Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Содержание целевой раздел




страница1/19
Дата02.07.2017
Размер4.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………………….4

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………...4

- Цели и задачи реализации рабочей программы

- Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики:

особенности контингента воспитанников;

особенности условий реализации;

1.2. Планируемые результаты (целевые ориентиры)………………………………………………………………………...15



2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………...18

2.1. Образовательная деятельность по реализации образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»………………………………………………………………………………………………………………………..20

2.2. Формы, способы и методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов……………………………...21

2.3. . Особенности и содержание культурных практик (части, формируемой участниками образовательных отношений) …………………………………………………………………………………………………………………………………....23

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………………………………………...23

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………23

2.6. Иные характеристики содержания рабочей программы (описание специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, использование специальных методических пособий и дидактических материалов)………………………………………………………………………………………………………………… …..24 3.Организационный раздел…………………………………………………………………………………………………..25

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы (обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания)…………………………………………………………………………..25

3.2. Особенности распорядка и (или) режима дня, особенности традиционных событий, праздников,

мероприятий……………………………………………………………………………………………………………………25

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………….........26

Приложения:

Приложение №1 Характеристика индивидуальных особенностей детей разновозрастной группы 4-7 лет………..28

Приложение №2.Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ограниченными возможностями на

2015-2016 учебный год…………………………………………………………………………………………………………30



Приложение №3 Образовательная деятельность по реализации образовательных областей……………………………33

Приложение №4 Реализация направлений развития в процессе организации режимных моментов жизнедеятельности детей разновозрастной группы 4-7 лет………………………………………………………………………………………..92

Приложение №5 Перспективный план работы с родителями на 2016-2017 учебный год ………………………….114

Приложение №6 План организации оздоровительной работы МКДОУ Баранниковский д/сад – д/сад п. Новый разновозрастная группа 4-7 лет. Время проведения в режиме рабочей недели……………….……………………118 Приложение №7 Перечень нормативных документов, литературы, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность:………………………………………………………………………………………………...124

Приложение №8 Режим дня разновозрастной группы 4-7 лет ………………………………………………………...128

Приложение №9 Учебный план……………………………………………………………………………………………130

Приложение №10 График распределения недельной нагрузки на 2016-2017 учебный год …………………………...132

Приложение №11 Комплексно-тематическое планирование……………………………………………………………..134

Приложение №12 План массовых мероприятий:…………………………………………………………………………..156

Приложение №13 Планирование развлечений…………………………………………………………………………......159

Приложение №14 Особенности образовательной деятельности и культурных практик……………………………......163

Приложение № 15 Программы культурных практик ……………………………………………………………………166

Приложение 15(1) Рабочая программа «Экология»……………………………………………………………………….166

Приложение 15(2) Рабочая программа «Литературная гостиная»………………………………………………………..178

Приложение 15(3) Рабочая программа «Конструирование»……………………………………………………………….193

Приложение 15 (4) Рабочая программа « Художественное творчество»………………………………………………….204

Приложение 15 (5) Рабочая программа «ОБЖ»…………………………………………………………………………….215



Приложение №16 Развёрнутое комплексно-тематическое планирование разновозрастной группы 4-7 лет…………242

1.Целевой раздел

    1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана воспитателями для детей разновозрастной группы (4-7 лет) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), с учетом учебно-методического комплекта « Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 368 с. Рабочая программа по развитию детей разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Программа позволяет обеспечить качественные показатели выполнения муниципального задания по предоставлению услуги дошкольного образования и направлена на удовлетворение потребностей:

 воспитанников и родителей - в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени;

 общества и государства - в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни.



  • Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Положением о Филиале муниципального казённого дошкольного учреждения Баранниковский детский сад – детский сад п. Новый

  • Основной образовательной программы дошкольного образования одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию ( протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

Основным нормативным правовым документом, на основании которого разработана Рабочая программа, является Образовательная программа филиала МКДОУ Баранниковский детский сад-детский сад п. Новый.
Целями рабочей программы являются:

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа обеспечивает решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Программа направлена на:

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Основные принципы реализации программы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности:

1) полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.



Возрастные особенности детей разновозрастной группы 4-7 лет и характеристика контингента воспитанников..

Разновозрастную группу посещают 14 человек. Из них 4-5 лет- 2 воспитанника, 5-6 лет -5 детей, 6-7 лет- 7 детей. В состав группы входят 9 девочек и 5 мальчиков, из которых 1ребенкас ограниченными возможностями здоровья. 11 детей воспитывается в полных семьях, 2-опекунами, 1 –в неполной семье.



(Приложение №1)

Дети пятого года жизни(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное

условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость

представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;

совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности

в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Дети шестого года жизни ( от 5 до 6 лет)

очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. В этом возрасте дети совершенствуют и расширяют игровые замыслы и умения. У них формируется желание организовывать сюжетно-ролевые игры. У многих детей данной группы возникают проблемы с организацией игры: не могут распределить самостоятельно роли, подготавливать необходимые условия, договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д. Исходя из этого, следует обратить внимание на: развитие самостоятельности детей в играх со сверстниками, развитие умения выстраивать линию поведения в роли, развитие творческого потенциала детей, умение подчиняться правилам в групповых играх, формирование дружеских взаимоотношений между детьми.

Кроме игровой деятельности, больше внимание уделяется таким видам деятельности как продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская и двигательная.

Продуктивная деятельность: у многих детей хорошо развито чувство цвета, творческая инициативность, но не у всех сформированы изобразительные навыки и умения. Следует обратить внимание на развитие чувства формы, пропорции, овладение композиционными умениями.

Коммуникативная деятельность: дети свободно общаются со взрослыми, сверстниками, но не все могут уладить спорные вопросы, конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Большинство детей с интересом рассматривают художественную литературу, слушают сказки, но многие проявляют мало интереса к произведениям, имеющим более серьезную смысловую нагрузку. Ввиду этого, необходимо использовать в работе методы, способствующие активизации внимания и желания рассуждать о прочитанном. Хотелось бы обратить внимание на заучивание и выразительное чтение стихов, чтение текста по ролям в инсценировках, при этом формировать умения пользоваться прямой и косвенной речью. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом, отрабатывать интонационную выразительность речи.

Познавательно-исследовательская деятельность: почти все дети старшей группы хорошо владеют счетом и отчетом предметов, имеют представление о геометрических фигурах, сравнивают предметы на глаз. Не достаточно хорошо сформированы знания о частях суток, днях недели, местонахождении предмета по отношению к себе и другим.

Дети различают домашних и диких животных, сформировано представление о чередовании времен года, на основе сезонных наблюдений. Различают и называют виды транспорта, классифицируют предметы, различают материалы, из которых сделаны они. Знают о значении воды, воздуха, солнца для человека, животных, растений. Следует обратить внимание на знакомство с комнатными растениями, растениями леса, луга, сада, познакомиться со способами вегетативного размножения растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дети различают виды транспорта, объясняют их значение, понимают значение светофора, узнают и называют некоторые дорожные знаки, различают проезжую часть, тротуар, пешеходный переход. Следует обратить внимание на поведение в детском саду, на улице, в общественном месте, дома.

Двигательная деятельность большинство детей умеют осознанно выполнять движения, любят играть в спортивные игры, но при выполнении заданий есть необходимость в улучшении качества их выполнения. Сделать акцент на формирование правильной осанки, координации движений. Поддержать интерес детей к организации знакомых подвижных игр. Проявляя при этом инициативу и творчество.

Дети седьмого года жизни ( от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Зачастую жизненные проблемы семьи они переносят в игру.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли. И ребята зачастую в игре занимают лидирующие позиции, но не всегда могут договориться с другими участниками при выборе ролей.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Многие ребята при тематическом рисовании охотно добавляют творческие элементы в картине.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Мальчики с большим энтузиазмом строят дороги и гаражи, а девочки дома. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать, с чем и связано введение в вариативную часть кружка «Оригами». Данный вид



деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. Если материал интересен, то многие ребята способны сосредоточится на нем до 30 минут, но некоторые из них, имея больший интерес к подвижной деятельности, с трудом могут сосредотачиваться на восприятие информации, сидя за столом.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У нескольких детей есть проблемы в четкости произношении отдельных звуков, что в дальнейшем будет корректироваться образовательной деятельностью.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Детский сад посещает 1 ребёнок с ограниченными возможностями, для которого создан маршрут индивидуального развития. (Приложение №2).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

  • 2. Содержательный раздел
  • 3.Организационный раздел
  • Приложения: Приложение №1
  • Приложение №3
  • Приложение №5
  • Приложение №7
  • Приложение №9
  • Приложение №11
  • Приложение №13
  • Приложение №16
  • Целями рабочей программы являются
  • Программа направлена на
  • Основные принципы реализации программы
  • Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности
  • Возрастные особенности дет ей разновозрастной группы 4-7 лет и характеристика контингента воспитанников.
  • ( Приложение №1) Дети пятого года жизни(от 4 до 5 лет)
  • Дети шестого года жизни ( от 5 до 6 лет)
  • Дети седьмого года жизни ( от 6 до 7 лет)
  • сад посещает 1 ребёнок с ограниченными возможностями, для которого создан маршрут индивидуального развития.