности, развивающий творческие способности личности; социально-психоло­гический тренинг, который вырабатывает умение делового общения, поведения в обществе. Тренинги проводятся либо в виде факультатива (по заявке студентов), либо в виде курсов по выбору (предлагает преподаватель).

Основные вопросы, с которыми студенты обращались в «Психологическую Службу», были следующие: межличностные отношения, отношения внутри семьи, отношения внутри коллектива, отношения между полами. Психологическая служба БФ БашГУ проводит свою работу во взаимодействии с деканатами, кафедрами и другими подразделениями академии, психологическим центром Республики Башкортостан и психологическими службами других вузов, а также специалистами в области психологии, педагогики, социологии, медицины. Служба осуществляет свою работу на основе годовых и долгосрочных планов в соответствии с целями и задачами Службы и по запросам факультетов.



Гражданско-правовое и патриотическое воспитание

В целях воспитания активной гражданской позиции в академии создано первичное отделение организации «Молодая Гвардия «Единой России».

«Молодогвардейцы» БФ БашГУ являются активными участниками городских, республиканских, всероссийских мероприятий и мероприятий, проводимых головным вузом («Мы одной крови!», «Звонок однополчанину», «Протяни руку помощи», «Народный контроль», «Стой, СПИД!» и «Всемирный День борьбы с курением»).

В августе этого года молодогвардейцы приняли участие в летнем лагере «Я-гражданин», где были награждены почетными грамотами за активную работу в своем городе.

Патриотическому, гражданскому и экономическому воспитанию способствует движение студенческих отрядов. По итогам работы студенческих отрядов за 2010 год студенческий педагогический отряд «Факел» занял 3 место по РБ и был награжден Почетной грамотой Министерства молодежной политики, спорта и туризма РБ и ценным подарком.

Важными факторами воспитания являются академическая газета «Виват академия», музей академии, картинная галерея, библиотека, центр психологической службы.

На академическом сайте в разделе «Воспитательная работа» периодически выходит информация о мероприятиях и акциях различного рода, проводимых в вузе, городе.

С 1999 года в академии работает Музей истории академии (хранитель музея З.Ф. Исламова). В течение многих лет музей является своеобразным центром поисковой и краеведческой работы студентов. Специфика профессионально-педагогической подготовки студентов обусловила и формы работы музея: учебные встречи студентов и преподавателей, краеведческие КВНы, встречи с ветеранами войны и поисковиками, учеными-краеведами.

На базе музея организуется большая учебно-воспитательная работа. Это экскурсии и беседы для учащихся школ, студентов и учителей города и района. В музее проводятся консультации и читаются лекции по вопросам краеведения, музейной работы, а также внешкольной работы по экологии. Студенты исторического отделения СГИ во время практики осваивают все виды работы с музейными экспонатами. Оказывается практическая помощь студентам в работе над курсовыми и выпускными проектами; преподавателям академии, учителям школ, специалистам городских и районных управлений образования.

Социальная поддержка студентов

В БФ проводится целенаправленная работа по социальной защите студентов по следующим направлениям: защита прав, социальная поддержка, лечение, отдых, оказание материальной помощи, обеспечение нуждающихся местами в студенческих общежитиях, выплата академических и социальных стипендий и т.д.

В соответствии с действующим законодательством успевающим студентам филиала по результатам экзаменационных сессий выплачиваются все виды стипендий.

Материальная помощь студентам оказывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ, приказами Министерства образования и науки РФ и законом РФ о материальном обеспечении студентов-сирот.

Из средств стипендиального фонда студентам оказывались такие виды материальной поддержки, как единовременная материальная помощь и поощрение студентов за активное участие во внеучебной деятельности и отличную учебу.

В соответствии с действующим законодательством студенты-сироты до завершения обучения в ВУЗе обеспечиваются социальными стипендиями, ежемесячной оплатой питания, оплатой проезда в транспорте, единовременным денежным пособием в размере пяти минимальных оплат труда, выплатой ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 3-х стипендий, выплатой пособий на приобретение одежды и обуви, бесплатным медицинским обслуживанием, выходным денежным пособием. В целях социальной защиты студенты-сироты, проживающие в общежитии, пользуются льготами по оплате за проживание (живут бесплатно).

Силами медицинского персонала медпункта студенты I курса проходят полную медицинскую комиссию, в рамках которой предусматриваются широкомасштабные медицинские обследования, желающие получают профилактические вакцинации, организуется санаторно-курортного лечение и диетическое питание, проводится цикл встреч студентов со специалистами органов здравоохранения

Воспитательная работа по месту проживания студентов

Бирский филиал БашГУ имеет пять общежитий, в которых проживают 1437 студентов.

Важнейшим направлением внеучебной деятельности является воспитательная работа в общежитиях, которая регулируется «Положением о студенческих общежитиях БФ БашГУ», «Правилами внутреннего распорядка в студенческих общежитиях БФ БашГУ», положением о проведении ежегодного смотра-конкурса «Лучшее общежитие», «Лучшая комната общежития» и т.д. В них регламентирован порядок предоставления мест и заселения в студенческие общежития, порядок выселения из них, права и обязанности проживающих, ответственность за нарушения правил проживания.

В вузе разработана система управления воспитательной работой в студенческих общежитиях. В общежитии создан орган самоуправления – студенческий совет, который представляет интересы студентов. Четко налажена система «обратной связи» между студентами и администрацией академии: встречи с ректором, проректорами, начальниками отделов. Регулярно проводится мониторинг. На основе полученных данных и в пределах финансирования планируются ремонтные работы, закупается мебель, бытовая техника.

Большое внимание уделяется обеспечению охраны, безопасности и улучшению условий проживания студентов в общежитиях БФ БашГУ. Ежегодно общежития БФ БашГУ принимают участие в конкурсе «На лучшую организацию социально-бытовых условий проживания студентов», который организуется Министерством образования Республики Башкортостан, Советом ректоров вузов Республики Башкортостан, Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Целью данного конкурса является улучшение жилищно-бытовых условий проживания студентов в общежитиях, обеспечение безопасности, повышение культуры быта студенческой молодежи и развитие студенческого самоуправления.

Культурно-массовая работа в академии

Большое внимание уделяется в вузе организации досуга студентов путем их вовлечения в творческие коллективы и группы студенческого клуба, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, участие в межвузовских, городских, республиканских региональных мероприятиях.

Студенческий клуб, действующий в БФ БашГУ, призван быть центром организации досуговой деятельности. Следует отметить, что в филиале развита художественная самодеятельность, многие коллективы имеют свои традиции, историю, достигли определенных успехов. Коллективы художественной самодеятельности БФ БашГУ, отдельные исполнители, выступая на республиканских фестивалях, неоднократно завоевывали звание лауреатов и дипломантов фестиваля.

План клубной работы предусматривает организацию тематических вечеров, вечеров встреч. В большой студенческий праздник выливаются проводимые ежегодно смотры художественной самодеятельности «Малая весна», «Золотые хиты первокурсников», «Посвящение в студенты» и т.д. Весело, по-новогоднему проводится Новогодний бал-маскарад. Месяцы февраль и март особенно насыщены культурно-массовыми мероприятиями. Это «Татьянин День» и «День Святого Валентина», «Джентельмен-шоу» и «Универсальная леди» и др. В последние годы вузовские мероприятия приобретают более масштабный характер: в них участвует все больше студентов. Вместе со студентами в подготовке мероприятий принимает участие большое количество преподавателей.

Вот уже более десяти лет в филиале существует КВН, который действует на каждом факультете. Этот вид культурного досуга пришелся по душе многим студентам. В 2009 году на базе академии была создана республиканская лига КВН «Академия».

Характерным для работы является использование новых творческих сценических находок с применением современных технических средств, комплексное решение сценических задач в соответствии с требованиями времени. Немаловажным фактором популярности культурно-массовых мероприятий, несомненно, является участие в них студентов и учащихся вузов и ССУЗов города. Ряд мероприятий, проводимых в академии, носит характер общегородских праздников: фестивали «Студенческие звездочки», встречи КВН, конкурс гитарной песни «Виктория», посвященный Дню Победы, и т.д. В рамках фестиваля «Студенческие звездочки» студенты ежегодно организуют детские игры, конкурсы, забавы. Следует отметить высокий уровень проводимых мероприятий, их доступность широкому кругу участников и зрителей, рост культуры самого зрителя. Силами студенческой самодеятельности проводятся выездные шефские концерты. Студенческий клуб оказывает большую методическую и практическую помощь в воспитании студентов по месту жительства, проводит традиционные смотры художественной самодеятельности, руководит работой клубов по интересам, которые созданы в каждом общежитии.



Спортивно-массовая работа в академии

Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта, организация работы спортивно-оздоровительных секций с учетом интересов, склонностей студентов, проведение спортивно-массовых оздоровительных мероприятий, соревнований, спартакиад является приоритетным направлением воспитательной работы. Спорт является неотъемлемой частью жизни студентов и преподавателей, которые принимают активное участие в спортивной жизни города, республики и страны.

Планирование и организацию спортивной работы в академии осуществляет Спортивный клуб (руководитель – Минибаев Р.М.), кафедра физического воспитания (зав. каф. к.п.н., доцент Кругликова В.С.) при участии студенческого профсоюзного комитета БФ.

В ВУЗЕ имеются спортивные залы, гимнастический, тренажерный залы, функционируют спортивно-оздоровительные лагеря «Дружба», «Шамсутдин». Достаточная материальная база позволяет проводить соревнования по различным видам спорта, спортивные праздники, посвященные памятным датам, массовые и физкультурные мероприятия. Спортивный клуб совместно с кафедрой физической культуры регулярно проводит первенства филиала, спартакиады по спортивному ориентированию, национальной борьбе «курэш», ачери-биатлону, пауэрлифтингу, гиревому спорту, легкой атлетике. Традиционным стало проведение городской легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, организаторами которой являются преподаватели и сотрудники физической культуры БФ БашГУ. Силами преподавателей академии в ДЮСШ № 2 г. Бирска для учащихся школ открыто отделение гиревого спорта. Со студентами и учащимися школ города организуются встречи с призерами международных соревнований и чемпионами России. На факультетах проводятся «Месячники здоровья», организаторами которых являются сами студенты. Преподаватели и сотрудники физической культуры участвуют в организации и судействе ежегодного конкурса «Спортивная семья», проводимого в масштабах города. Ведутся спортивные секции по 19 видам спорта. В составе сборных команд филиала студенты БФ БашГУ принимают участие в городских, республиканских и международных соревнованиях по различным видам спорта.

Спортивный клуб уделяет большое внимание пропаганде спорта и здорового образа жизни как в процессе проведения учебных занятий, так и во время лекционных занятий по физической культуре. По окончании каждого года обучения студенты пополняют свой «студенческий портфель» новыми учебно-методическими разработками кафедры. Эти материалы позволяют подготовить пропагандистов здорового образа жизни.

Все спортивные мероприятия анонсируются афишами, успехи студентов-спортсменов отмечаются поздравлениями на стендах, сайте академии, в газетах. По итогам года лучшие спортсмены поощряются премиями, грамотами и благодарственными письмами ректора, деканов факультетов, спортивной общественности города, а также грамотами и кубками Спортивного клуба.

Достижения спортсменов филиала, представленные кубками и медалями, выставляются на общественное обозрение, усиливая значимость здорового образа жизни и желание большинства студентов участвовать в спортивных мероприятиях.

Система поощрения студентов за достижения в учебе и внеучебной деятельности

В филиале сложилась система поощрения студентов за достижения в учебе и внеучебной деятельности: прием у ректора победителей студенческих конференций, форумов, спортивных соревнований; чествование на заседаниях Ученого совета вуза и факультетов студентов, имеющих выдающиеся заслуги в различных областях проявленной активности (наука, учебная деятельность, творчество, культура, спорт и т.д.). Ежегодно проводится конкурс на лучшую академическую группу академии.

Студсоветам факультетов, кураторам групп объявлены благодарности. Студенты, успевающие на «хорошо» и «отлично», решением Ученого совета академии получают повышенную академическую стипендию.

Ежегодно студенты, успешно занимающиеся научной, творческой, спортивной деятельностью, представляются к именным стипендиям Президента РФ, Правительства РФ, Президента РБ, им. З. Валиди, им. М. Акмуллы и др.

Наиболее отличившимся в учебной и общественной деятельности студентам предоставляется возможность посетить в ходе туристической поездки различные города России. Так, победители фестиваля «Студенческие звездочки» в разные годы посетили Н. Новгород, Москву, С-Петербург, Казань, Одессу, города, расположенные по Золотому кольцу России, и т.д.

Эффективность организации воспитательной работы обеспечивается наличием достаточной материально-технической базы для организации внеучебной деятельности. БФ БашГУ располагает девятью учебными корпусами, которые оснащены компьютерными классами с выходом в Интернет. В распоряжении преподавателей и студентов БФ БашГУ имеются лекционные аудитории, лаборатории, спортивные и тренажерные залы, 2 актовых зала, а также пять комфортабельных общежитий на 1430 мест. Студенческие художественно-творческие коллективы имеют возможность заниматься в помещениях академии. Создана костюмерная комната, комнаты для репетиций.

Мониторинг состояния воспитательной работы проводится регулярно. На заседаниях Ученого совета филиала не реже двух раз в год выступают зам.директора по ВР и СВ и начальник отдела воспитательной и социальной работы с отчетом, информацией, затрагивающими различные направления воспитательной работы. Также проводятся оперативные совещания (1 раз в неделю) совместно с заместителями деканов факультетов по СВР с приглашением председателя профсоюзной организации студентов. На оперативных совещаниях при деканах факультетов, совещаниях кураторов, заседаниях учебно-методического совета, собраниях студенческих советов дается общая оценка состояния воспитательной работы на факультетах и в вузе в целом. Перед обсуждением на заседаниях различного рода тем, связанных с работой социальной и воспитательной направленности, среди студентов БФ БашГУ предварительно проводятся соцопросы.

Ежегодно в БФ БашГУ проводятся научно-методические конференции и совещания, на которых обобщается опыт воспитательной работы и намечаются перспективы дальнейшей деятельности.



7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Дошкольное образование

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по профилю Дошкольное образование и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.


7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.

7.1. Требования к фондам оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе, а также «Положением о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов БФ БашГУ».

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП кафедрами создаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая аттестация выпускника по
направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование» включает итоговый государственный экзамен и защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен по профилю «Дошкольное образование» направления подготовки 050100 Педагогическое образование являются формой итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ по направлению подготовки (специальности) и государственного экзамена в рамках ООП разрабатываются на основе «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников БФ БашГУ». Государственный экзамен введен по решению Ученого совета БФ БашГУ.

Форма и содержание государственного экзамена обеспечивают контроль уровня подготовки студентов для подтверждения их соответствия квалификационным признакам по компетенциям согласно Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки РФ, требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработаны и утверждены требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена..

Бакалаврская выпускная квалификационная работа представляет собой учебно-исследовательскую работу. Выпускная квалификационная работа подводит итоги теоретической и практической подготовки обучающегося и характеризует его подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности.

Подготовка и защита бакалаврской работы предполагает наличие у студента умений и навыков проводить самостоятельное законченное исследование на заданную тему, свидетельствующее об усвоении студентом теоретических знаний и практических навыков, позволяющих решать профессиональные задачи, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

8. Другие нормативно-методические документы и мате­риалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

В вузе функционирует отдел качества по контролю за системой обеспечения качества подготовки, Он осуществляет мониторинг и периодическое рецензирование образовательных программ. Ком­петентность преподавательского состава обеспечивается системой повышения квалификации, которая осуществляется на базе ведущих вузов г. Казани, г. Уфы, г. Челябинска, г Екатеринбурга и др. Регулярно проводится самообследование по согласованным критериям для оценки деятельности. Для этого применяются ФЕПО-тестирование, АСТ-тестирование. Осуществляется система внешней оценки качества реализации ООП (учет и анализ мнений работодателей, выпу­скников вуза и других субъектов образовательного процесса).


Рабочая программа дисциплины

«Иностранный язык»

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Иностранный язык» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69